Штрафы валютный контроль в 2022 году

Автор: | 02.01.2022

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штрафы валютный контроль в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Установлена дифференциация размеров штрафов за нарушения резидентами порядка репатриации, снижены размеры штрафов.

Размер штрафа за нарушение срока репатриации теперь зависит от валюты обязательств, вида внешнеторгового контракта и статуса самого резидента. Размер штрафа от суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на банковские счета в уполномоченных банках, будет определяться следующим образом (ч. 4, ч. 4.2. ст. 15.25 КоАП РФ в редакции закона 218-ФЗ):

  • от 3 до 10 % от суммы, если во внешнеторговом договоре сумма обязательств определена в валюте РФ и предусмотрена оплата в валюте РФ,
  • от 5 до 30 % если с нерезидентом заключен внешнеторговый договор (контракт), предусматривающий оплату в иностранной валюте,
  • от 5 до 30 % если с нерезидентом заключен договор займа,
  • от 3 до 5 % если резидент, допустивший нарушение, включен в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности.

Ранее размер штрафа за аналогичные нарушения составлял от 75 до 100%.

Предусмотрена ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по исполнению или прекращению обязательств по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом и нерезидентом, на который распространяются требования валютного законодательства РФ в виде штрафа:

  • в размере от 5 до 30 % суммы денежных средств, причитающихся резиденту от нерезидента;
  • на должностных лиц — от 20 000 до 30 000 рублей (ч.4.3. ст. 15.25 КоАП РФ в редакции закона 218-ФЗ).

Дифференцированы и уменьшены размеры штрафа за нарушение срока репатриации денежных средств, уплаченных за неввезенные в РФ товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них. Размер штрафа составит:

  • от 3 до 10 % суммы не возвращенных в установленный срок в РФ денежных средств, уплаченных нерезиденту по условиям внешнеторгового договора (контракта), сумма обязательств по которому определена в валюте РФ и условиями которого предусмотрена оплата в валюте РФ,
  • от 5 до 30 % от той же суммы, если контракт в иностранной валюте;
  • от 3 до 5 % если резидент, допустивший нарушение, включен в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности.

Ранее размер штрафа за аналогичные нарушения составлял от 75 до 100%.

При значительных нарушениях сумма штрафа осталась прежней. Если сумма не своевременно зачисленных денежных средств в течение одного года превышает 100 миллионов рублей, то сумма штрафа определяется, как и раньше — от 75 до 100%.

Административная ответственность за нарушение срока представления резидентом в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций предусмотрена только за просрочку на 90 дней и более, размер штрафа составит:

  • на должностных лиц — от 4 000 до 5 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 40 000 до 50 000 рублей.

Установлены случаи освобождения от административной ответственности за нарушение порядка проведения валютных операций:

Либерализация валютного контроля приказала долго ждать

Срок давности по привлечению к ответственности за нарушение валютного законодательства в 2021 году составляет 2 года. Этот временной промежуток установлен в 2016 году, до этого момента он не превышал 1 год.

Увеличение потребовалось по той причине, что документы таможенных органов или банков о нарушении законодательства зачастую поступали в Росфиннадзор, а после его упразднения — в ФНС уже после того, как истекал срок, в течение которого можно было привлекать к ответственности нарушителей.

Указанный двухлетний срок давности распространяется на привлечение к ответственности по всем валютным нарушениям, указанным в ст. 15.25 КоАП РФ. Например, это положение коснется и отсутствия перечисления на счет резидента валютной выручки за реализованный товар, и несвоевременной отчетности за проведение валютной операции, и т. д. Срок давности во всех случаях исчисляют со дня (даты), когда совершили незаконную валютную операцию.

Перечень нарушений, за которые может последовать привлечение к ответственности, приведен в ст. 15.25 КоАП РФ. Проведение незаконных валютных операций влечет привлечение нарушителя к административной или уголовной ответственности. В списке санкций содержатся штрафы и даже лишение свободы.

Что важно знать, работая с валютой, читайте в рубрике «Валютные операции».

Юрист практики «Международное право и налоги» юридической компании «Лемчик, Крупский и Партнеры»

В последние годы российские власти держат курс на либерализацию валютного законодательства, ведь это всегда означает увеличение возможностей для бизнеса и появление новых правовых и финансовых механизмов. Как сообщают профильные чиновники, основная цель валютной либерализации – экономия государственного ресурса. Но в то же время, это позволит сделать «глубокий вдох» участникам ВЭД. Рассмотрим, какие нововведения планируются в валютном законодательстве в 2021 году.

Штрафы за валютные нарушения снизили!

Ключевая инициатива Правительства — это введение механизма сомнительных валютных операций и внедрение риск-ориентированного подхода к контролю за такими операциями. Этот механизм призван в будущем заменить традиционную систему валютного контроля в российских банках и ослабить государственный контроль за валютными правонарушениями. Еще в 2018 году Минфин предлагал ввести в Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — 173-ФЗ) понятие «сомнительной валютной операции». Напомним, что к признакам сомнительных операций (Положение ЦБ РФ от 02.03.2012 N 375-П), относятся, в частности, запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или законной цели, излишняя озабоченность клиента вопросами конфиденциальности, необоснованная поспешность в проведении операции, внесение изменений в сделку непосредственно перед началом ее реализации и т. д.

При выявлении сомнительной валютной операции предлагалось разрешить ЦБ РФ приостановить операцию и обязать передавать соответствующие сведения в контролирующие органы. В списке ведомств, которые должны были заниматься контролем и обработкой сведений о сомнительных валютных операциях, значились ФНС, ФТС, Росфинмониторинг, МВД, Генпрокуратура, СК, ФСБ и уполномоченные банки.

Сейчас та же инициатива, но уже с другим набором вводных, содержится в Плане по восстановлению экономики. Здесь механизм «сомнительных валютных операций» объясняется введением риск-ориентированного подхода к валютному контролю. Это подход, по словам Силуанова, даст возможность отойти от практики тотального контроля за участниками ВЭД.

Как предположительно будет работать система выявления сомнительных валютных операций? Разработанный законопроект на данный момент не опубликован, его представление в Государственную Думу запланировано на июль 2021 года, а принятие – на февраль 2022 года.

Предполагается, что риск-ориентированный подход может быть реализован в двух сценариях. В текущей редакции статьи 23 173-ФЗ, органы валютного контроля (банки) представляют в органы валютного контроля сведения обо всех валютных операциях клиентов, проводимых с их участием. Одним из возможных сценариев является изменение данной нормы в части объема сведений, передаваемых органам валютного контроля.

  • первый сценарий

Согласно первому возможному сценарию, банки будут передавать сведения в ведомства только в отношении выявленных сомнительных валютных операций. Это позволит существенно снизить нагрузку на работу контролирующих органов и инициировать валютные проверки более точечно.

  • второй сценарий

Согласно второму сценарию, передача информации о валютных операциях продолжится в прежнем режиме, но валютные проверки будут инициироваться автоматически в отношении сомнительных операций и выборочно – в отношении отдельных валютных операций. В обоих сценариях потребуется внесение изменений в административные регламенты контролирующих органов о проведении валютных проверок в части оснований для начала процедуры валютной проверки.

Еще одна инициатива, которая обсуждается участниками ВЭД уже более 10 лет – это отмена требования о репатриации валютной выручки по внешнеторговым контрактам. Напомним, что репатриация валютной выручки представляет собой обязанность резидента по зачислению валютной выручки или возврату авансов за непоставленные товары или неоказанные услуги на свои счета в российских банках. Основная задача данной меры – защита российской экономики от оттока капиталов.

Позиция профильных ведомств в последние годы сводилась к тому, что репатриация — это пережиток советского прошлого, и в реальности российский бизнес уже давно эффективно использует зарубежные торговые структуры, которые выступают закупщиками или торговыми агентами, и на которых оседает большая часть прибыли.

В августе 2019 года в 173-ФЗ были внесены изменения, по которым полностью отменены требования о репатриации по экспортным несырьевым контрактам, сумма обязательств и оплата по которым предусмотрена в рублях. Для аналогичных рублевых сырьевых контрактов была введена поэтапная отмена репатриации:

  • начиная с 1 января 2020 года – только в отношении не более 10% от суммы контракта;
  • с 1 января 2021 года – не более 30%;
  • далее, поэтапно, заканчивая 2024 годом, планируется полная отмена репатриации.

Несмотря на то, что рубли не являются популярной валютой коммерческих сделок с иностранными партнерами, законодателем был сделан первый шаг в сторону либерализации валютного законодательства в России.

В августе 2020 года ЦБ РФ поддержал Минфин в инициативе по дальнейшей либерализации валютного законодательства в части требований о репатриации валютной выручки, и в Государственную Думу РФ был внесен законопроект, который предлагает поэтапную отмену обязательной репатриации иностранной валюты по аналогии с репатриацией в рублях для сырьевых экспортеров. Статус рассмотрения данного законопроекта до настоящего момента не изменился. Тем не менее, в качестве одной из мер, предложенных в Плане по восстановлению экономики, указана поэтапная отмена требования о репатриации валютной выручки. Срок внесения законопроекта – июнь 2021 года, принятия федерального закона – ноябрь 2021 года.

Одна из основных инициатив участников ВЭД в последние годы, наряду с полной отменой требований репатриации выручки по внешнеэкономическим контрактам, было создание более гибкого правового регулирования с применением механизмов зачета встречных требований и новации обязательств. Планом по восстановлению экономики предлагается добавить случаи, в которых зачет встречных требований и новация обязательств могу быть признаны в целях исполнения обязанности по репатриации выручки.

Предложенные изменения, в целом, являются позитивными шагами в сторону полной отмены валютного контроля в РФ. Либерализация будет проходить поэтапно и займет продолжительное время. На 2021 год намечено множество изменений режима внешнеторговой деятельности. Мы рассчитываем, что такие изменения увеличат доступ российских участников ВЭД к внешним рынкам и позитивно скажутся на увеличении объемов российского экспорта.

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д.Зорькина, судей К.В.Арановского, Г.А.Гаджиева, Л.М.Жарковой, C.М.Казанцева, С.Д.Князева, А.Н.Кокотова, Л.О.Красавчиковой, С.П.Маврина, Н.В.Мельникова, Ю.Д.Рудкина, В.Г.Ярославцева,

руководствуясь статьей 125 (пункт «а» части 4) Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части первой, частями третьей и четвертой статьи 3, частью первой статьи 21, статьями 36, 471, 74, 86, 96, 97 и 99 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»,

рассмотрел в заседании без проведения слушания дело о проверке конституционности части 1 статьи 15.25 и пункта 2 части 1 статьи 25.11 КоАП Российской Федерации, пункта 6 части 1 статьи 1, частей 4 и 5 статьи 12 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», а также части 2 статьи 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле».

Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина Н.В.Кузнецова. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации оспариваемые заявителем законоположения.

Заслушав сообщение судьи-докладчика Н.В.Мельникова, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации

установил:

1. Согласно части 1 статьи 15.25 КоАП Российской Федерации осуществление незаконных валютных операций, т.е. валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с его нарушением, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами России, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами России, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции, а на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. Пункт 2 части 1 статьи 25.11 данного Кодекса наделяет прокурора правом участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» для его целей резидентами признаются в кругу иных лиц граждане Российской Федерации. Части 4 и 5 его статьи 12 устанавливают, кроме прочего, что резиденты вправе переводить на свои счета (во вклады) в иностранной валюте и (или) в валюте Российской Федерации, открытые в банках, расположенных за пределами России, денежные средства со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках или с других своих счетов (с вкладов) в иностранной валюте и (или) в валюте Российской Федерации, открытых в банках, расположенных за пределами России, а на счета физического лица — резидента, открытые в банках, расположенных за пределами России, могут быть зачислены денежные средства, полученные от нерезидентов и выплачиваемые в порядке возврата ранее уплаченных физическим лицом — резидентом денежных средств, включая возврат ошибочно перечисленных денежных средств, возврат денежных средств за возвращаемый им нерезиденту ранее купленный им у такого нерезидента товар, оплаченную такому нерезиденту услугу.

В силу же части 2 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 427-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» изложенные в его редакции положения абзаца первого части 8 статьи 12 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» применяются в отношении граждан Российской Федерации, срок пребывания которых в 2017 году за пределами России в совокупности составил более 183 дней, а также в отношении счетов (вкладов) в иностранной валюте и (или) валюте Российской Федерации, открытых гражданами Российской Федерации в банках, расположенных за пределами России, если такие счета (вклады) были закрыты по состоянию на 31 декабря 2014 года.

Минфин хочет ослабить ограничения для валютных операций на зарубежных счетах

Предлагаемые Центробанком изменения касаются деятельности юрлиц-резидентов, участвующих в международных выставках и осуществляющих продажу выставочных образцов ювелирных изделий, отмечается в пояснительной записке к проекту указания регулятора. Под новое законодательство подпадут выставки, которые проводятся в странах-участницах Организации экономического сотрудничества (38 государств), а также Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (37 стран).

Проект указания предусматривает, что пороговое значение суммы обязательств по экспортному контракту, при которой требуется его постановка на учет в уполномоченном банке, увеличится с 6 млн до 10 млн рублей. Помимо этого, резиденты могут освободить от обязанности представлять документы, связанные с проведением валютных операций по договорам с нерезидентами, если сумма обязательств в эквиваленте составляет менее 600 тыс. (ранее — 200 тыс. рублей).

Валютный контроль не связан напрямую с «антиотмывочным» законодательством — они существуют параллельно, отметил исполнительный директор банка «Ренессанс Кредит» Михаил Лейтес: таким образом, повышение порогов по суммам сделок не повлияет на появление новых схем легализации доходов. При выявлении подозрительных валютных операций у клиента в любом случае будут запрошены подтверждающие документы — в том числе контракты, даже если они не подлежат постановке на учет в уполномоченной кредитной организации, добавили в СКБ-банке.

В Росфинмониторинге сообщили «Известиям», что указанные предложения не рассматриваются в службе и пока туда не поступали. «Известия» направили запрос в Российский экспортный центр.

  1. Что значит валютный контроль: кто и что контролирует
  2. Какие переводы подлежат валютному контролю
  3. Документы для валютного контроля
  • Сделки до 200 тыс. р. включительно
  • Договоры от 200 тыс. р. до 3 млн. р. по импорту (кредитам) или 6 млн. р. по экспорту
  • Контракты от 3 млн. р. по импорту и от 6 млн. р. по экспорту
  • Закрывающие документы по контракту ВЭД: что подавать и когда
  • Что и когда может потребоваться еще
  • Штрафы за нарушение норм и сроков валютного контроля
    • Штраф 1. За неполное получение выручки по контракту
    • Штраф 2. За нарушение сроков предоставления документов

    Валютный контроль — это когда государство проверяет валютные транзакции на предмет соблюдения закона о валютном регулировании. Закон распространяется и на бизнес, и на физических лиц.

    В этом законе есть ряд мер, направленных на укрепление государства и рубля, и гигантские штрафы за несоблюдение мер.

    Органами валютного контроля, то есть теми, кто устанавливает «правила игры», выступают Правительство и Центробанк РФ. А агентами валютного контроля, то есть теми, кто проверяет соблюдение этих правил — банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг и госкорпорация ВЭБ.РФ.

    • все денежные переводы между нерезидентами и резидентами РФ;
    • расчеты между нерезидентами РФ в российских рублях;
    • все перечисления между резидентами РФ в иностранной валюте.

    Документы для валютного контроля

    Закон определяет какие сведения нужны банку для валютного контроля. Если вы занимаетесь экспортом, импортом или прочим ВЭД, наверняка сталкиваетесь с контролем. Если только планируете, читайте нашу статью дальше.

    За внешнеэкономическими договорами строго следит обслуживающий банк. Контроль оформления валютных документов по ВЭД — это его прямая функция.

    Все подписанные договоренности с нерезидентами по сумме подразделяются на три группы В каждой из них индивидуальный перечень.

    Ответственность за нарушение валютного законодательства

    Банк требует для подтверждения реальности сделки следующее:

    • контракт,
    • инвойс,
    • акт,
    • транспортные накладные (например: коносамент, авианакладная, ж/д накладная и пр.),
    • и другие, которые сопровождают сделку и перевозку.

    Сроки валютного контроля в этой группе:

    • после зачисления на счет валюты или российских рублей от нерезидентов — 15 рабочих дней;
    • при перечислении валюты или рублей за рубеж — одновременно с платежкой.

    С 1 марта 2018 паспорт сделки отменили, но теперь для выполнения функции валютного контроля, банк ставит договор ВЭД на учет с присвоением ему уникального номера контракта (УНК).

    По февраль 2018 года включительно, для любой валютной сделки нужно было заполнить паспорт сделки. В паспорте сделки прописывалась вся ключевая информация по контракту ВЭД.

    Присвоение УНК — это обязательный этап валютного контроля, если:

    • по импорту и договорам кредита (займа) сумма соглашения составляет 3 млн. р. и больше (в эквиваленте по курсу на дату подписания либо заключения последних допсоглашений);
    • по экспорту сумма соглашения составляет 6 млн. р. и больше (в эквиваленте по курсу на дату заключения либо последних допсоглашений).

    Сроки предоставления сведений в банк в этой группе при предоплате:

    • При экспорте или другом зачислении денег (RUR или валюта) на счет — не позже, чем через 15 рабочих дней с даты зачисления средств.
      Если счет открыт в банке-нерезиденте РФ – не позже 30 рабочих дней после месяца, в котором произошло зачисление.
    • При импорте или другом списании денег (RUR или валюта) со счета — не позже даты когда вы направили платежку в банк.
      Если расчетный счет в банке-нерезиденте, то не позже 30 рабочих дней после месяца, в котором произошло списание.

    При постоплате сроки регистрации контракта и получения УНК такие:

    • Ввоз или вывоз товара с обязательным составлением таможенной декларации – не позже даты подачи декларации.
    • Ввоз или вывоз товара без таможенного декларирования (например, поставки в ЕАЭС) — 15 рабочих дней после месяца, в котором был ввезен/вывезен товар.
    • Услуги/работы/передача прав — 15 рабочих дней после месяца, в котором оформлены акты.

    К сведению:

    Для экспортеров сделали небольшое послабление — скан контракта можно подавать в течение 15 рабочих дней после постановки его на учет. А до этого его будут учитывать на основании «основных сведений из контракта». У каждого банка есть форма: заполняете, отправляете, ставят на учет и присваивают УНК — и начинайте работать.

    Банк ставит контракт на учет в течение 1 рабочего дня, и плюс один рабочий день дается кредитной организации, чтобы уведомить компанию о присвоенном УНК. Итого, у банка 2 дня для уведомления о присвоенном номере.

    По экспортным операциям сроки сокращены до 1 рабочего дня за всю процедуру.

    Важно:

    Если подписывается дополнительное соглашение, которым вносятся хоть какие-то изменения в поставленный на учет контракт, не забудьте отнести это соглашение в банк.

    Срок — 15 раб. дней после даты подписания допника. Банки следят за сроками внимательно, зная «любовь» предпринимателей рисовать допники «задним числом», и, если просрочка, сразу влепят штраф.

    Если контракт без суммы, то поставить его на учет следует не позднее срока представления документов по мере выполнения условий сделки, когда сумма превысит 3 млн. р. (6 млн. р. — для экспортных операций).

    Когда контракт уже стоит на учете, а УНК присвоен, обязанность коммуницировать с банком не заканчивается. Дополнительно нужно предоставить акты, счета, инвойсы, накладные, УПД и другое:

    • при зачислении валюты – одновременно с представлением информации о коде валютной операции или подтверждающих документов;
    • при поступлении на счет российских рублей – не позже 15 рабочих дней с даты зачисления по выписке;
    • при списании инвалюты или российских рублей – одновременно с платежкой.

    Каждый банк самостоятельно разрабатывает свою форму и свой порядок предоставления необходимой информации.

    Справка о подтверждающих документах (СПД) предоставляется только по контрактам, требующим постановки на учет (и присвоения УНК).

    Сроки подачи СПД при валютном контроле:

    • при оформлении таможенной декларации (ГТД) — предоставление СПД обязательно в течение 15 рабочих дней после месяца, в котором составлена ГТД;
    • для сделок без таможенной декларации — 15 рабочих дней после месяца, в котором оформлены отгрузочные накладные;
    • для иных сделок и ситуаций — 15 рабочих дней после месяца оформления подтверждающих актов.

    Вместе со справкой предоставляются и сами подтверждающие документы (кроме таможенной декларации — ее банк получит из таможни электронно).

    К ним относятся:

    • При ввозе/вывозе товара в ТС — товаросопроводительные бумаги.
    • При оказании услуг/выполнении работ/передаче результатов интеллектуальной деятельности — акты приема-передачи, счета, счета-фактуры и/или другие документы по контракту.
      Т.е. например, карточка по 26 счету с проводкой, отражающей полученную услугу, тоже может считается подтверждением.

    Справка по сделкам экспорта-импорта товара, подлежащим таможенному декларированию (с оформлением ГТД), предоставляется в случае:

    1. Экспорта с отсрочкой платежа (ГТД оформлена до поступления выручки).
    2. Импорта с предоплатой.

    При авансировании экспортных сделок и оплате после поставки по импортным сделкам СПД не предоставляется, данные поступают в банк непосредственно из ФТС.

    п.6 ст. 15.25 штраф на должностные лица 4 000- 50 000 рублей; юр/лица 40 000-50 000 рублей. *

    1

    1.1

    1. Сведения о валютных операциях (СВО) при зачислении средств в иностранной валюте, в валюте РФ

    СВО — корректировка

    Не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления денежных средств

    Не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов, подтверждающих такие изменения

    Инструкция № 181-И от 16.08.2017 г., п.2.1, п.2.22, п.2.23

    Инструкция № 181-И от 16.08.2017 г., п. 2.20, 2.24

    В момент представления СВО (корректирующие СВО) при отклонении от сроков

    2

    2.1.

    Справка о подтверждающих документах (СПД)*

    СПД – корректировка

    Не позднее 15 рабочих дней после месяца, следующего за отчётным.

    Не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов, подтверждающих такие изменения

    Инструкция № 181-И от 16.08.2017 г., п.8.2, 8.8

    Инструкция № 181-И от 16.08.2017 г., п.8.7.

    В момент представления СПД (корректирующей СПД) при отклонении от сроков

    3

    Постановка на учет контракта (кредитного договора)

    Не позднее сроков предоставления: — сведений о валютных операциях;

    — справки о подтверждающих документах (страны, указанные в Таможенном кодексе Таможенного союза);

    — не позднее даты подачи ДТ (декларации на товары)

    Инструкция № 181-И

    от 16.08.2017 г., п.5.7.1 – 5.7.8.

    Постановка на учет контракта (кредитного договора) после истечения сроков представления сведений о валютных операций, СПД

    3.1.

    Изменение сведений о контракте (кредитном договоре) (заявление об изменении сведений контракта(кредитного договора))

    — в случае внесения в контракт изменений и (или) дополнений– не позднее 15 рабочих дней после даты оформления таких документов.

    Инструкция № 181-И

    от 16.08.2017 г., п. 7.4.

    В момент представления заявления об изменении сведений о контракте (кредитном договоре)

    3.2

    Изменение сведений о резиденте (заявление об изменении сведений контракта (кредитного договора))

    — в случае внесения изменений в ЕГРЮЛ

    (ЕГРИП) – не позднее 30 рабочих дней после даты внесения изменений.

    Инструкция № 181-И

    от 16.08.2017 г., п. 7.8

    3.3

    Пролонгация контракта (заявление об изменении сведений контракта (кредитного договора))

    — в случае автоматической пролонгации,

    предусмотренной контрактом

    — либо действия контракта до исполнения обязательств – не позднее 15 рабочих дней после даты завершения

    исполнения обязательств

    Инструкция № 181-И

    от 16.08.2017 г., п. 7.9

    * п. 6.3-1. ≥90 дней: на должностных лиц 4 000 – 5 000 рублей, на юр.лиц 40 000 – 50 000 рублей
    п.6.4. – повторное нарушение, предусмотренных ч. 6 – на должностных лиц – 12 000 – 15 000 рублей; на
    юр. лиц – 120 000 – 150 000 рублей.

    Репатриация резидентами ин.валюты и валюты РФ

    Характер нарушения

    Действие резидента

    Ссылка на нормативный документ ЦБ РФ

    Момент фиксирования нарушения

    Ответственность, предусмотренная КоАП РФ

    Кроме того, 45 дней предоставляется российской организации для того, чтобы исправить нарушения, связанные с проведением расчетов по внешнеторговому контракту, минуя счета в уполномоченных банках.

    Если в течение 45 дней с момента зачисления денежных средств на зарубежный счет она перечислит всю полученную сумму на свой счет в уполномоченном банке, то ответственности по ч. 1 или ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ не будет.

    Если в указанный срок перечислена только часть выручки, ответственность не применяется в отношении суммы таких частично зачисленных денежных средств (ч. 9 ст. 15.25 КоАП РФ).

    Исключается ответственность за несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.

    Формой учета и отчетности по валютным операциям резидентов является справка о подтверждающих документах (инструкция Банка России от 16.08.2017 № 181-И).

    Условие освобождение от ответственности — если период просрочки не превысил 90 дней.

    В случае превышения этого срока, на организацию налагается штраф по ч. 6.3-1 КоАП РФ в размере от 40 до 50 тыс. рублей.

    В договорах обычно есть условие — срок, в который клиент обязан оплатить услуги. Но клиенты не всегда платят в срок, иногда задерживают деньги, а штраф получает компания-резидент. Причем за каждый день просрочки.

    Елена, владелец пиар-агентства из нашего примера, подписала договор с клиентом и зафиксировала условия оплаты — 5 тыс. евро через пять дней после подписания акта. Клиент акт подписал, но деньги не перевел. Елена звонила, оставляла сообщения, писала в вотсап и на фейсбуке. Клиент заплатил через 15 дней. Елена получила штраф.

    Если клиент перечисляет деньги с задержкой, это и так проблема. Еще хуже, когда за это приходится платить штраф. Есть несколько способов заставить клиента платить вовремя. Некоторые из них безопасные, а некоторые расстроят клиента, но расскажем обо всех.

    Поставить в договоре дату с запасом. По закону срок и условия получения денег можно написать любые. Чтобы себя обезопасить, напишите: «Клиент оплачивает услуги в течение 10 дней со дня выставления счета, но не позднее 30 дней». Так у вас будет месяц, чтобы получить деньги. Но если клиент ненадежный, он воспользуется формулировкой, чтобы затянуть платеж.

    Объяснить клиенту важность сроков. Если в стране клиента нет штрафов за просрочку платежа, он не понимает беспокойства. Поэтому поговорите с клиентом, объясните ситуацию. Если клиент порядочный и понимающий, он не захочет, чтобы из-за него вы получили штраф.

    Работать по 100% предоплате и не начинать работу, пока не получите предоплату. На это не все согласятся, но вы будете в безопасности. Предоплату клиент тоже может просрочить, но вероятность меньше, потому что без предоплаты работа не начнется.

    Главное — не привязывать предоплату к дате заключения договора, а то риск получить штраф останется. Лучше привяжите оплату к действию: «Клиент оплачивает услугу после передачи исполнителю технического задания». Если к вам будут вопросы, проще доказать, что это клиент не сдал ТЗ, поэтому оплата пришла позже.

    Назначить пени. Пропишите в договоре пени за задержку оплаты и предупредите клиента, что потребуете их оплатить в случае просрочки.

    Совет довольно опасный, здесь нужно быть аккуратным. Если заставите клиента платить пени, он может захотеть отомстить. Найти повод легко: клиент может оштрафовать за пропущенный звонок или мелкие замечания по работе. Поэтому перед требованием оплатить пени убедитесь, что вас не за что штрафовать.

    Правонарушения в области валютного контроля можно разделить на несколько направлений:

    1. Несоблюдение сроков предоставления отчетности (справок).
    2. Предоставление ложных данных, неверное заполнение документов.
    3. Несоблюдение сроков зачисления валюты на счет. Предприниматель будет вынужден заплатить штраф даже в том случае, если его иностранный партнер не оплатит в срок выставленные ему счета.
    4. Невыполнение обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентами.

    Ответственность за нарушения порядка валютных операций бывает:

    • Гражданско-правовая (аннулирование сделки).
    • Административная (штрафные санкции).
    • Уголовная (вплоть до лишения свободы).

    Кто штрафует за нарушение валютного контроля? Ведущими государственными органами, проводящими наблюдение за операциями между российскими и иностранными банками, являются Центробанк, ФТС и ФНС. Санкции, как правило, накладывает именно налоговая, ФТС может оштрафовать за нарушения во время таможенных операций.

    Физлица вправе покупать и продавать иностранную валюту исключительно в головных офисах, подразделениях, филиалах и операционных офисах банковских организаций. Ранее существовали специальные пункты обмена валюты, но они были упразднены несколько лет назад. Физлица обязаны заполнять заявления при проведении обменных операций, в котором указывают свои паспортные данные.

    Важно! При проведении операции по обмену валюты на более чем 40 тыс. рублей, то банк кроме паспортных данных вправе запросить также дополнительную информацию. Данные требования предусмотрены законом о противодействии терроризму, согласно которого Росфинмониторингом отслеживаются сделки на сумму более 600 тыс. рублей.

    У банка есть право сообщить о совершаемой сделке независимо от ее суммы, в том случае если она кажется ему подозрительной. И в проведении этой сделки банк вправе отказать.

    Основные изменения правил валютного контроля для участников ВЭД в 2021 году

    Исключается ответственность за несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.

    Формой учета и отчетности по валютным операциям резидентов является справка о подтверждающих документах (инструкция Банка России от 16.08.2017 № 181-И).

    Условие освобождение от ответственности — если период просрочки не превысил 90 дней.

    В случае превышения этого срока, на организацию налагается штраф по ч. 6.3-1 КоАП РФ в размере от 40 до 50 тыс. рублей.

    До введения изменений российские компании-экспортеры и индивидуальные предприниматели попадали под штрафные санкции за любые, даже незначительные, нарушения сроков поступления валютной выручки на счет в уполномоченном банке.
    Большинство из них происходило по вине контрагента-нерезидента. В итоге российские компании и индивидуальные предприниматели вынуждены были нести дополнительную финансовую нагрузку, вести переговоры с иностранными контрагентами, оформлять допсоглашения к контрактам на «мелкие просрочки» и представлять их в уполномоченные банки для учета.

    Теперь российская организация, которая не обеспечила на свой счет в уполномоченном банке своевременное получение иностранной валюты или рублей по заключенному с иностранной компанией внешнеторговому договору, не привлекается к ответственности по ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ.

    Ответственность за нарушение валютного контроля может быть не только административной, но и уголовной. Например, крупными штрафами и лишением свободы предпринимателю грозит статья 193. В ней речь идет о невозврате из-за рубежа денег в иностранной валюте.

    Если по контракту резиденту должны были начислить определенные средства, но до расчетного счета они не дошли, суд выносит приговор относительно размера отсутствующей суммы:

    Сумма Штраф Срок тюремного заключения
    Более 9 млн руб. 200 000 — 500 000 руб. До 3 лет (до 4 лет, если в сговоре подозревается группа лиц) либо исправительные работы
    Более 45 млн руб. До 1 000 000 руб. До 5 лет

    Статья 193.1 Уголовного кодекса предусматривает штраф 200 000 — 500 000 руб. либо лишение свободы на период до 3 лет за предоставление в банк неверных сведений в процессе перечисления денег на заграничный счет. Если в нарушении участвовала группа лиц, фигурировала особо крупная сумма либо использовалась подставная организация, срок тюремного заключения может быть увеличен до 10 лет, а штраф — до 1 млн руб.

    Как сформулирована оговорка

    Спорная норма звучит так: резиденты России вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных (российских) банках иностранную валюту «при оплате или возмещении заказчиками (нерезидентами) и (или) иными третьими лицами (нерезидентами) местных расходов резидентов по заключенным ими договорам (контрактам) с нерезидентами при осуществлении деятельности таких резидентов, возникающих в связи с сооружением, реконструкцией или модернизацией резидентами объектов за пределами территории Российской Федерации, — на период строительства, реконструкции или модернизации, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках».

    Разрешительная оговорка была уточнена в июле 2021 года поправками в закон (например, добавилось слово «возмещение»), до того она формулировалась так: «при оплате заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, связанных с сооружением резидентами объектов на территориях иностранных государств, — на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках».

    Валютный контроль: отменить или реформировать?

    1. Контракт с предоплатой и УНК. В данном случае, справка подается вместе с платежным поручением. В справке указывается срок поставки товара и срок возврата аванса (в случае срыва поставки), данные сроки должны быть указаны в контракте. После проведения платежа, участник ВЭД должен самостоятельно контролировать сроки поставок и возврата аванса. Если товар не успевает прибыть в срок, то требуется заключить дополнительное соглашение с контрагентом о продлении сроков и на основании этого «допника» подать корректировку справки. После таможенного оформления, требуется подать справку, подтверждающую прибытие товара на основании ДТ (декларация на товар). Банк в свою очередь принимает справку на основании информации из ФТС, так что следует сверять – соответствует ли номер УНК в ДТ.
    2. Контракт с постоплатой и УНК. В данном случае проще, срока аванса нет, а срок поставки контролировать и подавать информацию в банк об изменениях не требуется. Сначала происходит таможенное оформление товара, а после оплата. Справка о товаре не подаётся, данные автоматически подается в банк из ФТС. Справка подается в банк вместе с платежным поручением. Но весь контроль остается на участнике ВЭД. Например, когда товар отправлен экспресс-почтой и таможенное оформление было произведено реестром, то данные о прибытии данного товара не будут переданы в банк и ввиду отсутствия информации может быть возбуждено административное дело.
    3. Контракт без паспорта сделки. Здесь необходимость предоставлять информацию (справки, дополнительные соглашения по контракту) в банк отсутствует. Информация в банк предоставляется только вместе с платежным поручением. Но обязанность контролировать сроки поставки, аванса, сумму контракта и т.д., никто не отменял и ответственность так же лежит на юр. лице.

    • Регистрация бизнеса
    • Заявка на открытие специального счета участникам закупок
    • Заявка на расчетный счет онлайн
    • Заявка на открытие отдельного счета для Гособоронзаказа
    • Заявка на подключение торгового эквайринга
    • Заявка на подключение интернет-эквайринга
    • Контрольно-кассовая техника
    • Заявка на кредит бизнесу
    • Заявка на услугу Юрист 24
    • Подбор депозита
    • Заявка на участие в зарплатном проекте
    • Заявка на факторинг
    • Бесплатная онлайн-бухгалтерия

    Основные нарушения валютного законодательства, которые могут быть допущены в процессе деятельности резидента:

    1. Осуществление незаконной валютной операции. Перечень запрещенных валютных операций установлен в Федеральном законе от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
    2. Нарушение требования о репатриации валютной выручки, в том числе контрактных сроков поступления экспортной выручки или возврата авансового платежа. Установлено статьей 19 Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
    3. Нарушение режима счета резидента в банке, расположенном за пределами территории РФ, порядка открытия и отчетности по его использованию; осуществление валютных операций без использования счета резидента. Установлено статьями 12 и 14 Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
    4. Нарушение порядка учета и отчетности по валютным операциям (сроков и порядка оформления ПС, Справки о валютных операциях, Справки о подтверждающих документах). Порядок учета и отчетности для резидентов установлен Инструкцией Банка России от 04.06.2013 № 138-И.
    5. Нарушение порядка ввоза/вывоза в/из РФ валютных ценностей, валюты РФ, внутренних ценных бумаг.
    6. Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на счета нерезидентов с представлением кредитной организации, обладающей полномочиями агента валютного контроля, документов, связанных с проведением таких операций и содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях.
      Более подробно можно ознакомиться с материалами, размещенными на странице Вниманию клиентов / Ответственность за нарушение валютного законодательства

    Ответственность резидентов за нарушение требований валютного законодательства установлена в статье 15.25 КоАП и в статье 193, 193.1 УК РФ.

    Можно только приветствовать временное смягчение требований к срокам представления резидентами справок о подтверждающих документах и документов, связанных с проведением валютных операций, в сложившейся ситуации.

    Одновременно хотелось бы верить, что резидентов, представивших документы с нарушением обычного срока, но в пределах 22 июля 2020 г., в течение последующих двух лет (срок давности) не привлекут к административной ответственности со ссылкой на отсутствие у письма Банка России достаточной юридической силы и непринятие резидентом всех зависящих мер по избежанию нарушения.

    С целью минимизации таких рисков рекомендуется проявлять осторожность и не откладывать представление в банк документов и информации, если имеется реальная техническая возможность их своевременного представления.

    Также в сложившейся ситуации рекомендуется еще раз оценить совершаемые валютные операции и заключенные с нерезидентами договоры на предмет рисков нарушения валютного законодательства, которые могут возникать в условиях ограничительных мер, принимаемых государствами, и меняющихся экономических обстоятельств.

    Статья 12 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ) содержит перечень разрешенных валютных операций. Так, российские резиденты – физлица вправе переводить денежные средства между своими счетами в зарубежных банках, а также со своих счетов (вкладов) в уполномоченных банках.

    Валютное законодательство: что изменилось с 2021 года

    Резиденты РФ вправе осуществлять со счетами, открытыми за пределами России, следующие операции:

    • получать проценты на остаток средств на этих счетах;
    • переводить денежные средства в виде взноса, который требует банк при открытии счета (вклада);
    • переводить на такие счета наличные денежные средства и те, что получены в результате совершения конверсионных операций за счет средств, зачисленных на эти счета (вклады);
    • получать суммы налогов, возвращенные органами того государства, в котором находится резидент (например НДС, полученный по правилам такс-фри).

    Российские резиденты вправе зачислять на свои счета денежные средства, полученные от нерезидентов:

    • зарплату и иные выплаты, связанные с выполнением трудовых обязанностей за пределами РФ, а также суммы, выплачиваемые для возмещения расходов в связи с командировками;
    • суммы, выплачиваемые в соответствии с решениями судов иностранных государств, за исключением решений международного коммерческого арбитража;
    • пенсию, стипендию, алименты и иные социальные выплаты;
    • страховые выплаты, осуществляемые страховщиками-нерезидентами;
    • возвращенные денежные средства – например, ошибочно перечисленные или те, что были уплачены нерезиденту за товар, который резидент решил вернуть.

    Перечень разрешенных валютных операций для юридических лиц в целом совпадает с описанным выше. При этом необходимо помнить несколько простых правил:

    • между резидентами разрешены только те валютные операции, что приведены в ст. 9 Закона № 173-ФЗ;
    • валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением предусмотренных ст. 11 Закона № 173-ФЗ.
    • Валютные операции должны осуществляться через счета в уполномоченных банках и банках за пределами территории РФ в предусмотренных Законом № 173-ФЗ случаях (ст. 14 этого закона).

    Открытие счета в банке за пределами РФ порождает обязанность уведомить об этом российский налоговый орган. Кроме того, физические и юридические лица должны отчитываться о движении денежных средств на своих зарубежных счетах. Формально непредоставление отчета в установленные законом сроки влечет привлечение к ответственности в виде штрафа.

    Физлица сообщают о движении денежных средств один раз в год, в срок до 1 июня года, следующего за отчетным. То есть если вы открыли счет в Швейцарии в 2019 г., то отчитываться начнете с 2020 г. Уведомление об открытии счете нужно подать в налоговый орган в течение месяца.

    Юридические лица должны предоставлять отчетность о движении денежных средств ежеквартально, в течение 30 дней с момента завершения квартала.

    Суммы штрафов за неисполнение этих обязанностей невелики – до 3 тыс. руб. для физлиц и до 50 тыс. руб. для юрлиц. Однако контролирующие органы могут применить к резиденту положения п. 1 ст. 15.25 КоАП РФ о незаконных валютных операциях. Тогда будет наложен штраф в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции, в рассматриваемом случае – суммы счета. И хотя такая судебная практика пока не сформирована, возможность ее появления существует.

    Закон накладывает обязательства по репатриации иностранной валюты на участников внешнеторговой деятельности и лиц, дающих займы нерезидентам. Это означает, что резидент должен обеспечить:

    • получение от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся за переданные им товары, информацию или результаты интеллектуальной деятельности, выполненные работы и оказанные услуги;
    • возврат в Россию средств, уплаченных нерезидентам за неполученные товары, непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, невыполненные работы и неоказанные услуги;
    • получение от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся по договорам займа.
    • Получается, что именно заимодавец (продавец), который по условиям заключенного с нерезидентом договора должен получить от заемщика (покупателя) денежные средства, отвечает перед государством за своевременное исполнение такого обязательства. За невыполнение обязанности по репатриации валюты может быть наложен штраф в размере от трех четвертых до одного размера суммы средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках (ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ).

    Валютный контроль для небольшой компании: нормы, сроки и штрафы

    15 мая 2018 г. вступили в силу поправки к Закону № 173-ФЗ. С этой даты компании, осуществляющие внешнеторговые сделки, обязаны сообщать банкам точные сроки поступления валютной выручки. То есть в экспортно-импортных контрактах необходимо указывать конкретные сроки исполнения сторонами своих обязательств. В банк предоставляются именно эти сведения, а не данные о продолжительных временных периодах, отведенных на поступление денег.

    Также компания обязана сообщать банку о сроках возврата авансовых платежей, переведенных нерезиденту, а в договорах займа с заемщиками-нерезидентами – указывать сроки исполнения обязательств.

    При этом банкам разрешено отказывать в проведении операций практически за любое нарушение валютного законодательства. Но они обязаны письменно известить об этом нарушителя не позднее следующего рабочего дня после принятия решения. Так, в проведении операции могут отказать за нарушение резидентами положений Закона № 173-ФЗ о своих обязанностях, о сделках, об использовании счетов в зарубежных банках или из-за несоответствия поданных документов требованиям закона.

    С указанной даты устанавливается совершенно новый порядок регистрации валютных договоров и представления отчетности по их исполнению на специально созданном веб-портале Нацбанка и одновременно частично продолжат действовать привычные нам требования представления документов в обслуживающий банк при совершении отдельных валютных операций. Таким образом, мы будем иметь дело с двумя направлениями валютного контроля: посредством веб-портала Нацбанка и посредством банков (см. схему 1).

    Начинать необходимо все-таки с регистрации договора на веб-портале. Для этого нужно определить, подлежит ли ваш договор такой регистрации. Подробно о том, как это правильно сделать, читайте в статье «Регистрация валютного договора с 9 июля 2021 г.: запоминаем новые правила». Если валютный договор подлежит регистрации, это повлечет не только прохождение самой процедуры регистрации, но и дальнейшее представление через веб-портал сведений об исполнении и завершении обязательств по зарегистрированному договору. Этот процесс необходимо контролировать в течение всего периода действия валютного договора. Если же вы определили, что валютный договор не подлежит регистрации, то никаких действий на веб-портале совершать не нужно.

    Одновременно исполнение денежных обязательств по нашему валютному договору (не важно, зарегистрированному или не зарегистрированному) контролирует банк, обслуживающий счет, через который проводятся операции по данному договору. В связи с этим при совершении любого зачисления на счет иностранной валюты или платежа (списания валютных средств) необходимо будет представлять определенные документы и сведения в банк.

    Далее мы предлагаем алгоритмы действий по каждому из направлений валютного контроля.

    Несмотря на то что банки больше не будут выполнять функции агентов валютного контроля, за ними закреплено некоторое число полномочий при проведении валютных операций (ст. 22 Закона о валютном регулировании в новой редакции), в число которых входит право требовать от резидентов и нерезидентов представления документов и иной информации, подтверждающих соответствие проводимых валютных операций требованиям валютного законодательства.

    Главой 4 Инструкции № 147 определены информация и документы, которые необходимо представлять в банк, а также случаи и порядок их представления.

    Давайте рассмотрим, что изменилось с 01.01.2021 года для валютных резидентов РФ:

    1. Разрешено проводить любые операции, связанные в иностранной валюте необходимые для выполнения обязательств перед бюджетом. Ранее разрешалось только делать расчеты и переводы в иностранной валюте.
    2. Расширен перечень случаев, когда резиденту разрешается не зачислять на свой банковский счет иностранную и национальную валюту – добавлен пункт о праве проведения зачета встречных требований по обязательствам, которые возникают по внешнеторговым контрактам и предусматривают оказание нерезидентам следующих услуг: разработка и выпуск программного обеспечения, обработка данных, размещение информации, услуги по предоставлению высшего образования, производство компьютеров и периферии, коммуникационного оборудования, лицензирование компьютерного обеспечения. Нововведение позволяет снизить расходы для компаний оказывающие экспортные услуги в сфере информационных технологий и образовательных услуг.
    3. Добавлено новое обязательство – помимо отчета о движении средств, необходимо предоставлять информацию о движении иных финансовых активов по счетам в банках, платежных системах и других финансовых учреждениях.
    4. Снижение требование по репатриации валюты при обслуживании экспортных сырьевых контрактов (поставка нефти и нефтепродуктов, природного газа, лома, драгоценных камней и т.д.). С 2021 года разрешается оставлять на иностранных счетах не более 30% суммы контракта. Однако это касается только контрактов в рублях, требование о полной репатриации средств полученных в иностранной валюте продолжает действовать.
    5. Расширен перечень оснований позволяющий зачислять денежные средства на иностранные счета филиалов и представительств резидентов: возврат средств за оказанные услуги и непоставленные товары; перевод обеспечительного платежа; выручку от продажи имущества филиала или представительства; страховых выплат от нерезидентов.
    6. Паспорт сделки больше не нужен, он заменен на регистрацию валютных контрактов. Обязательства по регистрации контрактов зависят от суммы: для импортных – от 3 млн. рублей/эквивалент; для экспортных – от 6 млн. рублей/эквивалент.

    С 2021 года валютные резиденты РФ обязаны отчитываться о движении финактивов по всем своим иностранным счетам, в том числе открытым в:

    • платежных системах;
    • страховщиков, предоставляющих услуги добровольного страхования жизни;
    • профессионального участника рынка ценных бумаг, брокера;
    • управляющих по договору доверительного управления активами;
    • негосударственных пенсионных фондах;
    • акционерных инвестиционных фондах;
    • других подобных организациях, осуществляющих управление активами в интересах клиента.

    Исходя из вышеуказанного перечня в новом отчете следует указывать информацию о:

    • брокерских счетах;
    • счетах учета ценных бумаг;
    • счетах производных финансовых инструментов (опционы, деривативы, фьючерсы и т.д.);
    • правах требований по договорам страхования;
    • долях в капитале юрлиц и структур без образования юрлиц;
    • счетах в негосударственных пенсионных фондах и инвестиционных фондах.

    Первый отчет законодательство обязывает подать до 1 июня 2022 года за операции, которые проводились в 2021 году.

    Валютный контроль в банке с учетом изменений на 2021 год осуществляется следующим образом:

    1. Компания подает уполномоченному банку всю необходимую информацию о контракте: реквизиты, валюта расчетов, полная сумма контракта, срок действий, условия выполнения, реквизиты иностранного контрагента.
    2. Банковский менеджер в течение 1 дня регистрирует контракт. Последнему присваивается уникальный номер и открывается отдельная ведомость валютного контроля.
    3. После выполнения условий сделки российская компания обязана отчитаться уполномоченному банку и подать подтверждающие документы. Также понадобится заполнить справку о подтверждающих документах. Справка не заполняется если сумма договора менее 200 000 рублей. Срок подачи справки – не позднее 15 дней с момента зачисления валюты.

    Отчитываться о движении средств и других финансовых активов по иностранным счетам не нужно, если соблюдаются следующие требования:

    • счет открыт в финансовом учреждении расположенном в государстве участнике ЕАЭС или государства, которое обменивается с РФ финансовыми данными в автоматическом режиме;
    • общая сумма зачислений или списаний по счету либо остаток не превышает 600 тыс. рублей.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *