Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законов

Автор: | 25.12.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законов». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Прокурорские работники не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

В целом полученная информация должна позволить прокурору составить ясное представление об объекте предстоящей проверки.

3. НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ

Отставка Генерального прокурора РФ, его первого заместителя и заместителей признается принятой после принятия решения об этом Советом Федерации Федерального Собрания РФ.

Прокуроры, осуществляя свои функции, выполняют антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов, изданных государственными органами власти и органами местного самоуправления. Кроме этого, проверяют достоверность сведений о доходах и имуществе у государственных и муниципальных служащих, а также и других категорий лиц при необходимости.

Прокурор осуществляет надзор за исполнением законов, затрагивающих регулирование всех сфер жизни и деятельности людей.

На этапе собственно проверки происходит получение прокурором информации, обеспечивающей максимальную полноту выявления нарушений закона. С этой целью прокурор вправе истребовать в прокуратуру или ознакомиться на объекте с документами, статистическими данными и со всеми иными необходимыми материалами.

У прокуратуры также имеется список всех объектов, за которыми она должны наблюдать – это строго очерченная совокупность органов, организаций и уполномоченных лиц.

При подготовке к проведению проверки прокурором определяется состав участников предстоящей проверки, силами которых планируется обеспечить ее производство.

Следует отметить, что на прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами.

П. 2 ст. 1 во взаимосвязи с другими нормами признан частично не соответствующим Конституции РФ (Постановление КС РФ от 18.07.2003 N 13-П). 2.

РФ регламентирует деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением и исполнением законов.

Так, например, в рамках экологического или технологического надзора осуществляется надзор за соблюдением достаточно объемного количества нормативных правовых актов, регулирующих различные сферы общественных отношений.

С одной стороны, действия органов государственного контроля (надзора) по исполнению возложенных полномочий получают поддержку со стороны органов прокуратуры. Так, например, прокуратура может инициировать проведение внеплановой проверки.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании.

Зарабатывай с нами! Стань автором Zaochnik!

Их соотношение заключается в том, что все эти функции осуществляются на постоянной основе исходя из Указаний Генерального прокурора России, Указов президента России, а также по итогам заседаний коллегий прокуратур.

Во-первых, использование в научной и учебной литературе термина «общий надзор» – дань традиции.

Многоаспектность деятельности органов прокуратуры проявляется не только в осуществлении разных функций и видов прокурорской деятельности, разных видов прокурорского надзора, характеризующихся спецификой законодательного регулирования предмета надзора (множественностью поднадзорных объектов), но и двойственным по отношению к органам государственного контроля (надзора) характером.

Надзор за исполнением законов является одной из основных отраслей деятельности органов прокуратуры и осуществляется по двум основным направлениям.

Многоаспектность деятельности органов прокуратуры проявляется не только в осуществлении разных функций и видов прокурорской деятельности, разных видов прокурорского надзора, характеризующихся спецификой законодательного регулирования предмета надзора (множественностью поднадзорных объектов), но и двойственным по отношению к органам государственного контроля (надзора) характером.

Указанные сферы деятельности тесно связаны с важнейшими правами и свободами граждан, нарушение которых может повлечь за собой непоправимые последствия для граждан, причинить им невосполнимый вред. Кроме того, рассматриваемые виды деятельности осуществляются в сфере борьбы с преступностью, охраны правопорядка, что имеет важное значение для общества и государства в целом.

В данной области наиболее частыми нарушениями законодательства являются в первую очередь нарушения избирательных прав.
В 2016 г. соблюдению избирательных прав уделялось особое внимание в связи с выборами в Государственную думу РФ, а в 2018 г. — в связи с выборами Президента России. Используемые силы и средства прокурорского надзора преследовали одну цель — строгое соответствие деятельности избирательных комиссий законам РФ.

Указанный закон закрепляет общие положения о прокуратуре, понятие прокуратуры и виды прокуратур, организация деятельности органов прокуратуры, система органов прокуратуры, полномочия органов прокуратуры, требования, предъявляемые к работе в данной сфере и т. д.

Актуальность изучения данного вида надзора обусловлена несовершенством отечественного законодательства.

Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Прокурор занимается непосредственной проверкой соблюдения международных договоров РФ и актов, которые содержат общепризнанные принципы и нормы международного права. Все это происходит согласно ст. 15 Конституции РФ (согласно которой все эти нормы являются частью правовой системы страны). Протест может быть принесен: 1) в орган или должностному лицу, которые издали этот акт; 2) в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу органа, издавшего нормативный акт; 3) в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ. Куда конкретно должен быть направлен протест, непосредственно решает прокурор.

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом.

77. СТРУКТУРА ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РФ

Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания.

Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами (далее — суды), опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Как правило, в ходе подготовки о целях, задачах, сроках предстоящей проверки могут быть проинформированы руководители соответствующих поднадзорных объектов, что позволяет последним основательно подготовиться к ее проведению.

Прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов (далее — органы прокуратуры) и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Основные формы использования полномочий со стороны прокурора

Прокуроры районов (городов) осуществляют надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов органами местного самоуправления, районными (городскими) органами федеральной исполнительной власти и их должностными лицами, органами управления коммерческих и некоммерческих организаций и их должностными лицами.

Закона о прокуратуре, проверки исполнения законов прокурор проводит на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором.

В статье 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» перечислены как надзорные функции, так и не надзорные. Чаще проведение проверок поручается органам контроля и вышестоящим органам. На предприятиях, в учреждениях, в организациях проверки преимущественно должны проводиться органами контроля.

Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации.

На прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами.

Прокуратура имеет четко сформулированную цель своей деятельности – это поддержание верховенства закона, а для этого необходимо обеспечить полную законность действий федеральных органов, активно способствовать защите прав и свобод каждого гражданина на территории страны. Также прокуратура обязана защищать интересы общества и государства в целом. Согласно положениям Закона о прокуратуре, основными задачами прокурорского надзора являются:

  1. выявление, предупреждение и пресечение всех нарушений законов, а также установление причин возникновения данных действий;
  2. восстановление прав и интересов граждан, которые были нарушены во время незаконного действия;
  3. принятие мер по наказанию виновных лиц с помощью установленных законом мер привлечения к ответственности;
  4. обеспечение верховенства всех законов Конституции РФ;
  5. создание единого правового пространства для поддержания федерализма и экономической безопасности по всей стране.

Помимо проверки основных законодательных актов, большое внимание прокурорских органов уделяется также подзаконным нормативно-правовым актам (указы Президента РФ, Правительства РФ и других федеральных исполнительных органов).

Аннотация. Рассмотрены понятие и сущность прокурорского надзора за соблюдением федерального законодательства, а также изучена его специфика. В ходе работы были выявлены проблемы, возникающие при выполнении органами прокуратуры возложенных на них обязанностей по надзору за соблюдением федерального законодательства, и предложены возможные пути решения.

Требовать от руководителей органов, за исполнением законов которыми осуществляется прокурорский надзор, предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений. Это могут быть правовые акты, изданные органом; материалы и акты проверок, ревизий, обследований; разного рода разрешения и лицензии; приходно-расходные документы и др.

Должностные лица органов прокуратуры обязаны приступать к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *