Запрос котировок по 223 ФЗ пошаговая инструкция для поставщика в 2022 году

Автор: | 29.12.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Запрос котировок по 223 ФЗ пошаговая инструкция для поставщика в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

При наличии утвержденного и размещенного в ЕИС Положения о закупке, ее осуществление в рамках 223-ФЗ является правом заказчика, а не обязанностью. В противном случае заказчик обязан осуществлять закупочную деятельность исключительно в порядке, предусмотренном нормами 44-ФЗ. Ведение закупок по 223-ФЗ намного выгоднее, чем по 44-ФЗ.

Заказчик может:

  1. Выбирать любой удобный организации способ проведения закупки в соответствии с Положением.
  2. Самостоятельно устанавливать сроки проведения закупок по неконкурентным способам закупок.
  3. Самостоятельно определять основания осуществления закупок у единственного поставщика.
  4. Устанавливать способы и сроки проведения неконкурентных закупок исходя из потребности и необходимости.
  5. Оперативнее вносить изменения в план закупок, проводить закупки.

В рамках 223-ФЗ все закупочные процедуры делятся на конкурентные и неконкурентные закупки.

Конкурентными способами закупок являются:

  1. Конкурс
    Форма торгов, при которой победителем признается участник, заявка, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о данной закупке, и заявка, окончательное предложение которой по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений, содержит лучшие условия исполнения договора
  2. Аукцион
    Форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену путем снижения НМЦ договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину
  3. Запрос котировок
    Форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора
  4. Запрос предложений
    Форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник, заявка которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг
  5. Иные способы, установленные положением о закупке. При этом ключевой особенностью конкурентной закупки является обязанность заказчика заключить договор с победителем закупки, а также соответствие описания предмета закупки требованиям, установленным ч. 6.1 ст.3 223-ФЗ:
  • в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки
  • в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки
  • в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:
    а. несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком
    б. закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
    в. закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта
    г. закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами

Неконкурентные способы закупок также указаны в Положение о закупке, при проведении которых заказчик может не руководствоваться требованиями ч. 6.1 ст.3 223-ФЗ к описанию предмета закупки. Также, как правило, устанавливается то, что проводимая закупка не является торгами (конкурсом, аукционом, запросом предложений, запросом котировок) или публичным конкурсом в соответствии со ст. 447–449 ч.1 Гражданского кодекса РФ и ст. 1057–1061 ч.2 Гражданского кодекса РФ, и не накладывает на заказчика обязательств, установленных указанными статьями Гражданского кодекса РФ. Таким образом, заказчик не обязан заключать договор по итогам проведения неконкурентной закупки.

В рамках 223-ФЗ Заказчики вправе дозапрашивать документы участников при проведении конкурентных закупок. Регламентация возможности направления дозапроса, порядок направления запроса участнику закупки отражается в документации о закупке, Положении о закупке. В отличие от участников закупки, которые вправе направить запрос о разъяснении положений закупочной документации лишь на стадии подачи заявок, заказчик вправе запросить пояснительные сведения от участников на этапе рассмотрения их предложений.

Участниками закупок могут быть любые юридические или физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели и самозанятые. Закон 223-ФЗ предусматривает ряд преференции для отдельных участников:

  • для СМП и самозанятых (при проведении закупок исключительно для СМП) в части сроков оплаты, предельных размеров обеспечительных мер
  • для поставщиков «отечественных» товаров (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия) в рамках реализации ПП РФ №925
  • поставщиков, предлагающих продукцию, включенную в соответствующие реестры в рамках ПП РФ №2013, в случае реализации данного постановления заказчиком при проведении закупок. К примеру, пунктом 6.9.8 в 21 редакции Положения о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Ростелеком» предусмотрено: Во исполнение требований Постановления №2013 с целью обеспечения минимальной доли закупок товаров российского происхождения (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) заказчик вправе установить в документации о неконкурентной закупке требование о наличии предлагаемого (предлагаемых) к поставке товара (товаров) в реестрах, предусмотренных Постановлением № 2013. При этом участник, при подаче заявки на участие в закупке, предоставляет информацию о номере (номерах) реестровой записи (реестровых записей) соответствующих реестров.

Поставщики, органы исполнительной власти субъектов РФ и Корпорация развития малого и среднего предпринимательства могут обратиться в ФАС (ч. 10 ст. 3), чтобы подать жалобу в рамках 223-ФЗ на действия заказчика.

Жалоба подается в случаях, когда:

  • нарушены правила размещения положения о закупке в ЕИС
  • от поставщиков требуют документы, не предусмотренные закупочной документацией
  • закупка осуществляется без действующего положения и без применения положений норм 44-ФЗ
  • опубликована недостоверная или отсутствует информация в ЕИС о годовых объемах закупки у субъектов СМП

Жалоба в ФАС также целесообразна, если заказчик нарушил 223-ФЗ или свое Положение о закупке. Жалобы на нарушения 223-ФЗ рассматриваются в течение 7-ми рабочих дней, в то время как жалобу на нарушения антимонопольного законодательства рассматривают в течение одного месяца (ч. 4 ст. 44 135-ФЗ).Отдельного внимания заслуживает особенность подачи жалобы. Обжаловать действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупки, оператора электронной площадки, может в том числе и участник, не участвующий в закупке, но только до момента окончания срока подачи заявок. Такая жалоба может касаться нарушений установленного порядка размещения информации о закупке и порядка подачи заявок. После окончания срока подачи заявок обжаловать действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупки, оператора электронной площадки, может исключительно участник, подавший заявку на участие в закупке.

Подробнее о процессе обжалования действий заказчика, а также алгоритмах рассмотрения жалобы по 44-ФЗ и 223-ФЗ рассказывает эксперт Контур.Школы Петр Воронцов.

Запрос котировок по 223-ФЗ в 2021 году: пошаговая инструкция

Так называют конкурентную закупочную процедуру, проводимую по нормам 223-ФЗ, по которой заказчик размещает в ЕИС информационное приглашение об участии в определении поставщика с целью приобретения необходимых товаров, работ, услуг. Существуют и другие названия этого способа закупки — мониторинг цен, запрос ценовых котировок или просто запрос котировок.

Заказчик размещает информацию о заказе, а потенциальный исполнитель, соглашаясь с условиями тендера, подает заявку на заключение контракта. В результате у организации-заказчика образуется ряд предложений, среди которых ему и предстоит сделать выбор наиболее выгодной в ценовом отношении заявки.

Запрос цен проводится как в бумажном, так и в электронном виде. Он может быть открытой или закрытой процедурой, проводиться с переторжкой или без. Возможны ситуации проведения предварительного ценового отбора и определения нескольких победителей торгов.

ВАЖНО! Проводить запрос цен с ограничениями для субъектов малого и среднего предпринимательства нельзя.

Проведение мониторинга цен регулируется положением о закупках заказчика, в котором прописаны основные требования к заказу, порядок подготовки закупочной документации и извещения, ключевые условия торгов, регламент заключения договоров.

Правила проведения закрепляются в положении заказчика. Процедура проводится в случаях:

  • если максимальная сумма заказа не превышает 10 млн руб.;
  • если он имеет как минимум трех потенциальных исполнителей;
  • если заказчиком выступает самофинансируемая государственная организация, муниципальное или бюджетное учреждение, которые проводят торги, используя внебюджетные средства.

Процедура проведения мероприятия осуществляется в несколько этапов. Предлагаем пошаговую инструкцию.

Для проведения мониторинга котировочных цен заказчику необходимо выполнить действия:

  1. Выявление потребности в приобретении ТРУ и определение способа закупки.
  2. Планирование закупки с учетом качественных, количественных и финансовых показателей.
  3. Определение основных требований для предстоящего тендера.
  4. Формирование закупочной документации.
  5. Публикация в ЕИС извещения о заказе.
  6. При поступивших запросах разъяснение условий закупочной документации.
  7. Вскрытие заявок, поступивших от участников торгов.
  8. Проведение процедуры рассмотрения и оценки поступивших предложений, подведение итогов и дальнейшее определение победителя.
  9. Заключение договорных отношений с участником-победителем ЗЦ и публикация соответствующих сведений в ЕИС.

Основные требования к приобретаемым путем запроса цен ТРУ устанавливаются к качеству продукции, к условиям будущего контракта (проект договора в обязательном порядке прикладывается к закупочной документации), к участникам закупки (в том числе субподрядчикам и соисполнителям). Также при составлении закупочной документации рассчитывается НМЦК и определяется размер обеспечения заявки и исполнения поставщиком обязательств по договору.

Заказчик вправе прописать дополнительные требования к участникам ЗЦ, порядок подачи заявок на участие и документальный состав предложения, указать место, дату начала и окончания подачи заявок, сроки рассмотрения заявок и заключения договора с победителем закупки.

Так как 223-ФЗ не регулирует временной период публикации извещения о ЗЦ, такие сроки размещения прописываются самим заказчиком в рамках положения о закупке. Зачастую период не превышает 5-10 дней до момента окончания срока предоставления заявок на участие.

Потенциальный исполнитель в вышеуказанный период предоставляет свое предложение, которое содержит все необходимые, в соответствии с закупочной документацией, данные, бланки и декларации. Заявка подается как в бумажном виде (в запечатанном конверте), так и электронно. Запрос цен признается состоявшимся в том случае, если заказчик получил не менее трех таких заявок.

Победителем признается участник, который предложил наиболее выгодные ценовые, качественные и договорные условия.

В ч. 15 ст. 3.2 указано, что договор по итогам конкурентной закупки заключается не ранее чем через 10 дней и не позже чем через 20 дней от даты размещения в ЕИС итогового протокола.

Вот актуальный пример запроса цен по 223-ФЗ.

\n

Идея поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) в корпоративных закупках уже не нова. С каждым годом объемы и механизмы такой поддержки только расширяются и дополняются новыми правилами.

\n

Особенности проведения закупок среди субъектов МСП установлены, наряду с положениями федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ), в постановлении Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — ПП РФ № 1352).

\n

На текущий момент не все заказчики обязаны при проведении закупок поддерживать субъекты МСП. До конца 2021 года среди заказчиков, применяющих Закон № 223-ФЗ, сохраняется разделение на тех, кто обязан осуществлять закупки у субъектов МСП, и тех, для кого такая обязанность не установлена. Соответственно, только часть заказчиков, отвечающих условиям ПП РФ № 13521, в своих закупках оказывают поддержку субъектам МСП.

\n

Интересно то, что заказчики, не попадающие под условия применения ПП РФ № 1352, не могут добровольно (по личной инициативе) предоставлять в своих закупках какие-либо преимущества субъектам МСП — подобные действия будут являться нарушением принципов Закона № 223-ФЗ. Такое мнение высказывалось в письмах Министерства финансов Российской Федерации2, а также поддержано правоприменительной практикой3. Получается, что заказчики, не применяющие ПП РФ № 1352, при проведении закупок не учитывают никакие требования Закона № 223-ФЗ и ПП РФ № 1352, касающиеся закупок у субъектов МСП.

\n

Однако с 1 января 2022 года ситуация с закупками у субъектов МСП кардинально изменится. С учетом последних изменений, внесенных в ПП РФ № 13524 летом 2021 года, подавляющее большинство заказчиков, применяющих Закон № 223-ФЗ, будут обязаны поддерживать субъекты МСП при осуществлении закупок.

\n

В положении о закупке заказчика, применяющего ПП РФ № 1352, должен содержаться соответствующий раздел, посвященный особенностям закупок у субъектов МСП.\n
\nПримерную формулировку для включения в положение о закупке можно посмотреть тут.

\n

В чем заключается поддержка малого и среднего бизнеса в корпоративных закупках?

\n

Во-первых, в установлении норматива по закупкам у субъектов МСП, который заказчики обязаны выполнить в течение отчетного года.

\n

Во-вторых, в отдельных процедурных нормах, которые должны соблюдаться при проведении закупок и исполнении договора, например, в части: размера обеспечения заявки и договора, сроков оплаты по договору контрагенту из числа субъектов МСП.

\n

В первой части мы рассмотрели, что такое норматив по закупкам у субъектов МСП и каких сложностей может избежать заказчик, отдавая предпочтение неконкурентным закупкам у субъектов МСП.

\n

Во второй части поговорим о том, какие процедурные нормы должен соблюдать заказчик при осуществлении закупок у субъектов МСП (как при проведении закупок «на общих основаниях», так и при объявлении «спецторгов»).

Идея поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) в корпоративных закупках уже не нова. С каждым годом объемы и механизмы такой поддержки только расширяются и дополняются новыми правилами.

Особенности проведения закупок среди субъектов МСП установлены, наряду с положениями федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ), в постановлении Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — ПП РФ № 1352).

На текущий момент не все заказчики обязаны при проведении закупок поддерживать субъекты МСП. До конца 2021 года среди заказчиков, применяющих Закон № 223-ФЗ, сохраняется разделение на тех, кто обязан осуществлять закупки у субъектов МСП, и тех, для кого такая обязанность не установлена. Соответственно, только часть заказчиков, отвечающих условиям ПП РФ № 13521, в своих закупках оказывают поддержку субъектам МСП.

Интересно то, что заказчики, не попадающие под условия применения ПП РФ № 1352, не могут добровольно (по личной инициативе) предоставлять в своих закупках какие-либо преимущества субъектам МСП — подобные действия будут являться нарушением принципов Закона № 223-ФЗ. Такое мнение высказывалось в письмах Министерства финансов Российской Федерации2, а также поддержано правоприменительной практикой3. Получается, что заказчики, не применяющие ПП РФ № 1352, при проведении закупок не учитывают никакие требования Закона № 223-ФЗ и ПП РФ № 1352, касающиеся закупок у субъектов МСП.

Однако с 1 января 2022 года ситуация с закупками у субъектов МСП кардинально изменится. С учетом последних изменений, внесенных в ПП РФ № 13524 летом 2021 года, подавляющее большинство заказчиков, применяющих Закон № 223-ФЗ, будут обязаны поддерживать субъекты МСП при осуществлении закупок.

В положении о закупке заказчика, применяющего ПП РФ № 1352, должен содержаться соответствующий раздел, посвященный особенностям закупок у субъектов МСП.
Примерную формулировку для включения в положение о закупке можно посмотреть тут.

В чем заключается поддержка малого и среднего бизнеса в корпоративных закупках?

Во-первых, в установлении норматива по закупкам у субъектов МСП, который заказчики обязаны выполнить в течение отчетного года.

Во-вторых, в отдельных процедурных нормах, которые должны соблюдаться при проведении закупок и исполнении договора, например, в части: размера обеспечения заявки и договора, сроков оплаты по договору контрагенту из числа субъектов МСП.

Таким образом, заказчикам, уже применяющим ПП РФ № 1352 и тем, кто только готовится к применению новых для себя правил, стоит помнить о двух составляющих поддержки субъектов МСП:

  1. требовании выполнения норматива по закупкам у субъектов МСП в отчетном году;
  2. необходимости соблюдения процедурных норм ПП РФ № 1352 и Закона № 223-ФЗ (в части закупок у субъектов МСП).

Особенности закупок у МСП в 2022

В первой части мы рассмотрели, что такое норматив по закупкам у субъектов МСП и каких сложностей может избежать заказчик, отдавая предпочтение неконкурентным закупкам у субъектов МСП.

Во второй части поговорим о том, какие процедурные нормы должен соблюдать заказчик при осуществлении закупок у субъектов МСП (как при проведении закупок «на общих основаниях», так и при объявлении «спецторгов»).

Строгий закон 44-ФЗ, по которому обязаны проводить закупки государственные и муниципальные заказчики, порождает гораздо меньше выбора. В отличие от него, работа по 223-ФЗ предполагает:

  • что заказчики самостоятельно разрабатывают правила проведения закупочных процедур, которые прописывают в Положении о закупке;
  • что лицом, которому поручены закупки, может быть любой специалист организации (профильного образования не требуется);
  • что торги могут быть организованы на любых электронных торговых площадках (их насчитывается более 150).

Срок / условия для МСП

Срок для прочих участников

Конкурс, аукцион

  • при цене не более 30 млн рублей — 15 дней;
  • при цене более 30 млн рублей — 7 дней

7 дней

Запрос котировок

4 рабочих дня. Цена не должна быть более 7 млн рублей 5 рабочих дней

Запрос предложений

5 рабочих дней. Цена не должна быть более 15 млн рублей 7 рабочих дней

1. Для подготовки извещения перейдите в Личный кабинет, раскройте раздел Проведение закупок и продаж и нажмите ссылку Мои закупки.

2. На отобразившейся странице нажмите кнопку Создать закупку, выберите в появившемся выпадающем списке Способ закупки вариант Запрос котировок и нажмите кнопку Создать.

3. Заполните отобразившуюся форму, следуя указанным требованиям и разъясняющим комментариям.

После объявления процедуры на странице Извещение отображается вкладка Статистика посещений, где фиксируются данные о потенциальных участниках. В табличной форме отображаются:

  • наименование организации;
  • страна, где компания зарегистрирована;
  • дата и время первого просмотра извещения;
  • дата и время запроса на скачивание документации.

Сведения о поступивших заявках фиксируются в блоке Последние поступившие заявки на странице Извещение, а также на странице Поступившие заявки.

В таблице отображаются только даты подачи заявок, а наименования компаний-участников, ценовые предложения и документация к заявкам остаются недоступными до утверждения протокола рассмотрения 1-х частей заявок.

Если включена функциональность продления срока подачи заявок и количество претендентов меньше указанного вами при создании извещения, дата окончания подачи заявок остается доступной для редактирования в течение срока, оговоренного с Оператором при подключении этой функциональности.

1. Нажмите ссылку Редактировать в строке Действия, установите новую дату окончания подачи заявок, нажмите кнопку

Сохранить

и подтвердите перенос даты вперед.

1. Если необходимо Приостановить процедуру нажмите одноименную ссылку в строке Действия в нижней части таблицы извещения.

2. В отобразившейся форме введите номер предписания, наименование органа и загрузите файл с предписанием/решением.

3. Подпишите документ о приостановке процедуры электронной подписью. Отобразится уведомление Процедура успешно приостановлена.

В период приостановки процедуры в правой части страницы Извещение отображается блок со сведениями о приостановке.

4. Чтобы Возобновить процедуру, нажмите соответствующую ссылку в табличной строке Действия на странице Извещение.

5. В отобразившейся форме загрузите сопроводительный документ, заполните поле Основание возобновления проведения процедуры, при необходимости установите отметку Прекратить действие поданных заявок и нажмите кнопку

Возобновить

.
Примечание: при установке отметки Прекратить действие поданных заявок участникам рассылаются уведомления о прекращении действия их заявок и о возможности подать новые. 6. Подпишите отобразившийся документ электронной подписью. При необходимости внесите изменения в извещение, в том числе новые даты окончания подачи заявок, рассмотрения заявок и подведения итогов. Подтвердите перенос дат и нажмите кнопку

Сохранить

.

7. Подпишите изменения электронной подписью.

1. После утверждения протокола вскрытия заявок откройте вкладку Поступившие заявки, или нажмите кнопку Посмотреть заявки в правой части страницы Извещение.

2. Нажмите кнопку Начать рассмотрение заявок и подтвердите действие.

3. Произведите допуск/отклонение участников с помощью отметок Допустить и Отклонить. При необходимости напишите комментарии в текстовых полях и загрузите Дополнительные файлы с помощью кнопок + Добавить файл.

На данном этапе вы можете воспользоваться правом на проведение переторжки, если такая возможность включена Оператором Системы. Подробнее с процедурой переторжки и возможными надстройками в ее рамках вы можете ознакомиться в инструкции Проведение переторжки в запросе цен-предложений.

Размещаемая информация зависит от вида предложения ТРУ, т. е. от объекта закупки. К товарам предъявляют одни требования, а к услугам и работам — другие.

Объект ― товар

Первая часть заявления по закону 223 содержит согласие претендента на условия поставки в соответствии с требованиями заказчика. Предлагает товар, соответствующий характеристикам с перечислением:

  • товарного знака и фирменного названия;
  • номера патента;
  • страны производства и иных данных исходя из типа товара.

Согласно закону, поставщиком может быть размещен аналог, если он полностью соответствует техническим характеристикам. Эти данные необходимо подтвердить документально. Также прикладывают фотографии объекта будущей поставки, проектный эскиз, опытный образец или иные изображения.

Компас для заказчиков по 223-ФЗ: ноу-хау в закупках у малого бизнеса

Если предметом будущего договора выступает работа или услуга, поставщику достаточно известить о своем согласии с условиями. Однако, если выполнение обязательств требует проведения закупок товаров, в документе указывают товарный знак (если это разрешено), параметры, технические характеристики.

Чего нельзя требовать в первой части

Заказчик не имеет права требовать указания иных сведений, чем те, что указаны выше. Это приведет к штрафу: должностному лицу придется заплатить 3 000 рублей в соответствии с частью 4.2 статьи 3.70 КоАП. Также нельзя требовать от участников заполнения технического задания по установленной им форме. Образец можно предоставить, но только в качестве рекомендации.

В свою очередь, поставщик не должен потакать действиям заказчика. Он не обязан исполнять необоснованные требования, указывая информацию, не предусмотренную законом.

С даты прекращения приема предложений у заказчика есть 7 дней на их рассмотрение. Назначенная для этих целей комиссия первоначально изучает их на соответствие требованиям. На этом этапе могут отклонить некоторых претендентов по следующим причинам:

  • предоставление неполных сведений в первой части заявки по 223-ФЗ;
  • несоответствие требованиям, прописанным в документации;
  • предоставление недостоверной или ошибочной информации.
  • Отклонить предложение по этой причине заказчик может на любом этапе, как только это будет обнаружено.

Других причин для отклонения быть не может. Если заказчик решит удалить участника по иным обстоятельствам, ему грозит штраф. Частью 2 статьи 7.30 КоАП предусмотрено наказание должностного лица на сумму от 5 000 до 30 000 рублей.

Если электронный аукцион предусматривает заявку из двух частей, то в первой части заявки указывают техническое предложение: качественные технические характеристики по тому ТРУ, которые исполнитель предлагает к поставке, выполнению или оказанию. При этом в первой части не указывают сведения о компании-поставщике.

Информация о поставщике раскрывается во второй части: реквизиты, ФИО индивидуального предпринимателя, если в торгах участвует ИП, ИНН, паспортные данные. Эта и другая информация часто заполняется на основании профиля организации на ЭТП.

Также во второй части заявки могут быть приложены дополнительные разрешительные документы: лицензия, свидетельство, допуск — это зависит от тематики электронного аукциона.

Прежде чем заполнять вторую часть заявки, нужно подождать, пока рассмотрят первую часть, и получить уведомление о допуске к участию или об отказе. Уведомление размещают в личном кабинете участника на электронной площадке, а также отправляют на электронную почту.

После торгов заказчик рассматривает документы из второй части заявки и определяет, соответствует ли участник закупки требованиям. На этом этапе участник может быть отстранен, поэтому нужно внимательно изучать требования по документации и вовремя обновлять документы, например, такие как решение о назначении руководителя или решение о продлении срока полномочий руководителя организации.

Период проведения приема ответов на техзадания по 223-ФЗ прописан в законе:

Способ поиска поставщика Минимальный срок приема Основание: статья 223-ФЗ
Конкурс 15 дней ч. 7 ст. 3.2
Аукцион 15 дней ч. 19 ст. 3.2
Запрос котировок 5 дней ч. 21 ст. 3.2
Запрос предложений 7 дней ч. 23 ст. 3.2

Период может быть больше установленного законом.

Если заказчик вносит изменения (дополнения), срок действия увеличивается наполовину. Например, при конкурсе в 15 дней, участвовать можно будет еще дополнительные 8 дней.

Для представителей малого и среднего бизнеса сроки другие:

Процедура по 223-ФЗ Сроки подачи
Конкурс и аукцион 7 дней при стартовой цене до 30 млн руб.
15 дней, если цена больше 30 млн руб.
Запрос котировок 4 дня
Запрос предложений 5 дней

В прошлом году произошло размещение новых требований. Принятый в декабре 2020 года Федеральный закон № 452 изменил условия закона 223 при заказе у СМСП. С 1 апреля 2021 года проведение запроса предложений проходит по правилам электронного конкурса. Упразднены квалификационный отбор и подача окончательного предложения.

Протокол — это документальное оформление решения комиссии после изучения первых предложений по 223-ФЗ. Он составляется в тот день, когда все предложения были разобраны. Подлежит обязательной публикации в ЕИС и на электронной торг. площадке.

Протокол включает в себя следующие сведения:

  • порядковый номер для каждого заявления;
  • решение о допуске претендента к участию;
  • отказ с указанием причины.

В протоколе указывается действие каждого члена комиссии — принятое решение в отношении каждого претендента. Если в итоге осталось одно предложение либо прошедших этот этап участников нет вовсе, аукцион считается несостоявшимся. Данные об этом также должны быть отражены в протоколе.

Каждый заказчик будет больше сотрудничать с малым бизнесом и социально ориентированными некоммерческими организациями. Цифры подрастут значительно — с 15 до 25% от общего годового объема закупок.

В таких конкурсах ИП и небольшие ООО конкурируют только между собой — средний и крупный бизнес к участию не допускаются. А значит, у малого бизнеса шансов получить контракт станет больше.

Сейчас способов закупки 11, и неопытные участники могут в них легко запутаться. С 2022 года в списке останется только 3 конкурентных способа:

  • Аукцион — закрытый, электронный, закрытый электронный.
  • Конкурс — закрытый, закрытый электронный, открытый электронный
  • Запрос котировок в электронной форме.

В бумажном варианте будут проводиться закрытые аукционы и конкурсы, все остальные — только в электронном виде.

Заказчикам придется быстрее оплачивать исполненные контракты. В отношении малого бизнеса сроки перечисления средств сократятся так:

  • в текущем году — 15 дней;
  • в следующем году — 10 дней;
  • с 2023 года — 7 дней.

Для остальных поставщиков:

  • сейчас — 30 дней;
  • в 2022 году — 15 дней;
  • с 2023 года — 10 дней.

Ускорятся и сами процедуры. Например, подать ценовое предложение на электронном аукционе нужно будет успеть за 4 минуты, а не за 10 минут, как раньше. А общее время торгов из неограниченного станет ограниченным — не более 5 часов.

При одностороннем расторжении контракта заказчиком у поставщика не будет десятидневного срока на исправление погрешностей. Такое решение будет приходить автоматически.

Сейчас в извещении о закупке содержится только общая информация, а все важные документы прикрепляются рядом. Получается, чтобы найти значимые для поставщиков сведения, нужно перебрать множество файлов. Это неудобно. Поэтому было решено сделать извещение более содержательным, а лишние документы вообще убрать. Теперь все нужные данные будут в извещении — инструкция по заполнению и требование к заявке.

Новые правила не распространяются на закрытые конкурсы и аукционы — там все по-прежнему.

Положения №223-ФЗ регламентируют закупки, которые проводят компании, на половину или более принадлежащие государству, а также их дочерние и зависимые структуры. Также заказчиками по №223-ФЗ выступают:

  • монополии (типичный пример – РЖД), ГУПы и МУПы;
  • организации из регулируемых сфер деятельности (водоснабжение и подготовка, энергетика);
  • различные бюджетные учреждения.

Целью разработчиков №223-ФЗ стала унификация правил проведения закупок и снижение расходования бюджетных средств. Анализ практики применения требований Федерального закона показывает, что поставленные задачи с той или иной степенью успешности были решены.

Главной особенностью №223-ФЗ выступает сравнительно небольшой объем требований к проведению госзакупок. Фактически в тексте Федерального закона содержатся общие правила реализации подобных мероприятий. Детальные условия их проведения разрабатываются непосредственно заказчиками и подлежат официальному опубликованию.

Положениями №223-ФЗ допускается проведение конкурентной закупки одним из следующих способов:

  1. Конкурс. Критерии определения победителя – оптимальное соотношение цены и условий исполнения контракта.
  2. Аукцион. Самая распространенная форма конкурентной закупки. Ключевым параметром для выявления выигравшего участника становится цена его коммерческого предложения.
  3. Запрос предложений. Победитель определяется на основании нескольких критериев, определенных тендерной документацией.
  4. Запрос котировок. Критериев выявление выигравшего участника становится соответствие требованиям из тендерной документации и самая низкая из предложенных цена поставки товара или услуги.
  5. Другие способы проведения государственной закупки, предусматривающие ее конкурентный формат.

Неконкурентной формой тендера по №223-ФЗ выступает закупка у единственного поставщика. Она допускается в строго ограниченных случаях при выполнении нескольких дополнительных условий.

Основная разница между №223-ФЗ и №44-ФЗ состоит в уровне детализации и жесткости требований к участникам закупок. Положения второго из указанных Федеральных законов намного объемнее и досконально регламентируют как процедуру торгов в целом, так и каждый из ее отдельных этапов.

В то же время, требования №223-ФЗ носят общий характер. Они предоставляют заказчикам закупок право определять большую часть условий их проведения самостоятельно. Другими словами, они разрабатывают тендерную документацию собственными силами, хотя и могут при этом использовать шаблоны и многочисленные наработки, которые содержатся в №44-ФЗ.

Еще одним важным отличием становится возможность организации торгов по №223-ФЗ на любых электронных площадках. На сегодняшний день их общее количество превышает полторы сотни. Закупки в рамках №44-ФЗ проводятся исключительно на восьми специально аккредитованных ЭТП.

Еще одним обязательным условием участия в госзакупке по №223-ФЗ становится регистрация на ЭТП, где она проводится. Для этого требуется предоставить ряд документов, включая:

  • паспорт (дли ИП) или комплект учредительной документации (для ООО);
  • регистрационные документы хозяйствующего субъекта;
  • документы, подтверждающие полномочия руководителя;
  • налоговую или финансовую отчетность;
  • документацию, подтверждающую квалификацию персонала;
  • при необходимости – лицензии, разрешения, сертификаты и т.д.

Первым и главным правилом для участников госзакупок становится внимательное изучение тендерной документации. При отсутствии собственных специалистов по данному вопросу реальным способом грамотного оформления и подачи заявки становится приглашение консалтинговой фирмы. Дополнительные расходы компенсируются гарантированным участием в госзакупках.

С 1 апреля 2021 года произойдут новшества в порядке проведения конкурентных электронных закупок среди субъектов МСП.

Во-первых, проведение электронного конкурса будет осуществляться без квалификационного отбора участников. Ранее это был один из обязательных этапов процедуры.

Во-вторых, электронный запрос предложений будет проводиться по правилам, предложенным для электронного конкурса. Подача окончательного предложения (дополнительного ценового предложения) новыми правилами не предусматривается.

Для заявки на участие в электронном аукционе предлагается структура из двух частей:

  1. Предложение по предмету закупки.

  2. Обязательные документы и информация, кроме ценового предложения.

Для заявки на участие в электронном запросе котировок потребуются только документы и информация, если это будет определено в закупочных документах.

Федеральный закон № 44 жестко фиксирует все правила, касающиеся проведения закупок государственными и муниципальными заказчиками. Так, в нем описаны действия последних, начиная с этапа планирования и заканчивая осуществлением мероприятий, направленных на контроль качества работы исполнителя. А вот благодаря закону 223-ФЗ некоторые категории заказчиков получают большую свободу действий.

С данным документом работают заказчики, на которых распространяется действие закона 223-ФЗ. Однако нужно понимать, что аукционный перечень по 223-ФЗ нельзя назвать аукционным списком. Представленные здесь ТРУ закупаются только после проведения торгов а электронном формате, но необязательно при помощи проведения аукциона.

Действующий документ № 616 от 21.06.2012 г. утвержден ПП РФ, и в этом году в него не вносились поправки.

Назовем некоторые ТРУ и их коды из аукционного перечня по 223-ФЗ:

  • 10.72.130 – бумажная пряжа;
  • 12.30.170 – одежда для поддержания физической формы;
  • 1 – полиграфические и печатные услуги;
  • 20.24.130 – бинты для медицинских целей;
  • 19.60.111 – хирургические перчатки;
  • 19.71.110 – презервативы;
  • 19.23.110 – посуда для лабораторий;
  • 19.23.130 – стеклянные ампулы;
  • 99.29.110 – металлические магниты;
  • 99.29.190 – продукция из недрагоценных металлов;
  • 22.15.120 – погрузчики;
  • 23.11.110 – пишущие машины;
  • 23.13.120 – кассовые аппараты;
  • 10.2 – легковые авто;
  • 01.1 – мебель для офисов и предприятий торговли;
  • 99.13.120 – ручки;
  • 00.1 – вода;
  • 11.1 – книги;
  • 2 – услуги по чистке и уборке.

Полный аукционный перечень можно посмотреть здесь.

Руководитель направления по работе с органами государственной власти (АО «ЕЭТП»)

Эксперт в сфере закупок Начальник сектора закупок Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга

В качестве дополнительных, но необязательных этапов, могут выступать следующие пункты:

  • переторжка. Данная процедура представляет собой дополнительную корректировку ценовых предложений, при сохранении всех прочих условий. Она производится после предварительного рассмотрения заявок, а ее дата указывается в правилах проведения закупочной процедуры;
  • предквалификационный отбор. Процедура применяется в основном крупными корпорациями, нуждающимися в товарах и услугах со сложными техническими и эксплуатационными характеристиками. Смысл в составлении списка потенциальных поставщиков, на основе просмотра их заявок снабженных требуемой квалификационной документацией.

Особенности открытого запроса котировок по Закону № 223‑ФЗ

Федеральный закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ

Ряд поправок, которые вошли в новеллу:

  • изменится количество способов закупок: их станет меньше;
  • будут пересмотрены сроки проведения процедур на некоторых стадиях;
  • полностью исчезнет закупочная документация;
  • появятся некоторые нюансы по части осуществления закупочных мероприятий;
  • начнут действовать изменения по части обеспечительных мер;
  • обновится список требований к кандидатам на госконтракт;
  • заработает новый порядок обжалования действий или бездействия заказчика, оператора торговой площадки;
  • и многое другое.

Федеральный Закон от 01.07.2021 № 277-ФЗ

  • обновятся условия и требования в процедурах для представителей СМП и СОНКО;
  • сократятся сроки для оплаты по исполненным обязательствам.

Федеральный Закон от 02.07.2021 № 344-ФЗ

  • закупки по 44-ФЗ смогут осуществлять другие субъекты.

Постановление Правительства РФ от 07.07.2021 № 1128

  • будет пересмотрено проведение процедур для представителей СМП.

В следующих разделах статьи остановимся подробнее на ключевых изменениях в сфере закупок.

С 1 января 2022 года исполнители контрактов будут получать оплату за выполненные обязательства быстрее, чем было до этой даты. Сокращение сроков оплаты коснулось не только представителей малого бизнеса, но и остальных поставщиков (277-ФЗ от 01.07.2021 г.).

  1. Для оплаты работ исполнителей-представителей СМП с 1 января 2022 года – до 10 дней, а на перспективу с 1 января 2023 срок оплаты будет уменьшен еще до 7 дней (сравним: в 2021 году у заказчиков на оплату контрактов было 15 дней).
  2. Для всех остальных с 1 января 2022 года заказчикам нужно будет оплатить контракт в 15-дневный срок, а с начала 2023 года максимальное время оплаты – 10 дней (сравним: в 2021 году оплатить исполненные обязательства необходимо было максимум за 30 дней).

Глобальные изменения коснутся порядка проведения закупочных мероприятий. Можно сказать, что останутся только знакомые названия, а все остальное подвергнется радикальной «перекройке».

Например, быстрее будет проходить электронный аукцион, так как упростится порядок его осуществления:

  1. Вместо 2-х частей заявки теперь нужно будет подавать так называемую единую заявку.
  2. Страну происхождения товара нужно будет указывать в единой заявке в соответствии с классификатором стран мира (а не в 1-ой части заявки, как было по старому сценарию).
  3. Отпадет необходимость декларировать причастность к СМП.
  4. Заказчики смогут вносить изменения в извещение за 1 день рабочий день до окончания срока приема заявок, то есть, если пошли последние сутки, то изменения вносить уже запрещено (сравним: старый срок – не позже 2-х рабочих дней до конца приема заявок).
  5. Торги по электронному аукциону будут проводиться через 2 часа после завершения времени приема заявок.
  6. Непосредственно на торгах участник подавал ценовое предложение и начинался отсчет 10 минут для следующего участника, чтобы он мог «перебить» предыдущую цену, а в 2022 году этот срок будет сокращен до 4-х минут.
  7. Будет установлен лимит на время проведения торгов – максимум 5 часов (сравним: раньше время торгов не было ограничено).

Заполнение заявок на участие в электронном аукционе и в запросе котировок в электронной форме будет аналогичным, разница только в сроках и способах подачи предложения о цене.

Некоторые документы будут полностью исключены для процедур. Конкурентные электронные закупки будут проводиться без документации. Требования к заявке и правила по ее подготовке войдут в форму извещения о проведении мероприятия.

Для большинства закупок извещение об их проведении станет главным документом, в котором будут даваться все необходимые сведения. На сегодняшний день алгоритм пока такой: в извещении указана только общая информация, а для конкретизации некоторых моментов нужно будет открыть документацию о закупке, которая идет вместе с извещением.

Закупочная документация никуда не исчезнет для закрытых конкурентных мероприятий – конкурсов и аукционов закрытого формата.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *