Правовой статус вынужденного переселенца в России в 2022 году

Автор: | 31.12.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовой статус вынужденного переселенца в России в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Предоставление статуса вынужденного переселенца и продление срока его действия

Право на получение статуса вынужденного переселенца имеют лица, которые вынуждены были покинуть место своего постоянного проживания по причине применения в отношении их насильственных действий или же в результате преследования, обоснованного следующими признаками:

  • религиозные убеждения;
  • политические преференции;
  • язык;
  • национальная принадлежность;
  • раса.

Чтобы оформить статус, необходимо обратиться в отделение Федеральной миграционной службы с соответствующим ходатайством. С процедурой оформления и перечнем документов, которые нужно предоставить сотрудникам службы, возможно ознакомиться на сайте ФМС или на портале Госуслуг. Бланк ходатайства также можно скачать с данных ресурсов.

При составлении заявления необходимо как можно детальнее описать причины, по которым заявитель и члены его семьи покинули постоянное место жительства. Документ подается лично заявителем, либо уполномоченным лицом. Во втором случае представитель должен предоставить нотариально заверенную доверенность, на основании которой он имеет право подать ходатайство вместо своего доверителя.

После подачи материалов сотрудники государственного органа, в которое обратилось лицо, рассматривают заявление и тщательно изучают обстоятельства переезда и причины их возникновения.

Сведения, учитываемые при рассмотрении обращения:

  • анкетные данные заявителя;
  • результат индивидуального собеседования, которое прошло претендующее лицо;
  • итоги проверок, проведенных с целью подтверждения либо опровержения предоставленной ходатаем информации;
  • обстоятельства, ставшие причиной миграции в Россию.

В результате принимается решение о дальнейшем рассмотрении ходатайства либо об отказе в рассмотрении, ФМС выдаст соответствующее уведомление. По завершении процедуры заявитель получает удостоверение вынужденного переселенца, которое содержит сведения о его обладателе и несовершеннолетних членах его семьи. Процесс оформления статуса длится не более 3 месяцев.

Право получить удостоверение переселенца не имеют следующие лица:

  1. Не может быть признано переселенцем лицо, которое совершило преступление, классифицированное УК РФ как тяжкое (лишение свободы на срок не более 10 лет);
  2. Лицо, которое совершило преступление против человечества;
  3. В тех случаях, когда причиной переезда был голод, эпидемии, чрезвычайные ситуации, экономический кризис в стране, на территории которой проживал переселенец;
  4. Не подавшие заявление о присвоении соответствующего статуса на протяжении одного года после прибытия;
  5. Если с момента получения российского паспорта на основании наличия статуса беженца прошел срок более 1 месяца.

Все вопросы относительно получения удостоверения вынужденного переселенца регулируются соответствующим законом, последние изменения в который были внесены в 2014 году. На данный момент нормативно-правовой акт с внесенными изменениями и поправками, на основании которого осуществляется оформление статуса вынужденного переселенца, действующий.

Статус вынужденного переселенца

Помимо общегражданских прав всех граждан России, вынужденные переселенца пользуются также дополнительными правами, полученными после присвоения особого статуса – то есть тот факт, что человек признан вынужденным переселенцем не влияет на возможность пользоваться правами обычного россиянина. Среди особых прав можно выделить:

  • гарантия оседлости – никто не вправе принуждать переселенца вернуться на прошлое место жительства или переехать в другой регион России;
  • право на получение места в Центре временного размещения, бесплатное пользование ЖКУ и на питание;
  • содействие властей в осуществлении проезда к новому месту проживания, в перевозке багажа (причем малоимущих отправляют бесплатно).

Статус вынужденного переселенца накладывает и определенные обязанности на его носителей, а именно:

  • не совершать преступлений, не нарушать федеральных и муниципальных законов;
  • следовать распорядку центра временного размещения;
  • каждый год являться в миграционные органы для повторного учета;
  • в течение 30 дней являться в отделение ГУВМ МВД при смене места жительства внутри страны.

Ошибка: Гражданин вынужденно перебрался с территории одного региона России в другой и подал ходатайство о присвоении ему статуса вынужденного переселенца спустя 2 года после переезда.

Комментарий: В данном случае в удовлетворении ходатайства будет отказано, поскольку нарушены сроки его подачи – прошение необходимо подать до истечения 1 года с момента убытия с предшествующего места жительства.

Ошибка: Человек, получивший свидетельство вынужденного переселенца, подал бумаги на продление статуса. Статус был продлен, и в следующий раз гражданин собирается обратиться за его продлением через 5 лет.

Комментарий: После того, как пройдет 5 лет с момента получения свидетельства о присвоении статуса вынужденного переселенца, продлением необходимо заниматься ежегодно.

Ответы на распространенные вопросы о том, каков правовой статус вынужденных переселенцев в РФ

Вопрос №1: В какие сроки будет принято решение о присвоении заявителю статуса вынужденного переселенца? Зависит ли решение от возможности человека обустроиться на новом месте?

Ответ: Решение о выдаче свидетельства о присвоении статуса вынужденного переселенца или об отказе в удовлетворении ходатайства, принимается в течение 3 месяцев со дня подачи документов. Нет, решение не зависит от того, может ли заявитель обустроиться на новом месте самостоятельно.

Вопрос №2: Как выбрать, в какой регион лучше переехать вынужденному переселенцу?

Ответ: Федеральные органы исполнительной власти обязаны предоставлять переселенцам информацию о том, в каких регионах имеется больше всего вакансий, какие там условия проживания, какие города и поселки рекомендованы для переезда, и почему.

Согласно определению, прописанному в законодательстве, вынужденные переселенцы – это граждане РФ, либо в определенных случаях лица без гражданства, по не зависящим от них причинам покинувшие место проживания в другой стране и вернувшиеся в Россию, либо лица, переехавшие по тем же причинам в пределах страны – из одного региона в другой.

Беженцем в России может стать иностранный гражданин или апатрид, у которого имеются опасения по поводу реальных угроз ему самому и членам его семьи в стране его принадлежности, вследствие чего он вынужден искать убежища на территории РФ и не хочет (не может) пользоваться защитой своего государства. Под угрозой может пониматься преследование по причине расовой, этнической, религиозной принадлежности.

Вынужденным переселенцем может быть признан гражданин России, которому пришлось выехать с места постоянного проживания (из российского региона или из-за рубежа – главное, чтобы переезд был осуществлен на территорию РФ) по причине преследований, насильственных действий на расовой, религиозной, языковой, этнической, национальной почве.

Причины, как для бегства, так и для вынужденного переселения, одинаковы – это преследование такого лица либо членов его семьи:

• по национальному или расовому признаку;
• по политическим мотивам;
• по факту принадлежности к той или иной социальной группе;
• по языку;
• по вероисповеданию.

Также причиной вынужденного переселения может стать факт насилия, совершенный по отношению к гражданину и его семье.

Права, обязанности и порядок получения статуса регулирует федеральный закон о вынужденных переселенцах N 202-ФЗ.

Согласно с его нормам, данный статус не могут получить лица, совершившие тяжкое преступление, покинувшие страну проживания по причине сложной экономической ситуации, природных катаклизмов и техногенных катастроф – глобальных аварий, наводнений, землетрясений и тому подобных событий, а также те, кто не обратился в компетентные органы по поводу признания его вынужденным переселенцем в течение 12 месяцев с момента отбытия с постоянного места проживания. Проще говоря, если вынужденный переселенец, приехав в Россию, в течение года не обратился в ГУВМ МВД за оформлением своего статуса, ему будет отказано в оформлении документов. И тогда он будет лицом без гражданства – апатридом.

В целом, правовой статус вынужденных переселенцев в РФ схож с правовым статусом обычных граждан при условии, что они своевременно подали документы на присвоение статуса «вынужденный переселенец», тогда они уже будут иметь подданство России. Вместе с тем, есть и некоторые отличия от беженца:

• переселенец имеет право на получение временного жилья из местного маневренного фонда либо места в центре временного размещения – независимо от того, имел ли он в собственности жилую недвижимость по месту прежнего жительства;
• при необходимости на время подготовки заявления и прохождения процедуры оформления статуса ему предоставляется бесплатный переводчик;
• таким лицам государство выплачивает денежную компенсацию расходов на проезд и транспортировку багажа к месту временного проживания;
• они получают одноразовое денежное пособие из федерального бюджета на каждого члена семьи;
• при необходимости вынужденным переселенцам предоставляется бесплатная медицинская помощь.
• В обязанности таких лиц, помимо соблюдения Конституции и законов РФ, входит необходимость ежегодной перерегистрации и немедленная постановка на учет в МВД по месту жительства в случае переезда.

И вынужденные переселенцы, и беженцы имеют право на получение единовременной материальной помощи в размере 100 рублей на одного человека или 150 рублей, если семья малоимущая, или в ней имеется пенсионер или ребенок.

По закону статус «вынужденного переселенца» может быть предоставлен гражданам РФ, которым пришлось покинуть место своего постоянного жительства по причинам, считающимся законодательно достаточными для получения вышеназванного статуса. Речь идет о преследовании по:

  • вероисповеданию;
  • языку общения;
  • расовой, а также национальной принадлежности;
  • политическим убеждениям.

Причем преследование это может выражаться в самых разных формах.

Таким образом вынужденными переселенцами официально считаются:

  1. Граждане РФ, вынужденно уехавшие из иностранного государства и прибывшие в Российскую Федерацию.
  2. Российские граждане, которым пришлось переехать из одного региона страны в другой.
  3. Иностранцы (а равно лица без гражданства), на законных основаниях постоянно проживающие в России, которым приходится вынужденно уезжать с одного места жительства на другое.
  4. Выходцы из СССР (бывшего), которые в бытность СССР проживали в одной из стран, входивших в Союз. Если, конечно, у них был статус беженца, который они утратили, получив гражданство РФ. При условии, что обстоятельства, вынудившие этих людей к переезду, возникли у них как раз тогда, когда статус беженца еще действовал.
  5. Дети, родившиеся в течение 10 месяцев с момента вынужденного переезда их родителей, уже получивших до рождения потомства статус «вынужденных переселенцев».

Надо отметить, что государство заботится о своих гражданах, попавших в трудную ситуацию (а по-другому вынужденное переселение и не назовешь). Сразу после того, как соискатели «вынужденно-переселенческого» статуса обращаются с соответствующим заявлением в ФМС, и их ходатайство там регистрируется, гражданам полагается:

  • пособие;
  • медицинские услуги бесплатно;
  • содействие в перевозке багажа к новому месту жительства;
  • проживание в центре временного размещения (ЦВР) (с питанием и бесплатной коммуналкой), если нет пока определенности с новым местом жительства, но есть обращение о размещении в ЦВР.

А бывают ситуации, когда вынужденный переселенец может утратить имеющийся у него статус. Это может случиться, если:

  1. У переселенца по каким-то причинам прекращено российское гражданство.
  2. Переселенец переезжает на постоянное место жительство за границу (за пределы Российской Федерации).
  3. Закончился срок предоставления статуса.

Также Федеральная миграционная служба (ФМС) может не дать или досрочно прекратить действие статуса вынужденного переселенца, если выяснится, что претендент сообщил о себе и/или своих близких заведомо ложные сведения и/или предоставил поддельные документы.

Правовой статус вынужденных переселенцев в РФ в 2021 году

Удостоверение вынужденного переселенца выдается гражданам, признанным вынужденными переселенцами и достигшим 18-летнего возраста.

Удостоверение вынужденного переселенца действительно при предъявлении паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность.

Переучет вынужденных переселенцев проводится один раз в год территориальным органом миграционной службы либо органом исполнительной власти по месту их жительства.

Гражданам, прошедшим переучет, в удостоверении вынужденного переселенца делается соответствующая отметка, заверяемая подписью должностного лица и печатью органа, произведшего переучет.

При переезде на новое место жительства на территорию другого субъекта Российской Федерации вынужденный переселенец снимается с учета.

По прибытии к новому месту жительства вынужденный переселенец в двухнедельный срок встает на учет в органе миграционной службы.

Постановка граждан на учет и снятие с учета в территориальном органе миграционной службы производится соответственно после их регистрации (прописки) и снятия с регистрационного учета (выписки) в органах внутренних дел.

Текст документа сверен по:
официальная рассылка

Различные неблагоприятные факторы заставляют людей переселяться из одной страны в другую. Распад СССР, образование новых государств, вспыхивающие политические и военные конфликты повлияли на изменение миграционных процессов, их направление, структуру и интенсивность. Появилось большое количество лиц, которые переселяются из других стран в Россию или перемещаются внутри России и имеют статус как беженцев, так и вынужденных переселенцев (ВП).

Согласно ст. 2 Закона РФ № 4530-1, вынужденным переселенцем не может быть признано лицо:

  • совершившее тяжкое преступление против мира и человечности;
  • не подавшее ходатайство на получение статуса ВП в течение 12 месяцев со дня убытия с территории проживания;
  • изменившее место жительства по причинам экономического или техногенного характера.

В соответствии со ст. 4 и 5 Закона РФ № 4530-1, процедура получения статуса вынужденного переселенца делится на следующие этапы:

  1. Ходатайство о признании ВП подается в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг или через портал Госуслуг в течение месяца со дня прибытия.
  2. Принимается решение о регистрации ходатайства в органе Государственного управления по вопросам миграции (ГУВМ) МВД, как правило, на это требуется три дня после поступления ходатайства.
  3. Принимается решение о присвоении статуса вынужденного переселенца.

Вынужденные переселенцы: кто это такие?

Решение о присвоении статуса ВП принимается в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства и не зависит от возможности человека обустроиться на новом месте.

После принятия решения органом ГУВМ МВД в течение 5 дней направляется ответ о результатах рассмотрения этого заявления в письменной форме или в виде электронного документа через единый портал.

В случае отказа отправляется уведомление с объяснением причин и порядком обжалования этого решения. Гражданин, обратившийся с жалобой, на время ее рассмотрения пользуется всеми правами человека с зарегистрированным ходатайством.

Законодатель прописывает права и обязанности ВП, вытекающие из их статуса. Правовое положение этой категории людей соответствует положению граждан России, но имеет свои особенности согласно ст. 6 Закона о ВП.

Права, получаемые вынужденными переселенцами:

  • содействие в перевозке багажа к новому месту проживания, для малоимущих – бесплатная доставка;
  • возможность проживания в центре временного размещения (ЦВР) (с оплаченным питанием и коммунальными услугами);
  • гарантии государства, что вынужденного переселенца не переселят без его согласия в другое место и не вернут туда, откуда он переехал.

Кроме того, вынужденный переселенец обязуется:

  • уважать Конституцию Российской Федерации и ее законы;
  • не нарушать порядок в ЦВР;
  • ежегодно проходить процедуру переучета.
  • при смене места проживания в пределах территории России в течение одного месяца вставать на учет в территориальный ГУВМ МВД.

Вынужденный переселенец может выбрать место проживания в пределах РФ, при этом федеральные органы исполнительной власти выполняют следующие функции:

  • предоставляют сведения о перечне населенных пунктов, которые рекомендованы для постоянного проживания;
  • информируют об условиях проживания на этих территориях;
  • предоставляют возможность получить работу в этих населенных пунктах.

(в ред. Федеральных законов от 20.12.95 N 202-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 16.10.2010 N 274-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ, от 30.12.2015 N 467-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ, от 08.12.2020 N 429-ФЗ)

Настоящий Закон определяет статус вынужденных переселенцев, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Вынужденный переселенец. Кто это?

1. Лицо, покинувшее место жительства по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 статьи 1 настоящего Закона, и претендующее на признание его вынужденным переселенцем, должно лично, через уполномоченного в установленном законодательством Российской Федерации порядке представителя или с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — единый портал) обратиться с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем (далее — ходатайство) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту своего нового пребывания. (в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 30.12.2015 N 467-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

1.1. В случае, если ходатайство подается в форме электронного документа с использованием единого портала, оно должно быть подписано простой электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об организации предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — электронный документ, подписанный простой электронной подписью). К ходатайству прилагаются следующие документы: (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 467-ФЗ)

1) документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 467-ФЗ)

2) свидетельство о рождении — для лиц, не достигших возраста четырнадцати лет; (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 467-ФЗ)

3) свидетельство о заключении брака — для лиц, состоящих в браке; (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 467-ФЗ)

4) две фотографии заявителя и две фотографии каждого из достигших возраста восемнадцати лет членов семьи, указанных в ходатайстве; (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 467-ФЗ)

5) документы, подтверждающие родственные отношения; (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 467-ФЗ)

6) документ, подтверждающий полномочия представителя (в случае обращения через уполномоченного представителя). (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 467-ФЗ)

1.2. Лицо, указанное в пункте 1 настоящей статьи, может обратиться с ходатайством в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр). (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 467-ФЗ)

В случае подачи ходатайства с использованием единого портала информирование заявителя о ходе рассмотрения ходатайства осуществляется с использованием единого портала. (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 467-ФЗ)

2. Лицо, претендующее на признание его вынужденным переселенцем, вправе до оставления места жительства обратиться с ходатайством в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган по месту предполагаемого переселения либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве своего пребывания для направления данного ходатайства в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган по месту предполагаемого переселения. (в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

1. Лицо, получившее свидетельство о регистрации ходатайства, и прибывшие с ним члены семьи, не достигшие возраста восемнадцати лет, имеют право на:

1) получение единовременного денежного пособия на каждого члена семьи в порядке и в размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, но не ниже 100 рублей; (в ред. Федерального закона от 07.08.2000 N 122-ФЗ)

2) получение в письменной форме или в форме электронного документа направления территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев при отсутствии возможности самостоятельного определения места жительства или места пребывания на территории Российской Федерации; (в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 30.12.2015 N 467-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

3) содействие в обеспечении их проезда и провоза багажа к месту временного поселения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом малоимущие лица (семья, одиноко проживающий гражданин), получившие свидетельства о регистрации ходатайства, имеют право на компенсацию расходов на проезд и провоз багажа от места регистрации ходатайства к месту временного поселения на территории Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Отнесение лиц, получивших свидетельства о регистрации ходатайства, к категории малоимущих осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»; (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 467-ФЗ)

4) проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев, получение питания по установленным нормам и пользование коммунальными услугами в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, до решения вопроса о признании их вынужденными переселенцами;

5) медицинскую помощь и обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения в медицинских организациях в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

2. Лицо, получившее свидетельство о регистрации ходатайства, и прибывшие с ним члены семьи, не достигшие возраста восемнадцати лет, обязаны:

1) при нахождении в центре временного размещения вынужденных переселенцев соблюдать установленный порядок проживания в нем;

2) проходить обязательный медицинский осмотр в соответствии с законодательством Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

3) сообщать в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в письменной форме или в электронной форме с использованием единого портала достоверные сведения, необходимые для принятия решения о предоставлении им статуса вынужденного переселенца. (в ред. Федеральных законов от 30.12.2015 N 467-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

1. Признание лица вынужденным переселенцем осуществляется в соответствии с настоящим Законом.

2. Решение о признании лица вынужденным переселенцем принимается соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства независимо от возможности лица самостоятельно обустроиться в данной местности. (в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в течение пяти дней со дня принятия решения выдает или направляет уведомление о результатах рассмотрения ходатайства в письменной форме или в форме электронного документа с использованием единого портала. (в ред. Федеральных законов от 30.12.2015 N 467-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

Решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

3. Лицу, признанному вынужденным переселенцем, выдается соответствующее удостоверение. Сведения о признанных вынужденными переселенцами членах семьи, не достигших возраста восемнадцати лет, заносятся в удостоверение одного из родителей. Удостоверение не может быть выдано в форме электронного документа. (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 467-ФЗ)

Форма удостоверения вынужденного переселенца и порядок его выдачи определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. (в ред. Федеральных законов от 30.12.2015 N 467-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

Сведения о лице, получившем свидетельство о регистрации ходатайства, и членах его семьи, сведения о лице, признанном вынужденным переселенцем, и членах его семьи предоставляются в письменной форме либо в электронной форме посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по межведомственному запросу территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в связи с предоставлением этим территориальным органом государственных услуг. (в ред. Федеральных законов от 30.12.2015 N 467-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

Сведения о лице, признанном вынужденным переселенцем, и членах его семьи предоставляются в письменной форме либо в электронной форме посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по межведомственным запросам органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в связи с предоставлением государственных или муниципальных услуг лицу, признанному вынужденным переселенцем, и членам его семьи. (в ред. Федеральных законов от 30.12.2015 N 467-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

4. Статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 467-ФЗ)

1. Вынужденный переселенец имеет право:

1) самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади; (в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

2) при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории Российской Федерации получить у федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориального органа в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении фонда для временного поселения вынужденных переселенцев. Указанное направление выдается вынужденному переселенцу в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием единого портала; (в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 30.12.2015 N 467-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

3) на получение содействия в обеспечении их проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом малоимущие лица (семья, одиноко проживающий гражданин) имеют право на компенсацию расходов на проезд и провоз багажа от места временного поселения к новому месту жительства или к месту пребывания на территории Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Отнесение лиц, признанных вынужденными переселенцами, к категории малоимущих осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 467-ФЗ)

2. Вынужденный переселенец обязан:

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы;

2) соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев и жилом помещении фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 467-ФЗ)

3) при перемене места жительства в пределах территории Российской Федерации встать на учет в течение одного месяца в территориальном органе федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по новому месту жительства. Снятие с учета вынужденного переселенца по прежнему месту жительства осуществляется после получения сведений о постановке его на учет в качестве вынужденного переселенца из территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по новому месту жительства; (в ред. Федеральных законов от 30.12.2015 N 467-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

4) проходить переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. (в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 30.12.2015 N 467-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

1. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий:

1) предоставляют вынужденному переселенцу полный перечень населенных пунктов, рекомендуемых для постоянного проживания, и информацию об условиях проживания и о возможности трудоустройства в этих населенных пунктах;

2) осуществляют постановку вынужденного переселенца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации независимо от срока проживания в соответствующей местности; (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 467-ФЗ)

3) оказывают вынужденному переселенцу помощь при вступлении в жилищный, жилищно-строительный или иной специализированный потребительский кооператив, помощь в индивидуальном жилищном строительстве, включая предоставление (приобретение) земельного участка и приобретение строительных материалов в установленном порядке; (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 467-ФЗ)

4) предоставляют вынужденным переселенцам, нуждающимся в получении жилых помещений, социальные выплаты на их приобретение. Указанные социальные выплаты за счет средств федерального бюджета предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 16.10.2010 N 274-ФЗ)

5) содействуют вынужденным переселенцам в организации компактных поселений на территории Российской Федерации, в строительстве жилья, создании инженерной, социальной инфраструктуры и рабочих мест в местах компактных поселений;

6-7) подпункты утратили силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

8) предоставляют в первоочередном порядке одинокому вынужденному переселенцу (престарелому или инвалиду), нуждающемуся в постоянном уходе, место в организации социального обслуживания; (в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 358-ФЗ)

9) оказывают содействие в устройстве детей вынужденного переселенца в государственные или муниципальные дошкольные образовательные организации и общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, а также в переводе их в первоочередном порядке в соответствующие профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

10) рассматривают обращения вынужденных переселенцев, поступившие в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая единый портал, и дают на них ответы в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, направляется по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая единый портал, либо в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении. (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 467-ФЗ)

2. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий:

1) содействуют в реализации прав вынужденного переселенца на занятость, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование в соответствии с законодательством Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

Что дает и как получить статус вынужденного переселенца в России?

Важно! Вынужденные переселенцы имеют законное право на оформление целевого займа на покупку жилого помещения или строительство индивидуального дома – ссуда предоставляется на долгосрочной основе и без взимания процентов.

Под административно-правовым положением понимается система прав и обязанностей, гарантий и свобод, которыми наделяет беженцев и вынужденных переселенцев Правительство РФ, причем переселенцы пользуются более широким перечнем прав благодаря наличию гражданства РФ.

Если гражданин подаст ходатайство о присвоении ему статуса переселенца, и оно будет зарегистрировано и принято к рассмотрению по существу экспертами ГУВМ МВД, согласно российскому законодательству человек получит следующие права, положенные ему в связи со статусом вынужденного переселенца:

  • право на бесплатное получение медицинской помощи и медикаментов в поликлиниках и социальных аптечных пунктах;
  • право на размещение в центре временного проживания, бесплатное пользование услугами жилищно-коммунального хозяйства, получение питания;
  • право на возмещение затрат на проезд от отделения ГУВМ МВД до центра временного размещения (если переселенец является малообеспеченным – в противном случае, власти только оказывают содействие в перевозке багажа и обеспечении возможности проезда);
  • право на единовременную материальную поддержку (не менее 100 рублей).

Основания приобретения гражданства РФ

Правовое положение беженцев в Российской Федерации говорит о том, что иностранный гражданин может легко потерять статус при наступлении следующих ситуаций:

  • В случае обретения следующей ступени натурализации — ВНЖ или гражданства РФ.
  • При получении паспорта третьей страны, отличном от стран преследовавшей и принявшей беженца.
  • Когда лицо, находящееся в статусе беженца в России, принимает решение уехать за её пределы на ПМЖ.
  • В случае политических реформ в родной стране и прекращении преследования мигранта с гарантией восстановления всех его прав и свобод.
  • Если убежища просит апатрид, российская сторона не может предоставить ему статус беженца из соображений действующего законодательства. Однако таким людям в случае необходимости предоставляется убежище в нашей стране при условии, что в государстве их постоянного проживания они некоторое время находиться не могут.

Важно! После утраты статуса беженца мигрант обязан либо оформить разрешительные документы для пребывания в РФ, либо добровольно покинуть страну в отведённый законом период времени, в противном случае службы ФМС примут решение по принудительной депортации.

Как уже было сказано, беженцы пользуются меньшим набором прав, нежели вынужденные переселенцы. Беженцам недоступны:

  • постановка в очередь на выделение муниципального жилья;
  • помощь властей в зачислении подростков в ВУЗы России;
  • стипендиальные выплаты при получении профессионального обучения или при переобучении;
  • безвозмездные субсидии на покупки квартиры или постройку дома.

Беженцы, чей статус был официально признан, получают следующие привилегии:

  • на социальную защиту и социальное обеспечение по льготам;
  • на открытие бизнеса без предварительного оформления специального на то разрешения;
  • на трудоустройство по найму;
  • участие в общественной деятельности.

Вынужденные переселенцы — это такие лица, которые, являясь подданными страны на законных основаниях, в статусе граждан или ВНЖ вынуждены покидать государство своего постоянного проживания, куда они ранее пытались мигрировать по тем же причинам, что и беженецы. Также вынужденные переселенцы могут мигрировать из одного региона РФ в другой на тех же основаниях (например, из Дагестана или Чечни в Москву).

Начиная с 2008 года более 6 млн резидентов иностранных государств со всего мира имели необходимость покинуть ставшими для них родные страны и вернуться в РФ в связи с притеснением там их личных прав и свобод, а также создавшейся угрозы для дальнейшего проживания. Для данной категории лиц в РФ ещё в 1993 году был принят соответствующий закон, определяющий их основные права и свободы.

Беженцами называют группы людей, которые прибыли в иностранное государство имея при себе доказательства опасности дальнейшего пребывания на родной земле. Под этими опасениями понимаются следующие факторы:

  • В случае начала расовых противостояний в государстве, что приводит к притеснению прав и геноциду отдельных групп населения.
  • При нарушении конституционных прав отдельных национальностей в государстве.
  • Если политические убеждения бежавшего лица не соответствовали общим настроям большинства населения страны с тоталитарным режимом.
  • При притеснении прав верующих, исповедующих религию, отличную от общегосударственной.
  • Любые социальные меньшинства, чьи конституционные права активно попираются в родной стране.
  • Иные преследуемые по похожим или иным убеждениям лица, подвергающиеся репрессиям.

Беженцы, которые пребывают в чужое государство, сталкиваются с тем, что нужно легально оформить свое нахождение на территории страны. Граждане, которые не имеют отношения к нормативным актам и законодательствам легко путаются, а соответственно начинают теряться и паниковать. Чем отличается временное убежище от статуса беженца? Вопрос не так сложен, как кажется, – просто необходимо разобраться.

Данный вопрос начинает решаться еще на государственной границе. Заполняя миграционный бланк, следует указать цель своего визита. Стандартный срок нахождения на территории Российской федерации составляет 90 дней. Поэтому необходимо точно решить для себя, с какой целью вы отправляетесь в страну.

Статус вынужденного переселенца является действительным в течение 5 лет, после чего он аннулируется.

Согласно действующему законодательству, вынужденным переселенцем называют гражданина России, который оставил привычное место проживания из-за того, что его самого или его семью преследуют, подвергают насилию, если имеется реальная угроза преследования из-за религиозных убеждений, национальной и расовой принадлежности, языка, политических убеждений, принадлежности к какой-либо социальной группе. Указанные отличия переселенца и членов его семьи должны были стать основанием для организации враждебных кампаний против него или группы лиц, а также нарушения общественного спокойствия.

Вынужденный переселенец должен соответствовать следующим условиям, чтобы получить соответствующий статус и претендовать на какие-либо льготы со стороны федеральный и региональных властей:

  • должен являться гражданином РФ, который не по собственной воле оставил прежнее место жительства, расположенное за пределами России, и переехал в Россию;
  • должен иметь российский паспорт и быть вынужденным оставить привычное место проживания, расположенное в каком-либо регионе России, и перебраться в другой регион России.

Кроме того, вынужденные переселенцы – это еще и граждане бывшего советского союза, которые проживали на постоянной основе на территории одной из республик-участниц СССР, которые приобрели статус беженца в России и затем утратили данный статус из-за вхождения в гражданство РФ, при условии наличия оснований, по которым они не смогли обустроиться во время действия статуса беженца на территории РФ.

Вынужденные переселенцы с приобретением данного статуса приобретают право на получение жилья, оплаченного из средств федерального бюджета – такой порядок оказания помощи предусмотрен подпрограммой государственной программы “Жилище”, рассчитанной на период с 2015 до 2021 года.

Поскольку бюджет программы весьма ограничен в виду финансового кризиса в стране, решено было вместо квартир предоставлять переселенцам субсидии (социальные выплаты) на самостоятельную покупку квартиры. Обладатель статуса вынужденного переселенца оформляет именной жилищный сертификат, который в последствии дает ему право на получение целевых средств.

Данная мера положительно повлияла на ход реализации программы, поскольку решение проблем с жильем было существенно ускорено, переселенцы смогли реализовать свое право на свободный выбор места проживания, жилье было выбрано такое, которое соответствовало бы нормам площади и санитарным и техническим нормам, покупка жилья на рынке недвижимости позволила сразу оформлять ее в собственность.

Жилищная субсидия выплачивается получателю в безналичной форме путем перевода средств на счет в банке из денег государственного бюджета.

Социальная выплата считается совершенной с даты исполнения банковским учреждением распоряжения владельца счета о перечислении средств субсидии в счет оплаты купленной квартиры, оформленной по договору купли-продажи, предъявленному владельцем банковского счета.

Федеральный закон от 20.12.1995 г. № 202-ФЗ

Семье вынужденного переселенца, помимо жилья и социальных выплат, полагается также компенсация стоимости билетов и перевозки личных вещей.

Чтобы получить выплату, необходимо в течение 10 дней после регистрации в региональном отделении ГУВМ МВД по месту пребывания подать здесь же заявление по утвержденному образцу о возмещении затрат на переезд и на перевозку личных вещей.

В заявлении необходимо прописать имена всех переехавших несовершеннолетних членов семьи.

Деньги будут перечислены на банковский счет. Размер компенсации не может превысить величину фактически понесенных расходов. Возмещение затрат предоставляется по правилу – не более 100 кг груза на одного члена семьи заявителя. Будут учитываться тарифы на перевозку грузов выбранным транспортом.

Чтобы претендовать на получение компенсации за переезд и провоз багажа, следует выбирать:

  • автобус общего типа при использовании автомобильного транспорта;
  • салоны эконом-класса при перелете на воздушном транспорте;
  • места 3 категории кают судов транспортных маршрутов, если используются услуги водного транспорта;
  • места 4 категории кают судов транспортных линий при переезде морским транспортом;
  • плацкартные вагоны поездов при следовании железнодорожным транспортом.

статью ⇒ “Компенсация провоза багажа переселенцам-соотечественникам”.

  • Ошибка: Гражданин, переехавший из одного региона России в другой по причине отсутствия возможности трудоустроиться, претендует на льготы для переселенцев.
  • Комментарий: Для получения льгот, предназначенных для переселенцев, нужно доказать, что переезд был совершен по причине угроз или преследований переселенца и членов его семьи.
  • Ошибка: Вынужденный переселенец, имевший реальные причины для переезда в другой регион России, претендует на получение льгот без предварительного оформления официального статуса переселенца.
  • Комментарий: Прежде чем обращаться за льготами для переселенцев, необходимо узаконить свой статус, получив свидетельство о регистрации ходатайства на присвоение статуса переселенца.

Вопрос №1: Можно ли считать преследование со стороны властей лица, подозреваемого в совершении преступления, которого он в действительности не совершал, поводом для получения статуса вынужденного переселенца?

Ответ: Нет, а такой ситуации остается только сдаться властям и доказать свою невиновность, после чего продолжать жить прежней жизнью.

Вопрос №2: Супруг фигурировал в уголовном деле как подозреваемый, но был оправдан и отпущен на свободу, однако, соседи с тех пор относятся к семье враждебно. Можно ли считать это поводом к переселению и получению соответствующего статуса?

Ответ: Да, но только в том случае, если семья получает реальные угрозы, а не только упреки или насмешки со стороны соседей.

На странице «Юридический советник для переселенцев» говорится, что указанные изменения будут касаться только тех ВПЛ, которые не будут получать на 1 января 2021 года адресную помощь и/или обращаться за ее назначением впервые.

Лицам, которые получают адресную помощь сейчас и срок выплаты помощи которым завершается в период действия карантина и в течение 30 дней со дня его отмены, помощь в ранее установленном размере будет назначаться автоматически (без обращения лица) на период карантина и на один месяц после его отмены.

  • Единовременное пособие участникам Госпрограммы по добровольному переселению соотечественников в Россию, а также членам их семей на обустройство. Средства могут быть потрачены на обслуживание в медицинских учреждениях, нострификацию, нотариальное заверение и перевод диплома, учебной степени и прочих документов, выданных за рубежом, обслуживание в сфере пенсионного обеспечения, на официальное трудоустройство, на получение услуг в образовательных учреждениях и на любые другие расходы, связанные с оформлением требуемых документов.

    В случае непрохождения физической идентификации в установленные сроки ПАО «Ощадбанк Украины» останавливает операции по текущему счету (блокирует электронное пенсионное удостоверение) и не позднее следующего рабочего дня информирует о таком решении Пенсионный фонд Украины и Министерство финансов.

    О правовом статусе беженцев и вынужденных переселенцев в России

    Переезжать из одной страны в другую человека может заставить неблагоприятная обстановка: например, политические, либо военные конфликты. В соответствии с законом №4530-1 от 19.02.1993 «О вынужденных переселенцах», под вынужденными переселенцами (ВП) понимают граждан, которые покинули свою страну в связи с совершенными в отношении них или членов его семьи насилиями, либо в связи с опасностью быть подвергнутым преследованию по расовому признаку, по вероисповеданию, по национальной принадлежности, а также по политическим убеждениям. Под вынужденными переселенцами признаются следующие граждане:

    • Которые вынуждены были уехать из страны проживания;
    • Которые были вынуждены переехать из одного региона страны в другой;
    • Члены семьи переселенца (то есть, его супруга/супруг, родители, дети, иные родственники и нетрудоспособные иждивенцы, которые ведут с ним обще хозяйство).

    На основании обстоятельств, в связи с которыми человек был вынужден покинуть свое постоянное место проживания и определяются граждане, входящие в группу вынужденных переселенцев. Под такими обстоятельствами подразумевается преследование по:

    • Религиозному признаку;
    • Расовому или национальному признаку;
    • Языку общения;
    • Политическому убеждению.

    Важно! Основным отличием вынужденного переселенца от беженца будет то, что первый так и будет продолжать являться гражданином своего государства, тогда как второй должен будет оформлять ВНЖ (вид на жительство) в РФ.

    На основании закона 4530-1 в качестве вынужденного переселенца не могут признаваться следующие лица:

    • Совершившие преступления против человечности;
    • Которые не обратились с ходатайством о получении такого статуса в течение 1 года с момента убытия со своего места проживания;
    • Которые изменили свое место жительства не по политическим, религиозным, расовым и иным причинам, а по экономическим или техногенным причинам.

    Как уже было сказано выше, беженцы в международном праве выделены как отдельная категория в 1951 г. в акте ООН, утверждённом на Женевской конференции. Что касается правового статуса вынужденных переселенцев и беженцев в России, он контролируется Конституцией Российской Федерации, ФЗ «О беженцах», «О вынужденных переселенцах» и административным регламентом миграционной службы.

    Чтобы обеспечить достойное правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев, законодатели РФ установили, что люди, укрывающиеся от преследований на территории страны или же получающие дипломатическое убежище, имеют право:

    • получать сведения о своих правах и обязанностях, в том числе при помощи переводчика;
    • просить содействия в оформлении разрешительных документов для въезда в Россию, а также в успешном проезде и провозе багажа;
    • находиться под охраной в центре временного размещения;
    • размещаться в помещениях, предоставленных из фонда жилья для временного поселения;
    • питаться, пользоваться коммунальными услугами, получать лекарства и медицинскую помощь;
    • учиться и работать наравне с гражданами РФ, вести предпринимательскую и общественную деятельность;
    • в любой момент вернуться в родную страну или уехать в другое государство.


    Похожие записи:

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *