Спрос на автомобили в 2022 году

Автор: | 03.01.2022

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Спрос на автомобили в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Представители белорусских дилеров, к которым мы обратились за прогнозами, немногословны: ценовая политика формируется производителями, а не дистрибьюторами. Но очевидное никто не отрицает: цены на новые машины в текущем году ощутимо выросли и продолжат расти в следующем.

«На текущий момент самые продаваемые модели Kia в Беларуси – это Rio и Rio X, – говорят представители ООО «Автопалас-М», официального дистрибьютора корейской марки в Беларуси. – С начала года цены на семейство Rio выросли на 8-10 процентов, при этом годовое удорожание на рынке составляет порядка 15 процентов.

Мы ожидаем роста цен в будущем году. Это мировой тренд, автопроизводители будут поднимать цены. Всем известна ситуация с мировым кризисом полупроводников, логистика становится дороже. Эти факторы влияют на ценообразование».

Россияне откладывают покупку новых авто: ждать ли снижения цен в 2022 году

Вслед за новыми машинами подорожание коснулось и подержанных авто из Европы и США. В компаниях, занимающихся доставкой автомобилей из ЕС и Штатов, также не видят предпосылок к изменению ситуации. При этом о сложившемся положении вещей и грядущих перспективах рассказывают куда более развернуто.

«На массовые авто из США, например, Malibu или Escape, изменение цен на аукционах с начала года составило порядка 1000-2000 долларов, – объясняет Кирилл Рымарчик, руководитель отдела продаж компании AutoGroup. – Те же желанные «Мустанги» многие начали брать именное с целью перепродажи, и там рост еще выше – 3000-5000 долларов. На эти же суммы они подорожали и на нашем рынке, поэтому выгода осталась на прежнем уровне. Уточню, что мы говорим про автомобили с небольшими повреждениями, которые выглядят не страшно и без проблем ремонтируются.

Автомобили с серьезными повреждениями продаются примерно за те же деньги, что и раньше. Также важно понимать, что это аукционы, где цена формируется сугубо участниками торгов. На европейском рынке также обращаем внимание на рост цен, особенно на популярные модели, которые полюбились белорусам: Renault Megane, Talisman, Grand Scenic; Peugeot 308, 3008 II; Opel Astra K, Insignia и другие дизельные универсалы. В процентном соотношение цены на них выросли примерно как и на американском рынке.

Роста цен на автомобили в 2022 году ожидают все: как представители дилеров, так и игроки рынка подержанных автомобилей. И с учетом складывающихся тенденций уже вовсе не кажется фантастикой возможность следующей осенью увидеть ценник 15.000$ за новую Lada Vesta в простой комплектации (особенно если произойдет рестайлинг) или 20.000$ и выше за подержанный Renault Talisman из Европы.

Машины с европейских аукционов в базе объявлений Автобизнеса

Темпы роста продаж кроссоверов и внедорожников китайской марки Haval по итогам октября 2021 года стали рекордными для компании за все время присутствия на российском рынке. Дилеры продали 4 803 автомобиля, что в три раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Драйвером роста стал новый компактный кроссовер Haval Jolion, который также в октябре впервые попал в топ-25 популярных моделей нашего рынка.

На фоне падающих продаж в АЕБ заметили, что продолжает расти, причем высокими темпами, сегмент электромобилей. С начала года продано 845 таких машин — на 118% больше, чем за десять месяцев прошлого. «Положительная динамика продаж электромобилей способствует развитию зарядной инфраструктуры и дает возможность дистрибьюторам выводить на российский рынок не только большее количество автомобилей, но и более доступные модели», — считает глава комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штерцель.

Но похоже, что этот рост — явление временное и во многом объясняется нулевой пошлиной на ввоз «электричек» (эта мера была введена прошлой весной и продлится до конца этого года). Отказ от продления нулевой пошлины, скорее всего, приведет к немедленному росту стоимости электромобилей (как новых, так и подержанных) и к снижению покупательского интереса. «Кроме того, некоторые производители могут отложить вывод своих электромобилей на российский рынок на фоне более высоких затрат на меньший, чем ожидалось, объем продаж электромобилей. Поэтому наш комитет убежден, что продление нулевой ставки ввозной таможенной пошлины на электромобили выгодно как всем участникам рынка, так и государству», — считает Томас Штерцель.

— Многим автопроизводителям пришлось из-за отсутствия полупроводников уйти на вынужденные каникулы. Это, в свою очередь, не лучшим образом сказалось на объемах производства новых автомобилей в 2020 и 2021 годах. Далее в игру вступил рынок, — рассказал Onlíner Юрий Лихута, представитель пресс-службы импортера Renault в Беларуси. — Самые оптимистичные прогнозы обещают восстановление былых объемов производства новых автомобилей к 2023—2024 годам. Насколько они точны, покажет время. Конкретно в наших дилерских центрах острого дефицита новых машин пока нет.

— Мы заранее прогнозировали такую ситуацию и совместно с нашим производителем сделали достаточный запас автомобилей во всех востребованных у покупателей версиях, — подчеркнул собеседник. — Тем не менее перемены уже ощущаются. Впереди традиционный для конца календарного года сезонный рост спроса со стороны покупателей, и он может внести свои коррективы в эту, казалось бы, оптимистичную картину.

Егор Швед, замдиректора по сбыту СОО «Атлант-М Восток», считает, что автомобильную промышленность в 2022 году будет лихорадить.

— Более того, еще 2023 году мы будем заложниками изменения общемировых моделей бизнеса, — уверен представитель дилера. — Ситуация с полупроводниками в конечном счете выровняется. А, например, с поставками магния, который используют при производстве алюминиевых сплавов, широко применяемых в автомобильной промышленности, будут перебои, и его стоимость существенно вырастет. Сегодня цены на поставки магния в Европу поползли вверх и уже достигли исторического максимума: за последний месяц рост составил 75%, и магний сейчас стоит более $9 тыс. за тонну. Учитывая, что производство автомобилей и их компонентов является сильно распределенным по миру, любой сбой или неожиданный «черный лебедь» будет влиять на возможность конечного покупателя приобрести себе машину. Так что у нас всех впереди интересное время.

— Уже сейчас на белорусском рынке, как и на всех остальных, потребители чувствуют на себе эту проблему, — констатирует собеседник. — У многих коллег уменьшилось количество доступных автомобилей на складах или в производстве, сроки поставок увеличиваются, а из комплектации машин исключаются некоторые позиции (либо становятся остро дефицитными). При заключении долгосрочных контрактов многие не могут четко и определенно назвать срок поставки автомобилей, интересных клиентам. Вместе с тем и производители, и импортеры, и дилеры прикладывают много усилий, чтобы поставить все заказанные машины клиентам и сгладить сбои. Формируются резервные и промежуточные склады, изменяются графики поставок, по-другому формируются доступные к производству и заказу модельные предложения.

В начале месяца Jaguar Land Rover подсчитал свои убытки, вызванные нехваткой чипов. Вышло 302 миллиона фунтов стерлингов, оборот упал на 11%. Схожая ситуация наблюдается и у других производителей. Без чипов невозможно выпустить автомобиль, в шоурумах разводят руками: «Берите то, что есть в наличии».

По нашим данным, крупные белорусские дилеры содержат 2—3-месячный запас авто (150—200 машин) — это тот промежуток времени, о котором можно говорить уверенно: за данный период, скорее всего, ничего не случится. А в России уже наблюдается жесткий дефицит. По законам рынка в таких случаях цены поднимаются. Уже есть конкретные примеры, зафиксированные на видео. Из последних — мужчина хотел купить Volkswagen Taos, который еще недавно стоил в РФ 2,2 млн рублей ($30,5 тыс.), однако ему озвучили цену в 3,5 млн ($48,5 тыс.). Чтобы все выглядело более-менее культурно, российский дилер «обвесил» машину всеми возможными дополнительными функциями и комплектами. Но нужно понимать, что «допы» в данном конкретном случае — не более чем способ заработать. И вновь звучит фраза «в наличии есть такая — берите, других нет».

Renault

— Многим автопроизводителям пришлось из-за отсутствия полупроводников уйти на вынужденные каникулы. Это, в свою очередь, не лучшим образом сказалось на объемах производства новых автомобилей в 2020 и 2021 годах. Далее в игру вступил рынок, — рассказал Onlíner Юрий Лихута, представитель пресс-службы импортера Renault в Беларуси. — Самые оптимистичные прогнозы обещают восстановление былых объемов производства новых автомобилей к 2023—2024 годам. Насколько они точны, покажет время. Конкретно в наших дилерских центрах острого дефицита новых машин пока нет.

Последствия пандемии коронавируса всё ещё наблюдаются на российском рынке. Автопроизводители давно возобновили работу, но спрос на машины существенно превышает предложение. Нарастить объёмы производства теперь мешает нехватка микрочипов. Даже «АвтоВАЗ» периодически останавливает конвейеры из-за дефицита элементной базы. Аналогичная ситуация – у всех других автомобильных брендов.

Несмотря на то, что один из крупнейших поставщиков микрочипов, тайваньский TSMC, анонсировал сокращение дефицита в текущем квартале, нехватка компонентов продолжит ощущаться как минимум до 2022 года. Словом, в 2021 году ловить потенциальным покупателям машин по сути нечего. Смогут ли россияне, как прежде, выбирать понравившееся авто по адекватной цене и рассчитывать на всевозможные скидки и бонусы – большой вопрос, ответа на который предстоит ждать долго.

Большинство экспертов советует россиянам не затягивать с покупкой новой машины. Причина такого совета проста. В среднем стоимость любой модели повышается раз в 1,5–2 месяца. Масштабы роста мы уже озвучили – до 20% по итогам года. Инфляция настолько высока, что её не получается компенсировать. Можно заказать автомобиль в понравившейся версии и прождать полгода. За это время ценник перепишут трижды – экономии не выйдет. А можно взять «здесь и сейчас» чуть больше Автомобиля за большие деньги. Лишние вложения, с большой вероятностью, окупятся быстро.

Что будет дальше с ценами на машины? Эксперт все объяснил

Вдет бизнес как в России, так и еще в 21 стране. Основным драйвером роста компании является то, что у Яндекса диверсифицированный бизнес.

«Яндекс» — один из ведущих игроков, организовавших свою экосистему — большое количество разнообразных сервисов, пытающихся удовлетворить максимальное количество повседневных потребностей пользователя в одном месте.

Также, компания устойчива к коронавирусу. Ограничения, которые ввели во время пандемии, отразились положительно на доходности компании.

Стоимость авто Skoda Octavia начинается от 600 тыс. руб. Среди представленных на авторынке комплектаций – машины с дизельным двухлитровым двигателем, с бензиновыми моторами различного объема. Трансмиссия Октавии также бывает автоматической, роботизированной, автоматической, в зависимости от комплектовки. Чаще всего Octavia имеет передний привод. На рынке представлена версия с полным приводом, выпускавшаяся в 2017-2018 годах.

Octavia часто становится семейным транспортным средством благодаря крупному салону, широкому багажнику. Производитель также обеспечивает качество материалов салона, комфорт для водителя, пассажиров. По отзывам автомобилистов, Octavia отличается практичностью, надежностью, хорошей управляемостью, низкой стоимостью обслуживания.

Из минусов – потребление масла, недолговечность РКПП, долгий прогрев салона.

Надежностью, качеством могут, в основном, похвастаться ТС японских производителей. По мнению многих автолюбителей они стали самыми надежными машинами как на первичном, так и на вторичном авторынке благодаря следующим характеристикам:

  • Износостойкость;
  • Выносливость всех деталей;
  • Устойчивость корпуса к повреждениям;
  • Низкая частота возникновения неисправностей.

Аналитикам и экономистам любого государства в момент кризиса сразу становится понятной ближайшая динамика цен на товары не первой необходимости. Первоначально они «замирают» на месте, а потом начинают слегка двигаться вниз. Однако процесс часто недолгий — ситуация выравнивается и стоимость таких товаров растет. Причем на ряд товаров стоимость никак не нормируется властями — это дизайнерская одежда, предметы комфорта, декора, роскоши и т.д., т.е. вещи, без которых спокойно обойдется среднестатистический обыватель.

Некоторые заинтересованные лица предполагают, что из-за кризиса и пандемии цены рухнут. Другие же напоминают про курс доллара и его связь с итоговой стоимостью автомобилей, а также твердят про повышение ставки НДС. Пока первые думают, упадут ли цены на автомобили, другие прогнозируют вероятность повышения стоимости. Важно не забывать, что увеличение цен может произойти в любой момент. Это может быть незначительный экономический рост, небольшое увеличение спроса, снижение объема предложений от иностранных производителей автомобилей.

На заметку! Большинство автолюбители знают, что по новым экологическим стандартам в фильтрующей выхлопной системе автомобилей установлены особые автокатализаторы. В их составе есть дефицитный палладий, стоящий на рынке металлов дороже золота и платины. Это тоже влияет на стоимость автомобилей, к тому же эксперты предсказывают, что цена палладия продолжит расти в будущем.

Граждане РФ стали массово приобретать частный автотранспорт после условного развития рыночной экономики России. Процентный прирост машин поражал воображение, однако в последние годы уровень спроса на новые транспортные средства был относительно стабильным, не учитывая скачка спроса в 2011 и не менее резкого падения в 2015 году. Увеличение и снижение спроса проще всего наблюдать в таблице.

Год продаж и тип сценария Продажи в млн штук
Реальные продажи 2017 1,48
Реальные продажи 2018 1,60
Реальные продажи 2019 1,59
Предполагаемые средние значения 2021 1,57
Оптимистичный сценарий 2022 1,75
Негативный сценарий 2022 1,30

Стоит помнить, что конец 2021 года может повлиять на статистические показатели. Причем многое будет зависеть от способности экономики страны быстро «воспрять духом» и от умения людей не паниковать, а продолжать жить в обычном ритме без режима тотальной экономии. Поэтому прогноз на 2021 год пока лишь предварительный, что и дает сразу 3 варианта развития событий авторынка на 2022 год.

В данной таблице не указаны средние значения сценария покупок автомобилей на 2022 год, т.к. быстро оценить их может любой человек, ему необходимо лишь знать оптимистичный и негативный прогноз спроса. Однако не стоит забывать, что люди могут отказаться от покупки авто из-за кризиса, испортив статистику. Впрочем, может быть и иная ситуация, при которой стоимость автомашин увеличится.

Хоть немного экономически расположенному человеку уже понятно, что избыток предложения при низком спросе негативно влияет на итоговую стоимость товара. Однако не нужно забывать и про себестоимость, и про сроки годности продукции. То, что актуально для стильных трендов и скоропортящихся продуктов питания немного не подходит к авторынку — даже если спрос остановится полностью, то автомашины не выйдут из моды и не «заржавеют».

Ясно, что автомобильные новинки, появляющиеся быстрее грибов после дождя, после окончания экономического спроса подскочат в цене, причем до величин, некомфортных покупателям. Однако последние радостно обратят внимание на ранее произведённые автомобили, ныне имеющие невысокую цену. При этом важно понимать, что повышение спроса на предыдущие модели тут же поднимет стоимость на них.

На стоимость прямо влияет уровень спроса — в этом нет ничего странного. Поэтому предсказать цены на автомобили в 2022 году практически невозможно. Сейчас стоит лишь предположить, что если пандемия уляжется в ближайшее время и мир быстро отойдет от ее последствий, то уже ко второй половине 2022 года цены на машины начнут увеличиваться. В первом и во втором полугодии 2022 года стоимость автомобилей ожидается ниже средней цены, в случае если экономический кризис затянется на неопределённый период.

Стоимость авто Skoda Octavia начинается от 600 тыс. руб. Среди представленных на авторынке комплектаций – машины с дизельным двухлитровым двигателем, с бензиновыми моторами различного объема. Трансмиссия Октавии также бывает автоматической, роботизированной, автоматической, в зависимости от комплектовки. Чаще всего Octavia имеет передний привод. На рынке представлена версия с полным приводом, выпускавшаяся в 2017-2018 годах.

Octavia часто становится семейным транспортным средством благодаря крупному салону, широкому багажнику. Производитель также обеспечивает качество материалов салона, комфорт для водителя, пассажиров. По отзывам автомобилистов, Octavia отличается практичностью, надежностью, хорошей управляемостью, низкой стоимостью обслуживания.

Из минусов – потребление масла, недолговечность РКПП, долгий прогрев салона.


Рынок электромобилей показывает обнадеживающие результаты и уже практически оправился от последствий пандемии и кризиса. В августе продан 771 электрокар. Это на 19% больше, чем в августе 2020 года. При этом продолжает увеличиваться доля новых электромобилей. В последний месяц лета она была около 19% – против 9% годом ранее.

Это связано с тем, что украинские автоимпортеры постепенно расширяют перечень моделей, представленных в салонах. Например, доехал до Украины долгожданный Nissan Leaf, в сентябре появился у дилеров электрокроссвер Volvo XC40 Recharge, обновил свой модельный ряд электрокаров Hyundai.

Читай также: Названы самые популярные электрокары в Украине: Список

Nissan Leaf в очередной раз удержал лидерство. В августе на украинские номера перешли 207 авто этой модели. На втором месте – Tesla Model 3 (71 регистрация в августе), на третьем – хэтчбэк Renault Zoe (40 регистраций), на четвертом – Tesla Model S (38 регистраций), на пятом – Chevrolet Bolt (37 проданных авто). Среди коммерческих электромобилей самым продаваемым стал Renault Kangoo ZE.

Всего за январь–август 2021 года первую регистрацию в Украине прошло почти 5,2 тыс. ед. автотранспортных средств на электротяге, что на 4% больше, чем за аналогичный период 2020-го.


В течение августа украинцы зарегистрировали 51,3 тыс. подержанных автомобилей, ввезенных из-за пределов нашей страны. Это на 56% больше, чем годом ранее. Таким образом, в августе доля иномарок б/у составила 86% всех легковых автомобилей, которые впервые получили украинские номера.

Читай также: Растаможка «евроблях»: по новым правилам оформили больше 17 тысяч авто

В августе наиболее популярной моделью автомобильного секонд-хенда был Volkswagen Passat – украинцы зарегистрировали 3,3 тыс. авто этой марки. Второе место у Renault Megane, на украинские номера перешли 2,8 тыс. этих авто. На третьем месте – Volkswagen Golf (2,7 тыс. растаможенных и зарегистрированных авто), на четвертом – Skoda Octavia (2,4 тыс. регистраций), на пятом – Ford Focus (1,7 тыс. регистраций).

Всего за 8 месяцев 2021 года украинские номера получили свыше 301 тыс. подержанных машин, которые завезены в Украину из-за рубежа. Это на 46% больше, чем годом ранее, и в 4,5 раза больше, чем зарегистрированных за январь–август 2021 года новых легковых авто.

Когда подорожают новые машины в РБ?

  • Наличный рынок
  • НБУ
1 USD 1 EUR 1 RUB
Купить
Продать
1 USD 1 EUR 1 RUB
Купить
Продать
  • Купить
  • Продать
  • Наличный
  • НБУ
  • От редакции
  • Политика
  • Экономика
  • Регионы России
  • СНГ
  • В мире
  • Культура
  • Идеи и люди
  • Наука
  • Образование
  • Здоровье
  • Войны и Армии
  • Неделя в обзоре
  • Кино
  • Стиль жизни
  • Филантропия
  • Колонка обозревателя
  • ЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
  • Общество
  • Я так вижу
  • ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ И ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ЗАПРЕЩЕННЫЕ В РОССИИ
  • Антракт
  • Telegram-обзоры недели
  • МониториНГ

Итак, как действовали сезонные скидки еще пару лет назад (и, надеемся, скоро заработают снова):

  1. Все официальные дилеры имеют определенный план продаж. Зачастую возникают трудности с его выполнением, поэтому автосалоны идут на снижение цены, предлагая выгодные акции.
  2. Такие ситуации возникают чаще всего в конце отчетного периода, например, перед новогодними праздниками. В это время продавцы готовы предоставить целую совокупность выгодных предложений от денежных скидок до полезных подарков. Например, в качестве поощрений могут предложить комплект зимней резины, автомобильный регистратор или бесплатную страховку.

Такие тенденции действовали традиционно до последнего времени.

В 2020-2021 году из-за вирусной пандемии тенденции несколько изменились. Сейчас связь между сезонностью и скидками не такая очевидная, поскольку спрос превышает предложения.

Для большинства продавцов на рынке вторая половина зимы является мертвым сезоном. В этот период количество покупателей значительно уменьшается, поэтому дилерские центры готовы значительно снижать цену автомобилей. Здесь следует учитывать, что это относится в первую очередь к моделям прошлого года выпуска. Каждый автосалон старается освободить склады для новых партий машин.

Автомобили в 2022-м продолжат дорожать. Много факторов

Предновогоднее настроение людей способствует совершению покупок, поэтому с помощью продуманного маркетинга продавцы используют различные хитрости и уловки.

Перед наступлением Нового года наступает период распродаж, всевозможных акций:

  1. Автосалоны проявляют максимальную лояльность уже в декабре, поскольку количество продаж автомобилей в предновогодние дни снижается. Для исправления ситуации продавцы предлагают скидки до 20%. До окончания финансового года им нужно избавиться от старого товара на складах. Для этого используются максимально привлекательные предложения, бонусы и подарки.
  2. После наступления января рынок продаж новых авто вообще замирает. Для потенциальных покупателей это лучшее время, поскольку дилеры стараются избавиться от прошлогодних моделей. Здесь также можно сильно сэкономить, получить дополнительные выгоды. Такой вариант будет наиболее привлекательным для тех, кто планирует приобретение авто в течение года.

Особенности работы дилерских центров зависят не только от конкретного сезона. Их определяет множество факторов.

Например, заметное снижение покупательского спроса может стать основанием для запуска акций даже в необычное время года, когда обычно любые распродажи отсутствуют.

Кроме того, необходимость тотальных продаж возникает в случаях заполнения складов непопулярными моделями на фоне смены поколений конкретной марки авто. При таких обстоятельствах важно расчистить склады для новых машин.

Прошлый год из-за пандемии вирусной инфекции стал необычным для официальных дилеров большинства автомобильных производителей. В апреле-мае 2020-го большинство российских автосалонов были закрыты на карантин. Поэтому количество сделок начало расти только в третьем квартале, когда обычно фиксировался мертвый сезон продаж.

За счет отложенного спроса во второй половине года продажи существенно увеличились. Это впоследствии привело к всеобщему дефициту на ходовые модели авто.

Сейчас не хватает автомобилей таких марок, как BMW, Mercedes, Volkswagen, Jaguar, Volvo, Land Rover, Hyundai, Cadillac, Chevrolet, Audi. Это вызвано недостатком запасных частей, повышением их стоимости. По мнению специалистов, выгодных предложений, умопомрачительных скидок в ближайшее время ожидать не стоит.

При данных обстоятельствах, покупка авто без дополнительных опций уже является выгодной.

Сегодня срок ожидания авто под заказ может составлять 3-24 месяца. За это время стоимость автомобиля может значительно измениться.

По словам сотрудников автосалонов, за время ожидания заказа его стоимость может вырасти на 8-12%.

Следует учитывать, что по статистике эта техника постоянно дорожает. Кроме того, старое авто может попросту сломаться. Придется тратиться на ремонт. Поэтому многие потенциальные покупатели выбирают авто из того, что есть в наличии. Конечно, здесь все зависит от финансовых возможностей потенциального покупателя, но выбор варианта «здесь и сейчас» является оправданным, поскольку перспективы в этой области выглядят достаточно туманными.

Многие российские эксперты не советуют ждать периода больших скидок, откладывая покупку на будущее. Сейчас ситуация изменилась кардинальным образом, поэтому рассчитывать на традиции сезонности не приходится.

Покупка авто в условиях дефицита: прогноз цен и советы экспертов

Рост цен на вторичном рынке автомобилей имеет простое объяснение. Экономический кризис и желание людей сохранить накопления в условиях высокой инфляции существенно повысил спрос на поддержанные авто. Сегодня он существенно превышает предложения, что всегда стимулирует рост цен.

К тому же многие автовладельцы, ввиду экономического кризиса, решили отложить планируемую покупку новенького «друга», продолжая эксплуатировать старый транспорт. Повышение утилизационного сбора на 25% также отразилась на стоимости б/у транспорта, причем не в лучшую сторону для покупателя.

Но главной причиной подорожания стала общая ситуация на рынке, а также серьезное повышение мировых цен на металл. Карантинные ограничения привели к массовому закрытию заводов, специализирующихся на производстве комплектующих для транспортных средств. В итоге образовался дефицит, от которого страдают и российские дилеры. Сегодня быстро найти нужную модель практически невозможно, и ситуация только усугубляется.

Дефицит новых моделей явно оживил вторичный рынок. Это спровоцировало продавцов ставить цену выше привычной, поскольку производители до сих пор испытывают сложности с комплектующими. Последствия карантина и массовые закрытия заводов ощущаются до сих пор.

Рост цен на вторичном рынке авто продолжится до тех пор, пока концерны не отойдут от многочисленных карантинных ограничений.

Если в скором времени вас ждет поход к автодилеру, то запаситесь деньгами и нервами. Это несколько лет назад можно было лениво ходить от одного к другому со словами «что-то дороговато» и «у конкурентов условия получше были», намекая на скидку. Все это в прошлом. Теперь ситуация развернулась к дилерам лицом, и они диктуют свои условия.

Типичная схема продажи автомобиля сейчас выглядит следующим образом. Машина приходит с завода, салон устанавливает на нее дополнительное оборудование (читай: магнитолу, сигнализацию и коврики), после чего выставляет на продажу по цене «прайс-лист плюс стоимость оборудования плюс стоимость установки». Ничего нового, такое активно встречалось и раньше, если не считать двух важных нюансов.

Во-первых, раньше автомобили без установленного дилером оборудования все-таки можно было купить. Сейчас — практически нельзя.
Во-вторых, раньше коврики и прочее у дилера обходились несколько дороже, чем на рынке, но все-таки в разумных пределах. Сейчас вполне обыденно, когда к автомобилю стоимостью 1,4 млн рублей дилер приплюсовывает еще 0,4 млн рублей за «допы» (это реальный случай из жизни).

Как мы дошли до жизни такой? Адекватных автодилеров забрали инопланетяне, а вместо них направили к нам своих соплеменников с окраин созвездия Гидры? Конечно, если смотреть на описанное выше, то эта версия не кажется такой уж неправдоподобной.
Но дело, конечно, не в инопланетянах и не в агентах КГБ ЦРУ. Дело в самом обычном законе рынка. Просто спрос стал превышать предложение. А раз есть желающие переплатить за машину 400 000 рублей — всегда найдутся желающие продать ее подороже.

Но откуда взялось столько желающих? Корни проблемы уходят в коронавирусную весну 2020-го, когда продажи автомобилей по понятным причинам встали. Ряд автопроизводителей даже приостановил производство, считая, что спрос быстро не восстановится. И это выглядело логично: доходы людей упали, из дома выходить себе дороже — какая там покупка новых машин. Но вскоре ограничения исчезли, и выяснилось, что прогнозы были слишком пессимистичными.

Высокая инфляция, как вы понимаете, приводит к тому, что люди стремятся активнее потратить деньги, пока те не обесценились. Кстати, если вас волнует вопрос, что дешевеет быстрее — стареющая машина или рубль, — то вот вам ответ на этот вопрос на личном примере. В 2013 году была у меня новая «Лада Гранта» средней комплектации, которая в автосалоне стоила на тот момент 320 000 рублей.

С тех пор прошли годы. Рубль обвалился два раза: сначала в 2014 году на фоне дешевеющей нефти, затем в 2020-м — снова на фоне дешевеющей нефти.
Машина эта прошла больше сотни тысяч километров, у нее как раз закончился установленный заводом восьмилетний срок службы. И сколько же она стоит теперь? Открываем сайт объявлений и видим, что разброс цен на такие комплектации — от 290 000 до 340 000 рублей. Даже в худшем случае — минус 30 000 рублей за восемь лет непрерывного пользования.

Какой каршеринг вам такие условия предложит?

Правда, подчеркнем, что этот пример хоть и показательный, но ориентироваться только на него не стоит. «Гранта» — простая и ликвидная машина, до сих пор один из лидеров продаж, к тому же ее не боятся брать с пробегом из-за отсутствия проблем с ремонтом. В общем случае ценообразование гораздо сложнее.

Уже в следующем году все автомобили подорожают. Все из-за нехватки чипов

Что будет дальше? К сожалению, обрадовать нечем: цены на новые автомобили — а вслед за ними и на машины с пробегом — все равно продолжат расти.

«Цена точно будет расти на все автомобили, и предпосылок к снижению нет. Прогноз: рост на 3 % каждый месяц, больше всего будут повышаться цены на европейские и корейские автомобили. Китайские, скорее всего, подорожают в 2021 году на 10 % из-за колебания курса рубля, подорожания машин конкурентов и повышения уровня спроса», — считает генеральный директор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев.

Единственное, что может измениться, — уровень жадности дилеров. В 2022 году (в крайнем случае через год) ситуация, по прогнозам экспертов, все-таки стабилизируется. Повышенный спрос будет удовлетворен, да и официальные цены производителей дорастут до тех сумм, которые готовы платить покупатели.

Что здесь можно посоветовать тем, кто думает, покупать новый автомобиль сейчас или подождать. Вопрос, насколько он вам сейчас нужен. Если очень и есть деньги — ждать смысла нет, дешевле не будет. Если у вас уже есть автомобиль и он в целом устраивает — лучше не спешите. Рассматривайте его как актив — по крайней мере, он защищен от колебаний курса рубля, а если цены опять резко вырастут — это отразится и на стоимости подержанных автомобилей. То есть и вашего тоже.

Однозначно не стоит выбирать вариант «продать автомобиль и положить деньги под подушку». Тем более если потом вы вдруг решите на эти деньги купить другое транспортное средство. Если пользуетесь автомобилем — гораздо выгоднее сейчас его все-таки не продавать.

Топ-10 способов заработать на личном автомобиле

Начиная с конца весны текущего года количество тех, кто занимается перекупкой авто (как бы, кто к ним не относился), начало сильно снижаться.

Часть из них вынуждены сменить сферу деятельности, поскольку зарабатывали в основном на продаже машин, находившихся в далеко не лучшем состоянии, за счёт их косметического ремонта и сбивания расценок.

Досталось от скачка цен и частникам. Некоторые из них уже успели продать старые автомобили по старым расценкам и теперь осознали, что приобрести новую «ласточку» на вырученные деньги попросту невозможно.

Остаётся только жалеть об уже совершённой сделке, ведь приобрести хорошую автомашину стало в разы сложнее.

В итоге модель приблизительно того же качества, что и недавно проданная, обходится примерно на 250 тысяч рублей дороже. При этом следует учитывать и тот факт, что на её поиски уходит немало времени.

Дилерские салоны подняли цены даже на авто самого плохого качества, причём купить у них хороший автомобиль стало практически невозможной задачей.

Дело не только в завышенных расценках, хотя для покупателя это важный аспект. Проблема заключается ещё и в том, что, заплатив немаленькую сумму, водитель не может рассчитывать на удачную сделку.

Машину в приличном состоянии можно купить либо в кредит, либо переплатив не только за неё, но и за комплекс услуг и никому не нужных аксессуаров.

Объясняется всё это отсутствием покупателей и стремлением заработать по максимуму на том, что купят в любом случае.

Когда закончится дефицит автомобилей и стоит ли покупать машину сейчас?

Национальный банк видит серьезный риск в повышенных ценах на энергоносители. Из-за этого регулятор тоже прогнозирует глобальную стагфляцию. Средняя цена за природный газ на нидерландском рынке (Dutch TTF) – около $1000 за 1000 м³, средняя мировая цена на нефть марки Brent — больше $70 за баррель. НБУ ожидает, что цены на нефть будут дальше колебаться между $70-80.

В мире предостаточно денег, их печатают все больше и больше, чтобы ликвидировать даже не последствия пандемии, а смягчить текущую ситуацию. К сожалению, огромная масса денег не подкрепляется товарами в реальном мире, что создает проблемы с производством. Те, кто смог так или иначе получить доступ к дешевым деньгам пытаются нарастить производство, получить от этого барыши, но только создают нагрузку на сложившуюся систему мировых отношений, которая де-факто пошла в разнос. В мировой производственной цепочке деньги перестали играть роль той смазки, что налаживает все процессы, рынок переориентировался на саму возможность производства, доступность компонентов и товаров.

Уверен, что вы неоднократно слышали о недоступности полупроводников и компонентов, цены в буквальном смысле растут в 2-3 раза на все, что транслируется на стоимость товаров, электроника только за этот год уже выросла в розничных ценах на 25-40%, в некоторых категориях товаров рост в 2-2.5 раза! Объяснений происходящему много, одно наслаивается на другое и начинает действовать эффект домино, когда любое негативное событие только увеличивает напряжение на рынке. Но если отбросить в сторону лирику, то первоначальный толчок этим событиям дала торговая война США против Китая, которую Америка фактически проиграла. Затеянная еще предыдущей администрацией Белого Дома, эта война превратилась в публичные демарши, но не привела к реальным последствиям для Китая. Результат был краткосрочным, а вот ответные действия, которые мы видим сегодня, стали реальными.

Китай сугубо прагматичен и понимает, что невозможно перенести заводы в другие страны моментально. Десятилетиями наработанный потенциал в производстве никуда не исчезнет, и тот же Apple не имеет альтернатив для китайских фабрик. Вопрос только в том, как взять с Америки деньги, чтобы они остались внутри Китая. И тут атака идет сразу по нескольким направлениям. Начнем с того, что Китай меняет условия труда для своих рабочих, уменьшает рабочую неделю, что автоматически означает рост рабочих мест, большие затраты фабрик. А это транслируется на стоимость производства и те деньги, что нужно платить за производство любого товара. Кажется, что Китай от этого проигрывает, ведь выгодно перенести производство во Вьетнам, и кто-то даже так поступит. Но даже в самом оптимистичном сценарии перенести можно примерно 10% производства и то с огромными усилиями. А рост цен и затрат внутри Китая даст приток денег, который моментально компенсирует эти потери.

Америка и нынешняя администрация осознают ловушку, в которую попали, и поэтому спешно инвестируют в размещение производств на собственной территории. Заявления, которые постоянно слышны, говорят о том, что зависимость от Китая удастся снизить в ближайшие годы. Но если отбросить эти пожелания, то получится, что в реальности на строительство и запуск основных производств уйдут десятилетия, и зависимость от Китая останется максимальной в ближайшие 15-20 лет. Именно торговая война предопределила стоимость товаров и рост цен во всем мире. Та же Америка ударила по Китаю в области логистики, задерживала контейнеры, подняла на них цены. Логика была банальной, компании не смогут вывозить товары из Китая, как следствие, правительство пойдет на уступки в торговой войне. Китай поступил асимметрично и поднял в три раза цены на логистику, что сделало перевозку самолетами рентабельной для большинства игроков. И цены выросли, а в отсутствие товара компании стали возить товар любой ценой. Выиграл от этого Китай, цены на логистику при этом не снижаются, так как спрос на каждом из рынков вырос. Замкнутый круг, ситуация, которая поддерживает сама себя.

Вспоминаем, какие устройства смартфоны убили и вытеснили с рынка, почему теперь смартфон – это главное устройство для человека.

Можно говорить, что торговая война практически остановилась со стороны Америки, они хотят отыграть ситуацию назад. Но в силу разных причин это просто невероятно. И Китай теперь выигрывает от роста цен, большого внутреннего рынка, наращивает затраты на создание собственной электронной промышленности и разработки процессоров. Все эти затраты в триллионы долларов оплачивает как Америка, так и весь остальной мир, деньги частично идут от роста цен на товары. Проигрыш Америки означает, что контрибуцию платим мы все с вами, и это тот рост цен, что случился.

Почему в Samsung идут по пути Apple и делают свои устройства и аксессуары, работающими в полной мере только со смартфонами Galaxy.

Можно сокрушаться на эту тему до бесконечности, но текущая рыночная ситуация такова, что иначе не получается. Многие продукты позиционируются как раньше, но если взять в сравнение модели 2019-2020 годов и сравнить с теми, что выходят в 2021-2022 годах, то окажется, что новинки хуже по целому ряду характеристик и компонентов. Хорошо это видно в телевизорах, где банально используются матрицы, что заметно дешевле. Выгоднее покупать “старый” товар, в новом вы получаете другой уровень картинки за те же деньги или вам нужно приготовиться заплатить в 1.5 раза больше.

Экономия — это главный лозунг каждого производителя, при этом ситуация парадоксальна, так как кризис ощущается в буквальном смысле в каждой стране мира. Люди не видят применения деньгам, их накоплению. Вопрос только в том, как быстро сгорают деньги и что они вам дают в конечном итоге. Если деньги лежат в банке, то они сгорают с такой-то скоростью, инвестированы в рынок акций, то возможно они что-то даже вам приносят, пока не случится глобальный коллапс и они не обесценятся вовсе. Тут нет единой выигрышной стратегии и поэтому мы наблюдаем рост потребления во всех странах мира, причем он касается в первую очередь дорогих товаров!

Взлет продаж iPhone, рост рыночной доли — отражение этой ситуации, в кризис люди выбирают дорогое решение. Новичков, тех, кто никогда не пользовался iPhone в 2020-2021 годах у компании Apple в первичных продажах около 30%, в предыдущие годы это было до 15%. Посмотрите на взлет продаж смартфонов с гибкими экранами, тот же Z Flip3 по сравнению с предыдущей моделью пользуются спросом в пять раз большим! И это не только взросление рынка, а скорее то, что называется кризисом.

В условиях дефицита товара производители находятся в выигрышном положении, так как они диктуют свои правила игры, контролируют происходящее на рынке. Достаточно легко перекрыть кислород ретивому партнеру, достаточно не дать ему товар. Каждый из дистрибьюторов стремится получить максимальное количество товара, так как дефицит позволяет продавать все, что угодно — ситуация напоминает то, что обычно происходило перед Новым Годом, когда продается все и за любые деньги, главное дать товар. Этот праздник продолжается все время, в итоге дистрибьюторы считают прибыли, но сидят на полупустых складах, так как товара не хватает. К жизни пробудили забытые марки, которые выводят на рынок, не считаясь с процентом брака и возвратов, все равно это выгоднее, чем не продавать ничего. Золотое время для оптовых компаний, которые имеют широкую сеть сбыта в виде федеральных игроков или региональной розницы.

Для производителей это также золотое время, так как те кто имеет собственную фирменную розницу неожиданно ощутили поток покупателей. Выше маржа, возможность продавать дополнительные аксессуары и услуги, тут также все шикарно, и экономика складывается как нельзя лучше. В кризис доверие фирменной рознице растет невообразимо и на десятки процентов с точки зрения восприятия. Выигрывает от этого как Samsung, так и Apple (в основном re:Store).

Традиционные розничные сети в России представлены операторской розницей и есть еще «Связной». Последний теряет магазины, от максимального числа салонов связи, переваливающего за 5000 штук, мы перешли к их числу в две тысячи с чем-то. Ориентация на онлайн-продажи фактически провалилась, так как трафик на сайт упал за год примерно на 30%. «Связной» медленно умирает и фактически никому не нужен, нужно чудо, чтобы спасти эту компанию. Пока мы видим, что она медленно теряет свои позиции, частично освобождает место для региональных игроков, что меньше по размеру, но умеют лучше приспособиться к ситуации.

Операторские магазины не умеют зарабатывать деньги, но для операторов расходы на них пусть и заметны, но не критичны. Как следствие, периодически мы наблюдаем безумные распродажи, когда товары отдают по себестоимости или даже ниже. Выполнение планов, что запускает ценовые войны, выглядит еще безумнее на фоне дефицита товаров. Как следствие, именно операторская розница стала источником многих товаров для региональных сетей. Зачем покупать в оптовом канале какие-то модели, если под боком их продают с еще большей скидкой. В итоге довольны все — регионалы получают дешевый товар, операторы выполняют свои целевые показатели, исследовательские товары дважды подсчитывают число проданных товаров и кажется, что рынок растет невиданными темпами. Приписки дважды проданных товаров (иногда даже трижды) в 2020-2021 годах сильно искажают картину рынка, делают его совсем другим, чем он есть на самом деле.

Помимо розничных сетей старого формата у нас есть супермаркеты электроники, этот формат взлетел около пяти лет назад и считается сегодня преимущественным (это «МВидео», «ДНС» как образчики этого жанра). К сожалению, формат является затухающим, теперь потребители уходят в онлайн и покупают многие товары там, причем со скидками, которые невозможны в обычной рознице. Борьба за покупателя в онлайн приводит к тому, что Яндекс продает iPhone за половину розничной цены, за час продаж компания реализует 700 iPhone, а чистый убыток, который фиксирует, составляет 350 тысяч долларов. Радуются покупатели, грустят прямые конкуренты, но такие ситуации вовсе не единичны, они стали нормой для рынка. Это уже не ценовая война как таковая, ведь в рамках ценовой войны игроки пытаются добиться каких-то целей, ударить по конкуренту. Теперь на российском рынке все иначе, отдельные компании решают сугубо свои задачи, не обращают большого внимания на других, каждый сам за себя. Доля рынка волнует, но не так сильно, как рост продаж от квартала к кварталу, оборот, который нужно показывать. И большие игроки в силу неумения продавать идут на скидки, которые просто невообразимы. Этот феномен требует детального рассмотрения, поэтому мы остановимся на нем в следующей части текста про ситуацию на российском рынке, иначе эта статья рискует стать безразмерной и тяжелой для восприятия.

В следующей части обсудим скидки на товары, которые не могут существовать, игру в лояльность и как изменилось поведение покупателей. Заодно ответим на вопрос, есть ли возможность зарабатывать на рынке электроники и как это лучше делать.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *