Критерии малого предприятия-2022: таблица с новыми правилами

Автор: | 02.01.2022

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Критерии малого предприятия-2022: таблица с новыми правилами». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Для хозяйственных обществ и партнерств юридические критерии отнесения предприятия к субъектам малого предпринимательства следующие.

Форма (особенности) организации Условия Примечание
Любые ООО Условие 1:
1а) Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале не превышает 25%;
1б) суммарная доля участия иностранных организаций или организаций, не являющихся СМП, не превышает 49%
ООО, удовлетворяющее Условию 1а), но не удовлетворяющее Условию 1б), признается СМП, если такое ООО соответствует Условию 4, 5, 6 или 7
Любые АО Условие 2:
Акции, обращающиеся на организованном РЦБ, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики
Условие 3:
Акционеры – РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют не более чем 25% голосующих акций, а акционеры – иностранные организации или организации, не являющиеся СМП, владеют не более чем 49% голосующих акций
Организации-«интеллектуалы» Условие 4:
Деятельность заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, изобретений, селекционных достижений и т.д.), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам)
Учредители (участники) – это бюджетные, автономные научные учреждения либо являющиеся бюджетными, автономными учреждениями образовательные организации высшего образования
Организации-«сколковцы» Условие 5:
Имеют статус «сколковца»
Организации с «особенным» учредителем Условие 6:
Учредители (участники) – это АО «РОСНАНО» или Фонд инфраструктурных и образовательных программ
ООО с определенными участниками

Условие 7:

Участники — только общероссийские общественные объединения инвалидов, их отделения

Кроме основного условия есть дополнительные: среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам за предшествующий календарный год должна быть равна 50% или более, а доля оплаты труда инвалидов в ФОТ – 25% или более

Критерии малого предприятия в 2021-2022 гг.: таблица

По многим параметрам он действительно напоминает упрощенку, но в то же время имеет существенные отличия. Мы составили сравнительную таблицу:

Показатель

Стандартный УСН

Новый налог

Ставка

6% с доходов и 15% с доходов за вычетом расходов (повышенные ставки 8% и 20% соответственно при превышении лимитов на доходы или численность сотрудников)

8% с доходов и 20% с доходов за вычетом расходов

Минимальный налог

1%

3%

  1. Не нужно вести КУДИР и налоговый учет. По мнению представителя ФНС, сэкономленные средства бизнесмен направит на развитие производства.
  2. Упразднена отчетность, в т.ч. по НДФЛ, по страховым взносам, в социальный фонд, в Росстат.
  3. Уведомление о сумме налога к уплате будет высылаться автоматически, аналогично тому, как это происходит в приложении «Мой налог» для самозанятых.
  4. Не нужно проводить спецоценку условий труда.
  5. Работодателя освободили от предоставления имущественных и социальных вычетов.
  6. Камеральные и выездные налоговые проверки теряют свою актуальность. Следить за налогоплательщиками будут средствами оперативного контроля.
  7. Банкиры тоже окажутся в прямом смысле в плюсе после введения новой налоговой системы, потому что по расчетным счетам станут проводиться практически все денежные средства предпринимателей. Объем оборотов приведет к увеличению транзакций, как следствие — к росту прибыли.

Алексей Гидирим, сооснователь онлайн-сервиса услуг YouDo:

«Такой режим будет востребован среди зарождающихся, молодых бизнесов или компаний с небольшим числом сотрудников. Предлагаемая инициатива сильно упростит жизнь, ведь предприниматель будет совершать меньше процессов, а значит и нагрузка на штат станет значительно меньше — некоторые операции возьмет на себя ФНС. Такое упрощение и транзакционность будет воспринято текущим рынком позитивно».

К малым предприятиям относят организации и индивидуальные предпринимательства (ИП). Есть ряд условий и ограничений в их характеристиках. То есть, если малое предприятие начнет расширятся и переступит лимит дозволенной численности работников, например, тогда малое предприятие уже перейдет на категорию выше.

Подобные критерии зафиксированы в законодательстве Российской Федерации. Ниже мы подробнее разберем каждый из критериев становления малым и средним предприятием. Все распределительные критерии можно поделить на три группы:

  • юридические,
  • по численности,
  • по доходу.

Например, если хозяйственные общества попадают под один из юридических критериев, тогда такие общества проверяют на соответствие численности, и только в конце организацию проверяют по критерию дохода. А, если говорить о производственных организациях, то для них важны, наоборот, в первую очередь критерии дохода. Остальные критерии на них не распространяются.

Ниже мы подробнее разберем каждый из критериев.

Исходя из формы организации каждой отдельной компании\фирмы, мы более детально расскажем об условиях становления малым или средним предприятием.

  1. ООО – чтобы стать малым предприятием общая сумма доли участия субъектов Российской Федерации, включенной в состав активов инвестиционных фондов не должна превышать 25%, а общая доля присутствия иностранных компаний не должна превышать 49%.
  2. АО – чтобы считать себя малым предприятием доля субъектов РФ и иных организаций, которые владеют акциями АО, не должна превышать 25%. А доля иностранных акционеров, не должна превышать 49%.
  3. Организации «интеллектуалы» – могут стать малым предприятием, если исключительные права на их деятельность принадлежат учредителям.
  4. Организации – «сколковцы» – для того, чтобы им быть малым предприятием, такая компания должна иметь статус «сколковца».
  5. Организация с «особенным» учредителем – в таком случае учредителем должен быть АО «РОСНАНО» или «Фонд инфраструктурных и образовательных программ».
  6. ООО с определенными участниками – в таком случае, чтобы получить статус малого предприятия, участники должны быть общероссийские объединения инвалидов и их филиалы.

В зависимости от статуса и ситуации организация имеет право иметь в своем штате определенное количество штатных сотрудников.

  1. Микро-предприятие: численность предприятия не должна превышать 15 человек
  2. Малое предприятие: численности должна составлять минимум 16 и максимум 100 человек включительно.
  3. Среднее предприятие: в первом случае численность не должна выходить за рамки от 101 до 250 человек. Второй случай, когда численность должна составлять от 251 до 1000 человек включительно, но в этом случае хозяйственные партнеры входят в утвержденный Минпромторгом.

Определенных особенностей нет, поэтому все нюансы ведения бизнеса зависят только от привилегий и льгот, которые распространяются на бизнес.

Но при всем при этом нужно заметить, что малым и средним предприятиям необходимо проверять данные о своей организации в специальном реестре ФНС, кроме этого особенно важно контролировать ситуацию с выручкой и общим доходом, средней численностью компании и ограничениями со стороны сотрудников. Среднюю численность необходимо отслеживать, чтобы не выйти за рамки критериев.

Когда организации присваивают статус малого предприятия – она автоматически получает возможность использовать всевозможные льготы и получать материальную поддержку от государства. Все меры поддержки установлены на всех уровнях власти – федеральном, региональном, местном.

Льготы распространяются не только на уплату налогов, список льгот гораздо обширнее, например, к ним относятся упрощенные мероприятия при сдаче отчетности, в том числе и бухгалтерской. Обо всех льготах вы можете прочитать в следующем разделе. Поэтому многие недобросовестные предприниматели пытаются «подстроить» свое предприятие под статус малого. В современном мире это частая практика.

Бухгалтерский учет и отчетность

Это именно та отрасль, в которой можно получить наибольшее количество льгот для малых предприятий. Первое из них – возможность ведения упрощенного бухгалтерского учета, причем также с присутствием льгот: возможность не планировать резерв для оплаты отпускных, возможность начисления амортизации в своем темпе, возможность одновременно снимать средства на закупку материалов, возможность исправлять ошибки в бухгалтерской отчетности даже после ее утверждения.

Обратите внимание! Упрощенный бухгалтерский учет разрешено вести самостоятельно руководителю организации, но, чтобы получить это разрешение, необходимо издать внутренний приказ. А если малое предприятие носит статус «ИП», тогда ему вообще можно не вести бухгалтерскую отчетность официально, а лишь фиксировать изменения и расходы «для себя».

Определить момент начала и окончания амортизации. ФСБУ 6/2020 предписывает начислять амортизацию с даты признания ОС в бухучете. Но в учетной политике можно прописать, что амортизация начисляется с первого числа месяца, следующего за месяцем признания. Аналогично определяется момент окончания начисления амортизации.

Выбрать формулы для расчета. Если ОС амортизируется с момента принятия к учету, следует самостоятельно определить формулу для расчета амортизации за первый (неполный) месяц.

Инвестиционная недвижимость. ФСБУ 6/2020 ввел новую группу ОС — инвестиционная недвижимость. При этом ни Стандартом, ни другими НПА не установлено, на каком счете ее учитывать. Этот порядок нужно определить в учетной политике, например использовать счет 03.

Также желательно установить, как отразить инвестнедвижимость в балансе. Представляется, что можно ввести отдельную строку в разделе «Внеоборотные активы» или использовать строку «Доходные вложения в материальные ценности» (в последнем случае этот порядок нужно раскрыть в пояснениях).

Неотделимые вложения в арендованные ОС. Исходя из взаимосвязанных положений ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 25/2018 их лучше отражать как увеличение стоимости права пользования активом. Однако НПА не содержат прямого запрета на учет таких вложений в качестве отдельного объекта ОС.

Способ оценки и частота переоценки. ФСБУ 6/2020 устанавливает два «равноправных» способа оценки ОС: по первоначальной или по переоцененной стоимости. В 2022 году для каждой группы ОС нужно выбрать один из этих способов.

Проводить переоценку ОС по Стандарту допустимо с любой периодичностью, даже чаще раза в год. Поэтому частоту переоценки тоже закрепите в учетной политике. Исключение сделано только для инвестнедвижимости: если она учитывается по переоцененной стоимости, переоценка проводится на каждую отчетную дату.

Закрепить порядок исправления документов бухучета (первичных учетных документов и регистров бухучета). Такое закрепление скорее формальность, этот порядок достаточно четко определен самим стандартом, добавить в него что-то новое вряд ли получится.

Хранение документов и доступ к ним. В учетной политике нужно закрепить порядок доступа к первичным учетным документам, отраженным в бухучете, и бухгалтерским регистрам. Также рекомендуется отразить порядок хранения документов бухучета: без него установить порядок доступа и соответствующие ограничения будет очень сложно.

В статье 346.13 НК РФ указано, что налогоплательщик теряет право на УСН, если с начала года его доходы превысили 200 млн рублей. Дополнительно к этой сумме применяется коэффициент-дефлятор, поэтому предельный размер дохода будет выше.

В проекте приказа Минэкономразвития установлено, что коэффициент-дефлятор на 2022 год равен 1,096. Это означает, что лимит доходов для упрощённой системы составит 219,2 млн рублей.

Но сумма в 200 млн рублей, которая указана в статье 346.13 НК РФ, это так называемый повышенный лимит. Кроме того, есть обычный лимит доходов в 150 млн рублей, он приводится в статье 346.20 НК РФ. Его тоже надо умножить на коэффициент-дефлятор, поэтому на 2022 год обычный лимит равен 164,4 млн рублей.

Ещё один лимит для УСН предложил Минфин в «Основных положения налоговой политики на 2022 год». Речь идёт о давно ожидаемом специальном режиме УСН-онлайн, который предполагает отмену деклараций. Если этот режим примут в предложенном виде, то доходы упрощенца не должны превышать 60 млн рублей в год.

Большинство организаций и ИП переходят на УСН сразу после регистрации, когда у них ещё нет никаких доходов.

Но если на упрощёнку планирует перейти уже работающая компания, то надо убедиться, что её доход с января по сентябрь не превышает лимита, указанного в п. 2 ст. 346.12 НК РФ. Он составляет 112,5 млн. рублей, и к этой сумме тоже применяют коэффициент-дефлятор. На 2021 год он установлен приказом Минэкономразвития от 30.10.2020 N 720 в размере 1,032.

Это означает, что если организация планирует перейти на УСН с 1 января 2022 года, то её доход за первые девять месяцев 2021 года не должен превышать 116,1 млн рублей (из расчёта 112,5 млн рублей *1,032).

А применив коэффициент-дефлятор на 2022 год из проекта приказа Минэкономразвития в размере 1,096, получим 123,3 млн рублей. Такой лимит будет действовать для компаний, которые планируют перейти на УСН с 2023 года.

На индивидуальных предпринимателей лимит доходов для перехода на УСН не распространяется. Но лимиты, которые позволяют применять упрощёнку (то есть 200 млн рублей и 150 млн рублей в год с учетом коэффициента-дефлятора), действуют не только для организаций, но и для ИП.

Этот лимит при переходе на УСН тоже установлен только для организаций. Он указан в пункте 3 статьи 346.12 НК РФ и составляет 150 млн рублей. Коэффициент-дефлятор к нему не применяется.

Что касается соблюдения лимита по ОС для индивидуальных предпринимателей уже в рамках работы на УСН, то тут сложилась спорная ситуация. Дело в том, что пункт 3 статьи 346.12 НК РФ совершенно чётко указывает, что этот лимит распространяется только на организации! ИП в этой норме не упоминаются.

Однако Минфин и ФНС неоднократно в своих письмах разъясняли, что соблюдать лимит остаточной стоимости основных средств обязаны не только организации, но и индивидуальные предприниматели.

Вот что сказано в одном из последних писем Минфина (от 02.06.2021 № 03-11-11/43679) по этому вопросу: «Налогоплательщик, в том числе индивидуальный предприниматель, у которого остаточная стоимость основных средств, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учёте, в отчётном (налоговом) периоде превысила 150 млн рублей, утрачивает право на применение упрощённой системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущено такое превышение».

Причём такую позицию ведомства поддержал и Верховный суд РФ в обзоре судебной практики от 04.07.2018: «Индивидуальные предприниматели наравне с организациями утрачивают право на применение упрощённой системы налогообложения в случае превышения предельного размера остаточной стоимости основных средств».

Таким образом, хотя в пункте 3 статьи 346.12 НК РФ указано, что ограничения по остаточной стоимости ОС распространяются на организации, индивидуальным предпринимателям по факту тоже приходится их соблюдать.

Кроме перечисленных лимитов по доходам, стоимости основных средств и численности работников есть и другие критерии для применения УСН в 2022 году, указанные в статье 346.12 НК РФ.

Об этом тоже важно знать, потому что нарушение одного из условий приведёт к утрате права на упрощёнку, даже если предел по доходам или количеству работников не был превышен.

Большинство запретов связано с видами деятельности. Нельзя перейти и работать на упрощённой системе по этим направлениям бизнеса:

  • банки, ломбарды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, микрофинансовые организации;
  • негосударственные пенсионные и инвестиционные фонды;
  • организация и проведение азартных игр;
  • добыча и реализация полезных ископаемых, кроме общераспространенных;
  • производство подакцизных товаров, кроме производства вина и виноматериалов из собственного сырья.
  • частные агентства занятости, предоставляющие персонал (на кадровые агентства, которые только подбирают работников, запрет не распространяется);
  • нотариальная и адвокатская деятельность.

Кроме того, не вправе работать на упрощённой системе организации:

  • с участником-юрлицом, если его доля превышает 25% (за некоторым исключением);
  • с филиалами (представительства разрешены);
  • являющиеся участниками соглашений о разделе продукции.

Если плательщик УСН превысил лимиты по доходам, остаточной стоимости ОС, численности работников или нарушил другие условия применения упрощённой системы, то он обязан сообщить об этом.

Для этого в свою ИФНС подают заявление по форме № 26.2-2 из приказа ФНС от 02.11.2012 N ММВ-7-3/829@. Срок подачи – не позднее 15 календарных дней по окончании квартала, в котором были нарушены условия применения упрощёнки. А не позже 25-го числа месяца этого квартала надо сдать последнюю декларацию по УСН.

Причём утрата права на упрощёнку определяется с начала того квартала, когда были допущены нарушения (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). Соответственно, налоги будут начисляться уже по правилам общей системы налогообложения.

\n

Идея поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) в корпоративных закупках уже не нова. С каждым годом объемы и механизмы такой поддержки только расширяются и дополняются новыми правилами.

\n

Особенности проведения закупок среди субъектов МСП установлены, наряду с положениями федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ), в постановлении Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — ПП РФ № 1352).

\n

На текущий момент не все заказчики обязаны при проведении закупок поддерживать субъекты МСП. До конца 2021 года среди заказчиков, применяющих Закон № 223-ФЗ, сохраняется разделение на тех, кто обязан осуществлять закупки у субъектов МСП, и тех, для кого такая обязанность не установлена. Соответственно, только часть заказчиков, отвечающих условиям ПП РФ № 13521, в своих закупках оказывают поддержку субъектам МСП.

\n

Интересно то, что заказчики, не попадающие под условия применения ПП РФ № 1352, не могут добровольно (по личной инициативе) предоставлять в своих закупках какие-либо преимущества субъектам МСП — подобные действия будут являться нарушением принципов Закона № 223-ФЗ. Такое мнение высказывалось в письмах Министерства финансов Российской Федерации2, а также поддержано правоприменительной практикой3. Получается, что заказчики, не применяющие ПП РФ № 1352, при проведении закупок не учитывают никакие требования Закона № 223-ФЗ и ПП РФ № 1352, касающиеся закупок у субъектов МСП.

\n

Однако с 1 января 2022 года ситуация с закупками у субъектов МСП кардинально изменится. С учетом последних изменений, внесенных в ПП РФ № 13524 летом 2021 года, подавляющее большинство заказчиков, применяющих Закон № 223-ФЗ, будут обязаны поддерживать субъекты МСП при осуществлении закупок.

\n

В положении о закупке заказчика, применяющего ПП РФ № 1352, должен содержаться соответствующий раздел, посвященный особенностям закупок у субъектов МСП.\n
\nПримерную формулировку для включения в положение о закупке можно посмотреть тут.

\n

В чем заключается поддержка малого и среднего бизнеса в корпоративных закупках?

\n

Во-первых, в установлении норматива по закупкам у субъектов МСП, который заказчики обязаны выполнить в течение отчетного года.

\n

Во-вторых, в отдельных процедурных нормах, которые должны соблюдаться при проведении закупок и исполнении договора, например, в части: размера обеспечения заявки и договора, сроков оплаты по договору контрагенту из числа субъектов МСП.

\n

В первой части мы рассмотрели, что такое норматив по закупкам у субъектов МСП и каких сложностей может избежать заказчик, отдавая предпочтение неконкурентным закупкам у субъектов МСП.

\n

Во второй части поговорим о том, какие процедурные нормы должен соблюдать заказчик при осуществлении закупок у субъектов МСП (как при проведении закупок «на общих основаниях», так и при объявлении «спецторгов»).

Важные изменения для малого и среднего бизнеса с 2022 года

В первой части мы рассмотрели, что такое норматив по закупкам у субъектов МСП и каких сложностей может избежать заказчик, отдавая предпочтение неконкурентным закупкам у субъектов МСП.

Во второй части поговорим о том, какие процедурные нормы должен соблюдать заказчик при осуществлении закупок у субъектов МСП (как при проведении закупок «на общих основаниях», так и при объявлении «спецторгов»).

\n\n

Фраза «субъекты МСП» расшифровывается как «Субъекты малого и среднего предпринимательства». К ним относятся средние, малые и микропредприятия. Также на практике для обозначения данной категории лиц применяется другая аббревиатура — СМП. Она расшифровывается как «Субъекты малого предпринимательства». В дальнейшем мы будем использовать данные термины как синонимы.

\n\n

Включение организации или ИП в реестр субъектов малого бизнеса дает возможность пользоваться различными льготами и мерами государственной поддержки. Данные привилегии установлены на федеральном, региональном и местном уровнях.

\n\n

Причем, речь идет не только о налоговых льготах. Перечень преференций, которые полагаются субъектам малого предпринимательства, гораздо шире. К ним относятся льготы при сдаче отчетности и ведении бухгалтерского учета, дополнительная защита денежных средств на счетах и др.

\n\n

Что касается налоговых преференций для СМП, то на сегодняшний день они устанавливаются исключительно на региональном и местном уровнях. Возможно введение льгот по уплате региональных и местных налогов (налога на имущество, земельного и транспортного налогов), а также льготных ставок по налогу на прибыль (в части, зачисляемый в региональных бюджет), единому налогу в рамках УСН.

\n\n

Фраза «субъекты МСП» расшифровывается как «Субъекты малого и среднего предпринимательства». К ним относятся средние, малые и микропредприятия. Также на практике для обозначения данной категории лиц применяется другая аббревиатура — СМП. Она расшифровывается как «Субъекты малого предпринимательства». В дальнейшем мы будем использовать данные термины как синонимы.

Особенности закупок у МСП в 2022

Включение организации или ИП в реестр субъектов малого бизнеса дает возможность пользоваться различными льготами и мерами государственной поддержки. Данные привилегии установлены на федеральном, региональном и местном уровнях.

Причем, речь идет не только о налоговых льготах. Перечень преференций, которые полагаются субъектам малого предпринимательства, гораздо шире. К ним относятся льготы при сдаче отчетности и ведении бухгалтерского учета, дополнительная защита денежных средств на счетах и др.

Что касается налоговых преференций для СМП, то на сегодняшний день они устанавливаются исключительно на региональном и местном уровнях. Возможно введение льгот по уплате региональных и местных налогов (налога на имущество, земельного и транспортного налогов), а также льготных ставок по налогу на прибыль (в части, зачисляемый в региональных бюджет), единому налогу в рамках УСН.

Согласно ст. 4 закона «О развитии предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, к СМП (субъектам малого предпринимательства) причисляются различные хозяйственные субъекты, а именно:

  • индивидуальные предприниматели;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • хозяйственные общества;
  • хозяйственные партнерства;
  • потребительские кооперативы;
  • производственные кооперативы.

Все они обязаны соответствовать главным и дополнительным критериям малого предпринимательства, обозначенным в законе 209-ФЗ. К ним имеют отношение основополагающие характеристики хозяйствования любой компании, а именно: численность работников, полученный доход и состав уставного капитала. На их основе определяется, можно ли считать организацию малой или ее необходимо причислить к иным категориям хозяйствующих субъектов. Рассмотрим, какими критериями характеризуется малое предприятие, более детально.

Существуют определенные обстоятельства, наступление которых приведет к тому, что организация потеряет статус малого предприятия. Естественно, это связано с тем, что оно не будет подпадать под критерии малых предприятий в 2020-2021 годах. К таким условиям относятся следующие моменты:

  1. Если обстоятельства связаны с увеличением процента участия в уставном фонде выше предельного значения, то предприятие потеряет статус малого бизнеса. При этом моментом перехода в среднее или крупное предприятие считается дата внесения записи в ЕГРЮЛ об изменении уставного капитала организации.
  2. Если обстоятельства связаны с увеличением среднесписочной численности персонала или дохода от осуществления всех видов предпринимательской деятельности выше установленного законом предельного значения, статус малого сохраняется за предприятием в течение трех лет. По истечении упомянутого срока малое предприятие лишится этого статуса и станет средним или крупным в зависимости от значения данных критериев, о чем указано в п. 4 ст. 4 закона 209-ФЗ.

Малое предприятие: какие критерии для его определения действуют в 2021 году

  • Новое в отчетности с 2022 года: обновленные декларации и новые правила
  • Бухгалтерский учет: с 2022 введены новые ФСБУ
  • Расходы, которые разрешили или запретили с 2022 года
  • Пособия и страховые взносы: новое с 1 января 2022 года
  • НДФЛ и новые вычеты с 2022 года
  • Налоги: транспортный, земельный, на имущество с 2022 года
  • НДС: кто получил льготы с 2022 года
  • Управление бухгалтерией и компанией: важные новшества 2022 года
  • ККТ и маркировка товаров

В 2022 году власти внесли корректировки в правила работы бухгалтерии для всех налоговых режимов, изменили состав расходов и доходов, ужесточили условия применение льгот. Изменения коснулись НДС, налога на прибыль, НДФЛ, налога на имущество, транспортного и УСН-налога. С 2022 года из-за введения системы прослеживаемости товаров изменены основные формы первичных документов и налоговые декларации. Изменений много. Наш обзор поможет вам сориентироваться и заранее обозначить для себя опасные моменты.

В 2022 году исключается часть сведений, которые вносятся в декларацию по налогу на имущество. Не нужно будет заполнять сведения об объектах, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.

А если у организации будут в собственности только такие объекты, налоговую декларацию можно будет вообще не сдавать. Налоговые органы будут направлять организациям сообщения об исчисленных ими самостоятельно суммах налога.

Изменение «заработает» с отчетности, которую будем сдавать в 2023 году.

Приказ ФНС от 5 октября 2021 г. № ЕД-7-3/869@, обновивший форму налоговой декларации по налогу на прибыль, зарегистрирован Минюстом.

За 2021 год по налогу на прибыль нужно будет отчитываться на бланке в новой редакции.

Новая редакция учитывает поправки, внесенные в Налоговый кодекс в 2020-2021 гг.

В декларации по налогу на прибыль нужно будет отражать:

  • пониженную ставку налога на прибыль, если она введена в регионе для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность по предоставлению прав использования результатов интеллектуальной деятельности;
  • применение инвестиционного налогового вычета в расходах на НИОКР (раздел Г Приложения № 7 к листу 02 «Расчет инвестиционного налогового вычета»);
  • целевые поступлений, целевое финансирование, доходы, не подлежащих налогообложению.

Кроме того, изменена формула расчета суммы налога, который налоговый агент удерживает из доходов получателя дивидендов (Раздел А листа 03 «Расчет налога на прибыль организаций с доходов, удерживаемого налоговым агентом (источником выплаты доходов)»).

С отчетности 2021 год сдаем новые годовые формы: № 1-предприятие «Основные сведения о деятельности организации», 1-ИП «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя», МП (микро) «Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия», № 1-турфирма, № 1-Т, № 1-ПР и другие.
Адреса, сроки и периодичность представления отчетов в 2022 году указаны на бланках самих форм.

Приказы Росстата от 30.07.2021 № № 457… 461 и 462

Статус малого предприятия: что это значит и какие преимущества дает

С 2022 года по решению региональных властей в состав инвестиционного налогового вычета (ИНВ) могут быть включены в том числе расходы на создание (приобретение) дорогостоящих объектов недвижимого имущества: зданий и сооружений со сроком полезного использования свыше 20 лет.

Также регионам предоставляется право самостоятельно устанавливать срок, до истечения которого в случае реализации имущества, в отношении которого компания использовала право на применение ИНВ, потребуется восстановить ранее не уплаченный налог с уплатой пени (на 2021 год этот срок равнялся сроку полезного использования ОС).

Информация Минэкономразвития от 17.06.2021

В 2021 году сумма дневного пособия по временной нетрудоспособности ограничена лимитом в 2 434,25 рубля. С 1 января 2022 года максимальная сумма составляет 2 572,6 рубля.

С 1 февраля минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком увеличен на 5,8% до 7493 руб., максимальный — до 31 282 руб. В 2021 году выплаты составляли 7 083 руб. и 29 600 руб. соответственно.

Выросло и единовременное пособие при рождении ребенка с 18 886 руб. до 19 981 руб.

До 1 мая 2020 г. приостановлены взыскания штрафов и пеней (см. Федеральный закон от 01.04.2020 №102-ФЗ) — но только по решениям, принятым после 25 марта.

Приостановлена блокировка счетов, которая применяется для обеспечения возврата долгов.

Для компаний, попавших в перечень наиболее пострадавших отраслей бизнеса (туризм, авиаперевозки, культура, спорт, гостиничный бизнес, общепит и др.), взыскание налогов отложено до 1 мая.

С 1 апреля по 31 декабря 2021 г. действуют пониженные тарифы страховых взносов для субъектов МСП: совокупный тариф равен 15% (для выплат, превышающих МРОТ).

Отсрочка по арендным платежам — если арендодателем является государство (см. Распоряжение Правительства РФ от 19.03.2020 №670-р). Впрочем, если арендодатель не государство, арендатор также вправе обратиться к владельцу недвижимости с просьбой о предоставлении отсрочки или рассрочки (см. Федеральный закон от 01.04.2020 N 98-ФЗ). Такое обращение собственник обязан рассмотреть в течение 30 дней.

Мы перечислили меры поддержки, принятые на федеральном уровне. Несмотря на то что характеристика малого предприятия не отличается от региона к региону, власти регионов вправе установить собственные льготы для предприятий — следите за обновлением регионального законодательства.

Организацию не надо отдельно регистрировать и получать подтверждения того, что ваша фирма является субъектом МСП. Статус в дальнейшем тоже сохраняется автоматически. Достаточно того, что фирма или предприниматель соответствует перечисленным условиям. Причем даже если в течение одного или двух лет вы превысите установленные лимиты, статус предприятия сохранится. Изменение статуса происходит, только когда максимальные показатели количества сотрудников, величины доходов или долей в капитале не соблюдаются три календарных года, идущих подряд (ч. 4 ст. 4 ФЗ №209).

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

В целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия:

  1. 1для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:

    • участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют суммарно не более чем двадцатью пятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций акционерного общества, а участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют суммарно не более чем сорока девятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем сорока девятью процентами голосующих акций акционерного общества. Предусмотренное настоящим подпунктом ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется:

      • на участников хозяйственных обществ — иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает предельного значения, установленного Правительством Российской Федерации для средних предприятий в соответствии с пунктом 3 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает предельного значения, указанного в подпункте «б» пункта 2 указанной части (за исключением иностранных юридических лиц, государство постоянного местонахождения которых включено в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны);
      • на хозяйственные общества, соответствующие условиям, указанным в подпунктах «б» — «д» пункта 1 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
    • акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
    • деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств — бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;
    • хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;
    • учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»;

    В ОННП предлагают пересмотреть правила определения места реализации для целей НДС. В соответствии с предложением Минфина услуги иностранных поставщиков или работы зарубежных подрядчиков должны облагаться НДС, причем оплачивать налог будет покупатель по месту ведения своей деятельности. При этом сами зарубежные компании не обязаны регистрироваться на территории РФ, однако могут это сделать в добровольном порядке.

    Пока не ясно, относится ли эта инициатива к электронным услугам – в документе по этому поводу Минфин не высказался. Услуги, реализуемые иностранным покупателям, под НДС не попадают.

    Еще одно предложение касается льготы по НДС при передаче товаров, услуг или работ в целях рекламы. Сейчас предприниматели не платят НДС, если расходы на создание или приобретение такого товара не превышают 100 р. В будущем планируется увеличить лимит до 300 р.

    Перейти на УСН онлайн смогут микропредприятия, если:

    • общая численность штата не превышает 5 человек;
    • годовой доход организации составляет не более 60 млн руб.

    Микробизнесу на новой УСН не нужно будет заполнять декларации: ФНС самостоятельно рассчитает все налоги на основании данных ККТ и банковских счетов.

    Минфин отметил, что с начала налоговой проверки до вынесения решения проходит много времени, а значит, недобросовестные налогоплательщики могут скрыть имущество и, соответственно, уклониться от налоговых обязательств.

    Чтобы этого не произошло, планируется обеспечивать залогом разницу между суммой налогов, рассчитанных на основании среднеотраслевых показателей, и суммой уже выплаченных налогов за период, в рамках которого проводится проверка.

    Пока что этот вопрос законодателями не прорабатывался: эксперты уверены, что обсуждение подобных изменений должно проходить в тесном контакте с бизнесом.

    В документе раскрываются планы и на последующие годы. В частности, планируется:

    • расширить имеющиеся и добавить новые преференции для IT-компаний;
    • сохранить освобождение от налога на движимое имущество;
    • рассмотреть возможность введения акциза на калорийные безалкогольные напитки с газом – пока что есть сомнения в целесообразности этой идеи.

    Эксперты предупреждают — в ближайшее время бизнес ждет ужесточение налогового режима. В ОННП не указаны многие направления, по которым уже ведется работа. Поэтому предсказуемости в отношении налогового законодательства ждать не стоит.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *