Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Перечень запрещенных стоматологических материалов преобретаемых за счет ОМС 2022 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
от 13 октября 2008 года N 523
УДМУРТСКИЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
от 13 октября 2008 года N 135
ПРИКАЗ
О ПЕРЕЧНЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ, ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ, СРЕДСТВ ДЛЯ ДЕЗИНФЕКЦИИ, РАСХОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ПРИОБРЕТАЕМЫХ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ОМС, ДЛЯ ОКАЗАНИЯ БЕСПЛАТНОЙ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ПОЛИКЛИНИКАХ И КАБИНЕТАХ
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании приказа Минздрава УР от 30.03.2009 N 177/44.
____________________________________________________________________
В целях повышения качества оказания стоматологической помощи, предоставляемой в объеме Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Удмуртской Республики, и контроля использования средств ОМС приказываем:
1. Утвердить Перечень стоматологических материалов, лекарственных средств, медицинских изделий, средств для дезинфекции, расходных материалов, приобретаемых за счет средств ОМС, для оказания бесплатной стоматологической помощи в стоматологических поликлиниках и кабинетах (приложение).
2. Контроль исполнения приказа оставляем за собой.
3. Считать утратившим силу приказ МЗ УР и УТФОМС от 09.07.2002 N 189/91 «О Перечне стоматологических материалов, инструментов, медикаментов, перевязочных средств, приобретаемых за счет средств ОМС».
Министр здравоохранения
Удмуртской Республики
С.П.СУББОТИН
Исполнительный директор
Удмуртского территориального
фонда обязательного
медицинского страхования
С.Г.ШАДРИН
Приложение
к приказу
МЗ УР N 523,
УТФОМС N 135
от 13 октября 2008 года
ПЕРЕЧЕНЬ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ, ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ, СРЕДСТВ ДЛЯ ДЕЗИНФЕКЦИИ, РАСХОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ПРИОБРЕТАЕМЫХ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ОМС, ДЛЯ ОКАЗАНИЯ БЕСПЛАТНОЙ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ПОЛИКЛИНИКАХ И КАБИНЕТАХ
1. Цементы силикатные, силико-фосфатные, эвгенолсодержащие для постоянных пломб:
(силидонт, силицин, белокор, унифас, беладонт, белацин, эвгецент);
2. Стеклоиономерные цементы:
(дентис, стомафил, стион, кемфил, глассин, цемион, аргецем);
3. Композитные пломбировочные материалы:
(кристаллайн, призма, комподент, талан, цитрикс);
4. Кальцийсодержащие подкладочные материалы:
(кальрадент, кальцесил, кальцидент, супрадент, кальципульпин, кальцевит, лика);
5. Временные пломбировочные материалы:
(дентин, дентин-паста, темпо, темпо-про, радовикс);
6. Материалы для обработки каналов:
— антисептические средства (канал-Дез, камфорфен, пульпосептин, гипохлорид натрия, белодез, крезодент, эндожи, кариклинс, ангидрин, гваяфен);
— для расширения и прохождения каналов (канал-Э, эвгенат, фенопласт, эндосольв, эденталь);
— для остановки кровотечения (канал-С, альгистаб, ретракционная нить, альвостаз, гемостаб, ретрогель);
7. Материалы для пломбирования каналов:
(резорцин, формалин, йодекс, резодент, нон-фенол, камфорфен, гуттасилер, эвгедент, резорцин-формалиновая паста, цинк-оксидэвгеноловая паста, пульподент, пульпосептин, крезодент, фосфадент-био, трикредент, триоксидент);
8. Штифты:
(гуттаперчевые, бумажные);
9. Бондинговые системы и протравочные гели для композитов;
10. Пластмасса (акрилоксид, карбодент);
11. Защитные покрытия для пломб:
(гидроксил, аксил, покрытие защитное);
12. Девитализирующие пасты:
— мышьяковистые (арсеник, нон-арсеник, нео-арсеник блек, мышьяковистая паста);
— безмышьяковистые (пульпекс, радевит, пульпевит, девит);
13. Фторсодержащие средства для профилактики кариеса:
(фторлак, белагель, белак, радогель, фторгель, аргенат, фиссил, фиссурит, натрия фторид, глуфторед);
14. Полировочные пасты:
(полидент, радент);
15. Средства для аппликационной анестезии:
(радогель, геланес, дентикос, блокинг-гель);
16. Средства для лечения болезней пародонта:
(паровит, биодонт, парасепт, витадонт, гиалудент, гингивит, радопарон);
17. Остеопластические материалы:
(остеоиндуцин, гиалуост, гидрооксиапол);
18. Материалы для удаления зубных отложений: (полирПаст, скалинг, полидент);
19. Материалы для снятия повышенной чувствительности твердых тканей зуба:
(сенсистаб, гиперестез, десенсил);
20. Средства для диагностики кариеса:
(колор-тест, кариес-индикатор);
21. Материалы ортодонтические:
(альгинатный слепочный материал, гипс зуботехнический, пластмасса стоматологическая, воск для зуботехнических работ, проволока для шинирования).
Стоматологический инструментарий | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Аппликаторы, микрокисточки
Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ
Бесплатное лечение зубов по обычному полису ОМС доступно в государственных поликлиниках и больничных отделениях челюстно-лицевой хирургии. Чтобы найти медучреждение, в котором можно вылечить зубы бесплатно, достаточно отыскать ближайшую бюджетную поликлинику. Действие полиса распространяется на все российские регионы, где бы ни был прописан его обладатель. Если документ получен в одном субъекте РФ, а его обладатель планирует проживать в другом, то при переезде он должен отметиться в местном филиале страховой компании, которая выдала полис. Если у этой компании не будет собственного представительства в определенном городе, то следует отталкиваться от рекомендаций стоматологической поликлиники, в которой планируется лечение. В ее регистратуре могут посоветовать обратиться в организации, с которыми медучреждение активно сотрудничает. То есть прописка в другом регионе никак не влияет на возможность удалять и лечить зубы бесплатно, но без медицинского полиса даже при наличии постоянной регистрации в бесплатном лечении будет отказано. Исключение составляет неотложная стоматологическая помощь при появлении флюса и симптомов, угрожающих жизни человека. В таких экстренных ситуациях даже пациента без полиса обязательного медицинского страхования отправят в стационар для проведения срочной операции. Чтобы начать лечение зубов в определенной стоматологической поликлинике, к ней надо прикрепиться. Для этого следует предоставить в регистратуру документы по списку:
Если кабинет дантиста находится в здании обычной поликлиники, к нему не требуется дополнительно прикрепляться. Если же стоматологическая клиника представляет собой отдельное учреждение, то прикрепление к ней необходимо. Сразу же после постановки на учет в клинике пациент приобретет право на лечение или удаление зубов в рамках экстренной помощи без предварительной записи. Дальнейшие приемы будут проходить по записи, она нужна для грамотной оптимизации рабочего времени стоматолога. Записаться к стоматологу по полису ОМС можно тремя способами:
При формировании талона нужно будет указать, какая услуга требуется пациенту – удаление или лечение зубов. Новшества в системе обязательного медицинского страхования с 2021 годаЧтобы узнать, какие услуги из области стоматологии входят в полис ОМС, необходимо прочитать памятку страховой организации или найти эту же информацию на сайте компании. По стандарту, перечень стоматологических услуг по ОМС для взрослых и детей включает:
В рамках лечения по полису обязательного медицинского страхования применяются следующие материалы и медикаменты:
Доктор может предложить пациенту иные препараты для анестезии, современную пломбировочную пасту, которая «пломбирует» практически моментально, и другие более качественные материалы за дополнительную плату, но пациент имеет право от них отказаться. В этом случае для его лечения будут использованы материалы и лекарства, предусмотренные государственными гарантиями по ОМС. Пациент имеет право знать, какие именно медикаменты ему будут вводить, вне зависимости от платности или бесплатности лечения. На пломбу, установленную в государственной поликлинике, дается 1 год гарантии. Протезирование не входит в программу государственного медицинского страхования, такие услуги предоставляются за деньги. Но существует ряд льготных категорий граждан, которые могут установить зубные протезы бесплатно. К ним относятся:
Фотополимерные световые пломбы по полису ОМС практически не ставятся, что обусловлено их высокой стоимостью и недостаточным финансированием страховых фондов. В государственной клинике можно получить такую пломбу только по медицинским показаниям. Обычно дантисты устанавливают их на передние зубы или в случае пришеечного кариеса. В частной поликлинике, участвующей в программе ОМС, можно установить световую пломбу, оплатив лишь стоимость материала – само лечение будет бесплатным. Денежные траты в этом случае составят от 500 рублей. При оплате лечения нужно обязательно сохранить платежную документацию, чтобы потом получить налоговый вычет и на эту сумму (актуально для работающих граждан).
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемую Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. 2. Министерству здравоохранения Российской Федерации: а) внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации: до 1 июля 2021 г. — доклад о реализации в 2020 году Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов; до 1 октября 2021 г. — проект программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов; б) совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (далее — Фонд) давать разъяснения по следующим вопросам: формирование и экономическое обоснование территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, включая подходы к определению дифференцированных нормативов объема медицинской помощи, в том числе формирование и экономическое обоснование территориальных программ обязательного медицинского страхования; особенности оплаты специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования; в) осуществлять мониторинг формирования, экономического обоснования и оценку реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, в том числе совместно с Фондом — указанные мониторинг и оценку территориальных программ обязательного медицинского страхования. В соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее — Программа) устанавливает перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, базовую программу обязательного медицинского страхования, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи. Программа формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (далее соответственно — территориальная программа обязательного медицинского страхования, территориальная программа). В соответствии с Конституцией Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью. Органы местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи. Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при решении вопроса об индексации заработной платы медицинских работников медицинских организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, обеспечивают в приоритетном порядке индексацию заработной платы медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь и скорую медицинскую помощь. Индексация заработной платы осуществляется с учетом фактически сложившегося уровня отношения средней заработной платы медицинских работников к среднемесячной начисленной заработной плате работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) по субъекту Российской Федерации. При формировании территориальной программы учитываются порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи, особенности половозрастного состава населения, уровень и структура заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, основанные на данных медицинской статистики, а также климатические, географические особенности региона и транспортная доступность медицинских организаций. В условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, Правительство Российской Федерации вправе установить особенности реализации базовой программы обязательного медицинского страхования. В рамках Программы (за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации) бесплатно предоставляются: первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная медицинская помощь; специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; паллиативная медицинская помощь, в том числе паллиативная первичная медицинская помощь, включая доврачебную и врачебную медицинскую помощь, а также паллиативная специализированная медицинская помощь. Понятие «медицинская организация» используется в Программе в значении, определенном в федеральных законах «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения. Первичная медико-санитарная помощь оказывается бесплатно в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара в плановой и неотложной формах. Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения. 1. Законодательство об обязательном медицинском страховании основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», настоящего Федерального закона, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации. Отношения, связанные с обязательным медицинским страхованием, регулируются также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 01.12.2012 N 213-ФЗ) 2. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации. 2.1. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ 3. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: 1) обязательное медицинское страхование — вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования; 2) объект обязательного медицинского страхования — страховой риск, связанный с возникновением страхового случая; 3) страховой риск — предполагаемое событие, при наступлении которого возникает необходимость осуществления расходов на оплату оказываемой застрахованному лицу медицинской помощи; 4) страховой случай — совершившееся событие (заболевание, травма, иное состояние здоровья застрахованного лица, профилактические мероприятия), при наступлении которого застрахованному лицу предоставляется страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию; 5) страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию (далее — страховое обеспечение) — исполнение обязательств по предоставлению застрахованному лицу необходимой медицинской помощи при наступлении страхового случая и по ее оплате медицинской организации; 6) страховые взносы на обязательное медицинское страхование — обязательные платежи, которые уплачиваются страхователями, обладают обезличенным характером и целевым назначением которых является обеспечение прав застрахованного лица на получение страхового обеспечения; 7) застрахованное лицо — физическое лицо, на которое распространяется обязательное медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом; 8) базовая программа обязательного медицинского страхования — составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счет средств обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации медицинской помощи и устанавливающая единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования; 9) территориальная программа обязательного медицинского страхования — составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации и соответствующая единым требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования. Основными принципами осуществления обязательного медицинского страхования являются: 1) обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования (далее также — программы обязательного медицинского страхования); 2) устойчивость финансовой системы обязательного медицинского страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного медицинского страхования; 3) обязательность уплаты страхователями страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральными законами; 4) государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на исполнение обязательств по обязательному медицинскому страхованию в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования независимо от финансового положения страховщика; 5) создание условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования; 6) паритетность представительства субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования в органах управления обязательного медицинского страхования. К полномочиям Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования относятся: 1) разработка и реализация государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования; 2) организация обязательного медицинского страхования на территории Российской Федерации; 3) установление круга лиц, подлежащих обязательному медицинскому страхованию; 4) установление тарифов страховых взносов на обязательное медицинское страхование и порядка взимания страховых взносов на обязательное медицинское страхование; 5) утверждение базовой программы обязательного медицинского страхования и единых требований к территориальным программам обязательного медицинского страхования; 6) установление порядка распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования; 7) установление ответственности субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования за нарушение законодательства об обязательном медицинском страховании; 8) организация управления средствами обязательного медицинского страхования; 9) определение общих принципов организации информационных систем и информационного взаимодействия в сфере обязательного медицинского страхования, ведения персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах и персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам; 10) установление системы защиты прав застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования; 11) финансовое обеспечение предоставления застрахованным лицам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, функции и полномочия учредителей в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти (далее — медицинские организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти), в соответствии с едиными требованиями базовой программы обязательного медицинского страхования. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 430-ФЗ) 1. К полномочиям Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится организация обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, в том числе: 1) утверждение территориальных программ обязательного медицинского страхования, соответствующих единым требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования, и реализация базовой программы обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации в пределах и за счет субвенций, предоставленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования; 2) утверждение дифференцированных подушевых нормативов финансового обеспечения обязательного медицинского страхования (далее — дифференцированные подушевые нормативы) на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с правилами обязательного медицинского страхования, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (далее — правила обязательного медицинского страхования), для страховых медицинских организаций; 3) регистрация и снятие с регистрационного учета страхователей для неработающих граждан; 4) администрирование доходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, поступающих от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения на территориях субъектов Российской Федерации; 5) контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации, в том числе проведение проверок и ревизий; 6) финансовое обеспечение медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в соответствии с едиными требованиями базовой программы обязательного медицинского страхования, за исключением медицинской помощи, финансовое обеспечение которой осуществляется в соответствии с пунктом 11 статьи 5 настоящего Федерального закона; (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 430-ФЗ) 7) обеспечение прав граждан в сфере обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации; 8) ведение персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах в форме регионального сегмента единого регистра застрахованных лиц, а также персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам; 9) ведение отчетности в сфере обязательного медицинского страхования. 2. Финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования. 3. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) при осуществлении переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий: 1) организует деятельность по осуществлению переданных полномочий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; 2) обеспечивает в установленном порядке: а) принятие решения о создании в случае отсутствия на территории субъекта Российской Федерации некоммерческой организации — территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее — территориальный фонд); б) утверждение структуры управления территориального фонда по согласованию с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (далее — Федеральный фонд); в) назначение на должность и освобождение от должности руководителя территориального фонда по согласованию с Федеральным фондом; 1. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет следующие права и обязанности по осуществлению полномочий, переданных в соответствии с частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона: 1) издает нормативные правовые акты и методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий; 2) осуществляет в установленном им порядке надзор за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене нормативных правовых актов или о внесении в них изменений; (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ) 3) осуществляет контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий с правом направления обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и территориальных фондов за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных полномочий. Порядок осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления переданных полномочий утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 24.04.2020 N 147-ФЗ) 4) готовит и направляет высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) предложения об отстранении от должности должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и территориальных фондов; 5) вправе устанавливать целевые прогнозные показатели по осуществлению переданных полномочий; 6) утверждает правила обязательного медицинского страхования, в том числе методику расчета тарифов на оплату медицинской помощи, методику расчета объемов финансового обеспечения медицинской помощи и порядок оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию; (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 430-ФЗ) 7) определяет порядок ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования; 8) готовит и направляет в Правительство Российской Федерации предложения об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном статьей 7.1 настоящего Федерального закона; (в ред. Федерального закона от 01.12.2012 N 213-ФЗ) 9) устанавливает порядок возмещения субвенций, предоставленных из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для осуществления соответствующих полномочий; 9.1) устанавливает порядок проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения (далее также — контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи); (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 430-ФЗ) 10) осуществляет иные установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами полномочия. 2. Федеральный фонд осуществляет следующие права и обязанности по осуществлению полномочий, переданных в соответствии с частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона: 1) издает нормативные правовые акты и методические указания по осуществлению территориальными фондами переданных полномочий; 2) предоставляет субвенции из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для финансового обеспечения осуществления полномочий, переданных в соответствии с частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона; Согласно поправкам федеральные медицинские организации теперь могут предоставлять медпомощь в трех видах. Во-первых, они по-прежнему вправе участвовать в реализации территориальных программ ОМС и оказывать в их рамках первичную медико-санитарную и скорую (в том числе скорую специализированную) помощь. Во-вторых, по территориальной программе ОМС такие организации вправе оказывать специализированную (в том числе высокотехнологичную) медпомощь – в случае распределения учреждению объемов предоставления названной медпомощи (ч. 2.3 ст. 15 Закона № 326-ФЗ). В-третьих, федеральные медицинские организации смогут оказывать специализированную медпомощь (в том числе высокотехнологичную) в условиях стационара и дневного стационара в рамках базовой программы ОМС (п. 11 ст. 5, ч. 3.1 ст. 35 Закона № 326-ФЗ). В силу п. 4 ч. 1 ст. 16 Закона № 326-ФЗ пациенты могут выбирать медицинскую организацию (в том числе федеральную). Порядок направления пациентов в федеральные учреждения утвержден Приказом Минздрава РФ от 23.12.2020 № 1363н. Как видим, для первых двух случаев действуют общие правила распределения объемов и финансирования медпомощи, установленные Законом № 326-ФЗ, для третьего введены отдельные нормы. Остановимся на последних. Новые правила лицензирования медицинской деятельностиВ базовой программе ОМС для федеральных медицинских организаций должны быть отдельно установлены нормативы объемов оказания специализированной медпомощи (в том числе высокотехнологичной) в условиях стационара и дневного стационара. Эти объемы будут распределяться (перераспределяться) между федеральными учреждениями с учетом их мощностей и объемов оказываемой медпомощи за счет иных источников финансирования (ч. 3.1, 3.2 ст. 35 Закона № 326-ФЗ). Порядок распределения и перераспределения объемов установит Правительство РФ. Также должны быть определены нормативы финансовых затрат на предоставление единицы такой помощи и перечень заболеваний, по которым ее оказывают федеральные учреждения. К сведению: базовая программа ОМС – это составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Программа госгарантий на 2021 год и плановый период утверждена Постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 № 2299 (далее – Программа госгарантий, Постановление № 2299). Нормативы объемов медпомощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями, установлены в разд. VI Программы госгарантий, нормативы затрат – в ее разд. VII. Порядок установления тарифов на оплату такой помощи приведен в приложении 2 к Программе госгарантий. Порядок распределения объемов медпомощи пока не утвержден, но обозначены правила на переходный период. Как сказано в п. 3 Постановления № 2299, до утверждения Правительством РФ названного порядка федеральные учреждения, направившие заявки на распределение им объемов, могут оказывать медпомощь при заболеваниях и состояниях, приведенных в приложениях 1 и 3 к Программе госгарантий. ФФОМС предоставит организациям авансы в размере 1/12 финансового обеспечения, полученного ими в 2019 году за оказание специализированной помощи в условиях стационара и дневного стационара в рамках реализации территориальных программ ОМС (с учетом индексации). В свою очередь, объемы оказания специализированной (в том числе высокотехнологичной) медпомощи, включенной в базовую программу ОМС и оказываемой федеральными медицинскими организациями, в 2021 – 2023 годах планируется нарастить (по сравнению с 2020 годом). Такое поручение Президент РФ дал Правительству РФ (пп. «а» п. 1 Перечня поручений, утвержденного Президентом РФ 12.12.2020 № Пр-2072). Объемы помощи должны быть увеличены в отношении пациентов со сложными и тяжелыми случаями заболеваний, направляемых в федеральные учреждения субъектами РФ. Чтобы участвовать в оказании специализированной (в том числе высокотехнологичной) медпомощи, включенной в базовую программу ОМС, федеральное учреждение должно сначала войти в единый реестр медицинских организаций (ч. 1, 2.2 ст. 15 Закона № 326-ФЗ). Для этого надо направить в ФФОМС заявку на распределение объемов предоставления медпомощи, финансовое обеспечение которой осуществляется на основании п. 11 ст. 5 Закона № 326-ФЗ. Заявка подается до 1 сентября года, предшествующего году, в котором учреждение намерено осуществлять деятельность в сфере ОМС (заявку на 2021 год можно было подать до 25 декабря 2020 года). Форма заявки и порядок ее подачи утверждены Приказом Минздрава РФ от 21.12.2020 № 1346н. Для оказания специализированной медпомощи в рамках базовой программы ОМС федеральные медицинские организации должны заключить договор с ФФОМС. Особенности этой процедуры определены ст. 39.1 Закона № 326-ФЗ, а форма типового договора утверждена Приказом Минздрава РФ от 29.12.2020 № 1396н. Чтобы заключить договор, федеральное учреждение должно отвечать двум условиям: 1) быть включенным в единый реестр медицинских организаций; 2) иметь распределенный объем предоставления медпомощи, подлежащий оплате за счет средств ОМС (с учетом правил, действующих в переходный период). Отметим, что в рамках реализации базовой программы ОМС федеральные учреждения заключают иной договор, нежели в рамках реализации территориальной программы (второму виду договора посвящена ст. 39 Закона № 326-ФЗ, а его новая форма утверждена Приказом Минздрава РФ от 30.12.2020 № 1417н). В первом случае сторонами договора выступают ФФОМС и федеральное учреждение, во втором – территориальный ФОМС, страховая медицинская организация и учреждение здравоохранения. Как следует из норм ч. 2 ст. 39.1 Закона № 326-ФЗ, по договору федеральная медицинская организация обязуется оказать медпомощь пациенту в рамках распределенного объема и по установленным тарифам, а ФФОМС обязуется оплатить эту медпомощь. Оплата осуществляется на основании представленных федеральным учреждением реестров счетов и счетов на оплату медпомощи (ч. 5 ст. 39.1 Закона № 326-ФЗ). Перераспределение полномочий ФФОМС, новая схема организации и оплаты специализированной медпомощи, а также другие поправки обусловили доработку нормативной базы, необходимой для исполнения новых норм Закона № 326-ФЗ (причем не только тех, которые регулируют оказание специализированной помощи в рамках базовой программы ОМС). Некоторые ранее изданные акты перестали действовать. Принят ряд новых документов (они названы выше), а что-то только предстоит утвердить. Приведем несколько вопросов, на отдельное регулирование которых указано в Законе № 326-ФЗ, но пока эти нормативные акты не приняты:
Приобретение оборудования за счет средств омсСогласно требованиям, утвержденным Приказом № 786н от 31.07.2020 г., ИП не смогут реализовать стандарт оснащения т.к. не имеют права найма специализированного персонала (врачей-рентгенологов и рентген-лаборантов) и не смогут получить санитарно-эпидемиологическое заключение на работу с источниками ионизирующего излучения. Для продолжения работы с 1 января 2021 года всем Индивидуальным предпринимателям будет необходимо зарегистрировать Общество с ограниченной ответственностью и получить лицензию на рентген (лицензия на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения). Для получения лицензии на рентген необходимо:
Медорганизация выплачивала зарплату районному врачу-педиатру. Он не оказывал медпомощь, не обеспечивал выполнение программы ОМС в целом. Его труд касался деятельности вышестоящего госоргана. ВС РФ признал расходы нецелевыми. Еще один пример: поликлиника оплачивала труд помощника эпидемиолога. ТФОМС и 4-й ААС отнесли его к персоналу, который участвует в оказании медуслуг. По тарифному соглашению региона зарплату таким сотрудникам можно было платить за счет средств ОМС только по лицензированным видам деятельности. Организация не получила лицензию на ведение эпидемиологической деятельности, поэтому расходы посчитали нецелевыми. Если же лицензия на переоформлении, траты нецелевыми не признают. Такое мнение высказал ВС РФ. Суд рассматривал случай, когда организация изменяла адрес деятельности в разрешительном документе. До завершения этой процедуры она работала по новому адресу. Организация нарушила лицензионные требования и условия, но говорить об отсутствии лицензии нельзя. Отметим, в любом случае это причина для отказа в оплате медпомощи. В другой ситуации организация оказала сотруднику разовую материальную помощь. Выплату предусмотрели в коллективном договоре как соцгарантию. ТФОМС и 7-й ААС посчитали затраты нецелевыми. Они не связаны с оплатой труда и не нужны для выполнения программы ОМС в целом. «Нецелевкой» суд признал и излишнюю выплату компенсации за неиспользованный отпуск. По одному сотруднику больница взяла в расчет большее количество дней отдыха, чем тому полагалось. Другому заменила на денежную выплату часть ежегодного отдыха, которую по закону заменять нельзя. Это дело рассматривал АС Костромской области. ТФОМС и суды указывали, что средства ОМС нельзя тратить на необязательное обучение сотрудников. Организация оплатила подготовку медработника по программе ординатуры. Закон об образовании относит эту программу к высшему образованию. Однако по ТК РФ и Закону об охране здоровья медикам надо оплачивать только профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование. ВС РФ признал расходы организации нецелевыми. Аналогичное решение принял АС Республики Бурятия. Он рассматривал расходы на оплату тренинга для начальника отдела кадров. По ТК РФ работодатель оплачивает обучение, если оно указано в нормативно-правовом акте в качестве условия работы сотрудника. В отношении данного работника такие требования не установлены. Расходы на его обучение нельзя считать необходимыми для деятельности организации в целом. Другой пример: поликлиника оплатила повышение квалификации работника по направлению оказание паллиативной помощи и проведение медосмотров водителей. Территориальная программа не предусматривала оплату этих медуслуг за счет средств ОМС. Поэтому АС Северо-Западного округа отнес затраты на обучение к нецелевым. Организация закупила алкотестеры. Она не доказала контролерам, что использовала их при оказании медуслуг по программе ОМС. Такое оборудование указано в некоторых стандартах медпомощи. Однако услуги по этим профилям не входили в территориальную программу. ВС РФ подтвердил, что расходы организации нецелевые. В другом случае больница приобрела лекарства, которые не входят в стандарты медпомощи и в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. По Закону об охране здоровья для применения таких лекарств нужны медпоказания и решение врачебной комиссии. Больница не исполнила эти требования. АС Хабаровского края признал оплату закупки «нецелевкой». Еще одна организация списала просроченные медикаменты. АС Центрального округа нарушения не увидел. Чтобы оказывать медпомощь по программе ОМС, надо иметь медикаменты. Объем услуг не всегда можно спрогнозировать. Контролеры не доказали, что организация не учитывала срок годности лекарств или закупила их в большем объеме, чем нужно обычно. Аналогичный вывод сделал ВС РФ в марте и сентябре 2020 года. В последнем случае он рассмотрел ситуацию, когда лекарства с истекающими сроками годности пожертвовали другой медорганизации. Суды посчитали нецелевыми такие расходы:
По мнению судей, эти затраты нельзя считать необходимыми. Организация может работать и без них, поэтому оплачивает их по своему желанию. С выполнением конкретной программы ОМС они не связаны. Аналогичные аргументы использовал АС Владимирской области. Он признал «нецелевкой» доставку сотрудников на работу транспортом медучреждения. Эту гарантию закрепили в коллективном договоре. Однако суд не увязал ее с выполнением программы ОМС. ФФОМС сократит расходы на изготовление бумажных медицинских полисовМИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ от 13 октября 2008 года N 523 УДМУРТСКИЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ от 13 октября 2008 года N 135 ПРИКАЗ О ПЕРЕЧНЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ, ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ, СРЕДСТВ ДЛЯ ДЕЗИНФЕКЦИИ, РАСХОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ПРИОБРЕТАЕМЫХ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ОМС, ДЛЯ ОКАЗАНИЯ БЕСПЛАТНОЙ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ПОЛИКЛИНИКАХ И КАБИНЕТАХ ____________________________________________________________________ В целях повышения качества оказания стоматологической помощи, предоставляемой в объеме Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Удмуртской Республики, и контроля использования средств ОМС приказываем: Министр здравоохранения
ПЕРЕЧЕНЬ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ, ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ, СРЕДСТВ ДЛЯ ДЕЗИНФЕКЦИИ, РАСХОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ПРИОБРЕТАЕМЫХ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ОМС, ДЛЯ ОКАЗАНИЯ БЕСПЛАТНОЙ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ПОЛИКЛИНИКАХ И КАБИНЕТАХ
Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства |
Бесплатное лечение зубов по обычному полису ОМС доступно в государственных поликлиниках и больничных отделениях челюстно-лицевой хирургии. Чтобы найти медучреждение, в котором можно вылечить зубы бесплатно, достаточно отыскать ближайшую бюджетную поликлинику.
Действие полиса распространяется на все российские регионы, где бы ни был прописан его обладатель. Если документ получен в одном субъекте РФ, а его обладатель планирует проживать в другом, то при переезде он должен отметиться в местном филиале страховой компании, которая выдала полис. Если у этой компании не будет собственного представительства в определенном городе, то следует отталкиваться от рекомендаций стоматологической поликлиники, в которой планируется лечение. В ее регистратуре могут посоветовать обратиться в организации, с которыми медучреждение активно сотрудничает.
То есть прописка в другом регионе никак не влияет на возможность удалять и лечить зубы бесплатно, но без медицинского полиса даже при наличии постоянной регистрации в бесплатном лечении будет отказано. Исключение составляет неотложная стоматологическая помощь при появлении флюса и симптомов, угрожающих жизни человека. В таких экстренных ситуациях даже пациента без полиса обязательного медицинского страхования отправят в стационар для проведения срочной операции.
Чтобы начать лечение зубов в определенной стоматологической поликлинике, к ней надо прикрепиться. Для этого следует предоставить в регистратуру документы по списку:
- медицинский полис с отметкой регионального подразделения страховой компании;
- паспорт или свидетельство о рождении (если прикрепляется ребенок);
- СНИЛС;
- заявление.
Если кабинет дантиста находится в здании обычной поликлиники, к нему не требуется дополнительно прикрепляться. Если же стоматологическая клиника представляет собой отдельное учреждение, то прикрепление к ней необходимо.
Сразу же после поста��овки на учет в клинике пациент приобретет право на лечение или удаление зубов в рамках экстренной помощи без предварительной записи. Дальнейшие приемы будут проходить по записи, она нужна для грамотной оптимизации рабочего времени стоматолога.
Чтобы узнать, какие услуги из области стоматологии входят в полис ОМС, необходимо прочитать памятку страховой организации или найти эту же информацию на сайте компании. По стандарту, перечень стоматологических услуг по ОМС для взрослых и детей включает:
- первичный прием (в поликлинике или на дому, если речь идет о лежачих больных): осмотр, консультация, обучение правильной чистке зубов;
- лечение гингивита, кариеса, пульпита, пародонтита, абсцесса;
- удаление зубов: молочных, постоянных или зубов мудрости;
- устранение зубного камня;
- удаление инородных тел из зубных каналов;
- вправление челюсти (вывихов и подвывихов);
- локальные операции на мягких тканях;
- физиотерапевтическое лечение;
- рентгенография;
- детские стоматологические услуги, вошедшие в обязательное медицинское страхование: ортодонтия со съемными изделиями, реминерализация и серебрение зубов.
В рамках лечения по полису обязательного медицинского страхования применяются следующие материалы и медикаменты:
- пломбировочные цементы: силикатные, фосфат-цементы, стеклоиномерные;
- полировочные пасты;
- мышьяк;
- щетки для чистки;
- расходные материалы: перевязочные, шовные, боры, бинты, вата, рентгеновская пленка;
- отечественные анестетики и антисептики: Новокаин, Лидокаин, Тримекаин.
Доктор может предложить пациенту иные препараты для анестезии, современную пломбировочную пасту, которая «пломбирует» практически моментально, и другие более качественные материалы за дополнительную плату, но пациент имеет право от них отказаться. В этом случае для его лечения будут использованы материалы и лекарства, предусмотренные государственными гарантиями по ОМС. Пациент имеет право знать, какие именно медикаменты ему будут вводить, вне зависимости от платности или бесплатности лечения.
На пломбу, установленную в государственной поликлинике, дается 1 год гарантии.
Протезирование не входит в программу государственного медицинского страхования, такие услуги предоставляются за деньги. Но существует ряд льготных категорий граждан, которые могут установить зубные протезы бесплатно. К ним относятся:
- ветераны ВОВ;
- участники боевых действий (Афганистан, Чечня);
- ликвидаторы ЧАЭС.
Фотополимерные световые пломбы по полису ОМС практически не ставятся, что обусловлено их высокой стоимостью и недостаточным финансированием страховых фондов. В государственной клинике можно получить такую пломбу только по медицинским показаниям. Обычно дантисты устанавливают их на передние зубы или в случае пришеечного кариеса.
В частной поликлинике, участвующей в программе ОМС, можно установить световую пломбу, оплатив лишь стоимость материала – само лечение будет бесплатным. Денежные траты в этом случае составят от 500 рублей. При оплате лечения нужно обязательно сохранить платежную документацию, чтобы потом получить налоговый вычет и на эту сумму (актуально для работающих граждан).
В соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее — Программа) устанавливает перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, базовую программу обязательного медицинского страхования, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
Программа формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (далее соответственно — территориальная программа обязательного медицинского страхования, территориальная программа).
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здор��вого образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью. Органы местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи.
Доктор может предложить пациенту иные препараты для анестезии, современную пломбировочную пасту, которая «пломбирует» практически моментально, и другие более качественные материалы за дополнительную плату, но пациент имеет право от них отказаться.
В этом случае для его лечения будут использованы материалы и лекарства, предусмотренные государственными гарантиями по ОМС. Пациент имеет право знать, какие именно медикаменты ему будут вводить, вне зависимости от платности или бесплатности лечения.
Сперва нужно обратиться в филиал своей страховой компании в городе проживания, и оттуда вас уже направят в конкретное учреждение. Если же представительства именно вашей страховой в этой местности нет, можно прийти в любую муниципальную поликлинику и получить соответствующие рекомендации там. В регистратуре вам предложат обратиться напрямую к страховщику, с которым сотрудничает учреждение.
Имейте ввиду, что врач может предложить вам более дорогую анестезию и современные пломбировочные материалы – заплатить за них придется из своего кармана. Вы всегда можете отказаться от доп.
услуг или использования платных расходников, но тогда специалисту придется ограничиться тем, что предлагает программа обязательного страхования.
Так, к примеру, гарантийный срок на пломбу, установленную по ОМС в муниципальном учреждении, составляет 1 год.
Важно! Протезы из металлокерамики могут быть установлены бесплатно гражданам, относящимся к категории малоимущих, но только при наличии у них непереносимости других материалов или в случае серьезных заболеваний желудочно-кишечного тракта.
Правила получения бесплатной помощи по страховке прописаны Минздравом. Просто так прийти в клинику и получить услугу на бесплатной основе нельзя. Нужно заранее выбрать клинику, которая участвует в программе ОМС, и прикрепиться к ней.
Деятельность медицинских организаций в системе ОМС: что изменилось в 2021 году
В советские годы стоматологические услуги были официально бесплатными и доступными всем жителям большой страны. Тогда же во многих населенных пунктах были построены стоматологические поликлиники. Они в большинстве своем работают и сейчас, но теперь конкурируют с огромным количеством частных кабинетов.
Ежегодно 9 февраля во всём мире отмечается Международный день стоматолога. В преддверии праздника зубного врача корреспондент ?А Меdia 73 отправился в Стоматологическую поликлинику №3 лечить зубы. Праздник зубных врачей отмечается в день почитания католической церковью христианской мученицы Аполлонии Александрийской, которая даже под страшными пытками не отреклась от своей веры.
- Осуществлять выбор лечащего врача в случае взаимного согласия обеих сторон.
- Осуществлять выбор медицинской организации.
- На предоставление достоверной и проверенной информации о медицинском учреждении, ее роде деятельности, а также обо всех стоматологах, работающих в выбранной клинике, об уровне их квалификации, стаже работы и образовании.
При переезде пациента в другой микрорайон населенного пункта полис не подлежит изменению. Тем не менее пациенту придется повторно обратиться в страховую организацию для получения нового памятного листка: в нем будут перечислены актуальные адреса здравоохранительных учреждений, которые смогут проводить обслуживание в рамках программы обязательного медстрахования.
— Авт.), утверждаемая правительством, не содержит ограничений по видам и стоимости расходников. Это значит: пациенту должны предоставить то, что ему необходимо по медицинским показаниям и исходя из современных стандартов лечения.
СОВРЕМЕННЫМ ПЛОМБАМ — ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ Если вам говорят, что есть другой наркоз, расходные материалы, и они точно лучше, но используются только платно, то вам нужно сразу же позвонить в свою страховую компанию, выдавшую полис ОМС (телефон часто указывается на полисе либо можно узнать его через Интернет), подсказывает эксперт.
- пломбировочные цементы: силикатные, фосфат-цементы, стеклоиномерные;
- полировочные пасты;
- мышьяк;
- щетки для чистки;
- расходные материалы: перевязочные, шовные, боры, бинты, вата, рентгеновская пленка;
- отечественные анестетики и антисептики: Новокаин, Лидокаин, Тримекаин.
Рекомендуем прочесть: Окоф 2021 монитор
Важно! Лечащий врач имеет право предложить пациенту более современные и качественные препараты и медикаменты за дополнительную плату. Пациент в праве отказаться от доплат в ходе лечения, тогда будут использоваться препараты, предусмотренные государственными гарантиями по ОМС.
- ортодонтия со съемными изделиями
- реминерализация и серебрение зубов
- ортодонтическое лечение съёмными аппаратами, за исключением «брекет-систем».
Бесплатные медицинские услуги оказываются только по показаниям врача.
Вышеперечисленные обстоятельства обязывают застрахованное лицо уведомить страховщика об изменениях в течение 30 дней. Как правило, новая медстраховка делается и выдается через 10 дней после обращения заявителя.
- первичный прием (в поликлинике или на дому, если речь идет о лежачих больных): осмотр, консультация, обучение правильной чистке зубов;
- лечение гингивита, кариеса, пульпита, пародонтита, абсцесса;
- удаление зубов: молочных, постоянных или зубов мудрости;
- устранение зубного камня;
- удаление инородных тел из зубных каналов;
- вправление челюсти (вывихов и подвывихов);
- локальные операции на мягких тканях;
- физиотерапевтическое лечение;
- рентгенография;
- детские стоматологические услуги, вошедшие в обязательное медицинское страхование: ортодонтия со съемными изделиями, реминерализация и серебрение зубов.
- пломбировочные цементы: силикатные, фосфат-цементы, стеклоиномерные;
- полировочные пасты;
- мышьяк;
- щетки для чистки;
- расходные материалы: перевязочные, шовные, боры, бинты, вата, рентгеновская пленка;
- отечественные анестетики и антисептики: Новокаин, Лидокаин, Тримекаин.
Сразу же после постановки на учет в клинике пациент приобретет право на лечение или удаление зубов в рамках экстренной помощи без предварительной записи. Дальнейшие приемы будут проходить по записи, она нужна для грамотной оптимизации рабочего времени стоматолога.
Стоматологические манипуляции оплачивает либо сам пациент, либо страховая компания. Если человек лечится по страховке, все оказываемые ему медицинские услуги финансируются из регионального фонда ОМС. Суть в том, что перчня бесплатных материалов нет, то есть, если в поликлинике есть «платная» пломба, значит на нее выделены средства фонда ОМС, и она должна ставиться бесплатно.
При повторном обращении, пациенту будет достаточно осуществить запись и прийти на прием с соответствующими документами. В каждой клинике должна быть предоставлена информация для пациентов на видном месте. К такой информации относятся:
Рекомендуем прочесть: Как часто проводится осмотр страховочных привязей
Доктор может предложить пациенту иные препараты для анестезии, современную пломбировочную пасту, которая «пломбирует» практически моментально, и другие более качественные материалы за дополнительную плату, но пациент имеет право от них отказаться. В этом случае для его лечения будут использованы материалы и лекарства, предусмотренные государственными гарантиями по ОМС. Пациент имеет право знать, какие именно медикаменты ему будут вводить, вне зависимости от платности или бесплатности лечения.
Сперва нужно обратиться в филиал своей страховой компании в городе проживания, и оттуда вас уже направят в конкретное учреждение. Если же представительства именно вашей страховой в этой местности нет, можно прийти в любую муниципальную поликлинику и получить соответствующие рекомендации там. В регистратуре вам предложат обратиться напрямую к страховщику, с которым сотрудничает учреждение.
Имейте ввиду, что врач может предложить вам более дорогую анестезию и современные пломбировочные материалы – заплатить за них придется из своего кармана. Вы всегда можете отказаться от доп. услуг или использования платных расходников, но тогда специалисту придется ограничиться тем, что предлагает программа обязательного страхования. Так, к примеру, гарантийный срок на пломбу, установленную по ОМС в муниципальном учреждении, составляет 1 год.
ФФОМС от 16.03.2020 N 2315/21/1846
- первичный прием (в поликлинике или на дому, если речь идет о лежачих больных): осмотр, консультация, обучение правильной чистке зубов;
- лечение гингивита, кариеса, пульпита, пародонтита, абсцесса;
- удаление зубов: молочных, постоянных или зубов мудрости;
- устранение зубного камня;
- удаление инородных тел из зубных каналов;
- вправление челюсти (вывихов и подвывихов);
- локальные операции на мягких тканях;
- физиотерапевтическое лечение;
- рентгенография;
- детские стоматологические услуги, вошедшие в обязательное медицинское страхование: ортодонтия со съемными изделиями, реминерализация и серебрение зубов.
Фотополимерные световые пломбы по полису ОМС практически не ставятся, что обусловлено их высокой стоимостью и недостаточным финансированием страховых фондов. В государственной клинике можно получить такую пломбу только по медицинским показаниям. Обычно дантисты устанавливают их на передние зубы или в случае пришеечного кариеса.
Ежегодно 9 февраля во всём мире отмечается Международный день стоматолога. В преддверии праздника зубного врача корреспондент ?А Меdia 73 отправился в Стоматологическую поликлинику №3 лечить зубы. Праздник зубных врачей отмечается в день почитания католической церковью христианской мученицы Аполлонии Александрийской, которая даже под страшными пытками не отреклась от своей веры.
— Авт.), утверждаемая правительством, не содержит ограничений по видам и стоимости расходников. Это значит: пациенту должны предоставить то, что ему необходимо по медицинским показаниям и исходя из современных стандартов лечения. СОВРЕМЕННЫМ ПЛОМБАМ — ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ Если вам говорят, что есть другой наркоз, расходные материалы, и они точно лучше, но используются только платно, то вам нужно сразу же позвонить в свою страховую компанию, выдавшую полис ОМС (телефон часто указывается на полисе либо можно узнать его через Интернет), подсказывает эксперт.
- пломбировочные цементы: силикатные, фосфат-цементы, стеклоиномерные;
- полировочные пасты;
- мышьяк;
- щетки для чистки;
- расходные материалы: перевязочные, шовные, боры, бинты, вата, рентгеновская пленка;
- отечественные анестетики и антисептики: Новокаин, Лидокаин, Тримекаин.
Рекомендуем прочесть: Окоф 2021 монитор
Важно! Лечащий врач имеет право предложить пациенту более современные и качественные препараты и медикаменты за дополнительную плату. Пациент в праве отказаться от доплат в ходе лечения, тогда будут использоваться препараты, предусмотренные государственными гарантиями по ОМС.
- ортодонтия со съемными изделиями
- реминерализация и серебрение зубов
- ортодонтическое лечение съёмными аппаратами, за исключением «брекет-систем».
Бесплатные медицинские услуги оказываются только по показаниям врача.
Бесплатно выполняются все необходимые диагностические и лечебные мероприятия, в том числе лечение с использованием пломбировочного материала из фотополимеров как отечественного, так и импортного производства.
Сегодня в 8 часов утра мне поставили световую пломбу. Стоматолог сказал, что сегодня не есть красящие продукты. А я забыла совсем и в 5 вечера выпила растворимый кофе, потом опомнилась и побежала полоскать рот. Скажите, все плохо? Или раз я сразу прополоскала все нормально?
Редакция Тинькофф-журнала предупреждает: пренебрежительное отношение к зубам вредит вашему здоровью, работоспособности и качеству жизни. Чистите зубы каждый день утром и вечером, каждые полгода проверяйте состояние зубов.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Перечень бесплатных материалов для пломбирования зубов по полису омс 2021
Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности в системе ОМС, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее — Закон N 326-ФЗ). Основные направления расходования средств ОМС установлены в ч. 7 ст. 35 Закона N 326-ФЗ. Наряду с этим на уровне каждого субъекта тарифы на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС устанавливаются Тарифным соглашением и включают соответствующие статьи затрат. Кроме того, при расходовании средств ОМС целесообразно руководствоваться письмами и разъяснениями ФФОМС, Минздрава России, в которых идет речь о возможности осуществления отдельных расходов за счет таких средств (см., к примеру, письма ФФОМС от 17.02.2016 N 1181/26/и, от 21.05.2015 N 3226/21-3/и, от 06.06.2013 N 4509/21-и, от 02.08.2012 N 5049/21-4).
Не так давно Верховный суд РФ установил, что при оказании платных медицинских услуг оклад административным работникам нельзя оплачивать только из средств ОМС (определение ВС РФ от 12.03.2021 N 310-ЭС21-306). В действительности, средства ОМС можно расходовать на выплату зарплаты работникам учреждений, не принимающим непосредственное участие в оказании медицинских услуг. НО! При наличии иного источника финансового обеспечения такие затраты должны распределяться. Правила распределения должны быть закреплены в учетной политике учреждения. Оснований для их отнесения в полном объеме на расходы за счет средств ОМС у учреждения в этом случае нет.
«Нецелевкой» могут быть признаны и расходы на оплату обучения бухгалтера и кадровика (см., в частности, решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 30.03.2021 по делу N А10-381/2020). Объясняется это следующим.
Согласно ст. 196 ТК РФ в определенных случаях работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников. Право медицинских работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя установлено в ст. 72 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Медицинская организация может оплатить обучение из средств ОМС. Однако ни кадровика, ни бухгалтера нельзя отнести к медицинскому персоналу несмотря на то, что они являются работниками медицинского учреждения. Следовательно, оплачивая расходы на обучение за счет средств ОМС учреждение должно осмотрительно подходить к этому вопросу, анализируя информацию о том, кто отправляется на обучение или повышение квалификации.
Разбирая спор в части расходов на проведение капитального ремонта зданий и помещений медицинских учреждений за счет средств ОМС, судами было установлено, что в здании больницы и поликлиники фактически осуществлены работы капитального характера (см. постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10.10.2018 N Ф01-4519/18, решение Пермского краевого суда от 21.11.2019 по делу N 12-987/2019). В свою очередь, такие расходы признаны нецелевым использованием средств ОМС. Это связано с тем, что в структуре тарифа на оплату медицинской помощи, оказываемой по Территориальной программе ОМС, затраты на проведение капитального ремонта не предусмотрены. Однако Верховный суд РФ в своем определении от 25.11.2019 N 304-ЭС19-20828 пришел к выводу, что если во время ремонта здание продолжает работать, то такой ремонт нельзя рассматривать в качестве капитального. Соответственно, спорные работы отнесены к текущему ремонту на основании экспертного заключения, а расходы на него не могут быть квалифицированы как нецелевым образом израсходованные денежные средства.
Таким образом, расходование средств ОМС требует со стороны бухгалтеров медицинских организаций предельного внимания и осторожности. Ведь наряду с возвратом средств, использованных не по целевому назначению, предусмотрены штрафные санкции, административная и уголовная ответственности.
Доктор может предложить пациенту иные препараты для анестезии, современную пломбировочную пасту, которая «пломбирует» практически моментально, и другие более качественные материалы за дополнительную плату, но пациент имеет право от них отказаться. В этом случае для его лечения будут использованы материалы и лекарства, предусмотренные государственными гарантиями по ОМС. Пациент имеет право знать, какие именно медикаменты ему будут вводить, вне зависимости от платности или бесплатности лечения.