Нормативно правовой акт органов законодательной власти

Автор: | 26.12.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нормативно правовой акт органов законодательной власти». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В соответствии с Конституцией РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.

Конституция Российской Федерации

Основные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются в форме постановлений и приказов.

Ряд исследователей считают, что Указ Президента РФ обладает более высокой силой, чем другой подзаконный акт. Требование непротиворечия по ст. 90 Конституции РФ не является признаком подзаконности, а выступает общим требованием в юриспруденции. (См.: Лучин В.О., Белоновский В.Н., Пряхина Т.М. Избирательное право России / Под ред. В О. Лучина.

В советский период подобные акты (в соответствии с принципами единства власти и всевластия Советов) именовались подзаконными нормативными правовыми актами. Подзаконные акты издаются на основе и во исполнение законов.

Законы субъектов РФ – это правовые документы, принимаемые законодательными органами субъекта РФ, и являющиеся обязательными только для граждан, проживающих на территории данного субъекта. (Закон города Москвы «О транспортном налоге», Закон Самарской области «Об административных правонарушениях» и др.).

Иерархическая система нормативно-правовых актов

Подзаконные акты — это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам.

В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов. Т.е. последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнение правовых актов вышестоящих органов.

В зависимости от сферы действия делятся на : общефедеральные, нормативные акты субъектов РФ, нормативные акты органов местного самоупр., локальные норм.акты.

В зависимости от юридической силы все нормативные правовые акты подразделяются на законы — акты, имеющие высшую юридическую силу, и подзаконные акты — акты, принятые во исполнение законов и не противоречащие им.

Классификация нормативно-правовых актов

Основные нормативные правовые акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) издаются в форме указов (постановлений).

В зависимости от срока действия норм. акты делят на : акты неопределенно длительного действия, временные нормативные акты.

Издаются специально уполномоченными органами государства. Каждый из этих органов может издавать нормативные актов лишь определенных видов и по определенному кругу вопросов.

В системе нормативных правовых актов любого государства особое место занимает конституция. Особенность конституции состоит в том, что в ней закрепляется баланс социальных интересов, формулируются основополагающие положения, которые должны служить консолидации общества.

Как уже было отмечено, нормативные правовые акты являются основным источником российского права, именно на их создание направлены основные усилия юридической, правоустановительной техники.

Правосудие – это особый вид государственной деятельности, осуществляемый специальными государственными органами и от имени государства. Это означает, что никаким иным, негосударственным органам, политическим, общественным и иным организациям, частным лицам не может быть предоставлено право осуществлять правосудие.

Нормативно-правовые акты — это акты постоянного действия, устанавливающие нормы права, вводящие их в действие, изменяющие либо отменяющие их.

Правосудием является только деятельность суда. Это означает, что органы предварительного расследования, органы прокуратуры, иные государственные органы, кроме судов, могут принимать участие в осуществлении правосудия, способствовать деятельности судов, но не могут сами осуществлять правосудие.

Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. Официальное опубликование является конституционной гарантией прав граждан.

В случаях, когда необходимо разъяснить цели и мотивы принятия (издания) нормативного правового акта, основные задачи, которые перед ним стоят, нормативный правовой акт может иметь вступительную часть — преамбулу.

В отличие от законов, не все нормативные акты органов исполнительной власти носят нормативный характер. Например, указы Президента РФ о награждении, о назначении на должность не являются источниками права.
Акты Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории страны для всех органов, должностных лиц и граждан.

Запрещается предусматривать в нормативном правовом акте положения о верховенстве в отношении иных нормативных правовых актов, принятых (изданных) тем же правотворческим органом в той же форме.

Безусловно, такое регулирование не должно быть безграничным, не должно вмешиваться во все без исключения сферы общественных отношений, подменять собой законы. И законы, и подзаконные акты — это разновидности социальных регуляторов. Каждый из них занимает собственную нишу в правовой системе, выполняет свойственные ему специфические функции.

Если нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и … ведения бухгалтерского учета, однозначно установленные нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и …

В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин «правовая информация».

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.

Каждому субъекту предоставлена определенная форма (формы) акта, в которую он воплощает свои предписания (например, Президент Российской Федерации создает только указы и распоряжения).

Законы в Российской Федерации делятся на две группы: законы, принимаемые на федеральном уровне и законы субъектов Российской Федерации. На федеральном уровне следующие виды законов: федеральные конституционные законы, обычные (или текущие) федеральные законы, кодексы, основы, законы Российской Федерации, федеральные законы о ратификации международных договоров.

Нормативно – правовой акт: понятие и классификация

Значительную группу федеральных конституционных законов составляют акты о статусе важнейших государственных институтов и органов. Это законы о Правительстве, об Уполномоченном по правам человека, о Конституционном Суде РФ, и некоторые другие. Другая разновидность конституционных законов регулирует государственно-правовые состояния.

О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-З.

Федеральные конституционные законы – регулируют вопросы, которые определены в Конституции. В конституционных законах данные вопросы разъясняются и рассматриваются более подробно. (Примером конституционных законов могут являться: ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации», «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и др.).

Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ — правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ.

Вместе с тем не всякая деятельность суда является правосудием. Например, в силу своего должностного положения председатель суда выполняет определенные организационные и хозяйственные обязанности. Подобные виды деятельности к правосудию не относятся. Правосудием является лишь деятельность суда, направленная на разрешение правовых споров.

Следует выделить также нормативные правовые акты органов местного самоуправления (именно поэтому подзаконный акт принимается не только государственными органами), издающиеся в соответствии с вышестоящими законами и подзаконными актами и воздействующие на общественные отношения строго на территории данного муниципального образования.

Закон Российской Федерации о поправках к Конституции РФ, вносимых в порядке, предусмотренном ст. 136 Конституции РФ, непосредственно в Конституции не назван. Он определен при толковании данной статьи Конституции РФ Конституционным Судом РФ.

Иной подход к понятию нормативного правового акта представляет коммуникативная теория права. Она отходит от традиционного понимания НПА как акта гетерономного и включает в число таких актов и автономные нормативно-правовые акты.

Правовой акт – что это такое, нормативно-правовой акт: отличие и виды

Попробуйте обновить страницу.’,’JS_CORE_VIEWER_AJAX_CONNECTION_FAILED’:’При попытке открыть файл возникла ошибка. Пожалуйста, попробуйте позже.’,’JS_CORE_VIEWER_AJAX_OPEN_NEW_TAB’:’Открыть в новом окне’,’JS_CORE_VIEWER_AJAX_PRINT’:’Распечатать’,’JS_CORE_VIEWER_TRANSFORMATION_IN_PROCESS’:’Документ сохранён.

Для НПА характерны следующие признаки: это — властно-волевой, исходящий от государства (или признанный им) акт, общеобязательные свойства которого производны от властных полномочий органа, его принявшего, и потому он занимает определенное место в иерархии нормативных актов.

Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру.

Нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм.

Роль законных актов в юриспруденции

Органические (кодифицированные) законы — юридически цельные, внутренне согласованные акты, характеризующиеся высоким уровнем нормативных обобщений и призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни.

По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Закон в системе нормативно-правовых актов Закон — это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *