Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Трудовой договор 2022 в РК». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В соответствии с новой статьей 15.2, которая появится в Законе о социальном страховании № 255-ФЗ с 1 января 2022 года, за недостоверность сведений, переданные в ФСС организации, грозит штраф от 1000 до 5000 руб.
За нарушение сроков передачи в ФСС информации, необходимой для назначения выплат по больничному, штраф составит 5000 руб.
Переход на электронные трудовые договоры: что нужно знать уже сегодня
Работникам, которые будут временно отстранены от работы не по своей вине, нужно выплачивать средний заработок. Их нельзя уволить, объявить простой или принудительно отправить в отпуск.
За ними сохраняются все гарантии по оплате труда на период остановки работы:
- рабочие места,
- средний заработок.
По договоренности с работником, его можно временно перевести на другое рабочее место с сохранением уровня заработной платы.
Положения о службе охраны труды с 2022 года перенесены из статьи 217 ТК РФ в статью 223.
Теперь ТК РФ обязывает организации с численностью работников более 50 человек создавать службу охраны труда или вводить отдельную должность специалиста по охране труда.
Компания с меньшей численностью работников менее 50 человек сами принимают решение о необходимости наличия службы охраны труда или специалиста по охране труда.
Организация или ИП, оказывающие услуги в области охраны труда, должны быть аккредитованы.
Правительство постановлением от 07.10.2022 № 1706 установило на 2022 год допустимую долю иностранных работников для следующих видов деятельности:
- выращивание овощей (код 01.13.1) – 50% общей численности работников;
- лесоводство и лесозаготовки (код 02) – 50% общей численности работников;
- обработка древесины и производство из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки (код 16) – 50% общей численности работников;
- строительство (раздел F) – 80% общей численности работников;
- торговля лесоматериалами (код 46.73.1) – 50% общей численности работников;
- торговля оптовая пиломатериалами (код 46.73.2) – 50% общей численности работников;
- торговля алкоголем (код 47.25.1) – 15% общей численности работников;
- торговля табачными изделиями (код 47.26) – 15% общей численности работников;
- торговля лекарственными средствами (код 47.73) – 0% общей численности работников;
- торговля на рынках, в палатках (коды 47.8, 47.99) – 0% общей численности работников;
- сухопутнный пассажирский транспорт и грузовой транспорт (код 49.3, 49.41) – 24% общей численности работников;
- управление недвижимым имуществом (код 68.32) – 70% общей численности работников;
- обслуживание зданий и территорий (код 81) – 70% общей численности работников;
- деятельность в области спорта прочая (код 93.19) – 25 % общей численности работников.
Строительство в Дагестане – 50% общей численности работников;
Строительство в Краснодарском крае – 60% общей численности работников;
Регистрация трудовых договоров в единой системе учета трудовых договоров (ЕСУТД)
Величина прожиточного минимума на 2022 год утверждена постановлением Правительства от 30.06.2021 № 1070.
Прожиточный минимум по России на душу населения составит в 2022 году:
- в целом — 11 950 рублей,
- для трудоспособного населения — 13 026,
- для пенсионеров — 10 277,
- для детей — 11 592 рубля.
По поправкам, которые внесены федеральным законом от 29.06.2021 г. № 234-ФЗ, в Закон об исполнительном производстве, с 1 февраля 2022 года размер ежемесячного дохода гражданина не должен быть ниже прожиточного минимума.
На 2022 год — это 13 026 рублей. С этой суммы никаких взысканий производить нельзя.
Прожиточный минимум теперь является неприкосновенным минимальным доходом на нужды должника и лиц, находящихся на его иждивении.
Это не распространяется на взыскание алиментов, возмещение вреда, причиненного здоровью, вреда в связи со смертью кормильца, ущерба, причиненного преступлением.
В республике предусмотрено два варианта заключения электронных трудовых договоров:
- Работодатель авторизуется на портале Enbek.kz. Информация по соискателю запрашивается автоматически, так как система интегрирована с госорганами. Затем формируется личное дело и подготавливается проект трудового договора. В шаблон можно вносить изменения.
Работник получает уведомление о сформированном трудовом договоре в личном кабинете на Egov.kz. После проверки данных он подписывает документ с помощью ЭЦП. - Кадровые системы каждого предприятия интегрируются напрямую с Единой системой учета трудовых договоров.
Важно, что переход на электронные трудовые договора будет происходить постепенно. Сейчас разрабатываются и корректируются Правила предоставления и получения сведений о трудовом договоре и трудовой деятельности из Единой системы учета трудовых договоров, а также переходные нормы.
Разработчики ЕСУТД предусмотрят возможность добавления собственных колонтитулов и шапок.
Договоры могут заключаться на двух языках: казахском и русском.
Единая система учета трудовых договоров будет интегрирована с госархивом.
Основными преимуществами этого проекта являются упрощение процесса трудоустройства в связи с отсутствием необходимости сбора бумажных документов, защита от социальных рисков благодаря отображению наличия договора, взносов и отчислений в фонды, а также закреплению обязательств работодателя перед работником.
Ведение электронных договоров выгодно всем, особенно крупным предприятиям, которые имеют свою кадровую систему. Работодателю не нужно совершать двойные действия: достаточно ввести трудовой договор в свою систему 1С, и он уже автоматически попадает в Единую систему учета.
Нововведение удобно и самим работникам. При наступлении пенсионного возраста не придется собирать документы, пенсия ему будет назначена без его прихода в ЦОН. Данные по стажу после 1998 года будут сверяться с обязательными пенсионными взносами.
Обратите внимание! Информацию о стаже работников можно передавать в ЕСУТД путем интеграции информационных систем согласно Правилам интеграции объектов информатизации «электронного правительства» (утв. Приказ и.о. Министра информации и коммуникаций Республики Казахстан от 29 марта 2018 года № 123).
Министерство труда и социальной защиты населения РК совместно с АО «Национальные информационные технологии» внедрило функционал по отображению информации о трудовом договоре в личном кабинете электронного правительства.
В личном кабинете можно проверить информацию о текущем трудовом договоре в разделе «Трудовая деятельность», где отображается название предприятия, дата заключения, номер договора и должность.
Обратите внимание, что в личном кабинете отображается данные только по договорам, зарегистрированным в Единой системе учета электронных трудовых договоров, разработанной МТСЗН РК.
Вопрос: «Все ли работники компании должны сделать электронную цифровую подпись, чтобы подписывать электронные трудовые договоры?»
Ответ: «Если работник не хочет получить электронный цифровой ключ, работодатель может заключить трудовой в бумажном виде, а затем внести информацию о заключении с работником трудового договора в ЕСУТД».
Вопрос: «Если в классификаторе Единой системы учета трудовых договоров нет подходящей должности, то как быть в данной ситуации?»
Ответ: В Национальном классификаторе занятий в ЕСУТД необходимо выбрать по смыслу подходящую должность, далее можно передавать штатную должность (вносится в ручном режиме).
Вопрос: «Необходимо ли обязательно прописывать компетенции работника, ведь при приеме на работу сложно их определить?»
Ответ: Согласно проекту Закона работодатель обязан вносить информацию о заключении и прекращении с работником трудового договора, вносимых по нему изменениях и дополнениях, содержащую сведения, предусмотренные подпунктами 1), 2), 3), 4), 5) и 13) пункта 1 статьи 28 Кодекса, а также сведения о трудовой деятельности работников и штатной численности организации, в единую систему учета трудовых договоров, в порядке, установленном уполномоченным государственным органом по труду.
Подводя итоги статьи, отметим, что пока участие в ЕСУТД носит добровольный характер. Однако переход на ведение электронных трудовых договоров неизбежен для всех предприятий.
Если вы решили в ближайшем будущем начать работать с Единой системой учета трудовых договоров, то рекомендуем подготовить для этого свои системы 1С. Так как необходимо настроить интеграцию с ЕСУТД, чтобы данные передавались в систему корректно.
На данный момент блоки по работе в электронными трудовыми договорами реализованы в программах «1С:Бухгалтерия 8 редакция 3.0 для Казахстана» и «1С:Зарплата и управление персоналом 8.3». Чтобы использовать актуальную информацию и справочники, необходимо иметь действующий договор 1С:ИТС. О сроке действия вашего договора можно узнать у менеджеров Первого Бита по телефону.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Уважаемый пользователь!
Убедитесь, что NCALayer запущен/установлен и повторите попытку.
Инструкция по запуску программы
Для дальнейшей работы с egov.kz Вам необходимо установить сертификат Национального удостоверяющего центра Республики Казахстан.
Уважаемый пользователь!
Убедитесь, что NCALayer запущен/установлен и повторите попытку.
Инструкция по запуску программы
г.Алматы 20____ года
заключенному между ТОО « », именуемое в дальнейшем «Работодатель», и
именуемый(ая) в дальнейшем Работник.
Работнику с ______ 20_____года устанавливается заработная плата в размере
000 () тысяч
тенге в месяц (цифрами и прописью), согласно штатному расписанию, выплачивается не реже одного раза в месяц не позднее 10 числа каждого последующего месяца в месте выполнения им работы, путем перечисления на банковскую карточку.
Настоящее Приложение является неотъемлемой частью Трудового договора № от 2017г. составлено в 2 (двух) подлинных экземплярах, по одному экземпляру для каждой из сторон.
Работодатель |
Работник |
|
ТОО «» БИН Адрес: Директор «» ______________________. м.п. подпись |
ФИО удостоверение личности № выдан: ИИН: подпись__________________________ |
|
Как изменится Трудовой кодекс с марта 2022 года: читайте обзор поправок
У организаций и ИП появятся дополнительные полномочия в области охраны труда. На основании новой статьи 214.2 ТК РФ все работодатели смогут:
- проводить дистанционную аудио- и видеосъемку, а также иными способами фиксировать процесс производства. Записи можно хранить. Если сотрудник захочет знать, каким устройством его снимают, то согласно новой статье 216.2 ТК РФ работодатель обязан дать такую информацию;
- вести электронный документооборот в области охраны труда;
-
Самые значимые события января-февраля 2021 в налоговой сфере
819 3
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:
свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;
обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
равенство прав и возможностей работников;
обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на подготовку и дополнительное профессиональное образование; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них, право работодателей создавать объединения работодателей и вступать в них; (в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 358-ФЗ)
обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;
сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту; (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;
обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;
обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.
Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 02.07.2013 N 162-ФЗ)
Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства. (в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 204-ФЗ, от 01.12.2014 N 409-ФЗ)
Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Принудительный труд запрещен.
Принудительный труд — выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:
в целях поддержания трудовой дисциплины;
в качестве меры ответственности за участие в забастовке;
в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;
в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;
в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.
К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:
нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;
возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Для целей настоящего Кодекса принудительный труд не включает в себя:
работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;
работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;
работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;
работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Инструкция, если у вас договор с гражданином Казахстана
К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:
основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности); (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);
порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;
основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;
порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;
порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; (в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 28.06.2021 N 220-ФЗ)
порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
систему и порядок проведения специальной оценки условий труда и государственной экспертизы условий труда, организацию контроля качества проведения специальной оценки условий труда; (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)
порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;
систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;
особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.
В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон.
Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, предусмотренные настоящим Кодексом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. (в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 233-ФЗ, от 03.07.2016 N 347-ФЗ)
В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.
Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты, которой определено начало возникновения указанных прав и обязанностей.
Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает прекращение трудовых прав и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений.
Сроки, исчисляемые годами, месяцами, неделями, истекают в соответствующее число последнего года, месяца или недели срока. В срок, исчисляемый в календарных неделях или днях, включаются и нерабочие дни.
Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
В случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате: (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
избрания на должность; (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности;
назначения на должность или утверждения в должности;
направления на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты; (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
судебного решения о заключении трудового договора;
Абзац — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
признания отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями. (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)
Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен. (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 28.12.2013 N 421-ФЗ)
Фактическое допущение работника к работе без ведома или поручения работодателя либо его уполномоченного на это представителя запрещается. (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)
14. Уполномоченный государственный орган по труду представляет сведения из ЕСУТД физическим и юридическим лицам с учетом требований законодательства Республики Казахстан о персональных данных и их защите.
15. Запрос о предоставлении сведений, содержащихся в ЕСУТД, направляется в электронной или бумажной форме.
16. Работник получает сведения, указанные в пунктах 3 и 8 настоящих Правил, содержащиеся в ЕСУТД через личный кабинет физического лица на веб-портале «электронного правительства», в котором данные сведения отражаются автоматически в течение одного рабочего дня после внесения их работодателем в ЕСУТД.
17. Работодатель получает сведения о трудовой деятельности претендентов и работников, указанные в пункте 3 настоящих Правил, содержащиеся в ЕСУТД, с их предварительного согласия при наличии интеграции согласно пункту 4 настоящих Правил.
Предварительное согласие предоставляется претендентом и работником в информационной системе кадрового обеспечения работодателя посредством использования электронной цифровой подписи.
18. Запрос о предоставлении сведений, содержащихся в ЕСУТД, направляемый в электронной форме, подписывается с использованием электронной цифровой подписи работодателя с обязательного согласия работника или предентента на обработку персональных данных.
19. Сведения, содержащиеся в ЕСУТД, предоставляются работодателю в срок не более пяти рабочих дней со дня получения уполномоченным органом по труду запроса о предоставлении сведений, в форме электронного документа или в соответствии с Законом Республики Казахстан от 12 января 2007 года «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» в бумажной форме.
20. В случае, если в ЕСУТД отсутствуют запрашиваемые сведения или предоставление сведений не допускается в соответствии с законодательством Республики Казахстан о персональных данных и их защите, уполномоченный государственный орган по труду, в соответствии с Законом Республики Казахстан от 12 января 2007 года «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» направляет электронное или бумажное уведомление об отсутствии в ЕСУТД запрашиваемых сведений или обоснованное решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений, которое может быть обжаловано в судебном порядке.
Трудовой кодекс Российской Федерации
Статья 15. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области регулирования трудовых отношений
Правительство Республики Казахстан:
1) разрабатывает основные направления и обеспечивает реализацию государственной политики в области труда, безопасности и охраны труда;
2) определяет размеры социального пособия по временной нетрудоспособности;
3) утверждает Типовое положение об условиях оплаты труда и премирования руководящих работников национальных компаний, акционерных обществ, контрольные пакеты акций которых принадлежат государству;
4) утверждает систему оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий;
В подпункт 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 04.05.20 г. № 321-VI (см. стар. ред.)
5) заключает генеральное соглашение с республиканскими объединениями (ассоциациями, союзами) работодателей и республиканскими объединениями работников;
6) устанавливает порядок принятия нормативных правовых актов в области безопасности и охраны труда соответствующими уполномоченными органами;
7) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
Статья 16. Компетенция уполномоченного государственного органа по труду в области регулирования трудовых отношений
Статья 19. Субъекты трудовых отношений
Субъектами трудовых отношений являются работник и работодатель.
Руководитель филиала или представительства иностранного юридического лица осуществляет все права и исполняет все обязанности работодателя от имени данного юридического лица.
Статья 20. Представители работников и их полномочия
Пункт 1 изложен в редакции Закона РК от 04.05.20 г. № 321-VI (см. стар. ред.); в соответствии с Законом РК от 01.07.21 г. № 61-VII (см. стар. ред.)
1. Интересы работников в пределах делегированных им полномочий представляют органы профессиональных союзов в соответствии с Законом Республики Казахстан «О профессиональных союзах», а при их отсутствии — выборные представители.
Выборные представители работников избираются и уполномочиваются на общем собрании (конференции) работников организации большинством голосов участников при присутствии на нем (ней) не менее двух третей от общего числа работников организации. Допускается проведение общего собрания (конференции) работников организации по избранию выборных представителей работников путем дистанционного голосования. Участие на общем собрании (конференции) работника подтверждается электронной цифровой подписью или иным электронным способом с обеспечением авторизации, идентификации работника.
В случае если членство работников в профессиональных союзах составляет менее половины штатной численности работников организации, то интересы работников могут представлять профессиональные союзы и выборные представители.
Не допускается ведение коллективных переговоров между работодателем и работниками без участия профессионального союза, если в данной организации создан профессиональный союз.
2. Работники, не являющиеся членами профессионального союза, не принимавшие участие в избрании выборных представителей работников вправе делегировать право представлять их интересы профсоюзным органам, выборным представителям работников. На основании письменного заявления работника профсоюзные органы, выборные представители работников обеспечивают представительство его интересов.
3. Выборные представители работников имеют право:
1) представлять и защищать трудовые права и интересы работников;
2) вести с работодателем коллективные переговоры по разработке проектов и заключению коллективных договоров;
3) в соответствии с коллективными договорами посещать рабочие места для изучения и принятия мер по обеспечению нормальных условий труда;
4) участвовать в урегулировании трудовых споров между работником и работодателем в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Кодекс дополнен статьей 20-1 в соответствии с Законом РК от 04.05.20 г. № 321-VI
Статья 20-1. Объединения (ассоциации, союзы) работодателей и их полномочия
1. Работодатели имеют право на добровольной основе создавать и вступать в объединения (ассоциации, союзы) работодателей.
2. Интересы работодателей в пределах делегированных им полномочий представляют объединения (ассоциации, союзы) работодателей в соответствии с настоящим Кодексом, Предпринимательским кодексом Республики Казахстан и иными законами Республики Казахстан.
3. Объединения (ассоциации, союзы) работодателей представляют права и интересы своих членов через механизмы социального партнерства путем:
1) обеспечения гарантий прав работников и работодателей в сфере труда и совершенствования трудового законодательства Республики Казахстан;
2) работы в трехсторонних республиканской, отраслевых, региональных комиссиях по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений;
3) участия в разработке соглашений и их заключения;
4) участия в составе согласительной комиссии при рассмотрении индивидуальных трудовых споров, примирительной комиссии и трудового арбитража при рассмотрении коллективных трудовых споров;
5) консультаций и переговоров с представителями работников по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Статья 21. Основания возникновения трудовых отношений
1. Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого в соответствии с настоящим Кодексом, за исключением случаев, установленных законами Республики Казахстан.
Статья 24. Предмет трудового договора
По трудовому договору работник обязуется лично выполнять работу (трудовую функцию), соблюдать правила трудового распорядка, а работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные настоящим Кодексом, законами Республики Казахстан и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, коллективным договором, актами работодателя, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату.
Статья 25. Гарантии равенства прав и возможностей при заключении трудового договора
1. Запрещается нарушение равенства прав и возможностей при заключении трудового договора.
2. Беременность, наличие детей в возрасте до трех лет, несовершеннолетие, инвалидность не могут ограничивать право заключения трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Статья 26. Запреты и ограничения на заключение трудового договора и трудоустройство
1. Не допускается заключение трудового договора:
1) на выполнение работы, противопоказанной лицу по состоянию здоровья на основании медицинского заключения;
2) с гражданами, не достигшими восемнадцатилетнего возраста, на тяжелые работы, работы с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на должности и работы, предусматривающие полную материальную ответственность работника за необеспечение сохранности имущества и других ценностей работодателя, а также на работы, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных развлекательных заведениях, производство, перевозка и торговля алкогольной продукцией, табачными изделиями, наркотическими средствами, психотропными веществами и прекурсорами);
3) с гражданами, лишенными права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
Подпункт 4 изложен в редакции статьи 204 (действует с 1 января 2017 г.) (см. стар. ред.); Законом РК от 13.05.20 г. № 327-VI (см. стар. ред.)
4) с иностранцами и лицами без гражданства, временно пребывающими на территории Республики Казахстан, до получения работодателем разрешения местного исполнительного органа на привлечение иностранной рабочей силы либо справки о соответствии квалификации для самостоятельного трудоустройства, выданной в порядке, определяемом уполномоченным органом по вопросам миграции населения, иностранным работникам, либо до получения разрешения трудовому иммигранту, выдаваемого органами внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел Республики Казахстан, или без соблюдения ограничений или изъятий, установленных законами Республики Казахстан;
5) с иностранными студентами и стажерами, временно пребывающими на территории Республики Казахстан, не представившими справки из организации образования с указанием формы обучения или принимающей организации о прохождении профессиональной подготовки и (или) стажировки и разрешения на пребывание с целью получения образования;
6) с иностранцами и лицами без гражданства, временно пребывающими на территории Республики Казахстан, не представившими разрешения на въезд и пребывание с целью воссоединения семьи и документ, подтверждающий состояние в признаваемом законодательством Республики Казахстан браке с гражданином Республики Казахстан;
7) на выполнение работ (оказание услуг) в домашнем хозяйстве одним работодателем — физическим лицом одновременно более чем с пятью трудовыми иммигрантами.
Статья 63. Правила трудового распорядка
1. Правила трудового распорядка утверждаются работодателем.
2. В правилах трудового распорядка устанавливаются рабочее время и время отдыха работников, условия обеспечения трудовой дисциплины, иные вопросы регулирования трудовых отношений.
Статья 64. Дисциплинарные взыскания
В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 24.05.18 г. № 156-VI (см. стар. ред.)
1. За совершение работником дисциплинарного проступка работодатель или первый руководитель национального управляющего холдинга в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан, вправе применить следующие виды дисциплинарных взысканий:
1) замечание;
2) выговор;
3) строгий выговор;
В подпункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 04.05.20 г. № 321-VI (см. стар. ред.)
4) расторжение трудового договора по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным подпунктами 8), 9), 10), 11), 12), 14), 15), 16), 17) и 18) пункта 1 статьи 52 настоящего Кодекса.
2. Применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан, не допускается.
См.: Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 6 октября 2017 года №9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства при разрешении трудовых споров».
Статья 65. Порядок применения дисциплинарных взысканий
Пункт 1 изложен в редакции Закона РК от 24.05.18 г. № 156-VI (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 04.05.20 г. № 321-VI (см. стар. ред.)
1. Дисциплинарное взыскание налагается работодателем путем издания акта работодателя, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан. При наложении дисциплинарного взыскания первым руководителем национального управляющего холдинга в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан, применяются положения настоящей статьи и статьи 66 настоящего Кодекса.
Пункт 2 изложен в редакции Закона РК от 01.07.21 г. № 61-VII (см. стар. ред.)
2. До применения дисциплинарного взыскания работодатель обязан затребовать от работника объяснение в письменной форме (на бумажном носителе или в форме электронного документа, удостоверенного посредством электронной цифровой подписи) либо в электронном виде с обеспечением авторизации, идентификации работника.
Требование о представлении объяснения по факту совершенного дисциплинарного проступка оформляется в письменной форме (на бумажном носителе или в форме электронного документа, удостоверенного посредством электронной цифровой подписи) и вручается работнику лично или посредством курьерской почтовой связи, почтовой связи, факсимильной связи, электронной почты и иных информационно-коммуникационных технологий с подтверждением получения требования работодателя.
В случае уклонения или отказа работника от получения требования представителем работодателя составляется соответствующий акт.
Если работником не представлено объяснение по истечении двух рабочих дней с даты получения требования или составления акта об уклонении или отказе от получения требования, то представителем работодателя составляется соответствующий акт.
Непредставление работником объяснения не является препятствием для применения дисципли нарного взыскания.
3. За каждый дисциплинарный проступок к работнику может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
4. Акт работодателя о наложении на работника дисциплинарного взыскания не может быть издан в период:
1) временной нетрудоспособности работника;
2) освобождения работника от работы на время выполнения государственных или общественных обязанностей;
3) нахождения работника в отпуске или межвахтовом отдыхе;
4) нахождения работника в командировке.
Пункт дополнен подпунктом 5 в соответствии с Законом РК от 04.05.20 г. № 321-VI
5) проведения расследования несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью, в отношении лиц, допустивших нарушения требований по безопасности и охране труда.
Памятка по использованию сервиса «Улучшим законы вместе»
Статья 101. Нормирование труда
1. Нормы труда (времени, выработки, трудоемкости, обслуживания, численности) являются мерой затрат труда и устанавливаются для работника соответствующей квалификации в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда.
2. Разработка, введение, замена и пересмотр норм труда производятся работодателем в порядке, установленном уполномоченным государственным органом по труду.
3. Нормы труда подлежат обязательной замене по мере проведения аттестации и рационализации рабочих мест, внедрения новой техники, технологии и организационно-технических мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда.
Достижение высокого уровня выработки продукции (оказания услуг) отдельными работниками за счет применения по своей инициативе новых приемов труда и совершенствования рабочих мест не является основанием для пересмотра ранее установленных норм труда.
4. О введении работодателем новых норм труда работники извещаются не позднее чем за один месяц.
5. При разработке норм труда должны обеспечиваться:
1) качество норм труда, их оптимальное приближение к необходимым затратам труда;
2) установление одинаковых норм труда на одни и те же работы, выполняемые в аналогичных организационно-технических условиях;
3) прогрессивность норм труда на основе достижений науки и техники;
4) охват нормированием труда тех видов работ, для которых возможно и целесообразно установление норм труда;
5) техническая (научная) обоснованность норм труда.
6. Нормы труда в организации, на услуги (товары, работы) которой вводится государственное регулирование тарифов (цен, ставок сборов), утверждаются работодателем по согласованию с уполномоченными государственными органами соответствующих сфер деятельности и с уполномоченным государственным органом по труду в установленном им порядке.
7. Типовые нормы и нормативы по труду разрабатываются и утверждаются отраслевыми ассоциациями работодателей, единые и (или) межотраслевые типовые нормы и нормативы по труду для всех сфер деятельности утверждаются Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан по согласованию с представителями работников в установленном уполномоченным государственным органом по труду порядке.
8. Квалификационные требования к работникам и сложность определенных видов работ устанавливаются на основе профессиональных стандартов, а при их отсутствии на основе Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, тарифно-квалификационных характеристик профессий рабочих и типовых квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций.
Статья 102. Государственные гарантии в области оплаты труда
Государственные гарантии в области оплаты труда работников включают:
1) минимальный размер месячной заработной платы;
2) минимальный размер часовой заработной платы;
3) оплату за работу в сверхурочное время;
4) оплату за работу в праздничные и выходные дни;
5) оплату за работу в ночное время;
6) ограничение размера удержаний из заработной платы работника;
7) порядок и сроки выплаты заработной платы.
Статья 103. Размер заработной платы
1. Размер месячной заработной платы работника устанавливается дифференцированно в зависимости от квалификации работника, сложности, количества и качества выполняемой работы, а также условий труда. Размер месячной заработной платы максимальным размером не ограничивается.
Заработная плата выплачивается работнику за фактически отработанное им время, учтенное в документах работодателя по учету рабочего времени.
Статья дополнена подпунктом 1-1 в соответствии с Законом РК от 19.12.20 г. № 386-VI
1-1. Размер основной заработной платы работников направляющей стороны должен быть не ниже размера основной заработной платы работников принимающей стороны по аналогичной должности, соответствующей квалификации, специальности или профессии, сложности, количеству и качеству выполняемой работы, а также производственно-бытовым условиям в соответствии с договором на оказание услуг по предоставлению персонала.
Заработная плата работникам направляющей стороны выплачивается за фактически отработанное ими время, учтенное в документах по учету рабочего времени принимающей стороны.
Статья 120. Обязанность стороны трудового договора по возмещению причиненного ущерба (вреда)
1. Материальная ответственность стороны трудового договора за ущерб (вред), причиненный ею другой стороне трудового договора, наступает за ущерб (вред), причиненный в результате виновного противоправного поведения (действия или бездействия) и причинной связи между виновным противоправным поведением и причиненным ущербом (вредом), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан.
2. Сторона трудового договора, причинившая ущерб (вред) другой стороне, возмещает его в соответствии с настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан.
3. В трудовом, коллективном договорах может конкретизироваться материальная ответственность работника и работодателя.
4. Прекращение трудового договора после причинения ущерба (вреда) не влечет за собой освобождения стороны трудового договора от материальной ответственности по возмещению причиненного ущерба (вреда) другой стороне.
Статья 121. Материальная ответственность работодателя за ущерб, причиненный работнику незаконным лишением его возможности трудиться
1. Работодатель обязан возместить работнику не полученную им заработную плату и иные причитающиеся ему выплаты в случае незаконных перевода на другую работу, недопущения работника к рабочему месту, одностороннего изменения условий трудового договора, отстранения от работы, расторжения трудового договора.
2. Трудовым, коллективным договорами могут быть установлены дополнительные случаи возмещения работодателем ущерба, причиненного незаконным лишением работника возможности трудиться.
Статья 122. Материальная ответственность работодателя за вред, причиненный жизни и (или) здоровью работника
1. При причинении вреда жизни и (или) здоровью работника в связи с исполнением им трудовых обязанностей работодатель обязан возместить вред в объеме и порядке, которые предусмотрены законодательством Республики Казахстан.
2. Вред, предусмотренный пунктом 1 настоящей статьи, возмещается в полном объеме при отсутствии у работника страховых выплат, за исключением случая, предусмотренного в пункте 3 настоящей статьи. При наличии страховых выплат работодатель обязан возместить работнику разницу между страховой суммой и фактическим размером вреда.
В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 30.06.17 г. № 80-VI (введены в действие с 1 января 2020 г.) (см. стар. ред.)
3. При причинении вреда работнику, связанного с установлением ему степени утраты профессиональной трудоспособности от пяти до двадцати девяти процентов включительно, работодатель обязан возместить работнику утраченный заработок и расходы, вызванные повреждением его здоровья.
Размер расходов, вызванных повреждением здоровья, возмещаемых работодателем в период установления степени утраты трудоспособности не может превышать двести пятьдесят месячных расчетных показателей, установленных на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, на момент выплаты.
Выплата по возмещению расходов, вызванных повреждением здоровья, осуществляется на основании документов, подтверждающих эти расходы, представленных работником либо лицом, понесшим эти расходы. При этом возмещению не подлежат расходы, которые входят в гарантированный объем бесплатной медицинской помощи в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области здравоохранения.
См. также: Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 9 июля 1999 года № 9 «О некоторых вопросах применения судами Республики законодательства по возмещению вреда, причиненного здоровью».
Заголовок статьи 123 изложен в редакции Закона РК от 19.12.20 г. № 386-VI (см. стар. ред.)
Статья 123. Материальная ответственность работника, работника направляющей стороны за причинение ущерба работодателю или принимающей стороне
(0) Нет, в данной статье не было внесено никаких изменений. Но стоит учитывать, что статья 49 лишь перечисляет основания для расторжения договора.
Более подробно порядок расторжения описан в ст. 50 Трудового договора. Также необходимо упомянуть, что Законом РК от 04.05.2020 № 321-VI из ст. 50 был исключен пункт 3, ранее позволявший прекратить отношения с сотрудником при выплате оговоренной в договоре компенсации, без соблюдения требований пункта 2.
Следуя из указанного выше, при увольнении сотрудника по соглашению сторон Вы все так же можете ссылаться на пп. 1 ст. 49 Трудового кодекса.
Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
Предложения о внесении изменений
Нет, в данной статье не было внесено никаких изменений. Но стоит учитывать, что статья 49 лишь перечисляет основания для расторжения договора.
Более подробно порядок расторжения описан в ст. 50 Трудового договора. Также необходимо упомянуть, что Законом РК от 04.05.2020 № 321-VI из ст. 50 был исключен пункт 3, ранее позволявший прекратить отношения с сотрудником при выплате оговоренной в договоре компенсации, без соблюдения требований пункта 2.
- Может ли компания не выплачивать переменную часть зарплаты работникам, находящимся на больничном, в частности, имеющим лист временной нетрудоспособности? Автор: Абдрахманова Алия 08.07.2021 17:40 266 Раздел: Оплата больничных листов Отпуск без сохранения заработной платы Трудовые отношения
Ответ:
Данный вопрос регулируется статьей 133 Трудового Кодекса РК (далее – Кодекс), которая обязывает Работодателя за счет своих средств выплачивать работникам социальное пособие по временной нетрудоспособности.
11.1 Разногласия между Работником и Работодателем по вопросам применения трудового законодательства, о выполнении условий настоящего Договора подлежат урегулированию Сторонами Договора путем переговоров. Не урегулированные трудовые споры рассматриваются с соглашения Сторон в согласительной комиссии или в судебном порядке.
БЛАНК Трудового договора заключенного с работником
-
Иностранный работник, в соответствии с пунктом 1 статьи 34 Закона Республики Казахстан «О миграции населения» — это иммигрант, прибывший для самостоятельного трудоустройства по профессиям, востребованным в приоритетных отраслях экономики (видах экономической деятельности), привлекаемый работодателями для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан, в том числе прибывший в рамках внутрикорпоративного перевода.
Определение понятия «иностранная рабочая сила» содержится в подпункте 5 пункта 2 Правил установления квоты на привлечение иностранной рабочей силы в Республику Казахстан и ее распределения между регионами Республики Казахстан. К иностранной рабочей силе относятся иностранцы и лица без гражданства, привлекаемые работодателем для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан, включая сезонных иностранных работников, трудоустраивающиеся самостоятельно, а также временно переводимые в рамках корпоративного перевода.
Согласно статье 3 Закона Республики Казахстан «О правовом положении иностранцев» иностранцы в Республике Казахстан имеют все права и свободы, а также несут все обязанности, установленные Конституцией, законами и международными договорами Республики Казахстан, за исключением случаев, предусмотренных законами и международными договорами Республики Казахстан.
Статьей 6 Закона «О правовом положении иностранцев» предусмотрено право иностранцев на труд. Иностранцы могут осуществлять трудовую деятельность в Республике Казахстан на основании и в порядке, установленными законодательством и международными договорами Республики Казахстан. В целях обеспечения реализации конституционного права граждан Республики Казахстан на свободу труда законодательными актами могут быть установлены ограничения по осуществлению трудовой деятельности иностранцев в Республике Казахстан.
Указанной статьей предусмотрено также право иностранных работников на отдых. Иностранцы, находящиеся в Республике Казахстан, имеют право на отдых на общих основаниях с гражданами Республики Казахстан.
Статья 6 Закона «О правовом положении иностранцев» регламентирует, что иностранцы не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенным видом трудовой деятельности, если в соответствии с законодательством Республики Казахстан назначение на эти должности или занятие таким видом деятельности связаны с принадлежностью к гражданству Республики Казахстан.
Иностранный гражданин не может быть государственным служащим Республики Казахстан, поскольку, согласно подпункту 7) статьи 1 Закона Республики Казахстан «О государственной службе» государственный служащий — это обязательно гражданин Республики Казахстан, занимающий в установленном законодательством порядке оплачиваемую из республиканского или местных бюджетов либо из средств Национального банка Республики Казахстан государственную должность в государственном органе и осуществляющий должностные полномочия в целях реализации задач и функций государства.
Ограничения на занимаемые должности могут быть предусмотрены международными договорами. К примеру, пунктом 2 статьи 4 Договора между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о правовом статусе граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, и граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан предусмотрены следующие ограничения:
Граждане России не вправе:- избирать и быть избранными на высшие государственные должности и в представительные органы государственной власти;
- участвовать во всенародном голосовании (общегосударственном референдуме), проводимом Стороной проживания;
- занимать должности на дипломатической службе, в органах безопасности и в органах внутренних дел;
- занимать должности в центральных органах исполнительной власти, должность судьи, прокурора;
- занимать должности глав областных, районных, городских, сельских, поселковых администраций и их заместителей.
Квоты на привлечение иностранной рабочей силы в Казахстан на 2022 год
Согласно подпунктам 4), 5), 6) пункта 1 статьи 26 Трудового кодекса Республики Казахстан не допускается заключение трудового договора:
- с иностранцами и лицами без гражданства, временно пребывающими на территории Республики Казахстан, до получения разрешения местного исполнительного органа на привлечение иностранной рабочей силы либо справки о соответствии квалификации для самостоятельного трудоустройства, выданной в порядке, определяемом уполномоченным органом по вопросам миграции населения, иностранным работникам, либо до получения разрешения трудовому иммигранту, выдаваемого органами внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел Республики Казахстан, или без соблюдения ограничений или изъятий, установленных законами Республики Казахстан;
- с иностранными студентами и стажерами, временно пребывающими на территории Республики Казахстан, не представившими справки из организации образования с указанием формы обучения или принимающей организации о прохождении профессиональной подготовки и (или) стажировки и разрешения на пребывание с целью получения образования;
- с иностранцами и лицами без гражданства, временно пребывающими на территории Республики Казахстан, не представившими разрешения на въезд и пребывание с целью воссоединения семьи и документ, подтверждающий состояние в признаваемом законодательством Республики Казахстан браке с гражданином Республики Казахстан.
- Получить консультацию
- Составить документ
- Юридические заключения
- Абонентское обслуживание
- Адвокаты в Нур-Султане
- Адвокаты в Алматы
- Адвокаты в Петропавловске
- Ценовая политика
- Post author:admin
- Запись опубликована:15 мая, 2020
- Post category:Новости
- Post comments:комментария 2
Закон Республики Казахстан № 321-VI ЗРК от 4 мая 2020 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам труда».
Разъяснение последних изменений в законодательные акты по вопросам труда.
Уважаемые читатели, мы начинаем публикацию цикла статей, разъясняющих нововведения в НПА, регулирующие вопросы трудовых отношений в нашей стране. Необходимость в изменениях назрела давно и разговор о них шел с прошлого года. Все мы ждали новостей в марте-апреле, но, как видно, эпидемия внесла свои коррективы в нашу жизнь. Однако, изменения приняты. Будем с ними знакомиться.
Обратите внимание, зеленым мы выделили что добавлено, желтым что исключено, Лиловым– то, что заменено.
Права и обязанности сторон трудового договора.
Дополнение в перечень прав и обязанностей субъектов трудового договора.
В соответствии с положениями ст. 28 ТК РК, сторонами трудового договора являются работник и работодатель.
У каждой из сторон есть набор прав и обязанностей. Статья 22 ТК РК «Основные права и обязанности работника» претерпела некоторые изменения и дополнения. Из пп.2) п. 1
«Работник имеет право на заключение, изменение, дополнение, прекращение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим кодексом» исключено действие «расторжение». Это не значит, что у работника отнято право на уход из компании. Дело здесь только в правильном применении формулировок. Действие «расторжение» трудового договора возможно использовать в трудовом законодательстве в ситуациях прекращения трудовых отношений при соглашении сторон (то есть при участии 2-х сторон ТД), либо по инициативе работодателя. Другими словами, расторгаем трудовой договор только вдвоем (взаимным решением), либо, работодатель это делает сам, в случаях, предусмотренных в статье 52 ТК РК.
Своим единоличным решением работник не может расторгнуть трудовой договор, он может только прекратить его по своей инициативе. Удаление данной формулировки никак не ограничило работника в правах. Те же самые возможности для ухода из компании, предусмотренные п. 5) ст. 49 ТК РК, у работника остались.
Пп. 1) п.1
«Работник имеет право на требование от работодателя выполнения условий трудового, коллективного договоров, соглашений, актов работодателя».
Принятое дополнение расширяет список внутренних документов, которые обязательны к исполнению работодателем.
Пп. 15) п.1
«Работник имеет право на равную оплату за равный труд, а также равные производственно-бытовые условия без какой-либо дискриминации».
Изменения говорят об уравнивании в правах работников, не только в части оплаты труда, но и условий работы и отдыха. Расширение данной нормы вызвано участившимся недовольством казахстанских работников, которые иногда сталкиваются со случаями разной оплаты труда и неодинаковыми условиями жизни и работы в сравнении с иностранными работниками. Особенно, эта норма касается сотрудников, выполняющих работы вахтовым методом, для которых бытовые условия крайне важны.
В связи с этим, в рассматриваемую статью включен новый пункт.
Пп. 25) п. 1
«Работник имеет право на получение из единой системы учета трудовых договоров сведения о трудовом договоре и своей трудовой деятельности».
Данный пункт открывает возможность любому казахстанскому работнику получать из единой системы учета трудовых договоров необходимые сведения о своей трудовой деятельности и подтверждать тем самым, факт наличия трудовых отношений с конкретным работодателем.
Эта возможность, безусловно, усиливает позиции работника, особенно, в тех случаях, когда, при уходе сотрудника из компании, работодатель препятствует в выдаче документов, подтверждающих трудовую деятельность.
Теперь, рассмотрим, что нового в правах и обязанностях появилось для работодателей.
Статья 23 «Основные права и обязанности работодателя».
Раздел «Права»
Пп. 13) п. 1
«Работодатель имеет право на получение из единой системы учета трудовых договоров сведений о трудовой деятельности претендентов (с их предварительного согласия) и работников».
- Процесс
- Общество
- Бизнесс
- Экология
- Кодекс РК об административных правонарушениях
- Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан
- Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан
- Уголовный кодекс Республики Казахстан
- Бюджетный кодекс Республики Казахстан
- Налоговый кодекс Республики Казахстан
- О таможенном регулировании в республике Казахстан
- Предпринимательский кодекс
- Трудовой кодекс Республики Казахстан
- Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан
- Гражданский кодекс РК (общая часть)
- Гражданский кодекс РК (особенная часть)
- Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан
- О браке (супружестве) и семье
- О здоровье народа и системе здравоохранения
- Водный кодекс Республики Казахстан
- Земельный кодекс Республики Казахстан
- Лесной кодекс Республики Казахстан
- Экологический кодекс Республики Казахстан
Трудовой кодекс Республики Казахстан 2021
Как уже было обозначено, договор о трудовых отношениях, это письменное соглашение, заключенное между работодателем и работником, где работник обязуется лично делать весь объем определенной работы, а также соблюдать установленный трудовой распорядок. Работодатель в свою же очередь обязуется предоставлять работнику работу и обеспечивать необходимые условия труда.
По трудовому договору работник обязан:
- Самостоятельно и лично выполнять трудовую деятельность;
- Соблюдать правила трудового распорядка, которые утверждены в организации в порядке, который предусмотрен ст. 63 ТК РК.
По трудовому договору, человек предоставляющий работу обязан:
- Дать работнику работу;
- Обеспечивать необходимые условия труда, которые предусмотрены ТК РК, нормативными правовыми актами и законодательством РК, а также трудовым и коллективным договорами работодателя, в которые входят:
– нормирование оплаты труда и оплаты;
– выполнение условий трудовых обязательств;
– условия режима рабочего времени и времени отдыха;
– порядок совмещения профессий (должностей), расширения зон обслуживания, выполнения обязанностей работника, который временно отсутствует;
-условия безопасности и охраны труда;
– технические, производственно-бытовые условия;
– другие по согласованию сторон условия труда.
- Своевременное проведение оплаты в зависимости от сложности, качества и условий выполняемой работы, а также иных выплат, которые предусмотрены трудовым законодательство РК и трудовым, коллективным договором компании.
Регулировка договора о трудовых отношениях осуществляется:
- Договором о Евразийском экономическом союзе (г. Астана, 29 мая 2014 года). Вступил в силу 01.01.2015 года. Ратифицирован Законом Республики Казахстан от 14 октября 2014 года № 240-V;
- Статьей 24 Конституции Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года) Статьями 86–94 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях»;
- Закон Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года № 405-V «Об обязательном социальном медицинском страховании» ;
- Закон Республики Казахстан от 7 февраля 2005 года № 30-III «Об обязательном страховании работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей»;
- Закон Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года № 482-V «О занятости населения»;
- Закон Республики Казахстан от 9 февраля 2015 года № 285-V «О государственной молодёжной политике»;
- Методические рекомендации по разработке системы оплаты труда работников организаций частной формы собственности (согласованы Вице-министром здравоохранения и социального развития Республики Казахстан 27 мая 2016 года); А также иными нормативно правовыми актами.
При помощи акта работодателя происходит оформление приема на работу. Акт издается на основании заключенного трудового договора.
В соответствии с пп. 41) п. 1 ст. 1 ТК РК, к числу актов работодателя относятся приказы, распоряжения, правила, инструкции, графики сменности, положения, графики вахт и отпусков, которые издаются работодателем.
К слову, оформления приема на работу происходит в виде приказа или распоряжения. В соответствии с п. 2 ст. 136 ТК РК, акт о приеме на работу издается с дальнейшим внесением информации в трудовую книжку работника.
В силу требований закона фактическое допущение Работодателем физического лица (Работника) к работе, т.е. к выполнению работы по определенной специальности, квалификации или должности (трудовой функции) осуществляется только после заключения сторонами Трудового договора. При этом допуск Работодателем к работе лица без заключения Трудового договора влечет штраф на должностных лиц в размере двадцати, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере сорока, на субъектов среднего предпринимательства – в размере шестидесяти, на субъектов крупного предпринимательства – в размере ста месячных расчетных показателей.
Представленный Трудовой договор применим при совокупности следующих условий:
- работа по Трудовому договору является основным местом работы Работника и (или) не осуществляется на условиях совместительства;
- работа по Трудовому договору не выполняется в режиме гибкого рабочего времени, не применяется разделение ежедневной работы (рабочей смены) на части;
- работа по Трудовому договору не является сезонной, не осуществляется вахтовым методом или дистанционно, Работник не является домашним или надомным, работа не связана с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда;
- по Трудовому договору не выполняется работа в должности руководителя и членов коллегиального исполнительного органа юридического лица и (или) в иной должности, назначаемой (избираемой) собственником имущества или уполномоченным им лицом (органом) либо уполномоченным органом юридического лица;
- работа по Трудовому договору не является работой гражданской службы, в государственные предприятиях на праве хозяйственного ведения, национальных управляющих холдингах, национальных институтах развития, национальных холдингах и национальных компаниях, а также их дочерних организации на должности, связанной с исполнением управленческих функций;
- Трудовой договор заключается на:
- неопределенный срок;
или
- определенный срок, а именно:
- не менее одного года, кроме субъектов малого предпринимательства, на которых данное ограничение не распространяется и которые могут заключить Трудовой договор на определенный срок любой продолжительности;
или
- на время замещения временно отсутствующего Работника;
- сторонами Трудового договора являются лица, соответствующие условиям перечисленным ниже.
Сторонами Трудового договора являются Работодатель и Работник, соответствующие ниже перечисленным условиям:
- Работодатель – являющееся субъектом предпринимательства юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (резидент Республики Казахстан), с которым Работник вступает в трудовые отношения на основании заключенного с ним Трудового договора в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан);
-
Работник — дееспособное физическое лицо, действующее лично, или ограниченно дееспособное лицо, действующее с согласия законного представителя:
- являющееся гражданином Республики Казахстан, а также иного государства-члена Евразийского экономического союза;
- достигшее возраста 18 лет;
- не пенсионного возраста;
- не относящееся к категории Работников, требующей особенностей правового регулирования, в частности:
- беременные женщины, женщины, имеющие ребенка (детей) в возрасте до трех лет и иные лица с семейными обязанностями;
- инвалиды;
- граждане, пострадавшие вследствие длительных ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне;
- граждане, пострадавшие в результате Аральской экологической катастрофы;
- иностранный работник государственного органа;
- работника, принимавшего участие в миротворческой операции;
- категорий работников, предусмотренных статьями 141-146 главы 12 Трудового Кодекса РК.
В силу требований закона Трудовой договор должен содержать:
- дату заключения и порядковый номер;
- реквизиты сторон:
- фамилию, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) работодателя — физического лица, адрес его постоянного места жительства и сведения о регистрации по месту жительства, наименование, номер и дату выдачи документа, удостоверяющего личность;
- индивидуальный идентификационный номер (бизнес-идентификационный номер);
- наименование работодателя — юридического лица и его место нахождения, номер и дату государственной регистрации работодателя — юридического лица, бизнес-идентификационный номер;
- фамилию, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) работника, адрес его постоянного места жительства и сведения о регистрации по месту жительства, наименование, номер, дату выдачи документа, удостоверяющего его личность, индивидуальный идентификационный номер;
- наименование работы (трудовой функции) Работника по определенной квалификации, специальности, профессии или должности;
- место выполнения работы;
- срок Трудового договора;
- дату начала работы;
- продолжительность испытательного срока, если Работнику установлено условие об испытательном сроке в целях проверки соответствия квалификации Работника поручаемой работе;
- режим рабочего времени и времени отдыха;
- размер и иные условия оплаты труда;
- характеристику условий труда, гарантии и льготы, если работа относится к тяжелым и (или) выполняется во вредных и (или) опасных условиях;
- права и обязанности Работника;
БЛАНК Трудового договора заключенного с работником
ТРУДОВОЙ ДОГОВОР № _________
г. Алматы «___»_____________ 20..г. Товарищества с ограниченной ответственностью «……………», именуемым в дальнейшем «Работодатель», зарегистрированным Департаментом юстиции города Алматы, БИН ………., расположенным по адресу: Республика Казахстан, город Алматы, ул. Сатпаева ….. От имени Работодателя при подписании настоящего ТД выступает Генеральный директор Саржанов Г.Т., действующий на основании Устава, с одной стороны,
и гражданин (-ка) Республики Казахстан ___________________________________________________________
- Составить документы
- Юридические заключения
- Абонентское обслуживание
- Адвокаты в Нур-Султане
- Адвокаты в Алматы
- Адвокаты в Петропавловске
- Ценовая политика
- Совет по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции
- Консультативно-совещательные органы
- Образцы договоров ГПО
Пунктом 5 Правил установлен перечень уполномоченных лиц, которые вправе передавать данные в ЕСУТД. Передавать данные вправе работодатель, либо руководитель кадровой службы, на которого возложена такая обязанность.
Обязанность по передаче данных в ЕСУТД возлагается на руководителя кадровой службы при наличии соответствующего акта работодателя.
В соответствии с пунктами 3 и 6 Правил, вносимая информация разделяется на «основную» и «дополнительную».
К «основной» информации относятся следующие данные:
- реквизиты сторон:
- ИИН работодателя – физического лица или БИН работодателя – юридического лица;
- ИИН работника;
- указание специальности, профессии, квалификации или должности (трудовую функцию);
- место выполнения работы;
- срок трудового договора;
- дата начала работы;
- дата заключения и порядковый номер.
Эта информация подлежит внесению по всем трудовым договорам. «Дополнительная» информация вносится при необходимости и может содержать следующие сведения:
- режим рабочего времени и отдыха;
- основания расторжения трудового договора;
- военная обязанность.
Все вносимые сведения по трудовому договору заверяются ЭЦП работодателя или уполномоченного лица работодателя.
Статья 15. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области регулирования трудовых отношений
Правительство Республики Казахстан:
1) разрабатывает основные направления и обеспечивает реализацию государственной политики в области труда, безопасности и охраны труда;
2) определяет размеры социального пособия по временной нетрудоспособности;
3) утверждает Типовое положение об условиях оплаты труда и премирования руководящих работников национальных компаний, акционерных обществ, контрольные пакеты акций которых принадлежат государству;
4) утверждает систему оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий;
В подпункт 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 04.05.20 г. № 321-VI (см. стар. ред.)
5) заключает генеральное соглашение с республиканскими объединениями (ассоциациями, союзами) работодателей и республиканскими объединениями работников;
6) устанавливает порядок принятия нормативных правовых актов в области безопасности и охраны труда соответствующими уполномоченными органами;
7) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
Статья 16. Компетенция уполномоченного государственного органа по труду в области регулирования трудовых отношений
Статья 19. Субъекты трудовых отношений
Субъектами трудовых отношений являются работник и работодатель.
Руководитель филиала или представительства иностранного юридического лица осуществляет все права и исполняет все обязанности работодателя от имени данного юридического лица.
Статья 20. Представители работников и их полномочия
Пункт 1 изложен в редакции Закона РК от 04.05.20 г. № 321-VI (см. стар. ред.)
1. Интересы работников в пределах делегированных им полномочий представляют органы профессиональных союзов в соответствии с Законом Республики Казахстан «О профессиональных союзах», а при их отсутствии — выборные представители.
В случае если членство работников в профессиональных союзах составляет менее половины штатной численности работников организации, то интересы работников могут представлять профессиональные союзы и выборные представители.
Не допускается ведение коллективных переговоров между работодателем и работниками без участия профессионального союза, если в данной организации создан профессиональный союз.
2. Работники, не являющиеся членами профессионального союза, не принимавшие участие в избрании выборных представителей работников вправе делегировать право представлять их интересы профсоюзным органам, выборным представителям работников. На основании письменного заявления работника профсоюзные органы, выборные представители работников обеспечивают представительство его интересов.
3. Выборные представители работников имеют право:
1) представлять и защищать трудовые права и интересы работников;
2) вести с работодателем коллективные переговоры по разработке проектов и заключению коллективных договоров;
3) в соответствии с коллективными договорами посещать рабочие места для изучения и принятия мер по обеспечению нормальных условий труда;
4) участвовать в урегулировании трудовых споров между работником и работодателем в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Кодекс дополнен статьей 20-1 в соответствии с Законом РК от 04.05.20 г. № 321-VI
Статья 20-1. Объединения (ассоциации, союзы) работодателей и их полномочия
1. Работодатели имеют право на добровольной основе создавать и вступать в объединения (ассоциации, союзы) работодателей.
2. Интересы работодателей в пределах делегированных им полномочий представляют объединения (ассоциации, союзы) работодателей в соответствии с настоящим Кодексом, Предпринимательским кодексом Республики Казахстан и иными законами Республики Казахстан.
3. Объединения (ассоциации, союзы) работодателей представляют права и интересы своих членов через механизмы социального партнерства путем:
1) обеспечения гарантий прав работников и работодателей в сфере труда и совершенствования трудового законодательства Республики Казахстан;
2) работы в трехсторонних республиканской, отраслевых, региональных комиссиях по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений;
3) участия в разработке соглашений и их заключения;
4) участия в составе согласительной комиссии при рассмотрении индивидуальных трудовых споров, примирительной комиссии и трудового арбитража при рассмотрении коллективных трудовых споров;
5) консультаций и переговоров с представителями работников по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Статья 21. Основания возникновения трудовых отношений
1. Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого в соответствии с настоящим Кодексом, за исключением случаев, установленных законами Республики Казахстан.
2. В случаях и порядке, установленных законами Республики Казахстан, учредительными документами, актами работодателя, заключению трудового договора могут предшествовать следующие процедуры:
1) избрание (выборы) на должность;
2) избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности;
3) назначение на должность или утверждение в должности;
4) направление на работу уполномоченными законами Республики Казахстан органами в счет установленной квоты;
5) вынесение судебного решения о заключении трудового договора.
Похожие записи: