Что такое камеральная проверка налоговой декларации в 2022 году

Автор: | 05.01.2022

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое камеральная проверка налоговой декларации в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

\n\n

Как уже отмечалось, камеральная проверка не предполагает обязательного посещения налогоплательщика. Поэтому практически все контрольные мероприятия осуществляются по месту нахождения налогового органа. Для этого в инспекциях созданы специальные отделы камеральных проверок, куда и поступают сданные декларации и расчеты.

\n\n

Сотрудники этих отделов (налоговые инспекторы) в рамках своих повседневных служебных обязанностей при помощи специальных программ проводят указанные выше контрольные мероприятия.

Что такое камеральная проверка

\n\n

Основная цель камеральной проверки — убедиться в правильности формирования налоговых обязательств в декларации или расчете. Другими словами, камеральная проверка может подтвердить, что налогоплательщик верно рассчитал сумму налога, или опровергнуть это. Также в ходе проверки данные из отчетности будут сверены с информацией об уже перечисленных суммах налогов, чтобы установить наличие недоимки или переплаты.

\n\n

Камеральную проверку можно условно разделить на два этапа: автоматизированный контроль и углубленная проверка. Автоматизированный контроль отчетности происходит фактически без участия налоговиков. После того, как данные из декларации (расчета) загружены в информационную систему инспекции, компьютер сам проверяет правильность заполнения строк отчетности и сверяет контрольные соотношения.

\n\n

Также сведения из деклараций «прогоняются» по специальным базам данных — так называемым автоматическим системам контроля (АСК). Самая известная из них — АСК НДС-2, с помощью которой проводится «перекрестная» проверка данных всех деклараций по НДС и выявляются «разрывы» в цепочках формирования добавленной стоимости. То есть обнаруживаются ситуации, когда налог к вычету принимается, а на следующем этапе в бюджет не перечисляется.

\n\n\n

ВНИМАНИЕ. Риск доначислений при камеральной проверке по НДС можно снизить, если заранее сверить с контрагентами полученные и выставленные счета-фактуры.

\n\n

На этом этапе контрольные мероприятия проводит налоговый инспектор. Он должен убедиться, то налогоплательщик не допустил каких-либо нарушений при заполнении декларации и исчислении суммы налога.

\n\n

Для этого инспектор рассылает требования о представлении документов и сведений как самому налогоплательщику, так и иным лицам (в т.ч. контрагентам второго и последующего звеньев). При необходимости возможны допросы свидетелей, проведение экспертиз, выемка документов или осмотр территорий, помещений, документов и предметов.

\n\n

Оформление итогов проверки зависит от того, были ли выявлены нарушения. Если таковых не обнаружено, то по результатам камерального контроля никакой документ (акт, справка и т.п.) не составляется. Однако если в декларации были заявлены суммы к зачету, возврату или возмещению, то фактически результатом камеральной проверки станет соответствующее решение ИФНС о зачете, возврате или возмещении налога. Также зримым результатом «камералки» является отражение сумм, указанных в декларации, по лицевому счету налогоплательщика.

Камеральная налоговая проверка: сроки и порядок проведения

Как уже отмечалось, камеральная проверка не предполагает обязательного посещения налогоплательщика. Поэтому практически все контрольные мероприятия осуществляются по месту нахождения налогового органа. Для этого в инспекциях созданы специальные отделы камеральных проверок, куда и поступают сданные декларации и расчеты.

Сотрудники этих отделов (налоговые инспекторы) в рамках своих повседневных служебных обязанностей при помощи специальных программ проводят указанные выше контрольные мероприятия.

Основная цель камеральной проверки — убедиться в правильности формирования налоговых обязательств в декларации или расчете. Другими словами, камеральная проверка может подтвердить, что налогоплательщик верно рассчитал сумму налога, или опровергнуть это. Также в ходе проверки данные из отчетности будут сверены с информацией об уже перечисленных суммах налогов, чтобы установить наличие недоимки или переплаты.

Налоговый кодекс говорит, что проверять нужно, но не говорит, кого и когда. Главное налоговое ведомство полагает, что проверять следует каждую декларацию. Местные налоговые решают сами. Не исключено, что это делает программа.

Как проводят камеральную проверку

Вы сдаете декларацию и налоговые расчеты, программа в налоговой сверяет контрольные соотношения. Сданная отчетность сопоставляется с данными предыдущего отчетного периода, с движениями средств на расчетном счете и с показателями за этот же период, но по другим налогам.

Если ошибок нет, вы даже не узнаете, что проходили камеральную проверку. О таких проверках налоговая не сообщает.

Сверка может выявить три категории нарушений:

  • ошибки в налоговой отчетности;
  • противоречия между сведениями в предоставленных документах;
  • несоответствие между сведениями, которые предоставили вы, с теми, которые налоговая получила из других источников. Например, от банков или контрагентов.

Если у налоговой возникло подозрение на нарушение, вам об этом сообщат и потребуют исправить ошибки или уточнить сведения. За пять рабочих дней исправьте ошибки и подайте уточненную декларацию, отправьте устное или письменное пояснение в свободной форме. Если подадите позже, вас не накажут, но могут заблокировать счет.

Если нарушений нет, запрашивать у вас первичные документы или требовать объяснений налоговая не имеет права.

Уже проверенная отчетность второй раз не проверяется, даже в другом налоговом органе. Но налоговики могут повторно проверить тот же отчетный период, если вы подали уточненную декларацию.

Если ошибок нет — ничего.

Если в декларации заявлены льготы или предъявлен НДС к возмещению из бюджета, налоговая может запросить подтверждающие документы.

Если выявлены нарушения, налоговая за 10 дней после окончания проверки составит акт, после чего за пять дней вручит его налогоплательщику. У него есть месяц, чтобы подать возражения на акт проверки.

Через месяц, когда срок подачи возражения пройдет, руководитель налоговой за 10 рабочих дней рассмотрит материалы проверки, возражения налогоплательщика, и решит, привлекать ли его к ответственности за налоговое правонарушение или нет.

Если вы не согласны с решением налоговой, есть два способа это решение обжаловать: подать жалобу в вышестоящий налоговый орган, а если его решение вас не устроит, обратиться в арбитражный суд.

Вышестоящий налоговый орган или чиновник рангом выше рассмотрит вашу жалобу на акт налоговой и сделает следующее:

  • ничего. Решение останется в силе, а жалоба — без удовлетворения;
  • отменит или изменит решение налоговой полностью или частично, примет по делу новое решение;
  • отменит решение налоговой полностью.

Жалоба рассматривается полтора месяца. Результаты налоговики сообщат в письме, которое вышлют через три дня после принятия решения.

Арбитражный суд. В суд есть смысл идти только после обжалования акта камеральной проверки в вышестоящем органе. На подачу иска у вас есть три месяца. Срок считают со дня, когда вы узнали о решении по жалобе, или со дня, когда кончился месяц на ответ вышестоящего органа.

Что такое камеральная проверка. Объясняем простыми словами

Налоговый контроль, одной из форм которого является камеральная проверка, базируется на положениях Налогового Кодекса РФ. Законодательные основания разных сторон этой процедуры содержатся в таких пунктах и статьях НК:

  • положение о налоговом контроле – п.1 ст.82, п.1 ст. 87 НК;
  • цели камеральной проверки – п.2 ст.87;
  • что инициирует такую проверку – п.2. ст. 88;
  • о сроках, связанных с процедурой «камералки» – п.2 ст. 6.1, п.2 ст.88;
  • об особенностях дачи объяснений по результатам проверки – п.1 ст.31;
  • о выявлении в отчетности ошибок, нуждающихся в исправлении – п.3 ст.88;
  • о проверке уточненной декларации – п.9.1 ст. 88;
  • об акте по итогам проверки – п.1 ст. 100.

К СВЕДЕНИЮ! Положения, регламентирующие ответственность руководителя за неявку в налоговую по вызову для дачи объяснений,содержатся не в Налоговом кодексе, а в КоАП РФ (ч.1 ст.19.4).

Каждый документ, который предприниматель сдает в ИНФС – расчет, декларация, отчетность по НДС и НДФЛ и др. – подлежит камеральной проверке.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Об этой форме контроля не предупреждают, для нее не нужно получать специальных разрешений ни от предпринимателя, ни от руководителя налоговой. Это «камералка» – рутинная, но неотвратимая.

Проверка производится автоматизировано. Вся ваша отчетность в налоговой вводится в базу данных. При поступлении новой информации показатели автоматически сверяются:

  • с аналогичными показателями за другие периоды;
  • с показателями этого же временного промежутка, но по другим сборам;
  • с бухгалтерскими отчетами.

Вычисленные соотношения должны приблизительно соответствовать контрольным, которые ФНС не держит в секрете. Все контрольные соотношения налогов приведены на сайте ИФНС в разделах «Юридическим лицам» и «Индивидуальным предпринимателям», а конкретно. В рубриках по тому или иному налогу.

ВАЖНО! Прежде чем отправлять любую отчетность налоговикам, налогоплательщик может сам предварительно проверить контрольные соотношения показателей, воспользовавшись специальной опцией, которая есть во многих программах компьютерного бухгалтерского учета.

Если предприниматель подал уточненную декларацию до того, как в налоговой завершилась проверка поданного ранее варианта, то проверка первичной отчетности прекращается, а вместо нее проверяется «уточненка». Сотрудники налоговой инспекции не имеют права подвергать камеральной проверке один и тот же документ дважды.

Результаты камеральной проверки

Если «камералка» пройдена успешно, и ваша отчетность не вызвала вопросов у налоговиков, вам не будет направляться никаких специальных уведомлений. Раз предоставленные вами данные не противоречат имеющимся в налоговой, можете спокойно работать дальше – до следующего отчета и следующей камеральной проверки.

Если автоматизированная проверка выявила ряд несоответствий, налоговики потребуют у предпринимателя объяснений. Это может произойти в таких случаях:

  • в декларации содержатся противоречия с другими сведениями. Которыми располагает ФНС;
  • в декларации по налогу на прибыль показан налоговый убыток;
  • уточненная декларация содержит меньшую сумму налога, чем первичный вариант;
  • прописаны те или иные льготы;
  • налоги касаются использования природных ресурсов;
  • в отчетности заявлено о возмещении НДС.

Все эти моменты нужно будет объяснить, о чем предприниматель будет извещен налоговой одним из следующих способов:

  • лично (требование вручается под роспись);
  • заказным почтовым отправлением;
  • электронным письмом.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если вы получили требование в электронной форме, то в течение 6 дней нужно подтвердить его прием. Иначе еще через декаду рискуете оказаться с заблокированным расчетным счетом.

После получения требования у вас есть 5 дней для подготовки и дачи объяснений в произвольной форме. Предприниматель может:

  1. Подать уточненную декларацию, при этом ее ожидает новая проверка.
  2. Дать пояснения в письменной форме (по некоторым налогам ФНС рекомендует определенные формы, но использовать исключительно их предприниматель не обязан).
  3. В случае вызова необходимо явиться в налоговую и дать объяснения лично. При неявке руководство рискует штрафом в 2-4 тыс.руб. за невыполнение требований налогового органа.

Если в ходе камеральной проверки выявлены нарушения, вместе с получением объяснений от налогоплательщика налоговики могут предпринимать ряд дополнительных мер:

  • проверка документов предпринимателя;
  • требование документов и сведений у партнеров и конкурентов (ст. 93.1 НК РФ);
  • опрос свидетелей (ст.90);
  • экспертиза, возможно, с привлечением сторонних экспертов – ст.95;
  • осмотр помещения, имущества, предметов и т.п. – только с добровольного согласия налогоплательщика (ст.91-92).

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! В ходе этих дополнительных мер налоговики должны искать подтверждения выявленным нарушениям, а не заниматься поиском новых.

После всех процедур проверки, вариантов принятого налоговой решения может быть всего 2:

  • фиксация правонарушения с привлечением к ответственности (чаще всего, это выписанный штраф);
  • отказ в привлечении к ответственности (вместо штрафа может быть указана недоимка, подлежащая возмещению, и размер пени).

Если не согласен с камеральной проверкой

Если налогоплательщик не согласен с выявленными в ходе камеральной проверки нарушениями или с предложенными мерами по их устранению, он может подать свои возражения на акт проверки после его вручения. Руководитель налоговиков должен на их основе принять решение об ответственности предпринимателя. Для этого он должен дополнительно рассмотреть результаты проверки.

К СВЕДЕНИЮ! Налогоплательщик должен быть уведомлен о рассмотрении материалов проверки, иначе принятое решение может быть обжаловано.

В таблице приведены временные промежутки, определенные законом для различных действий в ходе камеральной проверки.

Действие налогового органа или налогоплательщика Временные рамки
1 Начало камеральной проверки Сразу после подачи документа
2 Завершение камеральной проверки Максимум 3 месяца
3 Необходимость отреагировать на выявленные нарушения (направить уточненную декларацию или дать объяснения) 5 рабочих дней с момента получения требования
4 Представление истребованных в ходе проверки документов 10 дней после требования
5 Составление акта о результатах проверки 10 дней после окончания
6 Вручение акта проверяемому предпринимателю 5 дней после составления
7 Выражение несогласия с актом камеральной проверки 15 суток со дня получения акта
8 Вынесение решения с учетом приведенных возражений 10 дней после подачи
9 Продление срока на вынесение решения Не более чем на 1 месяц
10 Вручение решения налогоплательщику В течение 5 дней после вынесения
11 Вступление в силу решения о привлечении к ответственности в результате «камералки» Через 10 дней со дня вручения

Рекомендуем также изучить в Интернете:
Письмо ФНС России от 16.07.2013 №АС-4-2/12705@ «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок»

Камеральная проверка – это проверка конкретной декларации/расчета (далее – декларация), проводимая по месту нахождения ИФНС на основе этой декларации и документов/сведений, которые представлены плательщиком, а также имеются в распоряжении налоговиков. Иными словами, это проверка налоговиками в инспекции конкретной декларации на основе имеющихся данных.

Далее мы расскажем об общем порядке проведения камеральных проверок, а потом остановимся на нюансах камеральных проверок некоторых деклараций, так как проверки отдельных деклараций имеют свои особенности.

В ст. 88 НК РФ, где введено это понятие, сам термин не расшифровывается, но его определение следует из системного толкования норм. Понятно, что в ходе процедуры налоговики проверяют правильность расчетов, а вот что значит камеральная проверка налоговой декларации в данном контексте: это контроль по документам, предоставленным налогоплательщиком или уже имеющимся в ИФНС, но без дополнительного вызова в инспекцию. Это внутреннее контрольное мероприятие.

Что такое камеральная налоговая проверка и для чего она нужна

Налоговики разъясняют, что значит поступили сведения о ходе камеральной налоговой проверки декларации: это означает, что в отношении поданного отчета ведутся контрольные мероприятия. На первом этапе контроль проводится в виде сверки. Отчетность проверяется на наличие ошибок, опечаток и т. д. Предоставленные данные сопоставляются с данными за предыдущий период, со сведениями о движении по расчетным счетам, с показателями по другим сборам за тот же период.

Где посмотреть, что поступили сведения о ходе камеральной налоговой проверки декларации, — вся информация доступна в личных кабинетах налогоплательщиков (физических лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц) на официальном сайте ФНС.

Какого-либо специального решения руководства для начала контроля не требуется, процедура проводится уполномоченными специалистами в течение 3 месяцев с момента предоставления отчетных форм. Уведомление о начале плательщику не направляется. Отдельно срок камеральной проверки декларации по косвенным налогам в ст. 88 НК РФ не установлен, но в этой правовой норме сделано исключение для НДС, по нему проверочные мероприятия продолжаются всего два месяца.

Установлены и сроки камеральной проверки налоговой декларации — 3 месяца с момента истечения срока для предоставления отчетности. Такие проверочные мероприятия осуществляются на основании имеющихся у ИФНС данных.

Иногда встречается вопрос: что такое ход камеральной налоговой проверки декларации номер 18907007 — по логике, это полный цикл контрольно-аналитических мероприятий, от сверки расчетов до подведения итогов, касается это проверки 3-НДФЛ физических лиц. Юрлицам и ИП такие сообщения не отправляют.

Если нарушений в ходе контроля не выявлено, никаких дополнительных действий ИФНС не предпринимает. Но если наличие нарушений установлено, составляется акт (по КНД 1160098) в течение 10 дней после окончания проверочных мероприятий. В акте указываются сведения о камеральной проверке декларации и ее результаты, а копия документа уже в течение пяти дней вручается налогоплательщику.

Плательщику законом дан месяц, чтобы подать возражения на акт. После истечения этого срока руководитель ИФНС решит вопрос о привлечении плательщика к ответственности за правонарушение в области налогов. Результаты оспаривают в вышестоящей инстанции и в Арбитражном суде.

КНП — это контроль деклараций на правильность расчета налогов. Как только ФНС получает налоговую отчетность, то сразу начинает проверку. КНП проводят в зависимости от частоты сдачи налоговой отчетности:

  • ежеквартально по НДС и налогу на прибыль;
  • ежегодно по налогу на имущество, 3-НДФЛ (вместо налога на прибыль для ИП на общей системе налогообложения) и по налогу для компаний и ИП на упрощенной системе налогообложения, НДФЛ и страховым взносам.

Налоговая проверяет только тот отчетный период, за который подана декларация. КНП проводится непосредственно в налоговой инспекции без участия налогоплательщика.

ФНС может проводить общую или углубленную проверку. При общей проверке сотрудники ФНС загружают в программу АИС «Налог-3» данные полученных деклараций. Программа проводит анализ: пересчитывает суммы налогов, сопоставляет показатели отчетного периода (выручку, расходы) с предыдущим. Если никаких противоречий между показателями не обнаружено и налоги рассчитаны верно, то ФНС завершает проверку.

Если в декларации будут обнаружены расхождения с данными других отчетностей или банковских выписок, то ФНС начнет более глубокую проверку. Чтобы провести детальный анализ, налоговая может:

  • затребовать дополнительные документы;
  • допросить руководителя компании и других сотрудников, а также контрагентов;
  • назначить экспертизу документов, печатей, подписей;
  • выехать к налогоплательщику по месту ведения деятельности.

Если ФНС обнаружит ошибки, то направит налогоплательщику требование представить пояснения или уточнить налоговую декларацию, т.е. пересчитать налог.

Что такое камеральная налоговая проверка

Камеральная проверка позволяет выявить ошибки налогоплательщиков, которые они допустили при составлении отчетности.

Рассмотрим варианты развития событий при получении сообщения от проверяющих о выявленных несоответствиях (ст. 88 НК РФ).

Если налогоплательщик обнаруживает ошибки и противоречия, которые ведут к занижению суммы налога к уплате, необходимо внести поправки и предоставить уточненную декларацию (отчет) не позднее 5 рабочих дней (п. 1 ст. 81, ст. 88 НК РФ). Предоставление корректировки допускается и при выявлении каких-либо иных ошибок (ст. 81 НК РФ).

Как правило, налогоплательщики дополнительно с уточненкой предоставляют пояснения. Данное право предоставляется ст. 21, 24 НК РФ. Пояснения необходимы также в том случае, когда налогоплательщик согласен с налоговиками лишь частично.

При предоставлении уточненной декларации по ней начинается новая камеральная проверка. Камеральная проверка по предыдущей отчетности считается законченной (п. 9. 1 ст. 88 НК РФ).

Несмотря на то что камеральная проверка считается законченной, предоставленные по ней документы могут быть использованы сотрудниками налоговых служб при проведении других камеральных проверок или осуществлении каких-либо налоговых процедур (ст. 88 НК РФ).

Налогоплательщики не всегда соглашаются с ошибками, выявленными проверяющими во время камеральной проверки. В таком случае будет достаточно предоставления пояснений по данному вопросу и оправдательных документов (ст. 88 НК РФ). Сотрудники налоговых органов обязаны их принять и рассмотреть (п. 5 ст. 88 НК РФ).

О том, как оформить пояснения для налоговых органов, читайте в статье «Пояснительная записка в налоговую по требованию – образец».

Налоговики на основании предоставленных пояснений производят сопоставление показателей с уже имеющимися в их информационной базе сведениями (пп. 1, 5 ст. 88 НК РФ).

Если проверяющие сочтут предоставленные пояснения и доказательства неудовлетворительными, они вправе вызвать налогоплательщика в налоговую инспекции для дачи дополнительных пояснений (ст. 31 НК РФ).

О процедуре проверки уточненной декларации читайте в материале «Инспекция “прокамералит” вашу уточненку полностью».

Камеральная проверка проводится налоговиками при получении каждой декларации или расчета. Срок проведения проверки не может превышать 3 месяцев, а декларации по НДС — 2 месяцев (за редким исключением). Проверка, как правило, проходит в автоматическом режиме. Система анализирует декларацию по контрольным соотношениям. Если разрывов нет, то проверка на этом и заканчивается. Если есть, налоговики приступают к более углубленному изучению представленной информации.

  • Общее понятие
  • Цели и сроки камеральной проверки
  • Этапы проведения
  • Что такое камеральная проверка декларации 3-НДФЛ
  • Результаты аудита

Если говорить простыми словами, то налоговая служба назначает камеральную проверку после того, когда организация, ИП или физическое лицо сдало в ИФНС декларацию о доходах за указанный период времени. Для контроля соответствия деятельности компании необязательно присутствие инспектора у налогоплательщика. Все действия по камеральной проверке проводятся в инспекции по месту регистрации предпринимателя и физлица. Частота назначения аудитов зависит от периодичности сдачи отчетности в ФНС.

Важно помнить, что существуют строго определенные сроки сдачи для каждого налогового сбора. Нарушение сроков подачи заявления более чем на 10 дней может привести к тому, что ФНС направит постановление о блокировке банковских счетов компании. Восстановление активов возможно только на следующий день после предоставления в налоговую инспекцию заполненной декларации и отчетности.

Что такое камеральная налоговая проверка?

Все мероприятия, входящие в камеральную проверку, можно условно поделить на два этапа:

  1. Автоматизированный контроль. Он проходит без участия налоговых инспекторов. После загрузки данных декларации в информационную систему ФНС компьютер проверяет правильность заполнения отчета. Кроме того, полученные сведения «прогоняют» через базы автоматического контроля для перекрестного анализа. В ходе подобных действий могут обнаружить ситуации отсутствия перечислений в бюджет или другие нарушения.
  2. Углубленный анализ. Он проводится при наличии несоответствии данных в ходе камеральной проверки. Также расширенный контроль назначается, если в отчетности указаны льготы и сумма НДС к возмещению, при проведении ревизии по налогам на природные ресурсы.

В рамках углубленного анализа сотрудник ФНС может направить уведомление о выявленных нарушениях, потребовать пояснение или запросить уточненную налоговую декларацию.

Индивидуальные предприниматели, нотариусы, частные адвокаты, физические лица, которые хотят получить социальный и имущественный вычет по налогу, должны предоставить декларацию. В форме 3-НДФЛ указывают все доходы, которые были получены в течение отчетного года. Камеральная проверка проходит на тех же основаниях и условиях, как и для юридических лиц. Срок выполнения – 3 месяца со дня получения декларации в ФНС. В это время анализируют:

  • полноту и правильность заполнения документов;
  • корректность применения налоговых ставок и льгот;
  • соответствие текущих данных показателям других отчетов (например, справке 2-НДФЛ);
  • обоснованность применения вычетов.

При проведении камеральной проверки инспекторы ФНС могут запросить у физического лица дополнительные данные. При обнаружении противоречий и ошибок в отчете у гражданина потребуют предоставить пояснения или исправить декларацию 3-НДФЛ в течение 5 рабочих дней. В таком случае отсчет нового срока камеральной проверки начнется с момента выполнения физлицом требований налоговой инспекции.

Если при проведении камеральной проверки инспекторы ФНС не нашли ошибки, то официально она завершается без отправления уведомлении. При выявлении нарушения в течение 10 рабочих дней оставляется акт, где подробно описываются выявленные неточности. Не позднее пятого дня отчет вручается налогоплательщику. Если он согласен с ошибками, то придется выплатить дополнительные начисления. Если подается уточненная налоговая декларация, то начинается новая камеральная проверка. При возникновении несогласий с недочетами, зафиксированными в отчете, в ФНС направляется возражение и документы, на рассмотрение которых дается еще один месяц.

Камеральную проверку проводят в отношении всех налоговых отчетностей, которые подаются в инспекцию. Поэтому при подаче документов следует тщательно их составлять, чтобы исключить недочеты и повторные аудиты.

  • Истребовать документы у налогоплательщика
  • Истребовать информацию у контрагентов и других лиц
  • Допросить свидетелей
  • Провести экспертизу
  • Запросить переводчика (эксперта)
  • Осмотреть документы и вещи (с согласия налогоплательщика)

Это возможно, если:

  • в декларации по НДС есть несовпадения с отчетностью контрагента;
  • замечены расхождения со сведениями, которые уже есть у инспекторов;
  • не хватает обязательных документов;
  • заявлена сумма НДС к возврату;
  • есть заявка на льготы;
  • в расчете по взносам присутствуют суммы, которые не облагаются, или пониженные тарифы;
  • отчеты касаются налогов, которые связаны с использованием природных ресурсов;
  • декларация по налогу на прибыль или НДФЛ отправлена участником договора инвесттоварищества;
  • уточненка сдана больше чем через два года после первой декларации.

За каждый несданный документ грозит штраф в 200 руб.

Порядок проведения камеральной налоговой проверки — 2020

Отдельно рассмотрим этот вопрос, так как суд в начале текущего года четко определил, какие документы налоговая вправе истребовать, проводя камералку по НДС.

Компания подала декларацию, заявив в ней налог к возмещению. ИФНС дополнительно истребовала большой пакет документов, но организация решила, что эта информация напрямую не относится к вычетам, и обратилась в арбитражный суд Северо-Западного округа. Тот принял сторону компании, отметив, что налоговики могли потребовать лишь счета-фактуры и первичные документы.

При этом были также запрошены:

  • договоры;
  • акты сверки;
  • акты о зачете взаимных требований;
  • расшифровки дебиторской и кредиторской задолженностей;
  • доверенности.

Инспекция сослалась на утверждение, что эти сведения подтверждают договорные отношения и выполнение взаимных обязательств, а они необходимы для проверки по ст. 54.1 НК РФ. Но, по мнению АС, данная статья не определяет схему камеральной проверки и, следовательно, не способна снять ограничения.

Остались вопросы? Позвоните по номеру (831)2-333-666, и наши менеджеры расскажут подробности о системе, покажут, как она работает, и предоставят демоверсию.

С 1 января 2015 года существенно расширился перечень случаев, когда налоговики могут истребовать у налогоплательщика документы дополнительно к представленной декларации по НДС. Конечно, в первую очередь это связано с тем, что с 2015 года налоговая служба ввела механизм, позволяющий отслеживать всю «цепочку» прохождения НДС от производителя до конечного покупателя.

Камеральная проверка уже давно рассматривается налоговиками значительно шире, чем просто контроль правильного расчета суммы налога с дальнейшим занесением данных в базу, чтобы проконтролировать срок его уплаты. Вот список операций, которые совершаются при любой «камералке»:

  1. проверка сопоставимости показателей налоговой декларации (расчета) с показателями налоговой декларации (расчета) предыдущего отчетного (налогового) периода;
  2. взаимоувязка показателей проверяемой налоговой декларации (расчета) с показателями налоговых деклараций (расчетов) по другим видам налогов и бухгалтерской отчетностью;
  3. проверка достоверности показателей налоговой декларации (расчета) на основе анализа всей имеющейся в налоговом органе информации.

У крупнейших налогоплательщиков дополнительно проводится:

  1. анализ показателей выручки, рентабельности, налоговой нагрузки;
  2. сравнительный анализ показателей выручки, рентабельности, налоговой нагрузки анализируемого налогоплательщика со средними показателями по виду экономической деятельности и показателями по однородным налогоплательщикам, выявление высоких налоговых рисков;
  3. анализ причин снижения налоговой нагрузки;
  4. выявление «проблемных» контрагентов;
  5. мониторинг налоговой базы налогоплательщика в сравнении с предыдущими периодами;
  6. анализ сделок, повлиявших на снижение налоговой базы.

Камеральная налоговая проверка — это проверка соблюдения налогоплательщиком налогового законодательства на основе представленных им декларации (расчета) и имеющихся у налогового органа данных / документов. Проверка проводится по месту нахождения налоговой инспекции (в отличие от выездной налоговой проверки, в рамках которой проверяющие выезжают в офис проверяемого налогоплательщика).

Порядок, сроки и особенности проведения проверки регулируются ст. 88 Налогового кодекса РФ. Также инспекция в ходе проведения проверки учитывает рекомендации по проведению камеральных проверок, выпущенные вышестоящим налоговым органом (например, в Письмах Федеральной налоговой службы России от 16.07.2013 №АС-4-2/12705 «О рекомендациях по проведения камеральных налоговых проверок», от 27.07.2018 №ММВ-20-15/85@ «О сокращении сроков камеральной проверки» налоговых деклараций по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и (или) подакцизную спиртосодержащую продукцию и др.).

Глубина камеральной проверки строго ограничиваются данными представленной декларации / расчета как в отношении проверяемого налога, так и в отношении периода проверки. Инспекция ни при каких обстоятельствах не сможет попутно проверить иной налог (не тот, по которому представлена декларация) или охватить период за пределами того, по которому отчитался налогоплательщик.

Полномочия инспекции в ходе проведения камеральной проверки также существенно ограничены законодательством. Подробнее об этом мы поговорим ниже.

Полномочия инспекции в ходе камеральной проверки существенно ограничены положениями Налогового кодекса РФ. Проверяющие могут проводить следующие мероприятия налогового контроля:

  • истребование у проверяемого лица документов исключительно в прямо установленных Налоговым кодексом РФ случаях (п. 7 ст. 88 НК РФ);
  • истребование у проверяемого налогоплательщика пояснений как письменных, так и посредством вызова в инспекцию (пп. 4 п. 1 ст. 31, п. п. 3, 6, 8.8 ст. 88 НК РФ);
  • «встречные» проверки, т.е. направление запроса на информацию, документы контрагентам проверяемого лица (ст. 93.1 НК РФ);
  • осмотр помещений, территорий, документов и предметов в допустимых законодательством случаях (п. 1 ст. 92 НК РФ);
  • допрос свидетелей (пп. 12 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 90 НК РФ);
  • назначение экспертизы (пп. 11 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 95 НК РФ, п. 5 Письма ФНС России от 29.12.2012 N АС-4-2/22690).

Проведение данного мероприятия возможно только при проведении камеральной проверки декларации по НДС, а также деклараций неплательщиков НДС (по УСН, ЕСХН, единой (упрощенной) декларации) в следующих ситуациях (п. 1 ст. 92 НК РФ):

  • в декларации заявлена сумма НДС к возмещению;
  • выявлены противоречия декларации по НДС или расхождение показателей с данными отчетности контрагентов, которые приводят к занижению налога к уплате или завышению налога к возмещению;
  • выявлены несоответствия между сведениями, содержащимися в декларации (отчете об операциях с прослеживаемыми товарами), и сведениями в отчете об операциях с такими товарами, представленном другим налогоплательщиком.

Перед проведением осмотра налоговый инспектор должен предъявить мотивированное постановление о проведении осмотра, а также служебное удостоверение (п. 1 ст. 92, п. 1 ст. 91 НК РФ).

Перечень оснований для проведения осмотра в ходе камеральной налоговой проверки является закрытым. Ни в каких других случаях налоговый орган произвести осмотр не вправе. Если все же вопреки запрету инспекция проведет осмотр вашей территории без наличия законных оснований и использует доказательства, полученные в ходе такого осмотра, при вынесении решения о привлечении к ответственности, вы имеете право требовать исключения полученного доказательства из пула доказательств, положенных в обоснование выводов решения. При этом если это доказательство является ключевым, то его исключение может привести к отмене решения налогового органа и отраженных в нем доначислений. Так произошло, к примеру, в споре, рассмотренном в Арбитражном суде Центрального округа (постановление от 26.12.2017 по делу №А54-223/2017). Суд установил, что в основу оспариваемого решения инспекции по результатам камеральной налоговой проверки декларации по ЕНВД было положено доказательство, полученное в ходе осмотра. При этом при проведении камеральной проверки налоговой декларации ЕНВД осмотр в порядке ст. 92 НК РФ недопустим. Следовательно, решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности является недействительным как основанное на доказательстве, полученном с нарушением закона.

Подробно о проведении осмотров территорий налоговыми органами мы уже писали.

Камеральная проверка декларации по НДС имеет свои особенности.

Во-первых, для нее установлен сокращенный срок — два месяца (п. 2 ст. 88 НК РФ). У инспекции есть право его продлить до 3-х месяцев в случае выявления признаков налоговых нарушений (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Во-вторых, если в декларации заявлена сумма НДС к возмещению, то у «благонадежных» налогоплательщиков проверка может быть проведена в сжатые сроки — за один месяц. Для этого должен быть соблюден ряд условий. Условия и порядок проведения такой сокращенной проверки закреплены Письмом ФНС России от 06.10.2020 №ЕД-20-15/129.

Среди обязательных условий:

  • не представлено заявление о применении заявительного порядка возмещения НДС;
  • налогоплательщик относится к низкому, среднему либо неопределенному уровню риска (по данными ПП «Контроль НДС»);
  • в предшествующий период подтверждено возмещение НДС более 70 % от суммы налога, заявленной к возмещению;
  • более 80% вычетов по НДС от общей суммы заявленных вычетов приходится на контрагентов низкого, среднего либо неопределенного уровней риска, при этом не менее 50% суммы налоговых вычетов относится к контрагентам, указанным в налоговой декларации за предшествующий налоговый период;
  • сумма уплаченных налогов за три года (36 месяцев), предшествующих периоду проверяемой декларации, превышает сумму налога заявленной к возмещению из бюджета по такой декларации (расчет суммы налогов осуществляется с учетом письма ФНС России от 23.07.2010 №АС-37-2/7390).

Если все эти условия соблюдены и не выявлены признаки налоговых нарушений, решение о возмещении НДС может быть принято в месячный срок. При этом данный месячный срок определяется со дня истечения предельного срока, установленного для представления декларации (т.е. 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом), а не с даты фактического представления или получения декларации инспекцией.

Если по истечении одного месяца налоговым органом будут выявлены ошибки, противоречия, признаки нарушений налогового законодательства, то срок проверки будет увеличен до общего срока — 2 месяца с правом продления до 3-х месяцев.

Вы можете прочитать подробную Инструкцию по возмещению НДС из бюджета.

В-третьих, для иностранных организаций, которые являются плательщиками «налога на Google» (оказывающей услуги в электронной форме) установлен специальный увеличенный срок — 6 месяцев со дня представления такой иностранной организацией налоговой декларации НДС.

Если по результатам проверки нарушений не выявлено, то об окончании проверки налогоплательщику не сообщат, т.к. составление каких-либо документов по нерезультативным «камералкам» не предусмотрено. Исключением является ситуация, когда по результатам проверки инспекция сама должна совершить какие-либо действия, например, возместить НДС. В таком случае выносится соответствующее решение (о возмещении налога).

Если же проверяющие установят нарушения налогового законодательства, они фиксируют их в Акте камеральной налоговой проверки. Акт составляет в течение 10 рабочих дней после окончания проверки.

Налогоплательщик, в свою очередь, наделен правом представить возражения на акт в месячный срок после его получения и впоследствии лично принять участие в рассмотрении материалов налоговой проверки (п. 5 ст. 88, п. п. 1, 6 ст. 100 НК РФ).

По результатам рассмотрения материалов проверки и возражений инспекция, как правило, принимает окончательное решение по проверке (о привлечении или об отказе в привлечении к налоговой ответственности). В исключительных случаях, инспекция может предварительно назначить дополнительные мероприятия налогового контроля, если проверяющим не хватает данных для принятия итогового решения. Срок таких мероприятий не может превышать месяц. Как уже говорилось, на практике по камеральным проверкам такое решение принимают редко.

Итоговое решение налогоплательщик вправе обжаловать в вышестоящий налоговый орган, а затем в суд.

Как и зачем обжаловать решения налоговых органов читайте в статье.

В ряде случаев проведение камеральной проверки прекращается из-за признания поданной декларации (расчета) непредставленной. В частности, это может случиться при установление следующих обстоятельств (п. 4.1 ст. 80 НК РФ):

  1. подписание налоговой декларации (расчета) неуполномоченным лицом;
  2. дисквалификация на момент подписания декларации физического лицо, имеющего право без доверенности действовать от имени налогоплательщика, или внесение в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений об указанном лице;
  3. смерть физического лица ранее даты подписания налоговой декларации (расчета) усиленной квалифицированной электронной подписью этого физического лица;
  4. неустранение в пятидневный срок несоответствий показателей представленной налоговой декларации по НДС контрольным соотношениям, утвержденным ФНС (п 5.3 ст. 174 НК РФ в ред. с 1 июля 2021 года).
  5. неустранение в пятидневный срок ошибок в расчете по страховым взносам (п. 7 ст. 431 НК РФ);

Если декларация признана непредставленной, проверка прекращается в день направления вам соответствующего уведомления (п. 9.1 ст. 88 НК РФ). Если непредставленной будет признана уточненная декларация инспекция возобновит проверку ранее представленной первичной декларации.

  1. Налогоплательщик подает налоговую декларацию

  2. Данные отчета регистрируются в автоматизированной информационной системе ИФНС

  3. Показатели декларации проверяются по контрольным соотношениям – свои для каждого налога

  4. Показатели текущего периода анализируются и сопоставляются с аналогичными показателями прошлого периода

  5. Показателей представленной декларации сравниваются с показателями в иной отчетности, в частности, с отчетами по другим налогам – с целью выявления явных расхождений.

  6. Если после всех действий налоговики не выявили ошибок, противоречий или каких-либо нарушений, то у инспекции нет оснований проводить глубокую камеральную проверку. На этом «камералка» успешно заканчивается.

  7. Если в декларации выявлены противоречия, ошибки, нарушения – налогоплательщику высылаются требование о представлении документов либо пояснений, а уже потом, если из документов или пояснений не удается установить причину противоречий либо если подтверждены ошибки и нарушения, составляется акт камеральной налоговой проверки.

  1. Противоречия и ошибки в декларациях
    Если выявлена техническая (счетная) ошибка либо явные несоответствия финансовых показателей в декларации налоговики потребуют предоставить пояснения либо корректировку (сдать уточненную налоговую декларацию)

  2. Возмещение НДС
    В ходе камералки по НДС, где налог заявлен к возмещению из бюджета, как правило, документы запрашивают всегда, а не только когда есть противоречия и расхождения.

  3. Подача уточненной декларации
    Если подается «уточненка», в которой увеличена сумма убытка либо уменьшен налог к уплате, – налоговики вправе требовать «первичку», счета-фактуры, регистры налогового учета

  4. Льготы в декларациях
    Если компания воспользовалась какими-либо льготами, то налоговики вправе запросить документы и пояснения, подтверждающие данную льготу

  5. Декларация по прибыли с убытком
    В ходе камеральной проверки декларации по налогу на прибыль ИФНС вправе направить компании требование о представлении пояснений, обосновывающих размер убытка.

Федеральная налоговая служба в связи с вступлением в силу с 01.01.2021 Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон N 325-ФЗ), которым статья 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) дополнена пунктом 1.2., расширяющим полномочия налоговых органов в части проведения камеральных налоговых проверок в случае непредставления налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) в отношении доходов, полученных налогоплательщиком от продажи либо в результате дарения недвижимого имущества, на основании имеющихся у налоговых органов документов (информации) о таком налогоплательщике и об указанных доходах, сообщает следующее.

Предварительный расчет сумм налога с доходов физических лиц, полученных от продажи либо в результате получения в дар недвижимого имущества, осуществляется в ПК АИС «Налог-3» в ветке «Налоговое администрирование\Физические лица\4.02. Контрольная работа ФЛ — НДФЛ\02. Расчеты НДФЛ по продаже и (или) дарению объектов недвижимости». В дальнейшем сведения из данной ветки поступают для проведения камеральной налоговой проверки.

При автоматизированном расчете учитывается, что для доходов от продажи недвижимого имущества, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1.1 статьи 224 Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 статьи 220 Кодекса.

Проведение камеральной налоговой проверки в соответствии с пунктом 1.2. статьи 88 Кодекса и оформление её результатов осуществляется в ветке «Налоговое администрирование\Контрольная работа (налоговые проверки)\122. Камеральная налоговая проверка НДФЛ\04. Реестр расчетов по продаже и (или) дарению объектов недвижимости в подлежащих КНП в соответствии с п. 1.2 ст. 88 НК», в которой по сроку соответствующему дню, следующему за днем истечения установленного срока уплаты налога на доходы физических лиц, формируется указанный реестр.

При подтверждении по результатам проверки факта неисполнения налогоплательщиком обязанности по представлению налоговой декларации, установленной пунктом 1 статьи 229 Кодекса, налоговым органом применяются меры ответственности, предусмотренные пунктом 1 статьи 119 Кодекса, с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения.

Обращается внимание, что в ПК АИС «Налог-3» технологическим процессом 103.06.06.00.0160 «Расчет НДФЛ и камеральная налоговая проверка на основе имеющихся у налоговых органов документов (информации) о продаже либо дарении недвижимого имущества», в рамках которого реализовано проведение вышеуказанной камеральной налоговой проверки, не предусмотрено автоматическое закрытие камеральной проверки по истечении трехмесячного срока.

Учитывая изложенное, а также прогнозируемое увеличение нагрузки в связи с вступлением в силу Закона N 325-ФЗ, в целях недопущения нарушения сроков, установленных пунктом 1.2. статьи 88 Кодекса, необходимо организовать работу территориальных налоговых органов для обеспечения проведения и своевременного завершения камеральных проверок.

Руководителям (исполняющим обязанности руководителей) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальникам (исполняющим обязанности начальников) межрегиональных инспекций ФНС России по федеральным округам (с двухуровневой системой управления) необходимо довести настоящее письмо до территориальных налоговых органов и обеспечить его применение.

Государственный советник
Российской Федерации
2 класса
А.В. Егоричев

Для того чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к Налоговому кодексу.

Налоговый кодекс РФ Статья 88, пункт 1.2:

Камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня, следующего за днем истечения установленного срока уплаты налога по соответствующим доходам.

Проще говоря, налогоплательщик сдает свою налоговую декларацию. Специальная программа в ИФНС регистрирует ее в этот же день. А на следующий день уже начинается сама камеральная налоговая проверка, которая, как говорит нам Налоговый кодекс, длится три месяца.

Есть случаи, когда налоговая откамераливается раньше. Такое бывает, когда налоговая успевает выполнить все мероприятия, необходимые для проверки, досрочно. Это и проверка налоговой декларации на арифметические ошибки, и сравнение показателей отчетного периода с показателями предыдущего, об этом мы рассказывали в предыдущей статье.

В то же время налоговики могут продлить камеральную налоговую проверку еще на один месяц. Такое случится, если они обнаружат ошибки и расхождения в предоставленной отчетности. Этот месяц ИФНС потратит на углубленную проверку декларации. Инспекторы запросят у налогоплательщика дополнительную информацию и будут её изучать.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *