Как утилизировать автомобиль по программе утилизации в 2022 году

Автор: | 15.12.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как утилизировать автомобиль по программе утилизации в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Утилизация авто в России – закрепленный в нормативных документах процесс, который регулируется определенными условиями и требованиями к авто и его собственнику:

  • длительностью срока владения транспортным средством;
  • нахождением в безраздельном владении: не в лизинге и не закредитовано;
  • маркой и годом выпуска: они есть в списке авто, для которых утилизация предусмотрена.

В СМИ есть утверждения, со ссылкой на достоверные источники, о намеченных изменениях в программе, но точных сведений о характере трансформаций не приводится, все на уровне гипотез и предположений. Говорят, что может быть повышен утилизационный сбор, расширен список подлежащих процессу, об изменении самого процесса (введении дополнительных пунктов в условия). Предлагается узнавать обо всем в дилерском центре, дислоцированном по месту проживания. Предусмотрен единый список требований, условия утилизации автомобилей не зависят от его видовой принадлежности – легковое, грузовое, спецтехника или прицеп.

Программа утилизации – несомненно важный аспект для каждого государства с развитой инфраструктурой и обилием транспортных средств, которые с течением времени теряют эксплуатационные свойства, создавая проблему для экологии. Запуск и применение этого мероприятия помогают:

  • устранить дефицит в деталях для еще находящихся в эксплуатации (целый ряд запчастей в хорошем состоянии пускаются в реализацию, особенно дефицитные проходят восстановление);
  • освободить парковочные места для рабочих ТС;
  • получить (в некоторых случаях) скидку на приобретение другого авто;

Подробные разъяснения можно найти на официальном сайте Гарант Ру и Госуслугах. Все это – неоспоримые бонусы для трех сторон – государства, которому выплачивается утилизационный сбор, автовладельца, избавляющегося без проблем от хлама и получающего скидку на новый, и дилера, получающего бонусы от государства в виде снижения налогового обременения, новых клиентов и предмет для продажи с целью получения прибыли.

Правила утилизации автомобилей в 2022 году в России могут быть пересмотрены по нескольким направлениям. Нововведения коснутся:

  • усложнения системы: специфика мероприятия может определяться большим количеством бюрократических препон и специфики для каждой отдельной разновидности ТС;
  • индексации сборов и коэффициента, применяемого в расчетах;
  • базовая ставка останется неизменной, а вот специальный коэффициент планируется увеличить;
  • есть вероятность создания специальных площадок для проведения утилизации и перенесения процесса из дилерских центров

Информация в СМИ и на специальных сайтах подается в виде предположений, со ссылкой на январские заявления, сделанные в начале текущего года. Относительно недавно появился обновленный вариант списка марок, от которых можно избавиться и рекомендованных расценок. В нем фигурируют не только российские, но и корейские, японские, французские, немецкие, чешские авто.

Пока неизвестно, до какого числа проводится утилизация, поэтому нужно заблаговременно позаботиться о том, чтобы стать ее участником. Для этого придется пройти через несколько этапов и каждый из них может потребовать затрат – временных или финансовых. Если заняться этим своевременно, можно пройти через все этапы, не торопясь и не нервничая:

  • отправиться в отделение ГИБДД вместе с документами – техпаспортом и свидетельством со станции техосмотра и снять авто с официального учета;
  • узнать адрес дилерского центра и съездить туда со всеми необходимыми документами;
  • сдать авто на утилизацию, получить компенсацию и купить новое авто со скидкой, если есть такое намерение.

Список документов, необходимых автовладельцу для визита в дилерский центр: паспорт гражданина РФ, заверенную копию техпаспорта автомобиля, бумаги, полученные при посещении ГИБДД: карта чета с отметкой, свидетельство о снятии с учета, отметка в ПТС.

Остальное уже находится в компетенции дилера, если будут созданы спецплощадки для этого, то придется посетить и еще одно место, а затем отправиться за покупкой по другому адресу.

Утилизация автомобилей в 2022 году в России

Помимо того, что владельцы транспортных средств задаются вопросом — как утилизировать автомобиль в 2022 году, многие также интересуются, будет ли вообще работать эта программа в следующем году. Чтобы полностью на него ответить, следует рассмотреть обращение правительства РФ по этому поводу.

Учитывая, что правительство Российской Федерации на данный момент пытается внести коррективы в сфере утилизации автомобилей, можно с уверенностью предположить, что мероприятие будет действовать, более того, его также активно будут развивать и контролировать по всем направлениям, включая вопросы индексации и изменения условий самой процедуры утилизации.

На сегодняшний день любой владелец автомобиля, при желании купить новое транспортное средство, также может воспользоваться процедурой утилизации старого авто, просто сдав его в автосалон, в котором он будет покупать новое транспортное средство.

При этом, клиенту необходимо будет оплатить утилизационный сбор, в размере 20 000 рублей (на 2021 год) для легковых автомобилей.

А для владельцев ТС с прицепом, придется выложить 150 000 рублей. Учитывая, что ставки будут повышаться в следующем году, лучше постараться пройти утилизацию в этом.

Нововведения в сфере утилизации старых ТС затрагивают не только сам утилизационный сбор на автомобили, но также могут коснуться самой специфики проведения мероприятия. По данным из разных источников, предполагается, что система не будет упрощена, а, наоборот, может приобрести более сложный технический характер в плане бюрократии.

Основным параметром, который будет изменен (предположительно), является система индексации сборов.

Также, возможно, будет изменен коэффициент, который используется в расчёте взимаемой суммы. Сама формула, по которой считается сбор на утилизацию, выглядит следующим образом: базовая ставка (регламентированная правительством РФ), умноженная на специальный коэффициент. Как раз последняя часть и будет изменяться в сторону увеличения.

В сфере плана самого проведения утилизации какой-либо конкретики по вносимым изменениям не имеется. Но также можно ожидать, что процесс будет утилизации будет осуществляться не в дилерских центрах, а на спецплощадках. Такое предположение основывается на планах правительства, оглашенных в январе 2021 года. Однако, доподлинно не известно, будут ли такие изменения применены в действительности, и сколько стоит утилизация автомобиля в 2022 году.

Как и любая другая процедура, утилизация имеет ряд условий, позволяющих регулировать сам процесс и пользу от него для клиентов дилерских центров и самих дилеров. Ряд основных условий:

  1. Владелец автомобиля должен им владеть длительное время перед утилизацией.
  2. Транспортное средство должно быть полностью оплачено (не находится в кредитных обязательствах).
  3. Машина не должна быть в лизинге, а целиком и полностью принадлежать своему владельцу.
  4. Машина должна подпадать под список транспортных средств, для которых предусмотрена утилизация авто.

Эти требования обязательны для соблюдения и выполнения.

Даже если одно из них не будет выполнено, то утилизация машины будет фактически невозможной. В 2022 году эти условия могут измениться, также, вполне возможно, будут введены новые, дополнительные пункты. Об этом всегда можно будет узнать в дилерском центре в любом городе.

Также существует и ряд требований, которые необходимо соблюдать, для успешного прохождения утилизации своего транспортного средства. Основные из них:

  • Если автомобиль сдается на утилизацию по системе «Trade-In», у него должен быть один владелец в течение 10 последних месяцев.
  • Если транспортное средство идет в утилизацию по стандартизированной программе, то владеть им должен один человек, причем в течение 6 последних месяцев.
  • Машина не должна быть оформлена под лизинговые услуги.
  • Автомобиль не должен находиться в рамках любых кредитных обязательств или иных ситуаций, которые могут потребовать его возвращения или перепродажи, а также передачи прав владения.

Это требования ко всем автомобилям, вне зависимости от того, легковое ли это транспортное средство, спецтехника или грузовой автомобиль с прицепом.

Если утилизация будет проводиться в 2022 году, то обо всех изменениях в этом аспекте лучше всего узнать в самих дилерских центрах, или на сайте «Минпромторга», который также является одним из основных регуляторов данной процедуры. Также, свежая информация по этому поводу всегда доступна на нашем сайте.

Список транспортных средств, которые будут подпадать под утилизацию достаточно большой, но основные модели приведены в списке ниже, также, как и суммы компенсаций за сдачу авто дилеру на утилизацию:

  • «Альфа Роме» — 50 000;
  • «Датсун» — 70 000;
  • «Ситроен» — 50 000;
  • «Форм» — 200 000;
  • «Киа» — 75 000;
  • «Шкода» — 130 000;
  • «Рено» — 50 000;
  • «Вольксваген» — 90 000;
  • ВАЗ — 90 000;
  • ГАЗ — 350 000;
  • УАЗ — 120 000;
  • «Пежо» — 50 000;
  • «Мазда» — 95 000;
  • «Ниссан» — 100 000;
  • «Опель» — 140 000;
  • «СсангЙонг» — 120 000;
  • «Хёндай» — 50 000;
  • «Мицубиши» — 75 000.

Суммы приведены в рублевом эквиваленте и обозначают, на какую сумму компенсации владелец сможет рассчитывать при покупке нового авто, сдав старое транспортное средство по программе утилизации.

Размер скидки на покупку также может быть изменён в 2022 году. Сама утилизация автомобилей, цена услуги, а также список авто могут быть дополнены или изменены по решению правительства Российской Федерации. Конкретные параметры изменений и информации, каких именно аспектов они коснутся, стоит ожидать в конце 2021 года, по аналогии с предыдущими периодами.

Также возможно, что никаких изменений не будет, в связи с жесткой обстановкой из-за санкционных проблем и в сфере ввоза новых автомобилей на территорию страны.

Утилизация автомобилей в 2022 году

Чтобы пройти процедуру утилизации, владельцу транспортного средства необходимо:

  1. Посетить отделение ГИБДД, и процедурно снять свой автомобиль с официального учета дорожной службы. Необязательно даже везти сам автомобиль, достаточно будет документов на него, технического паспорта и свидетельства о прохождении ТО.
  2. Приехать в дилерский центр.
  3. Предоставить: паспорт гражданина Российской Федерации, принадлежащий владельцу ТС, заверенную копию паспорта на транспортное средство (где будет указано, что машина находится во владении обратившегося лица не менее 6 месяцев), копия или оригинал акта, подтверждающего договор об утилизации автомобиля в дилерском центре.
  4. Также необходимо предоставить один из трех документов, которые будут подтверждать, что владелец снял авто с учета в ГИБДД: отметка в ПТС, свидетельство о снятии, карта учета ТС со штампом ГИБДД и подтверждением того, что ТС снято с учета владельцем.

Все остальные процедуры дилеры берут на себя, владельцу только остается дождаться конца мероприятия, получить компенсацию на новое авто и приобрести транспортное средство у того же дилера.

Утилизация автомобиля — это его безопасное уничтожение. При изготовлении автомобиля используются различные материалы: металлы, пластики, стекло, технические жидкости. Если автомобиль просто «выбросить на помойку», то со временем вредные вещества попадут в почву и атмосферу.

Утилизация транспортного средства предусматривает его безопасную переработку. Сотрудники специальной организации (утилизационного пункта) разбирают автомобиль, сортируют материалы и отправляют их на дальнейшую переработку.

Программа утилизации впервые заработала в России в 2010 году и повторно введена в 2014 году. Суть ее заключалась в том, что при сдаче старого автомобиля на утилизацию, автовладелец получал скидку в размере 50 000 рублей на покупку нового автомобиля. При этом скидка компенсировалась за счет государства.

К сожалению, мне не удалось найти нормативный правовой документ, который регламентирует правила проведения программы утилизации в 2022 году, поэтому более подробной информации о действующих условиях участия дать не могу. Если Вам известен документ, регламентирующий данный вопрос, прошу написать его реквизиты в комментариях к данной статье.

Как и любая другая процедура, утилизация имеет ряд условий, позволяющих регулировать сам процесс и пользу от него для клиентов дилерских центров и самих дилеров.

Ряд основных условий:

  • Владелец автомобиля должен им владеть длительное время перед утилизацией.
  • Транспортное средство должно быть полностью оплачено (не находится в кредитных обязательствах).
  • Машина не должна быть в лизинге, а целиком и полностью принадлежать своему владельцу.
  • Машина должна подпадать под список транспортных средств, для которых предусмотрена утилизация авто.

Также существует и ряд требований, которые необходимо соблюдать, для успешного прохождения утилизации своего транспортного средства.

Основные из них:

  • Если автомобиль сдается на утилизацию по системе «Trade-In», у него должен быть один владелец в течение 10 последних месяцев.
  • Если транспортное средство идет в утилизацию по стандартизированной программе, то владеть им должен один человек, причем в течение 6 последних месяцев.
  • Машина не должна быть оформлена под лизинговые услуги.
  • Автомобиль не должен находиться в рамках любых кредитных обязательств или иных ситуаций, которые могут потребовать его возвращения или перепродажи, а также передачи прав владения.

Это требования ко всем автомобилям, вне зависимости от того, легковое ли это транспортное средство, спецтехника или грузовой автомобиль с прицепом.

Программа утилизации автомобилей в 2022 году: будет ли

Однако, помимо множества преимуществ, программа утилизации, запанированная на 2022 год также имеет и традиционные сборы, которые удерживаются с владельцев ТС.

Важно! утилизационный сбор на автомобили в 2022 году в Российской Федерации планируется поднять на 10-15%. Правительство рассматривает вариант поднятия в 2022 году утилизационного сбора для легковых автомобилей с 20 000 рублей до 25 000 рублей и для прицепов с 150 000 до 187 500 рублей.

Нововведения в сфере утилизации старых ТС затрагивают не только сам утилизационный сбор на автомобили, но также могут коснуться самой специфики проведения мероприятия. По данным из разных источников, предполагается, что система не будет упрощена, а, наоборот, может приобрести более сложный технический характер в плане бюрократии.

Вероятнее всего, в 2022 году будет изменен коэффициент, который используется в расчёте взимаемой суммы. Сама формула, по которой считается сбор на утилизацию, выглядит следующим образом: базовая ставка (регламентированная правительством РФ), умноженная на специальный коэффициент. Как раз последняя часть и будет изменяться в сторону увеличения.

Чтобы воспользоваться преимуществами услуги trade-in и обменять свой старый автомобиль на новый, следует придерживаться ряда требований:

  • Являться собственником автомобиля, либо иметь доверенность с правом продажи транспортного средства;
  • Сдаваемый на трейд-ин автомобиль должен быть «беспроблемным», то есть, не находится в аренде, под залогом или арестом суда;
  • Основное требование к утилизируемой машине — машина должна быть в нормальном состоянии + отсутствие серьезных повреждений экстерьера.

Список документов, которые следует иметь при себе для продажи машину автосалону:

  • Паспорт продавца (доверенного лица или собственника транспортного средства);
  • Доверенность, предполагающая возможность продажи машины (если не являетесь владельцем автомобиля;
  • Паспорт транспортного средства (ПТС);
  • Свидетельство о регистрации (актуально, если автомобиль еще не снят с учета).

Причин, по которым может потребоваться утилизация автомобиля, несколько:

  1. Ремонт автомобиля нецелесообразен. Нередко так бывает со старыми машинами: вложения в ремонт существенно превышают их рыночную стоимость. Следовательно, от автомобиля проще избавиться, чем пытаться починить.
  2. Машину невозможно продать. На старые машины простых моделей очень тяжело найти покупателей.
  3. Автомобиль серьёзно пострадал в ДТП. Если машина не застрахована по каско, а виновника ДТП нет, платить за ремонт придётся из собственного кармана. Иногда восстановительные работы предполагают такие большие затраты, что от автомобиля проще избавиться.

Если старый автомобиль просто оставить стоять во дворе, за него придётся платить транспортный налог — даже если машина не выезжает на дороги. Чтобы налог не начисляли, авто нужно утилизировать.

Автомобиль можно разобрать на запчасти: часть из них продать — например, двигатель и коробку передач, остальные — утилизировать. В этом случае процедура сложнее.

Нужно определиться, какие элементы автовладелец оставит у себя, указать их в заявлении о снятии с учёта и пояснительной записке, а затем демонтировать их и предоставить в ГИБДД для осмотра. Если у таких деталей есть собственные идентификационные номера, ГИБДД их укажет в специальном свидетельстве на высвободившийся номерной агрегат. Без него продать запчасти легально не получится. После этого можно извлечь нужные детали из авто и отвезти машину в пункт утилизации.

Снятие автомобиля с учёта — это бесплатная процедура. Но если требуется свидетельство на агрегаты, придётся заплатить пошлину 350 ₽ за каждую бумагу, то есть за каждый агрегат.

Если автомобиль не на ходу, отдельно придётся оплатить услуги эвакуатора, который повезёт машину до пункта утилизации. В столице в пределах МКАД это обойдётся в 2500–3500 ₽.

Сами по себе действия по утилизации автомобиля не сложны. Другое дело, если владелец старого авто решается вступить в программу утилизации, подписав договор с автодилером. В этом случае обязательно привлекайте специалиста для юридической проверки чистоты сделки, не берите на себя обязательства, не изучив тщательно документы и не проанализировав ситуацию. Помочь в этом могут наши автоюристы. Любую консультацию вы можете получить на нашем сайте или позвонив по указанным номерам телефонов.

Чаще всего дилеры выставляют следующие требования к автомобилю, сдаваемому в утиль:

  • —быть в собственности не менее 12 месяцев;
  • —машина имеет все документы и полную комплектацию.

Чтобы утилизировать транспортное средство, необходимо предоставить дилеру следующие документы:

  • —подтверждающие право собственности;
  • —доказывающие владение ТС в течение 12 месяцев;
  • —свидетельство о регистрации ТС;
  • —ПТС с отметкой о сдаче в утиль и снятии с учета в ГИБДД.

Инструкция: как утилизировать автомобиль

Категория транспортного средства При сдаче на утилизацию, т. р. при сдаче по Trade-In, т.р.
Легковой сегмент 50 тысяч руб. 40 тысяч руб.
Внедорожники 90 тысяч руб. 75 тысяч руб.
Грузовики 2,5- 3,1 тонны 120 тысяч руб. 100 тысяч руб.
Грузовики, автобусы (в том числе имеющие полный привод), с массой 3,1- 4,1 тонны 175 тысяч руб. 145 тысяч руб.
Грузовики и автобусы, в том числе имеющие полный привод, имеющие полную массу 4,1-7,5 тонны 200 тысяч руб. 165 тысяч руб.
Грузовики, а так же автобусы (имеющие полный привод) с полной массой 7,5 тонн 350 тысяч руб. 300 тысяч руб.

Предприятия-производители имеют право вносить изменения в представленные общие предложения, а так же могут формировать собственные предложения.

Автовладелец, который решил обратиться по вопросу оформления утилизации в 2021 году в автосалон, должен иметь при себе следующий перечень документов:

  • Документ удостоверения личности (паспорт гражданина РФ).
  • Требуется наличие ПТС, в котором должен быть указан соответствующий срок нахождения рассматриваемого транспортного средства в собственности.
  • Документ, который подтверждает факт снятия с регистрации в ГИБДД (по утилизации, возможны варианты). Это может быть либо соответствующая отметка в ПТС, либо справка ГИБДД, также допускается оригинал учетной карты ТС (с печатью установленной формы, подписью).
  • Акт, подтверждающий факт сдачи автомобиля утилизатору (это может быть как оригинальный документ, так и предварительно заверенная нотариально копия).
  • Транспортное средство должно состоять на учете на текущий момент времени, или должно быть снято с учета не ранее 1-го января 2016 г.
  • Автомобиль должен находиться в единоличной собственности (т.е. не в лизинге или в коллективной собственности (ряда лиц)). Для действия варианта «Утилизация» — от 1-го года, для действия варианта «Trade-in» — от 9-ти месяцев.

Преимущественно процедурой утилизации транспортного средства занимается сам дилер. После обращения, ему передается автомобиль и остается выждать время до готовности документов.

В случае если ваше транспортное средство было снято с регистрационного учета, осуществлять управление им владелец не имеет права. Транспортировку такого автомобиля придется производить посредством услуг эвакуатора.

Сдать автомобиль по программе утилизации в 2021 году возможно и самостоятельно. В некоторых случаях, пункт утилизации (приема автохлама) указывает сам дилер (в таком случае, сдать его необходимо именно туда).

Утилизация автомобилей в 2021-2022

Такой способ допустим, при условии, что транспортное средство состоит на учете, но продавец не является собственником. Ранее имелась возможность передачи салону доверенности, для ведения процедуры снятия с регистрационного учета и т.д. Теперь доверенность по прекращению регистрации можно оформить при последующей продаже, при этом обязав салон осуществлять самостоятельный контроль, за постановкой ТС на учет новым владельцем.

Договор trade-in следует читать крайне внимательно. В нем указываются сроки продажи ТС, ответственные лица за состояние автомобиля и тому подобное.

Несмотря на то, что программа утилизации автомобиля получила широкое распространение, и ей воспользовалось огромное количество автовладельцев, в Трейд ин имеются определенные подводные камни, о которых следует знать.

Минусы:

  • Главный минус такой сделки это узкий выбор моделей.
  • Низкая стоимость по произведенной оценке (данный момент, как правило, возникает не по причине недоработки проекта, а из-за недобросовестного отношения работников к клиентам).
  • Нередко возникают проблемы со сдачей транспортного средства имеющего значительный пробег, поврежденного в ДТП или имеющего серьезные поломки по иным причинам.
  • Условия кредитования невыгодны.

Из комментариев тех, кто воспользовался программой, следует выделить следующие нюансы:

  1. Необходимость проведения ТО и независимой экспертизы по подтверждению состояния ТС, которое было описано в заключении, выданном в салоне.
  2. В статистике встречаются инциденты скручивания одометров, попытки автовладельцев сокрытия факта участия автомобиля в ДТП.

Как уже стало понятно, утилизационным сбором в России облагают все автомобили, которые произведены в стране, ввезены в нее, а также те, за которые по каким-то причинам сбор не был уплачен ранее.

При уплате утилизационного сбора информация об этом проставляется в ПТС автомобиля. Им облагаются все типы автомобилей – как легковые, так и грузовые, автобусы, и даже электромобили.

Исключений из общего правила немного: не нужно платить утилизационный сбор в таких случаях:

  • его ввозит в Россию участник программы добровольного переселения соотечественников;
  • автомобиль старше 30 лет и не используется в коммерческих целях;
  • транспортом владеют дипломатические представительства других стран;
  • сбор уже уплатил производитель или прежний владелец.

Что касается суммы утилизационного сбора, она рассчитывается по простой формуле:

УС = БС × К

где:
БС – базовая ставка сбора
К – специальный коэффициент

Базовые ставки определены еще с 2012 года и с тех пор не менялись:

  • для легковых автомобилей (категория M1) – 20 000 рублей;
  • для грузовых автомобилей и автобусов (M2, M3, N1, N2, N3), их шасси и прицепов – 150 000 рублей;
  • для самоходных машин и прицепов к ним – 172 500 рублей.

Величину специального коэффициента нужно искать в Постановлении Правительства от 26.12.2013 года № 1291 – он зависит от категории ТС, объема его двигателя (для легкового авто), возраста (до 3 лет или больше), допустимой максимальной массы (для грузовых авто).

Исходя из этого, рассчитать утилизационный сбор достаточно просто. Например, сбор за ввоз в Россию годовалого китайского Zotye T600 с двигателем объемом 1,5 литра придется заплатить:

20 000 × 8,92 = 178 400 рублей

А если ввезти 5-летнюю Toyota Camry с двигателем объемом 3,5 литра, сбор будет намного больше:

20 000 × 28,5 = 570 000 рублей

Если ввозить авто с двигателем объемом более 3,5 литров, сбор будет таким, что выгоды в такой операции не будет совсем. То же касается и коммерческого транспорта – за 5-летний грузовик придется заплатить больше миллиона рублей, что многих заставит пересмотреть свой выбор в пользу отечественного автопрома.

Выходит, что утилизационный сбор выступает своеобразным барьером против ввоза в Россию относительно старых автомобилей.

Как уже стало понятно, утилизационный сбор даже на легковые автомобили может исчисляться сотнями тысяч рублей. С начала 2020 года выросли коэффициенты (мы в примерах учли именно актуальные значения), причем выросли значительно – какие-то на 46% (для авто с двигателями объемом до 1 литра), а какие-то – на 145% (более 3,5 литров).

Эксперты сразу оценили влияние повышения ставок на увеличение цен на автомобили – по их мнению, цены вырастут на 2-4%, но узнать точно получится только по итогу первых месяцев 2020 года.

Утильсбор был повышен для того, чтобы компенсировать очередное снижение ввозных пошлин – по требованию ВТО они были снижены с 17 до 15%, а повышение утилизационного сбора в итоге удержит заградительный тариф на уровне в 30%.

Но для тех, кто производит автомобили внутри страны, переживать, на первый взгляд, не стоит: для них Министерство промышленности и торговли поддерживает механизм промышленных субсидий – за то, что автомобили производятся внутри России, производителям компенсируют расходы на уплату утилизационного сбора.

Все это существует внутри системы специальных инвестиционных контрактов (СПИК), и с 2020 года субсидии будут выше у тех, кто добился высокого уровня локализации производства.

Другими словами, российских производителей автомобилей по технологии «отверточной сборки» в скором времени – с 2022 года – приравняют к импортерам и заставят платить утильсбор по полной (пока же им компенсируют 50% сбора).

То есть, от утилизационного сбора по факту будут освобождены те, кто смог устроить производство по полному циклу – включая штамповку, сварку и окраску кузовов (без этого производитель не наберет минимальные баллы по локализации и не получит субсидию).

Тем не менее, утилизационный сбор эксперты все еще считают попыткой государства заработать побольше. На инфраструктуру по утилизации техники, напоминает Наталья Беляева, деньги все еще не тратятся:

«Так адаптация российского законодательства к условиям членства в ВТО породила самое большое плутовство.
Ежегодно бюджет получает примерно 180 млрд рублей, из которых НИ одного рубля НЕ тратится на то, что было обещано и внесено в Закон 89-ФЗ «об отходах производства и потребления» (п.8 ст.24.1) – «компенсации из бюджета затрат на создание инфраструктуры, которая потребуется для утилизации техники».

Сейчас все стыдливо обходят тему такой компенсации. Поднимая при этом ставки утилизационного сбора.

Наталья Беляева, генеральный директор ООО Дельфи, представитель экспертного совета при Правительстве РФ.

С другой стороны, сохранение таможенных барьеров позволило поддержать отечественного производителя. Сейчас в России производится более 90% продаваемых внутри страны автомобилей, что позволило отрасли сравнительно спокойно пережить кризис.

Что касается коммерческого транспорта, утилизационный сбор вносит свои коррективы в планы бизнеса, говорит Дмитрий Мельников. По его словам, распространение сбора на полуприцепы погубило бизнес тех, кто зарабатывал на их импорте:

«Если судить по рынку грузовиков, введение утилизационного сбора дало очень многое. Восемь лет назад новых КАМАЗов, особенно в магистральных перевозках, было очень мало. Основной магистральный тягач на тот момент, на наших дорогах – 5-10 летний европейский тягач. Сейчас доля того же КАМАЗа, уже значительна, причем на эту технику пересели не только крупные федеральные компании, но и мелкий бизнес.

Конечно, нет ничего хорошего для рынка в создании искусственной конкуренции, это не здоровый путь развития. Однако, как не крути, он сработал, и отечественный производитель усилил свои позиции. И, возможно, это хорошо. Возможно, развитие отечественного автопрома – это более важная задача, чем поддержка мелких предприятий. Я не могу со своей частной позиции судить об этом.

Однако в 2018 году утилизационный сбор вновь дал о себе знать. Он в очередной раз был повышен, и были впервые введены по некоторым видам техники сборы, да еще какие. В этом году для меня лично, как для импортера техники был закрыт рынок полуприцепов. Был введен заградительный размер сбора на полуприцепы старше трех лет.

В отличии от 2012 года, когда были понятны причины и были понятны «наследники» этого рынка, в виде отечественных производителей ну скажем седельных тягачей. Которые были в состоянии обеспечить рынок техникой в необходимых объемах. В 2018 году ситуация стала совершенно непонятной.

Да, в России есть производители полуприцепов. Но, в отличии от производителей тягачей и грузовиков, эти производители на момент введения сборов не были в состоянии удовлетворить спрос не по мощностям производства, не по качеству выпускаемой продукции.

Что получилось в итоге? Прокомментирую лишь рынок полуприцепов, поскольку он будет максимально нагляден. Продажи отечественных полуприцепов не устремились вверх. Да они подросли, но не значительно. Их все равно не стали покупать!

Кто тогда заместил рынок подержанных полуприцепов из Европы? Да, по сути, никто. Единственное, на рынке появились новые игроки и увеличились продажи некоторых опять же импортных марок. За счет чего? За счет снижения цены продукции.

А за счет чего они снизили цены? Естественно, за счет качества».

Дмитрий Мельников, директор СибАвтоКонсалт.

О том, что взимание утилизационного сбора, мягко говоря, отошло от своей первоначальной концепции, замечают не только простые обыватели – это видят и в Госдуме. Недавно, после анонсированного повышения сбора, против этого высказался депутат Вячеслав Лысаков от «Единой России» (который, к тому же, имеет отношение к партии «Автомобильная Россия»).

Он обрушился с критикой на Минпромторг – и за то, что повышение утилизационного сбора имеет отношение лишь к пополнению бюджета, и за отсутствие всяческого финансово-экономического обоснования повышения тарифа, и главное – за то, что к утилизации автомобилей он не имеет никакого отношения.

Об этом же говорит и Наталья Беляева – деньги, которые должны собираться на создание системы утилизации старых автомобилей, выплачиваются на производство новых:

«Парадокс: деньги, собранные на утилизацию старых автомобилей, фактически направляются субсидиями на производство и поддержание спроса на покупку новых автомобилей.

В США и Японии отлично налажена переработка машин. Так, например, в США около 95% отживших свое автомобилей разбирают и направляют на предприятия. Создатели автомобилей BMW утверждают, что 95% материалов современного BMW в будущем поступит на производство.

В России глубина переработки не столь высока и составляет 60-70%, как раз из-за того, что фактически рентабельность есть только в металле. Поэтому все остальное идёт на свалку.

Переработкой автомобилей на сегодняшний день занимаются компании, осуществляющие заготовку металлолома. Однако цена металла не покрывает расходы по настоящей утилизации автомобилей, в результате которой в переработку вовлекаются и жидкости, и стекло, а также резина, металл, текстиль, дерево. В Европе расходы автоутилизиторов покрываются в том числе и за счёт официально существующей возможности продажи автозапчастей, годных к эксплуатации, после того как машину списали (сняли с учета).
В России такой возможности нет. Государство не участвует в создании инфраструктуры по утилизации списанных автомобилей, и не поддерживает таких утилизаторов.

На практике переработка сводится к банальной разборке, при которой из автохлама достают только пригодное к продаже, а остальное спрессовывают или шредируют. Образуя в результате такой «утилизации» огромные кучи новых отходов».

Наталья Беляева, генеральный директор ООО Дельфи, представитель экспертного совета при Правительстве РФ.

При этом полноценных программ утилизации в России нет – не ведется даже официальная статистика по этому вопросу, а для автовладельца участие государства в утилизации сводится к тому, что он должен заключить договор с компанией, имеющей соответствующую лицензию.

Что он будет делать с этим автомобилем дальше (продаст на запчасти, отправит под пресс или поставит гнить под забором) – государство уже не волнует: автомобиль по документам считается утилизированным.

В мировой практике есть уже достаточно хорошо отлаженная система утилизации старых машин, говорит Алексей Ермилов из ГК «АвтоСпецЦентр» – старые автомобили перерабатывают, получая из них ценные материалы:

«Каждый год результатом переработки старых автомобилей становится 25 миллионов тонн материалов. В США ежегодно утилизируются 7 000 авто, в Европе – около 8 000 единиц. В России на данный момент существуют восемь предприятий, утилизирующих авто, что говорит об отсутствии централизованной программы переработки транспортных средств в нашей стране.

Процесс утилизации автомобилей проходит в несколько этапов: обесточивание (аккумулятор извлекается и помещается в герметичный контейнер, так как является опасным видом отходов), слив всех жидкостей, снятие неметаллических частей авто, измельчение кузова под прессом. При правильной утилизации транспортного средства получается около 750 килограммов железа, 10-20 килограммов алюминия, 3-5 килограммов меди. В Голландии, например, 85% материалов от утилизированного авто используется для последующего производства.

Алексей Ермилов, директор по маркетингу ГК «АвтоСпецЦентр».

В России же у владельца старого автомобиля не так уж много вариантов, что с ним сделать – относительно рабочую машину примут в Trade-in (но тогда ее выгоднее просто продать на вторичном рынке), еще ее можно сдать в металлолом или разобрать на запчасти, говорит Александр Багрецов:

«Условия утилизации автомобилей в 2020 году претерпели изменения по сравнению с предыдущими годами. Теперь допуск к сдаче в утиль получили практически все транспортные средства с минимальными требованиями к сроку владения (не менее полугода) и году производства. К тому же пробег, техническое состояние, марка и модель, страна сборки значения не имеют.

Сейчас корректнее обозначать данный процесс как сдачу автомобиля по программе Trade-in, но эта программа действительна только при приобретении нового автомобиля взамен сдаваемого. Старый автомобиль оценивают по рыночной стоимости (немного ниже уровня активного рынка), и при этом дают скидку на покупку нового автомобиля. Для разных марок и моделей автомобилей скидка имеет разные значения, например, при покупке автомобилей марки LADA, скидка составит 50 тысяч рублей.

Утилизация автомобилей в 2021 году

Первый способ, и наиболее простой, о – приобретение автомобиля в том же салоне, в который сдается утилизируемое транспортное средство. Но можно получить сертификат и отправиться к другому официальному продавцу машин.

Важно знать! Чтобы принять участие в программе, предварительно необходимо снять с учета автомобиль на утилизацию.

Порядок действий следующий:

  1. После того, как покупатель определился с покупкой, ему нужно обсудить условия сделки и составить договор купли-продажи;
  2. Предоставить документы, необходимые для утилизации машины: оригинал паспорта владельца, справку о снятии машины с учета в дорожной полиции и другие;
  3. Оформить передачу автомобиля на утилизацию, в результате чего получить сертификат;
  4. Справка об утилизации автомобиля (сертификат) передается автодилеру, у которого покупается новое транспортное средство, вносится недостающая сумма или оформляется на нее кредит.

К другим документам, которые нужно подготовить, перед тем, как утилизировать автомобиль, относятся свидетельство о его регистрации (СТС) и его паспорт (ПТС).

Ниже представлен список марок и моделей автомобилей, которые можно утилизировать по данной программе, с суммой компенсации (информация актуальная на конец 2019 года).

Информация по принимаемым моделям каждый месяц меняется, производители постоянно меняют условия акции, поэтому рекомендуем уточнять предоставленную информацию на официальном сайте или по телефонам производителей.

05.12.201906.12.2019

06.12.201909.12.2019

10.12.201924.09.2019

Утилизация автомобиля в 2021 году: пошаговое руководство

12.04.202130.06.2021

Чтобы участвовать в этой государственной программе необходимо пройти несколько этапов.

  1. На начальном этапе человек должен определиться с тем автомобилем, который будет приобретаться, впоследствии, причем это может быть нелюбое транспортное средство. Для этого существует ряд условий, которые необходимо соблюдать в обязательном порядке.
  2. На следующем этапе собирается полный комплект документов, установленный законодательством. После сбора всех необходимых бумаг нужно сдать автомобиль в специальную организацию. Транспортировкой старого автомобиля занимается дилер, с которым заключено соглашение, производится при помощи эвакуатора.
  3. После этого хозяину вручается купон, в котором указывается размер предоставляемой скидки на новый автомобиль. Купон или справка со скидкой не имеет единого образца на территории России, в каждом регионе бланки могут отличаться в значительной степени.
  4. Далее, происходит покупка автомобиля. Разницу между стоимостью и скидкой выплачивает автовладелец.

В этом году правительство выделяет денежных средств на замену 40 тыс. старых автомобилей. Выделены деньги на нереализованную прошлогоднюю квоту. Всего государство планирует потратить 62 млрд. руб. Сдать можно не все модели, а лишь установленные государством. Среди них присутствуют как автомобили, произведенные на территории Российской Федерации, так и иностранные.

Среди отечественных автопроизводителей можно найти модели концернов:

  • АвтоВАЗ;
  • ГАЗ;
  • УАЗ;
  • ИЖ-Лада;
  • Камаз.

Выбор иностранных автомобилей, которые можно сдать, гораздо шире:

  • Opel;
  • Peugeot;
  • SsangYong;
  • Renault;
  • Volkswagen;
  • Nissan Ford;
  • Citroen;
  • Hyundai;
  • Skoda;
  • Mazda;
  • Kia;
  • Mitsubishi;

Автовладелец может получить отказ в замене автомобиля, если:

  • не является гражданином Российской Федерации;
  • предъявил документы не соответствующие действительности;
  • автомобиль не имеет необходимой технической базы или изменен автовладельцем не соответствующей заводской сборке;
  • транспортное средство находится в залоге у банка, или является абсолютно новым.

Отказ выносится непосредственно дилерским центром, с которым заключено соглашение. Такой ответ может быть не аргументированным, так как согласно закону, это сфера не регулируется государством и является предметом договорных отношений.

Для приобретения авто доступны также не все марки и модели. Одним из главных условий является то, что выбираемое транспортное средство, должно быть, произведено и собрано на территории Российской Федерации, при этом производитель сам выбирает, какие автомобили могут участвовать в программе, а какие нет.

Программа не предусматривает в этом году приобретение автомобилей, бывших в употреблении, и распространяется только лишь на новые. Однако, все чаще звучат заявления о возможности распространения на относительно новые ТС.

Не запрещается приобретать ТС в рассрочку или кредит. Однако, дополнительно нужно провести переговоры с кредитной организации, которая будет предоставлять заемные средства, на предмет одобрения кредита.

Программа утилизации автомобилей в 2021 году

Каждый год государство тарифицирует классы сданных автомобилей, назначая различные вознаграждения за утилизацию той или иной модели. На 2021 год размер такого вознаграждения находится в промежутке 25-350 тысяч рублей, в зависимости от категории транспортного средства. За сдачу легковых автомобилей в утиль можно получить купон на скидку суммой от 40 до 175 тыс. рублей в зависимости от марки и модели. Самым дорогим в этом списке является Ford Explorer.

Решив поучаствовать в программе, важно соответствовать установленным условиям:

  • срок владения транспортным средством — не менее полугода;
  • российское гражданство у собственника;
  • возраст машины — минимум 6 лет;
  • полная укомплектованность: наличие двигателя, КПП, аккумулятора, всех кресел, кузова и пр.

Если претендент на участие или машина не соответствуют хотя бы одному из параметров, дилер вправе отказать.

Чтобы избавиться от старого транспорта и получить сертификат на скидку при покупке нового, необходимо выполнить следующее:

  1. Обратиться с заявлением к дилеру, у которого действует акция. Узнать информацию об этом можно на его официальном сайте. Чаще всего именно автосалоны занимаются такими вопросами.
  2. Если дилер не занимается утилизацией, придется искать другого или делать все самостоятельно. Для этого необходимо представить транспорт в утилизационный центр вместе с документами. Будет произведен осмотр, по результатам выдадут сертификат.
  3. С сертификатом гражданин направляется в автосалон и выбирает новую машину.
  4. Во время сделки купли-продажи оплачивается стоимость транспорта с учетом скидки.

Утилизировать можно только определенные модели автомобилей: ВАЗ, ГАЗ, Опель, Ниссан, Шкода, Фольксваген, Рено, Пежо, Ситроен, Форд. Если марки в списке нет, воспользоваться сертификатом не получится, но можно поинтересоваться о наличии альтернативных вариантов в автосалонах.

Под участие попадают легковой и грузовой автотранспорт, который можно утилизировать, и взамен получить сертификат на скидку при покупке аналогичного вида техники.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *