Закон о приеме на работу инвалидов в 2022 году

Автор: | 18.12.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о приеме на работу инвалидов в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Совет Федерации одобрил изменения в закон о занятости. Благодаря новым нормам, центры занятости смогут оказывать услуги в электронном виде на постоянной основе, а квота по трудоустройству граждан с инвалидностью будет считаться выполненной только после фактического приема на работу человека с ограниченными возможностями. Кроме того, изменения в закон о занятости позволят выстроить работу центров занятости согласно единому федеральному стандарту.

«Дистанционный и максимально простой формат предоставления услуг сегодня востребован гражданами. Поправки в закон о занятости позволят перевести в электронный формат услуги, связанные с регистрацией в центрах занятости и поиском работы, на постоянной основе. Еще одна крайне важная новация связана с гарантиями для граждан с инвалидностью. После вступления в силу закона квоту по трудоустройству в отношении граждан с ограниченными возможностями нельзя будет выполнить формально, создав рабочие места лишь на бумаге. Изменения нормативной базы дадут больше возможностей для реализации своего трудового потенциала граждан с инвалидностью», — отметил Министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков.

До начала пандемии услуги центров занятости предоставлялись исключительно в очном режиме. В апреле прошлого года был введен временный дистанционный порядок постановки на учет в качестве безработного. Законом такой формат вводится на постоянной основе. При этом в большинстве случаев соискателям для обращения за помощью потребуется единственный документ — заявление. Остальные документы будут запрашиваться из госинформсистем. При этом принятие закона не отменяет очных консультаций и обращений в центры занятости — гражданин сможет обращаться за помощью в удобном ему формате.

Напомним, для работодателей, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации установлена квота для приема на работу инвалидов в размере от 2% до 4% среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в пределах 3% среднесписочной численности работников. Теперь с вступлением нового закона такая квота будет считаться выполненной только при фактическом трудоустройстве гражданина с инвалидностью.

Кроме того, законом закрепляется статус портала “Работа в России” как единой цифровой платформы в сфере занятости, которая станет основным каналом предоставления вакансий для работодателей со среднесписочной численностью работников 25 и больше. Сейчас работодатели должны ежемесячно представлять в службу занятости информацию о вакансиях на бумажном носителе или через порталы как региональные, так и общефедеральный. Новый закон унифицирует этот механизм.

Изменения также закрепляют обязанности центров разделять потоки граждан, которые обращаются в центры занятости для поиска работы, в зависимости от их мотивации. Это обеспечит адресный подход к каждому соискателю при формировании для него индивидуального плана мероприятий.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2021 года за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки. Так, обязанность для работодателей предоставлять сведения в том числе о вакансиях через портал «Работа в России», а для центров занятости предоставлять услуги по единому стандарту вводится с 1 января 2022 года. Новые требования к квотированию рабочих мест для инвалидов вступят в силу с 1 марта 2022 года.

Работодателей обяжут фактически трудоустраивать инвалидов для выполнения квоты


Центры занятости смогут оказывать услуги в электронном виде на постоянной основе, а квота по трудоустройству граждан с инвалидностью будет считаться выполненной только после фактического приема на работу человека с ограниченными возможностями. Работа центров занятости будет выстроена по единому федеральному стандарту.

Закрепляется статус портала «Работа в России» как единой цифровой платформы в сфере занятости.

Изменения вступили в силу с 1 июля 2021 г., за исключением отдельных положений. Обязанность для работодателей предоставлять сведения через портал «Работа в России», а для центров занятости предоставлять услуги по единому стандарту вводится с 1 января 2022 г. Новые требования к квотированию рабочих мест для инвалидов вступят в силу с 1 марта 2022 г.

\n\n

На федеральном уровне каких-либо специальных субсидий организациям, использующим труд инвалидов, не предусмотрено. Однако такие меры поддержки могут включаться в региональные или местные программы. В частности, в рамках региональных госпрограмм субсидии часто выдаются на обустройство рабочих мест для незанятых инвалидов.

\n\n

Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» дополнен новой статьей, которая определяет порядок установления для работодателей квоты для приема на работу инвалидов (ст. 13.2) и будет действовать с 01.03.2022.

Как и по действующим правилам, размер квоты будет зависеть от численности работников. Цифры останутся прежними:

  • если численность работников превышает 100 человек, квота устанавливается от 2 до 4 процентов от среднесписочной численности работников;
  • если численность работников составляет от 35 до 100 человек включительно, квота устанавливается в размере не более 3 процентов от среднесписочной численности работников.

Конкретный размер квоты определяется законодательством субъекта РФ.

Уточняется, что при расчете размера квоты нужно учитывать среднесписочную численность работников организации или ИП, но без учета работников филиалов и представительств работодателя, которые расположены в других субъектах РФ. Среднесписочная численность определяется в соответствии с указаниями, утв. приказом Росстата от 27.11.2019 № 711. Подробнее о правилах расчета читайте в статье.

Обособленные подразделения организации (филиалы и представительства) также должны рассчитать квоту для трудоустройства инвалидов отдельно от головной организации. При расчете они должны применять законодательство того субъекта РФ, в котором они расположены. Размер квоты зависит от среднесписочной численности работников филиала или представительства.

В среднесписочную численность для расчета квоты по-прежнему не нужно включать работников, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам спецоценки.

Напоминаем, что согласно ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:

  • создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о таких рабочих местах;
  • создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида;
  • предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Работодателей обязали соблюдать квоты по приему на работу инвалидов

Напоминаем о том, какие изменения в трудовом законодательстве были в 2021 году. Они повлияют на работу с персоналом и в следующих периодах, в т.ч. и в 2022 году.

На основании Постановления Главного санитарного врача РФ от 13.11.2020 г. № 35 продлены ограничения и период действия санитарно-эпидемиологических правил по профилактике COVID-19 до 2022 года.

Соответственно, организации, ИП и госучреждения обязаны обеспечить организационные, профилактические, санитарно-противоэпидемические меры для предупреждения возникновения и распространения COVID-19.

При этом требования различаются в зависимости от сферы деятельности, однако существуют обязанности, распространяемые на всех. К примеру, к ним относятся дезинфекция рабочих помещений, выявление сотрудников и посетителей с признаками инфекций через измерение температуры, обеспечение персонала СИЗ и дезинфицирующими средствами и т.д.

Если сотрудник будет впервые устраиваться на работу в 2022 году, на него трудовую книжку нужно вести только в электронном формате. Данное правило уже действует с 2021 года.

Бумажная трудовая продолжает вестись только по тем сотрудникам, которые в заявлении о выборе способа ведения указали, что именно в бумажном виде. Такое заявление сотрудники должны были подать работодателю до конца 2020 года. Для них трудовые книжки продолжают вестись в двух форматах — и бумажном, и электронном.

Если же сотрудник подал заявление, в котором выбрал ведение в электронном формате, то он уже получил бумажную трудовую на руки.

Введение электронных трудовых характеризуется такими преимуществами:

  • нельзя подделать документ;
  • минимизируется риск утраты сведений о профессиональной деятельности;
  • информация защищается от ошибок, допускаемых при ручном заполнении трудовой книжки;
  • упрощается ведение кадрового делопроизводства;
  • вводятся стандарты, кадровые сведения хранятся в специализированных базах данных, а сотрудники могут контролировать информацию в онлайн режиме.

На основании Закона от 24.02.2021 г. № 30-ФЗ расширили формат электронной трудовой книжки.

Раньше было установлено, что в электронной трудовой книжке информация о трудовом стаже указывается только с 2020 года. Но в 2021 году внесли изменения — если работник захочет, информация в электронной трудовой будет внесена и за все предыдущие периоды. Но для этого человеку нужно подать соответствующее заявление в ПФР.

Кроме того, в электронной трудовой книжке содержится такая информация:

  • о работнике;
  • о месте работы;
  • о датах приема и увольнения;
  • о причине расторжения трудового договора.

На основании Закона от 24.03.2021 г. № 53-ФЗ установлено, что данный эксперимент был продлен до 15 ноября 2021 года. В нем участвовали работодатели, добровольно изъявившие такое желание.

Данный эксперимент помог определиться с тем, какие кадровые документы требуется перевести в электронный формат без создания дубликата на бумаге.

Эксперимент закончен, а по его итогам подготовят предложения о внесении корректировок в трудовое законодательство. Кроме того, станет ясно, как именно вести кадровый ЭДО.

Изменения в трудовом законодательстве в 2022 году

На основании Приказа Минтруда от 17.09.2020 г. № 618н утверждена новая редакция бланка отчетной формы СТД-ПФР, в которой отражаются сведения о трудовой деятельности, предоставляемые из информационной системы ПФР. Согласно корректировкам, в документ можно вносить информацию о периодах до 2020 года. С этой целью в бланк добавили таблицу, состоящую из двух граф:

  • Работодатель (наименование), регистрационный номер в ПФР;
  • Периоды работы.

Скорректированный бланк уже начал и должен далее применяться с 14 декабря 2020 года.

Согласно Приказу Росстата от 17.11.2020 г. № 706 внесены корректировки с 2021 года в правила заполнения отчетной формы П-4 о среднесписочной численности и зарплате сотрудников.

К примеру, дополнили список категорий сотрудников, которых надо указывать в отчете. Так, в качестве целых единиц учитываются беременные сотрудницы, которые освобождены от работы до предоставления другой работы, исключающей влияние негативных производственных факторов.

Кроме того, еще одно нововведение касается исчисления средней численности работников на ГПХ договорах. На основании приказа Росстата внесены уточнения относительно периода действия ГПХ договора в ситуации, когда дата его заключения не совпадает с датой начала выполнения работ или оказания услуг. В данном случае при расчете берется период выполнения задач, которые являются предметом ГПХ договора.

Декабрь

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Нет, закон о квотировании распространяется только на те компании, среднесписочная численность сотрудников которых больше 100 человек. Также повторим, что данная обязанность существует только для работодателей, ведущих деятельность в Москве.

От обязанности квотировать места для незащищенных групп граждан освобождаются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.

Имейте в виду, что компании, которые привлекают на работу иностранцев, обязаны встать на учет в центре квотирования, даже если численность штата меньше 100 человек!

Изменения в законе о занятости – 2021: как повысились требования к работодателям

  • 5 сфер деятельности, которые не работают без аутстаффинга и аренды персонала

    1,1 тыс. 0

    С 01.01.2022 Федеральный закон от 29.12.2006 № 255‑ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»2 будет дополнен ст. 15.2 «Ответственность за совершение нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Новая норма касается ответственности работодателя за непредставление или несвоевременное представление сведений в ФСС РФ. В частности:

    • штраф за непредставление или несвоевременное представление документов в фонд будет составлять 200 рублей за каждый документ;
    • за непредставление / несвоевременное представление информации, необходимой для назначения и выплаты пособия, штраф существенно выше – ​5000 рублей за каждый выявленный случай;
    • еще один штраф установлен за представление недостоверных сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, или их сокрытие, если это повлекло несение дополнительных расходов ФСС РФ, – ​штраф в размере 20% от суммы расходов, но не менее 1000 и не более 5000 рублей.

    Сейчас Законом № 255‑ФЗ установлена ответственность ст. 15.1 только за достоверность сведений, необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий. В ч. 2 статьи говорится о том, что если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий, то виновные лица должны возместить страховщику причиненный ущерб.

    Напомним, что в настоящее время действует еще и ст. 26.30 Федерального закона от 24.07.1998 № 125‑ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»3 , устанавливающая ответственность работодателей в части нарушения правил представления расчета по страховым взносам. Согласно ей, за нарушение порядка представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в форме электронных документов грозит штраф 200 рублей. За нарушение срока его представления – ​в размере 5% суммы страховых взносов за последние 3 месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый месяц с даты, когда он должен был быть представлен, но не более 30% от этой суммы и не менее 1000 рублей.

    С 01.02.2022 удержать денежные средства из заработной платы работника по исполнительным листам можно только таким образом, чтобы у работника осталась сумма прожиточного минимума для трудоспособного населения8 . Исключение составляют требования:

    • по взысканию алиментов9 ;
    • возмещению вреда жизни и здоровью;
    • в связи с потерей кормильца;
    • возмещению ущерба, причиненного преступлением.

    По общему правилу вопросы с остатком денежных средств в размере прожиточного минимума будут решаться с судебными приставами. Должнику следует написать заявление и указать счет, с которого нельзя списывать денежные средства в размере, превышающем прожиточный минимум. Но работодателям тоже полезно знать об этом нововведении, т. к. исполнительные листы очень часто попадают им в руки.

    Связанный материал На работника пришел исполнительный документ № 02 / 2018

    См. статью «На работника пришел исполнительный документ» в № 2’ 2018

    С 01.01.2022 немного изменятся правила оплаты дополнительного отпуска при производственной травме или профессиональном заболевании10 .

    Связанный материал Суды о предоставлении дополнительных отпусков № 08 / 2021

    См. статью «Суды о предоставлении дополнительных отпусков» в № 8’ 2021

    Согласно подп. 10 п. 2 ст. 17 Закона № 125‑ФЗ работодатель обязан предоставлять сотруднику, который нуждается в санаторно-курортном лечении из-за производственной травмы, профессионального заболевания, дополнительный оплачиваемый отпуск на весь период лечения, включая проезд к месту лечения и обратно.

    По новым правилам за 2 недели до даты начала допотпуска работодатель должен направить в ФСС РФ сведения о застрахованном лице, сведения из приказа о предоставлении отпуска, расчет размера оплаты отпуска, сведения о способе получения оплаты отпуска работником. Форма предоставления этих сведений будет утверждена дополнительно ФСС РФ.

    Сам отпуск оплачивается фондом в течение 2 рабочих дней с даты принятия решения об оплате в размере среднего заработка работника.

    С 01.03.2022 Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» дополнен ст. 13.2. Согласно ей работодатели обязаны обеспечить трудоустройство инвалидов в соответствии с установленной квотой12 :

    Связанный материал Квотирование рабочих мест для инвалидов № 08 / 2014

    См. статью с образцами документов «Квотирование рабочих мест для инвалидов» в № 8’ 2014

    • если работников более 100 человек, то квота составляет от 2 до 4% от среднесписочной численности работников;
    • если число работников от 35 до 100, то квота – ​до 3%.
    • Конкретный размер будет устанавливаться законом субъекта РФ.

      При определении среднесписочной численности работников не учитываются:

      • работники, занятые в филиалах и представительствах, расположенных в других регионах;
      • работники, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным и/или опасным.

      При этом филиалы и представительства должны соблюдать квоту отдельно по своей численности работников.

      Обязанность работодателя по соблюдению квоты будет считаться выполненной только при заключении трудового договора с инвалидом. Если до вступления в силу данных законодательных изменений изменений можно организовать рабочие места для инвалидов только в штатном расписании формально, то с марта следующего года нужно будет реально оборудовать рабочие места и трудоустраивать таких граждан. Обращаем внимание, что за несоблюдение квоты приема на работу инвалидов к административной ответственности по ст. 5.42 КоАП РФ могут привлечь должностное лицо работодателя. Штраф составит от 5000 до 10 000 рублей.

    Новая редакция раздела Х ТК РФ, который касается охраны труда, вступает в силу с 01.03.2022. Большинство изменений направлены на обеспечение безопасности рабочих мест и привлечение работников к реализации положений об охране труда. Выделим наиболее интересные новшества.

    1. Вводится запрет на работу в опасных условиях труда 4-го класса (новая статья 214.1 ТК РФ). Если по результатам спецоценки условия труда отнесены к 4-му классу опасности, руководитель работодателя обязан выполнить следующие действия, показанные в схеме.

    Президент России подписал Федеральный закон от 22.11.2021 № 337-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации». Поправки касаются электронного документооборота (ЭДО) в сфере трудовых отношений. Закон направлен на упрощение оформления кадровых документов. Как сказано в пояснительной записке, соискатель сможет подобрать себе работодателя из другого региона, дистанционно пройти собеседование и заключить трудовой договор.

    Обязанности перейти на ЭДО пока нет, каждый работодатель сможет решить этот вопрос по своему усмотрению. В случае перехода работодателям не нужно дублировать электронные документы на бумажном носителе. Все взаимодействие с работниками будет происходить в электронной форме при использовании электронных подписей.

    В электронном виде работник сможет знакомиться с внутренними документами работодателя, заключать трудовой договор, подавать заявления работодателю и пр. Заявления и уведомления, направленные работником через систему автоматизации документооборота (СЭД), будут считаться полученными работодателем на следующий рабочий день после их направления.

    Для внедрения ЭДО работодатель сможет использовать портал «Работа в России» или свою собственную информационную систему. Но ЭДО через портал «Работа в России» будет существенно проще и дешевле – ​для подписания документов будет достаточно ЭЦП, оформленной на портале госуслуг.

    Для перехода к ЭДО в первую очередь необходимо будет разработать локальный нормативный акт, в котором указать:

    • сведения об используемой системе ЭДО;
    • порядок доступа к ней;
    • перечень электронных документов и перечень категорий работников, в отношении которых осуществляется электронный документооборот;
    • дата введения ЭДО;
    • срок уведомления работников о введении;
    • сроки подписания работником электронных документов и (или) ознакомления с ними с учетом рабочего времени работника, периодичность такого подписания и ознакомления;
    • порядок проведения инструктажа работников (при необходимости);
    • исключительные случаи, при которых допускается оформление документов на бумажном носителе.

    Далее нужно будет уведомить каждого работника и получить письменное согласие на взаимодействие с ним через ЭДО. Если работник откажется, то придется продолжать оформление документов с ним в бумажной форме, причем безвозмездно. Однако законодатель рассчитывает, как и в случае с трудовыми книжками, в конце концов всех перевести в электронный формат. Поэтому сотрудники, принимаемые на работу после 31.12.2021 или не имеющие до этой даты трудового стажа, обязаны использовать ЭДО, их согласие получать не требуется.

    Работодатель должен будет использовать усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП) (в своей СЭД):

    1) при заключении трудовых договоров, договоров о материальной ответственности, ученических договоров, договоров на получение образования без отрыва или с отрывом от работы, при внесении в них изменений,

    2) а также при подписании приказов / распоряжений о применении дисциплинарных взысканий, уведомлений об изменении определенных сторонами условий трудового договора.

    Для подписания иных документов можно использовать усиленную неквалифицированную электронную подпись (УНЭП), выданную с использованием инфраструктуры электронного правительства.

    Если ЭДО ведется через портал «Работа в России», то во всех случаях можно будет использовать усиленную неквалифицированную электронную подпись.

    Согласно закону, работник сможет подписывать электронные документы следующими видами ЭЦП: УКЭП, УНЭП (выданная с использованием инфраструктуры электронного правительства или порядок проверки которой определяется соглашением сторон трудового договора), простая электронная подпись (если соглашением сторон трудового договора установлены правила определения лица, подписывающего электронный документ, подойдет не для всех документов).

    Если ЭДО будет внедрен с использованием системы «Работа в России», то работник также сможет использовать простую электронную подпись (если у него подтверждена учетная запись на портале госуслуг).

    Обратите внимание, что расходы на изготовление электронной подписи работнику (в случае ее отсутствия) будет нести работодатель.

    Добавим также, что большая часть изменений вступила в силу с момента опубликования федерального закона (22.11.2021), часть – ​с 1 сентября 2022 года (касающаяся использования портала «Работа в России»13), и еще часть – ​с 1 марта 2023 года.

    Кстати, одно из изменений, уже вступивших в силу — приказ о приеме на работу становится не обязательным документом. Прием на работу, согласно ст. 68 ТК РФ теперь может оформляться только трудовым договором. Правда, мы бы не рекомендовали торопиться отказываться от приказа, ведь в трудовую книжку (и СЗВ-ТД) запись вносится на основании приказа

    В заключение отметим, что о ряде других изменений, которые вступят в силу в начале года, мы писали в новостях журнала. Например, мы рассказывали, что с 01.01.2021 работодателям придется указывать сведения о вакансиях на платформе «Работа в России».

    В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

    • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
    • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
    • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
    • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
    • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

    Каждая крупная организация обязана соблюдать квоту по приёму на работу сотрудников с инвалидностью. Это необходимо, чтобы инвалиды не были ущемлены в своих трудовых правах.

    Квота для приёма в организацию людей с ограниченными возможностями зависит от среднесписочной численности работников (СЧР):

    23.11.2021 Обычная важность


    Законом Краснодарского края от 3 ноября 2021 г. №4563-КЗ внесены изменения в Закон Краснодарского края «О квотировании рабочих мест в Краснодарском крае» (вступил в силу 14 ноября 2021 г., за исключением пунктов 1 и 3 статьи 1, вступающих в силу с 1 марта 2022 г.)

    30.06.2021 Обычная важность


    С 1 июля 2021 года вступает в силу Федеральный закон от 28.06.2021 № 291 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации о занятости населения в Российской Федерации» и статью 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

    В 2008 году в центры занятости обратились 256 190 людей с инвалидностью, из них получили работу 87 299 человек, или 34%. А через десять лет обратились 159 174 человека, а работу получили 90 936 человек, или 57%. Можно заметить, что с каждым годом в центры занятости обращается всё меньше людей. И хотя процент тех, кто находит работу, растет, в абсолютных числах ситуация почти не меняется.

    Рассказывает Анастасия Филиппова, владелица сети ресторанов быстрого питания «Шаурмания»

    Когда говорят о людях с инвалидностью, смотрят на этот вопрос очень однобоко: предприниматели плохие, надо брать их на работу, а они не берут.

    Круг моего общения состоит из одних предпринимателей, и я не слышала ни об одном человеке с инвалидностью в штатах их компаний. И дело не в том, что никто не хочет их брать, а в том, что у нас нет культуры общения с такими людьми.

    Например, мой ребенок смотрит французский мультфильм, в котором есть двое львят-близнецов, и один из них в инвалидной коляске. А у нас же тему инвалидности избегают, от людей с инвалидностью шарахаются в прямом смысле. Поэтому если в кругу близких появился такой человек, с этим смиряются, а добровольно вводить их в свою жизнь никто не хочет.

    Когда я в 2016 году открыла массажный салон со слепыми мастерами, которые прошли обучение в профессиональных учебных заведениях страны, я чего только не наслушалась о сотрудниках и салоне. Бывало, что клиенты записывались на массаж, а когда узнавали, что мастера слепые, уходили посреди сеанса. Иногда пытались дать что-то вроде помощи или милостыни: «Вот, возьмите пятьсот рублей хотя бы». Но никому этого не нужно.

    министерства труда и социального развития Краснодарского края

    Выберите шрифт Arial Times New Roman

    Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой

    • —Черным по белому
    • —Белым по черному
    • —Темно-синим по голубому
    • —Коричневым по бежевому
    • —Зеленым по темно-коричневому

    Закрыть панель Вернуть стандартные настройки

    В перечень основных понятий в ст. 209 ТК РФ добавлен термин «опасность». Это потенциальный источник возникновения ущерба для жизни или здоровья работника. Им могут быть производственное или офисное оборудование, технологические операции, применяемые сырье и материалы, которые сотрудник использует во время работ.

    Рабочее место в новой трактовке ст. 209 ТК РФ – это не просто локация для выполнения трудовых функций, оно должно отвечать установленным государством требованиям. Их установит Минтруд России.

    Введена новая статья – 209.1, в которой сформулированы основные принципы обеспечения безопасных условий труда: предупреждение, профилактика опасностей и минимизация повреждения здоровья работников. Акцент теперь должен быть сделан на предупреждение опасностей на производстве и минимизацию повреждения здоровья работников, а не их предотвращение по факту.

    Это превентивно-профилактическая модель обеспечения безопасности работников на производстве и осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны труда. То есть приоритетное внедрение и развитие системы предупреждения производственного травматизма и профзаболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников.

    В статье 214.1 ТК РФ установлен прямой запрет на работу в опасных условиях.

    Если по результатам спецоценки работу сотрудников признают опасной (4-й класс), то работодателю необходимо приостановить ее выполнение. Затем основания отнесения к опасному классу нужно устранить по разработанному плану мероприятий. При его составлении нужно учесть мнение первичной профсоюзной ячейки (при наличии на предприятии), копию плана следует направить в ГИТ.

    Возобновить работы можно только после получения результатов повторной спецоценки, которая подтвердит снижение уровня опасности. До снижения с опасного класса условий труда у работодателя есть два варианта действий – предоставить сотрудникам другую работу или сохранить на время простоя должности и среднюю зарплату (ст. 216.1 ТК РФ).

    Однако данный запрет не действует, например, в отношении работ по устранению последствий чрезвычайных ситуаций, а также на отдельные виды работ, перечень которых утверждает Правительство РФ.

    Правительства Хабаровского края

    Структурированы основные процедуры управления работодателем охраной труда с уточнением прав и обязанностей участников отношений. Одна из целей – снижение избыточных затрат работодателей в сфере охраны труда.

    Работодатели смогут вести документооборот по охране труда в электронном виде. При проверке ГИТ придется предоставлять инспектору доступ к базам электронных документов по охране труда (ст. 214.2 ТК РФ). Поправки делают абсолютно законными видеонаблюдение, аудиоконтроль и другие виды дистанционного контроля за выполнением работ в целях производственной безопасности, а также последующее хранение полученных записей. Однако об установке на рабочих местах видеокамер, микрофонов и другого записывающего оборудования необходимо проинформировать сотрудников. Отметим, что дистанционная фиксация рабочих процессов и электронный документооборот по охране труда сейчас предусмотрены для ряда видов деятельности отдельными правилами.

    Право работника знать, в каких условиях он работает, с какими профессиональными рисками сталкивается, положены ли ему средства защиты и какие-либо компенсации, а также установлены ли на его рабочем месте видеокамеры и прочие устройства дистанционного контроля, закреплено ст. 216.2 ТК РФ.

    В дополнение к имеющемуся списку обязанностей работодателя в сфере охраны труда вводятся такие:

    • регулярное улучшение условий труда, постоянная готовность к локализации (минимизации) и ликвидации возможных последствий профессиональных рисков;
    • систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценка;
    • разработка мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценка уровня профрисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;
    • при приеме на работу инвалида или в случае признания работника инвалидом – создание для него условий, в том числе производственных и санитарно-бытовых, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;
    • согласование мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников при производстве работ на чужой территории;
    • кроме навыков обращения с СИЗ, работникам необходимо организовывать: инструктажи по охране труда; обучение по оказанию первой помощи пострадавшим; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ; стажировки на рабочем месте для определенных категорий персонала (ст. 219 ТК РФ). Актуальные правила обучения по ОТ и требования к учебным программам закреплены новым порядком. Важное нововведение – системный мониторинг в рамках СОУТ и оценки профрисков, который должен осуществляться работодателем в случае выявления вредного производственного фактора либо любой опасности, угрожающей жизни или здоровью работников предприятия.

    Также закон устанавливает массу новых обязанностей для работников: соблюдать требования охраны труда, правильно использовать СИЗ; проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда; немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае на производстве или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления); проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медосмотры, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных законами, лично участвовать в обеспечении безопасных условий труда на своем рабочем месте в пределах выполнения своей трудовой функции, следить за исправностью используемых оборудования и инструментов и так далее (ст. 214 ТК РФ).

    Расширяется право работника на получение информации об условиях и охране труда на его рабочем месте, о профриске и его уровне, мерах защиты, гарантиях и так далее. Если спецоценка выявила опасные условия, работодатель сразу же должен сообщить об этом работнику.

    Минтруд России подготовил проект нового примерного перечня по предотвращению случаев повреждения здоровья работников. Он вступает в силу с 1 марта 2022 года и будет действовать до 1 марта 2028 года. Приложение к этому документу содержит рекомендации Минтруда по его применению. Сам примерный перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников включает 4 блока мер:

    • организационные;
    • технические;
    • по обеспечению СИЗ;
    • лечебно-профилактические и санитарно-бытовые.

    Новый перечень должен будет заменить действующий перечень мероприятий, который утвержден Приказом Минтруда от 01.03.2012 № 181н.

    Многие надзорные ведомства переходят к риск-ориентированному контролю и надзору, смысл которого полноценно раскрывается, когда снижается излишняя нагрузка на «законопослушный» бизнес и, наоборот, начинается более детальный анализ деятельности организаций, которые экономят силы и средства на выполнении требований законодательства. Модернизация и автоматизация систем управления охраны труда прочно входят в повседневную жизнь многих организаций, а огромное количество программных продуктов и сервисов позволяет реализовать различные методы оценки профессиональных рисков и снизить нагрузку на рядовых специалистов.

    Основной задачей изменений станет переход к риск-ориентированному направлению в сфере охраны труда. Это направление подразумевает под собой максимально индивидуальный подход, максимальную персонализацию политики в области охраны труда. Работодатель будет обязан учитывать риски на каждом конкретном рабочем месте и создавать безопасные условия для работников с учетом этих особенностей.

    Каждый работодатель должен обеспечивать безопасность труда работников, руководствуясь двумя принципами: предупреждение и профилактика опасностей; минимизация урона, угрожающего здоровью персонала (ст. 209.1 ТК РФ). Это значит, что, помимо профилактических мер, направленных на устранение вредных производственных факторов, следует разработать комплекс мер, направленных на локализацию и ликвидацию возможных последствий их воздействия.

    Оценку профессиональных рисков необходимо проводить не только для уже действующих производственных процессов, но и перед вводом в эксплуатацию производственных объектов и вновь организованных рабочих мест (ст. 214 ТК РФ). Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению будут утверждены Минтрудом РФ (ст. 218 ТК РФ).

    Также работодателей обязывают систематически проводить мероприятия по выявлению опасностей. Для этого нужно будет обнаруживать, распознавать и описывать опасности, в том числе их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профессиональными рисками. Существующие опасности будут обнаруживаться, распознаваться и описываться в рамках четырех типов процедур: контроль за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах; расследование несчастных случаев на производстве; расследование профзаболеваний; расследование производственных микроповреждений (микротравм). Методы оценки рисков следует выбирать с учетом актуальных рекомендаций Минтруда.

    Он уже разработал проект «Рекомендаций по выбору метода оценки уровня профессионального риска и по снижению уровня такого риска» в целях «оказания методической и практической помощи руководителям и специалистам по охране труда организаций, представителям профсоюзов и другим лицам, заинтересованным в создании системы управления профессиональными рисками как обязательного элемента системы управления охраной труда у работодателя, в соблюдении обязательных требований». Рекомендации содержат критерии, которыми работодатель может руководствоваться при выборе методов оценки уровня профессиональных рисков, процесс и этапы этого выбора, а также примеры оценочных средств.

    Один из ключевых и эффективных способов предотвращения последствий от правонарушений – внедрение системы внутреннего контроля или режима самоинспектирования (применяется при контроле финансовой деятельности работодателя).

    Новая редакция ст. 22 ТК РФ предоставляет работодателю право «проводить самостоятельно оценку соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (самообследование)». Это новая форма самопроверки. Работодатель сможет самостоятельно оценить, насколько хорошо на предприятии соблюдаются нормы трудового законодательства, ориентируясь на утвержденные Рострудом чек-листы.

    Если по результатам самообследования компания получит высокую оценку, она может принять и направить в Роструд декларацию соблюдения обязательных требований. Срок действия декларации – от одного до трех лет с момента регистрации. Но если во время внеплановой проверки инспектор ГИТ выяснит, что работодатель нарушает требования охраны труда, документ аннулируют.

    Работодатели станут более самостоятельными в решении вопросов охраны труда.

    Структуру и численность работников службы охраны труда определяет работодатель с учетом рекомендаций Роструда (ст. 223 ТК Ф). Необходимое количество специалистов по охране труда рассчитывается согласно Постановлению Минтруда России от 22 января 2001 года № 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях». При отсутствии в организации службы охраны труда или специалиста по охране труда их функции выполняет сам работодатель либо уполномоченный на это сотрудник. Также работодатель вправе пригласить стороннюю организацию, которая оказывает услуги в области охраны труда и имеет соответствующую аккредитацию.

    Изменениями предусмотрена деятельность комитетов по охране труда (ст. 224 ТК РФ). Они создаются по решению работодателя или персонала. Их работа направлена на взаимодействие руководителя и сотрудников по соблюдению требований охраны труда, предупреждение травматизма и профзаболеваний, а также осуществление проверок и информирование штата о результатах.

    С 1 сентября 2021 года для всех специалистов по охране труда изменятся квалификационные требования к уровню образования и опыту работы. Новый профстандарт введен Приказом Минтруда России от 22.04.2021 № 274н.

    Минтруд уже разработал рекомендации по организации работы службы охраны труда, структуре и численности службы, которые предлагают использовать с 1 марта 2022 года вместо действующих рекомендаций и нормативов численности (Постановление Минтруда России от 8 февраля 2000 года № 14). Даны советы по основным направлениям деятельности этой службы: по проведению спецоценки, выявлению опасностей, управлению профессиональными рисками и т. д. По каждому направлению закрепят нормативы численности сотрудников. Документ проходит публичное обсуждение.

    Для II группы показателем является отклонение от нормы в 70-80%. Человек в состоянии совершать простые действия (в том числе прибегая к спецсредствам или помощи иных лиц). Он работает, несмотря на физические или психические отклонения, но в особых условиях. Среди заболеваний:

    • каловый свищ;
    • хроническая легочная недостаточность или отсутствие одного легкого;
    • необратимое ухудшение зрения;
    • цирроз печени;
    • психические заболевания;
    • дефекты черепа;
    • паралич ног.

    Скачать полный список заболеваний на инвалидность II группы

    Установлено, в каком случае квота по приему инвалидов считается выполненной

    Бывает нелегко по внешним признакам отличить здоровых от инвалидов III группы. Граждане с этой группой вправе работать, поскольку показатели потери функций составляют 40-60%.

    К заболеваниям для присвоения III группы инвалидности относятся:

    • рак в начальной стадии;
    • отсутствие одного глаза;
    • птоз одного глаза (постоянный, сохраняющийся после лечения);
    • двусторонняя глухота;
    • дефекты челюсти при отсутствии способности жевать;
    • дефекты лица, устранимые только путем хирургического вмешательства;
    • дефекты костей черепа;
    • паралич кисти, одной из конечностей, вызывающий гипотрофию мышц;
    • наличие инородного предмета в головном мозге после травмы;
    • установка инородного тела в область сердца (кардиостимулятор, искусственный клапан);
    • ампутация кисти, одного или нескольких пальцев;
    • одна почка или легкое.

    Существующее Постановление Правительства РФ №95 от 20.02.2006 г. утверждает порядок признания лица инвалидом. Однако в настоящее время действует Временный порядок этой процедуры, утвержденный в связи с пандемией коронавируса постановлением Правительства РФ №1697 от 16.10.2020 г.

    В этом Временном порядке установлено следующее:

    • медико-социальная экспертиза (ВТЭК или МСЭ) в целях установления группы инвалидности, установления категории «ребенок-инвалид», установления причин инвалидности, времени ее наступления и срока проводится государственными медицинскими учреждениями в заочном порядке;
    • если инвалидность присваивается впервые, медицинская организация указывает в направлении на экспертизу все необходимые данные о состоянии здоровья, степень нарушения функций организма и т.д.;
    • решение о присвоении инвалидности впервые принимается на основании данных, содержащихся в направлении;
    • установление и продление инвалидности осуществляется без личного визита гражданина и составления письменного заявления;
    • инвалидность продлевается на 6 месяцев и устанавливается с даты, до которой была присвоена инвалидность в прошлый раз;
    • детям-инвалидам, достигшим в период действия Временного порядка совершеннолетия присваивается группа инвалидности на основании медицинских документов (заключения МСЭ).

    Как продлить инвалидность после 1 октября 2021 года? Продление осуществляется автоматически, ничего дополнительно делать не нужно.

    Уже летом появились новости о том, что осенью последует автоматическое продление инвалидности на 2022 год в связи с коронавирусом, что логично, учитывая продолжающуюся пандемию и низкий процент вакцинации в стране.

    Сейчас уже понятно, как будет проходить МСЭ после 1 октября 2021 года. Последние новости – ничего не изменится, продлен заочный или проактивный порядок проведения экспертизы. То есть, личное посещение и предоставление дополнительных материалов не предусмотрено, сейчас все документы направляются государственными органами в рамках межведомственного взаимодействия, пенсия назначается Пенсионным фондом также автоматически. ПФР также направляет медицинским учреждениям список инвалидов, которым необходимо переоформление.

    У гражданина сохраняется право контроля за этими действиями и обжалования решений госорганов, вынесенных не в его пользу.

    Как уже говорилось, есть Постановление об утверждении Временного порядка признания инвалидом.

    Срок действия Временного продлевает до 1 марта 2022 года Постановление Правительства РФ №1580 от 21 сентября 2021 года. До какого числа продлевается действие Временного порядка – пока до 1 марта 2022 года. То есть, до 01.03.2022 г. инвалидность будут присваивать и продлевать (если наступил срок освидетельствования в этот период) автоматически. Заочное продление производится на полгода с дня, до которого была изначально установлена инвалидность. Медицинские организации и Пенсионный фонд уже уведомлены отдельно о продлении.

    Таким образом, если срок продления выпадает на период до 01.03.2022 г., обращаться в бюро МСЭ не нужно, все необходимые действия будут совершены автоматически на основании имеющихся данных.

    Это вся законодательная база о продлении и проактивном, заочном порядке проведения экспертизы. Не существует закон о продлении инвалидности в упрощенном порядке, отдельный законодательный акт по этому поводу не принят, эти правоотношения регулируются подзаконными актами. Однако и Указ Путина с этой целью не подписывался, указы президента устанавливают обычно единовременные и периодические выплаты, меры соцподдержки и т.д. Порядок действия госорганов утверждается постановлениями Правительства или приказами соответствующих ведомств.

    Работает ли закон о квотах на рабочие места для инвалидов

    Если в компании работает лицо с установленной группой инвалидности, работодателю необходимо проконтролировать, отвечают ли условия труда такого сотрудника его ИПРА и требованиям закона.

    Таблица №1. Особенности трудового договора с инвалидом.

    Первая особенность
    Вторая особенность
    Третья особенность
    Четвертая особенность
    Продолжительность рабочего времени. Очень часто инвалиды получают право на сокращенный рабочий день. Например, согласно ст. 92 ТК РФ работники, которые имеют 1 или 2 категорию инвалидности, не должны работать более 35 часов в неделю. Однако в индивидуальной программе может быть предусмотрено и меньшее число рабочих часов. Для инвалидов 3 группы подобных льгот ТК РФ не устанавливает, однако сокращенный рабочий день вполне может быть рекомендован в ИПРА. Оплата труда. Работник сохраняет право на «стандартную» для своей должности заработную плату. Сокращение рабочего дня для сотрудника с инвалидностью – это норма. Размер оклада или тарифной ставки при таких обстоятельствах не меняется. Период отпуска. Инвалид имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 дней. И в данном случае категория инвалидности не важна – дополнительные дни отдыха положены всем трудящимся с ограниченными возможностями. Эта гарантия закреплена в ст. 23 ФЗ №181. Кроме этого, работающие инвалиды могут получить до 60 дней неоплачиваемого отпуска. Возможность привлечения к сверхурочному труду, а также к труду в ночное время суток. Работники с инвалидностью не должны привлекаться к подобным работам, если они не дали на это свое согласие.

    Инвалидность и работа в России вещи совместимы, что определяется в соответствии с Законом №181-ФЗ от ноября 1995 года «О соцзащите инвалидов в РФ». Также для людей с особенностями в развитии и в здоровье предусмотрен Трудовой Кодекс РФ, положения которого распространены на них в полной мере.

    В соответствии с законодательством инвалидами признаются лица с нарушениями здоровья — врожденными или приобретенными, что привело к ограниченной дееспособности или полной недееспособности. На данный момент выделяют 3 группы инвалидности:

    • первая — степень нарушения здоровья составляет 90-100%;
    • вторая — нарушения на уровне 70-80%;
    • третья — от 40% до 60%.

    Льготы для предприятий, где работают инвалиды, полностью зависят от группы инвалидности работника с ограниченными возможностями.

    Важно! Условия для трудоустройства и последующей деятельности на предприятии должны быть созданы с учетом возможного принятия работника-инвалида.

    Для каждого работодателя, который принимает в штат сотрудников с ограниченными возможностями, предусмотрены соответствующие квоты.

    Так, если в числе работников не более 100 человек (но не менее 35 человек), численность рабочих с ограниченными возможностями должна составлять всего 3% от общего числа. При наличии трудоустроенных граждан более 100 человек доля работников с инвалидностью должна составлять 2-4%.

    При этом во время расчета квоты все рабочие места с вредными и опасными для здоровья условиями не учитываются. В отношении общественного объединения инвалидов квоты не действуют.

    Инвалиды, у которых имеется 2 и 3 группа инвалидности могут работать на предприятиях в соответствии со статьей 20 ФЗ-№181 от ноября 1995 года «О защите прав инвалидов». Дополнительно используются следующие законодательные акты, которые регулируют, как работодатели должны принимать людей с ОВЗ на работу:

    • статья 64 ТК РФ — работодатели должны ориентироваться при приеме на работу граждан с ограниченными возможностями на деловые качества и знания;
    • статья 160 ТК РФ — при необходимости инвалида переводят на другую должность, которая соответствует условиям, указанным в ИПР (индивидуальной программе реабилитации), или просто имеет сниженные нормативы и требования;
    • статья 178 ТК РФ — инвалид не может попасть под увольнение или сокращение, в случае полученного увечья его переводят на другую должность.

    [1]

    Инвалидность и работа по Трудовому Кодексу вещи совместимы, поэтому людям с наличием особенного статуса опасаться не за что. Тем более, что работодатели охотно берут таких рабочих, поскольку предлагаются различные льготы организациям и компания при трудоустройстве инвалидов.

    Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2021 году

    Меры поддержки инвалидов со стороны государства могут носить самый разнообразный характер. Если инвалид способен работать и у него есть желание, то он может устроиться на работу. При этом нормативные акты обязывают организации при определенных условиях осуществлять квотирование рабочих мест для инвалидов, то есть выделять в штатном расписании места для данных людей.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *