Расходы на приобретение права на земельные участки в 2022 году

Автор: | 19.12.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расходы на приобретение права на земельные участки в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Особенности бухучета земельных участков таковы:

  • земля является объектом ОС;
  • договор купли-продажи составляется только в письменном виде с учетом требований ГК РФ;
  • право собственности на землю подлежит обязательной регистрации;
  • реализация земли не облагается НДС;
  • землю нельзя амортизировать;
  • траты на покупку земли можно списать только при ее продаже;
  • в особом порядке учитываются участки, приобретенные в 2007-2011 годах у государства под строительство ОС.

Подробнее о том, какую отчетность следует сдавать собственнику земли, читайте в статье «Отчетность по земельному налогу».

Учет земельного участка в бухгалтерском учете

Регистрация права на земельный участок представляет собой процедуру внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) записи о праве лица на данный объект недвижимости. В результате регистрации официально признается и подтверждается возникновение, изменение, переход, прекращение права лица на недвижимое имущество. Так, например, после заключения договора купли-продажи, мены, дарения земельного участка производится госрегистрация перехода права собственности на данный объект недвижимости.

Регистрируются в ЕГРН и ограничения прав, обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. При этом договоры аренды, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования им, заключенные на срок менее чем один год (например, на 11 месяцев), не подлежат государственной регистрации.

Процедура регистрации регулируется Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ). Условно можно выделить следующие ее этапы:

1. Обращение в уполномоченный орган с заявлением о государственной регистрации прав.

2. Осуществление правовой экспертизы документов уполномоченным органом и внесение в ЕГРН записи о праве заявителя на объект недвижимости.

3. Выдача документов после осуществления государственной регистрации прав.

В настоящее время регистрация права на земельный участок в ЕГРН – единственное доказательство существования этого права. Отсутствие регистрации существенно затрудняет владение, пользование и распоряжение участком.

Земельный участок, права на который не зарегистрированы, не может быть сдан в аренду, выступать в качестве залога при ипотечном кредитовании.

Трудности возникают и при продаже участка. Во-первых, при совершении сделки покупатель устанавливает законного владельца, руководствуясь сведениями ЕГРН. При их отсутствии он рискует стать жертвой мошенников или совершить сделку, которая в дальнейшем будет признана недействительной. Поэтому разумный покупатель от покупки такого участка воздержится. Во-вторых, для государственной регистрации перехода права к новому собственнику требуется сперва зарегистрировать право продавца на данный объект недвижимости. Отсутствие зарегистрированного права прежнего собственника как минимум затянет процедуру купли-продажи. Подобные трудности могут иметь место при совершении и иных сделок с землей.

Информация о правообладателе в ЕГРН, помимо частных лиц, используется органами государственной власти, нотариусами. Соответственно, проблемы, связанные с отсутствием регистрации прав, возникают и при изъятии, резервировании земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также при оформлении наследства, дарении объекта недвижимости.

Наличие сведений о праве лица в ЕГРН минимизирует риски мошеннических действий с земельным участком, поскольку удостовериться в наличии официально зарегистрированного права может любой желающий. Таким образом, госрегистрация защищает от выбытия участка из рук законного владельца. Никто не может посягать на зарегистрированные права на земельный участок.

Вместе с тем государственная регистрация ранее возникшего права в ЕГРН проводится по желанию правообладателя. Это означает, что права на объекты недвижимости, возникшие до 1998 г., признаются юридически действительными при отсутствии их регистрации в ЕГРН. Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на эту недвижимость, имеют такую же юридическую силу, как и записи в ЕГРН. Однако для совершения сделок с данными объектами государственная регистрация прав все же потребуется. Иначе переход права не зарегистрируют.

Регистрация права на объект недвижимости и государственный кадастровый учет связаны между собой.

Государственный кадастровый учет представляет собой внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования. Другими словами, при постановке на кадастровый учет подтверждается существование участка, который является уникальным, имеет свои индивидуальные характеристики. Ему присваивается кадастровый номер, который не может повторяться.

Государственный кадастровый учет и регистрация права на земельный участок могут проходить одновременно или по очереди в зависимости от обстоятельств (основания кадастрового учета и госрегистрации предусмотрены ст. 14 Закона № 218-ФЗ).

Ранее статусом «временный» обладали земельные участки, образованные и только лишь поставленные на кадастровый учет. Правообладателям давалось 5 лет со дня постановки на учет на то, чтобы зарегистрировать права на участок. Если в течение этого срока государственная регистрация прав осуществлялась, сведения об объекте теряли характер временных, а если нет – сведения аннулировались и объект исключался из государственного кадастра недвижимости.

С 2017 г. статус «временный» земельным участкам не присваивается. Законодатель стремится уйти от данного понятия, поэтому участки, которые успели получить такой статус, будут исключены из ЕГРН после 1 марта 2022 г.

«Временный» статус сохранится (ст. 72 Закона № 218-ФЗ):

  • до момента государственной регистрации права на объект недвижимости;
  • до момента государственной регистрации аренды, безвозмездного пользования, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности;
  • до 1 марта 2022 г. – крайний срок, если ранее права зарегистрированы не будут.

С 1 марта 2022 г. земельных участков со статусом «временный» в ЕГРН не останется: либо права владельцев на них будут зарегистрированы, либо данные объекты исчезнут из ЕГРН, т.е. записи о них станут «архивными».

Но пугаться не стоит: исключение объектов недвижимости из ЕГРН не означает прекращение прав на них, в том числе не говорит об их изъятии. Земельные участки могут быть изъяты для государственных и муниципальных нужд только при наличии на то оснований (ст. 49 ЗК РФ).

Исключение земельного участка из ЕГРН и переход записи о нем в статус «архивная» позволяют вновь осуществить его государственный кадастровый учет и зарегистрировать права на него. В таком случае участку будет присвоен новый кадастровый номер.

Указанный порядок снятия с кадастрового учета земельных участков после 1 марта 2022 г. не распространяется на «ранее учтенные» участки. Права их владельцев признаются юридически действительными и при отсутствии государственной регистрации.

Чтобы изменить статус «временный» на «учтенный», необходимо осуществить государственную регистрацию прав на участок. Что для этого требуется?

1. Соберите документы, которые являются основанием регистрации прав. Например: акты органов государственной власти или местного самоуправления, устанавливающие наличие прав на объект недвижимости; договоры в отношении недвижимого имущества; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты.

2. Уплатите государственную пошлину. Согласно налоговому законодательству размер госпошлины в отношении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства составляет 350 руб. для физических лиц.

В случае если права на участок были приобретены до 31 января 1998 г., госпошлину платить не требуется.

3. Обратитесь в Росреестр с заявлением о государственной регистрации прав. Подать его можно и через МФЦ. Приложите к заявлению вышеуказанные документы в бумажном виде в одном экземпляре-подлиннике. После завершения государственной регистрации вам их вернут.

4. Дождитесь внесения в ЕГРН сведений, необходимых для государственной регистрации прав. Срок регистрации прав составляет 7 рабочих дней с даты приема заявления Росреестром и 9 рабочих дней с даты приема документов в МФЦ.

В некоторых случаях госрегистрация может быть приостановлена, например если имеются противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами (основания и сроки приостановления осуществления кадастрового учета и регистрации прав регламентированы ст. 26 Закона № 218-ФЗ).

5. Получите документы после осуществления регистрации прав.

Если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, «временный» статус изменяется с момента государственной регистрации аренды.


1 В этот день вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».

Земельные участки относятся к недвижимому имуществу и передаются в собственность покупателя по договору купли-продажи недвижимого имущества (ст. 130, п. 1 ст. 549 ГК РФ). Оформляется такая передача передаточным актом (п. 1 ст. 556 ГК РФ). Переход права собственности на земельный участок к покупателю подлежит государственной регистрации (п. 2 ст. 223 ГК РФ, п. 1 ст. 551 ГК РФ). За государственную регистрацию прав на недвижимое имущество уплачивается государственная пошлина (пп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Если земельный участок соответствует критериям, поименованным в пункте 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, далее — ПБУ 6/01), то он принимается организацией к учету в качестве основных средств по первоначальной стоимости (п. 7 ПБУ 6/01).

Первоначальной стоимостью признается сумма фактических затрат организации на приобретение земельного участка (п. 8 ПБУ 6/01). Государственная пошлина включается в первоначальную стоимость земельного участка, если она уплачена до принятия земельного участка на учет в качестве объекта основных средств (п. 14 ПБУ 6/01). При этом субъекты малого предпринимательства могут включать пошлину и иные затраты, непосредственно связанные с приобретением объекта ОС, в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены (п. 8.1 ПБУ 6/01).

Дожидаться государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок, чтобы принять его к учету в качестве объекта основных средств, совсем не обязательно (п. 4 ПБУ 6/01, п. 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н). Если пошлина уплачивается уже после принятия земельного участка на учет, то затраты на ее уплату могут учитываться в составе расходов по обычным видам деятельности или в составе прочих расходов, в зависимости от назначения использования земельного участка (п.п. 4, 5, 7, 11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» — ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н).

В соответствии с Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) затраты по приобретению организацией земельных участков учитываются на субсчете 08.01 «Приобретение земельных участков».

В «1С:Бухгалтерии 8» аналитический учет затрат на приобретение земельных участков и затрат на приобретение объектов основных средств отличается (используются разные субконто). Поэтому до недавнего времени приобретение и принятие к учету земельных участков в программе можно было оформить только документами Поступление (акт, накладная) с видом операции Объекты строительства и Принятие к учету ОС с видом операции Объекты строительства (вид операции Оборудование для земельных участков не годится). Такая особенность иногда смущала пользователей.

Начиная с версии 3.0.65 «1С:Бухгалтерии 8» в учете земельных участков произошли изменения:

1. К счету 08.01 добавлены субсчета третьего порядка:

  • 08.01.1 «Приобретение земельных участков с доп. расходами»;
  • 08.01.2 «Приобретение земельных участков без доп. расходов».

2. В документе Поступление (акт, накладная) появился новый вид операции Приобретение земельных участков.

Субсчет 08.01.1 «Приобретение земельных участков с доп. расходами» предназначен для учета затрат по приобретению организацией земельных участков, в том числе с учетом возможных дополнительных расходов, включаемых в первоначальную стоимость объектов. Аналитический учет ведется по приобретаемым участкам (субконто Объекты строительства) и видам затрат (субконто Статьи затрат). Каждый приобретаемый земельный участок отражается в справочнике Объекты строительства.

Проводки с использованием субсчета 08.01.1 формируются автоматически при записи документов:

  • Поступление (акт накладная) с видом операции Объекты строительства;
  • Поступление доп. расходов;
  • Принятие к учету ОС с видом операции Объекты строительства.

Таким образом, субсчет 08.01.1 является «преемником» счета 08.01, использующегося в предыдущих версиях программы, и применяется в «традиционных» сценариях работы с земельными участками.

Субсчет 08.01.2 «Приобретение земельных участков без доп. расходов» предназначен для учета затрат по приобретению организацией земельных участков, не требующих отражения дополнительных расходов на их приобретение. Аналитический учет по счету ведется по земельным участкам (субконто Основные средства). Каждый земельный участок — элемент справочника Основные средства. Проводки с использованием этого субсчета формируются в программе автоматически при записи документа Поступление (акт, накладная) с новым видом операции Приобретение земельных участков.

Быстрый доступ к данному виду документа поступления осуществляется из раздела ОС и НМА по гиперссылке Приобретение земельных участков.

Вид операции Приобретение земельных участков предназначен для одновременного отражения поступления и принятия к учету земельных участков, первоначальная стоимость которых формируется без дополнительных расходов на их приобретение (например, без учета уплаченной государственной пошлины).

Форма документа Приобретение земельных участков максимально упрощена, поскольку для земельных участков не требуется указывать способ отражения расходов по амортизации, амортизационную группу, срок службы, ставку НДС и счет-фактуру от поставщика. В табличной части нужно указать лишь наименование приобретенного объекта и его стоимость (рис. 1).

При наличии недоимки по НДФЛ, иным налогам, задолженности по пеням и/или штрафам налоговый орган самостоятельно делает зачет суммы налога, подлежащей возврату в связи с предоставлением налогового вычета. Срок принятия такого решения – 2 дня после дня принятия решения о предоставлении вычета полностью или частично.

Если есть что возвращать, налоговый орган в течение 10 дней со дня принятия решения направляет его в территориальный орган Федерального казначейства. Тот, в свою очередь, в течение 5 дней делает возврат.

Налоговый агент или банк могут представить уточненные сведения, приводящие к уменьшению суммы налога, возвращенной физлицу в связи с предоставлением вычета. Тогда ИФНС в течение 5 дней принимает решение об отмене полностью или частично решения о предоставлении вычета полностью или частично.

В течение 3-х дней такое решение с суммой подлежащих возврату физлицом налога и/или процентов размещают в личном кабинете.

Возместить бюджету излишне полученное в рамках вычета нужно в течение 30 календарных дней со дня направления указанного решения через личный кабинет.

Регистрация участков с «временным» статусом: что изменится с 1 марта 2022 г.

Упрощённый порядок получения имущественных и инвестиционного вычета по НДФЛ не отменяет действие общего порядка их предоставления – посредством подачи декларации 3-НДФЛ. Эти нормы тоже были соответственно уточнены.

Основное изменение в том, что при обращении физлица с письменным заявлением к работодателю (налоговый агент) подтверждение права на получение имущественных и социальных вычетов приходит сразу налоговому агенту, а не сначала работнику. Так, конечно, более логично.

Проведение закупок в организациях бюджетного сектора невозможно без распределения затрат по действующим кодификаторам. При составлении плана-графика учреждения необходимо руководствоваться бюджетной сметой, которая включает КОСГУ и составляется по статьям затрат.

К примеру, в Приказе № 209н приведена расшифровка, что входит в КОСГУ 346, — увеличение стоимости прочих материальных запасов:

  • запчасти для ремонта машин и оборудования;
  • спецоборудование для НИОКР;
  • семена, удобрения, посадочные материалы;
  • реактивы, химическая посуда, радиодетали;
  • материальные запасы специального назначения и др.

Заказчик не вправе запланировать закупок больше, чем доведено до учреждения лимитов и ассигнований. Распределение средств в закупочной документации производится в строгом соответствии с ПФХД или сметой, то есть в разрезе кодов КОСГУ и КВР.

Корректировка структуры КБК изменила принципы отражения кодов в закупочной документации. Теперь операции классифицируются только по КВР. Но не забывайте про КОСГУ: исключение кода из структуры КБК не отменило его значимости. Это связано с тем, что коды КВР и КОСГУ неразрывно связаны между собой.

Невозможно определить правильный код вида расхода по операции, не установив правильный КОСГУ. Если допустить ошибку и неверно определить кодификаторы, то учреждение не сможет осуществить закупки необходимого оборудования, работ или услуг. За нарушение правил составления закупочной и плановой документации предусмотрена административная ответственность.

С изменением структуры КБК порядок взаимодействия КВР и КОСГУ тоже скорректирован. Чтобы определить верный код бюджетной классификации, необходимо:

  1. Выбрать правильный КОСГУ для совершаемой операции.
  2. Определить КВР, который соответствует КОСГУ.
  3. Проверить данные увязки КВР и КОСГУ по актуальной таблице соответствий.
  4. Внести проверенный КВР в плановую и отчетную документацию.

Таблица соответствия КВР и КОСГУ введена в действие еще в 2016 году, но позиции документа систематически обновляются. Чиновники утвердили новую таблицу соответствия для работы.

Для справки: в таблицу включена только группировка по КВР 200, которая чаще всего используется в закупочной деятельности. Остальные виды расходов КОСГУ по 209н найдете в единой таблице.

КВР

КОСГУ

Примечание

Код

Бюджетные статьи расходов с расшифровкой

Код

Наименование

Изменения 2022. Что нас ждет с 1 января в сфере недвижимости?

Сама процедура изъятия земель будет выглядеть следующим образом:

  • Законом о принудительном изъятии земли установлено, что реализация земельного участка, изъятого в принудительном порядке, осуществляется в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, возможна только с публичных торгов по правилам, которые определены Гражданским кодексом РФ, но в случае, если торги признаны несостоявшимися, земельный участок может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене торгов.
  • Денежные средства, полученные в процессе реализации земельного участка, выплачиваются бывшему собственнику за вычетом расходов, которые были произведены на подготовку и проведение публичных торгов.
  • Большую роль при разрешении вопросов, связанных с распределением земельных участков сельскохозяйственного назначения, закон отводит органам местного самоуправления.

«Установлен порядок, определяющий право сельхозорганизации или крестьянского (фермерского) хозяйства, использующего земельный участок, обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка или договора аренды в течение трех месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности по цене не более 15 процентов от кадастровой стоимости земельного участка (для купли-продажи), — пояснил Николай Степанов, партнер юридической фирмы «Муранов, Черняков и партнеры». — Торги за право заключения договора купли продажи или аренды не проводятся, что может существенно увеличить количество сделок с земельными участками сельскохозяйственного назначения. Более того, муниципальный орган обязан в течение двух недель с момента госрегистрации права на земельный участок, выделенный в счет земельных долей, опубликовать в средствах массовой информации и разместить на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о возможности приобретения такого земельного участка«.

Отобрать имущество у владельца в 2022 году можно вполне законно. Для этого потребуется наличие оснований и соблюдение соответствующей процедуры, но суть не меняется. Собственность перейдет во владение государства безвозвратно. Для того чтобы не стать жертвой произвола или не столкнуться с мошенничеством, каждому землевладельцу нужно знать, какими правами он обладает.

Изъятие — многокомпонентная упорядоченная процедура. После принятия решения об отъеме участка из частных владений, должен соблюдаться порядок действий. В ином случае собственник может по своей инициативе направить заявление в орган судебной защиты. Владельцу земли нужно помнить, избежать изъятия не удастся при всем желании, поэтому разжигать конфликт с органами власти не стоит. Но отстаивать свои права при попытке их нарушить необходимо обязательно. Неосведомленность и попустительство в вопросах собственности недопустимы, так как есть риск остаться без денег и земли.

Чье вмешательство во владение частной собственностью законно? Конституция в статье 35 констатирует, что частная собственность охраняется законом, и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. В этом случае речь идет не о лишении имущества, а о выкупе. Процедура не является конфискацией и ей не тождественна. Это два разных по целям и средствам действия.

Земля может быть изъята для нужд муниципалитета или органов федеральной власти. От целей и субъекта изъятия начать процедуру имеет право государство или муниципалитет. Для каждого случая существует перечень оснований и схема действий. Но если собственник и орган власти не достигнут соглашения, спор между ними решат судебные органы. Суд в любом случае признает действия государственного или муниципального органа законными, собственник на основании судебного приказа будет вынужден передать свою землю в их распоряжение. Исключением являются случаи, когда орган власти формально отнесся к процедурам, предшествующим изъятию.

При изъятии земли государство и муниципалитет руководствуются статьей 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Нормы статьи подробно регламентируют основания и условия изъятия земель из частной собственности.

Для выкупа земли с целью строительства или реконструкции объектов федерального или регионального значения необходимо:

  • чтобы объекты строительства были предусмотрены документами территориального планирования;
  • были утверждены проектами планировки территории.

Пунктом 2 статьи 56.3 предусмотрен перечень иных оснований для изъятия:

  • если принято решение о создании или увеличении площади особо охраняемой территории;
  • для выполнения международных обязательств;
  • для разработки недр;
  • признании жилого помещения аварийным.

Далее содержатся условия, которые должны быть соблюдены при изъятии:

  • принимать решение об изъятии земли для строительства или реконструкции объектов можно не позже чем в течение трех лет после утверждения документации;
  • решения об изъятии должны быть приняты компетентными органами.

Кроме оснований, указанных в статье 56.3 ЗК РФ, закон предусматривает изъятие земли в связи с неиспользованием участка по назначению. Так, если владелец имеет участок для ведения ЛПХ, а складирует там химические отходы или просто забросил свои владения, государство землю заберет.

Отдельно следует упомянуть конфискацию:

  • Этот вид отъема собственности применяется в качестве наказания за уголовное преступление и осуществляется без компенсации.
  • Общих черт изъятие и компенсация не имеют.

Изъятие земли — формализованная процедура, свободная форма не допускается. Собственник должен помнить об этом и быть готовым защищать свои права при несоблюдении властью своих обязанностей.

В 2022 году изъятие включает несколько этапов:

  • вынесение на рассмотрение вопроса об изъятии территории для конкретных нужд;
  • поиск правообладателей;
  • вынесение постановления компетентной комиссией;
  • уведомление собственника;
  • подготовка соглашения;
  • отчуждение земли и регистрация перехода права.

Оценка стоимости земли производится компетентным органом. Если землевладелец не согласен с суммой компенсации, он может привлечь независимую оценочную комиссию.

Разделил земельный участок на несколько. Как теперь платить налог с продажи?

Уже сама фраза «изъятие земельных участков» звучит неприятно, не сулит ничего хорошего для граждан. Но как показывает практика – в современных рыночных отношениях есть место этому понятию. К сожалению, без принудительного или по соглашению сторон изъятия земельных участков сегодня также нельзя обойтись.

Упрощённый порядок ввели в 2006 году и первоначально рассчитывали на 3 года. Однако кадастровые органы не смогли справиться с лавиной обращений, поэтому власти несколько раз продлевали сроки и вносили поправки в законы.

Дачная амнистия 2022 не только увеличивает срок, но и расширяет действие на кадастровую сферу, градостроительный кодекс.

ФЗ№267 действует с августа 2019 г. По закону о дачной амнистии до 2022 года можно бесплатно получить участки в публичной собственности и земли общего пользования в СНТ.

В связи с ситуацией по коронавирусу Госдума рассматривает законопроект о продлении дачной амнистии до 1 марта 2022 года. Ожидается, что упрощённый порядок будет распространяться на жилые и садовые дома, расположенные на участках под садоводство.

А вот на землях без установленного регламента строить жилые дома не получится, так как власти на это разрешения не дают.

Проще всего оформить земельный участок.

С постройками придётся разбираться в нюансах закона. Например, встречается много строений:

  • не отвечающих нормам пожарной безопасности
  • не соблюдающих отступы от границ
  • нарушающих ширину проездов

Как поступать в таких случаях? Кадастровые инженеры ГАИГ разбираются с документами, правилами в каждой ситуации.

Важно понимать, что принятые законы направлены на то, чтобы защитить от аварийного самостроя, легализовать строения для налогов и дать возможность гражданам законно распоряжаться недвижимостью.

Документация для оформления недвижимости включает паспорт владельца и свидетельство о праве.

Владельцу понадобится заплатить пошлину за подачу документов в Росреестр. Услуги кадастрового инженера оплачиваются по договору отдельно, после составления технического задания.

Технический план составляется после обмеров и определения координат строения. Поэтому кадастровые инженеры обязательно выезжают на местность.

Знаем по опыту работы, что разобраться в хитросплетениях дачной амнистии обычным людям бывает очень непросто.

  • Поправки, нормы местного законодательства, ограничения вызывают шквал вопросов и желание отложить решение вопроса с недвижимостью в долгий ящик.
  • Иногда список документов для регистрации меняется в зависимости от вида собственности, региона и состава объекта владения.
  • Сложно разобраться, какие постройки относятся к недвижимости и требуют узаконивания, а какие – нет.

Знания и опыт помогают нам решать самые сложные и запутанные задачи. Мы ответственно заявляем, что проблему можно решить. Приходите к нам, мы поможем решить вопрос, сдвинуть дело с мёртвой точки.

Отобрать имущество у владельца в 2022 году можно вполне законно. Для этого потребуется наличие оснований и соблюдение соответствующей процедуры, но суть не меняется. Собственность перейдет во владение государства безвозвратно. Для того чтобы не стать жертвой произвола или не столкнуться с мошенничеством, каждому землевладельцу нужно знать, какими правами он обладает.

Изъятие — многокомпонентная упорядоченная процедура. После принятия решения об отъеме участка из частных владений, должен соблюдаться порядок действий. В ином случае собственник может по своей инициативе направить заявление в орган судебной защиты. Владельцу земли нужно помнить, избежать изъятия не удастся при всем желании, поэтому разжигать конфликт с органами власти не стоит. Но отстаивать свои права при попытке их нарушить необходимо обязательно. Неосведомленность и попустительство в вопросах собственности недопустимы, так как есть риск остаться без денег и земли.

Чье вмешательство во владение частной собственностью законно? Конституция в статье 35 констатирует, что частная собственность охраняется законом, и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. В этом случае речь идет не о лишении имущества, а о выкупе. Процедура не является конфискацией и ей не тождественна. Это два разных по целям и средствам действия.

Земля может быть изъята для нужд муниципалитета или органов федеральной власти. От целей и субъекта изъятия начать процедуру имеет право государство или муниципалитет. Для каждого случая существует перечень оснований и схема действий. Но если собственник и орган власти не достигнут соглашения, спор между ними решат судебные органы. Суд в любом случае признает действия государственного или муниципального органа законными, собственник на основании судебного приказа будет вынужден передать свою землю в их распоряжение. Исключением являются случаи, когда орган власти формально отнесся к процедурам, предшествующим изъятию.

При изъятии земли государство и муниципалитет руководствуются статьей 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Нормы статьи подробно регламентируют основания и условия изъятия земель из частной собственности.

Для выкупа земли с целью строительства или реконструкции объектов федерального или регионального значения необходимо:

  • чтобы объекты строительства были предусмотрены документами территориального планирования;
  • были утверждены проектами планировки территории.

Пунктом 2 статьи 56.3 предусмотрен перечень иных оснований для изъятия:

  • если принято решение о создании или увеличении площади особо охраняемой территории;
  • для выполнения международных обязательств;
  • для разработки недр;
  • признании жилого помещения аварийным.

Далее содержатся условия, которые должны быть соблюдены при изъятии:

  • принимать решение об изъятии земли для строительства или реконструкции объектов можно не позже чем в течение трех лет после утверждения документации;
  • решения об изъятии должны быть приняты компетентными органами.

Кроме оснований, указанных в статье 56.3 ЗК РФ, закон предусматривает изъятие земли в связи с неиспользованием участка по назначению. Так, если владелец имеет участок для ведения ЛПХ, а складирует там химические отходы или просто забросил свои владения, государство землю заберет.

Отдельно следует упомянуть конфискацию:

  • Этот вид отъема собственности применяется в качестве наказания за уголовное преступление и осуществляется без компенсации.
  • Общих черт изъятие и компенсация не имеют.

Изъятие земли — формализованная процедура, свободная форма не допускается. Собственник должен помнить об этом и быть готовым защищать свои права при несоблюдении властью своих обязанностей.

В 2022 году изъятие включает несколько этапов:

  • вынесение на рассмотрение вопроса об изъятии территории для конкретных нужд;
  • поиск правообладателей;
  • вынесение постановления компетентной комиссией;
  • уведомление собственника;
  • подготовка соглашения;
  • отчуждение земли и регистрация перехода права.

Оценка стоимости земли производится компетентным органом. Если землевладелец не согласен с суммой компенсации, он может привлечь независимую оценочную комиссию.

Имущественные налоги — 2022: отмена деклараций и другие послабления

К «земельным» относятся расходы на приобретение не любых земельных участков, а лишь участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п. 1 ст. 264.1 НК РФ), при выполнении следующих условий:

  • либо на них находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие организации, которая покупает землю;
  • либо участок приобретается для целей капитального строительства объектов основных средств на этих участках. Если земельные участки, приобретенные для целей капитального строительства объектов ОС на этих участках, приобретались из земель, находящихся в собственности юридических либо физических лиц, расходы, связанные с приобретением таких земельных участков, организация не вправе учесть для целей налогообложения ее прибыли (Письмо Минфина России от 25.05.2007 N 03-03-06/1/313).

В соответствии со ст. ст. 16 — 19 ЗК РФ к государственным и муниципальным относятся земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, в собственности субъектов РФ, в собственности муниципальных образований — поселений, городских округов, муниципальных районов. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления выступает в качестве продавца земельного участка (п. 2 ст. 38 ЗК РФ), заключая договоры купли-продажи в отношении земель, находящихся в их ведении (п. 6 ст. 36 ЗК РФ).

К сведению. Земельный участок как объект земельных отношений — часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке (п. 2 ст. 6 ЗК РФ).

Приказ Росземкадастра от 02.10.2002 N П/327 «Об утверждении Требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет».

Юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, они имеют исключительное право на приватизацию земельных участков (п. 1 ст. 36 ЗК РФ). Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц (ст. 1 Федерального закона N 178-ФЗ ).

Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

При этом, как указано в п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11, определение «исключительное право» означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением. То есть организация не может купить государственный или муниципальный участок, на котором находится какое-то сооружение, если она не является его собственником. Чтобы подтвердить расходы на приобретение такой земли, организация должна иметь свидетельство о праве собственности на объект недвижимости.

Теперь несколько слов о дате заключения договора купли-продажи и моменте государственной регистрации. В соответствии с п. 5 ст. 5 Федерального закона N 268-ФЗ положения п. 1 ст. 264.1 НК РФ распространяются на налогоплательщиков, которые заключили договоры на приобретение земельных участков, указанных в этом пункте, в период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2011 г.

Федеральный закон от 30.12.2006 N 268-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую НК РФ и в отдельные законодательные акты РФ».

Срок действия ст. 264.1 НК РФ ограничен не случайно. Целью этой статьи является создание условий для приватизации земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых находятся здания, строения, сооружения или которые приобретаются для целей капитального строительства на них объектов основных средств (см. Письмо Минфина России от 31.05.2007 N 03-03-06/1/342).

Итак, переход права собственности на земельные участки подлежит государственной регистрации (п. 1 ст. 551 ГК РФ). При представлении документов в территориальный орган ФРС заявителю выдается расписка в получении документов на государственную регистрацию прав с их перечнем, а также с указанием даты и времени их представления с точностью до минуты. Расписка подтверждает принятие документов на государственную регистрацию прав (п. 6 ст. 16 Федерального закона N 122-ФЗ ).

Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Факт подачи документов на государственную регистрацию является документальным подтверждением расходов. С этого момента затраты на покупку земельных участков можно будет включать в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в следующем порядке. Организация может выбрать один из двух способов признания расходов на приобретение права на земельные участки и закрепить его в приказе об учетной политике (пп. 1 п. 3 ст. 264.1 НК РФ).

Способ первый. Расходы на приобретение права на земельные участки признается расходами отчетного (налогового) периода равномерно в течение срока, который определяется налогоплательщиком самостоятельно и не должен быть менее пяти лет.

В приказе об учетной политике должен быть закреплен конкретный срок, в течение которого будут списываться «земельные» расходы.

Прежде чем приступить к рассмотрению данного раздела, оговоримся, что речь в нем пойдет о продаже земель, указанных в п. 1 ст. 264.1 НК РФ, — земель, которые ранее находились в государственной или муниципальной собственности и договора на покупку которых заключены в период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2011 г. Порядок определения финансового результата при реализации прав именно на эти земельные участки определяется п. 5 ст. 264.1 НК РФ .

Пункт 5 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2006 N 268-ФЗ.

Справочно отметим, что если же продаваемый участок приобретался до 1 января 2007 г. либо был куплен у частного собственника, то прибыль (убыток) определяются по правилам пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ.

Итак, в соответствии с пп. 2 п. 5 ст. 264.1 НК РФ прибыль (убыток) от реализации права на земельный участок определяется как разница между ценой реализации и не возмещенными налогоплательщику затратами, связанными с приобретением права на этот участок.

В приведенном выше примере 4 компания получила прибыль. Теперь предположим, что земельный участок был реализован не за 7 000 000 руб., а за 3 000 000. В этом случае она получает убыток от реализации права на земельный участок, порядок учета которого изложен в пп. 3 п. 5 ст. 264.1 НК РФ. Согласно этой норме убыток от реализации права на земельный участок включается в состав прочих расходов налогоплательщика равными долями в течение срока, установленного в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 264.1 НК РФ, и фактического срока владения этим участком.

Предположим, учетной политикой организации установлено, что расходы учитываются равномерно в течение пяти лет (60 мес.), а фактический срок владения участком — 20 месяцев. При формальном прочтении нормы выходит, что убыток от реализации права на земельный участок включается в состав прочих расходов равными долями в течение 60 месяцев и 20 месяцев.

Не совсем корректная формулировка названного подпункта породила массу вопросов. Судите сами. Если союз «и» рассматривать как знак «+», получается, что при выборе организацией первого способа списания расходов убытки должны признаваться в течение установленного в учетной политике срока для признания расходов, увеличенного на фактический срок владения земельным участком, то есть 60 + 20 = 80. Тогда непонятно, как учитывать убытки организациям, выбравшим второй способ признания расходов, при котором срок списания установить невозможно.

Расходами на приобретение права на земельные участки также признаются расходы на приобретение права на заключение договора аренды земельных участков при условии заключения указанного договора (п. 2 ст. 264.1 НК РФ).

В отличие от расходов на приобретение земельных участков в собственность, данные расходы, во-первых, признаются при аренде любых земельных участков, то есть находящихся не только в государственной и муниципальной, но и в частной собственности. Во-вторых, нет ограничения по дате заключения договора в 2007 — 2011 гг. И в-третьих, признание расходов не ставится в зависимость от того, на какие цели берется участок в аренду или какой вид строительства на нем будет осуществляться — капитальное или жилищное.

При учете данных расходов стоит иметь в виду, что речь идет о праве на заключение договора, иными словами, покупается право на аренду земельного участка, которое не следует путать с арендной платой. В связи с этим приведем Письмо Минфина России от 11.08.2008 N 03-03-06/1/452. В нем рассматривается вопрос о том, включаются ли в первоначальную стоимость строящегося здания затраты, связанные с арендой земельного участка, на котором ведется строительство, в частности, арендные платежи, уплаченные до момента завершения строительства, а также стоимость права на заключение долгосрочного договора аренды земельного участка.

Справочно отметим, что в отношении арендных платежей финансисты придерживаются мнения, что их сумма увеличивает первоначальную стоимость возводимого объекта (это мнение они высказывали и ранее, в Письме от 04.07.2008 N 03-03-06/1/384).

Согласно п. 2 ст. 264.1 НК РФ, если договор аренды земельного участка в соответствии с законодательством РФ не подлежит государственной регистрации (а это относится к договорам, заключенным на срок менее года), расходы на приобретение права на заключение такого договора аренды признаются равномерно в течение срока его действия.

Примечание. Договоры аренды земельного участка, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 26 ЗК РФ).

Если по договорам аренды, подлежащим государственной регистрации, расходы включаются в состав прочих с момента подачи договора аренды на регистрацию, то возникает вопрос: с какого же момента в состав расходов включаются затраты по приобретению права на земельный участок, если соответствующее право не подлежит государственной регистрации? Очевидно, такие затраты включаются в состав прочих с момента вступления в силу договора аренды.

Пример 7. ООО «Зенит» приобрело право на заключение договора аренды земельного участка сроком на 10 месяцев с 1 февраля по 30 ноября 2008 г. Его стоимость составила 70 000 руб.

Несмотря на то, что изменилась государственная кадастровая оценка земельных участков, типы и категории объектов, подлежащих налогообложению, остались такими же. Для юридических и для физических лиц, равно и для резидентов и нерезидентов РФ, эти категории одинаковые. Согласно НК РФ (статья 389), объектами, подлежащими налогообложению, считаются все типы земельных участков независимо от размера, на территории страны и муниципальных образований. Исключение составляют категории объектов, которые считаются выведенными из оборота, а также входящие в определенные фонды.

Согласно действующему налоговому кодексу РФ, не все земельные участки облагаются налогом. Отдельные категории земельных участков, которые не облагаются налогом:

  • официально признанные выведенными из оборота;
  • ограниченные в обороте наделы земли, которые были официально включены в перечень всемирного или культурного наследия;
  • территории, которые зарегистрированы как принадлежащие к лесному фонду;
  • территории, которые были выделены для строительства многоквартирных домов.

В России хотят упростить оформление прав на землю и недвижимость

Стоимость налога рассчитывается по формуле с учетом ставки. Для разных типов объектов предусмотрены различные ставки:

  • объекты, включенные в жилищный фонд – 0,1%;
  • наделы под ИЖС (индивидуальное жилищное строительство) и для ведения подсобного хозяйства, находящиеся во владении частных лиц – 0,3%;
  • наделы, предназначенные для хозпостроек и гаражей – 0,8%;
  • все остальные разновидности наделов, в том числе используемые в коммерческих целях – 1,5%.

Порядок уплаты налога на землю в 2022 году не изменился, все метаморфозы касаются только системы оценивания. Но для физических и юридических лиц алгоритм отличается. Что нужно знать физлицам:

  • налоговый орган должен прислать уведомление;
  • после этого лицо должно в установленный срок сдачи оплатить необходимую сумму;
  • в документах уже будет указана сумма к оплате – она рассчитывается в соответствии с данными из ЕГРН.

Председатель правления концерна «Русич» Александр Ванчура рассказал, что с 1 февраля 2022 года повысится кадастровая стоимость жилья. Ее размер в московском регионе составит в среднем 181 тыс. рублей за 1 кв. м. По словам Андрея Большакова, основателя юридической фирмы Bolshakov & Partners, в Москве она повысится на 21,4%. В последний раз это значение корректировали в 2018 году. Ванчура связал изменения с «ощутимым ростом цен» на недвижимость в 2020 году.

С 1 марта следующего года, согласно Федеральному закоу от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ, разрешается строить индивидуальные жилые дома (ИЖС) на землях сельскохозяйственного назначения, если это необходимо для нужд крестьянского (фермерского) хозяйства, рассказала медиатор Леонова. По ее словам, регистрация будет проходить по правилам «дачной амнистии» до 1 марта 2026 года. Однако у этого правила есть ограничения: построить можно будет не более одного жилого дома площадью до 500 кв. м. Площадь застройки не должна превышать 0,25% территории сельхозназначения.

Сергей Соловьев, основатель, партнер юридической компании «Бугров и партнеры», отметил, что региональные власти должны будут сами определить территории, где строительство жилых домов запрещено. Ранее такие земельные участки можно было использовать только для возведения строений, предназначенных для хранения и переработки сельхозпродукции, напомнил он.

В каких случаях земельные участки предоставляются в собственность бесплатно?

1. Вы приобрели земельный участок и построили на нем жилой дом

Речь идет именно о жилом доме, а не о жилом строении. В Письме ФНС РФ от 15.02.2018 N ГД-4-11/2924@ «О порядке применения имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц» и Письме Минфина России от 08.02.2018 N 03-04-07/7700 указано:

«В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации термины «жилой дом» и «жилое строение» не тождественны».

Таким образом, из пп. 3 и 4 п. 1 ст. 220 НК РФ следует:

«…оснований для применения имущественных налоговых вычетов, предусмотренных статьей 220 Кодекса, при строительстве либо приобретении жилого строения, не признаваемого жилым домом, не имеется».

При этом надо учесть, что согласно Письму МинФина России №03-04-05/27085 от 03.05.2017:

«В случае признания жилого строения жилым домом имущественный налоговый вычет налогоплательщик вправе получить указанные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 220 Кодекса, с учетом установленных требований».

Итак, для нас важно одно – вы можете вернуть налог, если построили жилой дом с правом регистрации в нем, зарегистрировали его в Росреестре и получили об этом выписку.

Пример:

В 2021 году вы купили участок земли под ЛПХ (личное подсобное хозяйство) и построили на нем дом. По документам он оформлен как жилое строение без права регистрации. В этом случае налоговый вычет вам не положен. Но в случае признания дома жилым домом с правом регистрации в нем, вы можете получить за него имущественный налоговый вычет.

2. Вы купили дом в стадии строительства и завершили его

Внимание! Если вы планируете получить возврат не только за покупку дома, но и за его строительство, внимательно составьте договор купли-продажи. В нем должно быть указано, что вы приобретаете объект незавершенного строительства.

Пример:

В коттеджном поселке продавался участок земли с недостроенным домом. Вы правильно оформили договор купли-продажи и прописали, что покупаете объект незавершенного строительства.

После того, как вы закончите строительство дома и получите выписку из ЕГРН о праве собственности, можете подавать документы в налоговую. Вычет будет включать и расходы по приобретению недостроенного дома, и расходы на строительство.

Пример:

Вы нашли приглянувшийся дом и перестроили его так, как считали нужным: провели различного рода реконструкции, расширения и улучшения. Так как вы приобрели уже готовый дом, а не объект незавершенного строительства, вы не сможете включить в налоговый вычет затраты на строительство.

При оформлении имущественного вычета на строительство дома имейте в виду, что не все ваши расходы будут учтены при возврате НДФЛ.

Какие затраты попадают в вычет:

  • приобретение земли под строительство;
  • покупка объекта незавершенного строительства (жилого дома);
  • заказ и оплата проектно-сметных документов;
  • подключение к общим инженерным сетям и коммуникациям: электроснабжение, водоснабжение, канализация, газоснабжение;
  • строительство автономных сетей и коммуникаций: электроснабжение, водоснабжение, канализация, газоснабжение;
  • строительные/отделочные материалы;
  • строительные работы и отделка.

Не забудьте сохранить все платежные документы на приобретение материалов и оформление платных заказов. Именно на основании этих документов вы будете заявлять свое право на возврат налога.

Подтвердить платежи можно в банке, через который вы осуществляли оплату; копии чеков можно получить в магазинах, где приобретались стройматериалы. Для восстановления договоров на строительные и отделочные работы обратитесь к подрядчику. Отсутствие документа на оплату лишает вас права на налоговый вычет на сумму утерянного документа.

Для того чтобы получить возврат НДФЛ, нужно обратиться в налоговую инспекцию. Согласно пп. 6 п. 3 ст. 220 НК РФ в числе прочих документов обязательно предоставление выписки из ЕГРН.

Это значит, что до тех пор, пока вы не оформили право на дом и не получили выписку, вы не можете претендовать на имущественный вычет.

Итак, для начала вам необходимо достроить дом, затем зарегистрировать его как жилой дом (не как жилое строение!) и получить документ о праве собственности. Лишь после этого следует обращаться в ИФНС по месту жительства.

Подавать декларацию 3-НДФЛ и заявление на вычет за строительство дома можно на следующий год после получения выписки из ЕГРН. Чтобы не ждать следующего года, и начать получать вычет в текущем году, обратитесь в налоговую инспекцию за уведомлением и оформите имущественный вычет у работодателя.

Пример:

В 2021 году вы купили участок земли и начали возведение жилого дома. В 2022 году строительство было завершено, в этом же году вы зарегистрировали право собственности, о чем получили выписку из Единого государственного реестра недвижимости. Направлять документы в налоговую инспекцию можно не ранее 2023 года. Месяц подачи документов роли не играет.

Не обязательно идти в ИФНС именно в следующем году. Так как имущественный вычет работает без срока давности, вы можете это сделать и через год, и через два. Но помните: если вы хотите вернуть деньги за прошлые периоды, это возврат пройдет только за три последних года.

Пример:

Вы получили право собственности на дом в 2016 году. Обратиться в ИФНС решили в 2022 году. Вы имеете право вернуть налог за 2021, 2020, 2019 годы.

У каждого владельца земельного пая, вне зависимости от того, каким образом он реализует свое право на долевую собственность, есть обязанность платить налоги. Основной из них – налог на землю, и его требуется платить всем без исключения. То есть не стоит полагать, что, если вы не пользуетесь участком по назначению, то платить деньги в государственную казну не придется. Причем, до вступления в 2006 году в силу изменений Налогового кодекса, размер налога рассчитывался с площади участка, однако, сейчас отчисления определяются в зависимости от его кадастровой стоимости.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *