Установление границ муниципального образования осуществляется

Автор: | 27.12.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Установление границ муниципального образования осуществляется». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Как гласит российское законодательство, новые пределы населённых пунктов могут устанавливаться после проведённого должным образом референдума, на котором большинство голосующих выступило за изменения.

В наиболее общем виде территорией муниципального образования является пространство (земля) в пределах, очерченных границами этого муниципального образования, вне зависимости от формы собственности и целевого назначения.
В п. 5 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ сказано, что в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями).

Что такое граница муниципалитета

Для описания изменений муниципально — территориального устройства на нормативном уровне основными являются понятия «образование», «преобразование», «упразднение».

Установление и изменение границ муниципальных образований происходит согласно законам субъектов Российской Федерации. Ранее Законом о местном самоуправлении (был принят в 1995 году) такой вопрос находился полностью в ведении этих субъектов, однако принятый в 2003 году Закон о местном самоуправлении ввел критерии, на основании которых могут устанавливаться границы различных муниципальных образований.

По этому вопросу население должно высказаться непосредственно. А в том случае, когда происходит включение территории городского поселения в состав муниципального района, поселение должно осознать изменение сферы распространения отдельных своих интересов и единство своих интересов с жителями района.

Это означает, что в России не может существовать региона, в пределах которого не действует местное самоуправление. В качестве исключения, однако, могут выступать территории, плотность населения которых очень низкая. Они могут не включаться в поселения.

Закон субъекта Российской Федерации об изменении границ муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.

Что нужно для инициации изменения границ муниципального образования

Территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли (территории) населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования; территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли; земли для развития поселения.

Территория городского округа (городского округа с внутригородским делением) — это территория городского поселения, которое в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, наделено статусом городского округа (городского округа с внутригородским делением).

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.02.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

Основные модели территориальной организации местного самоуправления: территориальная (районная), поселенческая (волостная), двухуровневая.

Органы государственной власти субъектов страны также занимаются изменением уже сформированных границ муниципальных образований. Помимо этого органы самоуправления могут инициировать изменение границ таких образований, давая в некоторых случаях согласие на такие изменения.

В соответствии с частью 1 статьи 131 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Четкое закрепление границ муниципальных территорий обеспечит возможность ведения государственной статистики в разрезе муниципальных образований, что позволит решить насущные вопросы по реконструкции системы организации использования земель внутри муниципальных образований и станет базисом для эффективного территориального планирования.

Следует учитывать, что земли населенных пунктов, правовой режим использования которых регулируется земельным и градостроительным законодательством, являются лишь частью территории поселения. В ряде случаев данные территории могут совпадать, если в состав поселения входит один населенный пункт без прилегающих к нему территорий.

Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для выдвижения инициативы проведения местного референдума.

Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним региональным законом для выдвижения инициативы проведения местного референдума.

Органы власти осуществляют учёт изменений рубежей не только самих населённых пунктов, но также и пределов территорий и районов, которые входят в состав этих населённых пунктов.

Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним региональным законом для выдвижения инициативы проведения местного референдума.

Органы власти осуществляют учёт изменений рубежей не только самих населённых пунктов, но также и пределов территорий и районов, которые входят в состав этих населённых пунктов.

Для получения согласия населения в процессе изменения границ муниципального образования, а также при его преобразовании должно проводиться голосование по указанным задачам. В целом, в таких голосованиях принимают участие граждане муниципальных образований/населенных пунктов, чьи границы собираются изменять.

Преобразование границ муниципального образования

Однако это далеко не так. Последствия этих территориальных изменений для системы муниципально-территориального деления различны. В первом случае происходит образование нового муниципального образования второго уровня, а во втором — упразднение муниципального образования второго уровня за счет включения его территории в состав другого муниципального образования второго уровня.

При этом адекватной формой выражения мнения населения поселения служит голосование. Хотя границы поселения остаются неизменными, его положение в системе муниципальных образований меняется существенно. С одной стороны, оно становится независимым, а с другой стороны, объем вопросов местного значения, которые оно должно решать, значительно увеличивается.

Пункты Закона о местном самоуправлении (действует с 2003 года), которые относятся также к вменению границ муниципальных образований в сравнении с Законом о местном самоуправлении от 1995 года содержат больше правовых гарантий, направленных на учет мнения населения касательно изменения территориальных границ, в черте которых выполняется местное самоуправление. Так, согласие жителей муниципальных образований на изменение его границ требуется если:

  • изменение границ муниципальных районов включает отнесение территорий поселений/населенных пунктов одного района к территориям другого (согласно части 2 статьи 12 упомянутого Закона);
  • изменение границ поселений включает отнесение территорий населенных пунктов, которые находятся в границах этого поселения, к территории другого поселения (согласно части 3 статьи 12 упомянутого закона).

Во избежание таких аномалий на практике из формулировки, раскрывавшей определение городского поселения, исключили положение о том, что к поселку либо городу может прилегать территория с расположенными на ней населенными пунктами, не считающиеся сельскими поселениями.

Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Установление и изменение территории муниципальных образований

Изменение границ внутригородских районов осуществляется с учетом мнения населения каждого из внутригородских районов в соответствии с уставом внутригородского района и с согласия населения городского округа с внутригородским делением, выраженного представительным органом городского округа с внутригородским делением. Порядку установления и изменения границ муниципальных образований посвящены ст. 10-13 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

Согласно статье 11 Федерального закона территория субъекта Российской Федерации разграничивается между поселениями и городскими округами, за исключением территории с низкой плотностью сельского населения.

В состав территории городского поселения могут входить (п.5 ч.1 ст. 11 Федерального закона) один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями).

ГРАНИЦЫ И ТЕРРИТОРИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье 11 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» указаны требования к установлению и изменению границ муниципальных образований.

Порядку изменения границ муниципальных образований полностью посвящена ст. 12 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 2003 г.

Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Федерации в соответствии с требованиями федерального законодательства.

Если же пределы сельских поселений и иных населённых пунктов собирается устанавливать или изменить государственная власть на уровне региона или федерации либо местная власть, то они могут сделать это, оформив соответствующее решение и осуществив надлежащий учёт изменений.

Диплом, курсовая, реферат. Что это за звери и с чем их едят?

Изменение границ муниципальных районов и поселений, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений.

Важным условием поддержания максимальной эффективности территориальной организации местного самоуправления является процедура изменения границ муниципальных образований.

Оно осуществляется в муниципальных районах, сельских, городских поселениях, в пределах городов федерального значения. Порядку установления и изменения границ муниципальных образований посвящены ст. 10—13 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 2003 г.

При слове «граница» многие из вас наверняка представляют пограничные столбы, пропускные пункты и другие символы, которые находятся на рубеже, отделяющем одно государство от другого и охраняемом суровыми пограничниками. Вместе с тем, не видимые взору пределы существуют также и внутри государств. В частности, к ним относятся рубежи муниципалитетов.

Порядок установления и изменения границ муниципального образования в современной России урегулирован благодаря закону, который называется «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Тому, как границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются, посвящены статьи с десятой по тринадцатую вышеуказанного нормативного акта.

Под преобразованием муниципальных образований понимается их объединение или разделение, а также изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением этого статуса.

Границы любых муниципальных образований несут на себе управляющие, регулирующие и организующие функции. Они фиксируют пространственные параметры действия органов самоуправления, отражают местные особенности производства и жизни населения. В силу этого границы выступают как основные элементы территориально – экономической структуры муниципального образования.

3. Установление и изменение границ муниципальных образований

В ФЗ № 131 понятия «населенный пункт» и «поселение» разграничены. Первое понятие используется для обозначения административно-территориальной единицы, второе – разновидности МО. Несмотря на свою созвучность, эти категории различны.

Стоит обратить внимание на то, что в случае изменения границ между субъектами нашей страны все приведенные выше требования, касающиеся изменения границ муниципальных образований, к этому процессу не применяются.
Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним региональным законом для выдвижения инициативы проведения местного референдума.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *