Нарушение валютного контроля штрафы в 2022 году

Автор: | 19.12.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нарушение валютного контроля штрафы в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

п.6 ст. 15.25 штраф на должностные лица 4 000- 50 000 рублей; юр/лица 40 000-50 000 рублей. *

1

1.1

1. Сведения о валютных операциях (СВО) при зачислении средств в иностранной валюте, в валюте РФ

СВО — корректировка

Не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления денежных средств

Не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов, подтверждающих такие изменения

Инструкция № 181-И от 16.08.2017 г., п.2.1, п.2.22, п.2.23

Инструкция № 181-И от 16.08.2017 г., п. 2.20, 2.24

В момент представления СВО (корректирующие СВО) при отклонении от сроков

2

2.1.

Справка о подтверждающих документах (СПД)*

СПД – корректировка

Не позднее 15 рабочих дней после месяца, следующего за отчётным.

Не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов, подтверждающих такие изменения

Инструкция № 181-И от 16.08.2017 г., п.8.2, 8.8

Инструкция № 181-И от 16.08.2017 г., п.8.7.

В момент представления СПД (корректирующей СПД) при отклонении от сроков

3

Постановка на учет контракта (кредитного договора)

Не позднее сроков предоставления: — сведений о валютных операциях;

— справки о подтверждающих документах (страны, указанные в Таможенном кодексе Таможенного союза);

— не позднее даты подачи ДТ (декларации на товары)

Инструкция № 181-И

от 16.08.2017 г., п.5.7.1 – 5.7.8.

Постановка на учет контракта (кредитного договора) после истечения сроков представления сведений о валютных операций, СПД

3.1.

Изменение сведений о контракте (кредитном договоре) (заявление об изменении сведений контракта(кредитного договора))

— в случае внесения в контракт изменений и (или) дополнений– не позднее 15 рабочих дней после даты оформления таких документов.

Инструкция № 181-И

от 16.08.2017 г., п. 7.4.

В момент представления заявления об изменении сведений о контракте (кредитном договоре)

3.2

Изменение сведений о резиденте (заявление об изменении сведений контракта (кредитного договора))

— в случае внесения изменений в ЕГРЮЛ

(ЕГРИП) – не позднее 30 рабочих дней после даты внесения изменений.

Инструкция № 181-И

от 16.08.2017 г., п. 7.8

3.3

Пролонгация контракта (заявление об изменении сведений контракта (кредитного договора))

— в случае автоматической пролонгации,

предусмотренной контрактом

— либо действия контракта до исполнения обязательств – не позднее 15 рабочих дней после даты завершения

исполнения обязательств

Инструкция № 181-И

от 16.08.2017 г., п. 7.9

* п. 6.3-1. ≥90 дней: на должностных лиц 4 000 – 5 000 рублей, на юр.лиц 40 000 – 50 000 рублей
п.6.4. – повторное нарушение, предусмотренных ч. 6 – на должностных лиц – 12 000 – 15 000 рублей; на
юр. лиц – 120 000 – 150 000 рублей.

Репатриация резидентами ин.валюты и валюты РФ

Характер нарушения

Действие резидента

Ссылка на нормативный документ ЦБ РФ

Момент фиксирования нарушения

Ответственность, предусмотренная КоАП РФ

Ответственность за нарушение валютного законодательства

  1. Что значит валютный контроль: кто и что контролирует
  2. Какие переводы подлежат валютному контролю
  3. Документы для валютного контроля
  • Сделки до 200 тыс. р. включительно
  • Договоры от 200 тыс. р. до 3 млн. р. по импорту (кредитам) или 6 млн. р. по экспорту
  • Контракты от 3 млн. р. по импорту и от 6 млн. р. по экспорту
  • Закрывающие документы по контракту ВЭД: что подавать и когда
  • Что и когда может потребоваться еще
  • Штрафы за нарушение норм и сроков валютного контроля
    • Штраф 1. За неполное получение выручки по контракту
    • Штраф 2. За нарушение сроков предоставления документов

    Валютный контроль — это когда государство проверяет валютные транзакции на предмет соблюдения закона о валютном регулировании. Закон распространяется и на бизнес, и на физических лиц.

    В этом законе есть ряд мер, направленных на укрепление государства и рубля, и гигантские штрафы за несоблюдение мер.

    Органами валютного контроля, то есть теми, кто устанавливает «правила игры», выступают Правительство и Центробанк РФ. А агентами валютного контроля, то есть теми, кто проверяет соблюдение этих правил — банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг и госкорпорация ВЭБ.РФ.

    Банк требует для подтверждения реальности сделки следующее:

    • контракт,
    • инвойс,
    • акт,
    • транспортные накладные (например: коносамент, авианакладная, ж/д накладная и пр.),
    • и другие, которые сопровождают сделку и перевозку.

    Сроки валютного контроля в этой группе:

    • после зачисления на счет валюты или российских рублей от нерезидентов — 15 рабочих дней;
    • при перечислении валюты или рублей за рубеж — одновременно с платежкой.

    С 1 марта 2018 паспорт сделки отменили, но теперь для выполнения функции валютного контроля, банк ставит договор ВЭД на учет с присвоением ему уникального номера контракта (УНК).

    По февраль 2018 года включительно, для любой валютной сделки нужно было заполнить паспорт сделки. В паспорте сделки прописывалась вся ключевая информация по контракту ВЭД.

    Присвоение УНК — это обязательный этап валютного контроля, если:

    • по импорту и договорам кредита (займа) сумма соглашения составляет 3 млн. р. и больше (в эквиваленте по курсу на дату подписания либо заключения последних допсоглашений);
    • по экспорту сумма соглашения составляет 6 млн. р. и больше (в эквиваленте по курсу на дату заключения либо последних допсоглашений).

    Сроки предоставления сведений в банк в этой группе при предоплате:

    • При экспорте или другом зачислении денег (RUR или валюта) на счет — не позже, чем через 15 рабочих дней с даты зачисления средств.
      Если счет открыт в банке-нерезиденте РФ – не позже 30 рабочих дней после месяца, в котором произошло зачисление.
    • При импорте или другом списании денег (RUR или валюта) со счета — не позже даты когда вы направили платежку в банк.
      Если расчетный счет в банке-нерезиденте, то не позже 30 рабочих дней после месяца, в котором произошло списание.

    При постоплате сроки регистрации контракта и получения УНК такие:

    • Ввоз или вывоз товара с обязательным составлением таможенной декларации – не позже даты подачи декларации.
    • Ввоз или вывоз товара без таможенного декларирования (например, поставки в ЕАЭС) — 15 рабочих дней после месяца, в котором был ввезен/вывезен товар.
    • Услуги/работы/передача прав — 15 рабочих дней после месяца, в котором оформлены акты.

    К сведению:

    Для экспортеров сделали небольшое послабление — скан контракта можно подавать в течение 15 рабочих дней после постановки его на учет. А до этого его будут учитывать на основании «основных сведений из контракта». У каждого банка есть форма: заполняете, отправляете, ставят на учет и присваивают УНК — и начинайте работать.

    Банк ставит контракт на учет в течение 1 рабочего дня, и плюс один рабочий день дается кредитной организации, чтобы уведомить компанию о присвоенном УНК. Итого, у банка 2 дня для уведомления о присвоенном номере.

    По экспортным операциям сроки сокращены до 1 рабочего дня за всю процедуру.

    Важно:

    Если подписывается дополнительное соглашение, которым вносятся хоть какие-то изменения в поставленный на учет контракт, не забудьте отнести это соглашение в банк.

    Срок — 15 раб. дней после даты подписания допника. Банки следят за сроками внимательно, зная «любовь» предпринимателей рисовать допники «задним числом», и, если просрочка, сразу влепят штраф.

    Если контракт без суммы, то поставить его на учет следует не позднее срока представления документов по мере выполнения условий сделки, когда сумма превысит 3 млн. р. (6 млн. р. — для экспортных операций).

    Когда контракт уже стоит на учете, а УНК присвоен, обязанность коммуницировать с банком не заканчивается. Дополнительно нужно предоставить акты, счета, инвойсы, накладные, УПД и другое:

    • при зачислении валюты – одновременно с представлением информации о коде валютной операции или подтверждающих документов;
    • при поступлении на счет российских рублей – не позже 15 рабочих дней с даты зачисления по выписке;
    • при списании инвалюты или российских рублей – одновременно с платежкой.

    Каждый банк самостоятельно разрабатывает свою форму и свой порядок предоставления необходимой информации.

    Справка о подтверждающих документах (СПД) предоставляется только по контрактам, требующим постановки на учет (и присвоения УНК).

    Сроки подачи СПД при валютном контроле:

    • при оформлении таможенной декларации (ГТД) — предоставление СПД обязательно в течение 15 рабочих дней после месяца, в котором составлена ГТД;
    • для сделок без таможенной декларации — 15 рабочих дней после месяца, в котором оформлены отгрузочные накладные;
    • для иных сделок и ситуаций — 15 рабочих дней после месяца оформления подтверждающих актов.

    Вместе со справкой предоставляются и сами подтверждающие документы (кроме таможенной декларации — ее банк получит из таможни электронно).

    К ним относятся:

    • При ввозе/вывозе товара в ТС — товаросопроводительные бумаги.
    • При оказании услуг/выполнении работ/передаче результатов интеллектуальной деятельности — акты приема-передачи, счета, счета-фактуры и/или другие документы по контракту.
      Т.е. например, карточка по 26 счету с проводкой, отражающей полученную услугу, тоже может считается подтверждением.

    Справка по сделкам экспорта-импорта товара, подлежащим таможенному декларированию (с оформлением ГТД), предоставляется в случае:

    1. Экспорта с отсрочкой платежа (ГТД оформлена до поступления выручки).
    2. Импорта с предоплатой.

    При авансировании экспортных сделок и оплате после поставки по импортным сделкам СПД не предоставляется, данные поступают в банк непосредственно из ФТС.

    Срок давности по привлечению к ответственности за нарушение валютного законодательства в 2021 году составляет 2 года. Этот временной промежуток установлен в 2016 году, до этого момента он не превышал 1 год.

    Увеличение потребовалось по той причине, что документы таможенных органов или банков о нарушении законодательства зачастую поступали в Росфиннадзор, а после его упразднения — в ФНС уже после того, как истекал срок, в течение которого можно было привлекать к ответственности нарушителей.

    Указанный двухлетний срок давности распространяется на привлечение к ответственности по всем валютным нарушениям, указанным в ст. 15.25 КоАП РФ. Например, это положение коснется и отсутствия перечисления на счет резидента валютной выручки за реализованный товар, и несвоевременной отчетности за проведение валютной операции, и т. д. Срок давности во всех случаях исчисляют со дня (даты), когда совершили незаконную валютную операцию.

    Что должны учитывать налоговики, по-новому штрафуя за нерепатриацию валюты

    Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д.Зорькина, судей К.В.Арановского, Г.А.Гаджиева, Л.М.Жарковой, C.М.Казанцева, С.Д.Князева, А.Н.Кокотова, Л.О.Красавчиковой, С.П.Маврина, Н.В.Мельникова, Ю.Д.Рудкина, В.Г.Ярославцева,

    руководствуясь статьей 125 (пункт «а» части 4) Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части первой, частями третьей и четвертой статьи 3, частью первой статьи 21, статьями 36, 471, 74, 86, 96, 97 и 99 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»,

    рассмотрел в заседании без проведения слушания дело о проверке конституционности части 1 статьи 15.25 и пункта 2 части 1 статьи 25.11 КоАП Российской Федерации, пункта 6 части 1 статьи 1, частей 4 и 5 статьи 12 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», а также части 2 статьи 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле».

    Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина Н.В.Кузнецова. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации оспариваемые заявителем законоположения.

    Заслушав сообщение судьи-докладчика Н.В.Мельникова, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации

    установил:

    1. Согласно части 1 статьи 15.25 КоАП Российской Федерации осуществление незаконных валютных операций, т.е. валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с его нарушением, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами России, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами России, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции, а на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. Пункт 2 части 1 статьи 25.11 данного Кодекса наделяет прокурора правом участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела.

    В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» для его целей резидентами признаются в кругу иных лиц граждане Российской Федерации. Части 4 и 5 его статьи 12 устанавливают, кроме прочего, что резиденты вправе переводить на свои счета (во вклады) в иностранной валюте и (или) в валюте Российской Федерации, открытые в банках, расположенных за пределами России, денежные средства со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках или с других своих счетов (с вкладов) в иностранной валюте и (или) в валюте Российской Федерации, открытых в банках, расположенных за пределами России, а на счета физического лица — резидента, открытые в банках, расположенных за пределами России, могут быть зачислены денежные средства, полученные от нерезидентов и выплачиваемые в порядке возврата ранее уплаченных физическим лицом — резидентом денежных средств, включая возврат ошибочно перечисленных денежных средств, возврат денежных средств за возвращаемый им нерезиденту ранее купленный им у такого нерезидента товар, оплаченную такому нерезиденту услугу.

    В силу же части 2 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 427-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» изложенные в его редакции положения абзаца первого части 8 статьи 12 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» применяются в отношении граждан Российской Федерации, срок пребывания которых в 2017 году за пределами России в совокупности составил более 183 дней, а также в отношении счетов (вкладов) в иностранной валюте и (или) валюте Российской Федерации, открытых гражданами Российской Федерации в банках, расположенных за пределами России, если такие счета (вклады) были закрыты по состоянию на 31 декабря 2014 года.

    Можно только приветствовать временное смягчение требований к срокам представления резидентами справок о подтверждающих документах и документов, связанных с проведением валютных операций, в сложившейся ситуации.

    Одновременно хотелось бы верить, что резидентов, представивших документы с нарушением обычного срока, но в пределах 22 июля 2020 г., в течение последующих двух лет (срок давности) не привлекут к административной ответственности со ссылкой на отсутствие у письма Банка России достаточной юридической силы и непринятие резидентом всех зависящих мер по избежанию нарушения.

    С целью минимизации таких рисков рекомендуется проявлять осторожность и не откладывать представление в банк документов и информации, если имеется реальная техническая возможность их своевременного представления.

    Также в сложившейся ситуации рекомендуется еще раз оценить совершаемые валютные операции и заключенные с нерезидентами договоры на предмет рисков нарушения валютного законодательства, которые могут возникать в условиях ограничительных мер, принимаемых государствами, и меняющихся экономических обстоятельств.

    В этом году действуют те же изменения по валютному контролю для юридических лиц, что и с 1 марта 2022 года.

    Мы составили таблицу, в которой по каждому пункту наглядно продемонстрировали: что было до реформы, и что стало теперь. Объект изменений Что было раньше Как стало Влияние суммы контракта на валютный контроль

    1. Если сумма контракта была меньше 1000$, фирма резидент РФ отправляла в банк только справку о валютных операциях;
    2. Время регистрации – 3 дня.
    • Время регистрации контракта – 1 день.

    Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.

    (должностные лица) (п. 1 ст. 15.25 КоАП) Нарушение срока уведомления об открытии или закрытии заграничных счетов (либо смене реквизитов по ним), или несоблюдение формы оповещения

    1. Если в роли правонарушителя выступает физическое лицо, взыскание будет равно 1000 – 1500 руб.;

    Непредставление контролирующему органу (ИФНС) информации об открытии или закрытии заграничных валютных счетов (или изменении их реквизитов)

      если виновным в правонарушении признано отдельное должностное лицо, взыскание составит 40 000 – 50 000 руб.

    (п. 2.1 ст. 15.25 КоАП)

  • Физические лица должны заплатить в бюджет штраф в сумме 4000 – 5000руб.;
  • Власти смягчили штрафные санкции за нарушения валютного законодательства

    рублейС 2022 года паспорт сделки оформлять больше не нужно. Чтобы провести расчет по внешнеторговому контракту, компания должна предоставить в банк бумаги, подтверждающие факт сделки.

    Срок подачи документов — 15 дней. Постановка контракта на учет — 24 часа.После фиксации договора, кредитное учреждение сообщает фирме номер контракта на следующий день.

    Порядок оформления прописан в положении 6 Инструкции Банка РФ от 16 августа 2017 № 181-И.Теперь юрлица стали резидентами: уведомить банк о сроках выполнения заказа теперь их прямая обязанность.

    Для этого сообщите информацию закрепленному менеджеру: тип контракта, реквизиты контрагента, сроки исполнения договорных обязательств, сумма сделки, вид валюты. Банковская организация зарегистрирует международный контракт за 1 рабочий день, присвоит ему уникальный номер, откроет ведомость валютного контроля.При продлении срока контракта, внесении изменений в не снятый с учета договор, информируйте банковское учреждение, предоставляйте дополнительную документацию.

    После завершения сделки и движения денег по счету компания предоставляет справку о подтверждающих документах, копии самих документов.

    Контроль со стороны таможенных органов выполняется на основании Федерального закона № 289-ФЗ, который также регламентирует списания со счетов в валюте компаний при таможенном оформлении. Валютный контроль в РФ в 2022 году Отчитываться за валютные поступления на счета организации теперь проще и быстрее.

    Основные изменения коснулись сроков, денежных лимитов и обязанностей уполномоченных банков.

    Упразднены такие формы учета, как паспорт сделки и справка о валютных операциях. Предоставление документации об импортно-экспортных операциях не требуется, если сумма по международному договору не превышает 200 тыс.

    и экспортных — от 6 млн руб. Срок принятия контракта на учет, присвоение ему уникального номера — не позднее 1 рабочего дня с момента предоставления сведений, необходимых

    переданные нерезиденту Примечание: Часть 4 статьи 15.25 КоАП РФ не применяется к договорам займа, заключенным до 14.04.2018, кроме договоров, существенные условия которых изменены после указанной даты.

    · на должностных лиц – от 20.000 до 30.000 руб. Часть 4.1 Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои счета в банках РФ, и (или) на счета в зарубежных банках, по внешнеторговым контрактам (по которым оформляется ПС) рублевой части (доли) выручки – размер которой определяется Правительством РФ.

    Наложение штрафа · на ИП и юридических лиц — от 40.000 до 50.000 руб.

    Правонарушения в области валютного контроля можно разделить на несколько направлений:

    1. Несоблюдение сроков предоставления отчетности (справок).
    2. Предоставление ложных данных, неверное заполнение документов.
    3. Несоблюдение сроков зачисления валюты на счет. Предприниматель будет вынужден заплатить штраф даже в том случае, если его иностранный партнер не оплатит в срок выставленные ему счета.
    4. Невыполнение обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентами.

    Ответственность за нарушения порядка валютных операций бывает:

    • Гражданско-правовая (аннулирование сделки).
    • Административная (штрафные санкции).
    • Уголовная (вплоть до лишения свободы).

    Кто штрафует за нарушение валютного контроля? Ведущими государственными органами, проводящими наблюдение за операциями между российскими и иностранными банками, являются Центробанк, ФТС и ФНС. Санкции, как правило, накладывает именно налоговая, ФТС может оштрафовать за нарушения во время таможенных операций.

    Ответственность за нарушение валютного законодательства РФ

    Физлица вправе покупать и продавать иностранную валюту исключительно в головных офисах, подразделениях, филиалах и операционных офисах банковских организаций. Ранее существовали специальные пункты обмена валюты, но они были упразднены несколько лет назад. Физлица обязаны заполнять заявления при проведении обменных операций, в котором указывают свои паспортные данные.

    Важно! При проведении операции по обмену валюты на более чем 40 тыс. рублей, то банк кроме паспортных данных вправе запросить также дополнительную информацию. Данные требования предусмотрены законом о противодействии терроризму, согласно которого Росфинмониторингом отслеживаются сделки на сумму более 600 тыс. рублей.

    У банка есть право сообщить о совершаемой сделке независимо от ее суммы, в том случае если она кажется ему подозрительной. И в проведении этой сделки банк вправе отказать.

    Исключается ответственность за несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.

    Формой учета и отчетности по валютным операциям резидентов является справка о подтверждающих документах (инструкция Банка России от 16.08.2017 № 181-И).

    Условие освобождение от ответственности — если период просрочки не превысил 90 дней.

    В случае превышения этого срока, на организацию налагается штраф по ч. 6.3-1 КоАП РФ в размере от 40 до 50 тыс. рублей.

    До введения изменений российские компании-экспортеры и индивидуальные предприниматели попадали под штрафные санкции за любые, даже незначительные, нарушения сроков поступления валютной выручки на счет в уполномоченном банке.
    Большинство из них происходило по вине контрагента-нерезидента. В итоге российские компании и индивидуальные предприниматели вынуждены были нести дополнительную финансовую нагрузку, вести переговоры с иностранными контрагентами, оформлять допсоглашения к контрактам на «мелкие просрочки» и представлять их в уполномоченные банки для учета.

    Теперь российская организация, которая не обеспечила на свой счет в уполномоченном банке своевременное получение иностранной валюты или рублей по заключенному с иностранной компанией внешнеторговому договору, не привлекается к ответственности по ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ.

    Ответственность за нарушение валютного контроля может быть не только административной, но и уголовной. Например, крупными штрафами и лишением свободы предпринимателю грозит статья 193. В ней речь идет о невозврате из-за рубежа денег в иностранной валюте.

    Если по контракту резиденту должны были начислить определенные средства, но до расчетного счета они не дошли, суд выносит приговор относительно размера отсутствующей суммы:

    Сумма Штраф Срок тюремного заключения
    Более 9 млн руб. 200 000 — 500 000 руб. До 3 лет (до 4 лет, если в сговоре подозревается группа лиц) либо исправительные работы
    Более 45 млн руб. До 1 000 000 руб. До 5 лет

    Статья 193.1 Уголовного кодекса предусматривает штраф 200 000 — 500 000 руб. либо лишение свободы на период до 3 лет за предоставление в банк неверных сведений в процессе перечисления денег на заграничный счет. Если в нарушении участвовала группа лиц, фигурировала особо крупная сумма либо использовалась подставная организация, срок тюремного заключения может быть увеличен до 10 лет, а штраф — до 1 млн руб.

    Как сформулирована оговорка

    Спорная норма звучит так: резиденты России вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных (российских) банках иностранную валюту «при оплате или возмещении заказчиками (нерезидентами) и (или) иными третьими лицами (нерезидентами) местных расходов резидентов по заключенным ими договорам (контрактам) с нерезидентами при осуществлении деятельности таких резидентов, возникающих в связи с сооружением, реконструкцией или модернизацией резидентами объектов за пределами территории Российской Федерации, — на период строительства, реконструкции или модернизации, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках».

    Разрешительная оговорка была уточнена в июле 2021 года поправками в закон (например, добавилось слово «возмещение»), до того она формулировалась так: «при оплате заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, связанных с сооружением резидентами объектов на территориях иностранных государств, — на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках».

    Валютный контроль для небольшой компании: нормы, сроки и штрафы

    Новости в России в 2021 году почти не затрагивали валютное регулирование. Ни для кого не секрет, кто сегодня осуществляет валютный контроль. В 2021 году за операциями резидентов и нерезидентов следят ФНС, ФТС и агенты валютного контроля (банки).

    Все новое в валютном регулировании начинает действовать с 2018 года. Валютное законодательство в РФ в 2021 году строго относилось к юридическим лицам, а в частности, к их руководителям, которые не просто ведут внешнеэкономический бизнес, но и в основное время пребывают за границей. Уже с января изменяется статус валютного резидента. Для граждан РФ, которые преимущественно проживают за границей (более 183 дней в году), устанавливается льготный режим с расширенными правами на распоряжение валютными счетами.

    Что касается изменений суммы штрафов в 2021 году, то уже одобренный Федеральный Закон N 325-ФЗ вступает в силу с 18 мая 2018 года. Он вводит несколько незначительных поправок в упомянутые выше законы.

    К примеру, штраф для юр. лиц за незаконные валютные операций и платежи, минующие агентов валютного контроля, будет высчитываться не от суммы платежа, а составит 20 000 — 30 000 рублей. Юридическим лицам, которые повторно не вернут в срок денежные средства, уплаченные нерезидентам за непредоставленные товары или услуги, будет грозить дисквалификация от полугода до трех лет.

    Вид нарушения

    Нормативный акт

    Пункт

    Ответственность за нарушение

    Для юридических лиц

    2.1. Несоблюдение (нарушение) установленных:
    — порядка представления информации о валютных операциях
    — порядка представления подтверждающих документов и информации
    при осуществлении валютных операций; исправок о подтверждающих
    документах;
    — правил постановки на учет, снятия с учета контрактов (кредитных договоров)
    № 181-И от 16.08.2017г. Глава 2 Глава 8 Глава 5 п. 6 ст. 15.25 КоАП РФ
    штраф
    от 40 000
    до 50 000 рублей
    штраф
    от 4 000 до 5 000 рублей
    7.1 Осуществление запрещенной валютной операции между резидентами 173-ФЗ от 10.12.2003 г ст.9 от 3/4 до полной суммы незаконной валютной операции п.1 ст. 15.25 КоАП РФ
    7.2 Купля/продажа иностранной валюты, минуя уполномоченные банки ст.11
    7.3 Нарушение порядка ведения счетов и расчетов в банках за пределами территории РФ ст.12
    7.4 Нарушение порядка ведения расчетов при осуществлении валютных операций через счета в уполномоченных банках ч.2 ст.14
    7.5 Осуществление валютных операций по переводу денежных средств на банковские счета нерезидентов с предоставлением банку, как агенту валютного контроля, документов, содержащих заведомо недостоверные сведения 173-ФЗ от 10.12.2003 г. ст.23 Штраф от 200 000 до 500 000 рублей или принудительные работы на срок до 3 лет, либо лишение свободы до 3-х лет п. 1 ст. 193.1 УК РФ

    Если сумма таких валютных операций превышает эквивалент 9 000 000 рублей: лишение свободы на срок до 5 лет и штраф до1 000 000 рублей п. 2 ст. 193.1 УК РФ

    Если сумма таких валютных операций превышает эквивалент 45 000 000 рублей: лишение свободы на срок от 5 до 10 лет и штраф до 1 000 000 рублей п. 3 ст. 193.1 УК РФ

    В договорах обычно есть условие — срок, в который клиент обязан оплатить услуги. Но клиенты не всегда платят в срок, иногда задерживают деньги, а штраф получает компания-резидент. Причем за каждый день просрочки.

    Елена, владелец пиар-агентства из нашего примера, подписала договор с клиентом и зафиксировала условия оплаты — 5 тыс. евро через пять дней после подписания акта. Клиент акт подписал, но деньги не перевел. Елена звонила, оставляла сообщения, писала в вотсап и на фейсбуке. Клиент заплатил через 15 дней. Елена получила штраф.

    Если клиент перечисляет деньги с задержкой, это и так проблема. Еще хуже, когда за это приходится платить штраф. Есть несколько способов заставить клиента платить вовремя. Некоторые из них безопасные, а некоторые расстроят клиента, но расскажем обо всех.

    Поставить в договоре дату с запасом. По закону срок и условия получения денег можно написать любые. Чтобы себя обезопасить, напишите: «Клиент оплачивает услуги в течение 10 дней со дня выставления счета, но не позднее 30 дней». Так у вас будет месяц, чтобы получить деньги. Но если клиент ненадежный, он воспользуется формулировкой, чтобы затянуть платеж.

    Объяснить клиенту важность сроков. Если в стране клиента нет штрафов за просрочку платежа, он не понимает беспокойства. Поэтому поговорите с клиентом, объясните ситуацию. Если клиент порядочный и понимающий, он не захочет, чтобы из-за него вы получили штраф.

    Работать по 100% предоплате и не начинать работу, пока не получите предоплату. На это не все согласятся, но вы будете в безопасности. Предоплату клиент тоже может просрочить, но вероятность меньше, потому что без предоплаты работа не начнется.

    Главное — не привязывать предоплату к дате заключения договора, а то риск получить штраф останется. Лучше привяжите оплату к действию: «Клиент оплачивает услугу после передачи исполнителю технического задания». Если к вам будут вопросы, проще доказать, что это клиент не сдал ТЗ, поэтому оплата пришла позже.

    Назначить пени. Пропишите в договоре пени за задержку оплаты и предупредите клиента, что потребуете их оплатить в случае просрочки.

    Совет довольно опасный, здесь нужно быть аккуратным. Если заставите клиента платить пени, он может захотеть отомстить. Найти повод легко: клиент может оштрафовать за пропущенный звонок или мелкие замечания по работе. Поэтому перед требованием оплатить пени убедитесь, что вас не за что штрафовать.

    Обращение иностранной денежной массы всегда находится под пристальным вниманием государства. В России правила валютного контроля и совершения операций с иностранными деньгами установлены Законом 173-ФЗ от 2003 года. В документе закреплены права и обязанности физических лиц и организаций в сфере оборота валюты. За нарушение валютного законодательства установлена административная и уголовная ответственность.

    Банк России контролирует проведение операций с валютой в кредитных организациях, Правительство осуществляет свои функции при помощи исполнительных органов. До 2016 года этим занимался Росфиннадзор, в настоящее время за оборотом иностранных денег следят Федеральная таможенная служба и налоговая служба.

    Часть функций передана так называемым агентам валютного контроля. Это Внешэкономбанк и другие уполномоченные банки. Все эти структуры вправе проверять, как соблюдают валютное законодательство резиденты и нерезиденты на территории РФ. Для этого они запрашивают сведения и документы, которые связаны с обслуживанием валютных счетов и проведением операций с иностранными деньгами, особенно у участников внешнеэкономической деятельности.

    Налоговые инспекции могут контролировать правила обращения с валютой в ходе камеральных и выездных проверок. Уполномоченные банки в целях надзора оформляют паспорта сделок и передают сведения в Центробанк. Таможенные органы контролируют оборот иностранной денежной массы при экспорте и импорте товаров, пересечении границы.

    Различные нарушения валютного законодательства предполагают и разные формы ответственности. Если при проведении контрольных мероприятий выявлено несоблюдение правил обращения валюты, то информацию передают органам валютного контроля либо правоохранительным структурам в зависимости об совершенного правонарушения.

    В ст. 24 Закона о валютном регулировании 173-ФЗ определены обязанности и права участников финансового рынка в сфере оборота валюты. В соответствии с документом гражданам и юридическим лицам предоставлена возможность:

    • ознакомиться с результатом проведенной проверки соблюдения валютного законодательства;
    • обжаловать назначенные штрафы, действия и решения контролирующих органов;
    • требовать в судебном порядке возмещения материального ущерба, который нанесен неправомерными действиями проверяющих.

    Таким образом, любые операции с иностранными деньгами строго контролируются государственными и финансовыми структурами. Нарушения в сфере валютного законодательства приводят к серьезным штрафам и даже тюремным срокам для граждан и юридических лиц. В случае когда действия проверяющих органов или назначенное наказание являются неправомерными, есть возможность оспорить их в судебном порядке.

    Таблица нарушений валютного законодательства

    Статья 15.25. КоАП РФ (ред.от 03.08 2018) (скачать таблицу в формате jpg)

    Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос эксперту. (Задать вопрос)

    Осуществление незаконных валютных операций

    · купля-продажа иностранной валюты и чеков минуя банки;

    · осуществление валютных операций (расчетов) минуя счета в банках;

    · осуществление валютных операций (расчетов) через счета в зарубежных банках, не предусмотренных валютным законодательством РФ.

    · на граждан, ИП и юридических лиц в размере от 75% до 100% суммы незаконной валютной операции;

    · на должностных лиц – от 20.000 до 30.000 руб.

    Либерализация валютного контроля приказала долго ждать

    Еще более серьезная ответственность за проведение незаконных валютных операций установлена ст. 193, 193.1 УК РФ — от крупных штрафов до лишения свободы.

    Под уголовную ответственность, согласно ст. 193, попадает невозврат из-за рубежа денег в иностранной валюте. Невозвращенными деньгами считаются суммы, которые должны были быть по контракту зачислены в уполномоченном банке резиденту, но так и не дошедшие до соответствующих расчетных счетов. Если размер незачисленных средств превысил 9 млн руб., считается, что это крупный размер нарушения и наказание предусмотрено следующего характера:

    • штраф от 200 тыс. руб. до 500 тыс. руб., но в зависимости от условий совершения нарушения может повлечь изъятие зарплаты в течение срока до 3 лет, принудительные работы либо реальный срок заключения до 3 лет;
    • для нарушений, совершенных группой лиц по предварительному сговору, рамки штрафа изменены от 300 до 500 тыс. руб., но реальный срок может достичь 4 лет.

    Если размер незаконных валютных операций равен или больше особо крупного размера (то есть более 45 млн руб.), в деле участвовала группа лиц, присутствовал подложный документ или в схеме использовалась организация, то размер санкций будет таковым:

    • до 5 лет срок лишения свободы, штраф до 1 млн руб. или изъятие в таком же размере зарплаты в течение 5 лет.

    Следующая ст. 193.1 УК РФ регулирует сферу перечисления иностранной валюты на счета нерезидентов. Если такое перечисление сопровождалось предоставлением в недостоверных данных в банк, то наказание может повлечь:

    • штраф от 200 тыс. руб. до 500 тыс. руб., но в зависимости от условий совершения нарушения может повлечь изъятие зарплаты в течение срока до 3 лет, принудительные работы либо реальный срок заключения до 3 лет;

    Если нарушение совершено группой лиц по договоренности, в крупном размере или в схему специально вводилась организация, через которую и велись все переводы:

    • до 5 лет срок лишения свободы со штрафом до 1 млн руб. или изъятие в таком же размере зарплаты в течение 5 лет.

    Если размер нарушения особо крупный или в нем участвовала группа лиц:

    • от 5 до 10 лет срок заключения со штрафом до 1 млн руб. или изъятие в таком же размере зарплаты в течение 5 лет.

    Срок давности по привлечению к ответственности за нарушение валютного законодательства в 2019-2020 годах составляет 2 года. Этот временной промежуток установлен в 2016 году, до этого момента он не превышал 1 год.

    Увеличение потребовалось по той причине, что документы таможенных органов или банков о нарушении законодательства зачастую поступали в Росфиннадзор, а после его упразднения — в ФНС уже после того, как истекал срок, в течение которого можно было привлекать к ответственности нарушителей.

    Указанный двухлетний срок давности распространяется на привлечение к ответственности по всем валютным нарушениям, указанным в ст. 15.25 КоАП РФ. Например, это положение коснется и отсутствие перечисления на счет резидента валютной выручки за реализованный товар, и несвоевременной отчетности за проведение валютной операции и т. д.

    В числе незаконных валютных операций могут быть следующие действия:

    • приобретение или продажа иностранной валюты или чеков с номиналом в иностранной валюте без участия уполномоченных банков;
    • проведение валютных операций в иностранной валюте не через счета, открытые в уполномоченных банках, или минуя заграничные счета, в случаях, не предусмотренных федеральным валютным законодательством;
    • проведение не предусмотренных валютным законодательством операций при участии средств, зачисленных на заграничные счета.

    О том, какие валютные операции бывают, узнайте из статьи «Валютные операции: понятие, виды, классификации».

    Кроме того, к валютным нарушениям относят:

    • непредставление и представление с нарушением сроков сведений об открытии/закрытии заграничных счетов резидентов, которые занимаются предпринимательством;
    • несдача отчетности (либо нарушение сроков ее сдачи) о проведении валютных операций;
    • несвоевременное зачисление резидентами средств на счета в уполномоченных банках от операций, совершенных с нерезидентами;
    • несвоевременный возврат на территорию России средств, полученных от нерезидента за несовершенную в РФ сделку.

    • Регистрация бизнеса
    • Заявка на открытие специального счета участникам закупок
    • Заявка на расчетный счет онлайн
    • Заявка на открытие отдельного счета для Гособоронзаказа
    • Заявка на подключение торгового эквайринга
    • Заявка на подключение интернет-эквайринга
    • Контрольно-кассовая техника
    • Заявка на кредит бизнесу
    • Заявка на услугу Юрист 24
    • Подбор депозита
    • Заявка на участие в зарплатном проекте
    • Заявка на факторинг
    • Бесплатная онлайн-бухгалтерия

    Основные нарушения валютного законодательства, которые могут быть допущены в процессе деятельности резидента:

    1. Осуществление незаконной валютной операции. Перечень запрещенных валютных операций установлен в Федеральном законе от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
    2. Нарушение требования о репатриации валютной выручки, в том числе контрактных сроков поступления экспортной выручки или возврата авансового платежа. Установлено статьей 19 Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
    3. Нарушение режима счета резидента в банке, расположенном за пределами территории РФ, порядка открытия и отчетности по его использованию; осуществление валютных операций без использования счета резидента. Установлено статьями 12 и 14 Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
    4. Нарушение порядка учета и отчетности по валютным операциям (сроков и порядка оформления ПС, Справки о валютных операциях, Справки о подтверждающих документах). Порядок учета и отчетности для резидентов установлен Инструкцией Банка России от 04.06.2013 № 138-И.
    5. Нарушение порядка ввоза/вывоза в/из РФ валютных ценностей, валюты РФ, внутренних ценных бумаг.
    6. Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на счета нерезидентов с представлением кредитной организации, обладающей полномочиями агента валютного контроля, документов, связанных с проведением таких операций и содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях.
      Более подробно можно ознакомиться с материалами, размещенными на странице Вниманию клиентов / Ответственность за нарушение валютного законодательства

    Ответственность резидентов за нарушение требований валютного законодательства установлена в статье 15.25 КоАП и в статье 193, 193.1 УК РФ.

    Минфин запустил либерализацию валютного контроля. Что нужно знать участникам ВЭД

    Юрист практики «Международное право и налоги» юридической компании «Лемчик, Крупский и Партнеры»

    В последние годы российские власти держат курс на либерализацию валютного законодательства, ведь это всегда означает увеличение возможностей для бизнеса и появление новых правовых и финансовых механизмов. Как сообщают профильные чиновники, основная цель валютной либерализации – экономия государственного ресурса. Но в то же время, это позволит сделать «глубокий вдох» участникам ВЭД. Рассмотрим, какие нововведения планируются в валютном законодательстве в 2021 году.

    В октябре 2020 года Правительством РФ был принят Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике (далее – План по восстановлению экономики). Документ принят в целях поддержки российского бизнеса в период кризисной ситуации и содержит ряд мер по поддержке различных направлений бизнеса. Одно из таких направлений – увеличение экспорта и поддержка импортозамещения. В рамках данного направления указано различное количество мер, в том числе направленных на изменение правил валютного контроля в сторону его ослабления.

    Эти меры включают:

    • поэтапную отмену репатриации валютной выручки для участника ВЭД;
    • освобождение участника ВЭД от обязанности по репатриации в случае получения банковской гарантии от российского банка;
    • увеличение оснований для зачета встречных требований или новации обязательств по внешнеторговым контрактам;
    • внедрение риск-ориентированного подхода к контролю за «сомнительными валютными операциями» участников ВЭД.

    Вместе с предложенными выше мерами в первоначальной версии Плана по восстановлению экономики предлагалось приостановить взимание штрафов за нерепатриацию валютной выручки по внешнеторговым контрактам и займам с 1 апреля 2020 года до 1 июля 2021 года. Но позднее, в финальной сентябрьской редакции Плана, от данной меры решили отказаться. Во второй половине 2020 года после возобновления валютных проверок количество выявленных валютных правонарушений и начисленных штрафов нашим клиентам – компаниям увеличилось, и мы предполагаем, что подобная тенденция продолжится и в 2021 году.

    Ключевая инициатива Правительства — это введение механизма сомнительных валютных операций и внедрение риск-ориентированного подхода к контролю за такими операциями. Этот механизм призван в будущем заменить традиционную систему валютного контроля в российских банках и ослабить государственный контроль за валютными правонарушениями. Еще в 2018 году Минфин предлагал ввести в Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — 173-ФЗ) понятие «сомнительной валютной операции». Напомним, что к признакам сомнительных операций (Положение ЦБ РФ от 02.03.2012 N 375-П), относятся, в частности, запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или законной цели, излишняя озабоченность клиента вопросами конфиденциальности, необоснованная поспешность в проведении операции, внесение изменений в сделку непосредственно перед началом ее реализации и т. д.

    При выявлении сомнительной валютной операции предлагалось разрешить ЦБ РФ приостановить операцию и обязать передавать соответствующие сведения в контролирующие органы. В списке ведомств, которые должны были заниматься контролем и обработкой сведений о сомнительных валютных операциях, значились ФНС, ФТС, Росфинмониторинг, МВД, Генпрокуратура, СК, ФСБ и уполномоченные банки.

    Сейчас та же инициатива, но уже с другим набором вводных, содержится в Плане по восстановлению экономики. Здесь механизм «сомнительных валютных операций» объясняется введением риск-ориентированного подхода к валютному контролю. Это подход, по словам Силуанова, даст возможность отойти от практики тотального контроля за участниками ВЭД.

    Как предположительно будет работать система выявления сомнительных валютных операций? Разработанный законопроект на данный момент не опубликован, его представление в Государственную Думу запланировано на июль 2021 года, а принятие – на февраль 2022 года.

    Предполагается, что риск-ориентированный подход может быть реализован в двух сценариях. В текущей редакции статьи 23 173-ФЗ, органы валютного контроля (банки) представляют в органы валютного контроля сведения обо всех валютных операциях клиентов, проводимых с их участием. Одним из возможных сценариев является изменение данной нормы в части объема сведений, передаваемых органам валютного контроля.

    • первый сценарий

    Согласно первому возможному сценарию, банки будут передавать сведения в ведомства только в отношении выявленных сомнительных валютных операций. Это позволит существенно снизить нагрузку на работу контролирующих органов и инициировать валютные проверки более точечно.

    • второй сценарий

    Согласно второму сценарию, передача информации о валютных операциях продолжится в прежнем режиме, но валютные проверки будут инициироваться автоматически в отношении сомнительных операций и выборочно – в отношении отдельных валютных операций. В обоих сценариях потребуется внесение изменений в административные регламенты контролирующих органов о проведении валютных проверок в части оснований для начала процедуры валютной проверки.

    Еще одна инициатива, которая обсуждается участниками ВЭД уже более 10 лет – это отмена требования о репатриации валютной выручки по внешнеторговым контрактам. Напомним, что репатриация валютной выручки представляет собой обязанность резидента по зачислению валютной выручки или возврату авансов за непоставленные товары или неоказанные услуги на свои счета в российских банках. Основная задача данной меры – защита российской экономики от оттока капиталов.

    Позиция профильных ведомств в последние годы сводилась к тому, что репатриация — это пережиток советского прошлого, и в реальности российский бизнес уже давно эффективно использует зарубежные торговые структуры, которые выступают закупщиками или торговыми агентами, и на которых оседает большая часть прибыли.

    В августе 2019 года в 173-ФЗ были внесены изменения, по которым полностью отменены требования о репатриации по экспортным несырьевым контрактам, сумма обязательств и оплата по которым предусмотрена в рублях. Для аналогичных рублевых сырьевых контрактов была введена поэтапная отмена репатриации:

    • начиная с 1 января 2020 года – только в отношении не более 10% от суммы контракта;
    • с 1 января 2021 года – не более 30%;
    • далее, поэтапно, заканчивая 2024 годом, планируется полная отмена репатриации.

    Несмотря на то, что рубли не являются популярной валютой коммерческих сделок с иностранными партнерами, законодателем был сделан первый шаг в сторону либерализации валютного законодательства в России.

    В августе 2020 года ЦБ РФ поддержал Минфин в инициативе по дальнейшей либерализации валютного законодательства в части требований о репатриации валютной выручки, и в Государственную Думу РФ был внесен законопроект, который предлагает поэтапную отмену обязательной репатриации иностранной валюты по аналогии с репатриацией в рублях для сырьевых экспортеров. Статус рассмотрения данного законопроекта до настоящего момента не изменился. Тем не менее, в качестве одной из мер, предложенных в Плане по восстановлению экономики, указана поэтапная отмена требования о репатриации валютной выручки. Срок внесения законопроекта – июнь 2021 года, принятия федерального закона – ноябрь 2021 года.

    Одна из основных инициатив участников ВЭД в последние годы, наряду с полной отменой требований репатриации выручки по внешнеэкономическим контрактам, было создание более гибкого правового регулирования с применением механизмов зачета встречных требований и новации обязательств. Планом по восстановлению экономики предлагается добавить случаи, в которых зачет встречных требований и новация обязательств могу быть признаны в целях исполнения обязанности по репатриации выручки.

    Предложенные изменения, в целом, являются позитивными шагами в сторону полной отмены валютного контроля в РФ. Либерализация будет проходить поэтапно и займет продолжительное время. На 2021 год намечено множество изменений режима внешнеторговой деятельности. Мы рассчитываем, что такие изменения увеличат доступ российских участников ВЭД к внешним рынкам и позитивно скажутся на увеличении объемов российского экспорта.

    Настоящий момент Что будет
    Резиденты должны уведомлять уполномоченные банковские учреждения о максимально возможных сроках получения выручки, подтвержденных договором, от нерезидентов на собственные счета в указанных банках, а также о поставках продукции от нерезидентов в счет ранее переведенной предоплаты. Данное правило регулируется ч. 1.1. ст. 19 ФЗ «О валютном регулировании при внешнеторговой деятельности» В статье будет прописано, что сроки, когда будут исполнены обязательства обеих сторон, обязаны регламентироваться договором.
    Ст. 23, а именно 5-я ее часть гласит, что уполномоченным банком может быть отказано в проведении валютной операции, если предприниматель не предоставил необходимые документы или они содержат ложную информацию. Данное правило дополнено. Если осуществление валютной операции нарушает правила, указанные в ст. 9, ст. 12, ст. 14 (одновременно или по отдельности) вышеуказанного закона, то банк может и отказать в проведении процедуры.

    Кроме того, в операции будет отказано, если предприниматель-гражданин РФ отправил по просьбе банка не удовлетворяющие требования закона «О валютных операциях» документы. Предприниматели будут получать решение в письменной форме об отказе в осуществлении вышеназванной операции на протяжении следующего рабочего дня.

    Понятие налоговой и валютной резидентности не тождественные. В случае с валютными операциями статус резидента получают:

    • физлица-граждане РФ;
    • физлица-иностранцы, имеющие вид на жительство и лица без гражданства;
    • юрлица, созданные в соответствии с российским корпоративным законодательством;
    • заграничные представительства российских компаний;
    • дипломатические учреждения, представительства в международных организациях;
    • РФ, субъекты РФ, муниципальные образования.

    Как видно, чтобы стать валютным резидентом не нужно находиться в стране более 183 дней. Статус валютного резидентства присваивается исходя из места регистрации компании и места длительного проживания физлиц, привязанности лица к стране.

    В свою к нерезидентам в соответствии с валютным законодательством относят:

    • всех остальных физлиц, которые не соответствуют критериям резидента;
    • юрлиц, зарегистрированным в за границей;
    • консульства и дипломатические представительства иностранных государств;
    • филиалы и постоянные представительства иностранных организаций;
    • иностранные организации, зарегистрированные в соответствии с ФЗ «О международных компаниях».

    Однако, физлицам проживающим за границей более 183 дней в течение календарного года не нужно выполнять ряд обязательств, предусмотренных валютным контролем.

    Давайте рассмотрим, что изменилось с 01.01.2021 года для валютных резидентов РФ:

    1. Разрешено проводить любые операции, связанные в иностранной валюте необходимые для выполнения обязательств перед бюджетом. Ранее разрешалось только делать расчеты и переводы в иностранной валюте.
    2. Расширен перечень случаев, когда резиденту разрешается не зачислять на свой банковский счет иностранную и национальную валюту – добавлен пункт о праве проведения зачета встречных требований по обязательствам, которые возникают по внешнеторговым контрактам и предусматривают оказание нерезидентам следующих услуг: разработка и выпуск программного обеспечения, обработка данных, размещение информации, услуги по предоставлению высшего образования, производство компьютеров и периферии, коммуникационного оборудования, лицензирование компьютерного обеспечения. Нововведение позволяет снизить расходы для компаний оказывающие экспортные услуги в сфере информационных технологий и образовательных услуг.
    3. Добавлено новое обязательство – помимо отчета о движении средств, необходимо предоставлять информацию о движении иных финансовых активов по счетам в банках, платежных системах и других финансовых учреждениях.
    4. Снижение требование по репатриации валюты при обслуживании экспортных сырьевых контрактов (поставка нефти и нефтепродуктов, природного газа, лома, драгоценных камней и т.д.). С 2021 года разрешается оставлять на иностранных счетах не более 30% суммы контракта. Однако это касается только контрактов в рублях, требование о полной репатриации средств полученных в иностранной валюте продолжает действовать.
    5. Расширен перечень оснований позволяющий зачислять денежные средства на иностранные счета филиалов и представительств резидентов: возврат средств за оказанные услуги и непоставленные товары; перевод обеспечительного платежа; выручку от продажи имущества филиала или представительства; страховых выплат от нерезидентов.
    6. Паспорт сделки больше не нужен, он заменен на регистрацию валютных контрактов. Обязательства по регистрации контрактов зависят от суммы: для импортных – от 3 млн. рублей/эквивалент; для экспортных – от 6 млн. рублей/эквивалент.

    С 2021 года валютные резиденты РФ обязаны отчитываться о движении финактивов по всем своим иностранным счетам, в том числе открытым в:

    • платежных системах;
    • страховщиков, предоставляющих услуги добровольного страхования жизни;
    • профессионального участника рынка ценных бумаг, брокера;
    • управляющих по договору доверительного управления активами;
    • негосударственных пенсионных фондах;
    • акционерных инвестиционных фондах;
    • других подобных организациях, осуществляющих управление активами в интересах клиента.

    Исходя из вышеуказанного перечня в новом отчете следует указывать информацию о:

    • брокерских счетах;
    • счетах учета ценных бумаг;
    • счетах производных финансовых инструментов (опционы, деривативы, фьючерсы и т.д.);
    • правах требований по договорам страхования;
    • долях в капитале юрлиц и структур без образования юрлиц;
    • счетах в негосударственных пенсионных фондах и инвестиционных фондах.

    Первый отчет законодательство обязывает подать до 1 июня 2022 года за операции, которые проводились в 2021 году.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *