Оплата научных сотрудников в 2022 году

Автор: | 31.12.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оплата научных сотрудников в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Посмотрим сколько зарабатывают ученые в Америке и Германии.

Чтобы сравнить уровень доходов российских ученых и американских, обратимся к конкретным данным:

Лаборант в исследовательском университете США, у которого есть некоторый опыт, получает около 40 тысяч долларов в год, в месяц – около 3 тысяч долларов. Для американского обывателя это не такие большие деньги, но этого достаточно, чтобы решить все свои бытовые проблемы с лихвой.

Молодым и неопытным ученым в США предлагается зарплата в 18 тысяч долларов в год. Эта сумма недостаточна для проживания, но государство полностью обеспечивает их медицинской страховкой и предоставляет бюджетное жилье по приемлемым ценам.

Физики, астрономы и инженеры с опытом в США получают больше 4 тысяч долларов в месяц, если говорить о тех же специалистах в России за тот же период – это около 600 долларов. Можно ли сравнивать эти величины?

Зарплаты российских ученых в 2022 году

Приведем данные о доходах германских служителей науки (из газеты “Шпигель”):

  1. Средняя зарплата опытных профессоров фундаментальной науки – 41,5 тысячи евро в год, молодых специалистов в этой же науке – от 34,6 тысячи евро в год.
  2. Ученые в фармацевтике получают 52,5 тысячи евро в год.
  3. Химики – 55 тысяч евро в год.
  4. Опытные научные работники, работающие в области машиностроения, зарабатывают 56 тысяч евро в год, молодые специалисты – 44,5 тысяч евро в год.

Результаты исследований Центра Международного Высшего Образования при Бостонском Колледже в области уровней доходов ученых во всех ведущих странах мира (в выборку вошли страны Африки, Европы, Северной и Южной Америки, Австралия и Новая Зеландия):

  1. Среднемесячный доход академиков, усредненный по всем странам – 4,05 тысячи долларов.
  2. Самыми приличными зарплатами могут “похвастаться”: Южная Африка, Малайзия, Аргентина и Колумбия. Самые маленькие оклады у ученых Китая.
  3. На начальном этапе карьеры (в среднем по всем странам) молодые специалисты получают 2,8 тысячи долларов в месяц. Самый низкий показатель в Саудовской Аравии.
  4. Среднемесячная профессорская зарплата – 5,3 тысячи долларов в месяц. Самый высокий показатель – в той же Саудовской Аравии, а также Канаде и США.

Указывать сведения о свободных должностях на платформе Работа в России с 1 января 2022 года должны:

  • организации со среднесписочной численностью за предшествующий год более 25 человек;
  • вновь созданные, в том числе реорганизованные, юрлица с таким количеством работников;
  • органы госвласти и местного самоуправления.

Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.

Изменения в трудовом законодательстве в 2022 году

1. Примерное положение об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, по виду экономической деятельности «Научные исследования и разработки» (далее соответственно — Положение, учреждения) разработано в соответствии с пунктом 2(1) Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 33, ст. 3852; 2017, № 47, ст. 6985) (далее — постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583), с учетом Рекомендаций по разработке федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2008 г. № 425н (признан Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимся в государственной регистрации, письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 01/8393-АВ), в который были внесены изменения приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 февраля 2014 г. № 103н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 мая 2014 г., регистрационный № 32284), и устанавливает систему оплаты труда работников и руководителей учреждений.

2. Положение регулирует порядок оплаты труда работников учреждений за счет средств субсидий, поступающих из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), средств, поступающих от приносящей доход деятельности, и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников финансирования (далее — финансовое обеспечение).

3. Система оплаты труда работников учреждений устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права. При утверждении положения об оплате труда работников учреждения необходимо учитывать мнение представительного органа работников.

Система оплаты труда, включающая размеры окладов (должностных окладов) (далее — оклады), выплат компенсационного и стимулирующего характера, устанавливается с учетом фонда оплаты труда, сформированного на календарный год.

Фонд оплаты труда работников учреждения формируется из финансового обеспечения учреждения.

4. Экономия фонда оплаты труда может быть использована для осуществления выплат социального характера, включая оказание материальной помощи, в соответствии с локальными нормативными актами учреждений о выплатах социального характера или коллективным договором.

5. Определение размеров заработной платы осуществляется в соответствии с системой оплаты труда работников учреждений как по основным должностям, так и по должностям, замещаемым в порядке совместительства. Оплата труда работников учреждений, занятых по совместительству, а также на условиях неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, производится пропорционально отработанному времени либо в зависимости от выполненного объема работ. Определение размеров заработной платы по основной должности, а также по должности, замещаемой в порядке совместительства по другому трудовому договору, производится раздельно по каждой из должностей.

6. Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается за исключением случаев, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации. Месячная заработная плата работника не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации, при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

7. Заработная плата работников (без учета выплат стимулирующего характера), устанавливаемая в соответствии с Положением, в случае изменения (совершенствования) системы оплаты труда работников не может быть меньше заработной платы (без учета выплат стимулирующего характера), выплачиваемой работникам до ее изменения (совершенствования), при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.

8. Фиксированный размер оклада, размеры и условия установления выплат компенсационного и стимулирующего характера предусматриваются в трудовом договоре с работником (дополнительном соглашении к трудовому договору).

9. Системы оплаты труда работников учреждения устанавливаются с учетом:

единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;

единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов;

государственных гарантий по оплате труда;

перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 822 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2008 г., регистрационный № 11081), с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 декабря 2008 г. № 738н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 января 2009 г., регистрационный № 13145), от 17 сентября 2010 г. № 810н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 октября 2010 г., регистрационный № 18714) и приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 февраля 2014 г. № 103н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 мая 2014 г., регистрационный № 32284) (далее — Перечень видов выплат компенсационного характера);

перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 818 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2008 г., регистрационный № 11080), с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 декабря 2008 г. № 739н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 января 2009 г., регистрационный № 13146) и от 17 сентября 2010 г. № 810н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 октября 2010 г., регистрационный № 18714) (далее — Перечень видов выплат стимулирующего характера);

Положения;

единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утвержденных Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2006, № 27, ст. 2878);

мнения представительного органа работников;

отраслевого (межотраслевого) соглашения;

систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором на основе типовых норм труда для однородных работ (межотраслевых, отраслевых и иных норм труда, включая нормы времени, нормы выработки, нормативы численности, рекомендуемые штатные нормативы, нормы обслуживания и другие типовые нормы).

10. Размеры окладов работников учреждений рекомендуется устанавливать на основе отнесения их профессий (должностей) к квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп (далее — ПКГ).

В случае если профессии (должности) работников, включенные в ПКГ, не структурированы по квалификационным уровням, то размеры окладов устанавливаются по ПКГ.

Минимальные размеры окладов по ПКГ (уровням) приведены в приложении к Положению.

11. Оклады пересматриваются учреждением в случае, если они установлены в меньшем размере, чем Положением. Принятие Положения не является основанием для снижения окладов, если они установлены в большем размере.

12. Оклады заместителей руководителей (начальников) структурных подразделений учреждения (руководителей филиалов, имеющих в штате свыше 100 работников), за исключением окладов заместителей главного бухгалтера, рекомендуется устанавливать на 10-20% ниже окладов руководителей (начальников) соответствующих структурных подразделений.

13. Размеры окладов работников, не включенных в ПКГ, устанавливаются в зависимости от сложности труда в виде схем окладов.

14. В положении об оплате труда работников учреждения, разрабатываемом учреждением (включая филиалы), предусматриваются конкретные размеры окладов по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий). С учетом финансового обеспечения выполнения учреждением государственного задания может производиться корректировка минимальных размеров окладов работников в сторону их повышения.

15. Оплата труда педагогических работников учреждений производится в порядке, установленном для указанных работников учреждений по виду экономической деятельности «Образование».

16. Оплата труда медицинских и фармацевтических работников учреждений производится в порядке, установленном для указанных работников учреждений по видам экономической деятельности «Деятельность в области здравоохранения» и «Деятельность по уходу с обеспечением проживания».

17. Оплата труда работников культуры и искусства учреждений производится в порядке, установленном для указанных работников учреждений по видам экономической деятельности «Деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений» и «Деятельность библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры».

18. С учетом условий труда работникам учреждений устанавливаются выплаты компенсационного характера, предусмотренные главой III Положения.

19. Работникам учреждений устанавливаются выплаты стимулирующего характера, предусмотренные главой IV Положения.

28. В целях поощрения работников учреждения за выполненную работу в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера работникам учреждения устанавливаются следующие виды выплат стимулирующего характера:

выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;

выплаты за качество выполняемых работ;

выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;

премиальные выплаты по итогам работы.

29. Финансирование выплат стимулирующего характера осуществляется за счет финансового обеспечения.

30. Выплаты стимулирующего характера, размеры и условиях их осуществления устанавливаются в учреждениях самостоятельно в пределах фонда оплаты труда.

31. Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются в соответствии с Положением, коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, и конкретизируются в трудовом договоре работника.

Максимальным размером выплаты стимулирующего характера не ограничены.

32. Выплаты за качество выполняемых работ устанавливаются с целью мотивации работников учреждений к повышению уровня квалификации. Рекомендуется устанавливать повышающие коэффициенты к окладу за наличие ученой степени.

33. Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера для всех категорий работников учреждений устанавливаются с учетом разрабатываемых в учреждении показателей и критериев оценки эффективности труда работников. При этом рекомендуется учитывать:

33.1. Для научных работников учреждений:

трудовой вклад научного работника в выполнение проводимых учреждением научно-исследовательских работ (в составе временных творческих коллективов);

участие в разработке учебно-методических, научно-методических публикаций, пособий, рекомендаций, а также участие в семинарах, проводимых учреждением, выступления по поручению руководства учреждения на конференциях и симпозиумах;

публикационную активность в рецензируемых отечественных и ведущих зарубежных периодических изданиях, в журналах, индексируемых в наукометрических базах данных;

публикации по профилю научной деятельности учреждения монографий, книг и учебников;

осуществляемое по поручению руководства учреждения наставничество, научное руководство аспирантами;

организацию и проведение мероприятий, направленных на повышение авторитета и имиджа российской науки как внутри страны, так и за ее пределами;

непосредственное участие в выполнении грантов, конкурсах, договорах гражданско-правового характера, экспериментальных группах и других приносящих доход мероприятиях;

непосредственное участие в реализации национальных проектов, федеральных и региональных целевых программ в области научных исследований, грантов государственных научных фондов;

наличие объектов интеллектуальной собственности, получение охранных документов, патентов на них;

участие в методической работе и инновационной деятельности учреждения;

освоение программ повышения квалификации или профессиональной подготовки;

присуждение ученой степени и (или) ученого звания и (или) почетного звания;

использование новых эффективных технологий в процессе работы;

успешное выполнение планов научно-исследовательских работ и других работ исследовательского характера за определенный срок (квартал, год) или по завершении работы (этапа);

достижения в инновационной деятельности учреждения;

выполнение особо важных и срочных работ;

другие показатели и условия.

33.2. Для работников учреждений, осуществляющих трудовую деятельность по профессиям рабочих:

особый режим работы (связанный с обеспечением безаварийной, безотказной и бесперебойной работы инженерных и хозяйственно-эксплуатационных систем жизнеобеспечения учреждения);

выполнение особо важных и срочных работ и других видов работ,

связанных со спецификой деятельности учреждения;

другие показатели и условия.

33.3. Для всех категорий работников:

успешное и добросовестное исполнение работником своих должностных обязанностей в соответствующем периоде;

инициативу, творчество, новаторство и внедрение современных форм и методов организации труда;

качественную подготовку и проведение мероприятий, связанных с уставной деятельностью учреждения;

выполнение порученной работы, связанной с обеспечением рабочего процесса или уставной деятельности учреждения;

качественную подготовку и своевременную сдачу отчетности;

участие работника в выполнении важных работ, мероприятий;

разработку и внедрение рационализаторских предложений;

другие показатели и условия.

34. Конкретный размер выплаты стимулирующего характера может определяться как в процентах к окладу работника, так и в абсолютном размере. Условия получения выплат стимулирующего характера, критерии и показатели, определяющие достижение этих условий, а также периодичность данных выплат устанавливаются в действующем трудовом договоре (дополнительном соглашении к трудовому договору) работника.

35. Условия прекращения (остановки) осуществления выплат стимулирующего характера должны быть связаны исключительно со сроками, установленными в трудовом договоре (дополнительном соглашении к трудовому договору) работника.

36. Конкретный размер выплаты стимулирующего характера, которая выплачивается работнику с периодичностью, указанной в трудовом договоре (дополнительном соглашении к трудовому договору), определяется с учетом достижения условий (значений критериев и показателей), установленных для данной выплаты.

37. Условия оплаты труда руководителей учреждений определяются трудовым договором, заключаемым в соответствии с типовой формой трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. № 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 16, ст. 1958; 2018, № 47, ст. 7262).

38. Размер оклада руководителя учреждения определяется Министерством науки и высшего образования Российской Федерации в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления, особенностей деятельности и значимости учреждения, и отражается в трудовом договоре либо в дополнительном соглашении к трудовому договору с руководителем учреждения.

39. Оклады заместителей руководителей и главного бухгалтера учреждения устанавливаются на 10-30% ниже оклада руководителя учреждения приказами по учреждению.

40. Руководителю учреждения устанавливаются следующие виды выплат стимулирующего характера:

за интенсивность и высокие результаты работы;

премиальные выплаты по итогам работы.

41. Выплата за интенсивность и высокие результаты работы руководителю учреждения осуществляется по решению Министерства науки и высшего образования Российской Федерации за достижение высоких результатов работы руководителя учреждения с указанием размера такой выплаты.

42. Премиальные выплаты по итогам работы осуществляются руководителю учреждения по решению Министерства науки и высшего образования Российской Федерации с учетом достижения показателей государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), а также иных показателей эффективности деятельности учреждений и их руководителей.

43. Руководителю учреждения устанавливаются выплаты компенсационного характера в соответствии с главой III Положения в зависимости от условий труда.

44. Заместители руководителя учреждения и главный бухгалтер имеют право на получение выплат компенсационного и стимулирующего характера в соответствии с главами III и IV Положения в зависимости от условий их труда.

45. Соотношение среднемесячной заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера учреждения и среднемесячной заработной платы работников учреждения (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя и главного бухгалтера) не может превышать предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, и среднемесячной заработной платы работников этих учреждений (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера), установленный приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 20 ноября 2018 г. № 64н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 декабря 2018 г., регистрационный № 52945).


Минобрнауки урегулировало вопросы оплаты труда работников подведомственных научных учреждений.

Установлены минимальные размеры окладов, порядок назначения компенсационных и стимулирующих выплат, условия оплаты труда руководителя, его заместителя и главного бухгалтера учреждения. Экономия фонда оплаты труда может быть использована на соцвыплаты, включая оказание материальной помощи.

Положения об оплате труда работников учреждений упраздненного ФАНО и преобразованного Минобрнауки признаны утратившими силу.

В ст. 112 ТК указаны все праздники. Однако ежегодно Правительство РФ определяет переносы для того, чтобы выходные и праздничные дни использовались рационально.

Согласно Постановлению Правительства от 16.09.2021 г. № 1564 определены переносы в 2022 году. Новогодние праздники будут длиться с 31 декабря 2021 года по 9 января 2022 года.

На основании Постановления Правительства от 07.10.2021 г. № 1706 определена допустимая доля сотрудников-иностранцев на 2022 год.

В документе указываются такие виды деятельности как выращивание овощей, лесоводство и лесозаготовки, обработка древесины и производство деревянных изделий, строительство, оптовые продажи пиломатериалов, розничная торговля в нестационарных торговых точках и т.д.

На основании документа установлено, что хозяйствующие субъекты обязаны до конца 2021 года привести численность иностранных сотрудников в соответствие с положениями данного документа.

Рассматривается законопроект № 1258300-7, согласно которому планируется с 1 января 2022 года повысить МРОТ до 13 617 руб./мес.

В пояснительной записке к документу сказано, что увеличение МРОТ в 2022 году по отношению к 2021 году (12 792 руб./мес.) составит 825 руб., т.е. будет рост МРОТ на 6,4%.

Поправки по охране труда

На основании Федерального закона от 02.07.2021 г. № 311-ФЗ будут введены корректировки в ТК РФ, которые начнут действовать с 1 марта 2022 года.

В частности, изменения будут следующие:

  • установят порядок управления профрисками на рабочих местах;
  • запретят работать в опасных условиях;
  • разрешат проводить видео-, аудио- и иные виды фиксации рабочих процессов;
  • введут обязательное ведение работодателями учета микротравм;
  • появятся конкретные статьи по несчастным случаям и микротравмам.

О таких требованиях должны знать компании и ИП, осуществляющие коммерческие перевозки или перевозки для своих целей автобусами и грузовиками.

До 1 января 2027 года к таким работникам будет предъявляться больше требований, которые закреплены в Приказах Минтранса от 31.07.2020 г. и от 29.07.2020 г. № 264.

К примеру, водители легковых автомобилей должны понимать, как оказывать помощь при посадке и высадке пассажиров, в т.ч. при использовании специальных устройств для инвалидов.

На основании требований регламентируются новые правила профотбора и обучения работников, чья трудовая деятельность основана на эксплуатации автомобилей.

В соответствии с Постановлением Правительства от 14.09.2021 г. № 1552 с 25 сентября 2021 года действует обновленный порядок исчисления среднего заработка.

Установлено, что средний заработок рассчитывается делением доходов человека, на которые начислены страхвзносы на ОПС за расчетный период, на число месяцев в этом же периоде.

При этом учитываются такие виды выплат для исчисления:

  • зарплата, начисленная по ставкам и тарифам, по сдельным расценкам и т.п.;
  • зарплата в натуральной форме;
  • разница в должностных окладах сотрудников, которые перешли на нижеоплачиваемую работу с сохранением размера должностного оклада по предыдущему месту работы;
  • надбавки и доплаты;
  • премии и вознаграждения.

Если у работодателя среднесписочная численность сотрудников от 25 чел. и больше, а также если юрлицо имеет в уставном капитале долю участия РФ, субъектов РФ или муниципального образования, то с 1 января 2022 года для них регламентировано требование — размещать данные о вакансиях на портале «Работа в России».

Эта информация будет содержать сведения о потребностях в сотрудниках, об условиях их привлечения к работе и наличии свободных мест.

На данный момент Минтруд подготовил проект приказа, предусматривающего формы, по которым нужно будет направлять информацию о потребностях в кадрах.

В обиходе так называют всех тех, кто получает зарплату из бюджета: чиновники, силовики, работники госучреждений, врачи, учителя, ученые. Но объединять всех бюджетников в одну большую категорию не совсем верно. В соответствии с законодательством, они подразделяются на разные категории:

  • госслужащие (лица, работающие в государственных органах, в госучреждениях);
  • работники бюджетной сферы (учителя, ученые, врачи, воспитатели детских садов, сотрудники учреждений культуры и преподаватели вузов).

Разница кроется не только в названии, но и в подходе к материальному обеспечению, подчинению и социальному обслуживанию. Как водится, у госслужащих оно несколько лучше. Да и их оклады и надбавки регулирует отдельное законодательство. Поскольку зарплаты чиновников и военных подчиняются специфическим правилам, мы остановимся подробнее на том, какое увеличение окладов было предусмотрено для так называемых «других категорий» и каким бюджетникам повысят зарплату в 2021 году в России.

Проактивные выплаты пособий: что изменится в работе бухгалтеров с 2022 года

Индексация окладов была объявлена Владимиром Путиным в 2012 году, майские указы президента о повышении зарплаты медработникам и другим бюджетникам — это всего один основной документ — (указ президента № 597). Тогда, в мае, сразу после вступления в должность глава государства издал 11 указов, которые касались повышения зарплат госслужащих и других работников бюджетной сферы. Тогда президент обещал повысить оклады к 2020 году сначала учителям и врачам.

Повышают оклады сначала тем бюджетникам, на которых распространяется действие указов президента:

  • от 07.05.2012 № 597;
  • от 01.06.2012 № 761;
  • от 28.12.2012 № 1688.

Повышение является поэтапным. В конце концов:

  • у преподавателей вузов и врачей (медработников с высшим образованием) уровень зарплаты составит не менее 200% от средних зарплат в регионе;
  • у среднего и младшего медперсонала и социальных работников уровень зарплаты — не ниже средней зарплаты по региону.

К сожалению, не все категории бюджетников попали под действие «майских указов». Очевидно, что тех, кому оклады не повысили, достаточно много. В связи с этим чиновники пообещали не обойти их стороной и провести индексацию и их зарплат. Так, в соответствии с законом «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», запланировано повышение окладов бюджетников (размеры индексации смотрите в таблице ниже).

Категории работников, которым индексируют оклады в соответствии с «майскими указами» Категории сотрудников бюджетных организаций, которые не попали под действие «майских указов»

Педагоги детских садов и общего образования

Педагоги дополнительного образования

Преподаватели и мастера среднего и начального профессионального образования

Преподаватели вузов

Врачи

Средний и младший медицинский персонал

Социальные работники

Работники культуры

Научные сотрудники

Педагоги образовательных, медицинских организаций и организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей

Специалисты по кадрам

Специалисты по комплексной реабилитации

Инженерно-технические и вспомогательные работники, обслуживающие здания и оборудование: техники, электромонтеры, слесари, сантехники, уборщики служебных помещений

Социальные психологи

Юристы

Бухгалтеры и экономисты

Инженеры

Программисты

Повышение: в 2020 году — на 5,4%, в 2021 году — на 6,1% Повышение: с 1 октября 2020 года — на 3,8%, с 1 октября 2021 года — на 3,7%

Работники бюджетной и муниципальной сфер должны получать одинаковые зарплаты, независимо от региона проживания. По новому закону Правительство должно установить требования к отраслевым системам оплаты труда. Ведь к 2021 году сложилась картина, что за одинаковые обязанности работники, проживающие в разных областях, получают неодинаковую зарплату.

Пример. Педагог средней общеобразовательной школы в Сибири получает зарплату в 35 000 рублей. А педагог в Москве – 125 000 рублей. Часовая нагрузка, уровень образовательного учреждения, квалификация педагогов не отличаются.

Зарплата бюджетников складывается из нескольких частей:

  • основного оклада;
  • индивидуальной премии;
  • доплаты за вредность;
  • оплаты сверхурочных, праздничных и выходных;
  • надбавок за стаж, ученую степень и звание.

Нововведения должны коснуться увеличения доли оклада и уменьшения премии. По настоящим правилам большая часть выплат за труд приходится на оклад. По мнению профсоюзов, размер оклада не должен быть меньше 80%. По мнению депутатов ГосДумы, величина оклада может колебаться от 50 до 70%. Разница достаточно большая.

Расчет заработной платы по новым правилам должен основываться на МРОТ в регионе. Должны учитываться и такие местные факторы, как климатические особенности, вредные условия проживания. «Северный коэффициент» в зависимости от района проживания составляет от 15 до 50%. Он также должен учитываться при расчетах новых зарплат.

Повышение минимального размера оплаты труда до размера уровня прожиточного минимума усреднило зарплаты технического и квалифицированного персонала. Зарплата педагога сравнялась с зарплатой технички. Поэтому нужно вводить дифференциацию оплаты по условиям труда и квалификации. Целевые соотношения в оплате труда бюджетников должны быть сохранены.

С 2022 года минимальный размер оплаты труда увеличат на 6,4%. МРОТ составит 13617 рублей. Поэтому с 1 января 2022 года всем работникам, получающим заработную плату ниже федерального МРОТ, зарплату увеличат до 13617 рублей.

Это повышение коснется примерно трех миллионов работников независимо от того, в какой организации они работают (бюджетной или внебюджетной).

В соответствии с трудовым законодательством:

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (ст. 133 ТК РФ).

В 2021 году федеральный МРОТ составляет 12792 руб.

В 2022 году в некоторых субъектах Российской Федерации минимальные зарплаты увеличат в связи с повышением регионального МРОТ выше федерального значения.

Например, в настоящее время в Москве региональный МРОТ составляет 20589 рублей, в Московской области — 15500, в Санкт-Петербурге — 19190, в Ленинградской области — 13315.

С 1 января 2022 года в указанных субъектах РФ региональный МРОТ могут увеличить, что повлечет за собой и рост заработных плат.

Региональный МРОТ не может быть ниже федерального. Если региональный МРОТ не установлен, то применяется федеральный минимальный размер оплаты труда.

Нарушение работодателем требований законодательства о минимальной заработной плате влечет за собой привлечение к административной ответственности.

Индексация зарплат работникам внебюджетных организаций в 2022 году будет осуществляться в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными документами. При этом минимальная заработная плата у внебюджетников не может быть ниже МРОТ.

Индексация зарплат госслужащим с 1 января 2022 года

Зарплаты федеральным госслужащим ежегодно повышают в соответствии с законом о федеральном бюджете на соответствующий год с учетом уровня инфляции. Однако в 2021 году индексации зарплат федеральных госслужащих не было. Ее заморозили до 1 января 2022 года. Будет ли индексация в 2022 году, станет известно после принятия закона о федеральном бюджете. Проект закона поступит в госдуму до 1 октября.

Зарплаты госслужащих субъектов РФ индексируют в соответствии с законом о региональном бюджете.

С 2022 года в сфере образования и здравоохранения запустят новые системы оплаты труда. Известно, что эти системы похожи между собой и обе будут построены на принципе единого подхода к начислениям, что позволит уравновесить заработные платы работников в разных регионах, а также в разных учреждениях одного региона.

Однако до настоящего времени предложения правительства о новых параметрах оплаты труда медработников и учителей не обнародованы. Поэтому говорить о конкретных суммах повышения зарплат в 2022 году этим категориям бюджетников рано.

Медработники, которые уже почти два года непрерывно находятся на передовой в борьбе с коронавирусом, кроме всеобщего почета и уважения, получают некоторые меры материального стимулирования. И в числе этих мер – специальные выплаты.

Началось все в апреле 2020 года – тогда медикам начали доплачивать за работу с больными, у которых подтвердился коронавирус. В частности, врачи стационаров стали получать дополнительно 80 тысяч рублей в месяц, медсестры стационаров и врачи скорой помощи получали по 50 тысяч рублей в месяц, остальные (включая водителей скорой помощи) – по 25 тысяч рублей в месяц.

Формально эти доплаты считаются социальными выплатами – это позволяет не облагать их налогами и страховыми взносами, но вместе с тем, они не засчитываются в заработок для больничного, оплаты отпуска и не влияют на величину будущей пенсии.

Нынешние доплаты для медиков, занятых работой с пациентами, у которых подтвердился коронавирус, формально рассчитаны до 31 декабря 2021 года. Вероятно, при принятии постановления в правительстве полагали, что пандемия закончится быстрее – но этого не случилось.

Однако беспокоиться медработникам не стоит – Минтруд уже подготовил проект постановления правительства, которым срок окончания специальных соцвыплат для медработников переносится с 31 декабря 2021 года на 31 декабря 2022 года. Соответственно, выплаты в нынешних размерах медики практически гарантированно будут получать и в 2022 году.

В целом на федеральном уровне система доплат и других мер поддержки для медиков работает достаточно успешно – особенно учитывая средние заработки врачей и суммарные расходы государства на программу. Тем не менее, на местах бывают проблемные ситуации.

Так, многие врачи (а иногда, увы, родственники умерших медиков) сталкиваются с отказами в страховых выплатах – чиновники ссылаются на то, что человек заразился коронавирусом не на рабочем месте, хотя подтвердить или опровергнуть это практически невозможно.

Были проблемы и с доплатами – как правило, они решаются на местах. Сейчас специальные выплаты рассчитываются в зависимости от числа отработанных смен, которые подсчитывают медучреждения. Затем больница заполняет реестр и направляет его в региональный орган ФСС, который и начисляет выплаты. Проблема в том, что даже если медик работал с инфицированным пациентом, официально диагноз устанавливается по результатам ПЦР-теста, которые часто задерживаются или вообще не берутся.

Еще одна проблема из недавних – выяснилось, что еще с октября 2020 года медработники, работающие с «ковидными» пациентами, не получают двойной стаж за отработанное время. Постановление, которое давало право на ускоренное исчисление стажа, действовало только с начала 2020 года до 30 сентября, после чего его не стали продлевать.

Чиновники уверяют, что все дело в этичности – многие другие медики работают в таких же сложных условиях, и не получают двойного стажа. К тому же, с осени прошлого года работа инфекционных отделений была более-менее отлажена, и врачам уже не приходится выполнять роль «кризисных менеджеров». Тем не менее, медработники крайне недовольны тем, что их лишили пенсионной льготы.

Как уже сообщалось, по решению федеральных властей МРОТ в 2022 году возрастет как раз на 6,4% – до 13 617 рублей без учета районного коэффициента. Он будет применяться к зарплатам бюджетников.

Размер минималки для внебюджетного сектора определяется специальным трехсторонним соглашением между правительством, профсоюзами и работодателями. Его, согласно проекту, предлагается повысить сразу на 28% – до 16 638 рублей без учета районного коэффициента. Об этом «Толку» сообщал глава крайсовпрофа Иван Панов. Подписание документа запланировано на 25 ноября – за день до сессии, где депутаты будут рассматривать проект бюджета.

Также, согласно допсоглашению, планируется определить размер индексации зарплат для работников коммерческих предприятий. В проекте значатся такие параметры:

  • на тех предприятиях, где средняя зарплата ниже 22 тыс. рублей, ее рост должен составить не менее 120%,
  • где от 22 тыс. до 26 тыс. рублей – не менее 115%,
  • где от 26 до 35 тыс. – не менее 110%,
  • где свыше 35 тысяч – на уровень инфляции.

В августе 2021 года Президент Российской Федерации Путин В.В. поручил Правительству страны в ходе подготовки проекта закона о федеральном бюджете на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 г. в общей сумме расходных статей отобразить бюджетные ассигнования на индексацию денежного довольствия военнослужащих и работников правоохранительных органов в 2022 и 2023 годах выше уровня инфляции.

На рассмотрение в Государственную Думу РФ подан законопроект, согласно которому Правительство предлагает с 1 января 2022 года установить минимальный размер оплаты труда (МРОТ) на уровне 13 617 руб. в месяц. Это значение на 825 руб. выше уровня 2021 года (12 792 руб.), рост составляет 6,4 %. Подписание документа обеспечит повышение заработной платы для 2,7 млн. трудящихся.

На руки сотрудник сможет получить сумму за вычетом 13 % (НДФЛ, входит в минимальную зарплату).

Как обстоят дела на данный момент? Последние новости и статистические данные неутешительны. Так, майские указы в полной мере выполнены далеко не везде: зарплаты повысили в таких субъектах как Ленинградская, Тюменская, Тамбовская и Вологодская области, республики Чувашия, Бурятия и Татарстан. Муниципалитеты остальных регионов объясняют невозможность принятия мер отсутствием необходимых средств в бюджетах.

Согласно последним новостям, повышение зарплат бюджетникам началось в России еще осенью 2021 года. А с 1 января 2022 года запустится внедрение новой системы расчета выплат.

Коэффициент повышения зависит от региона, но не может быть ниже федерального. В среднем это 4%. Так, в Омской области индексация зарплат бюджетников в 2022 году составит 5%, а в Магаданской — 10%, но за 2 раза.

По задумке Правительства Российской Федерации, с 1 января 2022 года работники бюджетной сферы должны получать более-менее одинаковый оклад. Сейчас ситуация выглядит крайне странно, поскольку сотрудники одной и той же сферы, с одинаковыми обязанностями, но живущие в разных регионах получают очень разные зарплаты. Так, например, учитель сибирской общеобразовательной школы получает около 35 тыс. рублей. Его коллега в Москве — в 3,5 раза больше, 125 тыс. рублей. При этом оба педагога выполняют одинаковую работу, проводят одинаковое количество уроков и имеют одну и ту же квалификацию.

Средства, необходимые для повышения окладов бюджетникам, будут поступать из государственного бюджета. Определенная сумма появится благодаря сокращению количества сотрудников в некоторых государственных организациях.

Когда бюджетники начнут получать проиндексированную зарплату

Первыми, кто сможет оценить новую систему расчета заработной платы, будут медики. Уже с 1 января 2022 года они получат обновленные выплаты. Позже, в течение года изменения коснутся и других бюджетников.

Согласно новым поправкам, которые были приняты к ТК, правительству президент поручил разработать новые требования к установлению уровня оплаты труда в каждой сфере. Первыми, кто получит оплату за свой труд в измененном формате, станут медицинские работники. Ожидается это 01.01.2022 г. После этого изменения по цепочке пройдут и в других отраслях.

Согласно ст. 134 ТК России, ежегодная индексация положена всем трудящимся. Коммерческая сфера не является исключением из этого правила, поскольку положение Трудового кодекса полностью распространяется и на работу компаний частной формы собственности. Одновременно с этим, есть определение Московского городского суда от 6 июля 2017 г. по делу №33-22702/2017, где было определено, что повышение заработной платы — это гарантия от государства.

Это значит, что индексировать заработок граждан должны организации, получающие госфинансирование. В случае, когда деятельность компании осуществляется без государственной поддержки, то и выполнять гарантии она не обязана. Следовательно, коммерческая фирма может отказаться от проведения индексации зарплаты, но при условии, что они готовы оспаривать свое решение в рамках судебного разбирательства. Порядок индексации с частными организациями прописывают в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте.

Ст. 134 Трудового кодекса России гарантирует индексацию зарплаты всему персоналу, исключения никакого нет. Отсутствуют ограничения по должности, профессии, полу, возрасту, стажу, специальности, сроку действия трудового договора и иным условиям. Это значит, что в 2022 г. индексация будет проведена для всех трудоустроенных сотрудников, в том числе:

  • постоянных работников, которые присутствуют на рабочих местах;
  • штатных сотрудников и совместителей;
  • дистанционного персонала;
  • удаленных занятых, которые отсутствуют, например — находятся в декрете или отпуске за свой счет.

Проиндексировать следует и оплату труда директора, даже при условии, что он единственный учредитель организации. Но это возможно только тогда, когда с ним заключен трудовой договор.

Если учредитель выполняет обязанности директора на основании гражданско-правового договора, то индексация проведена не будет. В данном случае никакого наказания не грозит.

Законодательством установлены только общие положения касательно индексации зарплаты сотрудников. Но размер и механизм проведения полностью лежит на плечах работодателя. Верховный суд в п.10 Обзора судебной практики №4 (2017) выделил определенные вопросы относительно индексации, которые должны быть раскрыты в локальных актах работодателя:

  • основание проведения;
  • сроки и периоды;
  • алгоритм определения коэффициента;
  • сколько будет индексация зарплаты в 2022 году;
  • список выплат, которые нужно увеличить.

В основном, работодатели ориентируются на изменение индекса цен или на уровень инфляции. Это расчетные экономические показатели, определяемые Росстатом. Эти значения официальные и ознакомиться с ними можно на оф.сайте ведомства.

Основные правила и механизм индексации оплаты труда в организации должны быть прописаны в локальных актах. Так, закрепить их можно в положении о зарплате или следует утвердить отдельное положение об индексации.

На базе положения или других локально-нормативных актов необходимо утвердить приказ об изменении заработной платы сотрудников. В распоряжении нужно прописать точные сроки проведения, размер повышения, список выплат, правила пересчета, перечислить ответственных за это работников. Если этого не сделать, то сотрудники не могут рассчитывать на постоянную в определенном размере индексацию.

Работодателю придется выплатить штраф согласно ст. 5.27 КоАП России. При этом подобные санкции предусмотрены за любое нарушение порядка проведения индексации зарплаты. Так, наниматель может быть оштрафован за:

  1. Непроведение индексации.
  2. Если нет положений об увеличении оплаты труда в локальных документах.
  3. Нарушение сроков или порядка выплат, которые определены в локальных актах.
  4. Нет приказа или дополнительных приложений к трудовым соглашениям с персоналом.
  5. Небольшой коэффициент, который не обеспечивает компенсации роста цен.

В случае, когда наниматель не увеличил оклады, то суд или трудовые инспекторы заставят провести увеличение задним числом. Затем понадобится пересчитать и доплатить заработную плату, а также компенсировать своим работникам несвоевременную выплату. А бухгалтерия должна будет скорректировать всю отчетность по зарплате и доплатить страховые взносы.

Индексация зарплаты военным, работникам прокуратуры, следственного комитета и иным сотрудникам силовых ведомств, как обычно, произойдет 1 октября 2022 года. Но информации о том, каким будет определенный размер индексации, пока нет.

По наиболее оптимистичным прогнозам, зарплата силовикам будет увеличена, как минимум, на 7,8%. Но эти данные неточные. Не так давно глава государства сообщил на совещании, что денежное довольствие военнослужащих и сотрудников силовых органов будет повышено за 2 года на 9%.

Предельные суммы для начисления страховых взносов 2022

Страховые взносы в 2021 году: ставки (таблица)

Ставки платы за пользование водными объектами 2020

Расчет пониженных взносов 15% для компенсации за неиспользованный отпуск

Размер фиксированных взносов ИП в 2021-2023 году

Для разных категорий плательщиков (страхователей) применяются разные тарифы страховых взносов. Взносы с выплат своим работникам уплачивают ИП и юрлица, а предприниматели также обязаны платить страхвзносы «за себя». О том, какими в следующем году будут фиксированные страхвзносы ИП, мы рассказывали в предыдущей публикации, а здесь рассмотрим, какие ставки по страховым взносам на 2022 год предусмотрены законодательством для страхователей, производящих выплаты физлицам.

Известно, что на сегодняшний день уровень плановой инфляции составляет 8,1%. Но в поручении президента правительству сказано, что индексация пенсий должна быть выше. Следовательно, эксперты предположили, что с начала 2022 года ее проиндексируют на 9%.

В настоящее время достаточно сложно с максимальной точностью сказать, насколько увеличится пенсия для российских граждан, которые находятся на заслуженном отдыхе. Только к концу декабря 2021 года станут известны данные по итоговой инфляции, и уже тогда можно высчитать приблизительный уровень индексации пенсий.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *