Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о трансфертном ценообразовании РК 2022 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
1. Законодательство Республики Казахстан о трансфертном ценообразовании основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются правила международного договора.
О трансфертном ценообразовании
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) цена из источников информации — цена, полученная из официально признанных источников информации, данных о биржевых котировках, от уполномоченных органов, а также из других источников информации;
2) диапазон цен — ряд значений рыночных цен, ограниченный минимальным и максимальным значениями рыночных цен, определенных в результате применения одного из методов определения рыночных цен или источников информации в порядке, установленном настоящим Законом;
2-1) контроль – контроль, определяемый в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности либо иными международно признанными стандартами составления финансовой отчетности, принимаемыми фондовыми биржами для допуска ценных бумаг к торгам.
1. Контроль при трансфертном ценообразовании (далее — контроль) осуществляется по следующим сделкам:
1) международным деловым операциям.
При этом для целей настоящего подпункта:
экспорт товаров – вывоз товаров с территории Республики Казахстан, осуществляемый в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) Республики Казахстан, а также вывоз товаров с территории Республики Казахстан на территорию другого государства – члена Евразийского экономического союза;
импорт товаров – ввоз товаров на территорию Республики Казахстан, осуществляемый в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан, а также ввоз товаров на территорию Республики Казахстан с территории другого государства – члена Евразийского экономического союза;
2) совершаемым на территории Республики Казахстан, непосредственно взаимосвязанным с международными деловыми операциями:
по реализуемым полезным ископаемым, добытым недропользователем, являющимся одной из сторон;
одна из сторон которых имеет льготы по налогам;
одна из сторон которых имеет убыток по данным налоговых деклараций за два последних налоговых периода, предшествующих году совершения сделки.
2. Контроль осуществляется посредством проведения уполномоченными органами:
1) мониторинга сделок;
2) проверок;
3) иных процедур, установленных законами Республики Казахстан.
3. Порядок взаимодействия уполномоченных органов при проведении контроля, осуществляемого в соответствии с настоящим Законом, определяется уполномоченными органами.
4. Контроль не осуществляется по сделкам, совершенным на товарной бирже с биржевыми товарами в соответствии с законодательством Республики Казахстан о товарных биржах.
ФНС дотянет все цены до рыночных
1. Отчетность по трансфертному ценообразованию, представляемая участником международной группы, состоит из заявления об участии в международной группе и следующих видов отчетности:
1) местная;
2) основная;
3) межстрановая.
Формы отчетности по трансфертному ценообразованию и порядок их заполнения утверждаются уполномоченным органом.
2. Отчетность, предусмотренная настоящей статьей, содержащая сведения, составляющие государственные секреты в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных секретах, представляется в части, не содержащей сведений, составляющих государственные секреты.
3. В случае обнаружения участником международной группы неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленной отчетности такой участник международной группы обязан представить скорректированную отчетность с учетом обновленной информации.
При этом сроки по представлению отчетности, установленные настоящим Законом, не распространяются на представление скорректированной отчетности.
4. Непредставление участником международной группы отчетности, предусмотренной настоящей статьей, или представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, влечет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
1. Местная отчетность за отчетный финансовый год представляется участником международной группы в уполномоченный орган не позднее 12 месяцев, следующих за отчетным финансовым годом.
2. Если иное не установлено пунктом 3 настоящей статьи, обязанность по представлению местной отчетности возлагается на следующих участников международной группы:
1) материнскую компанию международной группы, которая является резидентом Республики Казахстан;
2) уполномоченного участника международной группы (в случае, если местная отчетность подлежит представлению уполномоченным участником международной группы);
3) резидента, являющегося участником международной группы и не являющегося материнской компанией международной группы или уполномоченным участником международной группы;
4) нерезидента, являющегося участником международной группы и осуществляющего предпринимательскую деятельность в Республике Казахстан через структурное подразделение, постоянное учреждение.
Несмотря на положения подпункта 3) или 4) настоящего пункта, в случае, если местная отчетность будет представлена уполномоченным участником международной группы от имени лица, указанного в подпункте 3) или 4) настоящего пункта, обязанность по представлению местной отчетности считается исполненной таким лицом.
3. Положения настоящей статьи распространяются на участника международной группы (за исключением указанного в подпункте 2) пункта 2 настоящей статьи), которым за отчетный финансовый год совершены сделки, указанные в статье 3 настоящего Закона, и у которого размер выручки в соответствии с его финансовой отчетностью за финансовый год, предшествующий отчетному финансовому году, составляет не менее пятимиллионнократного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.
Для установления тарифов на электроэнергию (мощность) на 2022 г. поставщики — субъекты оптового рынка в неценовых зонах должны предоставить тарифные предложения в ФАС до 15 мая 2021 г. Поставщикам, функционирующим в ценовых зонах оптового рынка, в отношении которых применяется госрегулирование, также необходимо направить тарифные предложения, но до 1 июня 2021 г.
ФАС разъяснила порядок предоставления предложений, а также процедуру направления заявлений о пересмотре тарифов.
- Методики ценообразования
- Комплексный анализ операций
- Диагностика деловых операций
- Документация и отчетность
- Налоговые проверки и обжалование
- Предварительные соглашения о ценообразовании
Принят Закон о трансфертном ценообразовании для целей налогообложения
В связи с повышением размера МЗП более чем на 40%, Президент РК поручил «отвязать» социальные и налоговые показатели от МЗП и перейти к МРП. В частности, данное поручение затронуло расчет заработной платы.
С 2022 года также повышается ставка по расчету отчислений на обязательное мед. страхование (с 2 до 3%).
Об этих и других изменениях в материалах:
- Поправки в НК РК 2022 года. Переход от МЗП к МРП (вычеты по ИПН, расчет СН и т.д.) Проект
- Глава МТиСЗН рассказал о предстоящих изменениях для исполнения поручений Президента РК
- Какие изменения планируется внести в расчет заработной платы в связи с повышением МЗП в 2022 году?
- Ставка отчислений на ОСМС с 2022 года
С 2022 года в чеки ККМ вводятся новые данные – ИИН/БИН покупателя. Это дополнительный реквизит и он отражается в чеке только по просьбе покупателя. Если покупатель не требует такие данные, они могут не содержаться в чеке.
Наличие чека ККМ с ИИН/БИН покупателя позволяет покупателям относить расходы на вычеты по КПН без ЭСФ от неплательщиков НДС.
При выполнении взаиморасчетов по мобильным платежам, продавец с 2022 года обязан выдать покупателю чек ККМ (мобильные платежи приравниваются к денежным расчетам).
Об этих и других изменениях в материалах:
- С 2022 года чек ККМ должен содержать ИИН/БИН покупателя. По такому чеку расходы относятся на вычеты по КПН без ЭСФ
- С 2022 года по сделке свыше 1 000 МРП неплательщики НДС могут вместо ЭСФ, выдавать чек ККМ
- Чек ККМ по мобильным платежам (Проект)
Поправками прошлого года снижен порог по НДС до 20 000 МРП. В 2022 году 1 МРП = 3 063 тенге. Соответственно при превышении оборота в 61 260 000, налогоплательщики обязаны встать на учет по НДС.
Если налоговый режим не допускает постановку на учет по НДС – перейти на другой налоговый режим.
Об этих и других изменениях в материале:
- С 2022 года снижен порог для постановки на учет по НДС с 30 000 до 20 000 МРП
В 2022 году вводится новый налоговый режим с использованием мобильного приложения. На данный налоговый режим также распространяются трехлетние «налоговые каникулы» предпринимателей.
Подробнее о налоговом режиме и кто вправе его применять, в материалах:
- С 2022 года вводится новый СНР с использованием мобильного приложения
- СНР с использованием мобильного приложения. Специальное мобильное приложение
- В 2021 году состоится пилот по использованию мобильного приложения «E-Salyq Business»
- Утверждены правила применения мобильного приложения «E-Salyq Business»
- С 2022 года налогоплательщики на упрощенной декларации обязаны вести Книгу налогового учета
Трансфертное ценообразование изменения
Другие немаловажные изменения 2022 года: новая редакция классификатора ТН ВЭД ЕАЭС, изменения в Перечне изъятий, объединение информационных систем налоговой отчетности и другое:
- С 1 января 2022 года изменится Перечень изъятий и классификатор ТН ВЭД ЕАЭС
- В 2022 году планируется объединить информационные системы для представления отчетности (Проект)
- С 2022 года вводится паспорт налогоплательщика (Проект)
- Новые положения по прослеживаемости оборота товаров. В качестве сопроводительного документа определен ЭСФ (Проект)
- С 2022 года меняются требования к отсрочке по налогам (Проект)
- Новые категории грузовых автомобилей по налогу на транспортные средства
Трансфертное ценообразование — это способ установления цен в сделках между участниками группы компаний или иными взаимозависимыми субъектами, применяемый для снижения налоговой нагрузки. Трансфертная цена — это цена, установленная в сделках между этими компаниями в результате такого ценообразования.
Цена является основой при определении налоговой базы на доход. Независимые участники рынка (контрагенты) находятся на определенном расстоянии друг от друга (на расстоянии вытянутой руки) и заключают между собой сделки по ценам, сформированным под влиянием рынка. В этом состоит суть принципа «вытянутой руки».
Налоговая база по доходам таких участников формируется исходя из рыночных цен. В отличие от независимых контрагентов аффилированные участники рынка (взаимозависимые компании) «идут рука об руку», т.е. имеют возможность определять условия заключения сделок, в том числе устанавливать цены выгодные группе компаний с точки зрения минимизации налоговой базы по доходам (трансфертные цены).
Взаимозависимые компании при заключении сделок друг с другом устанавливают специфические (необычные) цены и иные условия сделок, на которые никогда не пошли бы независимые участники рынка. Трансфертное ценообразование (ТЦО) это установление цен в сделках между взаимозависимыми компаниями с целью перераспределения дохода (или убытков) внутри группы и минимизации налоговой базы, в том числе с участием подконтрольных участников группы в низконалоговых юрисдикциях.
Для налоговых органов важно установить соответствует ли трансфертная цена объективно сформированной рыночной (свободной) цене. Если будет доказано, что трансфертные сделки заключены не на рыночных условиях, последует доначисление налогов исходя из рыночных цен.
Для целей налогообложения взаимозависимыми признаются лица, если особенности отношений между этими лицами могут оказывать влияние на результаты сделок между ними и соответственно влияют на экономические результаты их деятельности, в том числе и на размер налоговых обязательств.
В статье 105.1 НК РФ перечислены случаи взаимозависимости лиц (как юридических, так и физических лиц). Формальных признаков взаимозависимости 11. Они основаны на степени прямого или косвенного участия в капитале, полномочий по назначению управляющих органов (директоров, правления и т.п.), служебной подчиненности (руководитель — работник), родственных отношений. Полный перечень признаков взаимозависимости лиц с примерами приведен в таблице «Критерии взаимозависимости для целей ТЦО».
Контролируемые сделки — это сделки между взаимозависимыми лицами с учетом параметров этих сделок (в том числе суммовых лимитов), прописанных в ст. 105.14 НК РФ, а также сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми, но приравненные к контролируемым сделкам (п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Кроме того, контролируемой сделка может быть признана в судебном порядке (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).
Сделки, приравненные к контролируемым сделкам:
Сделки с участием посредников (третьих лиц, не признаваемых взаимозависимыми), которые не выполняют в сделках никаких дополнительных функций в цепочке сделок, кроме организации перепродажи товаров (работ, услуг) между двумя взаимозависимыми лицами. При этом в цепочке сделок посредники не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов, т.е. служат для организации формального документооборота. Лимит по величине доходов за календарный год для признания таких сделок контролируемыми составляет 60 млн. рублей (п. 3 ст. 105.14 НК РФ).
Внешнеторговые сделки товарами, входящими в следующие товарные группы:
- нефть и товары, выработанные из нефти;
- черные металлы;
- цветные металлы;
- минеральные удобрения;
- драгоценные металлы и драгоценные камни.
Перечень кодов товаров утвержден Приказом Минпромторга России от 28.04.2018 N 1714 «Об утверждении Перечня кодов товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сделки в отношении которых признаются контролируемыми в соответствии со статьей 105.14 части первой НК РФ». Лимит по величине доходов за календарный год для признания таких сделок контролируемыми — 60 млн. руб.
Сделки с лицами, зарегистрированными в офшорной зоне. Список государств и территорий, являющихся офшорными зонами, утвержден приказом Минфина России от 13.11.2007 N 108н. Для таких сделок лимит доходов также составляет 60 млн. руб. за календарный год.
Сделки между взаимозависимыми лицами — резидентами РФ признаются контролируемыми, если сумма доходов за календарный год больше 1 млрд. рублей и выполняется хотя бы одно из условий:
- стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль (кроме ставок по пунктам 2 — 4 ст. 284 НК РФ) к прибыли от деятельности в рамках заключенных сделок (пп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);
- одна из сторон сделки плательщик НДПИ, предмет сделки добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения НДПИ по налоговой ставке, установленной в процентах (пп. 2 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);
- хотя бы одна из сторон сделки плательщик ЕСХН или ЕНВД, при этом в числе других сторон сделки, есть лицо, не применяющее эти спецрежимы (пп.3 п.2 ст. 105.14НК РФ);
- одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций (пп.4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);
- одна из сторон сделки — плательщик налога, по деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья (п. 1 ст. 275.2 НК РФ), а другая сторона нет (или учитывает доходы (расходы) по такой сделке в целях налога на прибыль) (пп. 6 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);
- хотя бы одна из сторон сделки исследовательский корпоративный центр (Федеральный закон «Об инновационном центре «Сколково»), либо участник проекта (Федеральный закон от 29.07.2017 N 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), применяющие освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС в соответствии со ст. 145.1 НК РФ (пп.8 п.2 ст.105.14 НК РФ);
- хотя бы одна из сторон сделки применяет в налоговом периоде инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций (ст. 286.1 НК РФ, пп.9 п.2 ст.105.14 НК РФ).
- хотя бы одна из сторон сделки плательщик налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и доходы (расходы) по такой сделке учитываются при определении налоговой базы по этому налогу (пп.10 п.2 ст. 105.14 НК РФ).
Добро пожаловать на портал Ирис!
Номер документа: | 67-IV ЗРК |
Дата принятия: | 05/07/2008 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 01/01/2009 |
Органы эмитенты: | Парламент |
Текущая редакция принята: 29/06/2020 документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам улучшения… № 352-VI ЗРК от 29/06/2020
Вступила в силу с: 11/07/2020
Редакция от 02/04/2019, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития… № 241-VI ЗРК от 02/04/2019
Вступила в силу с: 14/04/2019
Редакция от 26/12/2017, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам таможенного… № 124-VI ЗРК от 26/12/2017
Вступила в силу с: 01/01/2018
Редакция от 25/12/2017, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения № 122-VI ЗРК от 25/12/2017
Вступила в силу с: 01/01/2018
Редакция от 29/10/2015, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам… № 376-V ЗРК от 29/10/2015
Вступила в силу с: 01/01/2016
Редакция от 07/11/2014, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшего… № 248-V ЗРК от 07/11/2014
Вступила в силу с: 19/11/2014
Редакция от 29/09/2014, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разграничения… № 239-V ЗРК от 29/09/2014
Вступила в силу с: 13/10/2014
Редакция от 13/01/2014, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам закрепления… № 159-V ЗРК от 13/01/2014
Вступила в силу с: 26/01/2014
Редакция от 05/12/2013, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения № 152-V ЗРК от 05/12/2013
Вступила в силу с: 01/01/2014
Редакция от 05/07/2011, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам пересмотра… № 452-IV ЗРК от 05/07/2011
Вступила в силу с: 14/10/2011
Редакция от 06/01/2011
Редакция от 22/06/2012, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам магистрального… № 21-V ЗРК от 22/06/2012
Вступила в силу с: 01/01/2009
Постановление Правительства Республики Казахстан «Об установлении цены сделок по реализации газа на экспорт»
Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам таможенного…»
Приказ Министра финансов Республики Казахстан «Об утверждении Правил заключения Соглашения по применению трансфертного ценообразования»
Приказ Министра финансов Республики Казахстан «Об утверждении Инструкции по детализации методов определения рыночной цены и порядка корректировки…»
Приказ Министра финансов Республики Казахстан «Об утверждении Правил о порядке взаимодействия уполномоченных органов при проведении контроля по…»
Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Перечня официально признанных источников информации о рыночных ценах»
Постановление Правительства Республики Казахстан «Об установлении цены сделок, осуществляемых по взаимообмену газом»
- 2021
- 2020
- 2019
- 2018
- 2017
- 2016
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 917 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9 % |
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 778 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9,25 % |
ОСМС | 2 % |
- Основания уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и(или) других обязательных платежей в бюджет организацийОснования уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и(или) других обязательных платежей в бюджет организаций
- Право на обжалование решений и действий (бездействия) органов предварительного расследованияПраво на обжалование решений и действий (бездействия) органов предварительного расследования
- сегодня
- неделя
- месяц
- 22.11.2021, 15:50В Туркестанской области руководителей 12 организаций оштрафовали за состояние дорог 142210В Туркестанской области руководителей 12 организаций оштрафовали за состояние дорог
- 22.11.2021, 15:30Болашаковцы впервые переведут на казахский язык книги по работе с детьми с аутизмом 113914Болашаковцы впервые переведут на казахский язык книги по работе с детьми с аутизмом
- 22.11.2021, 08:19В большинстве регионов Казахстана ожидаются осадки 90721В большинстве регионов Казахстана ожидаются осадки
- 22.11.2021, 10:04В результате прорыва плотины в Алматинской области затопило приют для животных 89533В результате прорыва плотины в Алматинской области затопило приют для животных
- 22.11.2021, 14:33В Казахстане разработали уникальное приложение для криминалистов 84484В Казахстане разработали уникальное приложение для криминалистов
Поправки 2022-2030: Нерезиденты и ТЦ
Цель исследования – изучить текущие тенденции развития системы государственного регулирования трансфертного ценообразования в республике Казахстан и рассмотреть перспективы совершенствования данной системы.
Методология. Сравнительный анализ зарубежных и казахстанских подходов к регулированию и контролю трансфертного ценообразования. Оценка лучших практик на основе анализа нормативных документов, статистических данных, научных публикаций, материалов семинаров и конференций.
Оригинальность/ценность исследования. Исследованы базовые подходы к регулированию трансфертного ценообразования в мировой практике и в Республике Казахстан, проанализирована специфика нормативно-правового регулирования исследуемой сферы экономических отношений в РК. На основе проведенного анализа разработаны рекомендации по оптимизации государственного регулирования и контроля трансфертного ценообразования в Казахстане.
Результаты исследования. В Казахстане существующая нормативно-правовая база, регулирующая трансфертное ценообразование, и практика ее применения не способствуют повышению инициативности бизнеса, не стимулируют внешнеэкономическую деятельность, препятствуют притоку в страну иностранных инвестиций и современных технологий. Необходимо на базовом уровне изменить подходы к регулированию и ориентировать его на выстраивание партнерских отношений между государством и бизнесом. Одна из ключевых задач — гармонизация норм отечественного законодательства с общепринятыми международными принципами регулирования трансфертного ценообразования.
Развитие трансфертного ценообразования приобрело в последние десятилетия глобальные размеры, охватив подавляющую часть мировой внешней торговли. Стремительный рост вертикально интегрированных структур, таких как холдинги, транснациональные корпорации (ТНК) и др., привело к появлению множества сделок между компаниями, принадлежащих одной корпорации и находящихся в разных странах.
Появление трансфертных цен в мире связано с 50 — 60-ми гг. XX в., так как именно в этот период появляются крупные транснациональные корпорации (ТНК). Уже к началу 1980-х гг. в США их насчитывалось около 1,5 тыс., в Великобритании — более 300 компаний, которые активно использовали трансфертное ценообразование; менее активно этот процесс происходил в Японии, где ощущалось большее тяготение к крупным централизованным организационным структурам.
Одним из первых источников современного регулирования трансфертного ценообразования является «Финансовый акт» Великобритании, принятый в 1951 г., положения которого в дальнейшем вошли в «Акт по налогам на доходы и корпорации» в 1988 г.
Первой страной, принявшей специальное законодательство, детально регулирующее вопросы трансфертного ценообразования, стали Соединенные Штаты Америки (это относится к середине 1960-х гг.). Также в США находились и осуществляли свою деятельность транснациональные корпорации (ТНК), но соответствующее законодательство США значительно отличалось от законодательства других заинтересованных государств, что побудило к поиску приемлемых для большинства стран принципов и приемов, определяющих порядок налогового регулирования трансфертного ценообразования.
Специальным документом, содержащим важнейшие принципы правового регулирования трансфертных цен в сфере международного налогообложения, стали руководящие разъяснения Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) 1979 г. . В последующие годы ОЭСР были приняты документы, дополняющие положения Отчета 1979 г., а также акты, упорядочивающие другие аспекты налогообложения при применении трансфертных цен.
Отчет ОЭСР «Трансфертное ценообразование и многонациональные предприятия».
В 1995 г. Организацией стран экономического сотрудничества (ОЭСР) была выработана новая редакция «Рекомендаций ОЭСР по вопросам налогового контроля за применением трансфертных цен для транснациональных компаний и налоговых органов» (Transfer pricing Guidelines for multinational enterprises and tax administrations) (далее — Рекомендации ОЭСР) . В новую редакцию были внесены существенные изменения, отражающие изменения в развитие ТНК и трансфертного ценообразования. Рекомендации представляют собой основной рекомендательно-методический документ в области налогового регулирования трансфертного ценообразования, положения которого в той или иной степени учитываются в законодательстве и правоприменительной деятельности различных стран мира, в том числе тех, которые не являются участниками ОЭСР. Более того, законодательство многих стран прямо ссылается на документы ОЭСР.
Понятия рыночной цены, которые даны в налоговых кодексах во всех государствах — членах ЕврАзЭС, полностью идентичны. Рыночной ценой является цена свободного рынка на товар (работу, услугу), складывающаяся в результате взаимодействия спроса и предложения, а также интересов сторон сделки, не являющихся взаимосвязанными лицами в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.
Отличие понятия находит отражение лишь в Законе Республике Казахстан, согласно которому рыночная цена зависит от принципа «вытянутой руки».
Налоговые кодексы Российской Федерации и Республики Таджикистан выделяют три метода определения рыночной цены товаров (работ, услуг):
- метод идентичных (однородных) товаров;
- метод последующей реализации;
- затратный метод — данные методы были заимствованы из Рекомендаций ОЭСР и их применение является полностью идентичным в обеих странах.
Изменения в налогах, бухгалтерском учете, расчете заработной платы с 2022 года
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.07.1998 N 1091 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования экспорта отдельных видов товаров, производимых в Республике Беларусь» и Постановлением Минэкономики от 02.12.2002 N 256 утвержден перечень товаров, на которые устанавливаются предельные минимальные цены. В основном в перечень включены товары, имеющие стратегическое значение для республики и обеспечивающие стабильные валютные поступления: невоспроизводимые и трудновоспроизводимые ресурсы — лесоматериалы, минеральные удобрения, соль пищевая; говядина, свинина, молоко сухое, сахар, казеин; лен и льноволокно; кожевенное сырье; сырье пушно-меховое и выделанные меховые шкурки.
В Республике Казахстан перечень товаров (работ, услуг), сделки по которым подлежат мониторингу, определяется уполномоченными органами, осуществляющими контроль при применении трансфертных цен. В данный перечень включены: нефть и нефтепродукты, нефтяные газы, цветные металлы, черные металлы, драгоценные металлы, руды и концентраты, продукты неорганической химии, хлебные злаки, хлопок, автотранспортные средства, сахар.
Проведенный сравнительно-правовой анализ показал, что не во всех государствах Сообщества создана соответствующая правовая база для регулирования деятельности в сфере трансфертного ценообразования. При этом практика применения законодательства в странах Сообщества весьма различна. В некоторых из них, таких как Республика Казахстан и Российская Федерация, оно развивается очень быстро, в то время как в других государствах — членах ЕврАзЭС до сих пор находится на начальной стадии разработки.
В связи с этим остро стоит необходимость совершенствования системы контроля за трансфертным ценообразованием в государствах — членах ЕврАзЭС, которая предполагает следующие пути ее улучшения:
- законодательное закрепление механизмов контроля за трансфертным ценообразованием и совершенствование действующего законодательства в данной области с учетом наработанного опыта в государствах — членах ЕврАзЭС;
- разработку единых методик определения рыночной цены на основе изучения международного опыта налогового контроля за корпорациями с учетом последних тенденций в области трансфертного ценообразования, уточнения порядка их применения, включая методы сопоставимой рентабельности и распределения прибыли;
- разработку механизмов обмена информацией о ценах на товары (работы, услуги) на примере цен, действующих в государствах — членах ЕврАзЭС, для объективного анализа стоимости товаров (работ, услуг) и, как следствие этого, контроля за формированием налогооблагаемой базы.
Теоретическая значимость исследования области трансфертного ценообразования определяется его направленностью на установление единых принципов правового регулирования трансфертного ценообразования государств — членов ЕврАзЭС, выявление наиболее проблемных с точки зрения правового регулирования аспектов исследуемой темы и выражается в разработке научно обоснованных подходов для разрешения поставленных задач.
В настоящее время готовится единый законопроект Сообщества, посвященный контролю за трансфертным ценообразованием, с целью унификации и гармонизации законодательства стран — участниц ЕврАзЭС; в частности, будут введены единые понятия рыночной цены, взаимозависимых лиц, определены единые методы определения рыночной цены и т.д.
Написать комментарий
Трансферные цены, устанавливающиеся при сделках между взаимосвязанными (аффилированными) компаниями, формируются под влиянием нерыночных факторов и могут решать не только прямые коммерческие задачи, но и уменьшить затраты на налоги. Это объясняется возможностью перераспределять прибыль между разными подразделениями компании, уводя ее в сторону более мягких налоговых режимов.
Российское налоговое законодательство направлено на противодействие схемам налоговой оптимизации в части ТЦО, что характерно для развитых стран.
Контроль за данным механизмом ценообразования осуществляется налоговой службой согласно положениям статей Налогового Кодекса, в частности, ст. 40. В данной статье, в частности, устанавливается предельное расхождение трансфертной цены с рыночной — не более чем на 20%. Но зачастую такое ограничение необходимо обойти в целях достижения запланированных показателей прибыльности сделки. В таком случае налоговые риски организации можно значительно минимизировать, следуя ряду правил.
Если трансфертные цены отклоняются от среднерыночных более чем на 20%, целесообразно применять в деятельности организации следующие правила:
- Юридически стороны, участвующие в таких сделках, не должны быть связаны (аффилированы) друг с другом.
- Организация, предоставляющая товары (услуги) по трансфертным ценам, не должна одновременно осуществлять их реализацию по рыночным ценам. То же правило применимо и для покупателя товаров (услуг).
- Низкую трансфертную цену для продавца необходимо обосновать объемами, авансом, обязательствами покупателя по будущим закупкам, либо иными существенными условиями, если не выполняются вышеописанные правила. Правила предоставления таких скидок должны быть описаны и закреплены в локальных нормативных актах продавца.
- Высокую трансфертную цену для покупателя обосновывают условиями отсрочки платежа, дополнительными обязательствами продавца по доставке, сервисному обслуживанию, ремонту купленного товара. Все существенные условия, влияющие не цену, должны быть отражены в локальных нормативных актах покупателя.
Выполнение данных правил на всех уровнях (маркетинг, продажи, бухгалтерская и финансовая отчетность) позволяет существенно снизить налоговые риски организации.
Трансфертное ценообразование (ТЦО) 2021
На данный момент все изменения налогового законодательства в части ТЦО находятся в стадии законопроектов, некоторые из них уже приняты в 1 чтении.
Основные изменения касаются:
- возможности применения методов ценообразования другого государства в сделках с иностранными резидентами;
- отсутствия проверок от ФНС в случае, если участник сделки обратился с заявлением для заключения договора о ценообразовании и никакого решения ФНС не было принято;
- уменьшения перечня документов, прилагаемых к заявлению в ФНС (из него исключены копия свидетельства о государственной регистрации налогоплательщика и копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе);
- обязанности налогоплательщика сообщать в срок до 6 месяцев о подаче в иностранный налоговый орган заявления о заключении договора о ценообразовании иностранным контрагентом;
- расширения перечня оснований для отказа в заключении соглашения о ценообразовании (в него войдут недостижение соглашения с иностранным налоговым органом, непредоставление полного перечня необходимых документов, несогласие налогоплательщика необходимостью доработки соглашения о ценообразовании);
- оснований для досрочного расторжения договора о ценообразовании.
В целом изменения механизмов государственного контроля за трансфертными ценами направлены в сторону ужесточения контроля и предотвращения ухода корпораций от налогов.
налогообложением
Корректировка осуществляется путем изменения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, без соответствующего изменения платежных документов и первичных документов, подтверждающих отгрузку товаров (работ, услуг) с оформлением форм документов, требуемых в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан При самостоятельной корректировке налогоплательщиком объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, до начала проведения комплексной налоговой проверки (в случае включения вопросов трансфертного ценообразования) и тематической проверки по вопросам трансфертного ценообразования суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет подлежат внесению без начисления штрафов путем представления дополнительной налоговой отчетности.
Компании, работающие на международных рынках, сталкиваются с таким явлением, как трансфертное ценообразование, и Россия здесь не является исключением. Поскольку Закон о Трансфертном Ценообразовании в России претерпел изменения и вступил в силу с 1 января 2012 г., компаниям с дочерними предприятиями в России настоятельно рекомендуется принять во внимание данные изменения. В целом основанные на Модели Конвенции ОЭСР, новые положения трансфертного ценообразования значительно отличаются от предшествующей практики.
Роль транснациональных корпораций в мире значительно возросла за последние 20 лет. Этот рост включает также растущие проблемы налогообложения для самих предприятий и систем налогообложения в отдельно взятой стране. Каждый раз, когда юридическое лицо или локальное представительство, являющееся частью группы MNE, расположены в различной налоговой юрисдикции, возникают возможности для движения дохода к более низкой налоговой юрисдикции. В этих случаях трансфертное ценообразование играет важную роль. Трансфертное ценообразование включает условия и цены, по которым связанные стороны продают (или должен продать), товары или услуги друг другу.
SCHNEIDER GROUP – 500 экспертов, офисы в восьми странах, ваш универсальный партнер.
SCHNEIDER GROUP помогает своим международным клиентам выйти на рынок, предлагает консультирование и услуги бэк-офиса, необходимые им для создания и развития своего бизнеса в Армении, Беларуси, Казахстане, Польше, России, Украине и Узбекистане.
К числу предлагаемых нами услуг относятся: разработка стратегий выхода на рынок, услуги в области бухгалтерского учета и отчетности, консультации по налоговым вопросам, импорт, услуги по внедрению ERP-систем (1C, SAP und Microsoft Dynamics NAV), правовая поддержка в разрешении споров, а также консультации по широкому спектру юридических вопросов, в том числе в областях комплаенса, миграционного, трудового, договорного и корпоративного права.
SCHNEIDER GROUP – ваш универсальный партнер в русскоговорящих странах и Польше.
С 01 января 2022 года вступает в силу ряд поправок в Налоговый кодекс РК. Так, основные изменения вносятся: Законами РК от 10.12.20 г. № 382-VI, от 02.01.21 г. № 402-VI, от 24.06.21 г. № 53-VII. Также депутатами были предложены дополнительные изменения, законопроект о внесении которых находится на рассмотрении Парламента Республики Казахстан и, вероятно, будут приняты в ближайшее время.
В сравнительной таблице мы детально рассмотрим, какие поправки начинают действовать с 1 января 2022 года и что они несут в себе для казахстанских предпринимателей.
Вы можете скачать демо-версию таблицу и ознакомиться с изменениями
Стоимость: 20.000 тенге.
🎁 При покупке годового пакета «Бизнес», «Мастер», «Профи» и «Премиум» вы получите Сравнительную таблицу изменений в подарок!
С учетом требований действующих положений законодательства при проведении закупки на общих основаниях, когда участниками могут выступать все поставщики, независимо от категории организации, оплата по контракту, то есть после подписания закрывающих документов, происходит в течение 30 календарных дней. Если закупка проводилась с учетом особых требований (ст. 30 44-ФЗ), то есть участниками могли быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, оплата происходит в течение 15 рабочих дней. В 2022 году. установлены следующие, сокращенные сроки оплаты по контрактам: 10 дней для закупки среди СМП, СОНКО и 15 дней, если закупка проводилась среди всех участников.
На этом сокращение сроков оплаты не завершается: с 2023 года предусмотрен еще более короткий срок оплаты. Закупка для СМП, СОНКО — 7 дней, закупка для всех участников —
10 дней.
Заказчики смогут уменьшать сумму оплаты на размер штрафа, пени и неустойки, если поставщик нарушал свои обязательства по контракту в ходе его исполнения. Условие об этом должно быть обязательно включено в контракт.
Заказчик будет обязан установить в извещении требование о необходимости предоставить обеспечение заявки на участие, если начальная максимальная цена контракта от 1 млн до 3 млн руб. Обеспечение исполнения контракта можно будет установить при НМЦК до 3 млн руб. Сейчас у заказчиков нет обязанности требовать обеспечение заявки в запросе котировок.
Новая «форма» — обеспечение в виде независимой гарантии. На сегодняшний день участники предоставляют обеспечение в виде банковской гарантии или денежных средств, которые необходимо перечислить на счет заказчика до подписания контракта. В отдельных случаях для СМП и СОНКО при выполнении условия наличия опыта обеспечение исполнения контракта можно не предоставлять. В 2022 году участники закупок смогут приобретать независимые гарантии в государственной корпорации «ВЭБ РФ», также можно получить такую гарантию у региональных гарантийных организаций. Участники закупок, зарегистрированные в иных государствах — членах Евразийского экономического союза, смогут предоставить независимые гарантии, выданные Евразийским банком развития.
В закупках на заключение контрактов жизненного цикла появится раздельное предоставление обеспечения. При заключении контракта поставщикам необходимо будет предоставлять обеспечение на поставку товаров, а после того как поставка состоялась — обеспечение на последующее обслуживание. В контракте будет прописана стоимость каждого из этапов отдельно.
Кроме того, вводится понятие «этап исполнения контракта». Минфин России поясняет, что новация направлена на удешевление обеспечения участниками закупок исполнения контрактов жизненного цикла.
Если при применении конкурентных способов НМЦК цена контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет 20 млн руб. и более, заказчик, за исключением случая осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством РФ установлены дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 44-ФЗ, устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пени), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее 20% НМЦК.
Оператор обязан будет вернуть заявку на участие в закупке, если заказчик установил запрет на поставку иностранных ТРУ, а участник при заполнении заявки указал иностранное государство с использованием классификатора стран мира.
Если закупка объявлена для СМП, СОНКО, а участник не относится к СМП, заявка будет отклонена. При этом по новым правилам участник будет декларировать только свою принадлежность в составе заявки к СОНКО, а статус СМП будет определяться автоматически.
Трансфертное ценообразование в Казахстане
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
-
Сводная таблица действующих требований при проведении электронного аукциона и участия в нем, и нововведений, вступающих в силу с января 2022 г. 137.1 КБ
Дополнительный контроль вводится относительно сделок, отличающихся следующими характеристиками:
- Операции между сторонами, которые зависят друг от друга (в том числе с участием сторонника).
- Операции между российскими фирмами и представительствами других стран.
- Сделки, совершаемые на внешнем рынке с биржевой продукцией (к ней относятся, к примеру, металлы). Дополнительная проверка осуществляется только тогда, когда годовая выручка фирмы превышает 60 млн рублей.
- Один из контрагентов находится в зоне со льготным налогообложением.
- Для одного из контрагентов действует налоговая ставка 0%.
- Сделка осуществляется с участием субъекта, который добывает природные ресурсы и перечисляет средства в казну НДПИ.
- Операции между сестринскими фирмами, если доля их участия в головной фирме равна 25% и более.
- Сделки между субъектом и его гендиректором.
- Операции между предприятиями, гендиректор в которых – это один и тот же человек.
Могут существовать и другие основания для проверок. Однако все они должны подтверждаться законом. Контроль осуществляется только тогда, когда сумма сделки превышает определенный уровень. Как правило, это 60-100 млн рублей.
ТЦ предполагает расчет стоимости на основании цен, установленных между взаимозависимыми лицами. Но что понимается под взаимозависимыми лицами? Это компании, которые могут воздействовать на финансовые показатели друг друга. На такие фирмы обращается особый контроль со стороны налоговых органов, так как они имеют возможности для снижения фискальной нагрузки и выведения прибыли из-под обложения налогами.
Взаимосвязанные лица могут воздействовать на следующие показатели друг друга:
- Стоимость сделок.
- Размеры дохода и прибыли.
- Иные экономические параметры.
Взаимосвязанность лиц определяется по следующим принципам:
- Прямое или косвенное участие ФЛ или ЮЛ в капитале компании, составляющее не меньше 25%.
- Родственная связь между ФЛ.
- Наличие должностной подчиненности.
Если присутствуют прочие признаки взаимосвязанности, налоговый органы вправе обратиться в суд и установить их. Признаки могут быть признаны компаниями в добровольном порядке.
На компании, формирующие трансфертные цены, возлагаются следующие обязанности:
- Ежегодное направление в ФНС о сделках, подлежащих дополнительному контролю. Уведомление нужно направить до 20 мая следующего периода.
- По запросу налоговых органов компания должна предоставить все документы по совершаемой сделке.
Компанию могут в любой момент проверить на предмет объективности ценообразования.
Перечень методов ТЦ и рекомендации к выбору конкретного способа содержатся в главе 14.3 НК РФ.
Метод сопоставимых рыночных цен считается приоритетным. То есть он может использоваться во всех случаях, исключая ситуации с наличием законных ограничений. Суть его состоит в установлении стоимости на основании цен на аналогичные объекты. Актуален этот метод только в том случае, если есть информация из открытых источников о ценах на идентичную продукцию. Рассмотрим ситуации, в которых метод СРЦ использовать необходимо:
- Сделка с контрагентом, условия которой идентичны условиям внутренних сделок, производимых субъектом.
- Выдача займа.
- Разработка товарного знака.
- Операции с продукцией, по которой есть биржевые котировки или прочие статистические данные.
Во всех этих случаях можно найти сведения о ценах на объекты, которые сопоставимы с реализуемым объектом.