Сроки ремонта автомобиля по ОСАГО по закону в 2022 году

Автор: | 01.01.2022

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сроки ремонта автомобиля по ОСАГО по закону в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Юрист в области страхования Илья Афанасьев рассказал, что, хотя заметных перемен после определения Верховного суда в отрасли не произошло, оно широко обсуждается в профессиональном сообществе. Эксперт уверен: нужно просто подождать, когда информация от Верховного суда распространится и дойдет до нижестоящих инстанций. И тогда новая практика, у которой «очень высокий потенциал», действительно заработает.

«Пока широкого распространения этого нововведения не произошло. Сейчас лето, летом аварии более жесткие, но их меньше, чем зимой. Поэтому судебная практика вряд ли заметно изменится в ближайшие месяцы. Страховщики оспаривают такие решения, даже когда им грозят гигантские неустойки. Но юристы очень рады, что такое изменение в целом произошло, — просто нужно подождать, когда оно войдет в шаблоны», — отметил юрист.

Руководитель центра управления страховым портфелем по ОСАГО СК «ВСК» Татьяна Кудрявцева сообщила «Интерфаксу», что «убытки по жизни и здоровью в ОСАГО по портфелю ее компании составляют относительно небольшое количество, но заметна тенденция к увеличению таких выплат и росту показателя средней выплаты».

Глава дирекции розничного бизнеса СПАО «Ингосстрах» Виталий Княгиничев, комментируя тему, отметил, что «основная масса выплат в ОСАГО связана с причинением вреда имуществу в результате ДТП, и, как правило, выплаты по ущербу жизни и здоровью в ОСАГО связаны с крупными ДТП». По оценке Княгиничева, «пока в России уровень мошенничества в сфере страховых выплат по жизни и здоровью ниже, чем в Европе».

По данным департамента безопасности СК «РЕСО-Гарантия», основной схемой страхового мошенничества в этой сфере остается предоставление подложных документов.

«Как правило, это документы несуществующих уголовных дел, изготовленных несуществующими должностными лицами МВД, судов, медицинских учреждений, в отношении пострадавших либо не существующих, либо существующих в реальности, но не имеющих отношение ни к ДТП, ни к вреду здоровью», — сообщил «Интерфаксу» заместитель гендиректора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов.

«В общем объеме выплат по ОСАГО доля выплат по жизни и здоровью находится на уровне 4-5%, имеет тенденцию к росту. Причинами роста выплат следует считать улучшение информированности граждан и упростившуюся процедуру выплат», — продолжил он.

Решение об увеличении лимитов выплат в том числе зависит от правительства страны, считает Иванов (оно коснется всех бюджетных автопарков — прим. ИФ). Если такие поправки будут приняты, то, скорее всего, не в этом, а в следующем году. Он напомнил еще об одной отложенной новелле с изменениями в закон об ОСАГО, предусматривающей переход на выплаты без учета износа деталей автомобилей при расчете выплат. Ее появления также ожидают в новом законопроекте об ОСАГО, она также повлечет рост тарифов.

«Несомненно, все это приведет к увеличению цены полиса ОСАГО. Если говорить о влиянии отмены износа в выплатах, то повышение ожидается на уровне 35-40%. В случае увеличения лимита по жизни и здоровью до 2 млн рублей, с учетом прогнозируемой динамики обращений, рост может составить до 70%. При этом сдерживающим фактором роста средней премии по полису «автогражданки» останется жесткая конкуренция на рынке ОСАГО. Влияние конкуренции было неоднократно продемонстрировано: даже при росте цен на ремонт автомобилей средняя премия оставалась стабильной», — сказал Иванов.

По данным РСА, по итогам 1-го полугодия 2021 года более 94% водителей получили скидку по КБМ, а общее количество «аккуратных» водителей выросло на 3,3 млн человек. «Это косвенно свидетельствует об эффективности уже состоявшихся изменений системы тарификации в ОСАГО», — уверен Княгиничев из «Ингосстраха». Водители понимают, что аккуратная манера вождения приводит к снижению стоимости ОСАГО. На текущий момент, несмотря на комплексное улучшение ситуации, рынок все еще нуждается в дальнейшем реформировании, сохраняются «недотарифицированные» сегменты — это такси, общественный транспорт и грузовые ТС, принадлежащие физическим лицам, ситуация в этих сегментах уже «давит» на тарифы в ОСАГО, отметил представитель «Ингосстраха».

По данным РСА, за период с сентября по декабрь 2020 года, после начала действия очередного этапа реформы по индивидуализации тарифов ОСАГО, средняя премия оказалась немного ниже, чем в среднем за год, и составила 5410 рублей, это меньше показателей 2019 года. В 2019 году вступили в силу изменения к указанию Банка России о тарифах на ОСАГО, согласно которым тарифный коридор был расширен на 20% вверх и вниз. Теперь страховщики ОСАГО рассчитывают начать с регулятором новый тур переговоров о границах тарифного коридора в ОСАГО, они обращают внимание, что стоимость корзины основных запчастей в ремонте автомобиля растет несколько лет подряд в среднем на 0,9% в месяц. Новые границы ценового коридора в ОСАГО пока не обсуждались, но при корректировке должны будут учитываться предстоящие законодательные инициативы и их влияние. Предполагается, что работа будет вестись одновременно по всем направлениям.

По прогнозу агентства «Эксперт РА», общие сборы страховщиков ОСАГО в 2021 году могут увеличиться на 4-5% к уровню прошлого года. Сборы российских страховщиков ОСАГО в 2020 году, согласно данным Банка России, выросли на 2,4% по сравнению с 2019 годом и составили 220 млрд рублей.

Тогда Ложкина обратилась с иском в суд, ссылаясь на то, что страховая компания не выдала ей в срок направление на ремонт. Она просила взыскать сумму на восстановление иномарки, неустойку, компенсировать моральный вред и судебные расходы — всего почти 630 000 руб.

Чтобы оценить причиненные машине повреждения суд назначил автотехническую экспертизу. Согласно заключению восстановление машины обойдется в 184 300 рублей. Тогда истица уточнила свои требования и за ремонт попросила перечислить на 6 200 руб. меньше, как и «насчитал» судебный эксперт, но оплатить еще и экспертизу (25 000 руб.), то есть всего 648 000 руб.

Впервые возможность выполнить ремонт вместо выплаты по ОСАГО появилась в 2017 году. Последующие неоднократные изменения, которые вносились в тест №40-ФЗ, сохраняли подобное положение. При этом производились незначительные корректировки, не носящие принципиально важный характер.

Сказанное в полной мере касается всех ФЗ, которые были приняты в части обязательного автострахования после 2017 года.

ВС разъяснил сроки возмещения по ОСАГО

Восстановительный ремонт пострадавшей в ДТП машины в рамках обязательного автострахования производится исключительно в автосервисах, аккредитованных страховой компанией и имеющих соответствующий персонал, оборудование и разрешительную документацию. Страхователю предоставляется возможность выбрать СТО из предложенного автостраховщиком списка. Самостоятельно предложить автосервис для проведения ремонта он не имеет права.

Гарантийные обязательства производителя транспортного средства несколько расширяют возможности страхователя. В этом случае имеет смысл обратиться за ремонтом к официальному дилеру, что наверняка устроит и страховую компанию, если она имеет с ним договор. Такой подход выгоден всем участникам сделки обязательного автострахования. Автовладелец получает качественный ремонт, а страховщик минимизирует расходы на выплату страховой компенсации.

Восстановительный ремонт транспортного средства происходит в течение 30 дней после согласования всех условий и передачи машины в автосервис.

На выполнение работы предоставляется гарантия сроком не менее полугода, а в некоторых случаях – до года.

Далеко не всегда восстановительный ремонт выполняется качественно. В этом случае страхователю не остается ничего иного, как воспользоваться одним из следующих способов защиты собственных прав:

  • направление претензии в адрес страховой компании (но не СТО);
  • подача жалобы в РСА или Центробанк;
  • обращение с исковым заявлением, подкрепленным результатами независимой экспертизы, в судебные органы.

Важным юридическим нюансом выступает возможность подать иск не только об исправлении некачественно выполненных работ, но и по ряду дополнительных оснований. К их числу относится взыскание неустойки, понесенных судебных расходов и компенсации за полученный моральный ущерб.

Действующее законодательство четко регламентирует перечень ситуаций, когда речь идет исключительно о денежной компенсации. В его состав входят:

  • невозможность восстановления авто;
  • летальный исход при ДТП или причинение пострадавшему тяжкого вреда;
  • инвалидность потерпевшего, который нуждается в специальном авто из-за медицинских показаний;
  • превышение величины ущерба размера максимальной выплаты по ОСАГО (400 тыс. руб.);
  • обоюдная вина обоих участников ДТП;
  • наличие соглашения со страховой компанией о необходимости денежной выплаты.

Изменение внесено в часть 1 статьи 14 закона «Об обязательном страховании ТС»:

Статья 14. Право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред

1. К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если:

и) на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов;

и) на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов, либо на момент наступления страхового случая, произошедшего вследствие неисправности транспортного средства, истек срок действия диагностической карты;

Подпункт «и» рассказывает о регрессном требовании за отсутствие техосмотра. С 1 марта 2021 года оно будет возможно в двух случаях:

1. Для легкового такси, автобуса, грузовика для перевозки пассажиров, транспортного средства для перевозки опасных грузов отсутствие диагностической карты автоматически приводит к регрессу. Причем не имеет значения причина, по которой произошло ДТП. Это требования действует и в настоящее время.

2. Для всех остальных транспортных средств (в том числе личных легковых автомобилей, всех грузовиков и т.д.) действует другое правило. Регресс возможен лишь в том случае, если диагностическая карта отсутствует и причиной ДТП стала неисправность транспортного средства.

Быстрее всего компенсация выплачивается при упрощенном оформлении через свою страховую компанию. Это занимает в среднем 8-10 дней. При серьезном ДТП процедура может затянуться, особенно если речь идет о больших суммах.

Если страховая компания откладывает выплату более чем на 20 дней, то должна выплатить штраф в пользу пострадавшего. Деньги, взысканные через суд, могут быть получены пострадавшим спустя несколько месяцев после аварии.

Самое главное новшество в работе ОСАГО — изменение принципа расчета коэффициента «бонус-малус» (КБМ). Теперь страховые компании при определении стоимости договора «автогражданки» будут смотреть не только на возраст, стаж водителя и количество ДТП, в которых он стал виновником, но и на число грубых нарушений ПДД.

Это одно из тех нововведений, которые были приняты прошлым летом, но в полную силу заработают лишь в этом году. Благодаря им полис ОСАГО для лихачей должен подорожать. Какие же нарушения ПДД будут влиять на его стоимость? Только самые грубые. Платить по повышенному тарифу придется тем, кто был лишен водительских прав за езду в нетрезвом виде, а также кого наказали за проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на встречную полосу или превышение разрешенной скорости на 60 км/ч и более. Причем в «зачет» пойдут исключительно нарушения, зафиксированные неоднократно — то есть более одного раза.

Предполагается, что информацию о нарушителях страховщики будут получать из специальной базы ГИБДД. То есть страховая компания направит специальный запрос в Госавтоинспекцию, получит ответ о конкретном водителе и на основании этого примет решение о применении повышенного коэффициента. В общем, определенный шаг в сторону справедливости, пусть и шаг этот небольшой. Ведь, во-первых, как мы уже сказали, на стоимость ОСАГО будут влиять исключительно грубые нарушения. Тот, кто гоняет, но не подпадает под «лишенческую» статью или перестраивается через несколько полос, заплатит ту же сумму, что и раньше.

Во-вторых, чтобы зафиксированные нарушения сказались на стоимости «автогражданки», водителя обязательно должен остановить инспектор ДПС. «Письма счастья» с камер на цену полиса вообще никак не повлияют.

Наконец, в-третьих, хотя формально нововведения уже приняты, страховщикам еще нужно наладить регламент доступа к базе ГИБДД, а также дождаться соответствующего постановления правительства. Это должно произойти в 2021 году, но когда именно, пока неизвестно. «Взаимодействие с ГИБДД по обмену данными о грубых нарушениях ПДД сейчас находится в процессе отладки», — рассказали Дрому в пресс-службе Российского союза автостраховщиков (РСА). Там подчеркнули, что наличие неоднократных грубых нарушений станет лишь одним из тарифных факторов, которыми будут пользоваться страховые. «При этом базовая тарифная ставка по-прежнему определяется в рамках тарифного коридора, который для автомобилей физлиц находится в диапазоне от 2471 до 5436 рублей», — отметили в РСА.

Кроме лихачей изменения в ФЗ «Об ОСАГО» затрагивают еще несколько категорий автовладельцев. Во-первых, поправки подразумевают изменения ставок для юридических лиц на автомобили, которые планируется эксплуатировать с прицепами. То есть за то, чтобы на машинах с прицепами ездили наемные сотрудники, фирмам придется заплатить больше. Во-вторых, в пункте «г» поправок в Статью 9 Федерального закона сказано, что при определении базовой ставки страховая компания сможет учитывать «иные факторы, существенно влияющие на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда».

Строго говоря, указание Банка России, позволяющее страховщикам применять такие факторы, характеризующие вероятность наступления страхового случая, заработало еще 5 сентября 2020 года. Что именно к ним относится, решает каждая страховая компания в отдельности. Можно было бы предположить, что в первую очередь в категорию риска и более дорогих тарифов попадают владельцы спорткаров. Но сами страховщики по своей практике отмечают, что в данную формулировку объединяются различные характеристики автомобилей. «Это не только мощность. Это может быть и цвет, и марка/модель, и тип ТС, когда, к примеру, речь идет о грузовом автомобиле, на который требуется в/у категории «В». Поэтому выделять исключительно мощность — некорректно. У нас обратная статистика: с учетом обязательного коэффициента ЦБ владельцы мощных (более 150 л.с.) легковых автомобилей оплачивают полис с повышающим значением 1,6, что уже делает цену вполне достаточной [для страховщика], — рассказал Дрому руководитель сервиса онлайн-страховок Prosto.Insure Артем Климов. — Вероятнее всего, подорожание ОСАГО может произойти адресно, для наиболее убыточных сегментов — регионов, водителей с высокой аварийностью и типов ТС, которые подтвердили высокую убыточность. Для менее убыточных категорий водителей и ТС, скорее, наоборот, будет заметное снижение стоимости полиса с целью привлечения подобных клиентов», — пояснил эксперт.

В РСА Дрому подтвердили данную практику. Так, средняя цена полиса «автогражданки» после вступления в силу новых правил практически не изменилась и составила 5437 рублей против 5409 рублей годом ранее. И это несмотря на то, что стоимость так называемой «корзины запчастей» (обновленные справочники средней стоимости автозапчастей, материалов и нормо-часа работ) за год выросла сразу на 23% из-за роста курсов валют. Таким образом, подобный индивидуальный подход к каждому автомобилисту можно считать скорее благом. По крайней мере, если водитель не часто попадает в ДТП.

Еще одни нововведения связаны не с самим ОСАГО, а с процессом получения диагностической карты. Уже 1 марта 2021 года в России изменятся правила прохождения техосмотра. Теперь водители смогут получить диагностическую карту только после посещения сервиса, авторизованного РСА и ГИБДД.

Сам техосмотр будет сниматься на камеру, а сотрудники сервиса должны будут в режиме реального времени внести в специальную базу фотографии и информацию об автомобиле и результатах процедуры. То есть техосмотр перестанет быть формальным.

Причем здесь ОСАГО? Все дело в том, что без прохождения техосмотра водители не смогут получить диагностическую карту. А она нужна для оформления полиса «автогражданки». Более того, если у автомобилиста нет действующей диагностической карты, страховая компания может предъявить регрессные требования и отказать ему в выплатах. Из-за этого, не исключено, что уже в феврале 2021 года водители будут массово обменивать свои диагностические карты на новые.

«Причина этого очень простая: дело в том, что даже в Москве [авторизованные] пункты технического осмотра есть. Но их количество недостаточное, чтобы обеспечить проверку 5 млн автомобилей, — пояснил Дрому координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Думаю, что если водители не найдут “обходные пути”, на пунктах техосмотра будут очереди. Лучше не участвовать в этом эксперименте, подождать до 2022–2023 года и посмотреть, чем это все кончится», — добавил эксперт. Он также добавил, что для водителей было бы лучше, если бы процедуру техосмотра можно было совместить с плановым техобслуживанием на обычной СТО.

В свою очередь в РСА считают, что процедура техосмотра ужесточается для борьбы с недобросовестными автомобилистами, которые покупают диагностическую карту без реального прохождения техосмотра. Кстати, в скором времени в РФ вернется и штраф за отсутствие техосмотра — 2000 рублей. Правда, заработает он лишь через год после введения новых правил — в марте 2022 года.

Методика расчета выплат по ОСАГО появилась в 2014 году. До этого выплаты по страховке рассчитывались хаотично: страховщики пытались максимально снизить размер выплаты и сэкономить, автовладельцы, напротив, — получить больше средств, чем было положено.

Обе стороны шли на самые разные ухищрения, методики расчета компенсации менялись от страховой к страховой и зависели от коммерческой политики компаний больше, чем от цен на ремонт и на запчасти. Конечно же, такая ситуация приводила к тому, что почти каждый страховой случай приводил к судебным разбирательствам, где стороны пытались договориться о сумме выплаты по ОСАГО.

Поэтому ЦБ принял единую для всей страны методику, где четко прописал схему расчета компенсации, которая работала для любой страховой компании России вне зависимости от региона. Эксперимент удался: количество судебных разбирательств существенно снизилось, а процедура получения страховой выплаты действительно стала более простой и понятной. Но со временем стало очевидно, что старая методика требует доработок.

Как обычно, мнения разнятся. Президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс считает, что внедрение новой методики поможет существенно снизить количество судебных заседаний по страховым выплатам, поскольку схема расчета будет прозрачной и понятной как для страховой компании, так и для владельца пострадавшего автомобиля.

Однако глава юридической службы Национального автомобильного союза Вадим Геворкян высказал опасение, что средняя цена в справочнике все равно будет некорректной, поскольку на одном и том же сайте есть дорогие оригинальные запчасти и совсем дешевые реплики из Китая. Также существенно отличается стоимость запчастей в наличии и под заказ.

Пока ЦБ не дал полноценного разъяснения, как именно будет высчитываться средняя стоимость запчастей, но самым логичным было бы брать за основу цену, установленную официальным производителем.

Как известно, неплатежеспособность страховщика либо его неправомерные действия значительно усложняют процесс получения страховой выплаты. В связи с этим, ужесточены требования к страховщику по обязательным отчислениям в специальные резервные фонды. Резервы должны полностью обеспечивать исполнение обязательств по страхованию и связанных с ним обязательств.

Если в результате ДТП вред причинен только транспортным средствам и у всех водителей есть действующие полисы ОСАГО, то требование о возмещении вреда необходимо предъявлять своему страховщику

Важно! В случаях причинения вреда жизни или здоровью участников ДТП заявление о страховом возмещении следует подавать в страховую компанию виновника ДТП.

Страховая выплата в денежной форме производится в следующих случаях:

  • смерть потерпевшего;
  • причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (если в заявлении о страховом возмещении выбрана такая форма страхового возмещения);
  • потерпевший является инвалидом и имеет автомобиль по медицинским показаниям (если в заявлении о страховом возмещении выбрана такая форма);
  • полная гибель транспортного средства;
  • стоимость восстановительного ремонта превышает 400 тысяч рублей (50 тысяч рублей для случаев оформления ДТП по европротоколу) и потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт на СТО;
  • все участники ДТП признаны ответственными за причиненный вред («обоюдка») и потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт на СТО;
  • в результате ДТП вред причинен только имуществу, не являющемуся транспортным средством;
  • потерпевший отказывается от ремонта на СТО, если она не соответствует требованиям к организации восстановительного ремонта;
  • страховая компания не предоставляет потерпевшему возможность проведения восстановительного ремонта на СТО, указанной при заключении договора ОСАГО;
  • наличие письменного соглашения между страховщиком и потерпевшим.

Брошюра «Ремонт в ОСАГО. Приоритет натурального возмещения ущерба для договоров ОСАГО, заключенных с 29 апреля 2017 года»

Руководство для автовладельцев «Натуральное возмещение ущерба по ОСАГО»

Видеоролик «Натуральное возмещение ущерба по ОСАГО»

Всего существует три вида выплат, которые может получить владелец страхового полиса. За них можно получить деньги, фиксированной законодательством суммы. А именно:

  1. За нанесение вреда имуществу. Согласно действующим правилам полиса ОСАГО, каждый пострадавший может получить до 400 000 российских рублей.
  2. За причинение вреда здоровью или жизни. Если в результате ДТП нанесены увечья или травмы, пострадавшая сторона может получить до 500 000 российских рублей компенсации.
  3. За смерть застрахованного лица. В данном случае выплата делится на две части. Первые 475 000 российских рублей получает лицо, указанное как выгодоприобретатель. Другую часть, в размере 25 000 российских рублей получает организатор погребения.

Указанные суммы являются максимально допустимыми. Количество получаемых денег застрахованным лицом, в большинстве случаев, зависит от тяжести страхового случая.

Существует вероятность, что пассажир, пребывающий в транспортном средстве на момент ДТП, был застрахован в другой организации. В этом случае действие полиса ОСАГО на него не распространяется.

Любая страховая организация, имеющая юридическое право выдавать ОСАГО, может проводить выплаты двумя различными способами. Среди них:

  • натуральный;
  • денежный.

Первый тип возмещения ущерба является приоритетным. Это означает, что страховая компания за свои личные деньги, исходя из расчета по полису ОСАГО, проводит ремонтные и восстановительные работы. При этом организация уполномочена сама выбрать СТО. У большинства компаний имеются заключенные договора со станциями технического обслуживания. Если же автомобиль новый и у него не истек срок гарантийного ремонта, его отправляют на восстановление к дилеру. Любые работы, проведенные таким способом, имеют гарантийное обязательство, которое действует 1 год.

Чтобы владелец автомобиля смог получить денежную компенсацию, нужно появление особых условий. Среди них:

  1. Автомобиль получил серьезные повреждения, которые невозможно устранить во время ремонта.
  2. Пострадавший в автомобильной аварии погиб.
  3. Водитель получил тяжелые и средней тяжести травмы, а также указал именно этот вид компенсации в заявлении.
  4. Стоимость ремонтных работ оценивается дороже, чем максимально допустимая выплата.
  5. Потерпевшим является инвалид, имеющий медицинское заключение, разрешающее управление транспортным средством. При этом он обязан указать этот способ выплаты в заявлении.
  6. Если станция обслуживания, из перечня тех, с которыми заключен договор страховой компании, не может выполнить ремонтные работы из-за отсутствия компетенции.

Получить подробное описание типов возмещения ущерба можно у консультанта, представляющего страховую организацию, оформившую полис ОСАГО.

Если виновник аварии не был установлен, а соответственно, скрылся с места происшествия, получить выплату по страховому полису ОСАГО становится весьма проблематично. Ведь в договоре такая ситуация четко прописана.

В большинстве случаев возместить ущерб, нанесенный автомобилю, не получится. Владельцу придется проводить ремонт за собственные деньги. Исключением является ситуация, когда в результаты ДТП пострадало здоровье водителя и/или пассажиров. В этом случае выплату можно получить. Только рассчитываться с пострадавшей стороной будет Российский Союз Автостраховщиков.

После того, как претензия была юридически грамотно составлена, ее вместе с копиями, отсылают в юридический отдел той страховой организации, где был получен полис ОСАГО и зафиксировано нарушение. Выполнить эту процедуру можно лично. При этом подающему претензию лицу выдается номер документа и отметка о вручении. Также, можно отправить письмо почтой. Его необходимо оформить как заказное с уведомлением.

Если ответ не поступил по истечению выделенного периода на рассмотрение заявления, можно обращаться в компании, защищающие права страхователей.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

В случае оформления ДТП по европротоколу сумма компенсации сокращается до 100 тысяч рублей. К тому же необходимо соблюсти все правила оформления европротокола и вовремя отправить извещение о ДТП в страховую.

4 пункт статьи 11.1 ФЗ Об ОСАГО: «4. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счёт возмещения вреда, причинённого его транспортному средству, не может превышать 100 тысяч рублей, за исключением случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи.»

Формально, есть одно условие, при котором может быть выплачена сумма до 400 тысяч рублей, но на практике на данный момент это невозможно.

Что должно быть соблюдено:

  • ДТП должно произойти в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге или Ленинградской области;
  • устройство, фиксирующее результаты ДТП должно поддерживать систему ГЛОНАСС. Должны быть соблюдены временные рамки, а также зафиксированы все повреждения, расположение и т.п;
  • информация должна быть передана через специальную программу, которая пока не работает.

Когда автомобиль не подлежит восстановлению, такую ситуацию называют гибелью автомобиля. В каком случае признаётся гибель автомобиля? Когда стоимость ремонта более или равна стоимости автомобиля на дату ДТП.

Тогда страховая выплачивает сумму стоимости автомобиля на момент наступления страхового случая или максимальную сумму компенсации, если цена авто была выше 400 тыс.руб., т.к. максимальная сумма выплат по ОСАГО составляет 400 тыс.руб.

Федеральный закон “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” ( ОСАГО ), N 40-ФЗ / Ст. 12, П.1

«18. Размер подлежащих возмещению страховщиком убытков при причинении вреда имуществу потерпевшего определяется: а) в случае полной гибели имущества потерпевшего — в размере действительной стоимости имущества на день наступления страхового случая за вычетом стоимости годных остатков. Под полной гибелью понимаются случаи, при которых ремонт поврежденного имущества невозможен либо стоимость ремонта поврежденного имущества равна стоимости имущества на дату наступления страхового случая или превышает указанную стоимость.»

Если вы не согласны с суммой компенсации по ОСАГО и очевидное занижение выплаты

  • По “Закону об ОСАГО” вы вправе требовать результаты экспертизы, проведенной страховой компанией.
  • При несостыковке в суммах (необходимая по экспертизе и реальная от страховой) следует провести независимую экспертизу, которая докажет, что выплаченной компенсации не хватает на полноценный ремонт.
  • Попытаться решить проблему мирным путем и составить досудебную претензию (в последующем она в любом случае будет нужна для суда). Это нужно сделать в течение 20 дней после выплаты страховой страхователю заниженной суммы.
  • При непринятии решения в вашу пользу обращайтесь в суд. И обязательно воспользуйтесь услугами автоюриста.

Размер выплаты пострадавшим людям рассчитываются исходя из степени повреждения здоровья и суммы, необходимой на лечение.

Степень повреждения Размер компенсации Сумма выплаты
Ребенок-инвалид 100% 500 тыс.руб
Инвалидность I степени 100% 500 тыс.руб.
Инвалидность II степени 70% 350 тыс.руб.
Инвалидность III степени 50% 250 тыс.руб.

Законом об ОСАГО предусмотрены решения в случае смерти участника ДТП:

«Размер страховой выплаты за причинение вреда жизни потерпевшего составляет: 475 тысяч рублей — выгодоприобретателям, указанным в пункте 6 настоящей статьи; не более 25 тысяч рублей в счет возмещения расходов на погребение — лицам, понесшим такие расходы.» (Часть 7 статьи 12 Федерального Закона от 25.04.2002 года № 40 – ФЗ)

Если погибших несколько, страховая выплачивает компенсацию каждой семье погибшего кормильца.

Для того, чтобы страховая компания исполнила свои прямые обязанности, необходимо оформить и предоставить все требуемые документы.

  1. Заявление о ДТП.
  2. Справка от сотрудников ДПС.
  3. Полис ОСАГО.
  4. Водительское удостоверение.
  5. Свидетельство о регистрации ТС.
  6. Паспорт страхователя.
  7. Справка об ИНН.

Сколько нужно ждать решение страховой?

Итоговую сумму возмещения страховщики обязаны отдать в течение 20 рабочих дней:

«21. В течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, а в случае, предусмотренном пунктом 15.3 настоящей статьи, 30 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня принятия к рассмотрению заявления потерпевшего о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и приложенных к нему документов, предусмотренных правилами обязательного страхования, страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или после осмотра и (или) независимой технической экспертизы поврежденного транспортного средства выдать потерпевшему направление на ремонт транспортного средства с указанием станции технического обслуживания, на которой будет отремонтировано его транспортное средство и которой страховщик оплатит восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства, и срока ремонта либо направить потерпевшему мотивированный отказ в страховом возмещении.» (Часть 21 статьи 12 Федерального Закона от 25.04.2002 года № 40 – ФЗ)

Если страховщики задержали выплату, отправляйте им заявление-претензию. Помимо этого у вас есть право просить выплаты неустойки в размере 1% от суммы компенсации за каждый день просрочки. Если и это не сработает, придется идти разбираться в суд.

Иногда страховые компании производят компенсацию исключительно натурой, то есть ремонтом. Закон о ремонте вместо денежных выплат вышел в свет 17 марта 2017 года. Поэтому сейчас страховые в 90% случаях отправляют страхователей на ремонт.

Когда же человек сможет получить именно выплату?

  1. Причинен тяжкий вред здоровью или наступила смерть.
  2. Автомобиль не подлежит восстановлению.
  3. Потерпевший — инвалид I или II группы.
  4. Сумма ущерба более 400 тысяч рублей.
  5. Ремонт в автосервисе страховой компании невозможен.
  6. Ближайший автосервис расположен далее, чем 50 км от дома водителя или от места ДТП.

Оформляйте ОСАГО вовремя! С помощью этой формы вы можете сделать все самостоятельно. Если у вас есть вопросы по внесению данных, можете ознакомиться с инструкцией по покупке страховки онлайн.

Когда виноваты 2 водителя?

  • — Страховые выплачивают по 50% каждому пострадавшему-виновнику по ГК РФ (ст.1083).
  • — Страховые не выплачивают никому ничего, но это нарушение закона об ОСАГО и надо разбираться в суде.

Когда виновнику ДТП все равно придется платить?

Виновнику нужно оплачивать ремонт пострадавшему из своего кармана, если сумма ущерба более 400 тысяч рублей (400 т.р. выплатит страховая, а оставшаяся часть ложится на виновника аварии).

Если ПДД были нарушены и страховая воспользовалась правом регресса (см. начало статьи).

Если есть КАСКО

Если есть КАСКО вам покроют убытки в любом случае.

Если вы виновник: ОСАГО займется пострадавшим, а КАСКО — вами.

Если вы пострадавший: вас “починят” КАСКО и ОСАГО вдвоем.

Расходы на ремонт по ОСАГО начали считать по-новому

Последний официальный закон, который вносил изменения в правила прохождения техосмотра, был утвержден в 2019 году, но его положения вступили в силу только 1 марта 2021 года. Причиной стал коронавирус и повсеместное закрытие диагностических станций из-за режима самоизоляции.

Однако можно констатировать, что чиновники так и не завершили намеченную «реформу», поскольку уже сейчас законодатели рассматривают новый закон, который вовсе отменит техосмотр в 2022 году для большой категории автовладельцев.

Вместе с этим, с 1 марта введена новая норма, согласно которой от техосмотра освобождаются транспортные средства возрастом до 4 лет (ранее – до 3 лет). Также согласно поправкам, техника возрастом 4-10 лет должна проходить осмотр один раз в два года (ранее это касалось 3-7-летних машин), а более 10 лет – ежегодно. Такой же ежегодный техосмотр остался обязательным для автобусов, грузовиков и автомобилей такси.

Также с марта 2021 года вместо бумажной диагностической карты стала применяться электронная запись в базе данных ЕАИСТО. Это сделано для того, чтобы контролировать наличие техосмотра при помощи дорожных камер видеофиксации. Штраф за отсутствие технического осмотра у автомобилей, принадлежащим физлицам, остался прежним – 2000 рублей. Юридическим же лицам могут предъявляться более серьезные санкции – 300 тысяч рублей за первое нарушение и до 500 тысяч – за повторное.

Итак, в новом законопроекте чиновники предлагают:

  • Сохранить норму, согласно которой техосмотр могут не проходить легковые автомобили и мотоциклы возрастом до 4 лет, находящиеся в собственности физических лиц.
  • Ввести норму, по которой легковые автомобили и мотоциклы возрастом более 4 лет должны будут проходить техосмотр только при прохождении регистрации в ГИБДД, которая связана либо со сменой собственника, либо с внесением изменений в конструкцию транспортного средства.
  • Сохранить обязательный техосмотр для всех транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам.
  • Сохранить обязательный техосмотр для грузовиков и автобусов, находящихся в собственности физических лиц, а также любых других транспортных средств, которые используются не в личных целях (такси).
  • Оставить возможность автовладельцам проходить техосмотр по желанию.

Ориентировочная дата принятия закона и его введения – 1 марта 2022 года. Таким образом, при успешном прохождении законопроекта через все слушания и проверки весной следующего года для подавляющего большинства передвигающихся по российским автодорогам транспортных средств обязательный техосмотр фактически будет отменен.

Для покупки полиса водитель предъявляет следующий пакет документов:

  • паспорт;
  • водительское удостоверение;
  • документы на транспортное средство;
  • заявление на оформление полиса;
  • договор купли-продажи, в случае покупки автомобиля в течение последних 10 дней.

В 2019 году уже проводился эксперимент в Москве и Казани по фиксированию автомобилей, чьи владельцы проигнорировали оформление полиса. По состоянию на ноябрь 2021 года, позиция МВД сводится к тому, что штрафы с камер за отсутствие ОСАГО не приходят. Ожидается готовность информационных систем.

Известно, что штрафы будут выписывать только камеры Автодории, но в качестве эксперимента.

Расходы на ремонт по ОСАГО рассчитают по новым правилам


Пунктом 4.17.1 Положения ЦБ РФ № 431-П оговаривается, что потерпевший может рассчитывать на страховое возмещение исключительно через восстановление поврежденного автотранспорта и, соответственно, не вправе требовать денежную компенсацию, если в аварии пострадала легковая автомашина, являющаяся собственностью физлица и имеющая российскую регистрацию. Однако пунктом 16.1 статьи 12 закона № 40-ФЗ предусматриваются определенные исключения. Иными словами, владельцу вышеупомянутой легковой автомашины, пострадавшей в ДТП, по ОСАГО выплачивается денежная компенсация (вместо ремонта) при следующих обстоятельствах:

  1. Автостраховщик и выгодоприобретатель (потерпевший) заключили между собой надлежащее письменное соглашение.
  2. В качестве формы возмещения ущерба выгодоприобретатель (потерпевший) выбрал страховую выплату, руководствуясь абзацем 6 пункта 15.2 статьи 12 или, как вариант, абзацем 2 пункта 3.1 статьи 15 закона № 40-ФЗ.
  3. Стоимость восстановления поврежденной автомашины – минимум 400 000 рублей.
  4. Потерпевший имеет подтвержденный статус инвалида. При этом он сам предпочел денежную компенсацию.
  5. В ДТП здоровью пострадавшего нанесен вред (средний степени, тяжкий). При этом пострадавший сам выбрал денежное возмещение.
  6. Гибель потерпевшего.
  7. Автомашину нельзя восстановить.

Как оговаривается абзацем 1 пункта 11 статьи 12 закона № 40-ФЗ, необходимость в независимой экспертизе поврежденного автотранспорта возникает лишь тогда, когда автостраховщик и потерпевший не могут согласовать список, характер, обстоятельства очевидных повреждений, нанесенных машине вследствие аварии. В других ситуациях не требуется экспертная оценка вреда, причиненного автомашине.

Данная экспертиза может проводиться как автостраховщиком, так и пострадавшим. Однако обязанность по выполнению такой экспертизы в первую очередь возлагается именно на компанию-автостраховщика (пункт 13 статьи 12 закона № 40-ФЗ). Если же страховая организация не провела надлежащий осмотр автомашины или отказалась обеспечить данную экспертизу, пострадавшая сторона вправе самостоятельно её осуществить.


Абзацем 5 пункта 15.2 статьи 12 закона № 40-ФЗ оговаривается, что компания-автостраховщик по ОСАГО направляет машину потерпевшего именно на ту станцию техобслуживания, с которой у неё имеются договорные отношения. При этом компания-страховщик может выбрать любую из таких станций, если договоренности у неё оформлены с несколькими СТО. При этом данные станции должны соответствовать установленным требованиям.

Однако в двух типичных ситуациях физлицо-страхователь вправе самостоятельно выбрать подходящую станцию техобслуживания:

  1. Оформляя ОСАГО, клиент самостоятельно выбрал конкретную станцию из списка, предложенного автостраховщиком.
  2. После аварии пострадавший письменно сообщил автостраховщику о намерении выполнить ремонт на автостанции, с которой, у автостраховщика отсутствует договор, а компания-страховщик одобрила данную просьбу.

Восстановление поврежденного автотранспорта по ОСАГО-полису выполняется следующим образом:

  1. Автостраховщик выдает пострадавшему направление на восстановление поврежденной автомашины по ОСАГО. При этом должен быть выполнен надлежащий расчет ремонта.
  2. Потерпевшее лицо самостоятельно приезжает на станцию техобслуживания, четко указанную в полученном направлении. Как вариант, автотранспорт после ДТП передается автостраховщику для перемещения на СТО (это практикуется, если на поврежденной машине совсем нельзя ездить).
  3. Автомашина, подлежащая ремонту, загоняется в бокс СТО. Специалисту станции предъявляется надлежащее направление от автостраховщика. При этом могут понадобиться и другие бумаги.
  4. Осуществляются все необходимые работы с соблюдением установленных сроков.
  5. Когда работы будут полностью завершены, компания-автостраховщик сообщает пострадавшему о готовности восстановленного автотранспорта.
  6. Автовладелец лично посещает СТО, проверяет выполненную работу.
  7. Если автовладелец удовлетворен итогами восстановления, он подписывает акт передачи-приема, подтверждая отсутствие претензий. Если имеются претензии, данный акт не следует подписывать.

Нет диагностической карты на автомобиль – плати штраф

Довольно устойчивым спросом пользуется ремонт авто у дилера. Его выполняют, когда прошло не больше двух лет с того момента, когда машина была выпущена с конвейера. При действующей гарантии дилер сам выполнит ремонт в своём сервисном центре. Важно понимать, что для этого нужен договор между дилерским центром и страховой организацией.

Иногда в перечне СТО не находится соответствующего официального дилера. В таком случае страховщиком выдается направление на специализированный ремонт у дилера.

Бесплатный ремонт авто по ОСАГО производится в сервисе страховой компании. В таком случае заключается договор между сервисом, страховой и клиентом. В документах обязательно и подробно должны быть расписаны все работы, их особенности, сроки, а также перечень запасных частей с указанием их конкретных цен. При превышении планки в 400 тысяч рублей клиенту придётся самостоятельно покрывать дополнительные расходы на восстановительный ремонт.

Кроме того, при ремонте используются исключительно новые комплектующие. Например, ремонт или замена бампера требует применения новых деталей, а не восстановленных, бывших ранее в употреблении.

Отремонтировать автомобиль должны максимум за 30 дней (п. 15.2 ст. 12 40-ФЗ). Отсчитывается данный срок с того самого момента, когда владелец привозит свой автомобиль на СТО или передаёт его страховщику для транспортировки к месту проведения ремонта . Крайне важно, чтобы максимальный срок ремонта по ОСАГО не был превышен.

Ремонт занял больше времени? Тогда можно направить соответствующую жалобу в СТО, а также в страховую компанию. В этих инстанциях обращение обязаны оперативно рассмотреть.

Восстановление у официального дилера подлежат транспортные средства, чей возраст не превышает 24 месяца с даты изготовления (п. 15.2 ст. 12 ФЗ-40).

Страховая компания отправляет ТС на починку в тот дилерский центр, с которым у него есть соглашение.

Как и в случае с обычными станциями, клиент может выбрать центр по своему усмотрению и починить машину там, но для этого требуется согласие страховой организации.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *