Фиксированная выплата при расчете пенсии в 2022 году

Автор: | 15.12.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Фиксированная выплата при расчете пенсии в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Даже если у гражданина накопилось в два раза больше условных единиц, чем нужно для предоставления страховых выплат, все равно человеку не предоставят очень большую ставку. Множество россиян желают соответствовать имеющимся требованиям, по которым назначают пособие по старости. Одно из главных требований – иметь не менее 13,8 ПБ. Только при этом условии назначается страховая пенсия от ПФ. Существует максимальное количество бальных единиц, которые можно заработать за 12 месяцев, оно составляет ровно 10.

Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости

Законодательством РФ установлена нижняя черта по общему количеству ПБ и рабочему стажу. Если при наступлении пожилого возраста ПБ и стажа не будет хватать, то страховая часть не будет выплачиваться. То есть гражданину будет назначено исключительно социальное пособие. Согласно заключению специалистов, 16,2 ПБ и десять лет стажа – минимум для назначения выплат с 2019-го. Этот порог постепенно поднимается до 2025, а после этого срока составит 30 ПБ и 15-летний срок трудовой деятельности.

Важно понимать, что сумма у неработающих и работающих граждан преклонного возраста отличается:

  • стоимость 1 ПБ и зафиксированной выплаты стабильна и не подлежит индексации, пока человек продолжает трудиться официально. Те ПБ, которые начисляют за время карьерной деятельности учитывают во время перерасчета в августе;
  • добавление денег до прожиточного минимума в конкретном регионе, которая работающим мужчинам и женщинам в преклонном возрасте не положена.

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

С 01.01.2015 года установление страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты осуществляется по нормам Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Размер страховой пенсии по старости с 2015 года зависит от:

  • размера заработной платы застрахованного лица: чем выше зарплата, тем выше пенсия. Если работодатель не отчислял взносы за своего работника в систему обязательного пенсионного страхования в полном объеме (речь идет о «серой» заработной плате), этот заработок в формировании пенсионного капитала не участвует; при расчете коэффициента учитывается только официальная заработная плата до вычета подоходного налога 13%;

  • длительности страхового стажа застрахованного лица: чем продолжительнее страховой стаж гражданина, тем больше у него будет сформировано пенсионных прав, за каждый год трудовой деятельности будет начисляться определенное количество пенсионных коэффициентов;

  • возраста обращения за назначением трудовой пенсии застрахованного лица: пенсия будет существенно повышена за каждый год, если гражданин при достижении пенсионного возраста не будет за ней обращаться. Размер увеличения при этом будет зависеть от количества отложенных лет, но не более 10 лет.

Формула расчета страховой пенсии по старости:

СП = ИПК × СПК

Страховая пенсия по старости (СП) определяется путем умножения суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов) гражданина (ИПК) на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости (СПК).

Величина индивидуального пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия, определяется как сумма коэффициентов, приобретенных как за периоды до 1 января 2015 года, так и за периоды после указанной даты. В случае обращения гражданина за страховой пенсией по старости позднее даты возникновения права на нее применяется коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента за более поздний выход на пенсию (зависит от количества лет, истекших с даты приобретения права на страховую пенсию по старости до дня ее назначения).

Как рассчитывается индивидуальный пенсионный коэффициент (балл).


Расчет пенсии гражданам, достигающим пенсионного возраста после 1 января 2015 года, и имеющим периоды работы как до, так и после 1 января 2015 года производится с применением норм пенсионных законов, действовавших в период их работы как до 01.01.2015, так и после 01.01.2015.

При расчете страховой пенсии учитывается сумма годовых пенсионных баллов за периоды ДО и ПОСЛЕ 1 января 2015 года.

При расчете суммы баллов за периоды до 1 января 2015 года подсчитывается размер страховой части трудовой пенсии по нормам законодательства, действовавшего по состоянию на 31 декабря 2014 года, то есть исходя из стажа работы до 1 января 2002 года, коэффициента заработной платы, суммы валоризации за советский стаж работы до 01.01.1991 года и пенсионного капитала, сформированного за счет страховых взносов за период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2014 года. При этом не учитываются фиксированный базовый размер и накопительная часть. Полученная сумма делится на стоимость одного пенсионного коэффициента (балла) по состоянию на 1 января 2015 года – 64,10 рубля.

К сумме полученных коэффициентов будут добавлены пенсионные коэффициенты (баллы), заработанные после 1 января 2015 года.

Расчет годового ИПК за периоды работы и нестраховые периоды

после 1 января 2015 года.

ИПК = (СВ/МВ) ×10

ИПК – годовой индивидуальный пенсионный коэффициент;

Пенсионное страхование – это государственная, обязательная программа (ОПС), которая позволяет гражданам, достигшим определенного возраста, получать каждый месяц фиксированную сумму, что напрямую зависит от баллов, накопленных в процессе официальной трудовой деятельности.

Каждый гражданин с рождения вступает в систему обязательного пенсионного страхования. Новорожденных заносят в базу уже после регистрации в органах ЗАГС. Они получают СНИЛС – свой индивидуальный номер страхования. Ранее идентификатор выдавался только с началом работы, а теперь при появлении на свет.

Выплата пенсии как государственного социального обеспечения регулируется нормативными актами. Это набор федеральных законов и постановлений правительства, согласно которым:

  • каждый гражданин обязан вступить в систему ОПС;
  • подтвердить страховой стаж в баллах;
  • установлены единые правила того, как высчитывают пенсию;
  • действует накопительная программа;
  • инвестировать в это денежные средства из государственного бюджета;
  • регламентирована работа негосударственных фондов.

Основная законодательно-нормативная база касается не всех граждан – для государственных служащих, а также военнослужащих, космонавтов и летчиков работает отдельный ФЗ №166, по которому происходят начисления.

Есть три разновидности трудовых начислений. Они предлагаются гражданину в качестве компенсации за утраченную зарплату вследствие потери трудоспособности. Нетрудоспособность наступает в нескольких случаях.

  • Старость. Она материально обеспечивается государством, когда гражданин имеет не менее пяти лет рабочего стажа, а сам при этом уже достиг возраста 60 лет для женщин или 65 у мужчин. При этом не для всех категорий эти возрастные границы являются окончательными, например, значение сокращается для военных, летчиков, медиков, педагогов, а также для многодетных матерей и людей, работающих в условиях Крайнего Севера.
  • Инвалидность. Такая пенсия считается обязательной для всех инвалидов, имеющих первую, вторую или третью степень. Не важно, ограничен человек в своей трудовой деятельности или нет.
  • Потеря кормильца. Данную выплату имеет право получать все лица, состоящие на иждивении у умершего гражданина, имевшего официальное трудоустройство. А именно: дети до совершеннолетия или до конца очного обучения в вузе (до 23 лет), инвалиды, пенсионеры (родители или супруги пенсионного возраста), а также один взрослый человек, который не работает и занимается уходом за детьми умершего – до 14 лет, обычно это жена или муж, мать, отец.

Кроме того, есть государственная пенсия. Она назначается госслужащим, военным – как по старости, так и по непредвиденным ситуациям, например, при несчастном случае на рабочем месте, ЧП. Есть пять категорий данного пенсионного обеспечения:

  • если пенсионер пострадал в результате техногенных катастроф;
  • за выслугу лет – особенно актуально для военных, полицейских и прочих людей, проходящих службу по контракту;
  • по инвалидности – участники ВОВ, военнослужащие, космонавты, летчики, если инвалидизация произошла в период несения службы или спустя три месяца после нее;
  • по потере кормильца – условия, аналогичные трудовой пенсии, но для категории граждан, состоящих на госслужбе;
  • социальная – перечисленные выше лица, а также те, кто причисляется к малочисленным народам Севера (их общее число не превышает 50 тыс. человек).

Рассмотрим способ расчета на наиболее популярной выплате – по достижении определенного возраста. Она складывается из двух частей – страховой и накопительной. И так как посчитать размер своей пенсии по старости можно самостоятельно, нужно заранее подготовить определенную информацию о себе или своем пожилом родственнике.

  • Величина трудового стажа в годах и месяцах. В это значение входит не только фактическое пребывание на месте работы, но и больничные, отпуска, в том числе по уходу за ребенком или престарелым родственником, а также период пребывания на бирже труда, пока сотрудники подыскивают соответствующее опыту трудоустройство.
  • Размер оклада и всех надбавок, причем подоходный налог не минусуется.
  • Год, когда человек уходит на заслуженный отдых. Это тем более важно для тех, кто продолжает работать и после достижения пенсионного возраста.
  • Индивидуальный пенсионный коэффициент и его стоимость.
  • Величина фиксированной выплаты – она может быть разной в связи с ежегодной индексацией.

Это количество баллов, которое даются за отработанные годы. ИПК рассчитывается так: суммируется ИПКс и ИПКн (старый, накопленный до 2015-го, и новый), затем полученное значение умножается на К – повышающий множитель. Он тем больше, чем позже человек заканчивает трудовую деятельность. Для тех, кто перестал трудиться сразу по достижении положенного возраста, он равен 1.

Как высчитать размер пенсии? С помощью формулы: ИПКн = (CB/HCB)*10, где:

  • CB – это сумма взносов от работодателя;
  • HCB – это норматив, который также нужно заблаговременно узнать.

На 2020 год HCB = 207 720 руб, что было определено с помощью умножения предельной базы (определяется ежегодно государством) на 16%, то есть на 0,16.

Есть дополнительные деления за социально значимые периоды жизни.

Баллы

Жизненные ситуации

1,8

  • Отпуск по уходу за первым ребенком до 1,5 лет;

  • армейская служба по призыву;

  • брак с военнослужащим с проживанием в населенных пунктах, где нет трудоустройства;

  • жизнь за границей с супругом на дипломатической (консульской) службе;

  • уход за ребенком-инвалидом или людьми с ограниченными способностями 1 группы, пожилыми людьми старше 80 лет.

3,6

Уход за 2-м ребенком до 1,5 лет.

5,4

Отпуск при рождении третьего и последующих детей на протяжении первых полутора лет.

Денежный эквивалент этих баллов также определяется государством и повышается ежегодно. Так с 2020-го до 2024 года он повысится с 93 до 116,63 рублей.

Стоимость пенсионного балла и размер фиксированной выплаты к пенсии в 2022 году

Если гражданин не работал и не делал никаких отчислений в ПФР, он все же получает выплаты. В 2020 году минимальная ставка составила 5686 рублей и 25 копеек в месяц. Любой гражданин к установленной ставке получит надбавку из федерального бюджета, которая в сумме будет достигать прожиточного минимума в регионе проживания.

Сколько лет прошло с момента наступления пенсионного возраста до завершения работы

Множители

для ИПК

для фиксированной выплаты

1

1,07

1,056

2

1,15

1,12

3

1,24

1,19

4

1,34

1,27

5

1,45

1,36

6

1,59

1,46

7

1,74

1,58

8

1,9

1,73

9

2,09

1,9

10 и более

2,32

2,11

В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 52, ст. 6965; 2018, № 41, ст. 6190), частью 8 статьи 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 52, ст. 6989), пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 51, ст. 4831; 2014, № 30, ст. 4217) и подпунктом 5.2.71 пункта 5 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 26, ст. 3528; 2014, № 29, ст. 4160), приказываю:

1. Утвердить Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» согласно приложению.

1. Настоящие Правила определяют порядок обращения за страховой пенсией, в том числе фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), долей страховой пенсии по старости, накопительной пенсией и пенсией по государственному пенсионному обеспечению (кроме пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим) (далее — пенсия), рассмотрения этих обращений, определяют порядок назначения пенсии, перерасчета и корректировки размера пенсии, перехода (перевода) с одной пенсии на другую, правила проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 52, ст. 6965; 2021, № 22, ст. 3688) (далее — Федеральный закон «О страховых пенсиях»), Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 52, ст. 6989, 2021, № 22, ст. 3688) (далее — Федеральный закон «О накопительной пенсии»), Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 51, ст. 4831; 2021, № 22, ст. 3688) (далее — Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

2. Действие настоящих Правил распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — граждане), имеющих право на пенсию.

Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии в 2022 году

20. Пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня приобретения права на пенсию, за исключением случаев, указанных в статьях 22 и 251 Федерального закона «О страховых пенсиях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 52, ст. 6965; 2021, № 22, ст. 3688), статье 10 Федерального закона «О накопительной пенсии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 52, ст. 6989) и статьях 22 и 23 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 51, ст. 4831; 2021, № 22, ст. 3688).

21. Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми для ее назначения документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, за исключением случаев, указанных в пунктах 22 — 24 настоящих Правил.

22. При направлении заявления о назначении пенсии и всех необходимых для ее назначения документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, по почте днем обращения за пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации почтовой связи по месту отправления данного заявления.

23. В случае представления заявления о назначении пенсии в форме электронного документа днем обращения за пенсией считается дата подачи заявления в форме электронного документа.

24. В случае подачи заявления о назначении пенсии и всех необходимых для ее назначения документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг днем обращения за пенсией считается дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

25. Прием заявления о назначении пенсии и документов, представленных гражданином для ее назначения, поданных гражданином непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе через работодателя, осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в день подачи указанных заявления и документов в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Прием заявления о назначении пенсии и документов, необходимых для ее назначения, направленных по почте, поданных через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, заявления о назначении пенсии, представленного в форме электронного документа, осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее рабочего дня, следующего за днем их получения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

26. Факт и дата приема заявления о назначении пенсии и необходимых для ее назначения документов от гражданина подтверждается уведомлением о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии и документов, необходимых для ее назначения (далее — уведомление о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии), выдаваемым территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявителю.

В случае подачи заявления о назначении пенсии и необходимых для ее назначения документов по почте уведомление о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии, направляется в адрес гражданина по почте.

В случае подачи заявления о назначении пенсии и необходимых для ее назначения документов через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг уведомление о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии направляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации гражданину через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

При подаче заявления о назначении пенсии и необходимых для ее назначения документов заявителя работодателем уведомление о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии выдается заявителю через работодателя.

В случае подачи заявления о назначении пенсии в форме электронного документа уведомление о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии направляется в адрес гражданина в форме электронного документа.

По желанию заявителя в случае подачи заявления о назначении пенсии способами, предусмотренными абзацами вторым — четвертым настоящего пункта, уведомление о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии может быть направлено на адрес электронной почты гражданина.

27. В том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для подтверждения права на пенсию, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы.

Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, днем обращения за пенсией считается день, указанный в пунктах 21 — 24 настоящих Правил.

46. Перерасчет размера установленной пенсии в сторону уменьшения производится без истребования от пенсионера заявления при наступлении обстоятельств, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» и Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в качестве оснований для уменьшения размера пенсии.

47. Перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения производится на основании заявления о перерасчете размера пенсии, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» и Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

48. Заявление о перерасчете размера пенсии и документы, необходимые для такого перерасчета, подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по выбору заявителя.

В случае переезда пенсионера на новое место жительства в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых установлен более высокий районный коэффициент, в сельскую местность, в районы с тяжелыми климатическими условиями, требующими дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, в другие районы с тяжелыми климатическими условиями, требующими дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, в которых установлен более высокий районный коэффициент, заявление о перерасчете размера пенсии по соответствующему основанию подается в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по новому месту жительства (пребывания, фактического проживания).

Заявление о перерасчете размера пенсии принимается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при условии представления всех документов, необходимых для такого перерасчета, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

49. Днем приема заявления о перерасчете размера пенсии является день обращения за пенсией, указанный в пунктах 21 — 24 настоящих Правил.

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает заявление о перерасчете размера пенсии с представленными документами, необходимыми для такого перерасчета, направляет уведомление о приеме заявления о перерасчете размера пенсии и документов, представленных для перерасчета размера пенсии, приостанавливает срок рассмотрения заявления в порядке, предусмотренном пунктами 25, 26, 32 настоящих Правил для приема заявления о назначении пенсии с представленными для ее назначения документами, направления уведомления о приеме заявления о назначении пенсии, приостановления срока рассмотрения заявления о назначении пенсии.

50. В случае представления пенсионером документов, поступления документов, запрошенных территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, при оказании содействия заявителю в соответствии с частью 81 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях», в истребовании документов, необходимых для назначении пенсии, подтверждающих обстоятельства, имевшие место до дня назначения пенсии, влекущие увеличение размера пенсии, производится перерасчет размера пенсии без истребования заявления о перерасчете размера пенсии, со дня назначения пенсии.

Указанный перерасчет размера пенсии производится не позднее чем через пять рабочих дней со дня поступления документа в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в течение трех рабочих дней со дня вынесения распоряжения о перерасчете размера пенсии извещает пенсионера о таком перерасчете.

51. В случае проведения проверки документов, поступивших в распоряжение территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации для перерасчета размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного частью 72 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях», территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации приостанавливает срок осуществления перерасчета размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренный частью 72 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях», в порядке, предусмотренном пунктом 32 настоящих Правил для приостановления срока рассмотрения заявления о назначении пенсии.

52. Заявление о перерасчете размера пенсии рассматривается не позднее чем через пять рабочих дней со дня приема указанного заявления со всеми необходимыми для перерасчета размера пенсии документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и документами, находящимися в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, которые заявитель представил по собственной инициативе.

66. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе проверить обоснованность выдачи документов (сведений), необходимых для установления пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.

67. Основанием для проведения проверки документов (сведений), необходимых для установления пенсии, является решение территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о проведении проверки.

68. Проверка документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться путем камеральной проверки, путем выездной проверки, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствующую организацию, государственный (муниципальный орган), компетентный орган государства — участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

69. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по факту необоснованной выдачи документов (представления сведений), а также представления документов (сведений), необходимых для установления пенсии, содержащих недостоверные сведения, принимает меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Минтруд обновил порядок обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к ней с учетом повышения первой, накопительной пенсией, в т. ч. работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению. Речь также идет о назначении данных сумм, об их установлении, перерасчете, о переводе с одной пенсии на другую.

Так, вводится беззаявительный порядок назначения и перерасчета гражданам пенсий в отдельных случаях. Закреплены правила. Будут использоваться данные индивидуального (персонифицированного) учета, сведения, поступившие в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также из ФГИС. Изменился порядок подачи и самих заявлений на назначение и доставку пенсий.

Ранее изданные приказы по этим вопросам признаны утратившими силу.

Приказ вступает в силу с 1 января 2022 г.

По действующему законодательству с 1 января 2022 г. страховые пенсии будут проиндексированы на 5,9%. В результате средний размер такой пенсии вырастет до 18 447 руб. Но надо учитывать, что индивидуальная прибавка у каждого пенсионера будет разной. Чтобы узнать, на сколько повысится ваша пенсия, надо её нынешний размер умножить на 1,059 (5,9%).

При этом материальное обеспечение неработающих пенсио­неров в России не может быть ниже прожиточного минимума (ПМ) пенсионера, установленного в регионе его проживания. Если это так, пенсионер получает социальную доплату, доводящую её до уровня ПМ. В среднем по России он составляет 10 022 руб. в месяц.

Почему ваша будущая пенсия будет меньше: примеры расчета

Страховую пенсию получает большинство пенсионеров нашей страны. Она складывается из двух частей – страховой части и фиксированной выплаты.

Размер фиксированной выплаты у большинства получателей страховой пенсии в 2021 г. равен 6044,48 руб. (за исключением граждан старше 80 лет, инвалидов 1-й группы и других льготников – у них выплата больше). Размер страховой пенсии в 2019–2024 гг. корректируется с 1 января каждого года с учётом стоимости одного пенсионного коэффициента и фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.

Страховая пенсия у каждого пенсионера индивидуальна и зависит от того, сколько индивидуальных пенсионных коэффициентов (ИПК) он заработал за свой страховой стаж. Их количество сегодня может выяснить каждый работающий человек – информацию можно узнать в МФЦ, на портале Гос­услуг или в личном кабинете на сайте Пенсионного фонда России. Зная эту цифру, можно рассчитать примерный размер будущей пенсии. К примеру, у вас в «копилке» 80 пенсионных коэффициентов. Умножаете это число на 98,86 руб. (стоимость ИПК в 2021 г.) и прибавляете 6044,48 руб. (фиксированная выплата в 2021 г.). Получается, что на данный момент при нынешних показателях ваша пенсия могла бы составить 13 953 руб. Если впереди ещё не один год работы до пенсионного возраста, значит, выплата будет ещё больше – как за счёт роста количества заработанных коэффициентов, так и за счёт ежегодной индексации ИПК и фиксированной выплаты.

Кроме того, застрахованные лица, достигшие 45 лет (мужчины) и 40 лет (женщины) с 2022 г. будут получать уведомления ПФР о размере будущей пенсии. Они будут приходить автоматически в личный кабинет на портале Госуслуг 1 раз в 3 года. В уведомлении будет отражаться информация о предполагаемом размере пенсии гражданина исходя из уровня его текущих доходов. Это позволит заранее оценить свои пенсионные выплаты и при необходимости предпринять шаги по их увеличению. При отсутствии личного кабинета на портале Госуслуг необходимые сведения можно будет получить в клиентских службах Пенсионного фонда России.

Чем больше пенсионных коэффициентов заработает гражданин, тем выше будет его страховая пенсия. Поэтому рецепт получения достойной выплаты понятен: надо получать «белую» зарплату (чем она выше, тем лучше) и иметь официальный страховой стаж. При «серых» схемах страховые взносы либо уплачиваются в минимальном размере, либо не уплачиваются совсем. В результате средства на формирование пенсионных прав не поступают или будущая пенсия формируется в минимальном размере. Если гражданин не сможет заработать необходимое количество ИПК и страховой стаж (см. инфографику), страховую пенсию ему не назначат. В этом случае на несколько лет позже будет назначена государственная социальная пенсия.

Накопительную пенсию можно сформировать само­стоятельно, регулярно направляя часть своего дохода в негосудар­ственный пенсионный фонд (НПФ) или в страховую компанию. При этом до 2014 г. также была возможность направлять на накопление 6% из 22% страховых взносов, отчисляемых в ПФР работодателями. Преимущество такого подхода в том, что средства пенсионных накоплений инвестируются на финансовом рынке и полученный доход увеличивает пенсионные выплаты. Кроме того, пенсионные накопления можно завещать. Правопреемники получат их, если завещатель скончался ещё до того, как сам начал получать накопительную пенсию.

Сейчас текущие взносы работодателей полностью идут в страховую часть. При этом взносы, направленные на накопление в прошлые годы, не пропали. Они по-прежнему инвестируются в акции, облигации и другие доходные инструменты.

Страховщика граждане вправе выбрать сами. Они могут оставить свои накопления в ПФР, а могут перевести их в НПФ. При этом важно учесть: если переход от одного страховщика к другому происходит чаще 1 раза в 5 лет, можно потерять часть инвестдохода.

Уточнить страховщика, который формирует ваши пенсионные накопления, получить информацию об их сумме и результатах инвестирования можно в личном кабинете на Госуслугах, в отделении ПФР или МФЦ. Оформляется накопительная пенсия через организацию, в которой она формировалась. Если это ПФР, надо подать заявление в ПФР. Если это НПФ, то обращаться нужно ­непосредственно в ваш НПФ.

Пенсионные накопления есть у граждан 1967 г. р. и моложе. В 2002–2004 гг. накопительная часть также формировалась у мужчин 1953–1966 г. р. и женщин 1957–1966 г. р. Есть накопления у участников Программы государственного софинансирования пенсий, действовавшей в 2008–2015 гг. И по-прежнему можно направлять на накопительную пенсию средства материнского капитала.

Право на накопительную пенсию имеют застрахованные лица: мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при соблюдении условий, необходимых для назначения страховой пенсии по старости, в том числе досрочной. Ожидаемый период выплаты для накопительной пенсии в 2021 г. составляет 264 месяца.

За счёт средств пенсионных накоплений, сформированных в пользу застрахованного лица, осуществляются следующие виды выплат.

Накопительная пенсия. Назначается застрахованным лицам, если размер накопительной пенсии составляет более 5% по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости.

Срочная пенсионная выплата. Гражданин сам решает, в течение какого периода он готов получать определённую сумму накоплений. Все накопления делятся на выбранное пенсионером количество лет, но не меньше 10.

Единовременная выплата средств пенсионных накоплений. Устанавливается лицам, которые не приобрели право на получение накопительной пенсии, и лицам, размер накопительной пенсии которых в случае её назначения составил бы 5% и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости.

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 173-ФЗ, от 29.12.2015 N 385-ФЗ, от 23.05.2016 N 143-ФЗ, от 03.07.2016 N 250-ФЗ, от 19.12.2016 N 437-ФЗ, от 01.07.2017 N 134-ФЗ, от 28.12.2017 N 420-ФЗ, от 07.03.2018 N 56-ФЗ, от 27.06.2018 N 164-ФЗ, от 03.10.2018 N 350-ФЗ, от 12.11.2018 N 409-ФЗ, от 27.12.2018 N 536-ФЗ, от 06.03.2019 N 25-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ, от 08.12.2020 N 429-ФЗ, от 24.02.2021 N 18-ФЗ, от 30.04.2021 N 117-ФЗ)

Принят
Государственной Думой
23 декабря 2013 года

Одобрен
Советом Федерации
25 декабря 2013 года

Как рассчитать пенсию по старости

1. Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.

2. Целью настоящего Федерального закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.

1. Законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ)

2. Страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

3. В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

3.1. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ)

4. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и правила установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

5. Порядок назначения, перерасчета, перевода с одного вида пенсии на другой и порядок выплаты пенсий, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей». (в ред. Федеральных законов от 27.12.2018 N 536-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ)

6. Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) страховая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств;

2) страховой стаж — учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж;

3) индивидуальный пенсионный коэффициент — параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии;

4) стоимость пенсионного коэффициента — стоимостной параметр, учитываемый при определении размера страховой пенсии, отражающий соотношение суммы страховых взносов на финансовое обеспечение страховых пенсий и трансфертов федерального бюджета, поступающих в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствующем году, и общей суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов получателей страховых пенсий;

5) установление страховой пенсии — назначение страховой пенсии, перерасчет и корректировка ее размера, перевод с одного вида пенсии на другой;

6) фиксированная выплата к страховой пенсии — обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии;

7) корректировка размера страховой пенсии — повышение размера страховой пенсии в связи с увеличением стоимости пенсионного коэффициента;

8) выплатное дело — комплект соответствующих установленным требованиям документов в подлиннике и (или) в копии на бумажном носителе или в электронной форме, на основании которых гражданину установлены и выплачиваются пенсия (пенсии), дополнительное материальное обеспечение и иные выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1. Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Нетрудоспособные члены семей граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, имеют право на страховую пенсию в случаях, предусмотренных статьей 10 настоящего Федерального закона.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливаются следующие виды страховых пенсий:

1) страховая пенсия по старости;

2) страховая пенсия по инвалидности;

3) страховая пенсия по случаю потери кормильца.

Прежде всего имеет смысл отметить, что граждане, работавшие на Севере, имеют возможность выйти на пенсию значительно раньше, чем россияне, трудящиеся в более южных регионах.

Так, мужчины, имеющие общий стаж в 25 лет и проработавшие на Крайнем Севере 15 лет либо в регионах, приравненных к нему, 20 лет, могут выходить на пенсию в 55 лет. Женщины вправе выходить на пенсию в 50 лет при условии, что имеют общий стаж работы в 20 лет и те же показатели длительности работы на Севере, что и мужчины. В свою очередь, мужчины, работавшие в более южных регионах, выходят на пенсию в 60 лет, а женщины — в 55 лет.

Если мужчина или женщина имели стаж работы на Крайнем Севере в качестве оленевода, рыбака или охотника, составляющий, соответственно, для каждого пола 25 и 20 лет — они вправе выходить на пенсию еще на 5 лет раньше возрастов, обозначенных выше.

Опыт работы человека на Севере может дать ему право выйти пенсию раньше и в том случае, если указанные показатели стажа не достигнуты, но соразмерны с ними.

Если гражданин проработал на КС не менее чем 7 лет и 6 месяцев, то он получает вправе выйти на пенсию раньше, исходя из того, что его пенсионный возраст уменьшается на 4 месяца за каждый год, проработанный на Крайнем Севере. При этом каждый год работы в районах, приравненных к КС, соответствует 9 месяцам трудовой деятельности на Крайнем Севере.

В общем случае стаж, который составляет 15 лет при работе на КС или 20 лет в районах, что приравнены к нему, снижает пенсионный возраст человека на 5 лет для большинства категорий трудящихся, у которых есть основания для выхода на пенсию. Например, тех категорий, которые указаны в пп. 1–10, 16–18 ст. 30 закона № 400-ФЗ.

Рассмотрим теперь основные принципы исчисления северных пенсий.

Пенсия по закону № 400-ФЗ состоит из следующих основных компонентов:

  • страховой пенсии (вычисляется по сложной формуле — с применением индивидуальных пенсионных коэффициентов и показателей их стоимости);
  • фиксированной выплаты (которая устанавливается в соответствии с п. 1 ст. 16 закона № 400-ФЗ).

Размер страховой пенсии напрямую не зависит от того, работал человек на Севере или нет.

В свою очередь, в соответствии с п. 4 ст. 17 закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ получать фиксированную выплату, увеличенную на 50%, вправе:

  • мужчины, имеющие стаж 25 лет и более и проработавшие 15 лет и более на Крайнем Севере;
  • женщины, обладающие стажем 20 лет и более и проработавшие 15 лет и более на КС.

Текущая величина фиксированной выплаты — 4 982 руб. 90 коп. в месяц (п. 1 ст. 16 закона № 400-ФЗ).

Получается, что фиксированная выплата по пенсиям гражданам, работавшим на Крайнем Севере и имеющим указанный выше стаж, становится равной 7 474 руб. 35 коп. (4 982 руб. 90 коп. + 50%). Таким образом, пенсия гражданина, работавшего на КС, в общем случае больше, чем пенсия гражданина, работавшего южнее, на 2 491 руб. 45 коп.

Если у получателей пенсии, работавших на Крайнем Севере, находятся нетрудоспособные члены семьи на иждивении либо если получателям соответствующей пенсии исполнилось 80 лет или если они имеют инвалидность 1-й группы, увеличение фиксированной выплаты по основаниям, указанным в пп. 1–3 ст. 17 закона № 385-ФЗ, дополняется доплатами в размере 50% от соответствующего увеличения.

Так, если человеку, работавшему на КС, 80 лет, то он:

  • во-первых, получает фиксированную выплату, увеличенную на 2 491 руб. 45 коп. относительно южной пенсии;
  • во-вторых, получает 100%-ю доплату к фиксированной выплате — в размере 4 982 руб. 90 коп. (п. 1 ст. 17 закона № 385-ФЗ);
  • в-третьих, получает доплату к указанному 100%-му увеличению фиксированной выплаты в размере 50%, то есть 2 491 руб. 45 коп.

В соответствии с п. 5 ст. 17 закона № 400-ФЗ фиксированная выплата как самостоятельный элемент пенсии (то есть показатель, закрепленный в законе № 385-ФЗ), а также как элемент расчета северной пенсии с учетом положений пп. 1–3 ст. 17 закона № 385-ФЗ увеличивается в аналогичных случаях на 30% при исчислении пенсий для граждан того же возраста и пола, что указаны выше, а также имеющих аналогичный стаж — если они работали в регионах, которые приравнены к КС, в течение 20 лет и более.

В соответствии с п. 9 ст. 17 закона № 400-ФЗ получать увеличенную фиксированную выплату по п. 1 ст. 16 закона № 400-ФЗ вправе получать граждане, проживающие на КС, обладающие правом на пенсию, но не имеющие опыта работы на Крайнем Севере и в районах, которые приравнены к нему. Но в этом случае вместо надбавок применяется установленный законом районный коэффициент.

Аналогично, если жителю Севера исполнилось 80 лет или же в случаях, если у него есть инвалидность 1-й группы либо если он имеет на иждивении нетрудоспособных лиц, он получает дополнительные выплаты, гарантированные пп. 1–3 ст. 17 закона № 400-ФЗ, которые также увеличены на районный коэффициент.

При переезде человека в другой район КС или территорию, приравненную к нему, могут применяться другие коэффициенты — что определены для соответствующей местности (п. 10 ст. 17 закона № 400-ФЗ). Сейчас коэффициенты, о которых идет речь, используются те, что приведены в информписьме Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ от 09.06.2003 № 1199-16.

Так, например, на Чукотке соответствующий коэффициент равен 2. Соответственно, фиксированная выплата к его пенсии составит в общем случае 9 965 руб. 80 коп. (4 982,90 × 2).

Порядок, по которому исчисляются и выплачиваются «северные» доплаты к фиксированным выплатам, установленные пп. 9, 10 ст. 17 закона № 400-ФЗ, более детально регулируется постановлением Правительства РФ от 18.03.2015 № 249.

Как рассчитать пенсию в 2021 году

Если человек может получать доплаты к фиксированным выплатам к страховой пенсии по 2 основаниям (то есть, во-первых, он имеет «северный» стаж, а во-вторых — проживает на Севере), то он должен самостоятельно выбрать одно из них (п. 13 ст. 17 закона № 400-ФЗ). То есть определиться с тем, будет ли он получать пенсию с учетом надбавок, устанавливаемых законом № 400-ФЗ, либо с применением районных коэффициентов.

Основной критерий, на который в данном случае имеет смысл ориентироваться — величина районного коэффициента, фактически установленная в его регионе. Если она больше, чем применяемое увеличение фиксированной выплаты, зафиксированное в положениях ст. 17 закона № 400-ФЗ, имеет смысл выбрать схему, по которой пенсия исчисляется с учетом соответствующего коэффициента.

Итак, северная пенсия — это пенсия, которая может быть увеличена относительно стандартной за счет одного из 2 оснований (по выбору гражданина):

  • применения надбавок к фиксированной выплате (при достаточном стаже работы на Севере);
  • умножения фиксированной выплаты на районный коэффициент (если человек проживает на Севере).

Можно отметить, что в период действия закона № 173-ФЗ северная пенсия исчислялась по схожим принципам: надбавки и коэффициенты начислялись на фиксированный размер страховой части трудовой пенсии (некий аналог фиксированной выплаты по закону № 400-ФЗ).

Таким образом, чем выше фиксированная выплата, тем выше северная пенсия. Иные составляющие формулы пенсии — будь то индивидуальный коэффициент или показатели его стоимости, не меняются, исходя из того факта, что у человека есть стаж работы на Севере.

Фиксированная выплата — главный показатель для исчисления северной пенсии — в общем случае должна индексироваться соотносительно с инфляцией.

Если гражданин переезжает в северный район, в котором установлен более высокий коэффициент к фиксированной выплате по пенсии, то получить право на возникающую доплату он сможет только при условии обращения в территориальное подразделение Пенсионного фонда. Пенсия с учетом перерасчета будет начисляться с 1-го числа месяца, следующего за тем, когда было осуществлено обращение в ПФР (подп. 2 п. 1 ст. 23 закона № 400-ФЗ).

Если человек переезжает в регион, не относящийся к территориям КС либо районам, что приравнены к нему, то его пенсия должна быть пересчитана с учетом того, что законные основания для применения повышающего коэффициента исчезают (п. 9 ст. 23 закона № 400-ФЗ). Законом установлены следующие критерии признания соответствующего переезда состоявшимся:

  • осуществлена регистрация гражданина в населенном пункте за пределами Севера (подп. «в» п. 10 ст. 23 закона № 400-ФЗ);
  • осуществлена подача в представительство ПФР в соответствующем населенном пункте заявления о выдаче пенсионного дела;
  • осуществлена подача в представительство ПФР заявления о переезде;
  • фондом зафиксировано несоблюдение процедур подтверждения регистрации на Севере в порядке, установленном п. 19 ст. 21 закона № 400-ФЗ;
  • фондом зафиксировано несоблюдение процедур подтверждения регистрации на Севере в порядке, установленном п. 5 правил, установленных постановлением № 249.

Можно отметить, что по нормам ст. 23 закона № 400-ФЗ переезд также может подтверждаться фактом снятия гражданина с регистрационного учета в северном населенном пункте — в силу истечения срока регистрации либо по желанию самого получателя пенсии (подп. «а», «б», п. 10 ст. 23 закона № 400-ФЗ). Однако Верховный суд РФ решением от 07.10.2015 № АКПИ 15-859 признал соответствующие подпункты п. 10 ст. 23, а также корреспондирующие с ними положения п. 11 ст. 23 недействующими.

Владимир Путин ранее пообещал проиндексировать пенсии в 2022 году выше инфляции.

До этого предполагалось, что социальные пенсии повысят на 7,7% с 1 апреля, а страховые на 5,9% с 1 января.

Однако президент напомнил, что с 2019 года пенсии по старости индексируются выше инфляции, эту «традицию» не стоит нарушать. По данным ЦБ РФ, инфляция по итогам года может составить 7,4–7,9%. А в Минэкономразвития дают прогноз инфляционных ожиданий на конец года в рамках 7,8–8,1%.

«Если ориентироваться хотя бы на показатели текущей инфляции, то пенсионный прожиточный минимум надо будет поднять по страховым пенсиям на 8,1%, то есть до 18 840 рублей, а по социальным доплатам примерно на 10%, то есть до 10 465 рублей. Такое решение, наверное, возможно», — дал комментарий Задоя изданию «Лайф» по поводу обещания президента.

Наиболее серьезный рост выплат ожидает граждан, которым в ноябре исполнилось 80 лет. Фиксированная сумма пенсии увеличится вдвое – с 6044 рублей до 12 088 рублей. Фиксированная выплата — это сумма, которую государство ежемесячно выплачивает всем пожилым, достигшим пенсионного возраста и имеющим необходимый трудовой стаж.

Повышение выплат, когда пенсионеру исполняется 80 лет, происходит со дня достижения этого возраста, для получения надбавки не надо никуда ходить или писать заявлений – Фонд автоматически устанавливает ее по уже имеющимся данным.

ПФР подготовил новый порядок начисления страховой пенсии по старости

Ко второй категории россиян, которые вправе рассчитывать на прибавку, относятся те пенсионеры, которые работали до августа 2021 года, но уволились в последний летний месяц. Им произвели индексацию.

«В декабре такие граждане получат пенсии с учётом индексации, а также с доплатой за сентябрь, октябрь и ноябрь», — уточнили в ПФР.

После прекращения пенсионером трудовой деятельности полный размер пенсии с учётом всех индексаций начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем увольнения. Выплата же пенсии в новом размере будет произведена не сразу, а через 3 месяца после увольнения (на четвертый), по завершению установленных законом для совершения процедурных действий по обработке полученной от работодателя информации.

К примеру, пенсионер уволился с работы в августе текущего года. В сентябре в ПФР поступит отчётность от работодателя за август с указанием того, что пенсионер числился работающим. В отчётности за сентябрь, которая поступит в ПФР в октябре 2021 года, пенсионер в числе работающих уже значиться не будет. В ноябре ПФР примет решение о возобновлении индексации, и в декабре пенсионер получит уже полный размер пенсии, а также денежную разницу между прежним и новым размером пенсии за предыдущие три месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь. То есть пенсионер начнёт получать полный размер пенсии спустя три месяца после увольнения, но эти три месяца будут ему компенсированы.

В качестве дня увольнения пенсионеру выгоднее указывать последние дни месяца, если гражданин уволится в начале месяца, тогда выплаты придется ждать не 3, а почти 4 месяца.

Уволившемуся получателю пенсии обращаться в ПФР по вопросу индексации не потребуется, увеличение размера пенсии будет произведено автоматически по данным ежемесячной отчётности работодателя.

С 1 января 2022 года для некоторых пенсионеров будет упрощен порядок оформления и получения выплат, сообщает «Российская газета».

Согласно федеральному закону от 26 мая 2021 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», будет расширен перечень беззаявительных действий.

Как уточнил заслуженный юрист России, доктор юридических наук Иван Соловьев, прежде всего, пенсионеру не нужно будет вычитывать в нормативных актах, на какие доплаты и надбавки он может претендовать.

Также сотрудники органов служб занятости обязаны будут сами внести предложения по назначению досрочных пенсий. Эксперт объяснил, что это возможно, если, например, гражданин был уволен и не смог найти новую работу. Также беззаявительные пенсии будут назначаться по инвалидности.

Россиянину, достигшему 80-летнего возраста, являющемуся получателем страховой пенсии по случаю потери кормильца, будет выбираться более выгодный вариант пенсионного обеспечения (страховая пенсия по случаю потери кормильца или по старости) также без истребования заявления.

Повышенная выплата неработающим, которым ранее установили повышение фиксированной выплаты к пенсии за 30 лет работы в сельском хозяйстве, будет сохранена при выезде за пределы сельской местности.

Напомним, что с 1 декабря пенсии повысились у трех категорий пенсионеров. Под повышение попали граждане, которым в ноябре исполнилось 80 лет. Их пенсия возрастет до 12 088, 96 рубля. Работавшие до августа текущего года пенсионеры также получат повышенную пенсию. У них будет начисляться автоматическая прибавка с дополнительной доплатой за три месяца.

На повышенные выплаты также могут претендовать россияне, подавшие заявления на перерасчет. В этом случае надбавки к пенсии зачислят автоматически.

18 ноября 2021 года В. Путин выступил на совещании с заявлением о том, что пенсии должны быть проиндексированы свыше инфляции.

«На съезде партии «Единая Россия» говорил о том, что темпы индексации пенсий должны быть выше фактической инфляции. При этом напомню, что начиная с 2019 года мы строго выдерживали это правило. Сегодня с учетом значительного роста инфляции отступать от этого принципа было бы неправильно. Предложения по конкретным параметрам индексации пенсий сейчас прорабатываются и в правительстве, и в администрации, и депутаты над этим думают», — сказал Путин.

По его мнению, индексация на 5,9% недостаточна для того чтобы покрыть убытки пенсионеров, связанных с ростом цен на товары и услуги.

Инфляция в России с 23 по 29 ноября ускорилась до 8,38 процента в годовом выражении, говорится в обзоре «О текущей ценовой ситуации», подготовленном Минэкономразвития. Неделей ранее показатель составлял 8,05 процента.

В документе объясняется, что за неделю инфляция составила 0,46 процента. Основной вклад в рост цен внес сектор туристических услуг: поездки в Турцию подорожали на 55,2 процента. «Рост цен на продовольственные товары замедлился до 0,24 процента (0,3 процента неделей ранее) при ускорении снижения цен на плодоовощную продукцию (-0,38 процента после-0,1 процента)», — рассказывается в обзоре.

Инфляция в России с начала года к 29 ноября достигла 7,51 процента, свидетельствуют данные Росстата. За период с 23 по 29 ноября цены выросли на 0,46 процента, с начала ноября — на 0,96 процента.

  • На муку цены с 23-го по 29 ноября выросли на 1,1 процента, так же в среднем по стране подорожали яйца и гречневая крупа. Сахар в среднем по России подорожал на 0,7 процента. В разделе «Услуги» также отмечается большой рост средней стоимости поездки на отдых в Турцию — она увеличилась в 1,6 раза.

На риски инфляции неоднократно указывал Центральный банк, на фоне роста цен ужесточающий денежно-кредитную политику. 30 ноября глава Банка России Эльвира Набиуллина заявляла, что регулятор по-прежнему рассчитывает вернуть инфляцию в стране к цели в 4 процента к концу 2022 года.

С января 2022 года в РФ повышается страховая пенсия по старости, инвалидности (всех групп), а также по случаю потери кормильца. Прибавку получат только неработающие пенсионеры.

Госдума РФ 24 ноября приняла бюджет на 2022 год, из которого следует, что индексация пенсий составит 5,9%.

Но как же поручение Путина?

Дело в том, что власти не могут использовать новый прогноз в размере примерно 8,4%, так как он не окончательный. Что есть инфляция упадет по итогам года, а бюджет уже будет заложен на 8,4%? Придется пересматривать размер индексации в сторону понижения? Вот это точно вызовет массовые волнения и падения рейтинга власти.

В связи с этим, скорее всего, было принято решение принять бюджет с учетом индексации на 5,9%, а потом внести корректировки.

Подробнее об увеличении пенсий в январе 2022 года:

Как рассчитать пенсию на сегодняшний день – таблица для расчета самостоятельно

Сколько стоит пенсионный балл? Данная величина на 2022 год запланирована как 104,69 руб., устанавливается, начиная с 01.01.22 г. по ст. 10 ФЗ № 350 (от 03.10.18 г.).

Страховая пенсия состоит из:

  1. Фиксированной части.
  2. Коэффициентов.

Обе части увеличиваются на определенный процент, исходя из инфляции. С 01.01.22 г. она запланирована как 5,9%, при этом фиксированная часть (ФЧ) увеличивается с 6044, 48 руб. до 6401,10 руб.

Примерно узнать, какое количество баллов есть у человека можно, если сумму страховых взносов, которую фактически перевел работодатель за работника разделить на страхвзносы от максимального заработка. И итог умножить на 10.

Формула расчета следующая: З\пл * 12 мес. * % перечислений страхвзносов\макс. зпл * % страхвыплат * 10 = балл.

Количество пенсионных баллов не должно быть менее установленного, а сколько нужно для хорошей пенсии считается, исходя из МРОТ.

Хорошим количество баллов для нормальной пенсии считается 30, но для того, чтобы их собрать, человек должен работать официально, делать отчисления с «белой зарплаты» ежегодно.

При этом зарплата не должна быть меньше 3 МРОТ (на 2022 г. 1 МРОТ 13 617 руб.).

ТП (трудовая пенсия) гарантируется государством и выплачивается, когда человек официально выходит на пенсию.

Состоит из двух частей:

  • Страховая.
  • Накопительная.

Далее обе эти части суммируются. Но чтобы понять окончательно, на какую сумму можно рассчитывать, необходимо знать:

  1. Фиксированный размер страховой части, которая действует в год выхода на пенсию.
  2. Дата ухода на пенсию.
  3. Цена ИПК.
  4. Коэффициенты в сумме за все время работы и за календарный год.
  5. Зарплата за каждый год без учета НДФЛ.
  6. Общий срок страхового стажа. При этом учитывают не только непосредственную трудовую деятельность, но и службу в армии, уход за ребенком и пр., что положено по закону.

Если на момент выхода на пенсию не будет нижнего предела по количеству пенсионных баллов и стажу (в 2022 г. это 23.4 ПБ и 13 лет, далее увеличивается каждый год до 30 ПБ и 15 лет в 2025 г.), то гражданину начислят только социальную пенсию (по старости в 2021 г. 5796,78).

Работающий и не работающий гражданин, если у них число ПБ и стаж не дотягивают до нужных величин, фактически получат одинаковую, социальную пенсию.

Если пенсия ниже ПМ, пенсионеру положена надбавка, размер которой зависит от того, сколько не хватает до ПМ. Выплаты идут из местного или федерального бюджетов.

На 2020 г. минимальная пенсия составляла 9 311 руб., в 2022 г. ее планируется повысить до 10 277 руб.

Ежегодно, вплоть до 2025 года, необходимое количество ПБ увеличивается. На 2022 г. нужно 23.4 ПБ при стаже работы не менее 13 лет, к концу срока количество должно достигнуть 30 ПБ и 15 лет соответственно.

Этих цифр можно достигнуть, если работать официально, иметь «белую зарплату» не менее 3 ПМ по РФ и прозрачные страховые выплаты. Именно поэтому важно регулярно проверять, отчисляет ли работодатель страховые взносы, и с какой суммы.

В случае если ПБ будет недостаточно, можно продолжить работать и не оформлять пенсию по возрасту или получать социальную пенсию.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *