Новое в системе образования 2022 год

Автор: | 30.12.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новое в системе образования 2022 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Некоторые изменения произойдут в 2021-2022 учебном году и затронут правила поступления учащихся в образовательные учреждения. Так, при приеме школьников по-прежнему будет действовать территориальная привязка: первыми места получат все прописанные на территории, к которой относится школа. Далее распределение затронет остальных. Но теперь при наборе первоклассников право приоритета будет предоставляться тем детям, чьи старшие сестры или братья уже учатся в данном учреждении.

ФГОС – это образовательные стандарты федерального государственного уровня, регламентирующие образовательный процесс во всех учебных заведениях страны, например, определяющие предметные области и входящие в них конкретные дисциплины. Пока в России действуют ФГОС второго поколения, но в 2019-ом году экс-министр просвещения Ольга Васильева заявляла, что в 2021-ом году стандарты должны обновляться и полностью пересматриваться с учетом мировой практики.

Пока обновленные ФГОС не разработаны и не утверждены, но они будут продумываться по таким принципам:

  • Конкретизация основ преподавания и усвоения материалов.
  • Понятность, доступность образовательных программ не только для учащихся и преподавательского состава, но и для родителей школьников.
  • Нацеленность на конкретизацию требований, предъявляемых к школьникам и к результатам их обучения.
  • Организация единой для всех школ программы образовательного процесса, максимальная унификация и стандартизация существующих учебных программ.
  • Определение круга обязанностей сотрудников школ, касающихся взаимодействия с учащимися и их родителями.
  • Предложение единого перечня предметных областей и относящихся к ним дисциплин.
  • Развитие внешкольных навыков у учащихся, а именно жизненных и личностных.
  • Создание новых систем и рычагов анализа получаемых школьниками знаний.
  • Обозначение и организация воспитательных норм и программ.
  • Объявление предметных областей и предметов на каждый учебный год. Так, в 2021-2022 гг. будет одиннадцать или двенадцать дисциплин, входящих в шесть обязательных для всех учебных заведений предметных областей. Устанавливаются предметы и уровни их изучения: углубленный или базовый.

Изменения в сфере образования непременно затронут учебную литературу. Так, при проведении обязательной экспертизы заключения будут выдаваться на пятилетний срок. Причем выдающие экспертные результаты специалисты будут нести личную ответственность, вплоть до указания их фамилий при издании и печати.

А еще все допускаемые к использованию в школах учебники будут в обязательном порядке соответствовать новым утвержденным стандартам и относиться к единой для школы учебной программе, которую определит руководство (такая информация непременно доводится до сведения родителей учеников).

Вероятно, в Российских школах и ВУЗах с 2021-2022 учебного года будет внедряться новый формат образовательного процесса – дистанционный. Удаленное обучение уже было опробовано в апреле-мае 2021 г., но все отметили его несовершенство и слабые стороны.

Руководящий Минобрнауки Валерий Фальков заявлял, что в 2021-2022 гг. дистанционная система обучения, во-первых, может обрести правовой статус. Вероятно, правительство подготовит новый закон, регламентирующий правила и процесс удаленного образования. Во-вторых, будет дорабатываться и совершенствоваться программное обеспечение для создания единой, стандартной и удобной для всех платформы.

Новости образования в 2022 году

В России есть регионы с катастрофической нехваткой школ. И в них для оптимизации организации образовательного процесса на ограниченных территориях будет разрешаться использовать пятиэтажные здания. Первые проекты построек с пятью этажами находятся на стадии разработки, и когда сооружения будут возведены, опыт смогут перенимать разные российские субъекты.

В некоторых регионах РФ в сфере образования активно внедряются инновационные технологии. Так, в 50-и субъектах страны будет организовано более двух тысяч классов, оборудованных ультрасовременной техникой. В оснащение таких кабинетов войдут 3Д-принтеры, очки виртуальной реальности, интерактивные панели, робототехнические конструкторы.

К сведению! Планируется, что к 2024-му году общее количество инновационных оборудованных центров в школах должно достичь 16 тысяч.

Педагоги уже начали проходить обучение: курсы по обращению с новым оборудованием организуются на базах технопарков для детей «Кванториум». А уже с 2019-го года Министерство просвещения активно продвигает и реализует инициативу по обучению детей некоторым предметам с помощью мобильных приложений и адаптированных интеллектуальных компьютерных игр.

Дошкольное обучение (получение начального образования) – это первое структурированные знания ребенка, с которыми он впервые сталкивается до вхождения им во взрослую жизнь. Дошкольное образование охватывает примерный временной отрезок — до шести-семи лет, до тех пор, пока ребенок не пойдет в школу, получать там знания, умения и навыки.

Дошкольный период, это очень интересный, познавательный и в тоже время ответственный период в жизни ребенка, в который он в полной мере должен освоить такие важные для своего будущего сферы, как- образовательная, интеллектуальная, взаимодействия, психическая и чувствительная…

2-3 ноября прошел Всероссийский форум работников дошкольного образования «Ориентиры детства 3.0» онлайн. Мероприятие организовали Международная педагогическая академия дошкольного образования (МПАДО) и Ассоциация развития качества дошкольного образования (АРКАДО) при поддержке Министерства просвещения РФ, Общероссийского профсоюза образования, Государственной Думы РФ, Общественной палаты РФ, Союза женщин России.

Тема форума – «Стратегия развития дошкольного образования на основе традиционных духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации» – отвечает современным вызовам времени.

Сегодня многие новости образования акцентируют внимание на внедрении инновационных технологий, и 2022 год в этом плане не станет особенным. Развитие современных IT-технологий оказывают существенное влияние на процесс обучения, в том числе и в детских садах.

Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны развития дошкольников. С этой целью, в детские учреждения приобретают интерактивные доски, детские компьютеры, ноутбуки для педагогов.

Чему будут учить в школе с 1 сентября 2022 года

Министерство просвещения утвердило новые Федеральные государственные образовательные стандарты для начальных и средних классов. В силу они вступят 1 сентября 2022 года. Пожалуй, для российской системы образования это один из самых главных документов. Здесь четко, гораздо четче, чем в прошлой версии, прописано, что должны знать и уметь дети после 4-го и после 9-го класса. На основе этих стандартов будут разрабатываться конкретные программы для школ и учебные планы, будут писаться учебники и составляться задания ЕГЭ.

Итак, в 2022 году в дошкольном образовании в 2022 году можно ожидать такие нововведения.

С 2022 года малышей начальных классов будут учить обращаться с деньгами.

Как, переживают педагоги и родители? Появится новый предмет? В минпросвещения успокоили: новых предметов не будет — нагрузка на школьников не повысится. А вот новые «модули» внутри некоторых «старых» предметов появятся.

На каждой ступени образования — свои стандарты. Школьникам необходимо руководствоваться следующими документами:

  • ФГОС начального общего образования (1-4 классы),
  • ФГОС основного общего образования (5-9 классы),
  • ФГОС среднего общего образования (10-11 классы),
  • ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

ФГОС второго поколения разрабатывались с 2009 по 2012 год и действуют до 2020 года. Акцент в них сделан на развитие универсальных учебных умений, то есть способности самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми. Фокус сместили на личность ребёнка. Много внимания уделено проектной и внеурочной деятельности. Предполагается, что обучающиеся по федеральным государственным стандартам 2 поколения должны любить Родину, уважать закон, быть толерантными и стремиться к здоровому образу жизни.

Назад в будущее: высшее образование в 2022 году

В рамках стратегии воспитания до 2025 года во всех учебных заведениях страны появятся новые воспитательные программы. Если раньше подобные мероприятия носили формальный характер, то теперь в программах учебных заведений должны быть чётко прописаны конкретные мероприятия:

  • Социальные проекты
  • Дискуссионные площадки
  • Спортивные праздники
  • Игры
  • Тренинги
  • Походы в театр
  • Консультации родителей
  • Работа психологов
  • Развитие патриотических сообществ
  • Интеллектуальные форумы.

Антиковидные правила и требования могут быть продлены вплоть до 2022 года. В конце осени с подобным предложением выступил Роспотребнадзор (проект опубликован на портале правовой информации).

  • Регулярное измерение температуры
  • Требования к работе общеобразовательных учреждений, игровых комнат в ТЦ, центров дополнительного образования
  • Запрещены массовые мероприятия
  • Занятия у школьников проводятся в одном и том же кабинете.
  • Что такое ФГОС?
    • Зачем в школах внедрили ФГОС?
  • Что изменится в обучении детей 5-9 классов?
    • Патриотический уклон – самое главное изменение в стандартах
    • Финансовая грамотность
    • Фишинг и основы программирования
    • Ужесточённые требования к изучению основного иностранного языка
    • Изучение второго иностранного языка – не обязательно
    • Исключение из ОБЖ блока про воинскую службу
    • Уважение к чувствам верующих
  • Что нового готовит ФГОС для учеников начальной школы?
    • Учимся писать, считать и любить Родину
    • Изучениеродногоязыка»>Изучение родного языка
    • Подход к изучению иностранных языков в начальной школе
    • Окружающий мир – не только о природе
    • Шахматы вместо физкультуры?

На базовом уровне преподавания детей будут учить защищаться от вредоносного программного обеспечения, обеспечивать личную безопасность и безопасность персональных данных в интернете, а также разъяснят, что такое сетевая анонимность, цифровой след и научат распознавать попытки вовлечение себя и окружающих «в деструктивные и криминальные формы сетевой активности», в том числе кибербуллинг, фишинг – интернет-мошенничество с целью получения чужих конфиденциальных данных.

Школьников, которые будут изучать информатику на продвинутом уровне, научат создавать программы на языках программирования общего назначения, таких как Python, C++, JAVA, С#.

Что ждет школы в 2021-2022 году? Наш прогноз

В следующем году школу заканчивают подростки, которые все 11 лет учились по современным образовательным государственным стандартам, отметил Анзор Музаев на Всероссийском родительском собрании. Резких изменений не будет, добавил руководитель Рособрадзора: дорабатывать программы единого госэкзамена по всем предметам предстоит поэтапно в течение 2022–2024 годов. Проекты контрольных измерительных материалов ЕГЭ и ОГЭ-2022 опубликованы на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), учрежденного Рособрнадзором.

— Изменения нацелены в первую очередь на то, чтобы не заучивать формулы и события, а на то, чтобы ребята по окончании школы умели применять знания того или иного предмета в жизни, на практике, — объяснил Анзор Музаев. — Нам не нужен дополнительный стресс у родителей, учеников, учителей. Поэтому прошу ознакомиться с демоверсиями ЕГЭ заранее.

Стандарты, по которым учились дети, которые летом 2022 года закончат школу, изначально не были ориентированы только на знание предмета, напомнила Ирина Абанкина.

— В стандарт образования были включены предметные и метапредметные знания, которые давали возможность комбинировать материалы разных предметов, расширять проектную деятельность, исследовательские практики, — рассказала собеседница «Известий».

Современные школьники должны уметь объяснять и обосновывать свои выводы перед учителем и одноклассниками, соглашается и Арслан Хасавов. По его наблюдениям, многие старшеклассники сейчас воспринимают существующую подготовку к экзамену как натаскивание на результат.

Нововведения, которые затронут ЕГЭ — попытка частично вернуться к советской системе контроля знаний, когда детей учили давать развернутые ответы, мыслить и рассуждать, считает исполнительный директор Национального родительского комитета Юлия Матюнина. По ее мнению, изменения были прогнозируемы, так как с момента введения ЕГЭ в России не прекращаются споры о его целесообразности.

Идеология будущего ЕГЭ заключается в том, что специально готовиться к нему не нужно, полагает Арслан Хасавов.

— Если одиннадцатиклассник успешно осваивает образовательную программу, он без проблем сдаст экзамен, — убежден собеседник «Известий».

Он советует школьникам уделить внимание системе проведения ЕГЭ, правилам поведения на экзамене. А если знания есть, то они проявятся, заключил эксперт.

Организатором V Всероссийского совещания работников сферы дополнительного образования детей выступает Минпросвещения России. Совещание проводится с целью профессионального обсуждения актуальных результатов сферы дополнительного образования детей и разработки эффективных решений по реализации приоритетных направлений государственной образовательной политики в сфере дополнительного образования детей.

В настоящее время 15,6 млн детей занимаются по дополнительным общеобразовательным программам по шести направленностям: художественное, техническое, естественнонаучное, физкультурно-спортивное, туристско-краеведческое и социально-педагогическое. В системе дополнительного образования детей функционируют 13409 государственных организаций, 363 – негосударственных, трудятся 280 689 педагогических работников.

Правительство совместно с комиссией государственного совета России по направлению «Образование» обязали обеспечить к 1 января 2023 г. использование в дистанционных образовательных технологиях и общеобразовательных программах исключительно государственных информационных ресурсов.

Обязательство входит в перечень поручений, который президент России Владимир Путин утвердил по итогам заседания президиума Государственного совета России, состоявшегося 25 августа 2021 г. Об этом сообщает сайт Кремля.

Те, у кого есть дети-старшеклассники, прекрасно знают, о чём речь. Картинки здесь отличаются только степенью гротеска и оттенками тихого ужаса. Урок, начинающийся с мучительного поиска пропавшего неведомо куда соединения с конференцией, звука или видео в ней. А во время урока – ожидание ответа ученика, который почему-то никак не может найти нужную кнопку; тормозящий видеопоток через пресловутый Teams, ответы по «Википедии» в соседнем компьютерном окне. А в итоге – примитивные лекции вместо общения с классом. И как следствие – огромные «домашки», чтобы преодолеть угрожающе растущее отставание от учебного плана, которое всё равно не преодолевается. Многочасовое напряжённое глазение в монитор, «большие перемены» под одеялом, общение с одноклассниками в чатах – полное обрушение всякого распорядка дня. И это ещё в «благополучных семьях», где у ребёнка есть своя комната, стол и компьютер. А если деток много, а комнат и компьютеров – наоборот, а рядом стучат по клавам родители, трудящиеся на удалёнке? Этот дурдом и есть то прекрасное «окно», которое нам, согласно г-ну Шмису, открылось благодаря ковиду?

Наблюдая за дистанционной учёбой собственной дочери-девятиклассницы и расспросив её подруг в разных московских школах, я услышал примерно одно и то же. Единственный плюс дистанционки, экономия времени на поездки в школу и обратно, напрочь перекрывается десятком минусов, главным из которых для нормальных «средних» детей оказалось беспокойство за результаты такого недоучения. То есть вслед за весёлой эйфорией от «игры в школу», где во всеобщем бедламе стираются грани между пятерочниками и троечниками, пришло трезвое понимание, что в итоге спросят знания без всяких скидок. Одна девочка сформулировала это по-взрослому:

Дистанционная учёба впору только бездельникам, которых не волнуют экзамены и вообще знания или же – очень самостоятельным ученикам, которые могут организовать своё обучение и без учителей.

Но для последних и так существовало две формы заочной и полузаочной учёбы. И, надо сказать, что в некоторых семьях в доковидную эпоху всё больше подумывали и прикидывали для своих детей такие варианты, чтобы, мол, не тратить время на дорогу, на «пустые – непроизводительные» часы и переменки, которых-де в школе слишком много. Ныне же, многие, видимо, резко передумали: вместе с «пустым» школьным временем дети, как оказалось, успевали гораздо больше. Мало того – у некоторых подростков от домашнего дистанта начались нервные срывы, были уже и суициды.

Всё это вместе и побудило родителей в октябре и ноябре создавать местные комитеты против дистанта, собираться на митинги протеста не только в онлайне, налаживать протестные связи в масштабах страны, как это было десять лет назад, когда у нас нахрапом пытались внедрить западную ювенальную юстицию. К протестам родителей стали присматриваться и пристраиваться разные политические силы, что напугало власти.

Тем временем премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление о проведении в российских регионах «эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды», рассчитанного на два года: с 10 декабря 2020-го по 31 декабря 2022 года. Минпросвещения должно отобрать для этого российские регионы и согласовать с Минцифры дорожную карту проведения эксперимента.

Внедрение ЦОС, о котором идёт речь в постановлении, никоим образом не подменяет собой традиционный, очный формат обучения как ключевой для российской системы образования,

– поспешил успокоить общественность министр просвещения РФ Сергей Кравцов. Законопроект, о котором говорилось выше, также сопровождал дружный хор заверений чиновников, что ни о каком полном переходе с очной формы на дистанционную и речи не идёт. Однако формулировки его (по крайней мере, в первой редакции) были настолько размыты, что позволяли предполагать что угодно. Это же относится пока и к «цифровой среде» с неясными очертаниями – как и всё, что идёт у нас под грифом (можно сказать и – «под Грефом») цифровизации.

С одной стороны, Россия чётко следует в русле мирового «дигитального» мейнстрима во всех сферах, включая образование. Однако мы как будто стремимся иногда забегать «вперёд паровоза», а то и переть на пути, ясно отмеченные на Западе предупредительными семафорами. Специалистам прекрасно известно, что опыты создания цифровой школы начали проводить в Евросоюзе ещё в начале этого века. И во всех школах стран, где они проходили, показатели успеваемости резко упали. В 2012–2015 годах организация BISA (Business Information Security Association) по заданию Совета Европы занималась исследованием результатов дистанционного образовательного процесса. Были составлены графики, наглядно показывающие, как падает способность детей к пониманию написанного, уровень математических знаний и другие ключевые показатели. Неслучайно престижные европейские школы и вузы для элиты отказались от этого зыбкого пути, используя «цифру» в обучении ограниченно. Известный немецкий психиатр, исследователь мозга Манфред Шпитцер, автор книги «Антимозг. Цифровые технологии и мозг», пишет, что пытаться научить с помощью компьютера – это «всё равно, что ездить на велосипеде в бассейне».

Кстати, при самом жёстком локдауне в Великобритании, Франции и Германии ученики всех возрастов продолжают ходить в школы. Да, в масках, да с «соцдистанцией», но продолжают. Поскольку власти понимают, что издержки массовой дистанционки окажутся слишком велики для страны и будут долго аукаться.

Патриотизм и «новая» история РФ: как изменятся стандарты образования в школах?

с 1 по 6 ноября 2021 года

Письмо Минобрнауки России от 28.10.2021 N МН-3/8539

«О работе диссертационных советов в удаленном интерактивном режиме»

Минобрнауки разъяснены особенности порядка организации работы диссертационных советов в удаленном интерактивном режиме

Сообщается о введении в действие с 01.08.2021 г. изменений действующего порядка государственной научной аттестации.

Отмечено, в частности, что удаленный интерактивный режим проведения заседаний диссертационных советов не должен препятствовать соблюдению принципов коллегиальности, открытости и гласности работы.

Участники могут присутствовать на заседании в очной или в удаленной форме.

Заседание диссертационного совета считается правомочным, если в его работе принимает участие не менее 2/3 списочного состава диссертационного совета, включая членов диссертационного совета, участвующих в заседании в удаленном интерактивном режиме.

Возможность удаленного присутствия не предусмотрена для соискателя ученой степени, председательствующего на заседании диссертационного совета и ученого секретаря.

с 25 по 30 октября 2021 года

Постановление Правительства РФ от 20.10.2021 N 1802

«Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»

Обновлен порядок размещения информации об образовательных организациях на их официальных сайтах в сети «Интернет»

Определено, что указанная в правилах информация размещается на сайтах образовательных организаций также в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью.

Кроме этого, установлено, что в целях обеспечения осуществления мониторинга системы образования образовательной организации необходимо размещать на официальном сайте информацию о заключенных и планируемых к заключению договорах с иностранными и (или) международными организациями по вопросам образования и науки.

Аналогичное постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 года N 582 и изменяющие его акты признаны утратившими силу.

Настоящее Постановление вступает в силу с 1 марта 2022 года и действует до 1 марта 2028 года.

с 27 сентября по 2 октября 2021 года

Письмо Минобрнауки России от 23.09.2021 N МН-10/3153-ПК

«О методических рекомендациях»

Утверждены методические рекомендации по разработке вузами показателей эффективности деятельности педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

Рекомендации закрепляют особенности внедрения и функционирования в образовательных организациях высшего образования системы эффективного контракта, представляющего из себя трудовой договор, содержащий совокупность согласованных сторонами трудовых отношений показателей и критериев оценки эффективности деятельности работника, достижение которых или их перевыполнение напрямую влияет на назначение стимулирующих выплат.

Определены цели и задачи внедрения такой системы, а также основные принципы, которыми необходимо руководствоваться при разработке и утверждении показателей и критериев эффективности деятельности работника.

Минобрнауки России также рекомендованы перечни показателей эффективности учебной, учебно-методической, научно-исследовательской и воспитательной работы педагогов.

с 23 по 28 августа 2021 года

Приказ Минобрнауки России от 27.07.2021 N 670

«Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации, приложений к ним и их дубликатов»

Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2021 N 64759.

С 1 сентября 2022 года вступают в силу новые правила заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации

Признан утратившим силу Приказ Минобрнауки России от 13.02.2014 N 112, регулирующий аналогичные правоотношения.

Настоящий Приказ действует до 1 сентября 2028 года.

с 21 по 26 июня 2021 года

Приказ Минобрнауки России от 31.05.2021 N 429

«Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования, учитываемых при определении соответствия образовательных организаций высшего образования второй группе критериев допуска к отбору образовательных организаций высшего образования для оказания поддержки программ развития образовательных организаций высшего образования в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030»

Зарегистрировано в Минюсте России 21.06.2021 N 63939.

Установлен перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, учитываемых при определении соответствия вузов второй группе критериев допуска к отбору для оказания поддержки программ развития в рамках реализации программы «Приоритет-2030»

Перечень утвержден в соответствии с подпунктом «б» пункта 9 Правил проведения отбора, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2021 N 729.

Перечень включает:

  • коды специальностей/направлений подготовки;
  • наименования специальностей и направлений подготовки;
  • квалификацию.

Предусмотрены, в том числе следующие наименования — архитектура, графика, дизайн, живопись, скульптура, продюсерство, режиссура театрализованных представлений и праздников и др.

с 24 по 29 мая 2021 года

Приказ Минобрнауки России от 15.04.2021 N 299

«Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных организаций, на подготовительных отделениях, подготовительных факультетах которых иностранные граждане и лица без гражданства, поступающие на обучение в пределах квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, установленной Правительством Российской Федерации, имеют право на обучение по дополнительным общеобразовательным программам, обеспечивающим подготовку к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, на 2022/23 учебный год»

На 2022/23 учебный год утвержден перечень вузов, на подготовительных отделениях которых иностранцы имеют право на подготовку к освоению образовательных программ на русском языке за счет федерального бюджета

Речь идет о федеральных государственных образовательных организациях, на подготовительных отделениях, подготовительных факультетах которых иностранные граждане и лица без гражданства, поступающие на обучение в пределах квоты, установленной Правительством РФ, имеют право на обучение по дополнительным общеобразовательным программам, обеспечивающим подготовку к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке.

В перечень включено 216 вузов в разных регионах России, в том числе МИСиС, МИРЭА, МГЮА, МАДИ, ВШЭ и др.

При таком формате обучения учебный год делится на три одинаковые части. Каждый триместр также делят на 2 части по 5 недель, которые разделены каникулами. При такой системе в 2021-2022 ученики получат два периода осенних каникул: с 4 по 10 октября 2021 и с 15 по 21 ноября 2021.

Исключением в этой форме обучения являются зимние каникулы, когда школьники отдыхают 2 недели подряд. Сам триместр длится 11 недель.

Положительно в этой системе то, что учащиеся получают достаточно оценок для аттестации и не находятся постоянно в напряжении, так как посередине семестра отдыхают и набираются сил на следующие пять недель учебы.

Однако иногда дети не могут сразу после каникул хорошо включиться в учебу, и первая неделя проходит, как попытка влиться в прежний ритм обучения.

Также такой график отдыха не совпадает с графиком обучения в кружках или организованных для школьников выездных мероприятиях. Поэтому ребенок не всегда полноценно отдыхает в этот период.

Путин поручил ввести в школах новый урок

  • Образовательная политика
  • Экономика
  • Качество образования
  • Интервести
  • Big data

Развитие технологий и сокращение жизненного цикла профессий привели к устареванию классической модели образования «школа-университет». Ей на смену пришла концепция bite-size learning — фокусное и динамичное обучение в минимальные промежутки времени в комфортном для себя ритме. Истоки этого метода уходят в исследования работы человеческого мозга. Как известно, новая информация воспринимается лучше всего в течении первых 20 минут, а максимальный уровень концентрации приходится на первые 5-8. Соответственно, в диапазоне стандартного урока длинной в 60-90 минут внимание значительно снижается.

Bite-size learning можно назвать одним из наиболее удачных подходов, решающих проблему рассеянного внимания учеников. При учебе «малыми порциями» создаются модули длинной до 15 минут с использованием различных инструментов (видео, блоги, игры) и тестов. На выходе человек получает конкретную и целевую информацию, тем самым значительно экономя собственное время. Кроме того, все модули можно изучать повторно, а объединенные вместе они могут использоваться для знакомства с обширными темами и давать более развернутое представление об изучаемом предмете лучше, чем традиционные линейные презентации. Еще один плюс – для прохождения курса можно использовать не только рабочий компьютер, но и обычный смартфон. Таким образом, во время завтрака за чашкой кофе вы без труда можете пройти краткий обучающий блок.

Всего какие-то 20—30 лет назад, получив профессию, можно было планировать свою карьеру и быть уверенным, что в ближайшие годы в ней ничего не изменится. Сегодня такая ситуация практически невозможна: уходят в прошлое не только целые специальности — структура самих профессий меняется с огромной скоростью. И мир продолжит ускоряться. Времени на неспешное развитие не остается. Единственный выход – переобучение в максимально короткие сроки. Востребованным станет формат интенсивного точечного обучения с использованием цифровизации – например, чат-ботов и искусственного интеллекта. Они способны проводить в том числе и образовательные марафоны в сжатые сроки, отслеживать качество усвоения новых знаний, формировать отчет по итогам обучения.

В настоящее время любое учебное заведение должно предлагать своим ученикам выбор, быть гибким по отношению к ним. Мы больше не можем существовать в жестких рамках классического образования XX века. Принятые ранее программы с фиксированным количеством учебных часов, отведенных на каждый предмет, незаметно отходят в прошлое. Студентам необходимо давать право выбора, на каких предметах фокусироваться, а в какие погружаться не так сильно. Персонализированный подход позволит увеличить мотивацию каждого отдельно взятого человека, позволит ему контролировать процесс обучения и отслеживать собственный прогресс в учебе, что в свою очередь положительным образом скажется на ответственности и вовлеченности в программу уроков. Гибкость распространяется и на систему обучения, недаром все больше университетов в мире смещаются в сторону гибридных схем обучения, когда студенты сначала самостоятельно изучают теорию на платформе, а живые лекции посвящаются обсуждению пройденного материала, конструктивным дискуссиям, разбору конкретных кейсов, групповым заданиям и презентациям. Этот тренд в ближайшие годы будет только укрепляться.

Развитие цифровых технологий, с одной стороны, открывает новые возможности, с другой – ставит перед нами новые вызовы. Чтобы оставаться в тренде, быть эффективным и востребованным специалистом, необходимо постоянно учиться и развиваться. При этом если еще пять-десять лет назад ВУЗы оставляли за собой право дать студентам лишь теоретические знания, перекладывая эмпирику на плечи работодателей, то сегодня ситуация существенно поменялась. Классического образования уже недостаточно, поскольку появляются новые требования, специальности, меняются технологии и процессы. В итоге современные работодатели все больше интересуются компетенциями, а не традиционными степенями кандидатов. Следовательно, от образовательных учреждений ждут упрощения процесса освоения студентами новых прикладных навыков.

Поколение миллениалов и Z, привыкшее к персонализированным сервисам Apple Music и Netflix, уже не хочет взаимодействовать со стандартизированными образовательными сервисами, рассчитанными на среднестатистического пользователя, и в этом контексте первую скрипку начинает играть кастомизация. Обучение от обязательного постепенно трансформируется в добровольное. Студенты будут сами решать, какие навыки им необходимо развивать. Образовательные платформы и университеты уже сейчас активно стараются найти новые пути персонализировать учебный контент, перестроить академическую и карьерную поддержку, чтобы она соответствовала групповым и индивидуальным запросам студентов.

Данный тренд имеет и экономическую целесообразность: чем больше предметов будет предложено студентам для осознанного выбора, тем меньше будет человек, приходящихся на одного педагога, а чем больше в учебном плане появится внеурочных семинаров и занятий, выбранных студентам по собственному желанию, а не принуждению, тем выше будет степень их удовлетворенности образовательным процессом.

На пресс-конференции 17 декабря 2020 года президент высказал мнение, что ситуация, когда уборщица получает такую же зарплату, что и учитель — недопустима. Многие чиновники и блогеры высказываются о проблеме низких учительских зарплат, ее решить в настоящее время не получается.

В 75 регионах России указ президента от мая 2012 года в части оплаты учительского труда так и не исполнен. В 53 регионах России каждый третий учитель получает меньше 15 тысяч рублей.

Из проекта Минпросвещения пока не ясно, какие надбавки будут получать методисты и наставники. При этом уточняется, что при наличии у учителя одновременно двух квалификационных категорий (например, высшей квалификационной категории и квалификационной категории «учитель-методист») надбавки будут назначены за обе.

В Минпросвещения планировали опробовать новую систему уже в следующем году. Но из-за пандемии её внедрение могут отложить до 2022 года. «В любом случае нужно учитывать, что большинство учителей не поддержит изменения системы аттестации, если за этим не последует изменение системы оплаты труда —такое мнение в рамках опроса ОНФ высказали 73 процента учителей», — сообщила «Парламентской газете» зампред Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина.

По словам депутата, параллельно идёт работа над национальной системой квалификации. Это — добровольная система аттестации, которую может пройти любой учитель. Проводится она независимо от работодателя по единым для всей страны критериям. По итогам оценки педагогу будут выдавать сертификат, отражающий уровень профессионального мастерства. Автором такой системы выступает Совет по профессиональным квалификациям в образовании.

Независимая оценка, напоминает Духанина, уже успешно применяется в медицине, сфере финансов и информационных технологий, индустрии гостеприимства, сварочном деле и других отраслях. По её данным, 40 процентов учителей готовы пройти национальную квалификацию, если её приравняют к аттестации. «Для системы образования это новый инструмент, позволяющий учителю реально повышать профессиональный уровень, видеть траекторию роста», — считает зампред профильного комитета Госдумы.

Система образования регулярно дорабатывается. При этом через определенные периоды времени школьные регламенты претерпевали серьезные изменения, которые разделили ФГОС на три поколения.

Изначальные стандарты школьного образования в РФ были приняты еще в 2004 году. Тогда понятия ФГОС еще не существовало. Регламенты того года были направлены на предметное обучение школьников, без учета психолого-педагогических аспектов и личностных особенностей учащихся. Из-за отсутствия многих факторов такие стандарты быстро устарели.

В основе регламента были учтены лишь следующие факторы:

  • обязательные дидактические единицы;

  • комплекс изучаемой информации по предметам;

  • компоненты федерального, регионального или школьного образования.

В 2009 году было принято решение о неэффективности действующих регламентов. Минпросвещения решило разработать новые стандарты образования. На создание регламентов ушло 3 года и в 2012 году появились ФГОС школьного образования, которые действуют до этого момента.

В основе регламентов лежит частичное самообучение школьников. Они должны не только получать одобренный комплекс информации на уроках, но и уметь искать дополнительные сведения. Это условие сместило акцент образования на личностные качества учеников.

Во втором поколении ФГОС учитывались:

  • только компоненты федерального образования;

  • требования к развитию универсальных навыков у детей;

  • ориентированность на улучшение результатов обучение;

  • необходимость усиления воспитательной функции взамен предметного акцента.

Несмотря на более расширенный объем требований при создании учебных программ и методов обучения школьников, ФГОС образца 2012 года не имели четких условий. Дальнейшая доработка регламентов ситуацию не улучшила.

По этой причине Минпросвещения решило внести кардинальные изменения в ФГОС. На решение также повлияла пандемия 2020 года, которая показала бреши в образовании.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *