Какой банк государственный в России 2022 году

Автор: | 30.12.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какой банк государственный в России 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Перечень меняется в течение двух лет подряд. В обоих случаях изменения представлены в виде расширения списка. Каждый год добавляется по одной кредитной организации. В 2021 таковой стал Тинькофф Банк. Можно отметить, что только такой формат трансформации списка использовал ЦБ. На текущий момент никто из него не исключался.

За все время определения системообразующих финансовых институтов, то есть с 2015 года, добавилось три структуры. Соответственно, изначально их было десять. Спустя два года – в 2017 соответствующий статус получил МКБ. Еще через три – Совкомбанк. Таким образом системно значимые банки 2022 года достигли списка из 13 пунктов. До осени меняться он не будет.

На фоне всех структур выделяется новоиспеченный участник. Тинькофф Банк является полностью дистанционной кредитной организацией. То есть не располагает собственными отделениями. Вся взаимосвязь с клиентами выполняется онлайн или через курьеров. За счет чего услугами этого финансового института могут воспользоваться жители почти любого региона России. Невзирая на то, что у него есть всего три офиса.

ЦБ РФ постоянно модернизирует принцип определения основных игроков рынка. Не стали исключением и системно значимые банки 2022 года, которые формировались оп новым правилам, внедренным Указанием регулятора № 5778-У от 13.04.2021 года. За счет этого перечень и был расширен до 13 кредитных организаций.

На текущий момент расчет выполняется по разным параметрам. Они, как это было раньше, не ограничиваются только двумя параметрами. Во-первых, активами финансового института. Во-вторых, объемом вкладов. Теперь перечень учитываемых показателей, которые позволяют включить кредитную организацию в список, гораздо шире:

  • Размер структуры по ее активам;
  • Взаимосвязь с другими представителями финансового рынка, как по привлеченным, так и вложенным средствам;
  • Объем вкладов физлиц;
  • Международная активность, оцениваемая в денежном эквиваленте по вложениям и привлечению иностранного капитала;
  • Совокупный результат по всем указанным пунктам.

Если говорить о комплексном показателе, которому должны соответствовать все системно значимые банки, в том числе и на 2022 год, то он касается только активов. Доля рассматриваемых кредитных организаций, которых в текущем году 13, от общих ресурсов банковского сектора должны быть не менее 60%. На момент формирования перечня она находилась на уровне 77%.

Этот список составлен ЦБ и регулярно обновляется. Он показывает самые крупные по активам и вкладам населения кредитные организации, которые занимают в общем до 70% всего рынка:

  1. Сбербанк,
  2. Газпромбанк,
  3. Юникредит банк,
  4. ВТБ,
  5. Тинькофф банк,
  6. Московский кредитный банк,
  7. Альфа-банк,
  8. банк «ФК Открытие»,
  9. Росбанк,
  10. Промсвязьбанк,
  11. Райффайзенбанк,
  12. Россельхозбанк,
  13. Совкомбанк.

Рейтинг банков по надежности по данным Центробанка на 2022 год

Контрольный пакет акций банка принадлежит государству (напрямую или косвенно), включая различные субъекты РФ или муниципальные образования. Доля государства всегда превышает 50% акций. Особенностями таких банков являются устоявшаяся клиентская база, административный ресурс, возможность получения помощи от государства, относительно невысокие ставки по вкладам и (необязательно) кредитам.

Контрольный пакет акций принадлежит не государству, а частным или иностранным владельцам. Однако государство (напрямую или косвенно, включая различные субъекты РФ или муниципальные образования) имеет в капитале банка долю от 15% до

Как показывает практика, банки, где государство обладает контрольной долей в капитале (более 50% акций), практически всегда получают помощь в случае появления финансовых затруднений (в виде вливаний в капитал или процедуры санации). Для клиентов государственного банка крайне мала (но не равна нулю) вероятность потерять в нем свои средства и сбережения. Отметим, что чем большая доля в капитале приходится на государственные структуры, тем больше вероятность получения финансовой помощи. Также следует учитывать, что государство может владеть банком напрямую, через муниципальные и республиканские администрации, через коммерческие структуры (где государство владеет контрольным пакетом) и т.д. Уровень надежности таких банков неравнозначен. Бывали случаи, когда отзывались лицензии у банков, значительными пакетами в которых владели муниципальные образования, власти субъектов РФ, госкомпании.

Тип банка Описание Уровень риска
Государственный Контрольный пакет акций банка принадлежит государству (напрямую или косвенно), включая различные субъекты РФ или муниципальные образования. Доля государства всегда превышает 50% акций. Низкий
Госучастие

Контрольный пакет акций принадлежит не государству, а частным или иностранным владельцам. Однако государство (напрямую или косвенно, включая различные субъекты РФ или муниципальные образования) имеет в капитале банка долю от 15% до 50%. Банком (долей в нем) владеет либо правительство РФ, либо администрация субъекта РФ, либо администрация муниципального образования.

Умеренный
  • Банки России
  • Список ликвидированных банков
  • Список санируемых банков в России
  • Список небанковских кредитных организаций (НКО) Российской Федерации
  • Список банков, допустивших реструктуризацию своих обязательств
  • Список банков в России 2021
  • Список банков в России 2020
  • Список банков в России 2019
  • Список банков в России 2018
  • Список банков в России 2017
  • Список банков в России 2016
  • Список банков в России 2015
  • Список банков в России 2014
  • Список банков в России 2013
  • Список банков в России 2012
  • Список банков в России 2011
  • Список банков в России 2010
  • Список государственных банков России 2021
  • Список банков с иностранным капиталом
  • Крупнейшие банки
  • Список частных банки России
  • Список банков, у которых отозвали лицензию
  • Отозванные лицензии банков в 2021 году список
  • Отозванные лицензии банков в 2020 году список
  • Отозванные лицензии банков в 2019 году список
  • Отозванные лицензии банков в 2018 году список
  • Отозванные лицензии банков в 2017 году список
  • Отозванные лицензии банков в 2016 году список
  • Отозванные лицензии банков в 2015 году список
  • Отозванные лицензии банков в 2014 году список
  • Отозванные лицензии банков в 2013 году список
  • Отозванные лицензии банков в 2012 году список
  • Отозванные лицензии банков в 2011 году список
  • Отозванные лицензии банков в 2010 году список

Контролируемые государством российские банки

  • Банки Москвы
  • Банки Санкт-Петербурга
  • Банки Республики Татарстан (Татарстана)
  • Банки Свердловской области
  • Банки Саратовской области
  • Банки Ростовской области
  • Банки Самарской области
  • Банки Краснодарского края
  • Банки Тюменской области
  • Банки Ханты-Мансийского автономного округа
  • Банки Челябинской области
  • Регионы регистрации банков
  • SWIFT коды российских банков
  • Справочник БИК банков РФ
  • Руководители банков России
  • Лицензии банков
  • Официальные сайты банков
  • Хроника созданий, ликвидаций и отзыва лицензий
  • Банки России — история изменения реквизитов
  • Отчетность
  • Новости
  • Отзывы о банках России
  • Форум о банках

Под понятием «государственные» кредитные организации скрываются разные схемы:

  • полный контроль – 100% акций (Россельхозбанк, Промсвязьбанк и др.);
  • владение контрольным пакетом акций – более 51); остальные акционеры могут быть даже иностранными участниками. Такие организации называют банки с государственным участием;
  • владение организациями, которые контролируют кредитное учреждение. То есть акционером является не правительство напрямую, а подконтрольные ему учреждения. Такая схема действует, например, в Газпромбанке;
  • передача управления в период санации или на стадии объявления банкротства. Если учреждение удается оздоровить, то чаще всего оно переходит к государству.

В этом вопросе нет однозначного решения. С одной стороны, они стабилизируют рынок за счет проведения политики по снижению ставок, создают тенденцию в ипотечном секторе кредитования. Клиенты доверяют таким учреждениям, понимая, что в любой кризисной ситуации государство поддержит организацию с помощью льготных кредитов.

Еще один плюс госбанков – создание финансовой системы для тех отраслей экономики, которой не хотят заниматься частные лица. Яркий пример – сельское хозяйство.

Однако, кредитование по низким ставкам создает нечестную конкуренцию на банковском рынке. Негосударственным коммерческим кредитным организациям становится сложнее работать.

В европейский странах государственные кредитные организации выступают обычно в качестве регуляторов и не выходят на коммерческие рельсы. В России тоже наблюдается тенденция по снижению их доли в общей банковской системе.

Краткое резюме плюсов госбанков:

  • уменьшение бюджетного деф.;
  • стабилизация экономических показателей;
  • продвижение финансовой политики ЦБ РФ.

Многие полагают, что Сбербанк — именно тот самый банк, который на все сто принадлежит правительству. Но это мнение ошибочное. Он таким является, но только на половину. Правительство держит контрольный пакет акций — 52%. Все остальное находится у частных инвесторов, причем 45% из них — нерезиденты России.

Для начала рассмотрим полный список государственных банков 2021 года, которые на 100% являются такими:

  • Россельхозбанк, на 100% принадлежит Росимуществу;
  • Открытие. Перешел в собственность Центрального Банка по итогу санации. Принадлежит ему на 99,9%; (передача в частные руки планируется весной 2022 года)
  • РГС банк — 96,26 % у ПАО ФК “Открытие”
  • Связь-Банк, (в конце 2019 выкуплен Промсвязьбанком, 1 мая завершился процесс по его присоединению к Промсвязьбанку);
  • Промсвязьбанк — все активы банка принадлежат Росимуществу;
  • МСП Банк — создан государством для поддержки бизнеса, с 21.04.2016 принадлежат акционерному обществу «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства»
  • Крайинвестбанк, ликвидирован, в 2020 году присоединен к РНКБ
  • РНКБ Банк — 100% акций в собственности Росимущества;
  • АО «Банк ДОМ.РФ» — 100% акций, имеющих право голоса у Росимущества
  • Российский капитал — все активы находятся в собственности банка «ДОМ.РФ»
  • Банк Траст — 97,7% активов перешло к ЦБ РФ, еще 1,3% принадлежат ПАО Банк «ФК Открытие»
  • Росэксимбанк — акционеры АО «ЭКСАР» (61% акций) и АО «Российский экспортный центр» (39%), обе компании являются дочерними стуктурами ВЭБ.РФ.
  • Новикомбанк — 100% акций у ГК “Ростех”
  • АО Оренбург Банк — 99,7 % голосующих акций принадлежит Оренбургской области в лице МПР Оренбургской области
  • Банк Элита — 100% принадлежит Калужской области
  • Азиатско-Тихоокеанский Банк — процесс санации, полностью принадлежит Центробанку
  • МИнБанк — также находится в процессе санации, под полным контролем ЦБ РФ
  • Роскосмосбанк — 100% активов у Роскосмос
  • Генбанк — 72,45% акций у АСВ, 6,89% у Республика Крым и 6,89% у города Севастополь

Как видно, из ТОП-10 банков страны лишь два по сути относятся к государственным. Но это не означает, что другие компании ненадежные. Многие частные компании десятилетиями работают на рынке и заслужили положительную репутацию.

Мы рассмотрели список государственных банков России, которые полностью принадлежат РФ. Но есть много банков, в которых контрольный пакет акций принадлежит той или иной государственной структуре.

Вот в этом секторе как раз и находятся самые востребованные среди россиян компании — ВТБ (60,9% голосующих акций в собственности Росимущества) и Сбербанк (52,3% голосующих акций в собственности Министерства Финансов). Также к таким организациям относится Почта Банк. АО «Почта России» и ПАО «ВТБ» принадлежит по 49,99% акций.

То есть компании, в которых правительство держит часть пакета акций, но это доля меньше 50%, не контрольная. Часто государство имеет в них большой вес, но окончательные решения принимают частные инвесторы. Туда входят:

  • Ак Барс;
  • Банк Казани;
  • Хакасский муниципальный банк;
  • Екатеринбург;
  • Сетелем (контрольный пакет — у Сбербанка);
  • Кредит Урал Банк;
  • Черноморский банк реконструкции и развития;
  • Сибсоцбанк;
  • Йошкар-Ола;
  • Расчетные решения;
  • Ю Money (единственный акционер — Сбербанк).
  • Газпромбанк
  • ВБРР (Всероссийский Банк Развития Регионов)
  • Дальневосточный банк
  • ПАО Банк ЗЕНИТ
  • АО Енисейский объединенный банк
  • АО Алмазэргиэнбанк
  • АО «БМ-Банк»

Если изучить полный список банков России, то можно прийти к выводу, что крупных государственных структур в этой области не так много. Но выбор все же есть. Такие компании можно назвать самыми надежными для размещения средств. Они выстоят даже в непростой экономической ситуации. Именно поэтому граждане часто выбирают их для размещения вкладов.

Но во всем остальном — это обычные банки, которые ничем не отличаются от тех, что находятся в частных руках. Более того, именно частные компании предлагают более высокий процент по вкладам, поэтому их услуги тоже востребованы. Там без опасений можно открывать счета и карты. В любом случае все счета граждан застрахованы.

Какие банки являются государственными?

А вот Почта-Банк не принадлежит государству напрямую. Его акционерами являются ВТБ и «Почта России». Но поскольку сами они являются госструктурами, то и Почта-Банк также относится к разряду госбанков.

«Сетелем Банк» является дочерним банком ПАО Сбербанк. «НОВИКОМБАНК» на 100 процентов контролируется госкорпорацией «Ростех». «Роскосмосбанк» принадлежит Промсвязьбанку, а «Росгосстрах банк» — банку «Открытие».

Среди государственных сегодня есть банки, которые сначала были частными. Например, Промсвязьбанк и «Открытие». Оба они в 2017 году испытывали финансовые трудности, и чтобы не допустить серьезных проблем с обманутыми вкладчиками, ЦБ взял их под свою опеку.

Сегодня 100% голосующих акций ПСБ принадлежит Российской Федерации в лице Росимущества, а «Открытие» находится под контролем Центробанка. Кстати, через несколько лет банк «Открытие» перестанет быть государственным. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина сообщила, что весной 2022 года он может быть продан в частные руки.

Можно также выделить группу банков с государственным участием в капитале. Они могут не полностью принадлежать организациям, которые контролируются госструктурами, а лишь частично.

Например, 62,66% акций банка «Зенит» принадлежит компании «Татнефть». А она в свою очередь почти на треть принадлежит АО «Связьинвестнефтехим», единственным акционером которой является Республика Татарстан.

Одним из акционеров банка Заречье (16,35% акций) является Казанский вертолетный завод, входящий в российский вертолетостроительный холдинг «Вертолеты России» госкорпорации «Ростех».

АК БАРС

госбанк

Акибанк

с госучастием

Алмазэргиэнбанк (АЭБ)

госбанк

Банк ДОМ.РФ

госбанк

Банк Казани

с госучастием

Банк Оренбург

госбанк

ВБРР

госбанк

ВТБ

госбанк

Газпромбанк

госбанк

Генбанк

с госучастием

.

Еврофинанс Моснарбанк

с госучастием

Екатеринбург

с госучастием

Енисейский объединенный банк

с госучастием

Заречье

с госучастием

Зенит

с госучастием

Йошкар-Ола

госбанк

Банк КУБ

госбанк

МСП Банк

госбанк

Национальный Клиринговый Центр

с госучастием

Новикомбанк

госбанк

.

Почта Банк

госбанк

Промсвязьбанк (ПСБ)

госбанк

Росгосстрах Банк

госбанк

Роскосмосбанк

госбанк

Россельхозбанк

госбанк

РФК банк

госбанк

РНКБ Банк

госбанк

Росэксимбанк

госбанк

Сбербанк

госбанк

Сетелем Банк

госбанк

.

Сибсоцбанк

госбанк

ФК Открытие

госбанк

Хакасский муниципальный банк

с госучастием

Банк ЧБРР

госбанк

Элита

госбанк

.

Банк Доля участия

В силу закона

Банк России (Центральный банк Российской Федерации) 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
Внешэкономбанк (Банк развития и внешнеэкономической деятельности) (деятельность регулируется специальным законом №82-ФЗ «О банке развития»)

Полное участие

АО «Россельхозбанк» 100% акций, имеющих право голоса (Росимущество)
РНКБ Банк (Российский Национальный Коммерческий Банк) 100% (Росимущество)
АО «Банк ДОМ.РФ» 100% акций, имеющих право голоса (Росимущество)
Промсвязьбанк 100% Росимущество
АО «МСП Банк» 100% Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (акционеры: 71,9626% — Росимущество, 28,0374% — ВЭБ.РФ)
АО РОСЭКСИМБАНК 100% — Внешэкономбанк
Банк Элита 100% — Калужская область
Роскосмосбанк 100% — Роскосмос
АКБ «НОВИКОМБАНК» 100% — «Ростех»
АО «РФК-банк» 100% — «Ростех»

Частичное участие

Сибсоцбанк 99,94% — Алтайский край
АО Банк Оренбург 99,76% — Оренбургская область
АО Алмазэргиэнбанк 98,94% — Республики Саха (Якутия)
АО Черноморский банк развития и реконструкции (Банк ЧБРР) 98,14% — Республики Крым
Акционерное общество «Всероссийский банк развития регионов» (ВБРР) 84,67% принадлежит НК «Роснефть»
ПАО Банк Йошкар-Ола 77,91% — Республика Марий Эл
ВТБ (ПАО) 60,93% акций принадлежит государству (Росимущество)
АО «Почта Банк» 49,999994% — ВТБ
49,999994% — (Росимущество)
АК БАРС 71,87% — Республика Татарстан
ПАО Банк ЗЕНИТ 88,298% — Республика Татарстан
Сбербанк 52,32% принадлежит Министерству финансов РФ
КБЭР «Банк Казани» 39,997% — город Казань
АО Газпромбанк 49,87% — Росимущество
41,58% — ПАО Газпром, вкл. дочерние компании
8,53% — Внешэкономбанк
КБ Солидарность 49,72% — г. Москва
ПАО Банк Екатеринбург 29,29% — г. Екатеринбург
АО Енисейский объединенный банк 28,61% — Красноярский край
Хакасский Муниципальный Банк 26,0421% — г. Абакан
Еврофинанс Моснарбанк Структура владения скрыта

Косвенное участие

АО «БМ-Банк» 100% — Банк ВТБ
«Кредит Урал Банк 100% — Газпромбанк (42,7% через ООО «Новфинтех»)
Росгосстрах Банк 96,26% — ФК Открытие
Сетелем Банк 79,2% — ПАО Сбербанк

Контроль государства

Банк ФК Открытие 100% Центральный банк
Генбанк 72,45% АСВ
6,89% Республика Крым
6,89% город Севастополь
ТРАСТ 97,70% Банк России
1,3% ФК Открытие
МИнБанк 100% Банк России
Также на санации:

В общей список не включены:

  • Кредитные организации, доля государственных компаний в которых менее 25%. Например: Акибанк (8,24% — Республика Татарстан), Заречье (16% — Ростех), Дом-Банк (16% — Домодедово);
  • НКО. Например Юмани (Сбербанк), Расчетные Решения (Сбербанк), МОБИ.Деньги (ВТБ) и др.;
  • Данные, о которых скрыты в официальных источниках. Например: Национальный Клиринговый Центр (ММВБ-РТС), Российская финансовая корпорация (Ростех), Еврофинанс Моснарбанк, Национальный Расчетный Депозитарий (ММВБ-РТС).

В Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики Банк России ежегодно раскрывает цели и подходы к реализации денежно-кредитной политики, отражает свой взгляд на текущее состояние экономики и ее развитие в среднесрочной перспективе.

Основная цель денежно-кредитной политики Банка России — обеспечение ценовой стабильности. С 2015 года Банк России проводит денежно-кредитную политику в соответствии с режимом таргетирования инфляции, стремясь поддерживать годовую инфляцию вблизи 4% постоянно. В рамках данного режима Банк России воздействует на денежную сферу, финансовые рынки и экономику в основном с помощью ключевой ставки и сигнала о дальнейших решениях. Решения об уровне ключевой ставки и сигнале принимаются на основе анализа текущих экономических тенденций и макроэкономического прогноза. При этом Банк России стремится оперативно и полно раскрывать информацию о проводимой денежно-кредитной политике, придерживаясь принципа информационной открытости.

Ситуация в экономике в 2021 году и оценка Банком России перспектив ее развития изменились по сравнению с 2020 годом. Несмотря на эпизоды ухудшения эпидемической ситуации, восстановление мировой экономики в конце 2020 — 2021 году продолжалось. При этом быстрое расширение спроса происходило в условиях значимых ограничений со стороны предложения. Во многом они были связаны с нарушением глобальных производственных и логистических цепочек из-за вводимых противоэпидемических мер, что также приводило к росту цен на мировых товарных рынках. В результате в большинстве стран существенно усилилось инфляционное давление.

Российская экономика не стала исключением. В III квартале 2020 года началось ее восстановление, а уже в II квартале 2021 года российская экономика одной из первых в мире вернулась к докризисному уровню. Существенную поддержку оказали бюджетные меры и значимое смягчение денежно-кредитной политики в 2020 году. В то же время восстановление было неоднородным, и во многих секторах экономики уже в начале 2021 года рост спроса опережал возможности по наращиванию предложения. В этих условиях компаниям было проще переносить растущие издержки в цены товаров и услуг. Дополнительное давление на цены оказывало смещение предпочтений населения в пользу текущих покупок товаров длительного пользования. Инфляция и инфляционные ожидания населения и бизнеса росли. Повышенные инфляционные ожидания формировали риски более значительного и продолжительного отклонения инфляции от цели за счет вторичных эффектов. В этой ситуации с конца 2020 года Банк России ужесточал сигналы о своих будущих действиях, а в марте 2021 года приступил к повышению ключевой ставки. Банк России оценивал продолжительность действия факторов, влиявших на экономику и инфляцию, и устойчивость формировавшихся экономических тенденций. Принимая решения по денежно-кредитной политике, Банк России также учитывал, что при высоких и незаякоренных инфляционных ожиданиях денежно-кредитные условия могут оставаться мягкими более продолжительное время. В результате к ноябрю 2021 года ключевая ставка была повышена на 3,25 п.п., до 7,50% годовых.

Дальнейшие решения Банка России по денежно-кредитной политике будут зависеть от развития ситуации в мировой и российской экономике. В базовом сценарии Банк России предполагает, что течение пандемии коронавируса будет контролируемым, в том числе в результате успешного продолжения вакцинации, рост мирового спроса замедлится после периода восстановления, а наблюдаемое усиление инфляционного давления постепенно снизится. Цены на нефть в этих условиях постепенно снизятся, чему также будут способствовать расширение квот в рамках соглашения ОПЕК+ и повышение предложения нефти. После ускоренного восстановительного роста в 2021 году российская экономика будет расти темпами, близкими к потенциальным. В условиях расширения возможностей для зарубежных поездок, снижения темпов роста розничного кредитования и нормализации бюджетной политики потребительская активность замедлится. Инвестиционная активность вернется на долгосрочный устойчивый уровень по мере стабилизации темпов роста мировой и российской экономики и подстройки производственных и логистических мощностей. Снижение инфляции до целевого уровня ожидается к концу 2022 года. Для обеспечения такой динамики Банк России будет поддерживать ключевую ставку в диапазоне 7,3 — 8,3% годовых в среднем в 2022 году. По мере снижения инфляционных ожиданий и замедления роста потребительских цен ключевая ставка вернется в долгосрочный нейтральный диапазон 5 — 6% годовых.

В дополнение к базовому сценарию Банк России рассматривает три альтернативных сценария. Ключевыми развилками выбраны те факторы, в динамике которых в настоящее время отмечается наибольшая неопределенность. Это эпидемическая обстановка в России и в мире (появление новых опасных штаммов коронавируса и более масштабное введение ограничительных мер), темпы восстановления мирового спроса, в том числе на товары российского экспорта, разная степень реакции крупнейших центральных банков на ускорение мировой инфляции и ее последствия для мировых финансовых рынков. Развитие событий в рамках того или иного сценария может потребовать от Банка России соответствующей корректировки денежно-кредитной политики для обеспечения возвращения инфляции к цели в среднесрочной перспективе.

Защита и обеспечение устойчивости рубля являются одной из основных функций Банка России в соответствии с Конституцией Российской Федерации1 и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Банк России обеспечивает устойчивость рубля посредством поддержания ценовой стабильности, в том числе для формирования условий сбалансированного и устойчивого экономического роста. Ценовая стабильность является основной целью денежно-кредитной политики и означает устойчиво низкую инфляцию. Это важный элемент благоприятной среды для жизни людей и ведения бизнеса.

При стабильно низкой инфляции обеспечивается устойчивость покупательной способности национальной валюты — рубля. В этих условиях заработные платы, пенсии и другие доходы, а также сбережения населения и предприятий в национальной валюте защищены от значимого непредсказуемого обесценения. Это в том числе позволяет поддерживать уровень жизни, а также более уверенно планировать расходы, включая долгосрочные.

Ценовая стабильность является важным условием поддержания социальной стабильности. Низкая и стабильная инфляция прежде всего защищает домашние хозяйства с невысоким уровнем дохода. Такие домашние хозяйства имеют возможность покупать недорогие товары первой необходимости и при существенном росте цен не могут переключиться на более дешевые аналоги. При высокой инфляции они вынуждены сокращать потребление, что ухудшает качество их жизни. При прочих равных условиях высокая инфляция способствует росту социального неравенства за счет более негативного влияния на динамику доходов менее защищенных слоев населения2.

Низкая и стабильная инфляция благоприятна для ведения бизнеса. Она способствует повышению доступности долгового и долевого финансирования для компаний. Высокая и волатильная инфляция является источником рисков для участников экономических отношений, в том числе для банков и их клиентов. Повышенная инфляционная премия закладывается банками в уровни процентных ставок. Низкая и стабильная инфляция, напротив, снижает риски банков, что при прочих равных условиях способствует формированию процентных ставок по кредитам на более низком уровне. Не только российские банки, но и внутренние инвесторы — физические лица и компании, а также иностранные инвесторы с большей готовностью предоставляют финансовые ресурсы в странах с предсказуемой экономической средой, неотъемлемый элемент которой — стабильно низкая инфляция.

При ценовой стабильности компаниям и населению проще осуществлять финансовое и инвестиционное планирование. Стабильно низкая инфляция вносит вклад в формирование условий для долгосрочного роста сбережений и инвестиций и, как следствие, для устойчивого и сбалансированного роста экономики. Таким образом, денежно-кредитная политика способствует решению общей задачи экономической политики: ускорение темпов экономического роста при сохранении макроэкономической стабильности. Это, в свою очередь, будет содействовать устойчивому росту общественного благосостояния.

Способствуя росту доверия к национальной валюте, ценовая стабильность создает условия для снижения валютизации активов и обязательств в экономике. Это повышает устойчивость экономики к изменению внешних условий.

Обеспечивая устойчивость рубля посредством поддержания ценовой стабильности, Банк России придерживается режима свободно плавающего валютного курса. Это означает, что курс иностранной валюты к рублю определяется рыночными силами, а Банк России в нормальных условиях не проводит интервенций на внутреннем валютном рынке в целях поддержания определенного уровня курса или скорости его изменения. При этом Банк России может проводить операции с иностранной валютой на внутреннем рынке в целях противодействия факторам финансовой нестабильности. Плавающий валютный курс действует как «встроенный стабилизатор», позволяя экономике подстраиваться под изменение внешних условий и сглаживая воздействие на нее внешних факторов3. Плавающий валютный курс также позволяет Банку России проводить самостоятельную денежно-кредитную политику, снижая ее зависимость от экономической политики других стран и внешнеэкономической ситуации в целом.

Денежно-кредитная политика создает необходимые условия для развития экономики, но сама по себе не может обеспечить устойчивое повышение экономического потенциала. В долгосрочной перспективе основными факторами, определяющими потенциал роста экономики, являются накопление капитала, изменение численности трудовых ресурсов, рост производительности труда и капитала, в том числе в результате применения более эффективных форм труда и внедрения новых технологий. Обеспечивая низкую и стабильную инфляцию, денежно-кредитная политика вносит вклад в формирование предсказуемой экономической среды, что является важным условием для увеличения инвестиций компаний и дальнейшего роста. В то же время денежно-кредитная политика напрямую не может воздействовать на производительность факторов производства и внедрение технологий. Стремясь поддерживать ценовую стабильность, центральный банк влияет на динамику внутреннего спроса и, как следствие, на интенсивность использования факторов производства. Таким образом, денежно-кредитная политика способствует поддержанию выпуска экономики вблизи потенциального, но не определяет экономический потенциал. Это задает контрциклический характер денежно-кредитной полит��ки (см. подраздел «Основные принципы денежно-кредитной политики»).

В рамках стратегии таргетирования инфляции Банк России придерживается следующих основных принципов денежно-кредитной политики:

— установление публичной количественной цели по инфляции;

— применение ключевой ставки и коммуникации как основных инструментов денежно-кредитной политики;

— принятие решений по денежно-кредитной политике на основе макроэкономического прогноза;

— информационная открытость.

Установление постоянно действующей публичной количественной цели по инфляции

Банк России задает количественную цель по инфляции и объявляет ее, чтобы население, бизнес, участники финансового рынка могли учитывать ее при планировании своей деятельности и принятии решений. Для достижения цели по инфляции Банк России реализует денежно-кредитную политику.

Целью денежно-кредитной политики является поддержание годовой инфляции вблизи 4% постоянно (см. врезку 1 «Почему Банк России стремится поддерживать инфляцию вблизи 4%»). Формулировка «вблизи 4%» отражает допустимость небольших колебаний инфляции вокруг 4%. Эти колебания носят естественный характер, поскольку экономика представляет собой сложную систему взаимосвязей, цены формируются под влиянием множества факторов и денежно-кредитная политика воздействует на динамику цен опосредованно через спрос с определенными лагами во времени.

Цель по инфляции установлена для годового темпа прироста потребительских цен, то есть изменения за последние 12 месяцев общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением. Темп прироста потребительских цен определяется на основе индекса потребительских цен (ИПЦ), рассчитываемого Росстатом по России. При этом на рынках отдельных товаров и услуг, а также в различных регионах может наблюдаться разброс в динамике темпов роста цен из-за действия специфических локальных факторов.

Банк России стремится поддерживать инфляцию вблизи 4% постоянно. В случае действия на прогнозном горизонте факторов, которые могут привести к отклонению инфляции от цели, Банк России оценивает их причины и продолжительность возможного влияния на инфляцию и, исходя из этого, принимает решения о мерах денежно-кредитной политики. В ситуации отклонения инфляции от цели скорость возвращения к ней выбирается Банком России с учетом масштаба этого отклонения и влияния мер денежно-кредитной политики на экономическую активность. Кроме того, принимая эти решения, Банк России учитывает риски для финансовой стабильности.

Применение ключевой ставки и коммуникации как инструментов денежно-кредитной политики

В рамках режима таргетирования инфляции основным инструментом денежно-кредитной политики Банка России является ключевая ставка. Ключевая ставка — это процентная ставка по основным операциям Банка России по управлению ликвидностью банковского сектора4. Ключевая ставка Банка России влияет на рыночные процентные ставки, от которых зависит склонность экономических субъектов к потреблению или сбережению. В зависимости от этого формируется внутренний спрос в экономике, который воздействует на динамику цен.

Для эффективного влияния ключевой ставки на уровень рыночных процентных ставок необходимо, чтобы на первом этапе однодневные ставки денежного рынка формировались вблизи ключевой ставки. Это является операционной целью денежно-кредитной политики Банка России. Для достижения операционной цели Банк России использует инструменты управления ликвидностью и коридор процентных ставок (см. раздел 4 «Операционная процедура денежно-кредитной политики в 2021 году и в 2022 -2024 годах»).

Совет директоров Банка России принимает решения по ключевой ставке регулярно — восемь раз в год в соответствии с заранее утвержденным и опубликованным графиком (см. Приложение 9 «Календарь решений по ключевой ставке в 2022 году»).

Учитывая растянутый во времени характер влияния мер денежно-кредитной политики на экономику, Банк России принимает решения по ключевой ставке на основе устойчивых тенденций в экономике и факторов длительного действия. Банк России изменяет ключевую ставку, если текущие тенденции указывают на продолжительное отклонение инфляции от цели на прогнозном горизонте или имеются факторы длительного действия, которые с высокой вероятностью приведут к такому продолжительному отклонению. Для оценки продолжительности действия факторов Банк России использует макроэкономический прогноз (см. пункт «Принятие решений по денежно-кредитной политике на основе макроэкономического прогноза»). Если текущее отклонение инфляции от цели связано с действием временных факторов и ожидается ее возвращение к целевому уровню на краткосрочном горизонте, использования мер денежно-кредитной политики не требуется. Изменение ключевой ставки в ответ на краткосрочные факторы может привести к ее отклонению в противоположную сторону, что не отвечает задаче сохранения годовой инфляции вблизи 4%.

Решения по денежно-кредитной политике влияют на динамику цен не сразу, а со временем, через длинную цепочку взаимосвязей — трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики. По оценкам Банка России, влияние ключевой ставки на динамику спроса и цен в полной мере происходит за три-шесть кварталов (см. Приложение 1 «Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики в России»). Поэтому для выработки решения по ключевой ставке с учетом складывающейся ситуации в экономике и ее ожидаемого развития в будущем используется макроэкономический прогноз.

Для разработки прогноза Банк России применяет современные макроэкономические модели. Ядро системы среднесрочного прогнозирования — это комплексные прогнозные модели, которые отражают основные взаимосвязи в экономике на макроуровне. Они служат основой для получения ключевых параметров среднесрочного макроэкономического прогноза. Эти параметры включают в себя динамику инфляции и экономического роста, показателей денежно-кредитной сферы и платежного баланса. Данный модельный инструментарий позволяет рассчитывать сценарную траекторию изменения ключевой ставки. Помимо статистических данных, в качестве вводных параметров в моделях среднесрочного прогнозирования используются результаты краткосрочного прогнозирования, основанного на эконометрических моделях и экспертных суждениях. Для проверки согласованности прогнозов различных моделей между собой, а также для анализа отдельных актуальных вопросов применяются дополнительные («сателлитные») модели. Модельный аппарат Банка России постоянно совершенствуется в соответствии с последними научными разработками российских и зарубежных экспертов в области макроэкономики и количественных методов, а также лучшими практиками зарубежных центральных банков6.

При подготовке макроэкономического прогноза Банк России проводит детальный анализ широкого круга информации. В том числе Банк России анализирует актуальные статистические данные о состоянии российской экономики, ситуацию на мировых товарных и финансовых рынках, информацию об экономической политике в крупных зарубежных странах, возможные изменения в бюджетном, налоговом, социальном и иных направлениях экономической политики в России. На основе данной информации Банк России формирует предпосылки прогнозных сценариев — набор внешних и внутренних экономических факторов, которые могут оказать значимое влияние на российскую экономику и динамику инфляции, а также оценивает инфляционные риски.

При подготовке макроэкономического прогноза Банк России учитывает тот факт, что решения по денежно-кредитной политике всегда принимаются в условиях неполной определенности. Факторами неопределенности выступают не только возможные перспективы развития экономической ситуации и предпосылки прогноза, но и новая информация о прошлом и текущем состоянии экономики. Неопределенность в процессе принятия решений по денежно-кредитной политике также может быть связана с особенностями модельного инструментария, используемого для построения макроэкономического прогноза. Поэтому Банк России большое внимание уделяет обеспечению взвешенности принимаемых в области денежно-кредитной политики решений в условиях меняющейся экономической ситуации. Это проявляется, в частности, в использовании широкого модельного инструментария, а также в расчете различных сценариев развития ситуации в мировой и российской экономике. Такой подход позволяет Банку России оценивать надежность (или робастность) макроэкономического прогноза и принимаемого на его основе решения по денежно-кредитной политике.

На текущем этапе Банк России продолжает придерживаться консервативного подхода при оценке баланса инфляционных рисков на прогнозном горизонте, придавая несколько большее значение проинфляционным факторам и рискам. Это связано с характером инфляционных ожиданий в России. Хотя инфляционные ожидания профессиональных участников рынка закреплены на цели, инфляционные ожидания населения и бизнеса остаются чувствительными к действию краткосрочных проинфляционных факторов. При этом реакция инфляционных ожиданий на динамику цен асимметрична: население и предприятия в большей степени реагируют на ускорение роста цен, чем на их замедление. В этих условиях недооценка проинфляционных факторов и рисков может привести к устойчивым и продолжительным отклонениям инфляции вверх от цели. Поэтому при формировании предпосылок прогноза Банк России уделяет дополнительное внимание тем факторам ценовой динамики, которые могут вызвать рост инфляции и инфляционных ожиданий. Это согласуется со стремлением Банка России принимать взвешенные (робастные) решения в области денежно-кредитной политики.

Меры, принимаемые по другим направлениям внутренней экономической политики, а также меры экономической политики в крупнейших зарубежных странах являются важными факторами, которые учитывает Банк России при подготовке макроэкономического прогноза. Они могут оказывать весьма значимое влияние на ситуацию в российской экономике и на динамику цен. Кроме того, представители Банка России участвуют в работе комитетов, рабочих групп по различным направлениям государственной политики для обеспечения взаимного учета и согласованности мер, а также предоставляют экспертизу по экономическим вопросам (см. подраздел «Взаимодействие денежно-кредитной политики с другими видами государственной политики»).

Понимание обществом проводимой денежно-кредитной политики и доверие к ней необходимы для ее эффективной реализации. Если граждане и бизнес уверены в способности и решимости центрального банка поддерживать ценовую стабильность постоянно, то в ответ на краткосрочные колебания цен или проявление проинфляционных либо дезинфляционных факторов они существенно не корректируют свои инфляционные ожидания. Понимание решений центрального банка и его информационных сигналов ведет к более быстрому и корректному их учету субъектами экономики в ожиданиях относительно уровня процентных ставок, принятии решений о заимствованиях, сбережениях, индексации заработной платы и цен. В результате повышается эффективность влияния денежно-кредитной политики на экономику и инфляцию, снижается масштаб и продолжительность отклонения инфляции от цели.

Для понимания и доверия необходимы как последовательная денежно-кредитная политика и стабильное достижение цели по инфляции, так и активное донесение до целевых аудиторий информации об инфляции, балансе рисков для ценовой стабильности и мерах денежно-кредитной политики.

Коммуникация центрального банка особенно важна для формирования ожиданий населения и нефинансового сектора, так как у них, как правило, ниже стимулы и возможности для доступа к специализированной экономической информации и для ее обработки (в отличие от профессиональных участников финансовых рынков). Таким образом, информационная политика центрального банка на современном этапе должна выстраиваться с учетом особенностей и потребностей различных целевых аудиторий.

Банк России стремится максимально оперативно и полно раскрывать информацию о целях, принципах, мерах и результатах денежно-кредитной политики, об оценке экономической ситуации и перспектив ее развития. Основные цели и принципы денежно-кредитной политики ежегодно раскрываются в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики. Банк России в день принятия Советом директоров решения по ключевой ставке публикует пресс-релиз с анализом факторов принятого решения и проводит пресс-конференцию Председателя Банка России, которая транслируется в прямом эфире.

Кроме того, четыре раза в год (в феврале, апреле, июле и октябре) вместе с пресс-релизом о ключевой ставке публикуется среднесрочный макроэкономический прогноз. С той же периодичностью выпускается Доклад о денежно-кредитной политике, где подробно раскрываются оценка Банком России текущей экономической ситуации и среднесрочный прогноз, на основании которых принимаются решения о ключевой ставке.

На регулярной основе Банк России выпускает комментарии о динамике инфляции и инфляционных ожиданий, об основных макроэкономических трендах, о ситуации на финансовых рынках, о состоянии платежного баланса7. Помимо оперативных материалов о текущей экономической ситуации, публикуются результаты различных экономических исследований на официальном сайте Банка России, а также аналитические статьи в специализированных экономических изданиях.

Банк России работает над расширением охвата коммуникации по денежно-кредитной политике и повышением ее адресности, в том числе на региональном уровне.

Банк России стремится широко освещать региональные экономические тенденции. Анализ динамики потребительских цен публикуется не только для страны в целом, но также для федеральных округов и отдельных регионов в форме информационно-аналитических комментариев. С декабря 2020 года Банк России перед каждым Советом директоров публикует доклад «Региональная экономика: комментарии ГУ»8. Данный материал готовят территориальные учреждения Банка России. Он содержит статистическую, опросную и аналитическую информацию об экономической ситуации в регионе.

Эта информация принимается во внимание при обсуждении решения по ключевой ставке. В 2021 году Банк России начал публиковать профили регионов9 на официальном сайте. В каждом профиле представлены общая характеристика региона и отраслевая структура его экономики, а также основные социально-экономические показатели региона, в том числе отдельные показатели по кредитованию экономики.

Банк России учитывает степень погруженности аудитории в вопросы денежно-кредитной политики и экономики в целом и для каждой аудитории выбирает наиболее подходящие каналы и инструменты донесения информации, степень сложности и подробности ее раскрытия, формат подачи. С учетом этого Банк России выпускает широкий спектр материалов (от публикаций исследовательского характера до познавательных видеороликов для самой широкой аудитории, в том числе школьников), использует как очные формы взаимодействия (участие в круглых столах, интервью в средствах массовой информации), так и дистанционные (участие в онлайн-конференциях, блоги в социальных сетях). В 2021 году Банк России выпустил материалы о модельном аппарате Банка России10, начал публиковать прогнозную траекторию ключевой ставки11 и результаты опроса ведущих российских и зарубежных аналитиков о ключевых макроэкономических показателях12. Ориентируясь на широкую аудиторию, Банк России продолжил развивать свое присутствие в социальных сетях, создав страницу в Instagram. На YouTube-канале Банка России в 2021 году начал выходить видеоблог директора Департамента денежно-кредитной политики. В нем регулярно публикуются видеоролики, где просто и доступно объясняется ситуация в экономике и логика принятия решений по денежно-кредитной политике.

В соответствии с законодательством Банк России отвечает за несколько направлений экономической политики. Помимо денежно-кредитной политики, в их состав входят развитие и обеспечение стабильности функционирования банковского сектора, финансового рынка, национальной платежной системы. Взаимный учет и согласованность мер, принимаемых Банком России по всем направлениям деятельности, достигаются за счет их обсуждения на заседаниях Совета директоров Банка России. Кроме того, в работе профильных комитетов и рабочих групп внутри Банка России участвуют представители разных направлений деятельности Банка России.

Банк России придерживается принципа разделения целей и инструментов денежно-кредитной политики и политики по поддержанию устойчивости финансового сектора. Банк России использует денежно-кредитную политику и ключевую ставку как ее основной инструмент для достижения цели по инфляции, а обеспечение устойчивости финансового сектора реализуется с помощью других инструментов. Прежде всего это регулирование кредитных и иных финансовых организаций (микропруденциальное регулирование), действия в сфере надзора, мероприятия по финансовому оздоровлению, которые обеспечивают восстановление деятельности банков и финансовых организаций, утративших финансовую устойчивость, и направлены на сохранение средств вкладчиков и кредиторов. Данные меры дополняются мерами макропруденциальной политики, которая поддерживает стабильность финансовой системы в целом и стремится предотвратить накопление избыточных рисков в отдельных ее сегментах, минимизировать вероятность кризисных явлений и их негативные экономические последствия.

Устойчивость финансового сектора является необходимым условием эффективной трансмиссии решений по денежно-кредитной политике. Только надежный финансовый сектор способен обеспечивать бесперебойное проведение платежей и трансформацию сбережений в инвестиции. Ограничение накопления системных рисков позволяет снизить вероятность возникновения финансовых кризисов, повысить определенность для участников финансового рынка. В случае неблагоприятного развития ситуации на финансовых рынках, в том числе под влиянием внешних факторов, меры по смягчению макропруденциальных требований позволяют финансовому сектору продолжать выполнять свои основные функции, а также снижают негативные эффекты для реального сектора. Все это способствует повышению доверия к национальному финансовому сектору, его привлекательности для всех групп участников и в результате оказывает влияние на уровень премий за риск, глубину и ликвидность финансовых рынков, расширение и развитие финансового сектора.

Изменения в области микропруденциального регулирования в большинстве случаев воздействуют на долгосрочные и структурные аспекты деятельности финансовых организаций, поэтому решения о них принимаются независимо от решений в области денежно-кредитной политики, ориентированных на среднесрочную перспективу. Более того, изменения микропруденциального регулирования (в отличие от макропруденциального) обычно вводятся на постоянной основе и не зависят от фазы финансово-экономического цикла. С учетом этого они, как правило, не отражаются на условиях проведения денежно-кредитной политики. Однако в некоторых случаях меры микропруденциального регулирования могут оказывать влияние. Так, введение требований Базеля III в части капитала и ликвидности банков существенно сказалось на параметрах отдельных операций финансовых организаций. Банк России учитывает данное влияние при принятии решений о необходимости корректировки операционной процедуры денежно-кредитной политики. Внедрение риск-ориентированного и пропорционального банковского регулирования может способствовать, с одной стороны, более точному учету рисков банками и повышению их финансовой устойчивости и, с другой стороны, расширению возможностей банковского сектора по кредитованию различных секторов экономики. Это будет учитываться при реализации денежно-кредитной политики.

Решения в области макропруденциальной политики в значительной степени связаны с циклическими колебаниями в экономике и на финансовых рынках, поэтому при принятии макропруденциальных мер учитывается влияние решений по денежно-кредитной политике на макроэкономические показатели. Меры макропруденциальной политики, в свою очередь, могут оказывать воздействие на условия проведения денежно-кредитной политики, в том числе на динамику кредитования и процентные ставки в отдельных сегментах. Поэтому при принятии решений как в области макропруденциальной политики для ограничения системных рисков, так и в области денежно-кредитной политики Банк России учитывает взаимное влияние этих политик. При этом Банк России не предполагает координации направленности между этими политиками, сохраняя независимость в их проведении.

На условия проведения денежно-кредитной политики могут влиять и другие меры, связанные с обеспечением стабильного функционирования финансового сектора. Так, при проведении мероприятий по финансовому оздоровлению предоставление средств кредитным организациям ведет к изменению структурного баланса ликвидности банковского сектора. Банк России учитывает данные изменения при определении лимитов по операциям абсорбирования или предоставления ликвидности, тем самым нивелируя их возможное влияние на операционную процедуру денежно-кредитной политики и денежно-кредитные условия.

В обычных условиях Банк России изменяет уровень ключевой ставки только в ответ на те макроэкономические изменения, которые влияют на инфляцию. В условиях, когда системные риски все же реализовались, как правило, требуется более тесная координация при проведении денежно-кредитной политики и политики по обеспечению финансовой стабильности. В таких случаях Банк России при принятии решений по денежно-кредитной политике может учитывать необходимость стабилизации финансовых рынков и поддержания устойчивости финансового сектора в целом. Наряду с этим, в ситуации, когда одновременно реализуются макроэкономические риски и риски для финансовой стабильности, меры макропруденциальной политики могут усиливать эффективность мер денежно-кредитной политики13.

Чтобы оказывать существенное влияние на деятельность банка, государство должно быть собственником более половины его активов. Такими активами являются акции финансово-кредитной компании. Владея контрольным пакетом ценных бумаг эмитента, можно управлять его экономическими показателями, ставить планы развития и разрабатывать политику взаимодействия с клиентами.

Перечень основных государственных банков в 2021 году:

  • СберБанк (основной собственник ЦБ РФ);
  • ВТБ (более 60% акций владеет Федеральное агентство по управлению госимуществом);
  • Россельхозбанк (компания со 100% финансовым участием государства);
  • Ак Барс Банк (собственниками являются госорганы и Республика Татарстан);
  • РНКБ банк (принадлежит полностью государству).

К государственным банкам относят также ВЭБ, Новикомбанк, Почта банк, Связь-банк и банк ЧБРР.

Госбанки не обязательно основаны государством изначально. В категорию госбанков попадают и те, которые были ранее частными коммерческими структурами, но затем Россия выкупила более 50% их капитала в виде ценных бумаг. Часто это не является инициативой собственника, заработать на такой сделке трудно. Решение о продаже принимается в безвыходной ситуации, когда компании угрожает банкротство и отзыв лицензии. Продолжить банковскую деятельность удастся после того, как на баланс поступят деньги от покупателя. Примеры банков, прошедших процедуру санации:

  • банк “Открытие” (пример банка, который не смог сам справиться с финансовыми сложностями и оказался на грани банкротства, был санирован в 2017 году, а его акции выкупил Центробанка);
  • Промсвязьбанк (в 2018-м контрольный пакет акций перешел в казну страны);
  • Московский индустриальный банк (с 2019 года стал государственным);
  • Азиатско-тихоокеанский банк (с 2018 года в результате финансового оздоровления перешел во владение России);
  • Банк ДОМ.РФ (до санации носил название “Российский капитал”).

Фото 2358

816

37478

35779

22588

Госбанки в России. Десять лет роста и не только

Фото 8903

Фото 8431

Ключевая ставка – один из основных параметров, определяющих успешность работы финансового сектора страны и банков (государственных и частных). В 2020 году ЦБ неоднократно понижал этот показатель, пока он не достиг исторического минимума. Процент, под который банковским структурам выдаются займы, несомненно, способствует минимизации стоимости кредитов для организаций и населения. Но он снижает одновременно и проценты, под которые население может вкладывать собственные средства.

Выбирая, в какой банк в России лучше вложить деньги под проценты в 2022 году, нужно ориентироваться на несколько важных моментов:

  • репутацию финансового учреждения и его место в рейтинге надежности, составляемом Центробанком РФ;
  • процентную ставку, позволяющую обеспечить максимальную доходность в необходимых условиях или сроках;
  • возможность совершать действия со счетом;
  • дополнительные удобства – минимальную оплату обслуживания счета, автоматическое продление вклада, возможность снять немного денег и не потерять проценты.

В августе 2021 года стало известно о возвращении процентов по депозитам на уровень декабря 2019 года. Средняя доходность вклада достигла 5,3% годовых. Эта цифра – результат статистических выкладок по нескольким сотням вкладов в нескольких десятках банков. Для финансистов это означает новый подъем индекса и новый этап конкуренции за инвесторов и их потенциальные деньги.

ВТБ: 2022 год будет рекордным для российского рынка по количеству IPO

Многообразие продуктов и надежность банка не всегда служат достаточной гарантией выгодного размещения капитала. Самый высокий процент у Сбера – 5,5% (вклад «Дополнительный процент»), однако в некоторых источниках приводятся и другие цифры, существенно ниже.

Здесь нужно внимательно читать условия, т. к. проценты начисляются за соответствие критериям – получение зарплаты на карту, длительность нахождения в постоянных клиентах. Кроме того, не предусмотрено ни капитализации, ни пополнения, ни даже частичного снятия.

Сбербанк предлагает от 0,01% (вклад «До востребования») до 3,9%, если у потенциального инвестора случайно оказалось «лишних» пять миллионов в отечественной валюте.

Темпы прироста ВВП в 2022 году будут близки к нулевым, в 2023 году — ускорятся до 3,5-4,5%, а к концу прогнозного горизонта вернутся к значениям, близким к потенциальному росту. Влияние устойчивых факторов инфляции снизится раньше, чем в базовом сценарии, что сделает целесообразным смягчение ДКП в момент ухудшения эпидемической ситуации. В дальнейшем денежно-кредитная политика будет оставаться в целом нейтральной.

Данный сценарий иллюстрирует риски, связанные со значительным увеличением долговой нагрузки в мировой экономике вследствие пандемии. Он предполагает, что при сворачивании стимулирующей политики произойдет значительное и резкое ухудшение условий в мировой финансовой системе. Это станет причиной снижения ВВП России в 2023 году с последующим восстановлением экономической активности в 2024 году. Резкое начало финансового кризиса и сопутствующее ослабление рубля станут значительным, хотя и временным проинфляционным фактором. Для обеспечения ценовой стабильности Банку России потребуется решительно ужесточить денежно-кредитную политику в начале 2023 года. По мере снижения проинфляционных рисков и нормализации инфляционных ожиданий Банк России смягчит ДКП, что окажет поддержку восстановительному росту экономики в 2024 году.

Продолжается поступательный рост мировой и российской экономики. Улучшение эпидемической ситуации окажет существенную поддержку этому процессу. Темп прироста ВВП в 2021 году составит 4,0-4,5% и с 2022 года стабилизируется на траектории сбалансированного роста в диапазоне 2-3%. Возвращение годовой инфляции к цели ожидается к концу 2022 года. В этом сценарии средняя за 2022 год ключевая ставка будет находиться в диапазоне 6-7% годовых. По мере снижения инфляционных ожиданий и замедления инфляции ключевая ставка вернется в долгосрочный нейтральный диапазон 5-6% годовых.

«Принятые решения по ключевой ставке, не препятствуя устойчивому росту российской экономики, позволят вернуть годовую инфляцию к цели к концу 2022 года, — уточняет Банк России. — В базовом сценарии с учетом проводимой ДКП Банк России прогнозирует инфляцию в 2022 году в диапазоне 4,0-4,5%. В 2023 году и в дальнейшем при развитии ситуации в соответствии с базовым сценарием инфляция будет находиться вблизи 4%».

1. АО ЮниКредит Банк

2. Банк ГПБ (АО)

3. ПАО «Совкомбанк»

4. Банк ВТБ (ПАО)

5. АО «АЛЬФА-БАНК»

6. ПАО Сбербанк

7. ПАО «Московский Кредитный Банк»

8. ПАО Банк «ФК Открытие»

9. ПАО РОСБАНК

10. АО «Тинькофф Банк»

11. ПАО «Промсвязьбанк»

12. АО «Райффайзенбанк»

13. АО «Россельхозбанк»

(В порядке возрастания регистрационного номера)

На долю системно значимых кредитных организаций приходится более 60% совокупных активов российского банковского сектора.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *