Образец послерейсовый медицинский осмотр водителей обязателен или нет в 2022 году

Автор: | 31.12.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Образец послерейсовый медицинский осмотр водителей обязателен или нет в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Когда будет нужна водительская медицинская справка в 2022 году
  • Каких врачей нужно будет пройти, чтобы получить медсправку для водителей
  • Зачем придется сдавать анализы крови и мочи

С 1 января 2022 года в России изменится порядок прохождения медицинской комиссии при сдаче на права или их обмене. Что нового ждет водителей и как будет выдаваться медсправка, читайте в материале.

Согласно ст.20 Закона РФ №196-ФЗ (10/12-95 г.) закрепление на правовом уровне нормативных требований к организации и Порядку проведения предрейсового и послерейсового технического контроля состояния автотранспорта, включая пассажирский, возложена на Минтранс России

Нормативно-правовая база проведения послерейсового технического осмотра транспортных средств в 2022 году.

Транспортные компании были обязаны руководствоваться Приказом Минтранса (далее Департамент или ПМТ) №296 (8/09-18 г.). Но Постановлением Правительства №1742 (26/10-20 г.) он был отменен. Поэтому приведенные в ПМТ №296 требования утратили силу. Новый Порядок по организации Предрейсового (предсменного) техконтроля (далее ПТК) регламентирует МТ №9 (15/01-21 г.), который действует с сентября 2021 года. Положения и требования к транспортным компаниям, изложенные в нем, соответствуют Приказу МТ №368 (11/09-20 г.).

Наше примечание: Автотранспортным организациям необходимо руководствоваться Приказами №9 — Порядок ПТК и №368 — Заполнение путевых листов (обязательные реквизиты п/л).

Далее Департамент разъясняет, что согласно п. 8 ПМТ №368:

  1. Прохождение Медицинского осмотра водителей и проведение технического контроля состояния ТС подтверждается (доказывается) наличием отметок в путевом листе, под техническим контролем понимаем только предрейсовый технический контроль, проведение послерейсового технического контроля никакими законодательными актами не предусмотрено.
  2. Путевка должна оформляться на каждое транспортное средство, находящееся в эксплуатации юрлиц или ИП.
  3. Послерейсовый (послесменный) техосмотр автотранспорта нормативно-правовыми актами не регламентирован.

Департамент подчеркивает: в целях безопасности, в соответствие с ПДД, осуществлять перевозку грузов или пассажиров без предсменного технического осмотра запрещено Постановлением Совета Министров №1090 (23/09-93 г.). Проверять ТС перед выездом с места парковки, выявляя неисправности, должны согласно установленным НПА под контролем должностных лиц, отвечающих за БДД.

Минтранс так же сообщает: требования, регулируемые нормативно-правовыми актами, касающиеся проведения обязательного послерейсового технического осмотра легкового транспорта , используемого для поездок в личных целях, не установлены.

Ответ очень простой. Никакой транспорт не обязан проходить послерейсовый технический осмотр, так как законодательно такого вида осмотра нет.
Какой транспорт должен проходить предрейсовый техосмотр?

ПМТ № 9 действует до сентября 2027 года с целью недопущения к рейсу автотранспорта, имеющего неисправности. Требования этого нормативного документа при эксплуатации ТС обязаны выполнять:

  • юрлица и ИП на основании договора фрахтования;
  • при транспортировке грузов;
  • перевозя пассажиров;
  • совершая перевозку в личных целях на грузовой машине или автобусе без договора об оказании услуг.

Нужно ли проверять техническое состояние автотранспортного средства, находящегося в длительном рейсе?

В п. 3 Порядка отражен ответ на вопрос, который вызывает постоянные споры: Нужно ли водителям-дальнобойщикам ежедневно на маршруте из точки А в точку Б подвергать транспорт предрейсовому техническому осмотру, заключая договора с СТО разных городов. Автоюристы по-разному трактуют одни и те же нормативы. А теперь, внимание! Правильный ответ:

Если совершается рейс, превышающий рабочий день, длящийся несколько дней, независимо от того один водитель управляет ТС или экипаж, при оформлении единственного путевого листа, предрейсовый контроль осуществляется только перед отправкой в поездку, полсерейсовый осмотр не проводится.

Вопросов, как провести предварительный и периодический медосмотр по новым правилам сейчас очень много, масса расхождений, недопонимания в трактовании приказа №29н.

На фактические вопросы Минтруд и Минздрав если и дают ответы, то крайне размытые, либо ссылаются друг на друга, либо вообще на Роспотребнадзор, а со вступлением в силу приказа, медосмотры никуда не денутся их нужно будет проводить в кратчайшие сроки.

А у некоторых работодателей медосмотр назначен уже в первые числа апреля, то есть подготовиться нужно заранее и нужно знать заблаговременно актуальную информацию, либо принять какое-то решение, направлять или нет работников.

Но так как очень много споров и различных мнений, разных видений и трактовок приказа №29 н, то сейчас я расскажу вам о своей позиции и понимании нового порядка. Не говорю,что оно основное и на него нужно делать упор при направлении на медосмотр, но вы можете его принять к сведению и далее основываясь на финансовые возможности компании, основываясь на свое видение этого приказа принимать какое-то решение.

Возможно, вы решите, да не будем “заморачиваться” всех на медосмотр, и проще, и предписаний точно не будет. Но к сожалению, так далеко не у всех дело обстоит.

Поэтому сейчас необходимо узнать обо всех нюансах, деталях и, возможно, у вас появится какое-то своё отличное от моего видение. Или же вы со мной согласитесь и поступите именно так, как мне подсказывает моя практика и мой опыт.

Рекомендую ознакомиться и соблюдать сроки, обязательные для выполнения, потому как в случае нарушения возможен штраф. Может и обойдется, и никто не заметит, не узнает, но лучше не рисковать.

  1. За 2 месяца до даты начала проведения периодических МО вам нужно предоставить поименный список в лечебное заведение (п. 24).
  2. В течение 10 дней медицинское учреждение разрабатывает календарный план проведения периодического медосмотра и передают его вам на согласование (п. 26).
  3. Не менее чем за 14 дней до начала проведения медосмотров календарный план должен быть согласован и утвержден (п.26).
  4. Не позднее чем за 10 дней до даты проведения медосмотров персонал должен быть ознакомлен с календарным планом, лучше это делать приказом по предприятию с указанием периода проведения медосмотра и списка сотрудников, которые подлежат прохождению периодического медосмотра.

Первое, что сейчас нужно сделать работодателю – это составить списки работников и поименные списки по новым образцам. Теперь мы руководствуемся Приказом №29н и необходимо эти документы переработать, а также пересмотреть локальные нормативные акты, приказы, положения системы управления охраной труда, чтобы ссылки на приказы были актуальные и “свежие”.

Далее, согласовываем график проведения медосмотров по новым спискам с медицинской организацией, после этого, обязательно, нужно ознакомить под подпись работников с календарным планом. Это требование обязательно, причём разрабатывает его медицинская организация, а вам направляет на согласование.

Выдаете направление работнику под подпись, потому как обязательно учет выданных направлений, обязательно ведение журнала.

Проводить медосмотр по новым правилам – это не только правильно оформить документы, убрать по максимуму направление работников, чтобы уменьшить финансовые затраты работодателя. В погоне за экономией бюджета, не забывайте о том, что медицинские осмотры нацелены на выявление заболеваний на ранней стадии, предупреждение профзаболеваний.

Вовремя невыполненные рекомендации по результатам медосмотра, могут привести еще к более печальным последствиям. Сейчас никого не запугиваю, а просто призываю вспомнить, что охрана труда – это не только правильно подготовленные “бумажки”, но сохранение жизней!

Именно поэтому я за то, чтобы лишний раз провести медосмотр, чем найти сто причин, чтобы от него отказаться.

На этом у меня все. А если у вас остались вопросы или есть, что добавить или возможно вы с чем-то не согласны, напишите, пожалуйста, об этом в комментариях, подискутируем.

Желаю безопасной и эффективной работы!

Вопрос: В соответствии с пунктами 16 и 16.1 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов (утв. приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. N 152) в путевом листе должны проставляться:

— даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя (проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр);

— дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства (проставляются контролером, проводившим соответствующий контроль).

Установлена ли последовательность (очередность) проведения указанных осмотра и контроля для целей заполнения путевого листа? Может ли медицинский осмотр проводится позже технического контроля?

Ответ: Департамент государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел обращение от 11 марта 2019 г. N 44050 и в рамках своей компетенции сообщает.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать в соответствии с требованиями Федерального закона N 196-ФЗ, Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проведение обязательных медицинских осмотров.

Согласно Федеральному закону N 196-ФЗ водителем транспортного средства является лицо, управляющее транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством). Водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя.

Пунктом 2 статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Обязанность прохождения предрейсового медицинского осмотра установлена пунктом 3 статьи 23 Федерального закона N 196-ФЗ. Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров утвержден приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. N 835н (зарегистрирован Минюстом России 16 апреля 2015 г., регистрационный N 36866) (далее — Порядок проведения медицинских осмотров).

В соответствии с Порядком проведения медицинских осмотров предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.

Согласно пункту 16 Порядка проведения медицинских осмотров по результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра при вынесении заключения, указанного в подпункте 2 пункта 12 Порядка проведения медицинских осмотров, на путевых листах ставится штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.

Порядок проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств утвержден приказом Минтранса России от 8 августа 2018 г. N 296 (зарегистрирован Минюстом России 3 декабря 2018 г., регистрационный N 52861) (далее — Порядок).

Предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств проводится до выезда транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены водителя транспортного средства.

Порядком установлено, что в случае, если при контроле не выявлены несоответствия требованиям, перечисленным в пунктах 10-11 Порядка, в путевом листе ставится отметка «контроль технического состояния транспортного средства пройден» и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, проводившего контроль, даты и времени его проведения. Выпуск транспортного средства на линию без отметки о прохождении предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств и подписи контролера не допускается.

Пунктом 9 Порядка заполнения путевых листов, утвержденного приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. N 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (далее — Приказ N 152), установлено, что путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях.

Кто должен проходить послерейсовый медосмотр

Примечательно, что проведение предрейсового медицинского осмотра водителей одновременно регулируется сразу несколькими (не противоречащими друг другу) нормативно-правовыми источниками:

  • приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н;
  • письмом Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32;
  • приказом Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555;
  • ТК РФ.

Кроме того, некоторые аспекты проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей регулируются нормами ст. 23 закона «О дорожном движении» от 10.12.1995 № 196-ФЗ.

Объект регулирования указанных НПА частично совпадает (а если говорить именно о предрейсовом осмотре водителей, совпадает полностью), но основным документом, положения которого следует изучать работодателям, можно считать наиболее поздний — приказ Минздрава № 835н.

Отметим, что во всех указанных источниках права, изданных Минздравом, есть положения, предписывающие работодателям использовать в целях фиксации результатов предрейсового медосмотра водителей специальный журнал регистрации. При этом только в приказе Минздрава СССР № 555 присутствует рекомендуемая форма этого журнала.

Образец журнала предрейсового медицинского осмотра водителей см. здесь.

Итак, самый свежий из указанных НПА, регулирующий проведение медосмотра водителей, — приказ Минздрава РФ № 835н. Его положения актуальны также и для 2021 года.

Проведение предрейсового медосмотра водителей — обязанность работодателя, предусмотренная законом. В ходе ее выполнения предприятию важно соблюсти процедуры, предусмотренные положениями приказа Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н.

Изучить прочие нюансы проведения медосмотров работодателями вы можете в статьях:

  • «Медицинский осмотр при приеме на работу (нюансы)»;
  • «Медосмотр при приеме на работу — порядок и нюансы».

Источники:

  • Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ
  • Трудовой кодекс РФ

\n\n

Цель любого медосмотра — определить пригодность человека для выполнения поручаемой ему работы и предупредить профзаболевания путем выявления их на начальной стадии. Также медосмотры нужны, чтобы установить медицинские противопоказания к осуществлению отдельных видов работ и обнаружить ранние признаки воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников. На основе этих данных формируются группы риска развития профессиональных заболеваний.

\n\n

Можно выделить три стадии проведения такого медосмотра. На первой — предварительной — составляется список поступающих на работу лиц, для которых обязателен медосмотр. Этот список носит обобщенный, а не поименный характер: в нем указываются должности (профессии) или работы, при поступлении на которые нужно иметь медицинское заключение, и соответствующие вредные производственные факторы (п. 9 и 10 Порядка № 29н).

\n\n

Далее, с учетом этого списка работодатель заключает договор на проведение медосмотров с медицинским учреждением (последний абз. п. 12.4 и п. 14 Порядка № 29н). Здесь заметим, что проводить медосмотры может любая медицинская организация, имеющая соответствующую лицензию (п. 4 Порядка № 29н).

Цель любого медосмотра — определить пригодность человека для выполнения поручаемой ему работы и предупредить профзаболевания путем выявления их на начальной стадии. Также медосмотры нужны, чтобы установить медицинские противопоказания к осуществлению отдельных видов работ и обнаружить ранние признаки воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников. На основе этих данных формируются группы риска развития профессиональных заболеваний.

Можно выделить три стадии проведения такого медосмотра. На первой — предварительной — составляется список поступающих на работу лиц, для которых обязателен медосмотр. Этот список носит обобщенный, а не поименный характер: в нем указываются должности (профессии) или работы, при поступлении на которые нужно иметь медицинское заключение, и соответствующие вредные производственные факторы (п. 9 и 10 Порядка № 29н).

Далее, с учетом этого списка работодатель заключает договор на проведение медосмотров с медицинским учреждением (последний абз. п. 12.4 и п. 14 Порядка № 29н). Здесь заметим, что проводить медосмотры может любая медицинская организация, имеющая соответствующую лицензию (п. 4 Порядка № 29н).

В этом случае на предварительной стадии работодатель также сначала составляет обобщенный список работников, которые обязаны посетить медкомиссию (п. 20 Порядка № 29н). На основании этого списка заключается договор с медицинской организацией.

Потом формируется второй, уже поименный, список работников, направляемых на медосмотр (п. 24 Порядка № 29н). В нем указываются данные о каждом работнике: ФИО, профессия или должность, стаж работы в компании, повод для медосмотра (вредные факторы) и структурное подразделение организации, если таковое имеется (п. 23 Порядка № 29н).

Поименный список не позднее чем за два месяца до согласованной в договоре даты начала проведения периодического медосмотра направляется в медорганизацию. На основе этого списка формируется календарный план-график медосмотров (п. 24 и 26 Порядка № 29н). Подготовленный медучреждением план-график согласовывается с работодателем и утверждается руководителем медорганизации (п. 26 Порядка № 29н). С утвержденным планом нужно ознакомить всех указанных в нем работников не позднее чем за 10 рабочих дней до согласованной даты начала проведения осмотра (п. 27 Порядка № 29н).

Перечень контингентов и поименный перечень лиц, направляемых на медосмотры в новом документе заменены на:

  • Список лиц, подлежащих предварительным медицинским осмотрам;
  • Список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам.

Оба списка абсолютно одинаковы, за исключением названия документа, и включают в себя следующую информацию:

  • Наименование профессии или должности;
  • Структурное подразделение (при наличии);
  • Наименование вредных производственных факторов, работ в соответствии с Приложением к Порядку;
  • Наименование вредных производственных факторов, установленных в результате СОУТ.

По новому Приказу №29н вредные факторы в списках лиц проставляются в любом случае и не зависят от наличия и результатов СОУТ. Важно внимательно изучить новое Приложение к Приказу с перечнем факторов, так как многие факторы переработаны, изменены и добавлены.

Также нововведением стал тот факт, что теперь работодателям, у которых нет декретированного контингента, требующих наличия личных медицинских книжек, список лиц в Роспотребнадзор можно не подавать вовсе.

Во-первых, направление на медосмотр теперь может выдаваться в электронном виде и должно заноситься в электронный журнал выдачи направлений. Если нет технической возможности выпускать и передавать электронные заключения (нет ЭЦП у вас или у сотрудника, или не организован защищенный канал связи), допускается применение бумажных направлений. А вот журнал выдачи направлений в электронном виде вести придется точно.

Во-вторых, в направлении теперь в обязательном порядке необходимо указывать номер страхового полиса ОМС или ДМС направляемого на медосмотр сотрудника. Поэтому, если у вас в штате имеются иностранные сотрудники, они должны будут иметь хотя бы минимальный полис ДМС.

Все про медосмотр по новым правилам с 2021 года

Когда соискатель или сотрудник приходит на медосмотр, медицинская организация вправе войти в систему ЕМИАС для получения данных из медицинской карты. Это необходимо для того, чтобы такой сотрудник не смог скрыть информацию о своем здоровье.

Высокое давление или пульс сотрудника может быть просто реакцией на белый халат, а может быть следствием давней гипертонической болезни, с которой сотрудник наблюдается в районной поликлинике. Поэтому врачам с такой возможностью будет проще отследить проблемы со здоровьем, инвалидность и скрытые заболевания пришедшего на медосмотр. Конечно, такой доступ на данный момент есть не у всех медучреждений, но закон уже активно смотрит вперед в направлении всеобщей цифровизации.

С одной стороны, понятие мобильной медицинской бригады в новом Приказе №29н узаконено. И, казалось бы, теперь проведение выездных медицинских осмотров теперь разрешено. Но есть там одна формулировка, которую нельзя оставить без внимания: «Периодический осмотр работников может проводиться мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов в медицинской организации. Работники перед проведением периодических осмотров мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов проходят в медицинских организациях диагностические исследования». Это значит, что ПЕРЕД таким выездным медосмотром, например, на территории работодателя, сотрудник должен сдать все анализы и пройти необходимые диагностические исследования в медицинской организации, что в принципе сложно достижимо и проверяемо, поэтому выездным медосмотрам БЫТЬ!

Например, пришла проверка, инспектор задает вопрос: Где ваши работники сдавали анализы? Какие исследования делались выездной бригадой, а какие – в клинике? Соответственно, работодателю нужно заранее планомерно проводить надлежащее информирование работников о том, чтобы своевременно сотрудники предоставляли результаты анализов, которые были получены по месту прикрепления к медучреждению в рамках ОМС, либо результаты анализов сданных в той организации, с которой на медосмотры заключен договор у работодателя.

Согласно новому Приказу №29н, медицинские организации при проведении как предварительного, так и периодического медосмотра, должны учитывать результаты ранее проведенных медосмотров, данные диспансеризации или иных осмотров (проведенные не позднее 1 года), подтвержденных медицинскими документами в установленном порядке либо путем электронного обмена между медицинскими организациями.

Поэтому работодатель перед грядущим периодическим медосмотром теперь может вежливо попросить своих сотрудников обратиться в поликлинику по месту жительства или регистрации для прохождения диспансеризации. Ее результаты нужно приложить к направлению на медосмотр. Эти результаты должны принять в медицинской организации, с которой заключен договор на проведение медосмотров, и не учитывать их в стоимости медосмотров.

Точно по такой же схеме медицинская организация должна принять результаты прошлого медосмотра (например, с предыдущего места работы) или в случае, если направляемый сотрудник недавно лежал в стационаре и проходил часть обследований (ЭКГ, общий анализ крови, мочи и т.д.).

Конечно, если при осмотре терапевта выявлены симптомы какого-либо заболевания, медучреждение имеет право отправить на повторное проведение обследования такого сотрудника.

Например, если у обследуемого в течение прошлого года была проведена ЭКГ и все показатели в норме, но пульс выше нормы – в таком случае врач имеет право отправить на повторное ЭКГ такого сотрудника.

Да, не все медицинские организации заинтересованы принимать заключения от сторонних/конкурирующих медучреждений. Но, согласно Приказу № 29н, обязаны! Если у вас заключен договор с медорганизацией на 2021 год согласно Приказу № 302н, и работники начали проходить его по графику, после 1 апреля перезаключать договор не нужно! Достаточно заключить доп.соглашение, зафиксировать цены на дополнительные исследования – на осмотр невролога и УЗИ малого таза. В идеале переработать спецификацию услуг по позициям, чтобы не платить за те исследования, которые сотрудник предоставит из сторонней медицинской организации.

Согласно новому Приказу №29н, теперь работодатель имеет право отправить на внеочередной медосмотр при наличии рекомендаций по итогам медицинских осмотров или после нетрудоспособности работника.

Бывали ситуации, когда после прохождения медосмотра, сотрудник уходил на длительный больничный с нехорошим диагнозом. И по выходу с больничного у работодателя были сомнения о возможности выполнения им обязанностей на рабочем месте с вредными и опасными факторами, но официально такого сотрудника нельзя было отправить на внеочередной медосмотр. А теперь можно. Это в разы снизит трудовые споры с сотрудником, в случае его отстранения от работы с последующим увольнением в связи с профнепригодностью после внеочередного медицинского осмотра.

Предрейсовый медицинский осмотр водителей в 2021 году

По новым правилам работодатель получает право организовать для своих работников прохождение первого этапа диспансеризации или профилактического медосмотра за счет средств ОМС с целью предоставления результатов врачебной комиссии, необходимых при подготовке заключения по итогам предварительного / периодического осмотра.

При этом стоимость услуг, оказываемых за счет средств ОМС, не учитывается в оплате по договору, заключенному с работодателем на проведение медосмотра работников.

Для этого у работников будут дополнительно собирать сведения о полисе ОМС и передавать их в медицинский центр.

В свою очередь медицинские центры, проводящие медицинский осмотр, наделяются правом получать в рамках электронного документооборота из поликлиник результаты ранее проведенной диспансеризации еще до его явки работника на медицинский осмотр.

Работодатель теперь должен утверждать не только списки уже работающих сотрудников, но и список лиц, поступающих на работу, подлежащих предварительным осмотрам. Это не поименные списки, они должны содержать наименование профессии (должности) работника согласно штатному расписанию и наименования вредных производственных факторов и работ.

В направлении на медосмотр теперь потребуется указывать номер медицинского страхового полиса обязательного и (или) добровольного медицинского страхования.

Направление разрешено формировать в электронном виде с использованием электронных подписей работодателя и лица, поступающего на работу. Учет выданных направлений также можно организовать в электронном виде.

По новым правилам периодический осмотр работников может проводиться мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов медицинской организации.

Однако перед проведением периодических осмотров мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов работники проходят в медицинских организациях диагностические исследования.

В-четвертых, скорректирован объем медицинского осмотра

Для всех работников введен обязательный осмотр врача-невролога.

При сборе анамнеза у всех работников дополнительно выявляются жалобы и симптомы, характерные для дорсопатий.

При проведении периодического осмотра работников, контактирующих с:

— химическими веществами, способными вызывать аллергические заболевания, к обязательному объему обследования дополнительно привлекаются врач-дерматовенеролог, врач-оториноларинголог ;

— аэрозолями преимущественно фиброгенного действия к обязательному объему обследования дополнительно проводится цифровая рентгенография лёгких в двух проекциях;

— веществами, опасными для репродуктивного здоровья человека, к обязательному объему обследования дополнительно привлекается врач-хирург ;

— канцерогенными веществами, биологическими и физическими факторами к обязательному объему обследования дополнительно привлекаются врач-дерматовенеролог, врач-оториноларинголог и проводится цифровая рентгенография лёгких в двух проекциях.

Например, в случаях затруднения в оценке результатов осмотра лицу, поступающему на работу, в связи с имеющимся у него заболеванием теперь будет выдаваться справка о необходимости дополнительного медицинского обследования.

Работодателю направляется информация о выдаче такой справки, а лицо, поступающее на работу, считается не прошедшим предварительный осмотр.

Экспертиза профессиональной пригодности проводится в таких случаях лицом, поступающим на работу самостоятельно в рамках программы государственной гарантии бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Заключения по результатам медосмотров разрешено выдавать в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, посредством передачи по защищенным каналам связи, исключающим возможность несанкционированного доступа к информации третьих лиц, и с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.

Уважаемые читатели, если Вам понравился обзор, не забудьте поставить лайк и подписаться на новые статьи и обзоры, а также поделиться с коллегами!

Изменения, касающиеся проведения медосмотров работников, вступили в силу с 01.04.2021:

  • порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников;

  • перечень медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры;

  • перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медосмотры.

Порядок и Перечень противопоказаний утверждены приказом Минздрава России от 28.01.2021 № 29н. Перечень вредных факторов утвержден совместным приказом Минтруда России № 988н и Минздрава России № 1420н от 31.12.2020. Эти документы заменили правила проведения медосмотра, установленные приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н.

Новые Порядок и Перечни имеют ограниченный срок действия — до 01.04.2027.

Первичные и периодические медосмотры по-прежнему производятся за счет работодателя медицинскими организациями, имеющими лицензию. Рассказываем, что же изменилось в медосмотрах.

Новый Порядок предусматривает проведение периодического медосмотра мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов от медицинской организации.

При этом перед проведением такого медосмотра работник должен пройти диагностические исследования в самой медорганизации.

Это должно помочь работодателям оптимизировать рабочее время для прохождения работниками периодических медосмотров.

Изменилась формулировка положения, позволяющего учесть при проведении медосмотров результаты ранее проведенных обследований, таких как:

  • предварительный или периодический осмотр;

  • диспансеризация;

  • иные медицинские осмотры, подтвержденные медицинскими документами, в т. ч. полученные путем электронного обмена между медорганизациями.

Эти обследования должны быть проведены не позднее одного года до проведения обязательных медосмотров. Исключение составляют случаи выявления у осматриваемого работника симптомов и синдромов заболеваний, свидетельствующих о наличии медицинских показаний для повторного проведения исследований либо иных медицинских мероприятий в рамках предварительного или периодического осмотра. До 01.04.2021 результаты указанных обследований могли учитываться. С 01.04.2021 такие исследования должны учитываться в обязательном порядке.

Отметим, это изменение не дает работодателю права отказаться от проведения медосмотров при наличии результатов медицинских исследований, с проведения которых не прошел год. По нашему мнению, речь в этой норме идет о праве медицинской комиссии не проводить отдельные исследования при проведении первичного или периодического медосмотра, если такие исследования были у работника в течение года.

Направить работника на предварительный медосмотр работодатель по-прежнему должен, выдав ему направление. В новом Порядке дополнен перечень сведений, которые работодатель должен указать в направлении. К ним относятся:

  • электронная почта, контактный телефон работодателя;

  • электронная почта, контактный телефон медорганизации, которая проводит медосмотр;

  • пол работника;

  • номер медицинского страхового полиса обязательного и (или) добровольного медицинского страхования.

Ранее указывать такие сведения в направлении не требовалось.

Кардинально порядок проведения периодических медосмотров не поменялся, но уточнен. Так, работодатель может организовать работникам прохождение диспансеризации (или ежегодного профилактического медосмотра) в качестве первого этапа. Результаты диспансеризации (ежегодного профилактического медосмотра) можно передать комиссии для подготовки заключения по итогам периодического осмотра. При этом стоимость услуг при диспансеризации, оплачиваемых за счет средств обязательного медицинского страхования (ОМС), не учитывается при оплате по заключенному договору на проведение медосмотров. Если комиссия затрудняется оценить результаты медосмотра и определить профпригодность работника, она должна выдать работнику справку о необходимости дополнительного медобследования. Информация о выдаче такой справки направляется работодателю, считается, что работник не прошел медосмотр. Дополнительные обследования в этом случае не входят в медосмотр, а производятся за счет средств ОМС.

Если работник прошел медосмотр, комиссия составляет заключение по его результатам. Заключение составляется в 5 экземплярах, один экземпляр которого не позднее 5 рабочих дней выдается работнику. Второй экземпляр приобщается к медкарте, оформляемой в медорганизации, в которой проводился медосмотр. Третий направляется работодателю, четвертый — в медорганизацию, к которой работник прикреплен для медобслуживания, пятый — по письменному запросу в ФСС РФ с письменного согласия работника.

Если у медорганизации есть доступ в ЕГИС в сфере здравоохранения, заключение в электронной форме вносится медорганизацией в эту систему не позднее 5 рабочих дней. Заключение может быть составлено как в бумажной, так и в электронной форме. При этом заключение в электронной форме может передаваться по защищенным каналам связи с соблюдением требований защиты персданных.

Обязательность прохождения предрейсового осмотра установлена законом. Это одно из условий безопасности. Если водитель будет пьян или болен, он не сможет в полной мере гарантировать пассажирам безопасность. Поэтому осмотры проводятся перед каждым рейсом. Если у водителя выявятся нежелательные состояния или болезни, он отстраняется от работы и направляется на дальнейшее обследование.

Как провести и оформить медосмотр водителя без нарушений

Предрейсовые осмотры регулируются целым рядом нормативных актов:

  • Приказом Минздрава от 15 декабря 2014 года №835.
  • Письмом Минздрава от 21 августа 2003 года №2510/9468-03-32.
  • Приказом Минздрава от 29 сентября 1989 года №555.

Отдельные особенности выполнения обследований устанавливаются статьей 23 закона №196. Самая новая редакция закона о предрейсовом осмотре – Приказ Минздрава №835 от 1 мая 2015 года.

ВАЖНО! Практически все нормативные акты устанавливают необходимость ведения в компании журнала регистрации. В нем фиксируются итоги обследования. Обязанность ведения журнала возлагается на работодателя. Указания по форме журнала зафиксированы в приказе Минздраваот 29 сентября 1989 года №555.

Предрейсовый осмотр крайне важен для обеспечения безопасности. Поэтому к нему предъявляются соответствующие требования. За нарушение правил обследования накладываются следующие штрафы:

  • 1 000-1 500 рублей для сотрудника.
  • 2 000-3 000 рублей для врача, осуществляющего осмотр.
  • 30 000-50 000 для ИП или ЮЛ.

Данные штрафы регулируются статьей 11.32 КоАП РФ. Как правило, накладываются они только после ЧП, которое приводит к расследованию и последующему обнаружению нарушений правил. Руководитель не должен допустить ЧП из-за наличия противопоказаний у водителя.

Затраты на предрейсовые осмотры зависят от количества водителей, которые выходят в рейс в сутки:

  • 1-2 человека – 5 тысяч рублей.
  • 3-4 человека – 7 тысяч рублей.
  • 5-7 сотрудников – 10 тысяч рублей.
  • 8-15 водителей – 12 тысяч рублей.
  • 16-30 водителей – 15 тысяч рублей.
  • 31-50 – 18 тысяч рублей.
  • Более 50 водителей – 21 тысяча рублей.

Проведение осмотра медицинским работником, работающим на самом предприятии, является наиболее затратным. Работодателю придется ежемесячно выплачивать сотруднику зарплату. Однако если в компании есть много водителей, дешевле будет как раз нанять врача для обследований.

  1. Закон о Безопасности Дорожного Движения с многочисленными изменениями от 30.07.19 г. № 196-ФЗ, статьи 20 и 23.
  2. Медицинские осмотры некоторых категорий работников: ст. 213 ТК РФ № 197-ФЗ от 30.12.01 (в новой редакции действует с 13.08.20 г.).
  3. Порядок проведения предрейсовых, предсменных, послерейсовых, послесменных медицинских осмотров водителей: Приказ Минздрава РФ № 835н от 15.12.14 г. (с новыми поправками выйдет в конце I квартала 2021 г.).
  4. Закон об охране здоровья граждан (соблюдение врачебной тайны ст. 13; виды медосмотра, диспансеризация: ст. 46 п. 2; части 4-5) РФ № 323-ФЗ от 21.11.11 г. в последней редакции, действующей с сентября 2020 года.
  5. Статья 94. Закона № 242-ФЗ от 29.07.17 г. Сведения о лицах, … в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования.

Обратите внимание: 22 пункт норматива (№ 242-ФЗ ст. 94) изменят в 2022 году на основании Закона № 439-ФЗ от 25.12.18 г.

  1. Минтранс РФ утвердил Положение №15 на основании Федерального Закона №197-ФЗ (30/12-01 г.) ТК РФ; ст. 329 об учете отдыха и рабочего времени водителя. В новой редакции вступил в силу 13/08-20 г.
  2. Приказ Минздрава России от 14.07.2003 № 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения»: В приложении 7 и 8 приводится список изучаемых тем при подготовке медработников по ПМО и освидетельствованию на алкоголь. Каждый курс занимает 36 часов, в совокупности — 72. Возможно дистанционное обучение.
  3. Часть 3 статьи 19 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Обязательные медосмотры работников: что изменилось

Заступая на работу, до выхода на линию, водители должны пройти медосмотр и поставить отметку контролера о техосмотре ТС. Независимо от того сколько времени занимает дорога до медорганизации и обратно, включая сам осмотр, оно засчитывается в рабочие часы. Работодатель не имеет права возлагать эту обязанность только на водителя, тем более, вычитать этот период из трудового дня.

Послерейсовый или послесменный медконтроль осуществляют в конце смены или по завершению поездки, если она превышает раб. день. Необходимо также соблюдать режим рабочего времени. В графике сотрудника учитывают периоды отдыха и нахождения за рулем. Правила учета нормо-часов, регулируются Законом №197-ФЗ. Время проведения ПМО медик указывает в штампе-допуске путевого листа.

  1. По результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра при вынесении заключения, указанного в подпункте 1 пункта 12 настоящего Порядка, на путевых листах ставится штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.
  2. По результатам прохождения послерейсового медосмотра водителя при вынесении заключения, указанного в подпункте 1 пункта 12 настоящего Порядка, на путевых листах ставится штамп «прошел послерейсовый медицинский осмотр» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.

Примечание: Здесь отсутствует упоминание о дате и времени осмотра. В других нормативах они указаны. Поэтому лучше прописать число, месяц, год + время процедуры: час и минуты от и до. Например: Дата: 12.12.21; Время: 8:00 — 8:08; Подпись с расшифровкой: Соколова А.А. или УКЭЦП.

Представьте ситуацию: осмотры не проводятся, штампы медработников подделывают. В организации, где работает несколько водителей, в путевых листах стоит одно время прохождения предрейсового медосмотра водителей. При обнаружении такого нарушения, контролирующие органы подвергнут немалым штрафам руководителей и должностных лиц. За подделку документов грозит уголовная ответственность. Поэтому время ПМО, технического контроля, выезда с парковочной стоянки не должны совпадать ни в одной путевке, ни в нескольких.

Примечание: Когда сотрудники работают по скользящему графику, осмотр проводят в разное время суток. Руководство автопредприятия обязано предоставить возможность его прохождения в любой период рабочего дня, включая праздники и выходные.

До внесения изменений минимальный период, на который выдавался п/л, составлял сутки. Для длительных рейсов он не превышал 30 дней. В ТК РФ ст.329 (Положение 15) Закона 197-ФЗ расписан режим работы водителей, который необходимо совмещать с отдыхом. Поэтому на сколько бы не выдавался лист, учитывают пребывание за рулем — 7/8 ч. + отдых до 4 ч. В совокупности — не более 12 часов.

График, зависит от особенностей перевозок разными видами транспорта. Поэтому подсчитывают количество рабочих часов за неделю, месяц. Необходимо, чтобы общая сумма не превышала нормативов труда и отдыха. В последнее время часто жалуются, что инспекторы обращают на фактическое время управления автомобилем особое внимание. Чтобы не было претензий, следите за режимом, отмечайте в п/л часы перерывов.

Интересный факт: Определенные виды автотранспорта должны укомплектовываться тахографами — это своеобразный контроль за режимом работы водителей. В некоторых европейских странах к данному атрибуту авто относятся очень строго. За выявленные нарушения взимают штрафы, от которых у наших водителей был бы шок.

Например, при неправильном использование прибора — €400; намеренное нарушение (нет данных карты) — €2000; отсутствие тахографа — €500 000 либо тюрьма (данные взяты из википедии).С такими штрафами нарушать БДД никто не захочет.

Оплата стоимости оказанных услуг по проведению пред-; послерейсовых осмотров возложена на работодателя или ИП. Водитель не должен покрывать расходы (включая дорогу) из своего кармана, если только он не работает на себя.

Кроме этого сотрудник, управляющий источником повышенной опасности, обязан каждые 5 лет проходить медосвидетельствование у психиатра. Согласно ст.213 ТК за справку обязана заплатить транспортная компания. Данное положение введено Законом №122-ФЗ (22/08-04 г.) на основании Норматива №317-ФЗ (25/11-13 г.).

Организация предрейсового медосмотра водителей

Чтобы получить медицинскую справку, нужно пройти нескольких врачей:

1. Офтальмолог

Нужно будет прочесть буквы разного размера на плакате. Также возможны дополнительные испытания: врач можно попросить изучить плакаты с несмыкающимися окружностями, предложить тест на световосприятие, а также определить границы полей зрения при помощи прибора под названием периметр.

Те, кто в обычной жизни пользуется контактными линзами или очками, должны иметь их с собой. После диагностики врач может сделать пометку в карте пациента о том, что наличие очков и линз в момент управления автомобилем обязательно.

Сначала нужно заключить договор на оказание медицинских услуг с медучреждением и произвести оплату. Следующим шагом должно стать получение бланка медицинского заключения о наличии (отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами. Его выдаст первый врач, которого посетит автомобилист. Этому врачу нужно будет предъявить ему паспорт, а также документ, подтверждающий оплату медосвидетельствования.

На полученной справке свои печати должны проставить все необходимые врачи. В самом конце медосвидетельствования следует обратиться к врачу-терапевту, который завершит оформление справки.

В некоторых организациях могут предложить получить справку дистанционно — там сообщают, что якобы сделают запросы по месту жительства водителя о том, не состоит ли он на наркологическом учете. Остальных врачей там также предлагают пройти «удаленно». Например, за 3 тыс. рублей такие справки предлагают оформить в Москве. Однако этот способ нелегален.

Даже если клиника каким-то образом получила лицензию, подобная деятельность незаконна. В ГИБДД такую справку проверят и если организации не окажется в утвержденном списке, получить права не получится. Кроме того, каждый водитель должен быть уверен, что у него нет противопоказаний — от этого зависит не только его жизнь и здоровье, но и всех окружающих.

Нужен ли послерейсовый медосмотр водителей? Да, если сотрудник работает с вредными веществами. Обследование проводится регулярно. Если шофер перевозит грузы в черте города, вечером возвращается на базу, то к врачу он должен подходить ежедневно. Если поездка длительная, то осмотр проходит после каждой смены.

Все рекомендации к организации осмотров прописаны на госуровне. Они заключены в Трудовом кодексе и в Федеральном законе «О безопасности ДД». Последний гласит, что врачебный осмотр водителя транспортного средства после рейса проводится постоянно. Стаж здесь роли не играет. Рекомендации к оформлению документации и оснащению медкабинета описаны в Приказе Министерства здравоохранения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *