Цели и задачи государственного регулирования

Автор: | 09.01.2022

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Цели и задачи государственного регулирования». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Механизм государственного регулирования экономики (ГРЭ) — это главный элемент экономической системы общества. Посредством его содействия реализовывается регулирование государством экономики страны и определяется экономическая роль государства. Экономическая мощность страны определяется оптимальностью создания и развития механизма регулирования.

Помимо чисто экономических проблем, перед любым обществом стоят и социальные проблемы, а также региональные проблемы, возникающие под влиянием исторических, национальных, демографических и прочих нерыночных факторов.

Сущность государственного регулирования, цели и задачи

Однако, приведение экономической модели к рыночному типу может характеризоваться шоковой терапией, резкими изменениями, иными негативными процессами. Также следует признать, что существуют изначально неприбыльные отрасли, но необходимые для экономики. В данной ситуации, возникает необходимость ГРЭ даже при рыночной модели.

Значимость и последовательность постановки целей в той или иной стране определяется разнообразными обстоятельствами внутреннего и внешнего порядка. Применительно к условиям России последовательность достижения рассмотренных целей может заметно отличаться от очередности, характерной для западных стран.

Исходя из сущности, определяются цели государственного регулирования. Экономическая наука рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества. Данные экономические функции способствуют укреплению и упрощению работы рыночной системы, модифицируют чистый капитализм в направлении достижения экономических и социальных целей общества.

Цели государственного регулирования

ГРЭ направленно на решения различных задач, например, стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения прогресса развития в отраслевой и региональной структурах, поддержки экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером экономических и социальных проблем в той или иной стране в данный конкретный период.

В большинстве стран государство выступает крупнейшим предпринимателем: многочисленные акционерные общества являются государственными предприятиями. Оно играет роль крупного банкира, сосредоточившего в своих руках большую массу ссудного капитала. Современное государство способно прогнозировать и гибко регулировать экономические процессы в масштабе всей страны.

Бутенко Я.В. Частно-государственное партнерство: эффективный инструмент взаимодействия // Проблемы теории и практики управления. 2008. № 7.

Классическая школа политэкономии, развивавшаяся в эпоху промышленного переворота и выражавшая интересы промышленной буржуазии, подвергла пересмотру теории своих предшественников, в частности меркантилистов — идеологов торгового капитала.

Государственное регулирование экономики – цель, принципы и методы

Косвенные методы характерны рыночной модели экономического развития, и задают только индикативные параметры («рамочные» условия). Они носят стимулирующий характер.

О концессионных соглашениях: федеральный закон от 21.07.2005. № 115-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

В современной России именно инструменты государственно-частного партнерства становятся главным, а иногда и единственным источником реализации крупных экономически и социально важных проектов, а также повышения инвестиционной привлекательности многих сложных проектов в инфраструктурных отраслях и сфере топливноэнергетического комплекса.

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономи­ческой системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики.

Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются особенностями социально-экономического развития страны в данный период.

А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, стала необходима сила, стоящая, по-видимому, над обществом, сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах «порядка». И эта сила, все более и более отчуждающая себя от него, есть государство.

Классическая теория неоднозначна в вопросах использования этих составляющих в различных ситуациях, отсутствует определенное правило и их состав. Государство находит набор инструментов, с помощью анализа сложившейся ситуации в экономике страны.

А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, стала необходима сила, стоящая, по-видимому, над обществом, сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах «порядка». И эта сила, все более и более отчуждающая себя от него, есть государство.

Классическая теория неоднозначна в вопросах использования этих составляющих в различных ситуациях, отсутствует определенное правило и их состав. Государство находит набор инструментов, с помощью анализа сложившейся ситуации в экономике страны.

Необходимо стремиться к максимальному отражению в процессе це- леполагания именно истинных потребностей управляемого объекта и формировать цели с опорой на внутреннее состояние общества и волнующие его проблемы.

С обеспечением экономического роста сопряжена другая важнейшая цель — удовлетворение требований полной занятости. Суть ее — достижение максимально возможного и в долгосрочном плане стабильного использования всего трудоспособного населения. Конкретно задача решается созданием новых рабочих мест и другими методами борьбы с безработицей.

Стабильность уровня цен и национальной валюты — условие стабильности экономики. Поэтому достижение рассматриваемой цели является важнейшим ориентиром в действиях государства[7].

Одним из важнейших признаков государственного управления является целесообразность. Целью управления следует признавать достижение максимально возможного эффекта воздействия управляющей системы на развитие общественных отношений и связей.

Но с середины 70-х годов начинаются контратаки на кейнсианство представителей либеральной мысли (М.Фридман, Ф.Хайек), завоевавшей умы государственных деятелей. Причинами тому послужили дефициты государственных бюджетов, ставшие хроническими, высокий уровень инфляции. К этому добавился нефтяной кризис 70-х годов.

За активную роль государства в эк-ке первыми выступили меркантилисты, затем марксизм, кейнсианство (науч. экон. школы). Против активного вмеш-ва в эк-ку выступали след. научные школы: классическая (Смит); маржинализм; неоклассическое направление (Маршалл, теория монитаризма, теория экономики предложения).

С середины 17 в. до середины 19 в. государство переходит на нейтральные позиции. Оно во многом выполняет роль «ночного сторожа», в частности обеспечивает безопасность граждан, разрабатывает правовую базу для экономических субъектов и т.п.

В ходе развития человеческого сообщества одновременно приходится решать множество целей и задач. В разных государствах степень воздействия правительства на экономику различна. В любом случае на глобальном уровне управления необходимо отчетливо представлять основную цель экономики. каждая страна определяет целью своего развития максимально высокий уровень жизни всего населения.

Ключевые слова: цели и задачи государственного регулирования; принципы государственного регулирования.

Современная экономика невероятно сложна, она призвана создавать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности человека. В зависимости от того, насколько хорошо организована экономика, на каких принципах эта организация построена, можно определить, какие задачи она в состоянии решить и какие интересы общества она может удовлетворить.

Косвенный метод государственного регулирования хозяйственной жизни характеризуется опосредованным способом влияния на социально-экономические процессы и хозяйственные объекты.

Cоциально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор.

Экономическая функция государства в долгосрочной перспективе определяется особенностями развития производительных сил. Кроме того, аккумулируя и перераспределяя финансовые ресурсы, государство обеспечивает корректировку рыночного механизма, воздействует на формирование доходов и функционирование рынков.

Государство, играя важную роль в общественной жизни, выполняет определенный комплект хозяйственных и социальных функций.

Определение цели является одним из важнейших этапов организации экономических процессов. Наличие целей характеризует разумную специфическую деятельность объектов, в силу чего в их составе естественно выделить целеформирующую структуру.

Целью государственного регулирования экономики является обеспечение реализации публичных интересов, таких как оборона и безопасность государства, защита прав и свобод гражданина, интересы социально уязвимых слоев населения, охрана окружающей среды. Государство направляет экономические ресурсы на удовлетворение общественных потребностей и производство общественных товаров и услуг.

Смита и Д.Рикардо обосновывали лозунг «экономической свободы» и высказывались за ограничения вмешательства государства в экономическую жизнь. Исходя из целей экономики формируются задачи, функции управления, обеспечивающие достижение намеченных экономических ориентиров. Поэтому само осуществление государством функций управления, способствующих достижению целей экономики, правомерно считать целью управления, понимаемого как государственное воздействие на экономические объекты и процессы для придания им желаемой направленности.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ

Образовав общий интерес, отделив его от частного, государство вызвало появление новой конфигурации социальной обусловленности поведения человека. Благодаря этому, появление государства, как и его существование является исторической необходимостью, прогрессивностью общества и значительным развивающим фактором. Появление государства формирует сферу экономической деятельности.

Реализация этих функций обеспечивается решением конкретных задач ГРЭ, отражающих систему приоритетов экономической политики государства как на данном текущем моменте, так и на перспективу.

Основная идея: государство сокращает число своих обязанностей, переложив решение, части своих задач на другие хозяйствующие субъекты. Расходы по медицине, пенсионному обеспечению, другие социальные выплаты должны распределяться между всеми экономическими субъектами.

Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.

Однако экономические сдвиги конца Х1Х — начала ХХ века повлекли за собой развитие массового производства, увеличение товарных сделок, обострение конкуренции и заставили обратить внимание неоклассиков на возможные «сбои рынка», с которыми он самостоятельно справиться не может. К причинам, вызывающим «сбои рынка», относятся экстерналии, или внешние эффекты, необходимость создания общественных благ.

Наличие целенаправленности, целевой ориентации присуще государственному управлению экономикой, как системе жизнеобеспечения страны.

Экономическая политика государства содержит обилие целей, между которыми существует иерархическая соподчиненность.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *