Социальное обслуживание в РФ 2022

Автор: | 31.12.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Социальное обслуживание в РФ 2022». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Президент сообщил, что уже в следующем году по всей стране будет создана система центров для организации долгосрочного ухода за пожилыми людьми и инвалидами. Сейчас их пока только 24, но уже в 2022-м сеть таких центров должна покрыть всю территорию РФ. Эта программа включает в себя поддержку семейного ухода, социальное обслуживание и медицинскую помощь на дому, в полустационарной и стационарной форме с привлечением сиделок и службы патронажа.

«Начиная с 2022 года»: Минтруд меняет правила назначения выплат

Нанять частную сиделку может не каждая семья. В Москве и Подмосковье сиделки с постоянным проживанием и круглосуточным уходом за пациентом стоят 40-70 тысяч рублей в месяц, в регионах — 30-40 тысяч (цена зависит от наличия медобразования). Частные пансионаты еще дороже, а попасть в государственный практически нереально. Если уж только человек совсем одинокий или же у него оформлена инвалидность.

Виталий из Рязани рассказывает: «Сводный брат уже несколько лет не может устроить свою престарелую маму в пансионат. Возможно, для кого-то это звучит чудовищно: как это, отдать родного человека на попечение государства? Ну а что делать, если нет никакой возможности круглосуточно присматривать за старушкой? А оставить ее одну нельзя. Она может уйти, оставив открытым дом, или забыть выключить газ, или себя чем-то поранить. К тому же периодически проявляется агрессия. Из-за этого ее не берут в негосударственные учреждения для престарелых, где нормальные условия для проживания и сносные цены. Нужен специализированный — для людей с деменцией и расстройством психики. Мы такой пока найти не можем. Ни в Рязани, ни в ближайших областях. А государственная система не признает пожилую женщину нуждающейся в социальном обслуживании, так как, несмотря на свое состояние, она проживает в семье, а следовательно, не может нуждаться в помощи государства».

«Сейчас в России проживают почти 12 млн инвалидов, из них около 700 тысяч — это дети-инвалиды, 1,7 млн человек (13%) — инвалиды первой группы. Лишь 12% инвалидов первой группы состоят на социальном обслуживании — получают соцуслуги. Среди инвалидов второй группы их получают только 10%, среди инвалидов третьей группы — 2%, — рассказал «РГ» проректор Финансового университета при правительстве РФ, доктор экономических наук Александр Сафонов. — Всего в постоянном уходе, по нашим оценкам, нуждаются более 7 млн инвалидов».

В большинстве случаев инвалиды всех групп и члены их семей вынуждены самостоятельно справляться со своими жизненными ситуациями. «Даже по очень средним прикидкам ежегодно почти 20 млн человек задействовано в решении повседневных вопросов людей, нуждающихся в постоянном или регулярном уходе или присмотре. То есть именно столько людей выведены из экономики, часть из них не могут себе позволить растить детей, вынужденно ухаживая за старшим поколением», — говорит он.

По оценкам Финансового университета при правительстве РФ, около 3,7 млн пожилых людей нуждаются в социальном обслуживании, в то время как получают его только 1,8 млн человек.

В рамках нацпроекта «Демография» в некоторых регионах внедряется система долговременного ухода. В частности, предлагается расширенный бесплатный набор соцуслуг на дому, предоставляемый по новым стандартам качества до 28 часов в неделю. Нуждающихся в уходе можно устраивать в центры дневного пребывания, ориентированные на работу с пациентами с когнитивными нарушениями. Задача центров — максимальное замедление негативных признаков развития когнитивных нарушений.

Открываются пункты проката технических средств реабилитации для тех граждан, которые по тем или иным причинам не получают статус «инвалид». Услуги таких пунктов бесплатны для людей с ограниченными возможностями. Для родственников в регионах запущен ряд новых сервисов, которые позволяют помочь им в сложных вопросах ухода за своими родными. Например, с их помощью можно составить график посещения соцработниками пожилого человека или инвалида с учетом пожеланий семьи, проконсультироваться с психологом и юристом по различным жизненным ситуациям, стать слушателем «школы ухода», где обучают правильно ухаживать за близким, воспользоваться услугой «отпуск от ухода (передышка)». В некоторых регионах запускаются механизмы получения родственниками дополнительных выплат при отказе от услуг, предоставляемых системой соцобслуживания.

Около 3,7 млн пожилых людей нуждаются в социальном обслуживании, а получают его только 1,8 млн человек

Для граждан, получающих долговременный уход, запускаются различные механизмы борьбы с деменцией, профилактика переломов, развитие коммуникативных навыков и социализация.

«Дневные центры, специализирующиеся на работе с теми или иными нарушениями, — это крайне важный элемент всей системы социального обслуживания, фактически это механизм предотвращения развития негативных психологических проявлений, связанных со старением организма либо ограниченного функционала. Деменция в том или ином проявлении поражает до трети всех людей старших возрастов. И здесь дневные центры помогают серьезнейшим образом затормозить ее развитие. Там работают специалисты, которые помогают тренировать память, развивать мелкую моторику, повышают коммуникативные способности и проч. В отдельных регионах работа таких центров строится на безвозмездной основе. Но их катастрофически мало — несколько десятков на всю страну, а нужно не менее тысячи», — говорит эксперт.

К стационарам социальной защиты относятся дома-интернаты общего типа или, по старинке, «дома престарелых», а также психоневрологические интернаты. Их в России более 1600 и они очень разные — есть на 30 мест с домашней атмосферой, а есть гиганты на более чем 1000 мест и их работа — конечно, конвейер. «Основная беда — недофинансирование, следствием чего является крайне серьезная проблема с наличием персонала, а страдают в итоге люди, — продолжает Сафонов. — Соотношение уходового персонала и проживающих в отделении для самых тяжелых пациентов в среднем составляет 1:20 в дневное время. То есть на одного работника по уходу приходится 20 проживающих, которых надо накормить, напоить, провести гигиенические процедуры, с которыми надо поговорить и т.д. На кормление одного человека в отделении для тяжелых пациентов тратится 1,5 минуты. Естественно, что ни о какой реабилитации и серьезном улучшении состояния проживающих не идет и речи, фактически люди попадают в эти учреждения и уже не покидают их. В стационарах еще масса проблем — это и квалификация персонала, и недостаток оборудования».

Одно из решений кадрового вопроса — привлечение к работе в стационарах молодых людей, проходящих альтернативную службу. «В рамках гражданской службы молодые люди могут пройти обучение и получить военно-учетную специальность санитарного инструктора, тем самым повысив мобилизационную готовность страны к войнам и катастрофам. Обеспечить экономическую привлекательность рабочих мест младшего медперсонала, занятого тяжелым физическим неквалифицированным трудом, нереально. А без этого невозможно обеспечить население эффективной медпомощью, качественными и безопасными соцуслугами долгосрочного ухода, — уверен Сафонов. — Единственный путь — межведомственная интеграция минздрава, минтруда и минобороны для превращения альтернативной гражданской службы в эффективно работающий институт, направленный на решение важных общественных целей».

Для этого нужно ограничить перечень видов работ для прохождения альтернативной службы мужчинами без высшего образования должностями младшего медперсонала в здравоохранении и социальной сфере, уравнять срок альтернативной службы с военной, разрешить ее прохождение по месту жительства и организовать обучение призываемых на службу с получением военно-учетной специальности санитарного инструктора, отмечает Сафонов.

Еще одна проблема — изношенность зданий стационаров: почти все они строились в 1960-1980-е годы, причем под детсады, школы, медучреждения. В одном регионе такой стационар был оборудован в помещении церкви. Все эти здания изначально не приспособлены для постоянного пребывания, ведь в стационарах соцобслуживания люди живут годами и для этого нужна соответствующая среда, которой почти нигде нет.

Сложная ситуация с гериатрами (специалистами по проблемам старения организма). Сейчас в России обучено уже более тысячи гериатров, во всех регионах создаются специализированные гериатрические кабинеты, на базах госпиталей ветеранов войн разворачиваются специализированные гериатрические центры. Но, как подчеркивает Сафонов, это происходит отдельно от развития системы соцобслуживания, что, конечно же, снижает эффективность работы с населением. «Работа гериатров должна выстраиваться исходя из долгосрочного ведения человека при достижении им определенного возраста, с возможностью подключения различных видов помощи и медрешений, которые показаны человеку в тот или иной момент его жизни», — добавляет эксперт.

«Изменения системы социального обслуживания крайне необходимы», — уверен Сафонов. «С 2014 года, когда был введен в действие 442-ФЗ, серьезных изменений в отрасли не было, при этом нужно актуализировать сам закон. Необходимо унифицировать принципы признания нуждаемости в соцуслугах на федеральном уровне для всех регионов; для нуждающихся граждан необходимо определить группы и четко прописать объем доступных соцуслуг. Требуется унифицировать процедуру составления индивидуальной программы предоставления соцуслуг, определив четкие правила назначения соцуслуг в зависимости от результатов проведенного предварительного обследования, — перечисляет эксперт. — Необходимо актуализировать порядок определения платы за соцуслуги, введя их бесплатный объем и вместо ограничения максимальной суммы платы за соцуслуги правила назначения льгот. Требуется расширить формы и технологии соцобслуживания, чтобы человек как можно дольше находился в привычной для него среде».

Кроме того, он считает необходимым детализировать порядок межведомственного взаимодействия для выявления граждан, потенциально нуждающихся в соцобслуживании, а также для возможности учитывать состояние здоровье человека при назначении соцуслуг. Не обойтись без повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов соцобслуживания. И, конечно же, необходимы единые для всех регионов требования к контролю качества предоставления соцпомощи. Все это позволит организовать адресное предоставление комплексной и качественной соцпомощи человеку, учтя его особенности и привычки, семейную ситуацию и рекомендации врачей. И, конечно же, необходимо решить вопрос с недофинансированием отрасли. «Фактически нужно удвоить сумму для того, чтобы организовать предоставление людям качественных социальных услуг», — уверен Сафонов.

По оценке эксперта, системе долговременного ухода требуется в год дополнительно 265 млрд рублей. Это позволит охватить уходом около 30% наиболее нуждающихся в нем россиян. «Дальнейшее расширение охвата нуждающихся граждан за счет снижения порога тяжести их состояния потребует кратного увеличения бюджетного финансирования. Эффективным решением было бы подключение страхового механизма финансирования системы уже на начальном этапе ее общероссийского внедрения, полагает эксперт.

Финансовый университет при правительстве РФ совместно с Всероссийским союзом страховщиков и Ассоциацией системы долговременного ухода видят возможность организации финансирования отрасли соцзащиты и вопросов долговременного ухода в добровольном и обязательном страховании. При этом пилотные продукты в рамках добровольного страхования можно запустить в регионах в ближайшее время и провести анализ спроса. Полученные результаты будут полезны при тиражировании практики добровольного страхования на территории всей страны, а также в рамках моделирования запуска обязательного страхования системы долговременного ухода», — поясняет Сафонов.

Это позволит перевести систему соцобслуживания из заявительной в выявительную, организовать единый для всех регионов механизм признания необходимости в соцобслуживании, назначении и предоставлении гарантированного по всей России минимума соцуслуг и обязательную совместную работу органов социальной защиты и здравоохранения по всем нуждающимся в такой помощи гражданам.

Выбрать форму НСУ на 2022 год можно до 1 октября

В конце марта глава Минцифры Максут Шадаев во время совещания президента РФ Владимира Путина с членами правительства сообщил, что министерство запустило новую версию портала госуслуг в тестовом режиме, а старый портал планируется закрыть в третьем квартале 2021 года.

В конце прошлого года вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко на совместном заседании Госсовета и Совета по стратегическому развитию и национальным проектам сообщил, что новая, более технологически развитая версия портала госуслуг будет запущена в марте 2021 года. В докладе президенту РФ Владимиру Путину Чернышенко отметил, что на портале госуслуг подтвержденные учетные записи имеют 75,5 млн граждан, и им было оказано в 2020 году более 175 млн услуг. Самыми популярными услугами, по его словам, стали запись к врачу, запрос о состоянии счетов в системе пенсионного страхования, регистрация водительских удостоверений или постановка на учет автомобилей, выплаты на детей.

30 октября 2021 года

По ситуации с бабушкой и внуками

19 июля 2021 года

Соцзащита подключилась к работе с семьей девочки, оставленной в хостеле

6 июля 2021 года

В Москве получить статус предпенсионера можно будет онлайн с 12 июля

30 июня 2021 года

Официальное сообщение

25 июня 2021 года

Московский проект «Давай ДруЖИТЬ!» получил награду на форуме «Лучшие социальные проекты России»

24 июня 2021 года

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 256-ФЗ, от 14.11.2017 N 324-ФЗ, от 05.12.2017 N 392-ФЗ, от 05.02.2018 N 15-ФЗ, от 07.03.2018 N 56-ФЗ, от 01.05.2019 N 91-ФЗ, от 13.07.2020 N 190-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

Принят
Государственной Думой
23 декабря 2013 года

Одобрен
Советом Федерации
25 декабря 2013 года

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает:

1) правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации;

2) полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан;

3) права и обязанности получателей социальных услуг;

4) права и обязанности поставщиков социальных услуг.

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на граждан Российской Федерации, на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, беженцев (далее — граждане, гражданин), а также на юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание граждан.

Правовое регулирование социального обслуживания граждан осуществляется на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) социальное обслуживание граждан (далее — социальное обслуживание) — деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам;

2) социальная услуга — действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности;

3) получатель социальных услуг — гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги;

4) поставщик социальных услуг — юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание;

5) стандарт социальной услуги — основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги получателю социальной услуги, установленные по видам социальных услуг;

6) профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании, — система мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

1. Социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека.

2. Социальное обслуживание осуществляется также на следующих принципах:

1) равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;

2) адресность предоставления социальных услуг;

3) приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;

4) сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде;

5) добровольность;

6) конфиденциальность.

Система социального обслуживания включает в себя:

1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания (далее — уполномоченный федеральный орган исполнительной власти);

2) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление предусмотренных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере социального обслуживания на территории субъекта Российской Федерации (далее — уполномоченный орган субъекта Российской Федерации), в том числе на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг (далее — индивидуальная программа); (в ред. Федерального закона от 14.11.2017 N 324-ФЗ)

3) организации социального обслуживания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти;

4) организации социального обслуживания, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации (далее — организации социального обслуживания субъекта Российской Федерации);

5) негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги;

6) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание;

7) организации, которые находятся в ведении уполномоченного органа субъекта Российской Федерации и которым в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлены полномочия на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании и составление индивидуальной программы на территориях одного или нескольких муниципальных образований (далее — уполномоченные организации). (в ред. Федерального закона от 14.11.2017 N 324-ФЗ)

1. Не допускается разглашение информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к информации конфиденциального характера или служебной информации, о получателях социальных услуг лицами, которым эта информация стала известна в связи с исполнением профессиональных, служебных и (или) иных обязанностей. Разглашение информации о получателях социальных услуг влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. С согласия получателя социальных услуг или его законного представителя, данного в письменной форме, допускается передача информации о получателе социальных услуг другим лицам, в том числе должностным лицам, в интересах получателя социальных услуг или его законного представителя, включая средства массовой информации и официальный сайт поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»).

3. Предоставление информации о получателе социальных услуг без его согласия или без согласия его законного представителя допускается:

1) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством либо по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора;

2) по запросу иных органов, наделенных полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания;

3) при обработке персональных данных в рамках межведомственного информационного взаимодействия, а также при регистрации субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством об организации предоставления государственных и муниципальных услуг;

4) в иных установленных законодательством Российской Федерации случаях.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания относятся:

1) правовое регулирование и организация социального обслуживания в субъектах Российской Федерации в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом;

2) определение уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, а также при необходимости уполномоченной организации; (в ред. Федерального закона от 14.11.2017 N 324-ФЗ)

3) координация деятельности поставщиков социальных услуг, общественных организаций и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания, в субъекте Российской Федерации;

4) утверждение регламента межведомственного взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в связи с реализацией полномочий субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания;

5) утверждение нормативов штатной численности организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации, нормативов обеспечения мягким инвентарем и площадью жилых помещений при предоставлении социальных услуг указанными организациями;

6) утверждение норм питания в организациях социального обслуживания субъекта Российской Федерации;

7) формирование и ведение реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг;

8) разработка, финансовое обеспечение и реализация региональных программ социального обслуживания;

9) утверждение законом субъекта Российской Федерации перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, с учетом примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг, утверждаемого в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона;

10) утверждение порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг;

11) установление порядка утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг;

12) утверждение порядка организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания с указанием органа субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление такого контроля;

13) установление предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно;

14) утверждение размера платы за предоставление социальных услуг и порядка ее взимания;

15) обеспечение бесплатного доступа к информации о поставщиках социальных услуг, предоставляемых ими социальных услугах, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги, в том числе через средства массовой информации, включая размещение информации на официальных сайтах в сети «Интернет»;

16) установление мер социальной поддержки и стимулирования работников организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации;

17) организация профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования работников поставщиков социальных услуг;

18) ведение учета и отчетности в сфере социального обслуживания в субъекте Российской Федерации;

19) установление порядка реализации программ в сфере социального обслуживания, в том числе инвестиционных программ;

20) организация поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев (волонтеров), осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания в субъектах Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 05.02.2018 N 15-ФЗ)

21) разработка и реализация мероприятий по формированию и развитию рынка социальных услуг, в том числе по развитию негосударственных организаций социального обслуживания;

22) разработка и апробация методик и технологий в сфере социального обслуживания;

18 ноября на совещании по социальным вопросам с Правительством В.В. Путиным было дано поручение о подготовке предложений по индексации пенсий выше уровня инфляции.

По с словам экспертов изначально, при подготовке бюджета Пенсионного фонда России на 2022-2024 годы, было заложено, что повышение пенсий неработающих пенсионеров в 2022 году составит 5,9%. В 2023-м предполагается, что пенсии должны вырасти на 5,6%, в 2024-м — на 5,5%. При этом среднегодовой размер страховой пенсии в следующем году должен составить более 17 тысяч рублей, в 2023-м — около 18 тысяч, в 2024-м — более 18,7 тысячи.

Расходы бюджета на 2022 год в социальной сфере будут увеличены

В 2022 году размер страховых пенсий для неработающих пенсионеров будет проиндексирован и увеличится на 5,9%. Размер индексации меняется ежегодно:

-в 2022 году – 5,9%;

-в 2021 году – 6,3%

-в 2020 году – 6,6%;

-в 2019 году – 7,05%.

Для того, чтобы самостоятельно рассчитать величину своей пенсии после индексации, следует текущий ее размер умножить на 1,059.

Стоимость одного пенсионного балла с января 2022 года составит 104,69 рублей.

Размер фиксированной части будет равен 6401,10 рублей.

Также с января на 5,9 % повысят доплаты пенсионерам за иждивенцев, за северный стаж, за сельский стаж и возраст старше 80 лет.

По словам Татьяны Голиковой средний размер пенсии в 2022 году составит 18521 рубль, в 2021 году средний размер страховых пенсий составляет – 15744 рубля. Эти суммы рассчитываются на основе всех выплат, положенных пенсионеру.

В 2023 и 2024 годах страховые пенсии по старости проиндексируют не менее чем на 5,6 и 5,5 процентов соответственно. Данное увеличение не коснется работающих пенсионеров.

В случае отсутствия минимальной продолжительности страхового стажа, гражданам положена социальная пенсия. Получателями социальных пенсий могут быть:

-мужчины, достигшие 70 лет, и женщины, достигшие 65 лет, не получающие страховой пенсии;

-иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ не менее 15 лет и достигшие возраста 70 и 65 лет (мужчины и женщины);

-инвалиды, инвалиды с детства и дети-инвалиды;

-дети в возрасте до 18 лет (старше этого возраста — на период очного обучения но не дольше достижения возраста 23 лет), потерявшие одного или обоих родителей либо оба родителей которых неизвестны;

-граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет, постоянно проживающие в районах проживания таких народов.

С 1 апреля 2022 года размер социальных пенсий вырастет на 7,7%. Таким образом, процент индексации социальных пенсий впервые больше процента индексации страховых пенсий.

Более точная информация появится чуть позже, после издания соответствующего Постановления Правительства РФ.

Индексация социальной пенсии привязана к изменению размера прожиточного минимума пенсионера. В 2023-м их планируется увеличить только на 0,3%. Но уже в 2024-м индексация должна составить 9%.

Для трудоустроенных граждан индексация заморожена с 2016 года. Конечно, наилучшей новостью для работающих пенсионеров была бы новость об индексации и их пенсий. Но, увы, индексация пенсий в 2022 году их не коснется. Все законопроекты об индексации пенсий работающим пенсионерам были отклонены.

Ежегодно выплаты работающим пенсионерам увеличивают максимум на 3 балла ПФР. Соответственно, работающие пенсионеры могут рассчитывать лишь на увеличение пенсий в среднем на 300 рублей с 1 августа 2022 года

По предварительным данным пенсии военным пенсионерам в 2022 году должны увеличиться не менее чем на 7,9%:

-5,9% — прогноз уровня инфляции на 2021 год, который был дан на последнем заседании правительства;

-2% — это “президентские” два процента сверх уровня инфляции по указу №604.

Все социально значимые госуслуги переведут к концу 2022 года в электронный вид

Российские пенсионеры получат по 5 000 рублей от правительства в 2022 году. Для этого власти уже выделили 134 миллиарда рублей. Выплаты получат пенсионеры, пенсии которых меньше обязательного минимума, в среднем по России он составляет 10 022 рублей, но в каждом регионе его размер отличается.

Согласно заявлений Пенсионного фонда России, подобные выплаты получат около 6 миллионов российских пенсионеров.

Точное решение о размере индексации пенсий будет принято после 23 ноября, так как на этот день запланировано второе чтение проекта бюджета. Это подтвердил и глава Пенсионного фонда Андрей Кигим, отметив, что до первого квартала 2022 года еще есть время.

ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

Об оплате за социальные услуги, предоставляемые в форме социального обслуживания на дому, на 2022 год

В целях определения платы за социальные услуги, предоставляемые в форме социального обслуживания на дому, на 2022 год

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Установить, что плата за предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому в 2022 году производится в размере пятидесяти пяти процентов от тарифов на социальные услуги, утвержденных приказом Департамента социальной защиты населения Томской области от 09.11.2021 № 27 «Об утверждении тарифов на социальные услуги, предоставляемые поставщиками социальных услуг совершеннолетним гражданам в Томской области, на 2022 год».
  2. Настоящий приказ вступает в силу через десять дней после его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2022.
  3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя начальника Департамента Костыреву И.М.

Начальник департамента

М.А. Киняйкина

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Настоящий стандарт распространяется на социальные услуги, предоставляемые инвалидам, в том числе детям-инвалидам, государственными и иных форм собственности учреждениями социального обслуживания населения (далее — учреждения), а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью в сфере социального обслуживания населения без образования юридического лица.

Настоящий стандарт устанавливает состав, объемы и формы предоставляемых социальных услуг.

О порядке предоставления социальных услуг на дому

4.1 Настоящий стандарт разработан в соответствии с положениями федеральных законов, указанных в пункте 5 в предисловии, и положениями ГОСТ Р 52143, ГОСТ Р 52884.

Настоящий стандарт устанавливает предоставление инвалидам социальных услуг следующих видов:

  • социально-бытовые, направленные на поддержание или обеспечение привычной социальной среды и поддержание жизнедеятельности инвалидов в быту;
  • социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья инвалидов путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за инвалидами для выявления отклонений в состоянии их здоровья;
  • социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния инвалидов для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;
  • социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности инвалидов, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи в воспитании детей;
  • социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;
  • социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатных, в защите прав и законных интересов инвалидов;
  • услуги в целях повышения коммуникативного потенциала инвалидов с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;
  • срочные социальные услуги.

4.2 Особое внимание в настоящем стандарте уделено социальным услугам, направленным на обеспечение экономической устойчивости и социальной безопасности инвалидов, заключающихся в осуществлении необходимых превентивных мер по их защите от нежелательных жизненных факторов, определяемых как трудная жизненная ситуация, характеризуемая возможной бедностью, болезнью, бездомностью, одиночеством, опасностью криминального характера и другими негативными факторами.

Предоставление указанных далее услуг направлено на обеспечение социальной безопасности инвалидов по всем ее аспектам (бытовому, медицинскому, психологическому, юридическому), а также способствует их социализации и дальнейшей интеграции в общество после снятия с социального обслуживания.

4.3 В настоящем стандарте установлен следующий порядок изложения социальных услуг: услуги, направленные в первую очередь на обеспечение социальной безопасности и экономической устойчивости инвалидов, излагаются в начале каждого подраздела, определяющего соответствующий вид услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых), затем следует изложение прочих социальных услуг.

Исключением из этого порядка является порядок изложения социально-правовых услуг, поскольку все они направлены на обеспечение социальной безопасности.

Учреждения, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, при определении в своих положениях, уставах и других документах состава, объемов и форм предоставляемых ими социальных услуг инвалидам, должны руководствоваться положениями настоящего стандарта.

Социальное страхование — это перечень выплат от государства, получаемых гражданами, которые нуждаются в материальной поддержке. Основной принцип такого страхования заключается в том, что работающие граждане делают отчисления в специальные фонды, а затем, при потере работоспособности, получают поддержку в виде социальных выплат.

За счет средств государственного социального страхования предоставляются следующие виды пособий:

  • по временной нетрудоспособности;
  • по беременности и родам;
  • за постановку на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  • по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
  • по случаю рождения ребенка;
  • на погребение.

Речь идет о переходе от «зачетного» принципа расходования средств ФСС к выплатам непосредственно территориальными органами фонда. «Зачетный» принцип предусматривает, что работодатель платит сотрудникам пособия за свой счет, а потом их ему возмещает ФСС. То есть сумма страховых отчислений в фонд уменьшается пропорционально произведенным работникам выплатам.

Меньше всего получают специалисты, работающие в:

Калмыкии;

Северной Осетии;

Дагестане.

Размер их окладов варьируется в пределах 9000-11000 руб. Нагрузка при этом остается стабильно высокой.

Сотрудники социальной защиты населения повсеместно жалуются на сложную ситуацию. Московским соцработником обслуживается от 7 до 15 человек/24 ч. Размер проездного ТАТ составляет 1,0 тыс. руб. Если человек не укладывается в эту сумму, доплачивать ему приходится из собственного кармана. Расход бензина также оплачивается самостоятельно.

В сельской местности ситуация еще более сложная. При средней ставке 16-18 человек и 8-часовом рабочем дне, заработная плата социального работника варьируется от 9000 до 10000.

В Свердловской области с января 2017 г. были в очередной раз изменены условия. Сотрудники социальной защиты населения, работающие в частном и благоустроенном секторе, стали получать одинаковую заработную плату.

Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ

По некоторым данным, уровень заработной платы в 2021 году возрос у сотрудников:

  1. детдомов;
  2. приютов;
  3. ухаживающих за престарелыми гражданами.

Важно учесть то, что в 2021 году выплаты лицам, занятым на государственной службе, были урезаны госбюджетом в России на 10%.

На этом фоне слухи об увеличении з/п в два раза остались неподтвержденными. Официально подобных распоряжений до сих пор зафиксировано не было.

Недавно проводилось индексирование на официальный уровень инфляции. В целом на жизни сотрудников социальной защиты населения это отражено не было.

Индексация осуществилась за счет оптимизации штата. Также продолжилась политика сокращения. Это коснулось домов престарелых, приютов и детдомов. Это означает, что нагрузка на фоне перераспределения была увеличена. Сейчас осуществляется сокращение специалистов со вспомогательной функцией и пересмотр трудовых договоров.

Теоретически, увеличение заработных плат за счет оптимизации штата, возможно. Но важно принимать в расчет недостаточность финансирования. Это может привести к тому, что на фоне возрастания нагрузки соцработников, размер их з/п не изменится.

Согласно официальной программе, к концу 2021 г. в России должно быть сокращено около 15% сотрудников социальной сферы. Жалование бедует зависеть от эффективности служащего. Это означает, что человек сможет получать больше только на фоне увеличенной нагрузки.

Депутаты Госдумы предложили перейти с системы оплаты труда на “эффективные контракты”. Их суть заключается в том, что соцработник имеет право на получение большого оклада только в том случае, если наблюдается серьезное движение по карьерной лестнице. Должность при этом сохранится, объем функций будет увеличен.

В соответствии с майскими указами президента РФ, к 2020 г. заработная плата работников социальной сферы дойдет до 100% от средней по региону.

Проведение индексирования в 2021 г. запланировано на уровень прогнозируемой инфляции. Это составит примерно 4,5%.

Сегодня индексирование – это единственная возможность увеличения доходов соцработников в России. Это объясняется тем, что в бюджете имеются деньги для умножения рабочего оклада на коэффициент, равняющийся инфляции.

Заметным повышение заработных плат в 2021 г. не будет. Оно позволит прикрыть “дыру” между повышением цен на продукты и инфляцией. Прибавки к заработной плате пока не предусмотрены.

Ставка социального работника в Российской Федерации в 2021 г. останется без изменений. Но властями планируются некоторые изменения, касающиеся разброса между доходом руководителей соц. служб и обычных сотрудников.

Считается, что соотношение между з/п не должно превышать 1:8. Во многих местах это соотношение сегодня не больше 1:4.

Планируется, что заработная плата будет начисляться дважды в месяц. Руководители служб, пренебрегающие этим правилом, будут подвергнуты строгим санкциям. Размер штрафа за нарушение этого положения пока не определен.

Ожидаются некоторые изменения в положении людей, которые оказывают социальные услуги сиротам и детям, оставшимся без родительского попечения. По некоторым данным, увеличение дойдет до 100% от средней зарплаты.

Но конкретных цифр и решений пока еще нет. Поэтому ожидать серьезных изменений не стоит.

Соцработники являются сотрудниками государственных бюджетных учреждений социального обслуживания.

Главной их обязанностью является оказание помощи следующим категориям граждан:

малообеспеченным;

нетрудоспособным;

пострадавшим от стихийных бедствий;

престарелым.

Сотрудники этой службы оказывают как материальную, так и психологическую помощь. Многие утверждают, что им часто приходится выполнять обязанности рабочей силы.

Главным критерием при приеме на работу считается высокая квалификация. Желательно, чтобы опыт работы соискателя был не менее 5 лет.

На территории Российской Федерации социальным работником может стать любой человек, закончивший пединститут или имеющий диплом психолога. В развитых странах к соискателю предъявляются более жесткие требования. Он обязан иметь степень доктора наук или магистра. Но и уровень заработных плат в США и Германии заметно выше.

Российские власти неоднократно отмечали необходимость достойного вознаграждения сотрудников социальной сферы за их работу. Поэтому в одном можно быть уверенным: снижения оплаты труда в ближайшем будущем не предвидится.

Ознакомиться с уровнем зарплат представителей других сфер деятельности можно на нашем сайте. О зарплате учителя – здесь, программиста – здесь, работников почты – здесь, кассира – здесь.

Приказ Минтруда России № 228 от 9 апреля 2021 г.

В среднем социальным работникам, работающим в городе, приходится ежедневно обслуживать до 6-7 человек. Продолжительность рабочего дня – 8 ч. Учитывая то, что многие люди нуждаются в каждодневном уходе, к соцработнику, работающему на полную ставку, прикрепляется до 8 помощников.

Оклад зависит от опыта работы. После 3 лет службы з/п увеличивается на 10%. По истечении 4 лет заработная плата сотрудников подрастает на 20%. Еще через 5 лет – на 30%.

Согласно статистическим данным, наиболее высокие оклады зарабатывают жители:

Дальнего Востока;

Сибири;

Москвы;

Санкт-Петербурга;

Крайнего Севера.

Самые низкие оклады

Меньше всего получают специалисты, работающие в:

Калмыкии;

Северной Осетии;

Дагестане.

Размер их окладов варьируется в пределах 9000-11000 руб. Нагрузка при этом остается стабильно высокой.

Сотрудники социальной защиты населения повсеместно жалуются на сложную ситуацию. Московским соцработником обслуживается от 7 до 15 человек/24 ч. Размер проездного ТАТ составляет 1,0 тыс. руб. Если человек не укладывается в эту сумму, доплачивать ему приходится из собственного кармана. Расход бензина также оплачивается самостоятельно.

В сельской местности ситуация еще более сложная. При средней ставке 16-18 человек и 8-часовом рабочем дне, заработная плата социального работника варьируется от 9000 до 10000.

В Свердловской области с января 2017 г. были в очередной раз изменены условия. Сотрудники социальной защиты населения, работающие в частном и благоустроенном секторе, стали получать одинаковую заработную плату.

Как иронизируют сами соцработники, они одновременно являются экономистами, юристами и психологами. Помимо своих прямых обязанностей, они обязуются оформлять огромное количество документов, “забивать” в планшет отчеты, сводить акты и самостоятельно находить людей, нуждающихся в помощи.

Переподготовка осуществляется за свой счет.

Как получить набор социальных услуг

По некоторым данным, уровень заработной платы в 2021 году возрос у сотрудников:

  1. детдомов;
  2. приютов;
  3. ухаживающих за престарелыми гражданами.

Важно учесть то, что в 2021 году выплаты лицам, занятым на государственной службе, были урезаны госбюджетом в России на 10%.

На этом фоне слухи об увеличении з/п в два раза остались неподтвержденными. Официально подобных распоряжений до сих пор зафиксировано не было.

Недавно проводилось индексирование на официальный уровень инфляции. В целом на жизни сотрудников социальной защиты населения это отражено не было.

Индексация осуществилась за счет оптимизации штата. Также продолжилась политика сокращения. Это коснулось домов престарелых, приютов и детдомов. Это означает, что нагрузка на фоне перераспределения была увеличена. Сейчас осуществляется сокращение специалистов со вспомогательной функцией и пересмотр трудовых договоров.

Теоретически, увеличение заработных плат за счет оптимизации штата, возможно. Но важно принимать в расчет недостаточность финансирования. Это может привести к тому, что на фоне возрастания нагрузки соцработников, размер их з/п не изменится.

Социальный работник — это и друг, и помощник, и психолог. В непростые времена он помогает справиться с навалившимися проблемами, поддерживает. В период самоизоляции они и вовсе стали незаменимы. Например, социальные работники приносят людям лекарства и продукты, поддерживают, помогают с оплатой коммунальных услуг. Особенно это важно для пожилых, ведь они в особой группе риска. Без поддержки не остаются и женщины с детьми, и беременные, и просто люди, которые попали в трудную ситуацию.

В России День социального работника отмечается 8 июня, и 2022 год не станет исключением. Праздник выпадает на среду, но согласно производственному календарю для большинства россиян это будет обычный рабочий день.

Дата была утверждена Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 2000 года.

Днем сотрудника службы социальной защиты не случайно было выбрано именно 8 июня. В далеком 1701 году в этот день Петром I был принят Указ, положивший начало созданию государственной системы социальной защиты, «Об определении в домовых Святейшего Патриархата богадельни нищих, больных и престарелых». По указу Петра I «для десяти человек больных в богадельне должен быть один здоровый, который бы за теми больными ходил и всякое им вспоможение чинил».

День социального работника – еще один повод в 2022 году вспомнить о непростой работе людей, отдающих себя нуждающимся в их помощи и поддержке. Это одна из немногих профессий, о которых говорят «работа не за деньги». Хотя зарплаты социальных работников оставляют желать лучшего, это искренние и заботливые люди, цель которых – сделать хоть немного лучше и легче жизнь людей, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях.

В 2022 году 8 июня, в День социального работника будут:

  • награждать лучших представителей профессии;
  • вспоминать о сложностях и важности их непростой работы в СМИ;
  • популяризировать профессию социального работника (проводить профориентационную работу).

А как же сами работники социальной сферы? В этот праздничный день они как и всегда отправятся выполнять свои профессиональные обязанности, ведь каждого из них ожидают люди, качество жизни которых во многом зависит от социального работника.

Правовое обеспечение социальной поддержки населения

Стационарное социальное обслуживание распространяется по отношению к следующим лицам:

  • матери, являющиеся выпускницами детских домов с детьми младше 3 лет, не имеющие жилья, денежных средств и работы в связи с внутрисемейным конфликтом. Бесплатная помощь предоставляется в течение 2 лет;
  • пенсионеры и инвалиды, включая детей-инвалидов, не способные себя обслуживать и удовлетворять потребности. Для получения услуг требуется официальное подтверждение в необходимости стационарной формы обслуживания работниками;
  • одному из родителей ребенка с инвалидностью. Длительность реабилитации составляет 21 день, оказывается в соответствии с предварительно составленной на индивидуальной основе программе;
  • одному из родителей с несовершеннолетним, испытывающим проблемы, связанной с социальной адаптацией, а также при наличии у него психологических травм, посттравматических расстройств;
  • беременные женщины или матери с ребенком до 3 лет, не имеющие работы, жилья и денежных средств для удовлетворения жизненных потребностей вследствие внутрисемейных проблем. Срок получения помощи на бесплатной основе составляет 6 месяцев;
  • семьи с несовершеннолетними детьми, проживающими в гостиницах социального типа, не имеющие место жительства и официального трудоустройства. Получение помощи возможно на срок до 10 суток;
  • граждане младше 23 лет после завершения пребывания детских интернатах, оставшиеся без попечителей.

Решение о выдаче направления в стационарные учреждения социального профиля принимается Комиссией Департамента труда и органами соцзащиты.

Основная цель организаций — это создание оптимальных условий для нуждающихся в защите граждан с учетом их возраста, состояния здоровья и потребностей в уходе, медицинском обслуживании, досуге.

Каждое из стационарных учреждений профилировано с учетом категории граждан: возраст, социальное положение и группа здоровья.

Важно! Запрещено размещение детей — инвалидов с физическими увечьями в организациях, специализирующихся на несовершеннолетних с психическими болезнями.

Граждане, получающие помощь в стационарных учреждениях, но регулярно нарушающих внутренний распорядок, по решению суда могут быть переведены в специальные организации социального обслуживания.

Выделяют частные и государственные организации, занимающиеся оказанием социальной помощи на стационарном уровне. Муниципальные организации получают слабое финансирование, что сказывается на спектре и качестве услуг.

Частные организации дорожат репутацией, способны обеспечить проживающим лицам максимальный уход и удовлетворение потребностей.

Стационарными учреждениями, оказывающими социальные услуги, принято считать:

  • геронтологические центры;
  • учреждения санаторно-курортного типа;
  • дома милосердия;
  • пансионаты (дом-интернат), ориентированные на инвалидов и престарелых граждан, ветеранов войны;
  • мини-пансионаты;
  • социально-оздоровительный центр.

Каждое учреждение имеет различный спектр услуг и порядок их оказания, регламентируемый внутренними документами.

Организации, не имеющие медицинской лицензии, осуществляют только социальное сопровождение, при необходимости имеют право привлекать другие государственные структуры, оказывающие медицинскую и юридическую помощь.

Система стационарного социального обслуживания предусматривает разнообразный спектр услуг, зависящий от финансирования организации и специализации.

Стационарная форма соц. услуг подразумевает оказание следующих видов помощи:

  • социально-бытовая, направленная на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;
  • социальной психологическая — оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия
  • организация трудовой деятельности;
  • социально-педагогическая — профилактика отклонений в поведении и развитии личности, формирование позитивных интересов, организация их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;
  • социально-медицинская, направленная на поддержание и сохранение здоровья путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;
  • социально-правовая — оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов;
  • услуги в целях повышения коммуникативного потенциала;
  • срочные социальные услуги.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *